Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Филипповой Е.Г., рассмотрев вопрос о принятии к производству в упрощенном порядке апелляционной жалобы публичного акционерного общества "Т Плюс"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25 мая 2017 года по делу N А72-4029/2017 (судья Семенова М.А.), принятого в порядке упрощенного производства по заявлению публичного акционерного общества "Т Плюс" (ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946), Московская область, Красногорский район,
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области, г. Ульяновск,
заинтересованные лица: Щербаков Михаил Владимирович, г. Ульяновск,
автономная некоммерческая организация "Центр товариществ собственников жилья", г. Ульяновск,
товарищество собственников жилья "Мост", г. Ульяновск,
о признании незаконным и отмене постановления от 07 марта 2017 года N 0162 по делу об административном правонарушении по ч. 9 ст. 9.22 КоАП РФ,
установил:
Публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее - ПАО "Т Плюс", общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области, административный орган) от 07.03.2017 N 0162 по делу об административном правонарушении по ч. 9 ст. 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 100 000 руб.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Щербаков Михаил Владимирович, автономная некоммерческая организация "Центр товариществ собственников жилья", товарищество собственников жилья "Мост".
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 25 мая 2017 года, принятым в порядке упрощенного производства, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе ПАО "Т Плюс" просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что согласно согласованному с администрацией города Ульяновска графику для ПАО "Т Плюс" была установлена следующая продолжительность проведения ремонтных работ: с 25.04.2016 по 01.07.2016. Ремонтные работы были выполнены в соответствии с согласованным графиком (с небольшим его опережением) и 10.06.2016 была восстановлена подача ГВС в МКЖД по адресу: ул. Хлебозаводская, 6, что подтверждается актом о включении ГВС от N 786 от 10.06.2016. Следовательно, ремонтные работы по реконструкции участка тепломагистрали М-10 от ТЗ до Т5 (переход через р. Свияга) были произведены ПАО "Т Плюс" в соответствии с требованиями действующего законодательства. Суд необоснованно не принял во внимание, что лицом, обязанным уведомлять собственников помещений в МКЖД по адресу: г. Ульяновск, ул. Хлебозаводская, 6, о предстоящем приостановлении предоставления коммунальных услуг в связи с проведением плановых ремонтных работ, является АНО "Центр ТСЖ". Несмотря на то, что договором теплоснабжения не установлен конкретный срок для уведомления, АНО "Центр ТСЖ" о предстоящем ограничении режима потребления в связи с проведением плановых ремонтных работ, ПАО "Т Плюс" оповестило телефонограммой от 15.04.2016 АНО "Центр ТСЖ" о предстоящем ограничении, тем самым предоставив возможность последнему в установленный для него срок оповестить об этом жильцов МКЖД по ул. Хлебозаводская, 6. Следовательно, ПАО "Т Плюс" были приняты необходимые меры по уведомлению потребителя (АНО "Центр ТСЖ") о предстоящем ограничении ГВС.
Кроме того, суд необоснованно не рассмотрел вопрос о возможности применения ст. 2.9 КоАП РФ в отношении ПАО "Т Плюс", а вывод суда о том, что обществом не заявлено о применении судом ст. 2.9 КоАП РФ, не соответствует действительности. По мнению заявителя, действия ПАО "Т Плюс" должны квалифицироваться по ст. 7.23 КоАП РФ.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено без вызова сторон в соответствии с ч. 1 ст. 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 05.10.2016 (вх. N 18317/пр) в Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области из прокуратуры Железнодорожного района г. Ульяновска поступил материал проверки по обращению гражданина Щербакова М.В. по факту нарушения порядка временного прекращения горячего водоснабжения для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 9 ст. 9.22 КоАП РФ.
Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области в отношении общества 21.02.2017 был составлен протокол N 0141 по ч. 9 ст. 9.22 КоАП РФ. На основании данного протокола постановлением 07.03.2017 N 0162 Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области общество привлечено к административной ответственности по ч. 9 ст. 9.22 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 100 000 руб.
Событие вмененного в вину обществу правонарушения заключается в том, что оно 29.04.2016 прекратило подачу горячего водоснабжения жителям дома N 6 по ул. Хлебозаводская в г. Ульяновске с нарушением установленного законодательством в сфере водоснабжения и водоотведения порядка временного прекращения или ограничения водоснабжения.
Отношения с участием потребителей в сфере ЖКХ регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) и иными нормативными документами.
На основании части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В силу части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с частью 4 статьи 3 ЖК РФ никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно статьям 4 и 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1), если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям. Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя.
Требования, которые должны обеспечивать должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
В силу части 2 статьи 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Разделом 1 "Область применения" СанПиН 2.1.4.2496-09, утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 N 20, (далее - СанПиН 2.1.4.2496-09) установлено, что настоящие правила устанавливают гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения (далее - СЦГВ), а также правила контроля качества воды, подаваемой СЦГВ, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности и являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения.
Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии регулируются Правилами N 354.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 3 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1.
Пунктом 4 Требований к качеству коммунальных услуг (приложение N 1 к Правилам N 354) установлено бесперебойное круглосуточное горячее водоснабжение в течение года. Допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа подряд, продолжительность перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).
В соответствии с пунктом 3.1.11 СанПиН 2.1.4.2496-09 в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток.
В силу положений статьи 10 Закона N 2300-1 исполнитель услуг обязан своевременно предоставить потребителю необходимую информацию об услуге.
Пунктом 6 Правил N 354 определено, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9 - 12 Правил N 354.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия).
Согласно пункту 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Условия договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг и порядок его заключения определены в разделе 3 Правил N 354.
