Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.04.2016 N 18АП-1705/2016 ПО ДЕЛУ N А47-6147/2015

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 апреля 2016 г. N 18АП-1705/2016

Дело N А47-6147/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 апреля 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.А.,
судей Малышевой И.А., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Н.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 31.12.2015 по делу N А47-6147/2015 (судья Федорова С.Г.).
В заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "ЭнергосбыТ Плюс" - Авдюшкина В.В. (доверенность от 29.04.2015).

Открытое акционерное общество "ЭнергосбыТ Плюс" (далее - заявитель, ОАО "ЭнергосбыТ Плюс", общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, инспекция, ГЖИ Оренбургской области) о признании недействительным предписания N ПР-839 от 17.03.2015.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" (далее - третье лицо).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 31.12.2015 требования ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" удовлетворены: признано недействительным предписания N ПР-839 от 17.03.2015.
ГЖИ Оренбургской области (далее также - податель жалобы) не согласилось с вынесенным решением и обратилась в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда
В обоснование доводов апелляционной жалобы ГЖИ Оренбургской области указывает, что согласно действующему законодательству, граница балансовой принадлежности проходит точно в том месте, где заканчивается имущественное право электросетевой организации, поставляющей электроэнергию потребителем, и начинается имущественное право потребителей. Внешней границей эксплуатационной ответственности электросетей в многоквартирном доме является внешняя граница стены многоквартирного дома и потребители коммунальных услуг обязаны оплачивать ресурсоснабжающей организации потребленный энергоресурс на основании данных общедомовых приборов учета, установленных на границе эксплуатационной ответственности электросетей. Граница раздела определяется актом разграничения балансовой принадлежности сетей и актом эксплуатационной ответственности сторон.
Податель жалобы считает, что прибор учета, находящийся вне границ балансовой и эксплуатационной ответственности электросетей, не может быть принят в качестве расчетного для определения отпущенной электроэнергии.
К дате судебного заседания в суд апелляционной инстанции заявителем представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он указал, что решение суда является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание инспекция и третье лицо не явились. С учетом мнения заявителя в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании представитель заявителя поддержала доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, с 31.12.2014 по 27.01.2015 ГЖИ по Оренбургской области на основании распоряжения от 30.12.2014 N 5086 (т. 1 л.д. 41) проведена внеплановая документарная проверка ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" с целью рассмотрения заявления граждан по вопросу соблюдения обществом обязательных требований к определению размера и внесению платы за коммунальную услугу по электроснабжению, потребленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме по адресу: Оренбургская область, г. Орск, ул. Юлина, д. 16 А.
В ходе данной проверки выявлено, что при начислении размера платы за электроэнергию, предоставленную на общедомовые нужды по многоквартирному дому по ул. Юлина д. 16 А, в расчетах применяются показания прибора учета электроэнергии, не являющегося общедомовым прибором учета.
По результатам проверки составлен акт проверки N А-5086 от 27.01.2015 и вынесено ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" предписание N ПР-5086 от 27.01.2015.
Согласно предписанию ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" предписано устранить выявленные нарушения: в целях недопущения нарушения прав потребителей ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" необходимо привести начисление платы за электроэнергию, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме по ул. Юлина д. 16 А, за период с сентября 2012 года по октябрь 2014 года в соответствии с действующим законодательством, в срок до 27.02.2015.
В целях осуществления мероприятий по контролю и выявлению фактов выполнения (невыполнения) предписаний органов государственного контроля (надзора), на основании распоряжения от 25.02.2015 N 839 жилищной инспекцией организованно проведение внеплановой проверки (т. 1 л.д. 40).
На запрос инспекции от 25.02.2015 N 38/03-2436 Восточное отделение Оренбургского филиала ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" в письме от 12.03.2015 сообщило, что приведение начисления размере платы за коммунальную услугу по электроснабжению, потребленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме N 16А по ул. Юлина г. Орска за период с сентября 2012 года по октябрь 2014 года по нормативу потребления в соответствии с требованиями п. 48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 не произведен по причине направления ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" в Арбитражный суд Оренбургской области заявления о признании ненормативного правового акта от 27.01.2015 N ПР-5086 недействительным (т. 1 л.д. 48).
По результатам проверки составлен акт от 18.03.2015 N А-839 и выдано предписание от 18.03.2015 N ПР-839 об устранении нарушения действующего законодательства в части приведения начисления платы за электроснабжение, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме N 16А по ул. Юлина г. Орска за период с сентября 2012 года по октябрь 2014 года в соответствие с действующим законодательством (т. 1 л.д. 9-11).
Не согласившись с предписанием N А-839 от 18.03.2015, ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением, в котором просит признать данное предписание незаконным.
Удовлетворяя требования ОАО "ЭнергосбыТ Плюс", суд первой инстанции пришел к выводу, что прибор учета электроэнергии СЕ 301 N 008840033000893 является общедомовым.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 1 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям
