Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.08.2016 N 18АП-9572/2016 ПО ДЕЛУ N А07-1899/2016

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 августа 2016 г. N 18АП-9572/2016

Дело N А07-1899/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 августа 2016 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Костина В.Ю., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шелонцевой Т.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06 июня 2016 года по делу N А07-1899/2016 (судья Сакаева Л.А.).
В заседании принял участие представитель открытого акционерного общества Управление жилищного хозяйства Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан Петров О.П. (доверенность от 26.04.2016).

Открытое акционерное общество Управление жилищного хозяйства Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - заявитель, ОАО "УЖХ Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан", общество, управляющая организация) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным предписания от 06.11.2015 N ЦО-15-256-156, вынесенного Государственным комитетом Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее - заинтересованное лицо, Госкомжилнадзор РБ).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 06.06.2016 по настоящему делу требования, заявленные обществом, удовлетворены.
В апелляционной жалобе Госкомжилнадзор РБ просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, которым полностью отказать ОАО "УЖХ Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя апелляционной жалобы, арбитражным судом первой инстанции при принятии решения допущено неправильное применение норм материального права, а, выводы арбитражного суда первой инстанции, положенные в основу обжалуемого в апелляционном порядке судебного акта, не соответствуют фактическим обстоятельствам. В частности, Госкомжилнадзор РБ ссылается на то, что начисление оплаты тепловой энергии в феврале 2014 года по нормативу, было произведено по вине общества, несвоевременного представившего в ООО "БашРТС" показания прибора учета. Арбитражный суд первой инстанции не принял во внимание то, что корректировка платы по услуге "отопление" за 2014 год составляет 59 823,56 руб. (769 566,62-709 743,06), а, 223 378,49 руб. - неправомерно доначисленная сумма корректировки за 2014 год. Управляющая организация, вместо того, чтобы произвести корректировку на 59 823,56 руб., доначислила дополнительно 223 378,49 руб., которые подлежат возврату. При рассмотрении спора в арбитражном суде первой инстанции заинтересованным лицом доказано, что размер начисленной платы за отопление составляет 769 566,62 руб., в связи с чем, доначисление 223 378,49 руб. нельзя признать правильным, так как разница между 928 076,25 руб. и 769 566,62 руб., не составит 223 378,49 руб. Также является неверным вывод арбитражного суда первой инстанции о том, что в расчете платы за отопление при определении среднемесячного объема потребления тепловой энергии за предыдущий год, следует применять период, равный продолжительности отопительного периода (9 месяцев), а не 12 месяцев, так как это противоречит постановлению Правительства Республики Башкортостан от 31.08.2012 N 300 "О порядке расчета размера платы за отопление для собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов" и Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307). Также по мнению подателя апелляционной жалобы, арбитражным судом первой инстанции был нарушен принцип состязательности процесса, что выразилось в предложении представления управляющей организации, счетов-фактур, выставленных ООО "БашРТС" за 2014 год, в обоснование оплаты тепловой энергии, тогда как, Госкомжилнадзором РБ в материалы дела был представлен отчет о реализации тепловой энергии, представленный в свою очередь, в ходе проведения проверки ООО "БашРТС".
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен; в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель общества пояснил, что решение арбитражного суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
Заинтересованное лицо, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещенное надлежащим образом, в судебное заседание уполномоченных представителей не направило.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей заинтересованного лица.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя заявителя, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя требования, заявленные обществом, пришел к выводу о наличии в данном случае совокупности условий, предусмотренных ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, в связи со следующим.
Имеющиеся в деле доказательства свидетельствуют о том, что в связи с обращением жителя дома N 8 по ул. 40 лет Октября в г. Уфе, заинтересованным лицом 29.10.2015 было вынесено распоряжение N 9436 о проведении внеплановой выездной проверки ОАО "УЖХ Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан".
По результатам проверки заинтересованным лицом 06.11.2015 составлен акт N ЦО-15-9436-256.
