Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2016 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе: председательствующего И.И. Терехиной
судей О.Б. Нагишевой, Е.И. Захарчука
при ведении протокола судебного заседания секретарем Е.Б. Романовой
при участии представителей:
от истца: К.С. Прилипченко по дов. от 12.01.2016
от ответчика: не явился (извещен)
от третьего лица: не явился (извещен)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации г. Рубцовска Алтайского края (N 07АП-12479/15) на решение Арбитражного суда Алтайского края от 05.11.2015 года по делу N А03-6534/2015 (судья В.Н. Прохоров) по иску ООО Управляющая компания "ЖилРемЗаказчик" (ОГРН 1102209000486, ИНН 2209037937) к муниципальному образованию города Рубцовска Алтайского края в лице Администрации г. Рубцовска Алтайского края (ОГРН 1022200813656, ИНН 2209011079), при участии третьего лица: МУП "Расчетно - кассовый центр" муниципального образования города Рубцовска Алтайского края, о взыскании 5 511 188,72 руб. задолженности,
установил:
ООО Управляющая компания "ЖилРемЗаказчик" (далее ООО "УК "ЖилРемЗаказчик") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края к муниципальному образованию городского округа "Город Рубцовск" Алтайского края в лице Администрации г. Рубцовска Алтайского края (далее Администрация) с иском, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о взыскании 5 511 188,72 руб. задолженности по оплате за управление, содержание, текущий и коммунальный ремонт общего имущества, а также по оплате за коммунальные услуги.
Решением арбитражного суда от 05.11.2015 (резолютивная часть объявлена 28.10.2015) исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, Администрация в апелляционной жалобе просит его отменить и принять новый судебный акт, ссылаясь на то, что истцом не представлены доказательства, подтверждающие фактическую задолженность нанимателей жилых помещений по оплате за коммунальные услуги, хотя обязанность по ведению учета задолженности возложена на управляющую компанию. В связи с доказанностью факта вселения нанимателей в жилые помещения, у Администрации отсутствует обязанность по внесению коммунальных платежей. Расчет оплаты за коммунальные услуги является недостоверным. Администрация выступает в качестве бюджетного учреждения и несет расходы по обязательствам в соответствии с предоставленными ей лимитами. Надлежащим ответчиком по делу выступает Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации города Рубцовска Алтайского края.
Представитель истца в отзыве на апелляционную жалобу и в судебном заседании просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, указывая на то, что истцом подтвержден факт оказания услуг по содержанию, текущему и коммунальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, а также коммунальных услуг.
Дело рассмотрено на основании ч. 3 ст. 156 АПК РФ без участия представителей ответчика и третьего лица, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со ст. 268 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене.
Материалами дела установлено, что 17.05.2010 между ООО "ЖилРемЗаказчик" (управляющая организация) и администрацией г. Рубцовска Алтайского края (собственник) заключен договор управления N 1 с приложением (л.д. 13-28 т. 1), в соответствии с которым:
- - для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания, надлежащего содержания домов, указанных в приложении N 1 к договору, и придомовой территории в установленных границах и обеспечения коммунальными услугами, собственник передал и обязался оплачивать, а управляющая организация приняла на себя функции по управлению домами с предоставлением услуг в соответствии с разделом 3 настоящего договора (п. 1.2);
- - собственнику принадлежит доля в праве общей долевой собственности на общее имущество соразмерно площади находящегося в его собственности помещения (п. 2.3);
- - управляющая организация имеет право требовать от собственника оплаты выполненных работ по содержанию и ремонту жилищного фонда и коммунальных услуг в соответствии с их объемом и качеством (п. 3.2.2);
- - собственник обязан своевременно и в полном объеме в срок до 10 числа месяца, следующего за расчетным месяцем производить оплату: за содержание и ремонт общего имущества жилого дома в размере, указанном в приложении N 2; за коммунальные услуги по тарифам, установленным в соответствии с действующим законодательством. Оплата за услуги по водоснабжению, водоотведению, сбору и вывозу бытовых отходов производится по количеству пользователей этих услуг, оплата за отопление и ремонт общего имущества - исходя из общей площади принадлежащего помещения (п. 3.3.8);
- - до вселения в принадлежащее собственнику помещение и в случаях неиспользования помещений ответчик обязался нести расходы на содержание общего имущества, а также оплачивать услуги отопления помещений (п. 3.3.11);
- - плата собственника за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя: плату за управление, содержание, текущий и коммунальный ремонт общего имущества в доме; плату за коммунальные услуги (п. 4.3).