Согласно подпункту "п" пункта 19 Правил N 354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, должен включать основания и порядок приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 32 Правил N 354 исполнитель имеет право приостанавливать или ограничивать в порядке, установленном настоящими Правилами, подачу потребителю коммунальных ресурсов.
В силу положений подпункта "п" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставить потребителю (путем указания в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, а также размещения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (жилой дом или комплекс жилых домов), а также на досках объявлений, расположенных в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей) такую информацию, в том числе, как показатели качества коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами, а также информация о настоящих Правилах.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 642 "Об утверждении Правил горячего водоснабжения и внесении изменения, в постановление Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83" (далее - Правила горячего водоснабжения N 642).
Частью 5 статьи 1 Федерального закона N 416-ФЗ установлено, что к отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению, с оплатой таких услуг, положения настоящего Федерального закона применяются в части, не урегулированной другими федеральными законами.
В силу пункта 8 части 1 статьи 6 Федерального закона N 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Пунктом 1 части 11 статьи 7 Федерального закона N 416-ФЗ установлено, что горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение осуществляются в соответствии с правилами горячего водоснабжения и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации и определяющими соответственно порядок временного прекращения или ограничения водоснабжения, водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод, порядок отказа от исполнения договора горячего водоснабжения, договора холодного водоснабжения, договора водоотведения, в том числе особенности применения этих мер в отношении отдельных категорий абонентов и в случае невыполнения абонентами своих обязательств по таким договорам.
Согласно пункту 5 части 5 статьи 13 Федерального закона N 416-ФЗ существенными условиями договора водоснабжения являются условия прекращения или ограничения подачи воды.
Пунктом 7 части 2 статьи 16 Федерального закона N 416-ФЗ установлено, что существенными условиями договора по транспортировке воды являются условия прекращения или ограничения транспортировки воды, в том числе на период ремонтных работ.
Условия временного прекращения или ограничения водоснабжения, водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод, отказ от исполнения обязательств по договору водоснабжения и (или) водоотведения определены в статье 21 Федерального закона N 416-ФЗ.
Согласно пп. "г" пункта 17 Правил горячего водоснабжения N 642 существенными условиями договора горячего водоснабжения являются условия временного прекращения или ограничения подачи горячей воды.
Статьей 21 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" предусмотрен следующий порядок вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации в целях недопущения ущемления прав и законных интересов потребителей тепловой энергии собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей обязаны осуществлять согласование с органами местного самоуправления и в случаях, установленных настоящей статьей, с потребителями вывода указанных объектов в ремонт и из эксплуатации (часть 1); порядок вывода в ремонт или из эксплуатации источников тепловой энергии, тепловых сетей устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с положениями настоящей статьи и с другими федеральными законами и должен, в частности, включать в себя порядок и сроки принятия органами местного самоуправления предусмотренных настоящей статьей решений о согласовании или несогласовании вывода указанных объектов в ремонт или из эксплуатации (часть 3).
В силу пп. "б" п. 2 Правил вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2012 N 889, вывод в ремонт - временная остановка работы оборудования источников тепловой энергии и тепловых сетей, которая осуществляется в целях проведения комплекса технических мероприятий, направленных на поддержание или восстановление исправного состояния указанных объектов либо на изменение технико-экономических показателей состояния этих объектов, и во время которой допускается ограничение или прекращение теплоснабжения потребителей тепловой энергии.
Вывод в ремонт источников тепловой энергии и тепловых сетей осуществляется по согласованию с органом местного самоуправления поселения или городского округа, на территории которого осуществляется теплоснабжение с использованием указанных объектов (пункт 3 указанных Правил).
Согласно пп. "б" п. 117 раздела Х1 Правил N 354 исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, - через 10 рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.
Из материалов дела следует, что между АНО "Центр ТСЖ" в лице управляющего Кандрашина Виктора Евгеньевича и ТСЖ "Мост" в лице председателя правления Артемовой Лилии Станиславовны заключен договор управления N 1 многоквартирным жилым домом N 6 по ул. Хлебозаводская в г. Ульяновске от 01.01.2011.
Согласно договору управления N 1 ТСЖ "Мост" поручает, а АНО "Центр ТСЖ" принимает на себя обязанности по оказанию услуг и выполнению работ по управлению - надлежащему содержанию, техническому, санитарному обслуживанию и ремонту общего имущества ТСЖ "Мост" в объеме собранных денежных средств с собственников помещений (пункт 1.1 раздела 1 "Предмет договора").
На основании заключенного с ТСЖ "Мост" договора АНО "Центр ТСЖ" выступает от своего имени, но за счет ТСЖ "Мост", посредником в отношениях с ресурсоснабжающими и подрядными организациями при заключении договоров на поставку коммунальных ресурсов с целью получения коммунальных и жилищных услуг (ХВС, ГВС, водоотведение, теплоснабжение, электроснабжение и др.) надлежащего качества (пункт 1.3 раздела 1 "Предмет договора").
Согласно пункту 3.4 раздела 3 "Перечень выполняемых работ" договора управления N 1 многоквартирным жилым домом N 6 по ул. Хлебозаводская в г. Ульяновске от 01.01.2011, АНО "Центр ТСЖ" заключает договоры с поставщиками на предоставление ТСЖ "Мост" горячего водоснабжения (подпункт 3.4.3).
Таким образом, АНО "Центр ТСЖ" участвует в отношениях по обеспечению пользователей помещений коммунальными услугами, в частности по горячему водоснабжению, путем заключения от собственного имени договоров с ресурсоснабжающими организациями.
