Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 4 июля 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 11 июля 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Осокиной Н.Н. и Смирнова В.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Смекаловой Е.Ю.,
при участии от ответчика Самарина К.В. по доверенности от 21.03.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СтройИнвест" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 6 мая 2016 года по делу N А13-3626/2016 (судья Селиванова Ю.В.),
общество с ограниченной ответственностью "СтройИнвест" (ОГРН 1133528005060, ИНН 3528201712; место нахождения: 162611, Вологодская область, город Череповец, улица Чкалова, дом 23а, офис 10; далее - общество, ООО "СтройИнвест") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Инспекции государственного строительного надзора по Вологодской области (ОГРН 1053500023290, ИНН 3525148002; место нахождения: 160000, город Вологда, улица Предтеченская, дом 19; далее - инспекция) о признании незаконным отказа от 12.02.2016 N 04-13/101ч в выдаче заключения о соответствии объекта "Многоквартирный трехсекционный жилой дом по улице Раахе, д. 69 в г. Череповце" требованиям технических регламентов и проектной документации.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление архитектуры градостроительства мэрии города Череповца (ОГРН 1023501262806, ИНН 3528006912; место нахождения: 162622, Вологодская область, город Череповец, улица Набережная, дом 37а; далее - управление).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 6 мая 2016 года по делу N А13-3626/2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "СтройИнвест" с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. В обоснование жалобы ссылается на то, что осуществление государственного надзора является обязанностью органа исполнительной власти в силу положений Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N 210-ФЗ).
Инспекция в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилась, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Управление в отзыве указало, что рассмотрение жалобы оставляет на усмотрение суда.
Заявитель и третье лицо надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя инспекции, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, управлением архитектуры г. Череповца обществу было выдано разрешение от 26.07.2013 N RU35328000-148 на строительство объекта капитального строительства "Жилой дом, кирпичный, 3-этажный, 27-квартирный, площадью земельного участка 1817 кв. м, общей площадью 2028,38 кв. м, строительным объемом 9178 куб. м" по адресу: Вологодская область, г. Череповец, ул. Раахе, кадастровый номер земельного участка 35:21:0504004:126.
Взамен прекращенного с 21.10.2013 действия названного рарешения обществу 21.10.2013 выдано разрешение N RU35328000-232 на строительство объекта капитального строительства "Жилой дом, кирпичный, 3-этажный, 24-квартирный, площадью земельного участка 1817 кв. м, общей площадью 2028,38 кв. м, строительным объемом 9178 куб. м" по адресу: Вологодская область, г. Череповец, ул. Раахе, кадастровый номер земельного участка 35:21:0504004:126.
В связи с прекращением действия указанного разрешения с 16.04.2014 и корректировкой проекта обществу выдано разрешение от 16.04.2014 N RU35328000-91 на строительство объекта капитального строительства "Жилой дом, кирпичный, 4-этажный, 32-квартирный, площадью земельного участка 1817 кв. м, общей площадью 2085,13 кв. м, строительным объемом 11064,76 куб. м", расположенного по адресу: Вологодская область, г. Череповец, ул. Раахе, кадастровый номер земельного участка 35:21:0504004:126.
В дальнейшем обществу выдано разрешение от 08.07.2014 N RU35328000-145 на строительство объекта капитального строительства "Жилой дом, кирпичный, 31-квартирный, этажность - 4, количество этажей - 5, в том числе подземных - 1, площадью земельного участка 1817 кв. м, общей площадью 2083,96 кв. м, строительным объемом 11064,76 куб. м", расположенного по адресу: Вологодская область, г. Череповец, ул. Раахе, кадастровый номер земельного участка 35:21:0504004:126.
Рассмотрев направленное 23.04.2014 ООО "СтройИнвест" извещение о начале строительства и проектную документацию объекта, инспекция направила обществу письмо от 14.05.2014 N 288, в котором отразила, что на момент его получения обществом возведены 3 этажа здания жилого дома, извещение о начале строительства дома в установленный срок (за 7 дней до начала строительства) не направлялось, поэтому законных оснований принять объект для осуществления государственного строительного надзора не имеется.
