Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 15.07.2016 ПО ДЕЛУ N А60-25038/2016

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 15 июля 2016 г. по делу N А60-25038/2016


Резолютивная часть решения объявлена 12 июля 2016 года
Полный текст решения изготовлен 15 июля 2016 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Киселева Ю.К. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гасановой Г.В. рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества "Орджоникидзевская УЖК" (ИНН 6673137722, далее - общество "Орджоникидзевская УЖК") к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее - департамент) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении.
К участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено общество с ограниченной ответственностью "Управляющая жилищная компания ЖКО-Екатеринбург" (ИНН 6673205612, далее - общество "УЖК ЖКО-Екатеринбург").
В судебном заседании приняли участие представители: общества - Пономарев Н.А. (доверенность от 04.05.2016 N 118); департамента - Хитрина Ю.С. (доверенность от 08.02.2016 N 29-05-36-65).
Общество "УЖК ЖКО-Екатеринбург" в судебное заседание не явилось, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте суда.

Общество 26.05.2016 обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления департамента от 27.04.2016 N 29-05-20-90 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 7.23.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 150000 рублей.
Постановление мотивировано тем, что общество не передало новой управляющей организации в установленный законом срок техническую документацию на многоквартирный дом.
Мотивируя заявленное требование, общество ссылалось на отсутствие состава административного правонарушения, поскольку по состоянию на 21.03.2016 договор управления многоквартирным домом не был прекращен, а также на то, что 14.04.2016 решением собственников помещений спорного многоквартирного дома по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. 40-летия Октября, 24, общество вновь выбрано управляющей организацией.
В судебном заседании 21.06.2016 департамент представил отзыв и копии материалов административного дела, требование не признал, считал постановление законным и обоснованным, поскольку 16.11.2015 собственниками помещений в многоквартирном доме было принято решение о расторжении договора с обществом "Орджоникидзевская УЖК" и об избрании в качестве управляющей организации общества "УЖК ЖКО-Екатеринбург", в связи с чем обществу надлежало в течение двух рабочих дней с момента уведомления передать новой управляющей организации техническую документацию.
В настоящем судебном заседании общество "Орджоникидзевская УЖК" и департамент поддержали свои требования и возражения соответственно.
Общество представило дополнения к заявлению с приложением протокола от 14.04.2016 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, реестра собственников помещений, договора управления от 14.04.2016 и отчета об отправке копии заявления в адрес общества "УЖК ЖКО-Екатеринбург".
Департамент ходатайствовал о приобщении к материалам дела решения от 05.07.2016 N 29-01-82/14091 о приостановлении рассмотрения заявления о внесении изменений в реестр лицензий Свердловской области.
Представленные документы приобщены к материалам дела.
Иных заявлений, ходатайств не поступило.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил:

