Судебные решения, арбитраж
ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 ноября 2009 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шеина А.Е.,
судей Маховой Е.В.,
Яковлева А.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Анохиной К.Г.,
при участии:
- от Муниципального образования городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления администрации городского округа город Воронеж: Хаванский А.А. - главный специалист, доверенность N 1389-ФКУ от 31.12.2008;
- от ООО "Теплоэнергоснаб": представитель не явился, надлежаще извещено;
- от ТСЖ "Мой дом": представитель не явился, надлежаще извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального образования городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления администрации городского округа город Воронеж на решение Арбитражного суда Воронежской области от 26.08.2009 по делу N А14-7111/2009/253/14 (судья Пименова Т.В.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Теплоэнергоснаб" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с исковым заявлением (с учетом уточнения) к Товариществу собственников жилья "Мой дом" о взыскании 516 600 руб. задолженности по договору N ЖГ-004 от 01.01.2006 за оказанные услуги по транспортировке теплоэнергии за период май - декабрь 2008 года.
По ходатайству истца в качестве второго ответчика к участию в деле было привлечено Муниципальное образование городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления администрации городского округа город Воронеж.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) истец уточнил исковые требования, просил взыскать с Муниципального образования городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления администрации городского округа город Воронеж (далее - ФКУ) 516 600 руб. убытков.
Решением от 26.08.2009 по делу N А14-7111/2009/253/14 суд взыскал с Муниципального образования городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления администрации городского округа город Воронеж 516 600 руб. убытков, в иске к ТСЖ "Мой дом" отказал.
Не согласившись с принятым судебным актом, Муниципальное образование городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления администрации городского округа город Воронеж обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в жалобе, и принять по делу новый судебный акт.
ООО "Теплоэнергоснаб" и ТСЖ "Мой дом", надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, отзывы на апелляционную жалобу не представили, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 01.01.2006 между ООО "Теплоэнергоснаб" (энергопередающая организация) и ТСЖ "Мой дом" (абонент) был заключен договор N ЖГ-004 на услуги по передаче и распределению тепловой энергии, обеспечению горячим и холодным водоснабжением.
В соответствии с пунктом 1.1. договора, энергопередающая организация обязалась передавать через ЦТП и тепловые сети тепловую энергию, отпущенную энергоснабжающей организацией, а также обеспечивать подачу холодной и горячей воды через подкачивающие насосы на верхние этажи жилого дома, а абонент в свою очередь обязался оплачивать услуги по передаче тепловой энергии.
Из пункта 3.1. договора следует, что расчет за передачу тепловой энергии производится абонентом по тарифу, утвержденному Главным управлением по государственному регулированию тарифов Воронежской области, а по межтарифной разнице из городского бюджета в пределах не превышающих выделенных дотаций по факту потребления согласно показаний прибора учета находящегося на границе балансовой принадлежности.
Указанный договор был согласован с начальником отдела муниципального заказа Администрации городского округа город Воронеж и внесен 15.03.2006 под N 3319 в Единый реестр закупок городского округа город Воронеж.
Из материалов дела следует, что во исполнение договорных обязательств ООО "Теплоэнергоснаб" в спорный период (май - декабрь 2008 года) оказывало ТСЖ "Мой дом" услуги по передаче (транспортировке) теплоэнергии.
В силу статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Приказом ГУТ Воронежской области N 22/7 от 20.09.2007 для ООО "Теплоэнергоснаб" на 2008 год установлен тариф на услуги по передаче тепловой энергии в размере 160,81 рублей за 1 Гкал.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии с пунктом 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Согласно правовой позиции ВАС РФ, изложенной в Постановлении N 57 от 05.10.2007, ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ. Соответствующие обязательства ТСЖ перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами - членами ТСЖ, в связи с чем при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), например услуг по энергоснабжению, ТСЖ оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.