Из телефонограммы от 15.04.2016 (т. 1, л.д. 48; подписана главным инженером Территориального управления по теплоснабжению в г. Ульяновск филиала "Ульяновский" ПАО "Т плюс Феткулловым М.Р., передана в АНО "Центр ТСЖ" по факсу 18.04.2016) следовало, что в связи с проведением плановых ремонтных работ на магистральных тепловых сетях (М-10) филиала "Ульяновский" ПАО "Т Плюс" от Т-1 до Т-5, в период с 08:00 часов 29.04.2016 до 08:00 часов 01.07.2016 будет прекращена подача теплоносителя на нужды ГВС, в том числе по адресу: г. Ульяновск, ул. Хлебозаводская, д. N 6.
В материалах дела имеется ксерокопия графика работ по объекту "Реконструкция участка тепломагистрали М-10 от Т.3 до Т.5 (переход через р. Свияга) в 2016 году, составленного зам. главы администрации г. Ульяновск Черепаном А.Я., главным инженером Территориального управления по теплоснабжению в г. Ульяновск Феткулловым М.Р., начальником ОППР Территориального управления по теплоснабжению в г. Ульяновск Бусс А.А. о начале ремонтных работ с 25.04.2016.
График на производство реконструкции участка теплосети и приостановления оказания услуги горячего водоснабжения был согласован главой администрации г. Ульяновска 20.04.2016.
Как следует из объяснений инженера АНО "Центр ТСЖ" Ротнова Е.И., получив указанную телефонограмму, он должен был повесить объявление об отключении услуги горячего водоснабжения. Однако он попытался решить вопрос с ПАО "Т Плюс" о переносе срока отключения от услуги горячего водоснабжения, поскольку отключение воды должно было состояться в майские праздничные дни.
Объявление о собрании жильцов дома, назначенного на 25.04.2016 в 19:00 часов, было вывешено на доске объявлений 19.04.2016.
В своем обращении гражданин Щербаков М.В. указывает: информацию о приостановлении оказания услуги горячего водоснабжения он получил 23.04.2016 из сообщения управляющей компанией АНО "Центр ТСЖ" о проведении 25.04.2016 в 19:00 часов внеочередного общего собрания собственников помещений жилого многоквартирного дома N 6 по улице Хлебозаводская в г. Ульяновске с повесткой дня: "Отключение горячего водоснабжения на период с 29.04.2016 по 01.07.2016 согласно письму ПАО "Т Плюс".
АНО "Центр ТСЖ" в подъезде указанного дома 27.04.2016 было вывешено сообщение о том, что в период с 08:00 часов 29.04.2016 до 08:00 часов 01.07.2016 будет прекращена подача горячей воды в дом.
При исследовании ксерокопий объявления о собрании жильцов дома, назначенного на 25.04.2016 в 19:00 часов, а также объявления о прекращении подачи горячей воды в дом в период с 08:00 часов 29.04.2016 до 08:00 часов 01.07.2016, установлено отсутствие дат их формирования и вывешивания.
В период с 29.04.2016 по 09.06.2016 включительно была приостановлена подача горячей воды жилой многоквартирный дом N 6 по улице Хлебозаводская в г. Ульяновске.
В соответствии с требованиями подпункта "б" пункта 117 Правил N 354 АНО "Центр ТСЖ" о приостановлении подачи услуги горячего водоснабжения необходимо было предварительно уведомить об этом потребителей указанных домов за 10 рабочих дней до даты и времени отключения от услуги, то есть не позднее 14.04.2016.
Если учесть, что до сведения жильцов дома N 6 по улице Хлебозаводская в г. Ульяновске о планируемом приостановлении коммунальной услуги по горячему водоснабжению АНО "Центр ТСЖ" довело информацию 23.04.2016 и 27.04.2016, то данная услуга могла быть приостановлена только с 12.05.2016 и 17.05.2016.
Направление телефонограммы от 15.04.2016 в АНО "Центр ТСЖ" Кандрашину В.Е., поступившей адресату 18.04.2016, о проведении плановых ремонтных работ на магистральных тепловых сетях (М-10) филиала "Ульяновский" ПАО "Т Плюс" от Т-1 до Т-5, в период с 08:00 часов 29.04.2016 до 08:00 часов 01.07.2016, и соответственно о прекращении подачи теплоносителя на нужды ГВС по адресу: г. Ульяновск, ул. Хлебозаводская, д. 6, свидетельствует о том что, ресурсоснабжающая организация нарушила порядок, установленный статьей 21 Федерального закона N 190-ФЗ, в части получения согласия органа местного самоуправления принимать решение о времени приостановления оказания коммунальной услуги горячего водоснабжения. Такое согласование было получено 20.04.2016, а телефонограмма направлена 15.04.2016.
Таким образом, ПАО "Т Плюс", выполняя обязанности ресурсоснабжающей организации по обеспечению горячего водоснабжения многоквартирного жилого дома по адресу: г. Ульяновск, ул. Хлебозаводская, д. N 6, не обеспечило соблюдение прав граждан, проживающих в этом доме при отключении от горячего водоснабжения, а, следовательно, нарушило требования вышеприведенных норм.
Частью 9 статьи 9.22 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, либо транзитной организацией установленного законодательством в сфере водоснабжения и водоотведения порядка временного прекращения или ограничения водоснабжения, водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объективную сторону данного административного правонарушения образует несоблюдение порядка временного прекращения или ограничения водоснабжения. При этом субъектами административной ответственности по части 9 статьи 9.22 КоАП РФ являются организации, осуществляющие водоснабжение (горячее или холодное).
Заявитель по делу является ресурсоснабжающей организацией по предоставлению горячей воды и тепловой энергии жильцам многоквартирного дома N 6 по ул. Хлебозаводская в г. Ульяновске. Данное обстоятельство подтверждается договором теплоснабжения и горячей воды N 78364птэ от 23.05.2013.
