Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.05.2017 N 16АП-1318/2017 ПО ДЕЛУ N А20-3303/2015

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 мая 2017 г. по делу N А20-3303/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 мая 2017 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Макаровой Н.В., судей: Бейтуганова З.А., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Чуденцовой О.Ч.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики
на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 21.02.2017 по делу N А20-3303/2015 (судья Шогенов Х.Н.)
по иску общества с ограниченной ответственностью фирма "Стройкоммунсервис" (ИНН 0721005615, ОГРН 1030700231913)
к Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (ИНН 0725007331, ОГРН 1110725002805)
о признании незаконным Решение Департамента государственного строительного надзора Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики об отказе в выдаче заключения о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации N 09-032-ЖД-НГ от 02.12.2015,
о признании незаконным бездействие Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики, выраженное в непредставлении заключения о соответствии 12-этажного многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями (площадь застройки 722,7 кв. м, общая площадь квартир 5 648,4 кв. м, общая площадь магазина (1 этаж) 457,2 кв. м, общая площадь офисных помещений (2 этаж) 18,6 кв. м, площадь подвала 567,5 кв. м, площадь помещений мансардного этажа 510,7 кв. м, площадь цокольного этажа 547,6 кв. м, строительный объем 29 340 кв. м), расположенного по адресу: г. Нальчик, ул. Калмыкова, 235-а, требованиям технических регламентов и проектной документации
об обязании Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя выдав обществу с ограниченной ответственностью фирма "Стройкоммунсервис" заключение о соответствии 12-этажного многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями, расположенного по адресу: г. Нальчик, ул. Калмыкова, 235 А, требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации на объект: "Многоэтажный жилой дом со встроенными помещениями по ул. Калмыкова, 235А в г. Нальчик" (с учетом уточнения заявленных требований), при участии в судебном заседании представителя: от общества с ограниченной ответственностью фирма "Стройкоммунсервис": Ульбашева А.Х. по доверенности от 19.05.2017,
в отсутствие других лиц, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
установил:

общество с ограниченной ответственностью фирма "Стройкоммунсервис" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением о признании незаконным решение Департамента государственного строительного надзора Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики об отказе в выдаче заключения о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации N 09-032-ЖД-НГ от 02.12.2015, признании незаконным бездействие Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики, выраженное в непредставлении заключения о соответствии 12-этажного многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями (площадь застройки 722,7 кв. м, общая площадь квартир 5 648,4 кв. м, общая площадь магазина (1 этаж) 457,2 кв. м, общая площадь офисных помещений (2 этаж) 18,6 кв. м, площадь подвала 567,5 кв. м, площадь помещений мансардного этажа 510,7 кв. м, площадь цокольного этажа 547,6 кв. м, строительный объем 29 340 кв. м), расположенного по адресу: г. Нальчик, ул. Калмыкова, 235-а, требованиям технических регламентов и проектной документации и обязании Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем выдачи обществу с ограниченной ответственностью фирма "Стройкоммунсервис" заключения о соответствии 12-этажного многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями, расположенного по адресу: г. Нальчик, ул. Калмыкова, 235А, требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации на объект: "Многоэтажный жилой дом со встроенными помещениями по ул. Калмыкова, 235А в г. Нальчик" (уточненные требования).
Решением от 21.02.2017 уточненные требования общества удовлетворены в полном объеме. Суд первой инстанции, приняв во внимание результаты судебной строительно-технической экспертизы, в соответствии с которой здание многоквартирного дома, расположенного в г. Нальчик, по ул. Калмыкова, 235-А (15 этажей) не имеет дефектов и повреждений, влияющих на снижение несущих способностей конструкций, не создает угрозу жизни и здоровью проживающих в нем граждан и иных лиц, а также получение обществом положительного заключения экспертизы проектной документации, результатов инженерных изысканий на объект капитального строительства 03.10.2016 и нового разрешения на строительство спорного объекта капитального строительства, пришел к выводу о том, что отказ в выдаче заключения о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации N 09-032-ЖД-НГ от 02.12.2015, является незаконным, нарушающим права истца в сфере предпринимательской деятельности, наносит ущерб.
