Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.04.2016 N 18АП-16588/2015 ПО ДЕЛУ N А76-18255/2015

Разделы:
Органы управления товарищества собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 апреля 2016 г. N 18АП-16588/2015

Дело N А76-18255/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 апреля 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышевой И.А.,
судей Ивановой Н.А., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ефимовой Н.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "ТСЖ-УЮТ" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 01.12.2015 по делу N А76-18255/2015 (судья Белякович Е.В.).
В судебном заседании принял участие представитель товарищества собственников жилья "ТСЖ-УЮТ" - Ермилов А.В. (паспорт, доверенность N 1 от 15.01.2016).
Иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте.

Товарищество собственников жилья "ТСЖ - УЮТ" (далее - заявитель, товарищество, ТСЖ "ТСЖ- УЮТ") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным постановления Администрации Копейского городского округа Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, Администрация) от 19.03.2015 N 669-п "О формировании фонда капитального ремонта на счете Регионального оператора" в части строк N N 51, 52, 1032-1035 утвержденного им реестра многоквартирных домов Копейского городского округа, формирующих фонд капитального ремонта на счете Регионального оператора, в том числе, за счет взносов на капитальный ремонт собственников многоквартирных домов по адресам: 456658, г. Копейск, ул. Северная, дома N 21, 23, 23 "а", 25, ул. XXVI Партийного съезда, дома N 1, 2 "а".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Главное управление "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" (далее - инспекция), специализированная некоммерческая организация - фонд "Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области" (далее - Региональный оператор).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 01.12.2015 (резолютивная часть от 24.11.2015) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Полагая, что решение суда первой инстанции вынесено с нарушением действующего законодательства, ТСЖ "ТСЖ - УЮТ" (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
ТСЖ "ТСЖ- УЮТ" полагает, что выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела, судом неверно применены нормы материального права.
По мнению Товарищества, обжалованный ненормативный правовой акт Администрации в части, касающейся собственников многоквартирных домов, объединенных в "ТСЖ-УЮТ", не соответствует требованиям части 7 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации в ее буквальном понимании и системном применении с диспозициями частей 3, 5 и 6 той же статьи и в корреспонденции с частью 4 статьи 172 того же Кодекса, поскольку только собственникам помещений в многоквартирном доме законодатель предоставил право выбрать один из предусмотренных законом способов формирования фонда капитального ремонта; при наличии решений общего собрания членов Товарищества собственников жилья "ТСЖ-УЮТ", оформленных протоколом от 08.10.2014, и даже при реализации его решений за пределами срока, предусмотренного частью 5 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, ответчик, как орган местного самоуправления, не имел права принимать собственного и самостоятельного решения о формировании фонда капитального ремонта в отношении таких домов на счете Регионального оператора.
Заявитель не согласен с решением Арбитражного суда Челябинской области от 01.12.2015 по делу N А76-18255/2015 в связи с неправильным применением к предмету спора норм материального права, что привело к принятию неправильного решения.
Отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте. Представители Администрации Копейского городского округа Челябинской области и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебное заседание не явились.
В соответствии со ст. ст. 123, 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей Администрации Копейского городского округа Челябинской области и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, надлежащим образом извещенных о времени месте ее рассмотрения.
Проверив законность и обоснованность решения суда в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, коллегия судей апелляционного суда приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 08.10.2014 проведено общее собрание собственников помещений (г. Копейск, ул. Северная, дома N 21, 23, 23а, 25, ул. XXVI Партийного съезда, дома N 1, 2а), в том числе по вопросу способа формирования фонда капитального ремонта товарищества, на котором принято решение о способе формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома путем перечисления взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете, об утверждении ежемесячного взноса на капитальный ремонт, о владельце специального счета ТСЖ "ТСЖ- УЮТ", об открытии специального счета в Сбербанке РФ (Копейское отделение), что оформлено протоколом общего собрания членов товарищества (л.д. 8).
Постановлением Администрации от 19.03.2015 N 669-п "О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора" утвержден прилагаемый реестр многоквартирных домов Копейского городского округа, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в который включены дома по адресу: г. Копейск, ул. Северная, дома N 21, 23, 23а, 25, ул. XXVI Партийного съезда, дома N 1, 2а (строки N N 51, 52, 1032-1035) (л.д. 11-26).
31.03.2015 между ОАО "Сбербанк России" и товариществом заключены договоры специального банковского счета (в валюте Российской Федерации) для формирования фонда капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных по адресу: г. Копейск, ул. Северная, дома N 21, 23, 23а, 25, ул. XXVI Партийного съезда, дома N 1, 2а (л.д. 31-39).
15.04.2015 товарищество представило в инспекцию уведомление о выбранном способе формирования фонда капитального ремонта вышеуказанных многоквартирных домов (л.д. 40).
По результатам рассмотрения данного уведомления инспекцией сообщено товариществу, что постановлением Администрации от 19.03.2015 N 669-П указанные многоквартирные дома включены в перечень домов, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора (л.д. 42).
Считая постановление администрации от 19.03.2015 N 669-П в соответствующей части недействительным, товарищество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта реализовано собственниками помещений в многоквартирных домах по адресу: г. Копейск, ул. Северная, дома N 21, 23, 23а, 25, ул. XXVI Партийного съезда, дома N 1, 2а, по истечении предусмотренного законом срока.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства с позиций ст. ст. 65 - 71, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности и взаимосвязи, коллегия судей апелляционного суда не может согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что в срок до 10.12.2014 товариществом не реализован способ формирования фонда капитального ремонта, и признает необоснованными выводы суда первой инстанции.
При этом апелляционный суд исходит из следующего:
В соответствии с ч. 1 ст. 198 и ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при наличии одновременно двух условий: если он не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ч. 1 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.
В силу ч. 3 ст. 169 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