По окончании строительства ООО "СтройИнвест" направило в инспекцию извещение об окончании строительства и заявление на получение заключения о соответствии требованиям нормативных документов в области строительства от 22.01.2015, по результатам рассмотрения которого инспекция в письме от 27.01.2015 N 04-13/49-ч указала на то, что государственный строительный надзор на объекте не осуществлялся, поэтому у ответчика нет законных оснований выдавать заключение о соответствии построенного объекта.
Получив от общества 03.02.2016 заявление о выдаче заключения о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям нормативных документов в области строительства, инспекция в письме от 12.02.2016 N 04-13/101-ч отказала в его выдаче, указав, что оснований для выдачи заключения не имеется, поскольку извещение о начале строительства объекта направлено в инспекцию в период строительства четвертого этажа жилого дома, государственный строительный надзор не осуществлялся.
Не согласившись с таким отказом, общество обратилось в арбитражный суд с указанным выше заявлением.
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Из части 1 статьи 198 АПК РФ следует, что для признания ненормативного правового акта государственного органа недействительным необходимо наличие двух факторов: несоответствия оспариваемого акта действующему законодательству и нарушения в результате его принятия прав и законных интересов заявителя.
На основании части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 названного Кодекса обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами оспариваемых актов, решений, возлагается на соответствующие органы.
В силу части 1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.
Согласно части 2 статьи 49 ГрК РФ экспертиза не проводится в отношении проектной документации многоквартирных домов с количеством этажей не более чем три.
Из общего журнала работ N 1 следует, что ООО "СтройИнвест" 05.08.2013 на основании разрешения на строительство от 26.07.2013 N RU35328000-148 приступило к строительству объекта капитального строительства "Жилой дом, кирпичный, 3-этажный, 27-квартирный, площадью земельного участка 1817 кв. м, общей площадью 2028,38 кв. м, строительным объемом 9178 куб. м", расположенного по адресу: Вологодская область, г. Череповец, ул. Раахе, кадастровый номер земельного участка 35:21:0504004:126.
Поскольку ООО "СтройИнвест" 16.04.2014 получило разрешение N RU35328000-91 на строительство объекта капитального строительство "Жилой дом, кирпичный, 4-этажный, 32-квартирный, площадью земельного участка 1817 кв. м, общей площадью 2085,13 кв. м, строительным объемом 11064,76 куб. м", расположенного по адресу: Вологодская область, г. Череповец, ул. Раахе, кадастровый номер земельного участка 35:21:0504004:126, то осуществление государственного строительного надзора в отношении жилого дома по адресу: г. Череповец, ул. Раахе, д. 69, является обязательным.
Порядок осуществления государственного строительного надзора установлен в Положении об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации (далее - Положение), утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54.
Согласно пункту 8 Положения государственный строительный надзор осуществляется органом государственного строительного надзора с даты получения им в соответствии с частью 5 статьи 52 ГрК РФ извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации (заключение о соответствии).
Частью 5 статьи 52 ГрК РФ установлено, что в случае, если в соответствии с данным Кодексом при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства предусмотрен государственный строительный надзор, застройщик или заказчик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства должен направить в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее также - органы государственного строительного надзора) извещение о начале таких работ, к которому прилагаются следующие документы: копия разрешения на строительство; проектная документация в полном объеме, а в случаях выдачи разрешения на отдельный этап строительства, реконструкции - в объеме, необходимом для осуществления соответствующего этапа строительства; копия документа о вынесении на местность линий отступа от красных линий; общий и специальные журналы, в которых ведется учет выполнения работ; положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случае, если проектная документация объекта капитального строительства подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 данного Кодекса.
Приказом Ростехнадзора от 26.12.2006 N 1129 утвержден Порядок проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной документации (далее - Порядок проведения проверок).