Следовательно, лицом, ответственным за соблюдение порядка осуществления водоснабжения (в том числе порядка временного прекращения или ограничения водоснабжения) в выше указанном многоквартирном доме, и, как следствие, субъектом ответственности по части 9 статьи 9.22 КоАП РФ является ПАО "Т Плюс".
Суд первой инстанции отклонил доводы заявителя о том, что уведомление собственников жилых помещений дома N 6 о предстоящем приостановлении предоставления коммунальных услуг в связи с проведением плановых ремонтных работ является обязанностью управляющей компании, так как данное обстоятельство не отменяет обязанности и ответственности ресурсоснабжающей организации за соблюдение порядка предоставления соответствующих коммунальных услуг, надлежащее уведомление потребителей о проведении планового ремонта источников тепловой энергии.
Согласно пункту 2.2.4 договора теплоснабжения и поставки горячей воды N 78364птэ от 23.05.2013, на ПАО "Т Плюс" возложена обязанность предупреждать АНО "Центр ТСЖ", как потребителя, органы местного самоуправления о прекращении о прекращении отпуска (ограничения режима потребления) энергетических ресурсов в порядке и случаях, предусмотренных законодательством.
Уведомить потребителей о прекращении горячего водоснабжения общество имело право не раньше 20.04.2016 даты согласования с органами местного самоуправления, а ограничить поставку коммунальной услуги только через 10 дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя о предстоящем ограничении коммунальной услуги.
Получив согласие на производство ремонтных работ 20.04.2016 и начав работы 25.04.2016, общество лишило возможности АНО "Центр ТСЖ" по надлежащему уведомлению потребителей коммунальных услуг о предстоящем прекращении горячего водоснабжения.
О проведении работ и прекращении подачи теплоносителя на нужды дома N 6 по ул. Хлебозаводской г. Ульяновска АНО "Центр ТСЖ" было уведомлено 18.04.2016.
Таким образом, у АНО "Центр ТСЖ" фактически отсутствовала возможность известить жителей дома за 10 рабочих дней об отключении ГВС 29.04.2016.
Указанный вывод содержится в постановлении мирового судьи судебного участка N 8 Ленинского судебного района г. Ульяновска от 28.11.2016 по делу N 5-1364/2016 (т. 2, л.д. 15-18).
При указанных обстоятельствах заявитель не принял своевременных мер по недопущению нарушения прав жильцов дома N 6 по ул. Хлебозаводской в г. Ульяновске по обеспечению горячим водоснабжением.
Надлежащие доказательства, свидетельствующие о невозможности соблюдения требований законодательства в случае временного прекращения или ограничения водоснабжения, а также о том, что заявителем предприняты все зависящие от него и достаточные меры для предупреждения совершения правонарушения заявителем не представлены.
Материалами дела подтверждается совершение ПАО "Т Плюс" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 9 ст. 9.22 КоАП РФ.
Нарушения процессуальных требований и срока давности привлечения общества к административной ответственности административным органом не допущены.
Наличие у административного органа полномочий на составление протокола об административном правонарушении и вынесение оспариваемого постановления судом первой инстанции установлено.
Обществом не заявлено о снижении размера назначенного штрафа, применении судом ст. 2.9 КоАП РФ, исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, суду не представлено.
Доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции отклоняются. Получив согласие на производство ремонтных работ 20.04.2016 и начав работы 25.04.2016, ПАО "Т Плюс" лишило АНО "Центр ТСЖ" по надлежащему уведомлению потребителей коммунальных услуг о предстоящем прекращении горячего водоснабжения. Вывод суда первой инстанции о том, что ПАО "Т Плюс" не приняло своевременных мер по недопущению нарушения прав жильцов дома N 6 по ул. Хлебозаводской в г. Ульяновске по обеспечению горячим водоснабжения является обоснованным.
Суд первой инстанции не усмотрел оснований для снижения размера штрафа, применения ст. 2.9 КоАП РФ в процессе рассмотрения дела ПАО "Т Плюс" не подавалось.
Согласно пункту 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Суд апелляционной инстанции также полагает, что исключительных обстоятельств указанных на возможность признания допущенного заявителем правонарушения малозначительным, в данном случае не имеется.
Довод о том, что действия ПАО "Т Плюс" должны быть квалифицированы Арбитражным судом Ульяновской области по статье 7.23 КоАП РФ, является необоснованным.
В соответствии со ст. 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Статьей 7.23 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами. Нормативы обеспечения коммунальными услугами установлены постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме". Постановлением Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области от 07.03.2017 N 0162 ПАО "Т Плюс" было привлечено к административной ответственности не за нарушение нормативов обеспечения коммунальными услугами, а за нарушение порядка временного прекращения водоснабжения, установленного статьей 21 Федерального закона N 190-ФЗ. Норма части 9 статьи 9.22 КоАП РФ является специальной нормой по отношению к статье 7.23 КоАП РФ.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводов суда первой инстанции о наличии в действиях заявителя вменяемого состава административного правонарушения и не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда по основаниям, предусмотренным статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 25 мая 2017 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.
Согласно части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем не подлежит уплате госпошлина за подачу апелляционной жалобы на решения арбитражного суда данной категории. В этой связи следует возвратить ПАО "Т Плюс" из федерального бюджета ошибочно уплаченную по платежному поручению от 02 июня 2017 года N 077783 государственную пошлину в размере 3000 рублей.