Такие взносы в соответствии с ч. 1 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации формируют фонд капитального ремонта.
На основании ч. 3 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете;
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Круг лиц, уполномоченных аккумулировать средства в фонд капитального ремонта и распоряжаться ими, определен гл. 16-17 Кодекса.
Исходя из выбранного способа формирования фонда капитального ремонта, денежные средства собственников жилых помещений аккумулируются на счетах регионального оператора либо на специальном счете собственников помещений.
Согласно ч. 5 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы, утвержденной субъектом Российской Федерации. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение.
В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный ч. 5 данной статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный ч. 5 данной статьи срок, и в случаях, предусмотренных ч. 7 ст. 189 Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора (ч. 7 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 8 Закона N 512-ЗО решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной Правительством Челябинской области региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
Региональная программа о капитальном ремонте общего имущества многоквартирных домов в Челябинской области на 2014-2043 годы опубликована 10.06.2014 (постановление Правительства Челябинской области от 21.05.2014 N 196-П).
Согласно ст. 9 Закона N 512-ЗО владелец специального счета обязан представлять в орган исполнительной власти Челябинской области, уполномоченный на осуществление регионального государственного жилищного надзора, уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта, справку банка об открытии специального счета, копию протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о выборе способа формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, в котором должны быть определены: размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, сроки проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, владелец специального счета, кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет, - в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, собственники помещений, объединившиеся в ТСЖ "ТСЖ-УЮТ", путем проведения Общего собрания его членов, оформленного протоколом от 08.10.2014, большинством голосов, в частности, решили выбрать:
- - перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете в качестве способа формирования фонда капитального ремонта многоквартирных домов по адресам: 456658, г. Копейск, улица Северная, дома N N 21, 23, 23а, 25; улица XXVI Партийного съезда, дома N 1 и N 2а;
- - ТСЖ "ТСЖ-УЮТ" владельцем специального счета в отделении ОАО "Сбербанк России" и уполномоченным на его открытие и совершение операций по нему, а также
- наделили Непогодина С.В., председателя ТСЖ "ТСЖ-УЮТ", полномочиями направить копию настоящего протокола в адрес Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области".
Реализуя вышеуказанные решения Общего собрания членов "ТСЖ-УЮТ", 31.03.2015 между заявителем и ОАО "Сбербанк России" в лице руководителя его универсального дополнительного офиса N 8597/0295 Челябинского отделения N 8597 заключен договор N 40705810672000000503 специального банковского счета (в валюте Российской Федерации) для формирования фонда капитального строительства.
Копия протокола от 08.10.2014 Общего собрания членов Товарищества собственников жилья ТСЖ "ТСЖ-УЮТ" вместе с уведомлением от 31.03.2015 об открытии банковского счета были направлены 15.04.2015 (входящий N 2716-в) в Главное управление "Государственной жилищной инспекции Челябинской области".
Из изложенного следует, что собственники помещений в спорном доме в установленный законом срок приняли соответствующее решение (реализовали свое право на выбор способа формирования фонда капитального ремонта путем перечисления взносов собственников помещений на специальный счет), поручили уполномоченному лицу (председателю правления Товарищества) совершить юридически значимые действия в связи с принятием решения.
В свою очередь, уполномоченное лицо уведомило о принятом решении, обратилось в банк с заявлением об открытии специального счета, а после открытия счета представило в Госжилинспекцию необходимые документы.
Следовательно, требования, предусмотренные ч. 5 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, товариществом соблюдены.
Открытие банком специального счета после 10.12.2014 не может являться основанием для включения спорного дома в список домов, собственники которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта и не реализовали его.
В данном деле Администрация, имея письмо товарищества о принятом им решении о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете ТСЖ, в нарушение упомянутых норм материального права приняла постановление о включении многоквартирных домов по адресам: 456658, г. Копейск, улица Северная, дома N N 21, 23, 23а, 25; улица XXVI Партийного съезда, дома N 1 и N 2а в перечень многоквартирных домов, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора.
Исходя из анализа приведенных выше норм материального права, суд апелляционной инстанции полагает, что при рассмотрении настоящего спора судом допущено их ошибочное толкование, которое привело к принятию неправильного решения по делу.
Таким образом, оспариваемое постановление Администрации незаконно, нарушает права и законные интересы заявителя.
При таких обстоятельствах дела апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение суда - отмене по мотиву несоответствия выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, и неверного применения норм материального права (п. п. 3, 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Понесенные заявителем судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение спора в судах первой и апелляционной инстанции подлежат взысканию с Администрации в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Данная позиция судов соответствует разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" (абзац третий пункта 21).
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 01.12.2015 по делу N А76-18255/2015 отменить, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "ТСЖ-УЮТ" удовлетворить.
Заявленные требования товарищества собственников жилья "ТСЖ-УЮТ" удовлетворить.
Признать недействительным постановление Администрации Копейского городского округа Челябинской области от 19.03.2015 N 669-п "О формировании фонда капитального ремонта на счете Регионального оператора" в части строк N N 51, 52, 1032-1035, утвержденного им реестра многоквартирных домов Копейского городского округа, формирующих фонд капитального ремонта на счете Регионального оператора, в том числе, за счет взносов на капитальный ремонт собственников многоквартирных домов по адресам: 456658, г. Копейск, ул. Северная, дома N 21, 23, 23 "а", 25, ул. XXVI Партийного съезда, дома N 1, 2 "а".
Взыскать с Администрации Копейского городского округа Челябинской области в пользу товарищества собственников жилья "ТСЖ -УЮТ" расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции в сумме 3000 руб. и за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1500 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
И.А.МАЛЫШЕВА
Судьи
Н.А.ИВАНОВА
А.П.СКОБЕЛКИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)