Не согласившись с решением суда от 21.02.2017, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики обратилось с жалобой в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Министерство ссылается на то обстоятельство, что в отклонение от разрешенных параметров строительства (разрешения на строительство от 18.01.2013 N RU 07301000-05, положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий от 11.01.2010 N 07-1-4-0001-10, проектной документации, разработанной архитектурным бюро "АРД") без полученного в установленном порядке разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства (п. 3 ч. 1 ст. 38 и ст. 40 ГрК РФ), без утвержденной застройщиком проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений (ГОСТ Р 21.1101-2013) в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и без полученного положительного заключения государственной (негосударственной) экспертизы проектной документации, вместо 12-этажного 43-квартирного жилого дома со встроенными помещениями, общей площадью 6251,3 м2, общество осуществило строительство 13-этажного 79-квартирного жилого дома со встроенными помещениями с подвальным и цокольным этажами (15 этажей), общей площадью 8074,5 м2, в связи с чем допустило нарушения части 6 и 7 статьи 52 ГрК РФ. В нарушение установленных требований общество не представило на повторную проверку весь перечень необходимых документов. По мнению Министерства, в связи с тем, что строительство дополнительных этажей (подвального и мансардного) привело к изменению параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в соответствии с пунктом 14 статьи 1 ГрК РФ, данные строительно-монтажные работы относятся к понятию реконструкция. Однако общество выполнило реконструкцию дома без корректировки проектной документации в составе, требуемом п. 12 ст. 48 ГрК РФ.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена на сайте http://kad.arbitr.ru/ в соответствии положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным по следующим основаниям.
Судом первой инстанции установлено, что ООО фирма "Стройкоммунсервис" является собственником земельного участка, расположенного по адресу: г. Нальчик, ул. Калмыкова N 235-А.
24.11.2008 постановлением местной администрации г. Нальчик N 2220 разрешено обществу произвести снос нежилого здания 545,5 кв. м на собственной территории по ул. Калмыкова N 235-А и произвести проектирование многоквартирного жилого дома на собственной территории по ул. Калмыкова N 235-А.
18.01.2013 местной администрацией г. Нальчик выдано разрешение на строительство N RU 07301000-05 на основании положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий от 11.01.2010 N 07-1-4-0001-10, а также проектной документации, разработанной архитектурным бюро "АРД".
На начальном этапе строительства (с момента разработки котлована) на техническом совещании согласно протоколу совещания от 24.12.2012 с участием представителей застройщика, подрядчика, архитектурного бюро "АРД" и представителя Министерства строительства и архитектуры Кабардино-Балкарской Республики принято решение о переоборудовании второго этажа под жилье с одним офисным помещением. В связи с ошибкой в геологических изысканиях и невозможностью замены и уплотнения основания, предусмотрено устройство второго подземного этажа. Переоборудование чердака в мансардный этаж. Замена ранее спроектированных стен и перегородок из пенополистирольных блоков на керамзитобетонные блоки на первом и втором этажах с облицовкой наружных стен керамогранитом. С третьего по двенадцатый этаж стены и перегородки выполнить из керамического камня и щелевого кирпича с последующим утеплением наружных стен фасадным пенопластом (по технологии мокрый фасад).
25.07.2014 МКУ "Департамент архитектуры, градостроительства и земельных отношений на обращение общества о внесении изменений в разрешение на строительство от 18.01.2013 N RU 07301000-05 дало ответ о том, что в настоящее время порядок внесения изменений в проектную документацию не установлен. До установления указанного порядка при внесении изменений в проектную документацию такая документация направляется на повторную государственную или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, когда проектная документация не подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 ГрК РФ.
После завершения строительства ООО фирма "Стройкоммунсервис" обратилось с заявлением в министерство о выдаче заключения органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации.
По результатам рассмотрения данного заявления министерством составлен акт итоговой проверки N 248/14-ИП от 18.09.2014. В данном акте указано, что обществом не представлены полные комплекты рабочей и исполнительной документации, не выполнены пожарная сигнализация, не выполнено автоматическое пожаротушение, не представлен теплоэнергетический паспорт на здание, не представлен документ об оплате штрафа по постановлению об административном правонарушении.
В последующем с аналогичными заявлениями о выдаче заключения о предоставлении перечня устраненных замечаний общество обращалось к министерству 28.02.2015,13.06.2015, 15.07.2015, 09.10.2015, 22.12.2016, 30.01.2017.
По результатам рассмотрения указанных заявлений министерством 27.07.2015 было выдано обществу Предписание N 60/15 об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства, а 02.12.2015 вынесено решение об отказе в выдаче заключения.