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 29.08.2014 по делу N А03-1063/2014 ООО УК "ЖилРемЗаказчик" признано банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Плуталов М.Е.
Установив в ходе процедуры конкурсного производства ненадлежащее исполнение администрацией своих обязательств по договору, в связи с чем задолженность за период с апреля 2012 г. по октябрь 2014 г. составила 5 511 188,72 руб. конкурсный управляющий ООО УК "ЖилРемЗаказчик" обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь ст. ст. 30, 39, 155, 157 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ), ст. ст. 210, 249 ГК РФ, исходил из того, что собственник жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, обязан нести расходы на содержание общего имущества, а также по оплате коммунальных услуг.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции.
Согласно п. 1 ст. 290 ГК РФ и п. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 ГК РФ).
В соответствии со ст. 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Аналогичная норма содержится и в п. 1 ст. 158 ЖК РФ, согласно которой собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Кроме того, в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса РФ и п. п. 16, 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 491 от 13.08.2006 (далее - Правила N 491), собственникам помещения в многоквартирном доме предоставлено право выбора способа управления домом путем заключения договора с управляющей организацией, а также утверждение перечня работ и услуг, условия их оказания и размера их финансирования за счет собственных средств.
Из п. 31 Правил N 491 следует, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, определяется решением общего собрания собственников помещений в таком доме и принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации.
На основании изложенного, собственник жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества, соразмерно своей доли, независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности и расходов на коммунальные услуги. Содержание собственного помещения, оплата потребляемых в нем коммунальных услуг, не освобождает собственника помещений от бремени расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома, включая земельный участок, на котором расположен дом.
Исходя из ст. 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
В силу положений ч. 4 ст. 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется юридическим лицом независимо от организационно - правовой формы или индивидуальным предпринимателем (далее - управляющая организация), вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ.
Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (п. 3 ст. 158 ЖК РФ).
Истцом в материалы дела представлен договор на ведение финансово - лицевых счетов собственника помещений многоквартирных домов от 01.10.2014 г. N 478, заключенный ООО УК "ЖилРемЗаказчик" с МУП "Расчетно - кассовый центр", предметом которого являлось ведение и обслуживание финансово - лицевых счетов собственников/нанимателей помещений многоквартирных домов, имеющих просроченную задолженность за жилое/нежилое помещение и коммунальные услуги перед заказчиком (ООО УК "ЖилРемЗаказчик").
С целью подготовки подробного расчета задолженности, 05.08.2015 г. ООО УК "ЖилРемЗаказчик" обратилось в МУП "РКЦ" с запросом о предоставлении информации о сумме задолженности, так как у конкурсного управляющего ООО УК "ЖилРемЗаказчик" отсутствовала информация, с учетом которой он бы мог предоставить подробный расчет задолженности.
12.08.2015 МУП "РКЦ" предоставило в адрес ООО УК "ЖилРемЗаказчик" ответ на запрос, в котором указано, что все финансово-лицевые счета закрыты и данные уничтожены, поэтому ООО УК "ЖилРемЗаказчик" произвело расчет по методике, определенной в Постановлении Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
По правилам ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Между тем, как установлено судом, доказательств, подтверждающих наличие заключенных договоров социального найма между администрацией г. Рубцовска и населением в отношении вышеуказанного жилого фонда ответчиком в ходе конкурсного производства не представлено. При рассмотрении дела о приобщении таких документов к материалам дела также не заявлялось.
При изложенных обстоятельствах, утверждение апеллянта об отсутствии у него обязанности по внесению коммунальных платежей, поскольку доказан факт вселения нанимателей в жилые помещения, которые должны их уплачивать, в нарушение ст. 65 АПК РФ не подкреплено какими-либо доказательствами.
Нельзя признать обоснованным довод подателя жалобы о том, что истцом не представлены доказательства, подтверждающие фактическую задолженность нанимателей жилых помещений по оплате за коммунальные услуги.