В данном акте заинтересованным лицом в числе прочего указано то, что согласно информации, представленной управляющей организацией, площадь жилых помещений дома N 8 по ул. 40 лет Октября в г. Уфе составляет 3129,20 кв. м. По отчетам о реализации тепловой энергии, предоставленной ООО "БашРТС", общий объем потребления тепловой энергии в 2014 году по жилому дому N 8 по ул. 40 лет Октября в г. Уфе составил 547,58 Гкал, среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление на 1 кв. м за 2014 г. (Гкал/кв. м) составит: 547,58 Гкал / 3129,20 кв. м / 12 мес. = 0,0146 Гкал/кв. м. В соответствии с постановлениями Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам в 2015 году установлены следующие тарифы на тепловую энергию: с 01.01.2015 по 30.06.2015-1552,32 руб. /Гкал; с 01.07.2015 по 31.12.2015-1774,31 руб. /Гкал. Таким образом, в соответствии с Правилами N 307 размер платы за отопление жителям дома N 8 по ул. 40 лет Октября в г. Уфе в 2015 г. за 1 кв. м составит с 01.01.2015 по 30.06.2015-0,0146 Гкал/кв. м * 1552,32 руб. /Гкал = 22,66 руб. /кв. м, с 01.07.2015-0,0146 Гкал/кв. м * 1774,31 руб. /Гкал = 25,90 руб. /кв. м. Согласно представленным МУП "ЕРКЦ ГО г. Уфа" платежным документам по данной управляющей организации начисления по услуге "отопление" жителям производились с 01.01.2015 по 30.06.2015, исходя из норматива расхода тепловой энергии, утвержденного постановлением Государственного комитета Республики Башкортостан от 15 октября 2012 г. N 267 "Об утверждении нормативов отопления на населения городского округа город Уфа Республики Башкортостан", установленного для многоквартирных домов высотой 5 этажей в размере 0,0152 Гкал за 1 кв. м общей площади жилого помещения и составляло - 0,0152 Гкал/кв. м * 1552,32 руб. /Гкал = 23,6 руб. /кв. м, с 01.07.2015 исходя из норматива расхода тепловой энергии, утвержденного постановлением Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 23 декабря 2011 г. N 1500 "Об утверждении нормативов отопления для населения городского округа город Уфа Республики Башкортостан", установленного для многоквартирных домов высотой 5 этажей в размере 0,0197 Гкал на 1 кв. м общей площади жилого помещения и составляет: - 0,0197 Гкал/кв. м * 1774,31 руб. / Гкал = 34,93 руб. /кв. м. Таким образом, согласно предоставленным платежным документам с 01.01.2015 установлено завышение тарифов по услуге "отопление" жителям дома N 8 по ул. 40 лет Октября в г. Уфе.
Также в акте проверки заинтересованным лицом отражено следующее: "За 2014 год собственникам жилых помещений размер начисленной платы за услугу "отопление" произведен в размере 796 566,62 руб. (по данным МУП "ЕРКЦ ГО г. Уфа РБ"). При этом ресурсоснабжающими организациями предъявлена плата за тепловую энергию в объеме 547,58 Гкал на сумму 709 743,06 руб. Корректировка (возврат) платы по услуге "отопление" за 2014 г. собственникам жилых помещений составит - 59 823,56 руб. В ходе проверки по письменной информации МУП "ЕРКЦ ГО г. Уфа РБ" установлено, что по поручению управляющей организации, в сентябре - декабре 2015 г. по дому N 8 по ул. 40 лет Октября в г. Уфе будет произведена корректировка (доначисление) платы по услуге "отопление" за 2014 г. на общую сумму 223 378,49 руб. Жителям вышеуказанного дома неправомерно произведена корректировка (доначисление) платы по услуге "отопление" за 2014 год.
Заинтересованным лицом заявителю 06.11.2015 выдано предписание N ЦО-15-256-156, которым:
- - предписано привести тариф по статье "отопление" по дому N 8 ул. 40 лет Октября в г. Уфе с 01.01.2015 в соответствие с пп. 2 п. 2 Приложения N 2 к Правилам N 307 и вернуть начисленную сумму в размере 159 244,99 руб., предоставить письменную информацию об исполнении настоящего предписания, с указанием сумм и проведенного перерасчета, с приложением платежных документов. В качестве описания установленного нарушения, указано, что по многоквартирному жилому дому по адресу: г. Уфа, ул. 40 лет Октября, д. 8, при проверке начисления размера платы по услуге "отопление" установлено, что тариф по статье "отопление" не соответствует пп. 2 п. 2 приложения N 2 к правилам N 307;
- - предписано произвести корректировку (возврат) по услуге "отопление" за 2014 г. по лицевым счетам жилых помещений дома N 8 по ул. 40 лет Октября в г. Уфе, в соответствии с пп. 3 п. 2 приложения N 2 к Правилам N 307, в размере - 59 823,56 и вернуть неправомерно доначисленную сумму в размере - 223 378,49 по услуге "отопление" за 2014 г., предоставить письменную информацию об исполнении настоящего предписания, с указанием сумм и проведенного перерасчета, с приложением платежных документов. В качестве описания установленного нарушения, указано, что по многоквартирному жилому дому по адресу: г. Уфа, ул. 40 лет Октября, д. 8, произведена корректировка (доначисление) размера платы по услуге "отопление" за 2014 г. по лицевым счетам жилых помещений в размере 223 378,49 руб. Также не произведена корректировка (возврат) размера платы по услуге "отопление" за 2014 г. по лицевым счетам жилых помещений в соответствии с пп. 3 п. 2 приложения N 2 к Правилам N 307, в размере 59 823,56 руб.