Пункт 5 Порядка проведения проверок также предусматривает, что застройщик или заказчик заблаговременно, но не позднее чем за 7 рабочих дней до начала осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, направляет в орган государственного строительного надзора извещение (по образцу, приведенному в приложении 2 к данному Порядку) о начале таких работ с приложением документов, предусмотренных частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Такое извещение с прилагаемыми к нему документами является основанием для разработки должностным лицом органа государственного строительного надзора программы проведения проверок в течение семи рабочих дней с даты получения такого извещения (пункт 6 Порядка проведения проверок).
- В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 54 ГрК РФ предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;
- Согласно пунктам 3, 25 Порядка проведения проверок итоговая проверка назначается должностным лицом органа государственного строительного надзора в течение 7 рабочих дней после получения извещения застройщика или заказчика об окончании строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, составляемого по образцу, приведенному в приложении 10 к данному Порядку.
В соответствии с пунктом 16 Положения после завершения строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства органом государственного строительного надзора проводится проверка (итоговая), по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии или об отказе в выдаче такого заключения.
Орган государственного строительного надзора выдает заключение о соответствии, если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства не были допущены нарушения соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации либо такие нарушения были устранены до даты выдачи заключения о соответствии (пункт 17 Положения).
Как правильно отметил суд первой инстанции, из приведенных положений следует, что основной задачей государственного строительного надзора является проверка соответствия выполняемых работ и применяемых строительных материалов требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации и их своевременное устранение в течение всего периода строительства в целях обеспечения безопасности эксплуатации объекта капитального строительства.
Государственный строительный надзор в отношении части объекта действующим законодательством не предусмотрен. В связи с этим градостроительное законодательство устанавливает обязанность застройщика предварительно уведомлять уполномоченный орган о планируемом строительстве до начала выполнения строительных работ на объекте. Орган государственного строительного надзора выдает заключение о соответствии, если при строительстве объекта капитального строительства с начала осуществления его строительства до даты выдачи заключения соблюдены требования технических регламентов, иных правовых актов и проектной документации.
В рассматриваемом случае установлено и сторонами не оспаривается, что строительство объекта начато 05.08.2013 и при этом на дату направления извещения о начале строительства жилого дома (25.04.2014) возведены 3 этажа жилого дома.
Следовательно, поэтапный государственный строительный надзор при строительстве объекта капитального строительства инспекцией не осуществлялся и, как следствие, орган государственного строительного надзора не мог подтвердить соответствие выполненных в процессе строительства работ, осуществленных застройщиком до направления в инспекцию извещения о начале строительства, то есть в период с 05.08.2013 до 25.04.2014, требованиям технических регламентов (нормам и правилам), иных нормативных правовых актов и проектной документации.
В связи с изложенными обстоятельствами суд первой инстанции правильно отметил, что осуществление государственного строительного надзора в процессе осуществления строительства было невозможно, что явилось основанием для отказа застройщику в выдаче положительного заключения о соответствии объекта капитального строительства проектной документации и техническим регламентам.
Доводы заявителя о том, что объект изначально не подлежал государственному строительному надзору и надзор за строительством производился управлением архитектуры г. Череповца, правомерно отклонены судом, поскольку проверки проводились не в рамках осуществления государственного строительного надзора. Следовательно, результаты таких обследований не могут служить основанием для принятия решения о выдаче заключения, предусмотренного пунктом 16 Положения и являющегося итогом процедуры по осуществлению государственного строительного надзора.
Апелляционная коллегия поддерживает вывод суда о том, что изменение застройщиком в процессе строительства своего решения относительно этажности возводимого объекта капитального строительства влечет невозможность осуществления государственного строительного надзора в установленном законом порядке, является риском застройщика, свидетельствует о нарушении обществом требований ГрК РФ и не влечет обязанность уполномоченных органов по выдаче разрешительных документов.
Доводы общества о фактическом проведении проверок инспекцией со ссылкой на программу проведения проверок от 29.04.2014 судом отклоняются, поскольку документального подтверждения реализации программы проверок материалы дела не содержат.