Вопреки доводам администрации истцом подтвержден факт оказания услуг по содержанию, текущему и коммунальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, а также коммунальных услуг (представлены договоры, акты о приемке выполненных работ, акты приема-передачи оказанных услуг, акты о проделанной работе).
Ссылка ответчика на недостоверность расчета задолженности, представленного истцом, является несостоятельной, поскольку расчет составлен на основании решений Администрации об утверждении тарифов, ее распоряжений по отопительным сезонам, решений об утверждении нормативов. Ни ответчиком, ни третьим лицом не предоставлена информация, позволяющая более точно их произвести.
Кроме того, контррасчет задолженности за коммунальные услуги, опровергающий расчет истца, ответчиком не представлен.
В силу ст. 9 АПК РФ, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Статус бюджетного учреждения, на который ссылается податель жалобы, не освобождает ответчика от несения расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и не дает оснований для применения в данном случае ст. 401 ГК РФ.
Участники гражданских правоотношений приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе, они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора (п. 2 ст. 1 ГК РФ).
Таким образом, Администрация г. Рубцовска Алтайского края, заключив с истцом договор управления N 1 от 17.05.2010, в котором указано что она является собственником помещений, перечисленных в приложении N 1 к договору, и, не представив доказательств того, что указанные в приложении N 1 помещения перешли в собственность иным лицам, обязана нести расходы за оказанные жилищно-коммунальные услуги на основании ст. 210 ГК РФ, 30, 37 ЖК РФ.
По этому же основанию подлежит отклонению довод апелляционной жалобы о том, что надлежащим ответчиком по делу выступает Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации города Рубцовска Алтайского края, поскольку Комитет не является стороной договора N 1 от 17.05.2010.
Принимая во внимание указанное выше, апелляционная жалоба по приводимым в ней доводам, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 110, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 05.11.2015 по делу N А03-6534/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
И.И.ТЕРЕХИНА
Судьи
О.Б.НАГИШЕВА
Е.И.ЗАХАРЧУК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.02.2016 N 07АП-12479/2015 ПО ДЕЛУ N А03-6534/2015
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 февраля 2016 г. по делу N А03-6534/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2016 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе: председательствующего И.И. Терехиной
судей О.Б. Нагишевой, Е.И. Захарчука
при ведении протокола судебного заседания секретарем Е.Б. Романовой
при участии представителей:
от истца: К.С. Прилипченко по дов. от 12.01.2016
от ответчика: не явился (извещен)
от третьего лица: не явился (извещен)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации г. Рубцовска Алтайского края (N 07АП-12479/15) на решение Арбитражного суда Алтайского края от 05.11.2015 года по делу N А03-6534/2015 (судья В.Н. Прохоров) по иску ООО Управляющая компания "ЖилРемЗаказчик" (ОГРН 1102209000486, ИНН 2209037937) к муниципальному образованию города Рубцовска Алтайского края в лице Администрации г. Рубцовска Алтайского края (ОГРН 1022200813656, ИНН 2209011079), при участии третьего лица: МУП "Расчетно - кассовый центр" муниципального образования города Рубцовска Алтайского края, о взыскании 5 511 188,72 руб. задолженности,
установил:
ООО Управляющая компания "ЖилРемЗаказчик" (далее ООО "УК "ЖилРемЗаказчик") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края к муниципальному образованию городского округа "Город Рубцовск" Алтайского края в лице Администрации г. Рубцовска Алтайского края (далее Администрация) с иском, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о взыскании 5 511 188,72 руб. задолженности по оплате за управление, содержание, текущий и коммунальный ремонт общего имущества, а также по оплате за коммунальные услуги.
Решением арбитражного суда от 05.11.2015 (резолютивная часть объявлена 28.10.2015) исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, Администрация в апелляционной жалобе просит его отменить и принять новый судебный акт, ссылаясь на то, что истцом не представлены доказательства, подтверждающие фактическую задолженность нанимателей жилых помещений по оплате за коммунальные услуги, хотя обязанность по ведению учета задолженности возложена на управляющую компанию. В связи с доказанностью факта вселения нанимателей в жилые помещения, у Администрации отсутствует обязанность по внесению коммунальных платежей. Расчет оплаты за коммунальные услуги является недостоверным. Администрация выступает в качестве бюджетного учреждения и несет расходы по обязательствам в соответствии с предоставленными ей лимитами. Надлежащим ответчиком по делу выступает Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации города Рубцовска Алтайского края.
