Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 октября 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузнецова Ю.А.,
судей Малышева М.Б. и Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Энергоресурс" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 11.07.2016 по делу N А47-1856/2016 (судья Сердюк Т.В.),
04.03.2016 общество с ограниченной ответственностью "Энергоресурс" (далее - заявитель, ООО "Энергоресурс") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области (далее - Инспекция, административный орган) о признании незаконным предписания N ПР-295/9 от 29.01.2016 о проведении корректировки платы за коммунальную услугу - отопление в многоквартирном доме по адресу: Оренбургская области, г. Кувандык, ул. Жукова 14а.
Проверка проведена по жалобе жильцов дома, обществу предписано скорректировать начисленную за отопление плату в соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области N 1017п от 29.12.2014 (далее постановление N 1017п) - уменьшить ее в 2015 году на величину примененного повышающего коэффициента в срок до 15.03.2016, а начисления в январе - апреле 2016 года производить без повышающих коэффициентов.
Предписание незаконно, т. к. по ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) повышающий коэффициент применяется при исчислении оплаты для собственников помещений, которые имеют обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета, но которые не установили такие приборы. Расчет производится исходя из тарифов установленных органами субъекта Федерации.
Во исполнение указанных норм ЖК РФ Правительство Российской
Федерации Постановлением от 06.05.2011 года N 354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
При начислении оплаты общество руководствовалось этими правовыми актами и правомерно применяло повышающие коэффициенты.
Довод о том, что на территории Оренбургской области продолжают действовать Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N 307 (далее - Правила N 307) несостоятельны, т. к. положения Постановления N 957 от 27.08.2012, дающие право органам субъекта Федерации применять положения ранее действующих Правил N 307 утратили действие после принятия Постановления N 795 от 10.09.2013. Все принятые на основании этих нормативов правила не подлежат применению (т. 1 л.д. 4-10).
Инспекция возражала против заявленных требований, ссылалась на законность своих действий и требований представления (т. 1 л.д. 62-64).
Решением суда первой инстанции от 11.07.2016 в удовлетворении требования общества отказано.
Суд указал, что по Постановлению N 857 от 27.08.2012 Правила N 354 в части определения размера платы за предоставленную коммунальную услугу по отоплению применяются в 2012-2014 годах при наличии условий: принятия органами власти субъектов Федерации решений о сохранении порядка оплаты, установленного Правилами N 307 и применении нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших по состоянию на 30 июня 2012 года.
Сделан вывод, что указанный порядок был введен на территории Оренбургской области в установленном порядке, продолжает действовать, и применение повышающих коэффициентов в соответствии с Правилами N 354 незаконно. Выданное предписание соответствует требованиям закона и подлежит исполнению (т. 1 л.д. 83-88).
23.09.2016 от общества поступила апелляционная жалоба об отмене судебного решения и отказе в удовлетворении заявленных требований.
Судом неверно применены нормы материального права, что привело к вынесению незаконного решения, не выяснены причины, которые привели к завышению размера оплаты.
Не принято во внимание, что применение повышающих коэффициентов предусмотрено ст. 157 ЖК РФ и Правилами N 354, их размер определен постановлением Правительства Оренбургской области N 527-п от 07.07.2015, нормативы содержатся в постановлении Правительства N 686п от 17.08.2012, в том числе, при потреблении тепла в жилых помещениях при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых) приборов учета с использованием повышающих коэффициентов. Размер оплаты рассчитан обществом с учетом этим показателей. Все нормативные акты являются действующими и подлежат применению.
Доводы о необходимости продолжения применения положений Правил
N 307 несостоятельны, т. к. положения Постановления N 957 от 27.08.2012, дающие право органам субъекта Федерации применять положения ранее действующих Правил N 307 утратили действие после принятия Постановления N 795 от 10.09.2013. Все принятые на основании этих нормативов правила не подлежат применению (т. 1 л.д. 101-106).
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Стороны в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены. Суд определил рассмотреть дело без не явившихся лиц.