Руководствуясь статьями 110, 112, 229, 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25 мая 2017 года по делу N А72-4029/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить публичному акционерному обществу "Т Плюс" из федерального бюджета ошибочно уплаченную по платежному поручению от 02 июня 2017 года N 077783 государственную пошлину в размере 3000 (Три тысячи) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.07.2017 N 11АП-8985/2017 ПО ДЕЛУ N А72-4029/2017
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июля 2017 г. по делу N А72-4029/2017
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Филипповой Е.Г., рассмотрев вопрос о принятии к производству в упрощенном порядке апелляционной жалобы публичного акционерного общества "Т Плюс"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25 мая 2017 года по делу N А72-4029/2017 (судья Семенова М.А.), принятого в порядке упрощенного производства по заявлению публичного акционерного общества "Т Плюс" (ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946), Московская область, Красногорский район,
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области, г. Ульяновск,
заинтересованные лица: Щербаков Михаил Владимирович, г. Ульяновск,
автономная некоммерческая организация "Центр товариществ собственников жилья", г. Ульяновск,
товарищество собственников жилья "Мост", г. Ульяновск,
о признании незаконным и отмене постановления от 07 марта 2017 года N 0162 по делу об административном правонарушении по ч. 9 ст. 9.22 КоАП РФ,
установил:
Публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее - ПАО "Т Плюс", общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области, административный орган) от 07.03.2017 N 0162 по делу об административном правонарушении по ч. 9 ст. 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 100 000 руб.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Щербаков Михаил Владимирович, автономная некоммерческая организация "Центр товариществ собственников жилья", товарищество собственников жилья "Мост".
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 25 мая 2017 года, принятым в порядке упрощенного производства, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе ПАО "Т Плюс" просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что согласно согласованному с администрацией города Ульяновска графику для ПАО "Т Плюс" была установлена следующая продолжительность проведения ремонтных работ: с 25.04.2016 по 01.07.2016. Ремонтные работы были выполнены в соответствии с согласованным графиком (с небольшим его опережением) и 10.06.2016 была восстановлена подача ГВС в МКЖД по адресу: ул. Хлебозаводская, 6, что подтверждается актом о включении ГВС от N 786 от 10.06.2016. Следовательно, ремонтные работы по реконструкции участка тепломагистрали М-10 от ТЗ до Т5 (переход через р. Свияга) были произведены ПАО "Т Плюс" в соответствии с требованиями действующего законодательства. Суд необоснованно не принял во внимание, что лицом, обязанным уведомлять собственников помещений в МКЖД по адресу: г. Ульяновск, ул. Хлебозаводская, 6, о предстоящем приостановлении предоставления коммунальных услуг в связи с проведением плановых ремонтных работ, является АНО "Центр ТСЖ". Несмотря на то, что договором теплоснабжения не установлен конкретный срок для уведомления, АНО "Центр ТСЖ" о предстоящем ограничении режима потребления в связи с проведением плановых ремонтных работ, ПАО "Т Плюс" оповестило телефонограммой от 15.04.2016 АНО "Центр ТСЖ" о предстоящем ограничении, тем самым предоставив возможность последнему в установленный для него срок оповестить об этом жильцов МКЖД по ул. Хлебозаводская, 6. Следовательно, ПАО "Т Плюс" были приняты необходимые меры по уведомлению потребителя (АНО "Центр ТСЖ") о предстоящем ограничении ГВС.
Кроме того, суд необоснованно не рассмотрел вопрос о возможности применения ст. 2.9 КоАП РФ в отношении ПАО "Т Плюс", а вывод суда о том, что обществом не заявлено о применении судом ст. 2.9 КоАП РФ, не соответствует действительности. По мнению заявителя, действия ПАО "Т Плюс" должны квалифицироваться по ст. 7.23 КоАП РФ.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено без вызова сторон в соответствии с ч. 1 ст. 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 05.10.2016 (вх. N 18317/пр) в Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области из прокуратуры Железнодорожного района г. Ульяновска поступил материал проверки по обращению гражданина Щербакова М.В. по факту нарушения порядка временного прекращения горячего водоснабжения для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 9 ст. 9.22 КоАП РФ.
Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области в отношении общества 21.02.2017 был составлен протокол N 0141 по ч. 9 ст. 9.22 КоАП РФ. На основании данного протокола постановлением 07.03.2017 N 0162 Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области общество привлечено к административной ответственности по ч. 9 ст. 9.22 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 100 000 руб.
Событие вмененного в вину обществу правонарушения заключается в том, что оно 29.04.2016 прекратило подачу горячего водоснабжения жителям дома N 6 по ул. Хлебозаводская в г. Ульяновске с нарушением установленного законодательством в сфере водоснабжения и водоотведения порядка временного прекращения или ограничения водоснабжения.
Отношения с участием потребителей в сфере ЖКХ регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) и иными нормативными документами.
На основании части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В силу части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с частью 4 статьи 3 ЖК РФ никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно статьям 4 и 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1), если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям. Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя.
Требования, которые должны обеспечивать должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
В силу части 2 статьи 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Разделом 1 "Область применения" СанПиН 2.1.4.2496-09, утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 N 20, (далее - СанПиН 2.1.4.2496-09) установлено, что настоящие правила устанавливают гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения (далее - СЦГВ), а также правила контроля качества воды, подаваемой СЦГВ, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности и являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения.
Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии регулируются Правилами N 354.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 3 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1.
Пунктом 4 Требований к качеству коммунальных услуг (приложение N 1 к Правилам N 354) установлено бесперебойное круглосуточное горячее водоснабжение в течение года. Допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа подряд, продолжительность перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).
В соответствии с пунктом 3.1.11 СанПиН 2.1.4.2496-09 в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток.
В силу положений статьи 10 Закона N 2300-1 исполнитель услуг обязан своевременно предоставить потребителю необходимую информацию об услуге.
Пунктом 6 Правил N 354 определено, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9 - 12 Правил N 354.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия).
Согласно пункту 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Условия договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг и порядок его заключения определены в разделе 3 Правил N 354.