Представитель истца в отзыве на апелляционную жалобу и в судебном заседании просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, указывая на то, что истцом подтвержден факт оказания услуг по содержанию, текущему и коммунальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, а также коммунальных услуг.
Дело рассмотрено на основании ч. 3 ст. 156 АПК РФ без участия представителей ответчика и третьего лица, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со ст. 268 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене.
Материалами дела установлено, что 17.05.2010 между ООО "ЖилРемЗаказчик" (управляющая организация) и администрацией г. Рубцовска Алтайского края (собственник) заключен договор управления N 1 с приложением (л.д. 13-28 т. 1), в соответствии с которым:
- - для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания, надлежащего содержания домов, указанных в приложении N 1 к договору, и придомовой территории в установленных границах и обеспечения коммунальными услугами, собственник передал и обязался оплачивать, а управляющая организация приняла на себя функции по управлению домами с предоставлением услуг в соответствии с разделом 3 настоящего договора (п. 1.2);
- - собственнику принадлежит доля в праве общей долевой собственности на общее имущество соразмерно площади находящегося в его собственности помещения (п. 2.3);
- - управляющая организация имеет право требовать от собственника оплаты выполненных работ по содержанию и ремонту жилищного фонда и коммунальных услуг в соответствии с их объемом и качеством (п. 3.2.2);
- - собственник обязан своевременно и в полном объеме в срок до 10 числа месяца, следующего за расчетным месяцем производить оплату: за содержание и ремонт общего имущества жилого дома в размере, указанном в приложении N 2; за коммунальные услуги по тарифам, установленным в соответствии с действующим законодательством. Оплата за услуги по водоснабжению, водоотведению, сбору и вывозу бытовых отходов производится по количеству пользователей этих услуг, оплата за отопление и ремонт общего имущества - исходя из общей площади принадлежащего помещения (п. 3.3.8);
- - до вселения в принадлежащее собственнику помещение и в случаях неиспользования помещений ответчик обязался нести расходы на содержание общего имущества, а также оплачивать услуги отопления помещений (п. 3.3.11);
- - плата собственника за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя: плату за управление, содержание, текущий и коммунальный ремонт общего имущества в доме; плату за коммунальные услуги (п. 4.3).
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 29.08.2014 по делу N А03-1063/2014 ООО УК "ЖилРемЗаказчик" признано банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Плуталов М.Е.
Установив в ходе процедуры конкурсного производства ненадлежащее исполнение администрацией своих обязательств по договору, в связи с чем задолженность за период с апреля 2012 г. по октябрь 2014 г. составила 5 511 188,72 руб. конкурсный управляющий ООО УК "ЖилРемЗаказчик" обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь ст. ст. 30, 39, 155, 157 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ), ст. ст. 210, 249 ГК РФ, исходил из того, что собственник жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, обязан нести расходы на содержание общего имущества, а также по оплате коммунальных услуг.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции.
Согласно п. 1 ст. 290 ГК РФ и п. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 ГК РФ).
В соответствии со ст. 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Аналогичная норма содержится и в п. 1 ст. 158 ЖК РФ, согласно которой собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Кроме того, в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса РФ и п. п. 16, 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 491 от 13.08.2006 (далее - Правила N 491), собственникам помещения в многоквартирном доме предоставлено право выбора способа управления домом путем заключения договора с управляющей организацией, а также утверждение перечня работ и услуг, условия их оказания и размера их финансирования за счет собственных средств.
Из п. 31 Правил N 491 следует, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, определяется решением общего собрания собственников помещений в таком доме и принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации.
На основании изложенного, собственник жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества, соразмерно своей доли, независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности и расходов на коммунальные услуги. Содержание собственного помещения, оплата потребляемых в нем коммунальных услуг, не освобождает собственника помещений от бремени расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома, включая земельный участок, на котором расположен дом.