Представление застройщиком каких-либо технических заключений в отношении построенного объекта не опровергает выводов инспекции об отсутствии в ходе его строительства государственного строительного надзора и не заменяет собой акты органа стройнадзора, а также по смыслу положений статьи 54 ГрК РФ и пунктов 16 - 18 Положения не является основанием для выдачи инспекцией заключения о соответствии указанного объекта требованиям технических регламентов, нормам и правилам, проектной документации.
Исходя из изложенного, ввиду того, что государственный строительный надзор с начала строительства объекта не проводился, у инспекции отсутствовали основания для выдачи заключения о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации.
Довод общества о несоблюдении инспекцией положений Закона N 210-ФЗ не может быть принят апелляционным судом, поскольку в силу статьи 4 указанного Закона одним из основных принципов предоставления государственных услуг является их правомерность.
Помимо того, подателем жалобы не указано, какие именно положения Закона N 210-ФЗ нарушены инспекцией.
Выводы суда, изложенные в решении от 06.05.2016, соответствуют обстоятельствам дела. Решение принято с учетом доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства. Имеющие значение для дела обстоятельства выяснены полно и доказаны в судебном заседании.
Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие решение суда, которое является законным и обоснованным.
Оснований для отмены судебного акта не усматривается.
В определении Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 июля 2016 года о принятии апелляционной жалобы к производству ее подателю предложено представить оригинал чека-ордера от 01.06.2016, подтверждающего уплату государственной пошлины.
Тем не менее подателем апелляционной жалобы оригинал чека-ордера не представлен, а его копия не является надлежащим доказательством уплаты госпошлины в установленных порядке и размере. В связи с этим, государственная пошлина за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции с учетом положений пункта 3 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 75 и 102 АПК РФ, подлежит взысканию с общества в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 102, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Вологодской области от 6 мая 2016 года по делу N А13-3626/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СтройИнвест" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "СтройИнвест" (ОГРН 1133528005060, ИНН 3528201712; место нахождения: 162611, Вологодская область, город Череповец, улица Чкалова, дом 23а, офис 10) в доход федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.07.2016 ПО ДЕЛУ N А13-3626/2016
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 июля 2016 г. по делу N А13-3626/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 4 июля 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 11 июля 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Осокиной Н.Н. и Смирнова В.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Смекаловой Е.Ю.,
при участии от ответчика Самарина К.В. по доверенности от 21.03.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СтройИнвест" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 6 мая 2016 года по делу N А13-3626/2016 (судья Селиванова Ю.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "СтройИнвест" (ОГРН 1133528005060, ИНН 3528201712; место нахождения: 162611, Вологодская область, город Череповец, улица Чкалова, дом 23а, офис 10; далее - общество, ООО "СтройИнвест") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Инспекции государственного строительного надзора по Вологодской области (ОГРН 1053500023290, ИНН 3525148002; место нахождения: 160000, город Вологда, улица Предтеченская, дом 19; далее - инспекция) о признании незаконным отказа от 12.02.2016 N 04-13/101ч в выдаче заключения о соответствии объекта "Многоквартирный трехсекционный жилой дом по улице Раахе, д. 69 в г. Череповце" требованиям технических регламентов и проектной документации.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление архитектуры градостроительства мэрии города Череповца (ОГРН 1023501262806, ИНН 3528006912; место нахождения: 162622, Вологодская область, город Череповец, улица Набережная, дом 37а; далее - управление).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 6 мая 2016 года по делу N А13-3626/2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "СтройИнвест" с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. В обоснование жалобы ссылается на то, что осуществление государственного надзора является обязанностью органа исполнительной власти в силу положений Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N 210-ФЗ).
Инспекция в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилась, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Управление в отзыве указало, что рассмотрение жалобы оставляет на усмотрение суда.
Заявитель и третье лицо надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя инспекции, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, управлением архитектуры г. Череповца обществу было выдано разрешение от 26.07.2013 N RU35328000-148 на строительство объекта капитального строительства "Жилой дом, кирпичный, 3-этажный, 27-квартирный, площадью земельного участка 1817 кв. м, общей площадью 2028,38 кв. м, строительным объемом 9178 куб. м" по адресу: Вологодская область, г. Череповец, ул. Раахе, кадастровый номер земельного участка 35:21:0504004:126.