Согласно подпункту "п" пункта 19 Правил N 354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, должен включать основания и порядок приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 32 Правил N 354 исполнитель имеет право приостанавливать или ограничивать в порядке, установленном настоящими Правилами, подачу потребителю коммунальных ресурсов.
В силу положений подпункта "п" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставить потребителю (путем указания в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, а также размещения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (жилой дом или комплекс жилых домов), а также на досках объявлений, расположенных в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей) такую информацию, в том числе, как показатели качества коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами, а также информация о настоящих Правилах.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 642 "Об утверждении Правил горячего водоснабжения и внесении изменения, в постановление Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83" (далее - Правила горячего водоснабжения N 642).
Частью 5 статьи 1 Федерального закона N 416-ФЗ установлено, что к отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению, с оплатой таких услуг, положения настоящего Федерального закона применяются в части, не урегулированной другими федеральными законами.
В силу пункта 8 части 1 статьи 6 Федерального закона N 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Пунктом 1 части 11 статьи 7 Федерального закона N 416-ФЗ установлено, что горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение осуществляются в соответствии с правилами горячего водоснабжения и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации и определяющими соответственно порядок временного прекращения или ограничения водоснабжения, водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод, порядок отказа от исполнения договора горячего водоснабжения, договора холодного водоснабжения, договора водоотведения, в том числе особенности применения этих мер в отношении отдельных категорий абонентов и в случае невыполнения абонентами своих обязательств по таким договорам.
Согласно пункту 5 части 5 статьи 13 Федерального закона N 416-ФЗ существенными условиями договора водоснабжения являются условия прекращения или ограничения подачи воды.
Пунктом 7 части 2 статьи 16 Федерального закона N 416-ФЗ установлено, что существенными условиями договора по транспортировке воды являются условия прекращения или ограничения транспортировки воды, в том числе на период ремонтных работ.
Условия временного прекращения или ограничения водоснабжения, водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод, отказ от исполнения обязательств по договору водоснабжения и (или) водоотведения определены в статье 21 Федерального закона N 416-ФЗ.
Согласно пп. "г" пункта 17 Правил горячего водоснабжения N 642 существенными условиями договора горячего водоснабжения являются условия временного прекращения или ограничения подачи горячей воды.
Статьей 21 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" предусмотрен следующий порядок вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации в целях недопущения ущемления прав и законных интересов потребителей тепловой энергии собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей обязаны осуществлять согласование с органами местного самоуправления и в случаях, установленных настоящей статьей, с потребителями вывода указанных объектов в ремонт и из эксплуатации (часть 1); порядок вывода в ремонт или из эксплуатации источников тепловой энергии, тепловых сетей устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с положениями настоящей статьи и с другими федеральными законами и должен, в частности, включать в себя порядок и сроки принятия органами местного самоуправления предусмотренных настоящей статьей решений о согласовании или несогласовании вывода указанных объектов в ремонт или из эксплуатации (часть 3).
В силу пп. "б" п. 2 Правил вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2012 N 889, вывод в ремонт - временная остановка работы оборудования источников тепловой энергии и тепловых сетей, которая осуществляется в целях проведения комплекса технических мероприятий, направленных на поддержание или восстановление исправного состояния указанных объектов либо на изменение технико-экономических показателей состояния этих объектов, и во время которой допускается ограничение или прекращение теплоснабжения потребителей тепловой энергии.
Вывод в ремонт источников тепловой энергии и тепловых сетей осуществляется по согласованию с органом местного самоуправления поселения или городского округа, на территории которого осуществляется теплоснабжение с использованием указанных объектов (пункт 3 указанных Правил).
Согласно пп. "б" п. 117 раздела Х1 Правил N 354 исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, - через 10 рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.
Из материалов дела следует, что между АНО "Центр ТСЖ" в лице управляющего Кандрашина Виктора Евгеньевича и ТСЖ "Мост" в лице председателя правления Артемовой Лилии Станиславовны заключен договор управления N 1 многоквартирным жилым домом N 6 по ул. Хлебозаводская в г. Ульяновске от 01.01.2011.
Согласно договору управления N 1 ТСЖ "Мост" поручает, а АНО "Центр ТСЖ" принимает на себя обязанности по оказанию услуг и выполнению работ по управлению - надлежащему содержанию, техническому, санитарному обслуживанию и ремонту общего имущества ТСЖ "Мост" в объеме собранных денежных средств с собственников помещений (пункт 1.1 раздела 1 "Предмет договора").
На основании заключенного с ТСЖ "Мост" договора АНО "Центр ТСЖ" выступает от своего имени, но за счет ТСЖ "Мост", посредником в отношениях с ресурсоснабжающими и подрядными организациями при заключении договоров на поставку коммунальных ресурсов с целью получения коммунальных и жилищных услуг (ХВС, ГВС, водоотведение, теплоснабжение, электроснабжение и др.) надлежащего качества (пункт 1.3 раздела 1 "Предмет договора").
Согласно пункту 3.4 раздела 3 "Перечень выполняемых работ" договора управления N 1 многоквартирным жилым домом N 6 по ул. Хлебозаводская в г. Ульяновске от 01.01.2011, АНО "Центр ТСЖ" заключает договоры с поставщиками на предоставление ТСЖ "Мост" горячего водоснабжения (подпункт 3.4.3).
Таким образом, АНО "Центр ТСЖ" участвует в отношениях по обеспечению пользователей помещений коммунальными услугами, в частности по горячему водоснабжению, путем заключения от собственного имени договоров с ресурсоснабжающими организациями.