Исходя из ст. 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
В силу положений ч. 4 ст. 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется юридическим лицом независимо от организационно - правовой формы или индивидуальным предпринимателем (далее - управляющая организация), вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ.
Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (п. 3 ст. 158 ЖК РФ).
Истцом в материалы дела представлен договор на ведение финансово - лицевых счетов собственника помещений многоквартирных домов от 01.10.2014 г. N 478, заключенный ООО УК "ЖилРемЗаказчик" с МУП "Расчетно - кассовый центр", предметом которого являлось ведение и обслуживание финансово - лицевых счетов собственников/нанимателей помещений многоквартирных домов, имеющих просроченную задолженность за жилое/нежилое помещение и коммунальные услуги перед заказчиком (ООО УК "ЖилРемЗаказчик").
С целью подготовки подробного расчета задолженности, 05.08.2015 г. ООО УК "ЖилРемЗаказчик" обратилось в МУП "РКЦ" с запросом о предоставлении информации о сумме задолженности, так как у конкурсного управляющего ООО УК "ЖилРемЗаказчик" отсутствовала информация, с учетом которой он бы мог предоставить подробный расчет задолженности.
12.08.2015 МУП "РКЦ" предоставило в адрес ООО УК "ЖилРемЗаказчик" ответ на запрос, в котором указано, что все финансово-лицевые счета закрыты и данные уничтожены, поэтому ООО УК "ЖилРемЗаказчик" произвело расчет по методике, определенной в Постановлении Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
По правилам ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Между тем, как установлено судом, доказательств, подтверждающих наличие заключенных договоров социального найма между администрацией г. Рубцовска и населением в отношении вышеуказанного жилого фонда ответчиком в ходе конкурсного производства не представлено. При рассмотрении дела о приобщении таких документов к материалам дела также не заявлялось.
При изложенных обстоятельствах, утверждение апеллянта об отсутствии у него обязанности по внесению коммунальных платежей, поскольку доказан факт вселения нанимателей в жилые помещения, которые должны их уплачивать, в нарушение ст. 65 АПК РФ не подкреплено какими-либо доказательствами.
Нельзя признать обоснованным довод подателя жалобы о том, что истцом не представлены доказательства, подтверждающие фактическую задолженность нанимателей жилых помещений по оплате за коммунальные услуги.
Вопреки доводам администрации истцом подтвержден факт оказания услуг по содержанию, текущему и коммунальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, а также коммунальных услуг (представлены договоры, акты о приемке выполненных работ, акты приема-передачи оказанных услуг, акты о проделанной работе).
Ссылка ответчика на недостоверность расчета задолженности, представленного истцом, является несостоятельной, поскольку расчет составлен на основании решений Администрации об утверждении тарифов, ее распоряжений по отопительным сезонам, решений об утверждении нормативов. Ни ответчиком, ни третьим лицом не предоставлена информация, позволяющая более точно их произвести.
Кроме того, контррасчет задолженности за коммунальные услуги, опровергающий расчет истца, ответчиком не представлен.
В силу ст. 9 АПК РФ, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Статус бюджетного учреждения, на который ссылается податель жалобы, не освобождает ответчика от несения расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и не дает оснований для применения в данном случае ст. 401 ГК РФ.
Участники гражданских правоотношений приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе, они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора (п. 2 ст. 1 ГК РФ).
Таким образом, Администрация г. Рубцовска Алтайского края, заключив с истцом договор управления N 1 от 17.05.2010, в котором указано что она является собственником помещений, перечисленных в приложении N 1 к договору, и, не представив доказательств того, что указанные в приложении N 1 помещения перешли в собственность иным лицам, обязана нести расходы за оказанные жилищно-коммунальные услуги на основании ст. 210 ГК РФ, 30, 37 ЖК РФ.
По этому же основанию подлежит отклонению довод апелляционной жалобы о том, что надлежащим ответчиком по делу выступает Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации города Рубцовска Алтайского края, поскольку Комитет не является стороной договора N 1 от 17.05.2010.
Принимая во внимание указанное выше, апелляционная жалоба по приводимым в ней доводам, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 110, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 05.11.2015 по делу N А03-6534/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
И.И.ТЕРЕХИНА
Судьи
О.Б.НАГИШЕВА
Е.И.ЗАХАРЧУК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)