03.10.2016 обществом получено новое положительное заключение экспертизы объекта капитального строительства - 15 этажного (в том числе 2 подземных этажей) многоквартирного дома со встроенными помещениями по ул. Калмыкова, 235-А в г. Нальчик.
21.12.2016 местной администрации городского округа Нальчик выдано новое разрешение на строительство NRU07-301000-351-2016 15 этажного многоквартирного дома (в том числе 2 подземных этажей).
Отказ в выдаче Министерством заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации послужило основанием для обращения с настоящим иском в арбитражный суд.
Согласно части I статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 Кодекса либо является типовой проектной документацией или ее модификацией.
Частью 4 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом иных, кроме указанных в части 3 настоящей статьи, объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции, капитальном ремонте предусмотрено осуществление государственного строительного надзора.
Порядок осуществления государственного строительного надзора регламентирован Положением об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации N 54 от 01.02.2006 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации" (далее - Положение).
Пунктом 4 указанного Положения предусмотрено, что предметом государственного строительного надзора является проверка: а) соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, иных нормативных актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов; б) наличия разрешения на строительство; в) выполнения требований частей 2 и 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если в соответствии с Кодексом при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства предусмотрен государственный строительный надзор, застройщик или заказчик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства должен направить в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации извещение о начале таких работ, к которому прилагаются перечисленные в данной норме документы.
В соответствии с пунктом 8 Положения государственный строительный надзор осуществляется органом государственного строительного надзора с даты получения им в соответствии с частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - заключение о соответствии). Все документы, составленные либо полученные при осуществлении государственного строительного надзора, подлежат включению в дело, формируемое органом государственного строительного надзора. Порядок формирования и ведения таких дел, в том числе определение требований, предъявляемых к включаемым в такие дела документам, устанавливается Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору. Государственный строительный надзор осуществляется в форме проверок (пункт 9 Положения).
Пунктом 16 Положения установлено, что после завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства органом государственного строительного надзора проводится проверка, по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии или об отказе в выдаче такого заключения. Решение об отказе в выдаче заключения о соответствии может быть оспорено застройщиком или заказчиком в судебном порядке (пункт 21 Положения).
Из содержания изложенных норм права следует, что основанием отказа в выдаче заключения о соответствии могут являться нарушения соответствия выполненных работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации и такие нарушения не были устранены до даты выдачи заключения о соответствии.
Вместе с тем, как следует из заключения дополнительной судебной строительно-технической экспертизы от 16.09.2016 N 233, экспертом в ходе исследования установлено, что объект капитального строительства - многоквартирный жилой дом и г. Нальчике, по ул. Калмыкова 235-А, имеет разрешение на строительство, акт санитарно-эпидемиологической экспертизы по отводу земельного участка, экспертное заключение по отводу земельного участка, архитектурно-планировочное задание, техническое задание на проектирование и технический план здания, которое находится в пределах границ данного земельного участка.
В экспертом заключении эксперт указал, что в ходе строительства в связи с ошибкой в геологических изысканиях в проектную документацию были внесены изменения по увеличению этажности здания до 15 этажей (два подземных, 12 надземных и мансардный этаж), а также заменены конструкции ограждения из пенополистирольных блоков на облегченный кирпич с объемным весом 1000 кг/мЗ.
При этом экспертом установлено, что при проектировании здания 12-и этажного жилого дома железобетонные конструкции были запроектированы с превышением армирования в местах напряжения конструкции и с большим запасом прочности. Фактическая прочность армирования конструкций превышает расчетную по всему зданию на 25-50%.
Кроме этого экспертом установлено, что имеется проверочный расчет, подготовленный программным комплексом "Лира-Сапр 2015 PRO" "Лира-Сапр 2015 Монтаж плюс" "Лира-Сапр 2015 Динамика плюс" "Лира-Сапр 2015 Грунт" "Лира-Сапр 2015 Интеграция задач" на 12-этажный жилой дом с мансардой по ул. Калмыкова 235-А в г. Нальчик, где рассчитан объемный каркас дома и проработаны различные комбинации нагрузок, а также техническое заключение о состоянии основных несущих и ограждающих конструкциях и инженерных коммуникаций, подготовленное ООО "Капитель".
Принимая во внимание указанные расчеты, эксперт сделал вывод о том, что 12-этажный жилой дом с мансардой и двумя подземными этажами (всего 15 этажей) по ул. Калмыкова 235-А в г. Нальчик возведен в соответствии с действующими требованиями СНиП на несущую способность, прочность, жесткость и устойчивость несущих и ограждающих конструкций дома.