Государственная жилищная инспекция по Оренбургской области в соответствии со статьей 2 "Положения о государственной жилищной инспекции по Оренбургской области", утвержденного Указом Губернатора Оренбургской области от 15.02.2010 N 25-ук, является органом исполнительной власти Оренбургской области, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор.
В силу пункта 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
На основании пунктов 3, 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", под коллективным (общедомовым) прибором учета понимается средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
Согласно пункту 144 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (далее - Основные положения) приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки. При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.
В силу пункта 8 Правил внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
С учетом изложенного, коллективный (общедомовой) прибор учета в многоквартирном доме, состоящий из одного или нескольких средств измерения, должен быть установлен на месте соединения с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Кроме того, в силу пункта 144 Основных положений определено, что в случае если прибор учета, в том числе коллективный (общедомовой) прибор учета в многоквартирном доме, расположен не на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка, то объем потребления (производства, передачи) электрической энергии, определенный на основании показаний такого прибора учета, в целях осуществления расчетов по договору подлежит корректировке на величину потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) до места установки прибора учета. При этом расчет величины потерь осуществляется сетевой организацией в соответствии с актом уполномоченного федерального органа, регламентирующим расчет нормативов технологических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям. Если на дату вступления в силу настоящего документа в договоре энергоснабжения (договоре купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договоре оказания услуг по передаче электрической энергии сторонами согласована методика выполнения измерений, аттестованная в установленном порядке, то при расчете величины потерь используется такая методика, кроме случаев, когда одна из сторон заявила о необходимости использования указанного в настоящем пункте акта уполномоченного федерального органа. В этом случае такой акт уполномоченного федерального органа используется с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором одна из сторон в письменной форме направила заявление о его использовании.
Таким образом, из положений как Правил, так и Основных положений не следует, что к общедомовым приборам учета не могут быть подсоединены иные объекты кроме самого многоквартирного дома. Определяющим в данном случае будет возможность определения объема электрической энергии, потребленной многоквартирным домом.
Как установлено судом первой инстанции, электроснабжение многоквартирного дома по ул. Юлина, д. 16А г. Орска осуществляет ОАО "ЭнергосбыТ Плюс". На момент проверки многоквартирный дом по ул. Юлина, д. 16А г. Орска был оборудован прибором учета электрической энергии СЕ 301 N 008840033000893.
Указанный прибор, по мнению ГЖИ по Оренбургской области, не является общедомовым прибором учета электрической энергии так как установлен не на границе балансового разграничения эксплуатационной ответственности электрических сетей и установок, кроме того, к вышеуказанному прибору учета электроэнергии подключен объект (коммерческий объект - торговый павильон ИП Бойко), находящийся за пределами многоквартирного дома.
В акте проверки N А-5839 от 27.01.2015 инспекцией не перечислены (поименованы) те коммерческие объекты, подключение которых препятствует определению прибора учета типа СЕ 301 N 008840033000893 как общедомового приборов учета.
Доказательств, свидетельствующих о неправильности расчета общедомовых нужд, произведенный заявителем, заинтересованным лицом в материалы дела не предоставлено.
Акт осмотра (обследования) многоквартирного дома по ул. Юлина, д. 16А г. Орска инспекцией не составлялся, так как была проведена документарная, а не выездная проверка.
Суд первой инстанции правомерно установил, что для проведения проверки обществом предоставлена информация о показаниях и начисления общедомовых нужд за сентябрь 2012 - октябрь 2014 года.
Требований о предоставлении расчета потерь электрической энергии, производимого сетевой организацией, инспекция обществу не предъявляла. Также в ходе проверки не исследовался вопрос о том, каким образом рассчитывается количество электроэнергии потребляемое коммерческими точками, находящимися как внутри многоквартирного дома, так и вне его, документы для выяснения данных обстоятельств у заявителя не истребовались.
Таким образом, если общество производит корректировку показаний приборов учета типа СЕ 301 N 008840033000893 на величину потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) до места установки приборов учета, данные приборы учета могут считаться общедомовыми приборами учета.
Также подлежит отклонению довод ГЖИ о том, что жильцы многоквартирного дома N 2 А по ул. Беляева города Орска не давали согласия на подключение ИП Бойко к ВРУ-0,4 кВ, поскольку данный вопрос не является предметом рассмотрения настоящего дела.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
Таким образом, предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
Однако, в данном случае оспариваемое предписание не соответствует изложенным требованиям, поскольку вывод об использовании ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" в расчетах показаний прибора учета электроэнергии, не являющегося общедомовым прибором учета, сделан без достаточных подтверждающих данные обстоятельства доказательств, без надлежащего и полного исследования расчета платежей на общедомовые нужды многоквартирного дома по ул. Юлина, д. 16А г. Орска, производимого ОАО "ЭнергосбыТ Плюс".
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 31.12.2015 по делу N А47-6147/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Н.А.ИВАНОВА
Судьи
И.А.МАЛЫШЕВА
А.П.СКОБЕЛКИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)