Департаментом на основании обращения общества "УЖК ЖКО-Екатеринбург" (от 23.03.2016 вх. N 10-358) проведена проверка представленных документов: протокола от 13.01.2016 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, уведомления общества "УЖК ЖКО-Екатеринбург" от 17.03.2016 в адрес общества "Орджоникидзевская УЖК" о необходимости передачи технической документации на многоквартирный дом, ответа общества "Орджоникидзевская УЖК" от 31.03.2016.
Департаментом установлено, что 13.01.2016 на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. 40-летия Октября, 24, принято решение о выборе в качестве управляющей организации общества "УЖК ЖКО-Екатеринбург", которое 18.03.2016 направило обществу "Орджоникидзевская УЖК" уведомление о необходимости передачи технической документации на многоквартирный дом в срок до 21.03.2016 в связи со сменой управляющей организации, однако общество "Орджоникидзевская УЖК" письмом от 31.03.2016 отказалось передавать техническую документацию, сославшись на то, что между ним и собственниками помещений заключен договор на управление многоквартирным домом, срок действия которого не истек, в связи с чем у общества нет оснований передавать техническую документацию.
12.04.2016 по данному факту департаментом в отношении общества "Орджоникидзевская УЖК" составлен протокол N 29-05-13-153 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.23.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
27.04.2016 заместителем директора департамента Шепелиным А.А. вынесено оспариваемое постановление N 29-05-20-90, которым общество "Орджоникидзевская УЖК" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 7.23.2 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 150000 рублей.
Считая постановление от 27.04.2016 N 29-05-20-90 незаконным, общество "Орджоникидзевская УЖК" обратилось в арбитражный суд с заявлением о его отмене.
Суд считает, что требование общества "Орджоникидзевская УЖК" следует удовлетворить по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 7.23.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за воспрепятствование деятельности по управлению многоквартирным домом, выразившееся в отказе от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов жилищному кооперативу, жилищно-строительному кооперативу, иному специализированному потребительскому кооперативу или одному из собственников помещений в многоквартирном доме, либо в уклонении от передачи таких документов указанным лицам, либо в нарушении предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами порядка и сроков передачи указанных документов, в виде наложения административного штрафа в размере от 150 до 200 тысяч рублей.
Согласно ч. 3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.
При этом в силу части 9 статьи 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
В соответствии с ч. 1 ст. 162 ЖК РФ при выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. Договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами.
Согласно ч. 10 ст. 162 ЖК РФ управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
Порядок передачи технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением этим домом, установлен в пунктах 18 - 23 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416).
Согласно пункту 19 Правил N 416, организация, ранее управлявшая многоквартирным домом и получившая предусмотренное пунктом 18 указанных Правил уведомление, передает в порядке, предусмотренном пунктом 22 данных Правил, техническую документацию на многоквартирный дом, иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, а также сведения, указанные в подпункте "б" пункта 4 указанных Правил, организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо по акту приема-передачи не позднее срока, установленного частью 10 статьи 162 ЖК РФ.
Из системного толкования приведенных норм права следует, что возникновение прав и обязанностей по управлению домом у новой управляющей организации влечет прекращение таких прав у прежней управляющей организации.
При этом в силу положений ч. 10 ст. 162 ЖК РФ прежняя управляющая организация обязана передать новой управляющей организации техническую документацию на многоквартирный дом за 30 дней до перехода прав и обязанностей по управлению многоквартирным домом.
Как следует из материалов дела, 16.11.2015 собственниками многоквартирного дома по адресу: г. Екатеринбург, ул. 40-летия Октября, 24 принято решение о заключении договора управления с обществом "Орджоникидзевская УЖК".
17.11.2015 общество "Орджоникидзевская УЖК" обратилось в департамент с заявлением о внесении изменений в реестр многоквартирных домов, находящихся в управлении общества "Орджоникидзевская УЖК".
19.01.2016 многоквартирный дом N 24 по ул. 40-летия Октября в г. Екатеринбурге внесен в перечень домов, управление которыми осуществляет общество "Орджоникидзевская УЖК".
13.01.2016 собственниками указанного многоквартирного дома принято решение о заключении с 14.01.2016 договора управления с обществом "УЖК ЖКО-Екатеринбург".
18.01.2016 общество "УЖК ЖКО-Екатеринбург" обратилось в департамент с заявление о внесении спорного дома в его лицензию.
16.03.2016 департамент включил спорный дом в лицензию общества "УЖК ЖКО-Екатеринбург".
Общество "УЖК ЖКО-Екатеринбург" 18.03.2016 направило обществу "Орджоникидзевская УЖК" уведомление (требование) о передаче ему технической документации дом в срок до 21.03.2016.
В уведомлении сообщалось, что 13.01.2016 на внеочередном общем собрании собственниками помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Екатеринбург, ул. 40-летия Октября, 24, принято решение о смене управляющей организации на общество "УЖК ЖКО-Екатеринбург", в связи с чем обществу "Орджоникидзевская УЖК" предлагалось, в частности, в срок до 21.03.2016 передать перечисленную в уведомлении техническую документацию на дом. К уведомлению была приложена копия протокола упомянутого собрания.