В материалах дела находится акт приема в эксплуатацию охранно-пожарной сигнализации от 31.11.2014, где указано, что работы по устройству автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре на объекте: КБР, г. Нальчик, ул. Калмыкова, д. 235-А выполнены в соответствии с действующими правилами и техническими условиями и находятся в работоспособном состоянии в соответствии с их техническими характеристиками, на объект есть энергетический паспорт 79-квартирного жилого дома в г. Нальчик разработанный ООО "Энергострой" и паспорт вентиляционной системы ВДу, выданный ИП Полянский А.И. согласно СНиП 3.05.01-85.
Экспертом установлено в ходе проведения исследования, замечания, указанные в письме Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по КБР от 07.10.2014 N 6757/2, на момент исследования полностью устранены и направлено ответное письмо от 18.02.2015 для проведения повторной проверки на предмет устранения предписанных замечаний.
В материалы дела представлены акты освидетельствования скрытых работ наружных сетей водоснабжения и канализации, подписанные представителями эксплуатирующей организации и справка на соответствие проектной документации и выданным техническим заключением, подписанная представителями МУП "Управляющая компания "Водоканал", МУП "Каббалккоммунэнерго", ОАО "Газпром газораспределение Нальчик".
Эксперт в ходе исследования установил, что тепловое испытание систем отопления на равномерный прогрев отопительных приборов не требуется в связи с тем, что в здании 12-этажного жилого дома с мансардой по ул. Калмыкова 235-А в г. Нальчике предусмотрены поквартирные индивидуальные системы отопления.
В ходе осмотра и исследования 15-этажного многоквартирного жилого дома (два подземных, 12 надземных и мансардный этаж) в г. Нальчик, по ул. Калмыкова, д. 235-А экспертом выявлено, что на фундаментах, стенах, в междуэтажных перекрытиях и на мансардном этаже трещин, дефектов и повреждений способных оказать воздействие на снижение несущих способностей в конструкциях не наблюдалось. Монтаж и подключение сетей инженерно-технического обеспечения построенного многоэтажного здания жилого дома по ул. Калмыкова 235-А в г. Нальчик выполнен в полном соответствии с проектом и выданным техническими условиями.
В ходе осмотра, завершенного строительством многоэтажного здания жилого дома, расположенного по ул. Калмыкова 235-А в г. Нальчике экспертом установлено, что здание имеет достаточную устойчивость и необходимый запас прочности по несущей способности конструкций. Дефектов и повреждений, влияющих на снижение несущих способностей конструкций в целом, и создания угрозы жизни и здоровью граждан не наблюдалось. Уровень технического состояния строительных конструкций оценивается как нормативный, следовательно, здание может эксплуатироваться и использоваться по своему функциональному назначению.
Принимая во внимание заключение эксперта от 16.09.2016 N 233, апелляционная коллегия судей приходит к выводу о том, что возведенный спорный объект соответствует требованиям технических регламентов и проектной документации, эксплуатация дома не создает угрозу жизни и здоровья проживающих в нем людей и иных граждан.
Довод апеллянта о необоснованном непринятии во внимание заключения эксперта от 29.01.2016 N 2 судом апелляционной инстанции отклоняется ввиду того, что экспертом в рамках заключения 29.01.2016 N 2 не даны ответы на часть поставленных вопросов по причине отсутствия внесения изменений в проектную документацию и отсутствия разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Между тем суд первой инстанции при постановке перед экспертом вопросов просил оценить спорный объект не только на соответствие проектной документации, но и на соответствие государственным нормативам и стандартам. Однако эксперт в этой части на поставленные судом вопросы ответы не дал. В связи с чем, суд первой инстанции обоснованно назначил проведение дополнительной экспертизы.
Таким образом, суд апелляционной инстанции, принимая во внимание, заключение эксперта от 16.09.2016 N 233, а также учитывая, что построенный объект не создает угрозу жизни и здоровью проживающих в нем людей и иных граждан, построен с запасом прочности несущих конструкций, учитывая наличие заключений охранно-пожарной службы, актов освидетельствования скрытых работ наружных сетей водоснабжения и канализации, подписанных представителями эксплуатирующей организации (МУП "Управляющая компания "Водоканал", МУП "Каббалккоммунэнерго", ОАО "Газпром газораспределение Нальчик"), наличие энергетического паспорта и устранение замечаний МЧС России по КБР, приходит к выводу о необоснованном отказе Департамента государственного строительного надзора Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики в выдаче заключения о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации N 09-032-ЖД-НГ от 02.12.2015.