Таким образом, ТСЖ "Мой дом" обязано оплачивать получаемые от ресурсоснабжающих организаций тепловую энергию и услуги для целей оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению только в размерах обязательств установленных для населения.
Постановлением Главы городского округа город Воронеж от 07.03.2008 N 427 "О тарифах на тепловую энергию для расчета платы за отопление и тарифах на горячую воду для расчета размера платы граждан за горячее водоснабжение" для оплаты гражданами коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению на 2008 год установлены тарифы 686,19 руб. за 1 Гкал и 42,76 руб. за 1 м3 соответственно.
В связи с чем, МУП "МИВЦ", на которое в соответствии с постановлением Муниципального совета г. Воронеж от 23.12.1997 N 199-II "Об утверждении новой редакции единого платежного документа для оплаты за жилищно-коммунальный услуги" и Решением Воронежской городской думы от 28.05.2008 N 147-II в спорный период были возложены функции единого расчетного центра по оплате жилищно-коммунальных услуг, осуществляло централизованное начисление населению стоимости потребленной тепловой энергии руководствуясь действовавшим в спорный период постановлением Главы городского округа город Воронеж от 07.03.2008 N 427 "О тарифах на тепловую энергию для расчета платы за отопление и тарифах на горячую воду для расчета размера платы граждан за горячее водоснабжение". При этом оказанные истцом услуги по передаче (транспортировке) теплоэнергии в оплату населению включены не были.
Каких-либо иных тарифов на оплату населением оказываемых ему коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению установлено не было.
Поскольку в оплачиваемые населением, по установленным для него органом местного самоуправления тарифам, услуги по отоплению и горячему водоснабжению не была включена стоимость услуг по транспортировке теплоэнергии, ТСЖ "Мой дом" не может отвечать по обязательствам по оплате услуг по транспортировке теплоэнергии, так как обязательства ТСЖ не могут быть большими, чем у его жильцов.
Таким образом, поскольку оплата за потребленную тепловую энергию населением производилась по тарифам, установленным органом местного самоуправления, а ТСЖ не может отвечать по обязательствам большим, чем у его жильцов, у ООО "Теплоэнергоснаб" возникли убытки в размере стоимости оказанных услуг.
В соответствии с пунктом 6 статьи 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" органы местного самоуправления могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями на государственное регулирование тарифов на тепловую энергию (за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), отпускаемую непосредственно источниками тепловой энергии, обеспечивающими снабжение тепловой энергией потребителей, расположенных на территории одного муниципального образования.
Закон субъекта о передаче полномочий по установлению тарифов органам местного самоуправления принят не был.
Во исполнение решения Центрального районного суда города Воронежа от 19.12.2008 постановлением Главы городского округа город Воронеж от 19.01.2009 N 18 постановление Главы городского округа город Воронеж от 07.03.2008 N 427 "О тарифах на тепловую энергию для расчета платы за отопление и тарифах на горячую воду для расчета размера платы граждан за горячее водоснабжение" признано недействующим.
Согласно статье 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Из смысла указанных правовых норм следует, что общие условия возникновения обязательства из причинения вреда включают в себя помимо факта неправомерного действия одного лица и наличия вреда у другого лица как следствия неправомерного действия в качестве необходимого основания также вину причинителя вреда и причинную связь между неправомерными действиями и наступившим вредом.
Таким образом, поскольку вступившим в законную силу решением Центрального районного суда города Воронежа от 19.12.2008 признаны неправомерными действия исполнительного органа муниципального образования городской округ город Воронеж по установлению постановлением Главы городского округа город Воронеж от 07.03.2008 N 427 "О тарифах на тепловую энергию для расчета платы за отопление и тарифах на горячую воду для расчета размера платы граждан за горячее водоснабжение", тарифов для оплаты гражданами коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для взыскания в пользу ООО "Теплоэнергоснаб" убытков, причиненных незаконными действиями органа местного самоуправления по установлению тарифов для населения.