Взамен прекращенного с 21.10.2013 действия названного рарешения обществу 21.10.2013 выдано разрешение N RU35328000-232 на строительство объекта капитального строительства "Жилой дом, кирпичный, 3-этажный, 24-квартирный, площадью земельного участка 1817 кв. м, общей площадью 2028,38 кв. м, строительным объемом 9178 куб. м" по адресу: Вологодская область, г. Череповец, ул. Раахе, кадастровый номер земельного участка 35:21:0504004:126.
В связи с прекращением действия указанного разрешения с 16.04.2014 и корректировкой проекта обществу выдано разрешение от 16.04.2014 N RU35328000-91 на строительство объекта капитального строительства "Жилой дом, кирпичный, 4-этажный, 32-квартирный, площадью земельного участка 1817 кв. м, общей площадью 2085,13 кв. м, строительным объемом 11064,76 куб. м", расположенного по адресу: Вологодская область, г. Череповец, ул. Раахе, кадастровый номер земельного участка 35:21:0504004:126.
В дальнейшем обществу выдано разрешение от 08.07.2014 N RU35328000-145 на строительство объекта капитального строительства "Жилой дом, кирпичный, 31-квартирный, этажность - 4, количество этажей - 5, в том числе подземных - 1, площадью земельного участка 1817 кв. м, общей площадью 2083,96 кв. м, строительным объемом 11064,76 куб. м", расположенного по адресу: Вологодская область, г. Череповец, ул. Раахе, кадастровый номер земельного участка 35:21:0504004:126.
Рассмотрев направленное 23.04.2014 ООО "СтройИнвест" извещение о начале строительства и проектную документацию объекта, инспекция направила обществу письмо от 14.05.2014 N 288, в котором отразила, что на момент его получения обществом возведены 3 этажа здания жилого дома, извещение о начале строительства дома в установленный срок (за 7 дней до начала строительства) не направлялось, поэтому законных оснований принять объект для осуществления государственного строительного надзора не имеется.
По окончании строительства ООО "СтройИнвест" направило в инспекцию извещение об окончании строительства и заявление на получение заключения о соответствии требованиям нормативных документов в области строительства от 22.01.2015, по результатам рассмотрения которого инспекция в письме от 27.01.2015 N 04-13/49-ч указала на то, что государственный строительный надзор на объекте не осуществлялся, поэтому у ответчика нет законных оснований выдавать заключение о соответствии построенного объекта.
Получив от общества 03.02.2016 заявление о выдаче заключения о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям нормативных документов в области строительства, инспекция в письме от 12.02.2016 N 04-13/101-ч отказала в его выдаче, указав, что оснований для выдачи заключения не имеется, поскольку извещение о начале строительства объекта направлено в инспекцию в период строительства четвертого этажа жилого дома, государственный строительный надзор не осуществлялся.
Не согласившись с таким отказом, общество обратилось в арбитражный суд с указанным выше заявлением.
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Из части 1 статьи 198 АПК РФ следует, что для признания ненормативного правового акта государственного органа недействительным необходимо наличие двух факторов: несоответствия оспариваемого акта действующему законодательству и нарушения в результате его принятия прав и законных интересов заявителя.
На основании части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 названного Кодекса обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами оспариваемых актов, решений, возлагается на соответствующие органы.
В силу части 1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.
Согласно части 2 статьи 49 ГрК РФ экспертиза не проводится в отношении проектной документации многоквартирных домов с количеством этажей не более чем три.
Из общего журнала работ N 1 следует, что ООО "СтройИнвест" 05.08.2013 на основании разрешения на строительство от 26.07.2013 N RU35328000-148 приступило к строительству объекта капитального строительства "Жилой дом, кирпичный, 3-этажный, 27-квартирный, площадью земельного участка 1817 кв. м, общей площадью 2028,38 кв. м, строительным объемом 9178 куб. м", расположенного по адресу: Вологодская область, г. Череповец, ул. Раахе, кадастровый номер земельного участка 35:21:0504004:126.