При отсутствии возражений пересмотр судебного решения производится в пределах оснований указанных в апелляционной жалобе.
Исследовав материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ООО "Энергоресурс" зарегистрировано в качестве юридического лица свидетельством от 06.08.2012 (т. 1 л.д. 32-39), является управляющей организацией для собственников квартир дома по адресу: Оренбургская область, г. Кувандык, ул. Жукова 14а.
От жильцов дома поступило коллективное заявление по поводу увеличения платы за отопление (т. 1 л.д. 68-69).
26.01.2016 Инспекцией вынесено распоряжение N 295 о проведении внеплановой проверки (т. 1 л.д. 66), о чем извещен заявитель (т. 1 л.д. 66).
Составлен акт проверки N А-295/9 от 29.01.2016, установивший неосновательное завышение оплаты на повышающий коэффициент (т. 1 л.д. 72-73).
Выдано предписание N ПР-295/9 от 29.01.2006, где обществу в срок до 15.03.2016 предложено произвести корректировку оплаты - исключить из расчетов вышеуказанный коэффициент (т. 1 л.д. 74).
По утверждению подателя апелляционной жалобы - общества, суд первой инстанции, принимая решение, неверно применил нормы, регулирующие порядок расчета оплаты, которые в установленном порядке были отменены.
Суд первой инстанции пришел к выводу о допущенных нарушениях со стороны общества при расчете оплаты и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Пунктом 2 Положения о государственной жилищной инспекции по Оренбургской области, утвержденного Указом Губернатора Оренбургской области от 15.02.2010 года N 25-ук, установлено, что Инспекция является органом исполнительной власти Оренбургской области, осуществляющим
региональный государственный жилищный надзор.
Согласно части 1 ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанных норм ЖК РФ Правительство Российской Федерации утвердило Правила N 354.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 года N 857 "Об особенностях применения в 2012-2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" установлен особый порядок применения этих Правил.
Они применяются в части определения размера платы за предоставленную коммунальную услугу по отоплению в 2012-2014 годах с учетом особенности - по п "б" - органам государственной власти субъектов Российской Федерации разрешено до 15.09.2012 принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с ранее действовавшими Правилами N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года.
Реализуя это полномочие, Правительство Оренбургской области приняло постановление N 766-п "О порядке расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории Оренбургской области в 2012-2014 годах"
(далее - постановление N 766-п). Согласно п. 1 указанного постановления N 766-п, применять при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению в 2012-2014 годах Правила N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30.06.2012.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2013 года N 795 в постановление N 857 внесены изменения: в наименовании слова "в 2012-2014 годах" исключены; в пункте 1 подпункт "б" признан утратившим силу. Постановлением Правительства Оренбургской области от 29.12.2014 N 1017-п в постановление N 766-п также внесены изменения: в наименовании и пункте 1 постановления исключены слова "в 2012-2014 годах". Действие п. "б" на территории области не отменялось.
Таким образом, при исчислении платы за коммунальную услугу по отоплению на территории Оренбургской области подлежат применению Правила N 307, а применение повышающего коэффициента является незаконным.
В связи с этим выданное предписание обоснованно признано судом законным, и основания для отмены судебного решения и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Не установлены нарушения, перечисленные в п. 4 ст. 270 АПК РФ: имеется составленный в установленном порядке протокол судебного заседания, участники дела о рассмотрении извещены, судебные документы оформлены в соответствии с требованиями закона.
Излишне уплаченная при подаче апелляционной жалобы госпошлина возвращается из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 11.07.2016 по делу N А47-1856/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Энергоресурс" - без удовлетворения.
