Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.11.2017 ПО ДЕЛУ N А57-1602/2017

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 ноября 2017 г. по делу N А57-1602/2017


Резолютивная часть постановления объявлена 07 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 ноября 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Землянниковой В.В., Комнатной Ю.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Храмовой Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мегатех"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 16 августа 2017 года по делу N А57-1602/2017 (судья Огнищева Ю.П.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мегатех" (413100, Саратовская область, г. Энгельс, ул. Телеграфная, д. 4, ОГРН 1126449000974, ИНН 6449063977),
заинтересованное лицо: Государственная жилищная инспекция Саратовской области (410000, г. Саратов, ул. Челюскинцев, д. 114, ОГРН 1026402664353, ИНН 6452057998),
третьи лица: публичное акционерное общество "Т-Плюс" (143421, Московская область, Красногорский район, автодорога Балтия, территория 26 км бизнес-центр Рига-ленд, строение 3, ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946), Лопаткина Галина Ивановна (Саратовская область, г. Энгельс)
о признании недействительным ненормативного акта,
установил:

В Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Мегатех" (далее - ООО "Мегатех", общество, заявитель) с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Саратовской области (далее - инспекция, административный орган) 16.12.2016 N 220л об устранении нарушений лицензионных требований.
Решением суда первой инстанции от 16 августа 2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Мегатех" не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ООО "Мегатех" на основании лицензии от 28.04.2015 года N 064-000103 осуществляет управление многоквартирными домами.
В соответствии с распоряжением заместителя начальника Государственной жилищной инспекции Саратовской области от 14.11.2016 N 1351л с целью проверки доводов обращения гражданина инспекцией проведена проверка ООО "Мегатех" на предмет соблюдения управляющей компанией правил предоставления коммунальных услуг по горячему водоснабжению многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, ул. Степная дом N 175, по результатам которой составлен акт от 16.12.2016 N 1059л.
В ходе проведенной проверки административным органом установлено, что в многоквартирном доме по адресу: г. Энгельс, ул. Степная, д. 175, начисление платы по коммунальной услуге горячее водоснабжение за сентябрь 2016 года производилось с нарушением требований пункта 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), а именно: расход тепловой энергии на подогрев воды определялся исходя из показаний общедомового прибора учета тепловой энергии и теплоносителя на горячее водоснабжение.
16.12.2016 инспекцией выдано предписание N 220л об устранении нарушений лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, согласно которому заявителю в срок до 20.03.2017 надлежит произвести перерасчет размера платы по коммунальной услуге горячее водоснабжение в соответствии с требованиями пункта 42 Правил предоставления коммунальных услуг (формула N 23), а именно: объем потребленной в помещении горячей воды, определить по показаниям индивидуальных приборов учета, а при отсутствии приборов учета объем потребленной горячей воды определить исходя из нормативов потребления горячей воды в жилом помещении и количества граждан, постоянно и временно проживающих в помещении; объем тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении, рассчитать как произведение объема потребленной в помещении горячей воды и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
ООО "Мегатех", полагая, что предписание инспекции от 16.12.2016 N 220л является незаконным, нарушает права и законные интересы общества, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции верными.
Пунктом 42 Правил предоставления коммунальных услуг установлено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды.
Формула 23 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг определяет размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, исходя из объема потребленной за расчетный период горячей воды, определенного по показаниям индивидуального прибора учета, и объема (количества) тепловой энергии, рассчитанного с учетом утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Пунктом 5 Правил предоставления коммунальных услуг органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано утвердить нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.

