Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.10.2016 N 13АП-23170/2016 ПО ДЕЛУ N А56-32847/2016

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 октября 2016 г. N 13АП-23170/2016

Дело N А56-32847/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 18 октября 2016 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Пермяковой Е.П.
при участии:
- от заявителя: Щеголькова В.У. по доверенности от 04.05.2016;
- от заинтересованного лица: Тепловой А.А. по доверенности от 13.04.2016;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (регистрационный номер 13АП-23170/2016) на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.07.2016 по делу N А56-32847/2016 (судья Синицына Е.В.), принятое
по заявлению Товарищества собственников жилья "Шлиссельбургский-2"
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
о признании недействительными предписания и акта проверки
установил:

Товарищество собственников жилья "Шлиссельбургский-2" (192076, г. Санкт-Петербург, пр. Шлиссельбургский, д. 2 к. 1, 2, 4 п., ОГРН 1067847014971, далее - заявитель, ТСЖ "Шлиссельбургский-2") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (195122, г. Санкт-Петербург, пр. Малоохтинский, д. 68 лит. А, ОГРН 1037867000115, далее - инспекция, ГЖИ) о признании недействительными акта проверки и предписания от 27.04.2016 N 09/5520-р в части выводов о неправильном расчете платы за коммунальные услуги по горячему и холодному водоснабжению и обязании заявителя произвести перерасчет размера платы за коммунальные услуги по горячему и холодному водоснабжению в соответствие с законодательством.
Решением суда от 08.07.2016, производство по делу в части требования о признании недействительным акта ГЖИ Санкт-Петербурга от 27.04.2016 N 09/5520-р прекращено. В остальной части заявленные требования удовлетворены, оспариваемое предписание ГЖИ Санкт-Петербурга от 27.04.2016 N 09/5520-р признано недействительным.
Не согласившись с решением суда, ГЖИ Санкт-Петербурга направила апелляционную жалобу, в которой просила решение суда отменить в связи с неправильным применением норм материального права.
В судебном заседании представитель ГЖИ Санкт-Петербурга поддержал доводы апелляционной жалобы, не согласившись с выводами суда относительно установленных обстоятельств дела, поскольку расчет в спорной квартире по горячему и холодному водоснабжению должен производиться исходя из фактически израсходованной горячей воды.
Представитель ТСЖ "Шлиссельбургский-2" с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, свои доводы изложил в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность, обоснованность обжалуемого решения проверены по основаниям и в порядке, предусмотренными статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, 19.04.2016 Государственной жилищной инспекцией Санкт-Петербурга на основании распоряжения от 18.04.2016 N 09/5520-Р проведена внеплановая проверка ТСЖ "Шлиссельбургский-2" за соблюдением управляющей компанией положений Жилищного кодекса Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов". Основанием для проведения проверки послужило обращение собственников квартиры N 154 о неправильном исчислении платы за коммунальные услуги по горячему и холодному водоснабжению многоквартирного дома N 2 корп. 2 по проспекту Шлиссельбургскому города Санкт-Петербурга.
По результатам проверки инспекцией выдано предписание N 09/5520-р об устранении ТСЖ выявленных нарушений, а именно,
- прекратить производить начисления с нарушениями подпунктов а), д) пункта 85 Правил N 354,
- произвести перерасчет размера платы по статьям "ХВС", "ГВС", "Водоотведение" по лицевому счету квартиры N 154 по счету-квитанции, выставленному в январе 2016 года.
Ссылаясь на незаконность акта проверки и предписания, ТСЖ "Шлиссельбургский-2" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования в части признания оспариваемого предписания недействительным, в полном объеме оценил обстоятельства дела, правильно применив нормы материального и процессуального права.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, требование о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными решения или действий (бездействия) органов, должностных лиц может быть удовлетворено судом при наличии одновременно двух условий: оспариваемые акты (решение, действия, бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Частью 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных жилищным законодательством, в том числе по использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности, законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Согласно части 5 статьи 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, являющиеся государственными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований. Аналогичное положение содержится в статье 17 Закона N 294-ФЗ.
Таким образом, инспекция в пределах осуществления государственного жилищного надзора обязана выдать предписание при наличии нарушения требований, установленных жилищным законодательством.
В данном случае, предметом спора является предписание ГЖИ Санкт-Петербурга от 27.04.2016 N 09/5520-р о необходимости проведения расчета размера платы за коммунальные услуги по горячему и холодному водоснабжению по квартире N 154 в доме N 2 корп. 2 по проспекту Шлиссельбургскому города Санкт-Петербурга в соответствии с требованиями Жилищного кодекса РФ и Правил N 354.
Согласно статье 154 ЖК РФ в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги входит плата за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту, а для собственников помещений в доме - и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и плату за коммунальные услуги (часть 1).
Частью 4 статьи 154 ЖК РФ предусмотрено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Под коллективным (общедомовым) прибором учета понимается средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом (пункт 2 Правил N 354).
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В силу части 5 статьи 13 Закона N 261-ФЗ до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 названной статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу названного Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Пунктом 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов определено, что оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Обязанность по оснащению жилого помещения приборами учета в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов возложена на собственников жилого помещения.
Материалами дела подтверждается, что установленные в указанной квартире счетчики горячего и холодного водоснабжения не прошли в установленные сроки соответствующую поверку (2011, 2013 гг.), поэтому их показатели не могут быть приняты при расчете оказанных услуг.
Таким образом, спорные приборы учета воды должны были проходить периодическую поверку, для счетчика горячего водоснабжения через четыре года, а для счетчика холодного водоснабжения через шесть лет. Утверждение инспекции о необходимости перерасчета платы за коммунальные услуги по горячему и холодному водоснабжению из фактически израсходованной горячей воды, а не по утвержденному нормативу потребления горячей воды, не основано на законе и фактических обстоятельствах.
Суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что предписание должно содержать конкретные выявленные нарушения с указанием сроков их устранения и (или) о проведении конкретных мероприятий по предотвращению выявленных нарушений, то есть требования предписания должны быть определенными, исполнимыми и конкретными, формулировка предписания должна исключать возможность двоякого толкования.
При этом, исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов его законности.
С учетом изложенного, у инспекции не имелось правовых оснований для направления ТСЖ "Шлиссельбургский-2" предписания от 27.04.2016 N 09/5520-р.
Выводы суда относительно прекращения производства по делу по требованию о признании недействительным акта проверки, в апелляционной инстанции сторонами не обжалуются.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции объективно оценил обстоятельства, установленные по делу, и принял законное решение, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы инспекции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга от 08 июля 2016 года по делу N А56-32847/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Г.В.БОРИСОВА
Судьи
И.Б.ЛОПАТО
А.Б.СЕМЕНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)