Поскольку ООО "СтройИнвест" 16.04.2014 получило разрешение N RU35328000-91 на строительство объекта капитального строительство "Жилой дом, кирпичный, 4-этажный, 32-квартирный, площадью земельного участка 1817 кв. м, общей площадью 2085,13 кв. м, строительным объемом 11064,76 куб. м", расположенного по адресу: Вологодская область, г. Череповец, ул. Раахе, кадастровый номер земельного участка 35:21:0504004:126, то осуществление государственного строительного надзора в отношении жилого дома по адресу: г. Череповец, ул. Раахе, д. 69, является обязательным.
Порядок осуществления государственного строительного надзора установлен в Положении об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации (далее - Положение), утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54.
Согласно пункту 8 Положения государственный строительный надзор осуществляется органом государственного строительного надзора с даты получения им в соответствии с частью 5 статьи 52 ГрК РФ извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации (заключение о соответствии).
Частью 5 статьи 52 ГрК РФ установлено, что в случае, если в соответствии с данным Кодексом при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства предусмотрен государственный строительный надзор, застройщик или заказчик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства должен направить в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее также - органы государственного строительного надзора) извещение о начале таких работ, к которому прилагаются следующие документы: копия разрешения на строительство; проектная документация в полном объеме, а в случаях выдачи разрешения на отдельный этап строительства, реконструкции - в объеме, необходимом для осуществления соответствующего этапа строительства; копия документа о вынесении на местность линий отступа от красных линий; общий и специальные журналы, в которых ведется учет выполнения работ; положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случае, если проектная документация объекта капитального строительства подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 данного Кодекса.
Приказом Ростехнадзора от 26.12.2006 N 1129 утвержден Порядок проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной документации (далее - Порядок проведения проверок).
Пункт 5 Порядка проведения проверок также предусматривает, что застройщик или заказчик заблаговременно, но не позднее чем за 7 рабочих дней до начала осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, направляет в орган государственного строительного надзора извещение (по образцу, приведенному в приложении 2 к данному Порядку) о начале таких работ с приложением документов, предусмотренных частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Такое извещение с прилагаемыми к нему документами является основанием для разработки должностным лицом органа государственного строительного надзора программы проведения проверок в течение семи рабочих дней с даты получения такого извещения (пункт 6 Порядка проведения проверок).
- В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 54 ГрК РФ предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;
- Согласно пунктам 3, 25 Порядка проведения проверок итоговая проверка назначается должностным лицом органа государственного строительного надзора в течение 7 рабочих дней после получения извещения застройщика или заказчика об окончании строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, составляемого по образцу, приведенному в приложении 10 к данному Порядку.
В соответствии с пунктом 16 Положения после завершения строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства органом государственного строительного надзора проводится проверка (итоговая), по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии или об отказе в выдаче такого заключения.
Орган государственного строительного надзора выдает заключение о соответствии, если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства не были допущены нарушения соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации либо такие нарушения были устранены до даты выдачи заключения о соответствии (пункт 17 Положения).
Как правильно отметил суд первой инстанции, из приведенных положений следует, что основной задачей государственного строительного надзора является проверка соответствия выполняемых работ и применяемых строительных материалов требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации и их своевременное устранение в течение всего периода строительства в целях обеспечения безопасности эксплуатации объекта капитального строительства.
Государственный строительный надзор в отношении части объекта действующим законодательством не предусмотрен. В связи с этим градостроительное законодательство устанавливает обязанность застройщика предварительно уведомлять уполномоченный орган о планируемом строительстве до начала выполнения строительных работ на объекте. Орган государственного строительного надзора выдает заключение о соответствии, если при строительстве объекта капитального строительства с начала осуществления его строительства до даты выдачи заключения соблюдены требования технических регламентов, иных правовых актов и проектной документации.
В рассматриваемом случае установлено и сторонами не оспаривается, что строительство объекта начато 05.08.2013 и при этом на дату направления извещения о начале строительства жилого дома (25.04.2014) возведены 3 этажа жилого дома.