Вернуть обществу с ограниченной ответственностью "Энергоресурс" из федерального бюджета излишне уплаченные 1 500 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.10.2016 N 18АП-11447/2016 ПО ДЕЛУ N А47-1856/2016
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 октября 2016 г. N 18АП-11447/2016
Дело N А47-1856/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 октября 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузнецова Ю.А.,
судей Малышева М.Б. и Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Энергоресурс" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 11.07.2016 по делу N А47-1856/2016 (судья Сердюк Т.В.),
04.03.2016 общество с ограниченной ответственностью "Энергоресурс" (далее - заявитель, ООО "Энергоресурс") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области (далее - Инспекция, административный орган) о признании незаконным предписания N ПР-295/9 от 29.01.2016 о проведении корректировки платы за коммунальную услугу - отопление в многоквартирном доме по адресу: Оренбургская области, г. Кувандык, ул. Жукова 14а.
Проверка проведена по жалобе жильцов дома, обществу предписано скорректировать начисленную за отопление плату в соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области N 1017п от 29.12.2014 (далее постановление N 1017п) - уменьшить ее в 2015 году на величину примененного повышающего коэффициента в срок до 15.03.2016, а начисления в январе - апреле 2016 года производить без повышающих коэффициентов.
Предписание незаконно, т. к. по ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) повышающий коэффициент применяется при исчислении оплаты для собственников помещений, которые имеют обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета, но которые не установили такие приборы. Расчет производится исходя из тарифов установленных органами субъекта Федерации.
Во исполнение указанных норм ЖК РФ Правительство Российской
Федерации Постановлением от 06.05.2011 года N 354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
При начислении оплаты общество руководствовалось этими правовыми актами и правомерно применяло повышающие коэффициенты.
Довод о том, что на территории Оренбургской области продолжают действовать Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N 307 (далее - Правила N 307) несостоятельны, т. к. положения Постановления N 957 от 27.08.2012, дающие право органам субъекта Федерации применять положения ранее действующих Правил N 307 утратили действие после принятия Постановления N 795 от 10.09.2013. Все принятые на основании этих нормативов правила не подлежат применению (т. 1 л.д. 4-10).
Инспекция возражала против заявленных требований, ссылалась на законность своих действий и требований представления (т. 1 л.д. 62-64).
Решением суда первой инстанции от 11.07.2016 в удовлетворении требования общества отказано.
Суд указал, что по Постановлению N 857 от 27.08.2012 Правила N 354 в части определения размера платы за предоставленную коммунальную услугу по отоплению применяются в 2012-2014 годах при наличии условий: принятия органами власти субъектов Федерации решений о сохранении порядка оплаты, установленного Правилами N 307 и применении нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших по состоянию на 30 июня 2012 года.
Сделан вывод, что указанный порядок был введен на территории Оренбургской области в установленном порядке, продолжает действовать, и применение повышающих коэффициентов в соответствии с Правилами N 354 незаконно. Выданное предписание соответствует требованиям закона и подлежит исполнению (т. 1 л.д. 83-88).
23.09.2016 от общества поступила апелляционная жалоба об отмене судебного решения и отказе в удовлетворении заявленных требований.
Судом неверно применены нормы материального права, что привело к вынесению незаконного решения, не выяснены причины, которые привели к завышению размера оплаты.
Не принято во внимание, что применение повышающих коэффициентов предусмотрено ст. 157 ЖК РФ и Правилами N 354, их размер определен постановлением Правительства Оренбургской области N 527-п от 07.07.2015, нормативы содержатся в постановлении Правительства N 686п от 17.08.2012, в том числе, при потреблении тепла в жилых помещениях при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых) приборов учета с использованием повышающих коэффициентов. Размер оплаты рассчитан обществом с учетом этим показателей. Все нормативные акты являются действующими и подлежат применению.
Доводы о необходимости продолжения применения положений Правил
N 307 несостоятельны, т. к. положения Постановления N 957 от 27.08.2012, дающие право органам субъекта Федерации применять положения ранее действующих Правил N 307 утратили действие после принятия Постановления N 795 от 10.09.2013. Все принятые на основании этих нормативов правила не подлежат применению (т. 1 л.д. 101-106).
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Стороны в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены. Суд определил рассмотреть дело без не явившихся лиц.