В ходе проверки установлено, что ООО "Мегатех" при начислении платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению за сентябрь 2016 года использовала объем тепловой энергии на нужды горячей воды, определенный по показаниям прибора учета тепловой энергии пропорционально объему горячего водоснабжения (теплоносителя), определенному по показаниям коллективного общедомового прибора учета.
Данное обстоятельство заявителем не оспаривается.
В обоснование своих требований общество указывает, что норматив расхода тепловой энергии, используемый на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению и необходимый для применения формулы 23 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации на территории Саратовской области не утвержден.
С учетом изложенного ООО "Мегатех" для целей расчета платы за горячее водоснабжение применяются положения пунктов 21, 22 Правил горячего водоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 642, согласно которым, оплата абонентом горячей воды по договору горячего водоснабжения осуществляется по тарифам на горячую воду, устанавливаемым в соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406. Объем полученной горячей воды определяется исходя из объемов потребленных воды и тепловой энергии в составе горячей воды по показаниям средств измерений (приборов учета) за определенный период времени.
Как указывает заявитель, двухкомпонентный тариф на горячую воду, включающий в себя компонент на холодную воду и компонент на тепловую энергию, применен ООО "Мегатех" в силу требований пункта 9 статьи 32 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ), а также пункта 48 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520.
В силу пункта 5 статьи 1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ к отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению, с оплатой таких услуг, положения настоящего Федерального закона применяются в части, не урегулированной другими федеральными законами.
Из системного толкования пункта 5 статьи 1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ, части 2 статьи 5, пункта 10 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что правила определения объема коммунальных услуг регулируются, в первую очередь, нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
В силу пункта 1 Правил горячего водоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 642, данные Правила не распространяются на отношения между собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и исполнителями коммунальных услуг по горячему водоснабжению (товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами, иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями).
Согласно подпункту "а" пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 к отношениям, связанным с регулированием тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса и Правила регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", не применяются со дня вступления в силу настоящего постановления.
Жилищный кодекс Российской Федерации к полномочиям Правительства Российской Федерации относит принятие правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пункт 42 Правил предоставления коммунальных услуг определяет общий порядок расчета платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению.
Согласно данному пункту размер платы за указанную коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, определяется, исходя из того, какой способ расчета однокомпонентный или двухкомпонентный избран управляющей компанией. В первом случае применяется формула 1 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, во втором случае - формула 23 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг.
Согласно пункту 2 Примечания к приложению N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг настоящий порядок расчета размера платы за коммунальные услуги изложен исходя из применения одноставочных тарифов (цен) на коммунальные ресурсы. В случае установления и применения в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифов (цен), отличных от одноставочных тарифов (цен) (двухставочные тарифы (цены), тарифы (цены), дифференцированные по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов), настоящий расчет подлежит применению с учетом правил применения таких тарифов (цен), установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании тарифов.
Как следует из материалов дела, для расчета с потребителями дома N 175 по улице Степной города Энгельса ООО "Мегатех" избран двухкомпонентный способ определения стоимости услуга по горячему водоснабжению.
Пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг установлено, что разъяснения по применению Правил дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Согласно разъяснениям Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, данным в письме от 15.11.2016 N 38026-ОД/04, нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, в случае отсутствия утвержденных до настоящего времени органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативов потребления коммунальных услуг, при проведении расчета размера платы за коммунальные услуги применяются нормативы потребления коммунальных услуг, установленные органами местного самоуправления в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг до истечения срока, на который установлены данные нормативы.
Решением Энгельсского муниципального собрания депутатов Саратовской области от 27.12.2004 N 822/51-02 (в редакции решения от 25.02.2010 N 1063/87-03) утвержден норматив потребления коммунальных услуг в части тепловой энергии для подогрева воды в значении 0,051 Гкал на 1 куб. м.
Срок действия данного решения не истек.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что применение названного норматива при расчете платы за горячее водоснабжение с применением двухкомпонентного способа ее определения в рамках пункта 42 (формула 23) Правил предоставления коммунальных услуг не противоречит жилищному законодательству.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Обжалуя решение суда первой инстанции, ООО "Мегатех" указывает на необходимость применения нормативного показателя, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Норматив, установленный органом местного самоуправления, по мнению заявителя не подлежит применению.
Суд апелляционной инстанции отклоняет данный довод, поскольку в соответствии с разъяснениями Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, данными в письме от 15.11.2016 N 38026-ОД/04, в случаях когда органом государственной власти субъекта Российской Федерации норматив не утвержден, подлежит применению норматив, утвержденный органом местного самоуправления.
Довод общества о неприменимости в рассматриваемом случае указанных разъяснений Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации апелляционный суд отклоняет как необоснованный.
Апелляционная коллегия находит, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Саратовской области от 16 августа 2017 года по делу N А57-1602/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья
А.В.СМИРНИКОВ
Судьи
В.В.ЗЕМЛЯННИКОВА
Ю.А.КОМНАТНАЯ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)