Согласно расчету МУП "МИВЦ" истцу за оказанные населению ТСЖ "Мой дом" услуги по транспортировке теплоэнергии, за счет средств бюджета подлежит возмещению 516 600 рублей.
Доказательств возмещения муниципальным образованием истцу указанной суммы, ФКУ суду не представлено.
В силу статьи 1071 ГК РФ при возмещении вреда от имени казны выступает соответствующий финансовый орган, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Согласно пункту 1.1 Положения о Финансово-казначейском управлении администрации городского округа город Воронеж, утвержденного распоряжением Главы городского округа город Воронеж от 02.06.2008 N 325-р, уполномоченным органом администрации городского округа город Воронеж по управлению средствами бюджета городского округа город Воронеж, обеспечивающим проведение единой финансовой политики городского округа и осуществляющим функции по исполнению бюджета городского округа является Финансово-казначейское управление администрации городского округа город Воронеж.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно взыскал с Муниципального образования городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления администрации городского округа город Воронеж в пользу ООО "Теплоэнергоснаб" 516 600 руб. убытков.
Поскольку доказательств наличия у ТСЖ "Мой дом" задолженности за услуги по транспортировке теплоэнергии истцом суду не представлено, в удовлетворении исковых требований к ТСЖ "Мой дом" судом первой инстанции отказано правомерно.
При указанных обстоятельствах, по мнению суда апелляционной инстанции, законных оснований для отмены решения суда первой инстанции, не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с чем, обжалуемое решение следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Учитывая результаты рассмотрения апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина относится на заявителя жалобы. В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах. В связи с чем, оснований для взыскания или возврата государственной пошлины не имеется.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 26.08.2009 по делу N А14-7111/2009/253/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального образования городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления администрации городского округа город Воронеж - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа.
Председательствующий судья
А.Е.ШЕИН
Судьи
Е.В.МАХОВАЯ
А.С.ЯКОВЛЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.11.2009 N 19АП-6435/2009 ПО ДЕЛУ N А14-7111/2009/253/14
Разделы:ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 ноября 2009 г. по делу N А14-7111/2009/253/14
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 ноября 2009 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шеина А.Е.,
судей Маховой Е.В.,
Яковлева А.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Анохиной К.Г.,
при участии:
- от Муниципального образования городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления администрации городского округа город Воронеж: Хаванский А.А. - главный специалист, доверенность N 1389-ФКУ от 31.12.2008;
- от ООО "Теплоэнергоснаб": представитель не явился, надлежаще извещено;
- от ТСЖ "Мой дом": представитель не явился, надлежаще извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального образования городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления администрации городского округа город Воронеж на решение Арбитражного суда Воронежской области от 26.08.2009 по делу N А14-7111/2009/253/14 (судья Пименова Т.В.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Теплоэнергоснаб" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с исковым заявлением (с учетом уточнения) к Товариществу собственников жилья "Мой дом" о взыскании 516 600 руб. задолженности по договору N ЖГ-004 от 01.01.2006 за оказанные услуги по транспортировке теплоэнергии за период май - декабрь 2008 года.
По ходатайству истца в качестве второго ответчика к участию в деле было привлечено Муниципальное образование городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления администрации городского округа город Воронеж.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) истец уточнил исковые требования, просил взыскать с Муниципального образования городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления администрации городского округа город Воронеж (далее - ФКУ) 516 600 руб. убытков.
Решением от 26.08.2009 по делу N А14-7111/2009/253/14 суд взыскал с Муниципального образования городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления администрации городского округа город Воронеж 516 600 руб. убытков, в иске к ТСЖ "Мой дом" отказал.
Не согласившись с принятым судебным актом, Муниципальное образование городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления администрации городского округа город Воронеж обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в жалобе, и принять по делу новый судебный акт.