Следовательно, поэтапный государственный строительный надзор при строительстве объекта капитального строительства инспекцией не осуществлялся и, как следствие, орган государственного строительного надзора не мог подтвердить соответствие выполненных в процессе строительства работ, осуществленных застройщиком до направления в инспекцию извещения о начале строительства, то есть в период с 05.08.2013 до 25.04.2014, требованиям технических регламентов (нормам и правилам), иных нормативных правовых актов и проектной документации.
В связи с изложенными обстоятельствами суд первой инстанции правильно отметил, что осуществление государственного строительного надзора в процессе осуществления строительства было невозможно, что явилось основанием для отказа застройщику в выдаче положительного заключения о соответствии объекта капитального строительства проектной документации и техническим регламентам.
Доводы заявителя о том, что объект изначально не подлежал государственному строительному надзору и надзор за строительством производился управлением архитектуры г. Череповца, правомерно отклонены судом, поскольку проверки проводились не в рамках осуществления государственного строительного надзора. Следовательно, результаты таких обследований не могут служить основанием для принятия решения о выдаче заключения, предусмотренного пунктом 16 Положения и являющегося итогом процедуры по осуществлению государственного строительного надзора.
Апелляционная коллегия поддерживает вывод суда о том, что изменение застройщиком в процессе строительства своего решения относительно этажности возводимого объекта капитального строительства влечет невозможность осуществления государственного строительного надзора в установленном законом порядке, является риском застройщика, свидетельствует о нарушении обществом требований ГрК РФ и не влечет обязанность уполномоченных органов по выдаче разрешительных документов.
Доводы общества о фактическом проведении проверок инспекцией со ссылкой на программу проведения проверок от 29.04.2014 судом отклоняются, поскольку документального подтверждения реализации программы проверок материалы дела не содержат.
Представление застройщиком каких-либо технических заключений в отношении построенного объекта не опровергает выводов инспекции об отсутствии в ходе его строительства государственного строительного надзора и не заменяет собой акты органа стройнадзора, а также по смыслу положений статьи 54 ГрК РФ и пунктов 16 - 18 Положения не является основанием для выдачи инспекцией заключения о соответствии указанного объекта требованиям технических регламентов, нормам и правилам, проектной документации.
Исходя из изложенного, ввиду того, что государственный строительный надзор с начала строительства объекта не проводился, у инспекции отсутствовали основания для выдачи заключения о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации.
Довод общества о несоблюдении инспекцией положений Закона N 210-ФЗ не может быть принят апелляционным судом, поскольку в силу статьи 4 указанного Закона одним из основных принципов предоставления государственных услуг является их правомерность.
Помимо того, подателем жалобы не указано, какие именно положения Закона N 210-ФЗ нарушены инспекцией.
Выводы суда, изложенные в решении от 06.05.2016, соответствуют обстоятельствам дела. Решение принято с учетом доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства. Имеющие значение для дела обстоятельства выяснены полно и доказаны в судебном заседании.
Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие решение суда, которое является законным и обоснованным.
Оснований для отмены судебного акта не усматривается.
В определении Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 июля 2016 года о принятии апелляционной жалобы к производству ее подателю предложено представить оригинал чека-ордера от 01.06.2016, подтверждающего уплату государственной пошлины.
Тем не менее подателем апелляционной жалобы оригинал чека-ордера не представлен, а его копия не является надлежащим доказательством уплаты госпошлины в установленных порядке и размере. В связи с этим, государственная пошлина за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции с учетом положений пункта 3 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 75 и 102 АПК РФ, подлежит взысканию с общества в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 102, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 6 мая 2016 года по делу N А13-3626/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СтройИнвест" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "СтройИнвест" (ОГРН 1133528005060, ИНН 3528201712; место нахождения: 162611, Вологодская область, город Череповец, улица Чкалова, дом 23а, офис 10) в доход федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Н.В.МУРАХИНА
Н.В.МУРАХИНА
Судьи
Н.Н.ОСОКИНА
В.И.СМИРНОВ
Н.Н.ОСОКИНА
В.И.СМИРНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)