При отсутствии возражений пересмотр судебного решения производится в пределах оснований указанных в апелляционной жалобе.
Исследовав материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ООО "Энергоресурс" зарегистрировано в качестве юридического лица свидетельством от 06.08.2012 (т. 1 л.д. 32-39), является управляющей организацией для собственников квартир дома по адресу: Оренбургская область, г. Кувандык, ул. Жукова 14а.
От жильцов дома поступило коллективное заявление по поводу увеличения платы за отопление (т. 1 л.д. 68-69).
26.01.2016 Инспекцией вынесено распоряжение N 295 о проведении внеплановой проверки (т. 1 л.д. 66), о чем извещен заявитель (т. 1 л.д. 66).
Составлен акт проверки N А-295/9 от 29.01.2016, установивший неосновательное завышение оплаты на повышающий коэффициент (т. 1 л.д. 72-73).
Выдано предписание N ПР-295/9 от 29.01.2006, где обществу в срок до 15.03.2016 предложено произвести корректировку оплаты - исключить из расчетов вышеуказанный коэффициент (т. 1 л.д. 74).
По утверждению подателя апелляционной жалобы - общества, суд первой инстанции, принимая решение, неверно применил нормы, регулирующие порядок расчета оплаты, которые в установленном порядке были отменены.
Суд первой инстанции пришел к выводу о допущенных нарушениях со стороны общества при расчете оплаты и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Пунктом 2 Положения о государственной жилищной инспекции по Оренбургской области, утвержденного Указом Губернатора Оренбургской области от 15.02.2010 года N 25-ук, установлено, что Инспекция является органом исполнительной власти Оренбургской области, осуществляющим
региональный государственный жилищный надзор.
Согласно части 1 ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанных норм ЖК РФ Правительство Российской Федерации утвердило Правила N 354.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 года N 857 "Об особенностях применения в 2012-2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" установлен особый порядок применения этих Правил.
Они применяются в части определения размера платы за предоставленную коммунальную услугу по отоплению в 2012-2014 годах с учетом особенности - по п "б" - органам государственной власти субъектов Российской Федерации разрешено до 15.09.2012 принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с ранее действовавшими Правилами N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года.
Реализуя это полномочие, Правительство Оренбургской области приняло постановление N 766-п "О порядке расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории Оренбургской области в 2012-2014 годах"
(далее - постановление N 766-п). Согласно п. 1 указанного постановления N 766-п, применять при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению в 2012-2014 годах Правила N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30.06.2012.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2013 года N 795 в постановление N 857 внесены изменения: в наименовании слова "в 2012-2014 годах" исключены; в пункте 1 подпункт "б" признан утратившим силу. Постановлением Правительства Оренбургской области от 29.12.2014 N 1017-п в постановление N 766-п также внесены изменения: в наименовании и пункте 1 постановления исключены слова "в 2012-2014 годах". Действие п. "б" на территории области не отменялось.
Таким образом, при исчислении платы за коммунальную услугу по отоплению на территории Оренбургской области подлежат применению Правила N 307, а применение повышающего коэффициента является незаконным.
В связи с этим выданное предписание обоснованно признано судом законным, и основания для отмены судебного решения и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Не установлены нарушения, перечисленные в п. 4 ст. 270 АПК РФ: имеется составленный в установленном порядке протокол судебного заседания, участники дела о рассмотрении извещены, судебные документы оформлены в соответствии с требованиями закона.
Излишне уплаченная при подаче апелляционной жалобы госпошлина возвращается из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 11.07.2016 по делу N А47-1856/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Энергоресурс" - без удовлетворения.
Вернуть обществу с ограниченной ответственностью "Энергоресурс" из федерального бюджета излишне уплаченные 1 500 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Ю.А.КУЗНЕЦОВ
Ю.А.КУЗНЕЦОВ
Судьи
М.Б.МАЛЫШЕВ
А.П.СКОБЕЛКИН
М.Б.МАЛЫШЕВ
А.П.СКОБЕЛКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)