ООО "Теплоэнергоснаб" и ТСЖ "Мой дом", надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, отзывы на апелляционную жалобу не представили, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 01.01.2006 между ООО "Теплоэнергоснаб" (энергопередающая организация) и ТСЖ "Мой дом" (абонент) был заключен договор N ЖГ-004 на услуги по передаче и распределению тепловой энергии, обеспечению горячим и холодным водоснабжением.
В соответствии с пунктом 1.1. договора, энергопередающая организация обязалась передавать через ЦТП и тепловые сети тепловую энергию, отпущенную энергоснабжающей организацией, а также обеспечивать подачу холодной и горячей воды через подкачивающие насосы на верхние этажи жилого дома, а абонент в свою очередь обязался оплачивать услуги по передаче тепловой энергии.
Из пункта 3.1. договора следует, что расчет за передачу тепловой энергии производится абонентом по тарифу, утвержденному Главным управлением по государственному регулированию тарифов Воронежской области, а по межтарифной разнице из городского бюджета в пределах не превышающих выделенных дотаций по факту потребления согласно показаний прибора учета находящегося на границе балансовой принадлежности.
Указанный договор был согласован с начальником отдела муниципального заказа Администрации городского округа город Воронеж и внесен 15.03.2006 под N 3319 в Единый реестр закупок городского округа город Воронеж.
Из материалов дела следует, что во исполнение договорных обязательств ООО "Теплоэнергоснаб" в спорный период (май - декабрь 2008 года) оказывало ТСЖ "Мой дом" услуги по передаче (транспортировке) теплоэнергии.
В силу статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Приказом ГУТ Воронежской области N 22/7 от 20.09.2007 для ООО "Теплоэнергоснаб" на 2008 год установлен тариф на услуги по передаче тепловой энергии в размере 160,81 рублей за 1 Гкал.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии с пунктом 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Согласно правовой позиции ВАС РФ, изложенной в Постановлении N 57 от 05.10.2007, ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ. Соответствующие обязательства ТСЖ перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами - членами ТСЖ, в связи с чем при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), например услуг по энергоснабжению, ТСЖ оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.
Таким образом, ТСЖ "Мой дом" обязано оплачивать получаемые от ресурсоснабжающих организаций тепловую энергию и услуги для целей оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению только в размерах обязательств установленных для населения.
Постановлением Главы городского округа город Воронеж от 07.03.2008 N 427 "О тарифах на тепловую энергию для расчета платы за отопление и тарифах на горячую воду для расчета размера платы граждан за горячее водоснабжение" для оплаты гражданами коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению на 2008 год установлены тарифы 686,19 руб. за 1 Гкал и 42,76 руб. за 1 м3 соответственно.
В связи с чем, МУП "МИВЦ", на которое в соответствии с постановлением Муниципального совета г. Воронеж от 23.12.1997 N 199-II "Об утверждении новой редакции единого платежного документа для оплаты за жилищно-коммунальный услуги" и Решением Воронежской городской думы от 28.05.2008 N 147-II в спорный период были возложены функции единого расчетного центра по оплате жилищно-коммунальных услуг, осуществляло централизованное начисление населению стоимости потребленной тепловой энергии руководствуясь действовавшим в спорный период постановлением Главы городского округа город Воронеж от 07.03.2008 N 427 "О тарифах на тепловую энергию для расчета платы за отопление и тарифах на горячую воду для расчета размера платы граждан за горячее водоснабжение". При этом оказанные истцом услуги по передаче (транспортировке) теплоэнергии в оплату населению включены не были.
Каких-либо иных тарифов на оплату населением оказываемых ему коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению установлено не было.
Поскольку в оплачиваемые населением, по установленным для него органом местного самоуправления тарифам, услуги по отоплению и горячему водоснабжению не была включена стоимость услуг по транспортировке теплоэнергии, ТСЖ "Мой дом" не может отвечать по обязательствам по оплате услуг по транспортировке теплоэнергии, так как обязательства ТСЖ не могут быть большими, чем у его жильцов.