Далее, оспариваемое заявителем предписание, содержит фразу "Подробнее в акте проверки N ЦО-15-9436-256 от 06.11.2015 г.".
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857 "Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователями помещений в многоквартирных жилых домах и жилых домов" установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие решения, указанные в подпункте "а" или "б" пункта 1 настоящего постановления, могут в любой момент принять решение о применении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предусмотренного Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Правительством Республики Башкортостан 31.08.2012 принято постановление N 300 "О порядке расчета платы за отопление для собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - постановление Правительства Республики Башкортостан от 31.08.2012 N 300).
Пунктом 1 постановления Правительства Республики Башкортостан от 31.08.2012 N 300 исполнителям коммунальных услуг предписано применять при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению для собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", используя при этом нормативы потребления тепловой энергии по отоплению, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года.
Пунктом 2 постановления Правительства Республики Башкортостан от 31.08.2012 N 300 установлено, что настоящее Постановление действует до принятия Правительством Республики Башкортостан решения о применении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предусмотренного Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Правительством Республики Башкортостан решение о применении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предусмотренного Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" принято не было, в связи с чем, к спорным правоотношениям были применимы Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".
Подпунктом "б" пункта 21 Правил N 307 предусматривалось, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Подпунктом 2 пункта 2 приложения к Правилам N 307 устанавливалось, что размер платы за отопление (руб.) в i-том жилом помещении многоквартирного дома определяется по формуле:
<...>, (7)
где:
- - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- - среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (Гкал/кв. м);
- - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб. /Гкал).
В случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление определяется по формуле 1.
При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета (п. 22 Правил N 307).
В рассматриваемой ситуации из расчетов, приведенных Госкомжилнадзором РБ, в акте проверки от 06.11.2015 N ЦО-15-9436-256, положения которого в части, воспроизведены заинтересованным лицом в оспариваемом заявителем предписании, не представляется установить их достоверность.
Так, как отмечено выше, в настоящем судебном акте, Госкомжилнадзор РБ, сослался на то, что "По отчетам о реализации тепловой энергии, предоставленной ООО "БашРТС", общий объем потребления тепловой энергии в 2014 году по жилому дому N 8 по ул. 40 лет Октября в г. Уфе составил 547,58 Гкал, среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление на 1 кв. м за 2014 г. (Гкал/кв. м) составит: 547,58 Гкал / 3129,20 кв. м / 12 мес. = 0,0146 Гкал/кв. м".
Однако, это противоречит фактическому содержанию информации, предоставленной ООО "БашРТС", Госкомжилнадзору РБ, письмом от 02.11.2015 N 133-2328 (т. 1, л.д. 53), в которой (т. 1, л.д. 54) отсутствуют данные относительно среднемесячного объема потребления тепловой энергии в 2014 году, равного 547,58 Гкал.
Недоказанность обоснованности расчета в данном случае является самостоятельным основанием для удовлетворения требований общества о признании недействительным предписания в соответствующей части.
ОАО "УЖХ Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" не оспаривается факт предъявления жителям дома N 8 по ул. 40 лет Октября в г. Уфе платы за отопление за 2014 год в общей сумме 769 566,62 руб.
Госкомжилнадзор РБ при определении размера платы за тепловую энергию, предъявленной управляющей организации (ОАО "УЖХ Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан"), ресурсоснабжающей организацией (ООО "БашРТС"), в размере 709 743,06 руб., исходил из данных отчета по реализации тепловой энергии (т. 1, л.д. 54), предоставленного ООО "БашРТС".
В то же время, учитывая принцип состязательности процесса (который не был нарушен арбитражным судом первой инстанции, в отличие от доводов, приводимых заинтересованным лицом в тексте апелляционной жалобы), обществом при рассмотрении спора в арбитражном суде, согласно представленным заявителем справкам о потреблении тепловой энергии и теплоносителя по объектам теплопотребления, за 2014 г. ресурсоснабжающей организацией была предъявлена к оплате сумма 928 076 руб.
Учитывая вышеперечисленные обстоятельства, использование заинтересованным лицом неподтвержденных данных, является самостоятельным основанием для признания недействительным предписания в соответствующей части.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06 июня 2016 года по делу N А07-1899/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
М.Б.МАЛЫШЕВ

Судьи
В.Ю.КОСТИН
Н.Г.ПЛАКСИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)