Из телефонограммы от 15.04.2016 (т. 1, л.д. 48; подписана главным инженером Территориального управления по теплоснабжению в г. Ульяновск филиала "Ульяновский" ПАО "Т плюс Феткулловым М.Р., передана в АНО "Центр ТСЖ" по факсу 18.04.2016) следовало, что в связи с проведением плановых ремонтных работ на магистральных тепловых сетях (М-10) филиала "Ульяновский" ПАО "Т Плюс" от Т-1 до Т-5, в период с 08:00 часов 29.04.2016 до 08:00 часов 01.07.2016 будет прекращена подача теплоносителя на нужды ГВС, в том числе по адресу: г. Ульяновск, ул. Хлебозаводская, д. N 6.
В материалах дела имеется ксерокопия графика работ по объекту "Реконструкция участка тепломагистрали М-10 от Т.3 до Т.5 (переход через р. Свияга) в 2016 году, составленного зам. главы администрации г. Ульяновск Черепаном А.Я., главным инженером Территориального управления по теплоснабжению в г. Ульяновск Феткулловым М.Р., начальником ОППР Территориального управления по теплоснабжению в г. Ульяновск Бусс А.А. о начале ремонтных работ с 25.04.2016.
График на производство реконструкции участка теплосети и приостановления оказания услуги горячего водоснабжения был согласован главой администрации г. Ульяновска 20.04.2016.
Как следует из объяснений инженера АНО "Центр ТСЖ" Ротнова Е.И., получив указанную телефонограмму, он должен был повесить объявление об отключении услуги горячего водоснабжения. Однако он попытался решить вопрос с ПАО "Т Плюс" о переносе срока отключения от услуги горячего водоснабжения, поскольку отключение воды должно было состояться в майские праздничные дни.
Объявление о собрании жильцов дома, назначенного на 25.04.2016 в 19:00 часов, было вывешено на доске объявлений 19.04.2016.
В своем обращении гражданин Щербаков М.В. указывает: информацию о приостановлении оказания услуги горячего водоснабжения он получил 23.04.2016 из сообщения управляющей компанией АНО "Центр ТСЖ" о проведении 25.04.2016 в 19:00 часов внеочередного общего собрания собственников помещений жилого многоквартирного дома N 6 по улице Хлебозаводская в г. Ульяновске с повесткой дня: "Отключение горячего водоснабжения на период с 29.04.2016 по 01.07.2016 согласно письму ПАО "Т Плюс".
АНО "Центр ТСЖ" в подъезде указанного дома 27.04.2016 было вывешено сообщение о том, что в период с 08:00 часов 29.04.2016 до 08:00 часов 01.07.2016 будет прекращена подача горячей воды в дом.
При исследовании ксерокопий объявления о собрании жильцов дома, назначенного на 25.04.2016 в 19:00 часов, а также объявления о прекращении подачи горячей воды в дом в период с 08:00 часов 29.04.2016 до 08:00 часов 01.07.2016, установлено отсутствие дат их формирования и вывешивания.
В период с 29.04.2016 по 09.06.2016 включительно была приостановлена подача горячей воды жилой многоквартирный дом N 6 по улице Хлебозаводская в г. Ульяновске.
В соответствии с требованиями подпункта "б" пункта 117 Правил N 354 АНО "Центр ТСЖ" о приостановлении подачи услуги горячего водоснабжения необходимо было предварительно уведомить об этом потребителей указанных домов за 10 рабочих дней до даты и времени отключения от услуги, то есть не позднее 14.04.2016.
Если учесть, что до сведения жильцов дома N 6 по улице Хлебозаводская в г. Ульяновске о планируемом приостановлении коммунальной услуги по горячему водоснабжению АНО "Центр ТСЖ" довело информацию 23.04.2016 и 27.04.2016, то данная услуга могла быть приостановлена только с 12.05.2016 и 17.05.2016.
Направление телефонограммы от 15.04.2016 в АНО "Центр ТСЖ" Кандрашину В.Е., поступившей адресату 18.04.2016, о проведении плановых ремонтных работ на магистральных тепловых сетях (М-10) филиала "Ульяновский" ПАО "Т Плюс" от Т-1 до Т-5, в период с 08:00 часов 29.04.2016 до 08:00 часов 01.07.2016, и соответственно о прекращении подачи теплоносителя на нужды ГВС по адресу: г. Ульяновск, ул. Хлебозаводская, д. 6, свидетельствует о том что, ресурсоснабжающая организация нарушила порядок, установленный статьей 21 Федерального закона N 190-ФЗ, в части получения согласия органа местного самоуправления принимать решение о времени приостановления оказания коммунальной услуги горячего водоснабжения. Такое согласование было получено 20.04.2016, а телефонограмма направлена 15.04.2016.
Таким образом, ПАО "Т Плюс", выполняя обязанности ресурсоснабжающей организации по обеспечению горячего водоснабжения многоквартирного жилого дома по адресу: г. Ульяновск, ул. Хлебозаводская, д. N 6, не обеспечило соблюдение прав граждан, проживающих в этом доме при отключении от горячего водоснабжения, а, следовательно, нарушило требования вышеприведенных норм.
Частью 9 статьи 9.22 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, либо транзитной организацией установленного законодательством в сфере водоснабжения и водоотведения порядка временного прекращения или ограничения водоснабжения, водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объективную сторону данного административного правонарушения образует несоблюдение порядка временного прекращения или ограничения водоснабжения. При этом субъектами административной ответственности по части 9 статьи 9.22 КоАП РФ являются организации, осуществляющие водоснабжение (горячее или холодное).
Заявитель по делу является ресурсоснабжающей организацией по предоставлению горячей воды и тепловой энергии жильцам многоквартирного дома N 6 по ул. Хлебозаводская в г. Ульяновске. Данное обстоятельство подтверждается договором теплоснабжения и горячей воды N 78364птэ от 23.05.2013.