Таким образом, поскольку оплата за потребленную тепловую энергию населением производилась по тарифам, установленным органом местного самоуправления, а ТСЖ не может отвечать по обязательствам большим, чем у его жильцов, у ООО "Теплоэнергоснаб" возникли убытки в размере стоимости оказанных услуг.
В соответствии с пунктом 6 статьи 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" органы местного самоуправления могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями на государственное регулирование тарифов на тепловую энергию (за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), отпускаемую непосредственно источниками тепловой энергии, обеспечивающими снабжение тепловой энергией потребителей, расположенных на территории одного муниципального образования.
Закон субъекта о передаче полномочий по установлению тарифов органам местного самоуправления принят не был.
Во исполнение решения Центрального районного суда города Воронежа от 19.12.2008 постановлением Главы городского округа город Воронеж от 19.01.2009 N 18 постановление Главы городского округа город Воронеж от 07.03.2008 N 427 "О тарифах на тепловую энергию для расчета платы за отопление и тарифах на горячую воду для расчета размера платы граждан за горячее водоснабжение" признано недействующим.
Согласно статье 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Из смысла указанных правовых норм следует, что общие условия возникновения обязательства из причинения вреда включают в себя помимо факта неправомерного действия одного лица и наличия вреда у другого лица как следствия неправомерного действия в качестве необходимого основания также вину причинителя вреда и причинную связь между неправомерными действиями и наступившим вредом.
Таким образом, поскольку вступившим в законную силу решением Центрального районного суда города Воронежа от 19.12.2008 признаны неправомерными действия исполнительного органа муниципального образования городской округ город Воронеж по установлению постановлением Главы городского округа город Воронеж от 07.03.2008 N 427 "О тарифах на тепловую энергию для расчета платы за отопление и тарифах на горячую воду для расчета размера платы граждан за горячее водоснабжение", тарифов для оплаты гражданами коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для взыскания в пользу ООО "Теплоэнергоснаб" убытков, причиненных незаконными действиями органа местного самоуправления по установлению тарифов для населения.
Согласно расчету МУП "МИВЦ" истцу за оказанные населению ТСЖ "Мой дом" услуги по транспортировке теплоэнергии, за счет средств бюджета подлежит возмещению 516 600 рублей.
Доказательств возмещения муниципальным образованием истцу указанной суммы, ФКУ суду не представлено.
В силу статьи 1071 ГК РФ при возмещении вреда от имени казны выступает соответствующий финансовый орган, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Согласно пункту 1.1 Положения о Финансово-казначейском управлении администрации городского округа город Воронеж, утвержденного распоряжением Главы городского округа город Воронеж от 02.06.2008 N 325-р, уполномоченным органом администрации городского округа город Воронеж по управлению средствами бюджета городского округа город Воронеж, обеспечивающим проведение единой финансовой политики городского округа и осуществляющим функции по исполнению бюджета городского округа является Финансово-казначейское управление администрации городского округа город Воронеж.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно взыскал с Муниципального образования городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления администрации городского округа город Воронеж в пользу ООО "Теплоэнергоснаб" 516 600 руб. убытков.
Поскольку доказательств наличия у ТСЖ "Мой дом" задолженности за услуги по транспортировке теплоэнергии истцом суду не представлено, в удовлетворении исковых требований к ТСЖ "Мой дом" судом первой инстанции отказано правомерно.
При указанных обстоятельствах, по мнению суда апелляционной инстанции, законных оснований для отмены решения суда первой инстанции, не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с чем, обжалуемое решение следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Учитывая результаты рассмотрения апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина относится на заявителя жалобы. В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах. В связи с чем, оснований для взыскания или возврата государственной пошлины не имеется.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 26.08.2009 по делу N А14-7111/2009/253/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального образования городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления администрации городского округа город Воронеж - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа.
Председательствующий судья
А.Е.ШЕИН
Судьи
Е.В.МАХОВАЯ
А.С.ЯКОВЛЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)