В соответствии с частью 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Из материалов дела следует, что обществу на спорный объект капитального строительства выданы местной администрацией г.о. Нальчик разрешения на строительство спорного объекта капитального строительства от 18.01.2013 N RU 07301000-05 и от 21.12.2016 NRU 07-301000-351-2016.
Таким образом, выдавая в 2016 году разрешение на строительство, уполномоченный орган (местная администрация г.о. Нальчик) подтвердил соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом с учетом внесенных изменений и фактического строительства 15 этажного объекта (два подземных, 12 надземных и мансардный этаж).
Данный вывод суда согласуется со следующим.
В соответствии с пунктом 15 статьи 48 ГрК РФ проектная документация утверждается застройщиком и заказчиком.
Согласно части 1 статьи 49 ГрК РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 статьи 49 ГрК РФ.
Из материалов дела следует, что обществом представлено положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий от 03.10.2016 N 77-2-1-3-0261-16, а также проектной документации, разработанной ООО "Арго".
В представленном обществом положительном заключении негосударственной экспертизы отражено, что экспертами учитывалось возведение застройщиком дополнительного мансардного и подземного этажей объекта. Из положительного заключения экспертизы следует, что проверка соответствия проводилась уже возведенной части измененному проекту.
Таким образом, поскольку изменения проектной документации влияют на конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта капитального строительства в целом, учитывая положительное заключение негосударственной экспертизы с учетом дополнительно возведенных этажей при строительстве, суд апелляционной инстанции, учитывая заключение эксперта от 16.09.2016 N 233, приходит к выводу о том, что изменения проектной документации не противоречат требованиям градостроительных и строительных норм и правил, предъявляемым к надежности и безопасности зданий.
Согласно ч. 7 ст. 52 ГрК РФ допускается отклонение параметров объекта капитального строительства (высоты, количества этажей, площади, объема) от проектной документации, если необходимость отклонения выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта.
В силу ч. 7 ст. 52 ГрК РФ причины, повлекшие необходимость отклонения параметров объекта капитального строительства от проектной документации, должны быть объективными, не зависящими от воли застройщика.
Из материалов дела следует, что причинами отклонения параметров объекта капитального строительства от проектной документации явилась ошибка в геологических изысканиях, отклонение фактической отметки несущего гравийно-галечникового грунта (глубина заложения несущих оснований грунта оказалась на 1,5 м ниже проектной).
Поскольку в рассматриваемой ситуации отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации выявилось в процессе строительства и отклонения являются объективными, не зависят от воли застройщика, апелляционная коллегия судей приходит к выводу о том, что отказ Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики в выдаче заключения о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, является необоснованным.
Довод апеллянта о том, что общество провело реконструкцию объекта, поэтому получение разрешения на строительство 15 этажного дома не соответствует нормам градостроительного законодательства, апелляционной коллегией судей отклоняется по следующим основаниям.
Согласно статьи 1 ГрК РФ под реконструкцией объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Под понятием строительство понимается создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
Таким образом, анализ понятий "строительство" и "реконструкция" свидетельствует о том, что невозможно одновременно проводить и строительство и реконструкцию объекта капитального строительства.
Из материалов дела следует, что общество осуществляло строительство многоквартирного жилого дома, являющегося объектом капитального строительства, в связи с чем, осуществление реконструкции данного объекта на стадии его строительства противоречит понятию реконструкции, заложенному в градостроительном законодательстве. Учитывая, что реконструкция объекта возможна уже после окончания строительства, апелляционная коллегия судей полагает, что доводы апеллянта о несоблюдении правил реконструкции являются необоснованными.
Принимая во внимание изложенное, апелляционная коллегия судей не находит оснований для отмены принятого судом первой инстанции судебного акта.
Апелляционным судом не установлено нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, являющихся основанием для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции, обстоятельства, имеющие значение для дела, выяснены в полном объеме, выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют обстоятельствам дела.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 21.02.2017 по делу N А20-3303/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики.
Председательствующий
Н.В.МАКАРОВА
Судьи
З.А.БЕЙТУГАНОВ
Е.Г.СОМОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)