Следовательно, лицом, ответственным за соблюдение порядка осуществления водоснабжения (в том числе порядка временного прекращения или ограничения водоснабжения) в выше указанном многоквартирном доме, и, как следствие, субъектом ответственности по части 9 статьи 9.22 КоАП РФ является ПАО "Т Плюс".
Суд первой инстанции отклонил доводы заявителя о том, что уведомление собственников жилых помещений дома N 6 о предстоящем приостановлении предоставления коммунальных услуг в связи с проведением плановых ремонтных работ является обязанностью управляющей компании, так как данное обстоятельство не отменяет обязанности и ответственности ресурсоснабжающей организации за соблюдение порядка предоставления соответствующих коммунальных услуг, надлежащее уведомление потребителей о проведении планового ремонта источников тепловой энергии.
Согласно пункту 2.2.4 договора теплоснабжения и поставки горячей воды N 78364птэ от 23.05.2013, на ПАО "Т Плюс" возложена обязанность предупреждать АНО "Центр ТСЖ", как потребителя, органы местного самоуправления о прекращении о прекращении отпуска (ограничения режима потребления) энергетических ресурсов в порядке и случаях, предусмотренных законодательством.
Уведомить потребителей о прекращении горячего водоснабжения общество имело право не раньше 20.04.2016 даты согласования с органами местного самоуправления, а ограничить поставку коммунальной услуги только через 10 дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя о предстоящем ограничении коммунальной услуги.
Получив согласие на производство ремонтных работ 20.04.2016 и начав работы 25.04.2016, общество лишило возможности АНО "Центр ТСЖ" по надлежащему уведомлению потребителей коммунальных услуг о предстоящем прекращении горячего водоснабжения.
О проведении работ и прекращении подачи теплоносителя на нужды дома N 6 по ул. Хлебозаводской г. Ульяновска АНО "Центр ТСЖ" было уведомлено 18.04.2016.
Таким образом, у АНО "Центр ТСЖ" фактически отсутствовала возможность известить жителей дома за 10 рабочих дней об отключении ГВС 29.04.2016.
Указанный вывод содержится в постановлении мирового судьи судебного участка N 8 Ленинского судебного района г. Ульяновска от 28.11.2016 по делу N 5-1364/2016 (т. 2, л.д. 15-18).
При указанных обстоятельствах заявитель не принял своевременных мер по недопущению нарушения прав жильцов дома N 6 по ул. Хлебозаводской в г. Ульяновске по обеспечению горячим водоснабжением.
Надлежащие доказательства, свидетельствующие о невозможности соблюдения требований законодательства в случае временного прекращения или ограничения водоснабжения, а также о том, что заявителем предприняты все зависящие от него и достаточные меры для предупреждения совершения правонарушения заявителем не представлены.
Материалами дела подтверждается совершение ПАО "Т Плюс" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 9 ст. 9.22 КоАП РФ.
Нарушения процессуальных требований и срока давности привлечения общества к административной ответственности административным органом не допущены.
Наличие у административного органа полномочий на составление протокола об административном правонарушении и вынесение оспариваемого постановления судом первой инстанции установлено.
Обществом не заявлено о снижении размера назначенного штрафа, применении судом ст. 2.9 КоАП РФ, исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, суду не представлено.
Доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции отклоняются. Получив согласие на производство ремонтных работ 20.04.2016 и начав работы 25.04.2016, ПАО "Т Плюс" лишило АНО "Центр ТСЖ" по надлежащему уведомлению потребителей коммунальных услуг о предстоящем прекращении горячего водоснабжения. Вывод суда первой инстанции о том, что ПАО "Т Плюс" не приняло своевременных мер по недопущению нарушения прав жильцов дома N 6 по ул. Хлебозаводской в г. Ульяновске по обеспечению горячим водоснабжения является обоснованным.
Суд первой инстанции не усмотрел оснований для снижения размера штрафа, применения ст. 2.9 КоАП РФ в процессе рассмотрения дела ПАО "Т Плюс" не подавалось.
Согласно пункту 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Суд апелляционной инстанции также полагает, что исключительных обстоятельств указанных на возможность признания допущенного заявителем правонарушения малозначительным, в данном случае не имеется.
Довод о том, что действия ПАО "Т Плюс" должны быть квалифицированы Арбитражным судом Ульяновской области по статье 7.23 КоАП РФ, является необоснованным.
В соответствии со ст. 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Статьей 7.23 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами. Нормативы обеспечения коммунальными услугами установлены постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме". Постановлением Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области от 07.03.2017 N 0162 ПАО "Т Плюс" было привлечено к административной ответственности не за нарушение нормативов обеспечения коммунальными услугами, а за нарушение порядка временного прекращения водоснабжения, установленного статьей 21 Федерального закона N 190-ФЗ. Норма части 9 статьи 9.22 КоАП РФ является специальной нормой по отношению к статье 7.23 КоАП РФ.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводов суда первой инстанции о наличии в действиях заявителя вменяемого состава административного правонарушения и не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда по основаниям, предусмотренным статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 25 мая 2017 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.
Согласно части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем не подлежит уплате госпошлина за подачу апелляционной жалобы на решения арбитражного суда данной категории. В этой связи следует возвратить ПАО "Т Плюс" из федерального бюджета ошибочно уплаченную по платежному поручению от 02 июня 2017 года N 077783 государственную пошлину в размере 3000 рублей.
Руководствуясь статьями 110, 112, 229, 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25 мая 2017 года по делу N А72-4029/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить публичному акционерному обществу "Т Плюс" из федерального бюджета ошибочно уплаченную по платежному поручению от 02 июня 2017 года N 077783 государственную пошлину в размере 3000 (Три тысячи) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
Е.Г.ФИЛИППОВА
Е.Г.ФИЛИППОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)