Также 18.03.2016 в адрес общества "Орджоникидзевская УЖК" поступило уведомление (вх. N 714ж) одного из собственников помещений дома о принятии общим собранием собственников помещений многоквартирного дома решения о расторжении договора управления и избрании управляющей организацией общества "УЖК ЖКО-Екатеринбург".
Таким образом, департамент пришел к верному выводу о возникновении у общества "Орджоникидзевская УЖК" после 18.03.2016 обязанности передать техническую документацию на дом новой управляющей организации, обществу "УЖК ЖКО-Екатеринбург".
Вместе с тем суд считает, что департамент неверно определил момент, к которому эта обязанность должна была быть исполнена.
Поскольку к моменту получения требования от новой управляющей организации общество "Орджоникидзевская УЖК" осуществляло управление спорным домом не в силу закона, а в силу заключенного с собственниками договора, то в данном случае положения ст. 200 ЖК РФ не применимы.
Часть 8 статьи 162 ЖК РФ указывает на возможность изменения или расторжения договора управления многоквартирным домом в порядке, установленном гражданским законодательством.
Частью 8.2 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 450.1 ГК РФ предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В данном случае пунктом 7.12 договора управления многоквартирным домом от 16.11.2015, заключенным обществом "Орджоникидзевская УЖК" с собственниками помещений спорного многоквартирного дома установлено, что собственники на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от настоящего договора, если управляющая организация не выполняет условия настоящего договора или в других случаях, установленных законом или договором, путем направление письменного уведомления управляющей организации об отказе от договора (исполнения договора) в течение десяти дней с даты проведения общего собрания, но не менее чем за 45 дней до предполагаемой даты прекращения договора.
Таким образом, исходя положений договора управления от 16.11.2015, последней датой его действия являлось бы 02.05.2016 (18.03.2016 + 45 дней).
Однако с учетом положений ч. 10 ст. 162 ЖК РФ обязанность по передаче технической документации на дом обществу "УЖК ЖКО-Екатеринбург" должны была быть исполнена обществом "Орджоникидзевская УЖК" не позднее 02.04.2016 (02.05.2016 - 30 дней).
К указанному сроку данная обязанность обществом "Орджоникидзевская УЖК" не была исполнена. Следовательно, общество "Орджоникидзевская УЖК" неправомерно уклонилось от передачи технической документации.
Установление судом иного срока передачи технической документации не влияет на квалификацию правонарушение и не влечет признания оспариваемого постановления департамента незаконным.
В своих объяснениях административному органу от 12.04.2016 N 1772 общество "Орджоникидзевская УЖК" отметило, что из текста договора управления, размещенного обществом "УЖК ЖКО-Екатеринбург" на своем официальном сайте, оно не смогло установить дату, с которой последнее должно было приступить к управлению спорным домом.
Однако суд нашел данный довод неубедительным. Отсутствие такой даты в договоре управления означает, что дата начала управления домом определяется по правилам ч. 7 ст. 162 ЖК РФ. В случае возникновения у него сомнений общество могло запросить копию договора у общества "УЖК ЖКО-Екатеринбург", однако этого также не сделало. Кроме того, с 16.03.2016 спорный дом содержался в реестре многоквартирных домов, находящихся в управлении общества "Орджоникидзевская УЖК".
При таких обстоятельствах суд считает, что департамент пришел к верному выводу о наличии в действиях общества "Орджоникидзевская УЖК" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.23.2 КоАП РФ.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, вина общества "Орджоникидзевская УЖК" в допущенном правонарушении верно установлена департаментом.
Порядок привлечения к ответственности административным органом соблюден. Общество "Орджоникидзевская УЖК" привлечено к административной ответственности в пределах срока, установленного ст. 4.5 КоАП РФ. Штраф назначен в минимальном размере санкции ч. 1 ст. 7.23.2 КоАП РФ.
Вместе с тем суд считает, что общество "Орджоникидзевская УЖК" может быть освобождено от административной ответственности.
Статьей 2.9 КоАП РФ установлено, что лицо может быть освобождено от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения.
В соответствии с п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О, постановлениях от 21.11.2002 N 15-П, от 30.07.2001 N 13-П, Информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 N С1-7/смп1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским Судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
В данном случае суд считает необходимым учесть то обстоятельство, что 14.04.2016 собственники спорного дома вновь приняли решение о выборе в качестве управляющей организации общества "Орджоникидзевская УЖК".
Таким образом, суд считает, что допущенное обществом "Орджоникидзевская УЖК" нарушение законодательства, хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.23.2 КоАП РФ, но с учетом характера совершенного правонарушения, роли правонарушителя, отсутствия существенных вредных последствий не представляет значительной угрозы охраняемым общественным правоотношениям, в связи с чем может быть квалифицировано как малозначительное.
В связи с изложенным постановление департамента о наложении на общество "Орджоникидзевская УЖК" штрафа следует отменить и ограничиться устным замечанием.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:

Постановление Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области от 27.04.2016 N 29-05-20-90 о назначении административного наказания закрытому акционерному обществу "Орджоникидзевская УЖК" признать незаконным и отменить.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
Ю.К.КИСЕЛЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)