Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 июля 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Балинской И.И., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мамонтовой Н.А.
при участии в заседании:
- от ООО "Управляющая компания" Северный округ": Крахина Д.В.;
- от Управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края: Жигаревич М.В.;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания" Северный округ"
на решение от 16.05.2016 по делу N А73-3068/2016
Арбитражного суда Хабаровского края принятое судьей Барилко М.А.
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания" Северный округ"
к Управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края
о признании недействительным предписания
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Северный округ" (ОГРН 1072722013220; далее - ООО "УК "Северный округ", управляющая компания, общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным предписания Управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (далее - управление) от 13.01.2016 N 4.
Решением суда от 16.05.2016 в удовлетворении требования отказано.
Не согласившись с судебным актом, общество ООО "УК "Северный округ" обжаловало его в апелляционном порядке. В жалобе заявитель просил его отменить и принять новое решение об удовлетворении требования, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, регулирующих установление нормативов потребления холодного водоснабжения на общедомовые нужды в многоквартирном доме (далее - МКД).
В суде апелляционной инстанции представитель общества на своих требованиях настаивал.
Представитель управления доводы жалобы отклонила как несостоятельные.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы и отзыва, заслушав пояснений участников спора, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, 13.01.2016 управлением проведена проверка общества, в ходе которой выявлены нарушения пункта 59 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), о чем составлен соответствующий акт.
По итогам проверки обществу выдано предписание от 13.01.2016 N 4 о необходимости устранения допущенного нарушения при начислении платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, потребленному на общедомовые нужды, за период с октября 2015 по 13.01.2016 включительно по жилым помещениям многоквартирного дома N 84 по ул. Трехгорная в г. Хабаровске, с отражением в платежных документах потребителей выявленных нарушений, в срок до 10.03.2016.
Полагая, что данное предписание нарушает права и законные интересы управляющей компании, последнее оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для этого процессуальный закон предусматривает совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному правовому акту и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Разрешая спор, арбитражный суд первой инстанции отказал в заявленном требовании ввиду отсутствия совокупности таких условий.
Возражения ООО "УК "Северный округ" сводятся к несогласию с данным выводом суда.
В силу статей 153, 154 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей и собственников жилых помещений в многоквартирных домах включает плату за электроснабжение.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 ЖК РФ).
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов регулируют Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В пункте 40 Правил определено, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме, то есть за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды.
Согласно пункту 48 Правил N 354 при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Из содержания приведенных норм следует, что по общему правилу размер платы за коммунальные услуги устанавливается, прежде всего, исходя из фактических объемов потребления, определенных с использованием показаний индивидуальных и (или) общедомовых приборов учета.
Нормативы потребления применяются при расчете размера платы за коммунальные услуги только в случае отсутствия (не установления) в многоквартирном доме общедомового прибора учета.
Как следует из материалов дела, МКД N 84 по улице Трехгорная в городе Хабаровске оборудован общедомовым прибором учета холодного водоснабжения РМ - 5 N 322664 РМ - 5/50, что подтверждено актом приемки узла учета холодной воды от 23.12.2014.
В соответствии с актом проверки технического состояния системы учета холодного водоснабжения от 06.07.2015, данный прибор учета является неисправным с 02.07.2015.
В ходе проверочных мероприятий установлено, что с октября 2015 расчет размера платы за холодное водоснабжение на общедомовые нужды при выходе прибора учета из строя производился управляющей компанией потребителям спорного МКД на основании пункта 48 Правил N 354 в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам, исходя из нормативов потребления с учетом повышающего коэффициента.
Согласно пункту 59 (1) Правил N 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, с учетом положений пункта 44 настоящих Правил, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за период не менее шести месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше шести месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее трех месяцев (для отопления - не менее трех месяцев отопительного периода) - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовой) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более трех расчетных периодов подряд.
В соответствии с пунктом 60 (1) Правил N 354 при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и тепловой энергии (при наличии технической возможности установки таких приборов учета), а также по истечении указанного в пункте 59 (1) настоящих Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, в случае если собственники помещений в многоквартирном доме не обеспечили в установленном порядке оснащение и (или) введение в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета используемого коммунального ресурса, плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается с применением повышающих коэффициентов, предусмотренных утвержденными Правительством Российской Федерации Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
Поскольку общедомовой прибор учета холодного водоснабжения вышел из строя 02.07.2015 и с момента поломки общедомового прибора учета до расчетного периода - октября 2015 прошло менее шести месяцев, то арбитражный суд пришел к правильному выводу, что в спорной ситуации применению подлежал пункт 59 (1) Правил N 354. Следовательно, указание в спорном предписании о том, что расчет размера платы за холодное водоснабжение на общедомовые нужды необоснованно рассчитывался из нормативов потребления с учетом повышающего коэффициента, признается обоснованным.
Доводы заявителя жалобы, что арбитражный суд необоснованно не принял во внимание положения пункта 48 Правил N 354 в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к Правилам, судебная коллегия отклоняет, поскольку в силу требований Правил N 354 расчет объема потребления коммунального ресурса по нормативам потребления возможен лишь в случае отсутствия (не установления) общедомового прибора учета в МКД, тогда как материалами дела доказан факт оборудования МКД общедомовым прибором учета холодного водоснабжения, в связи с чем, в рассматриваемой ситуации использование нормативов потребления было бы возможно только по истечении периодов, указанных в пункте 59 (1) Правил N 354. Вместе с тем, ООО "УК "Северный округ" выставляло плату за коммунальную услугу по нормативам потребления до истечения указанных периодов.
Таким образом, вывод арбитражного суда, что спорное предписание соответствует закону и не нарушает права заявителя, признается правильным.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы, судебной коллегией отклоняются, так как не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права, не опровергают его выводов, а выражают лишь несогласие с установленными судом обстоятельствами, что не может являться основанием для отмены решения суда.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 16.05.2016 по делу N А73-3068/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.07.2016 N 06АП-3597/2016 ПО ДЕЛУ N А73-3068/2016
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 июля 2016 г. N 06АП-3597/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 июля 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Балинской И.И., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мамонтовой Н.А.
при участии в заседании:
- от ООО "Управляющая компания" Северный округ": Крахина Д.В.;
- от Управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края: Жигаревич М.В.;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания" Северный округ"
на решение от 16.05.2016 по делу N А73-3068/2016
Арбитражного суда Хабаровского края принятое судьей Барилко М.А.
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания" Северный округ"
к Управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края
о признании недействительным предписания
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Северный округ" (ОГРН 1072722013220; далее - ООО "УК "Северный округ", управляющая компания, общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным предписания Управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (далее - управление) от 13.01.2016 N 4.
Решением суда от 16.05.2016 в удовлетворении требования отказано.
Не согласившись с судебным актом, общество ООО "УК "Северный округ" обжаловало его в апелляционном порядке. В жалобе заявитель просил его отменить и принять новое решение об удовлетворении требования, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, регулирующих установление нормативов потребления холодного водоснабжения на общедомовые нужды в многоквартирном доме (далее - МКД).
В суде апелляционной инстанции представитель общества на своих требованиях настаивал.
Представитель управления доводы жалобы отклонила как несостоятельные.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы и отзыва, заслушав пояснений участников спора, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, 13.01.2016 управлением проведена проверка общества, в ходе которой выявлены нарушения пункта 59 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), о чем составлен соответствующий акт.
По итогам проверки обществу выдано предписание от 13.01.2016 N 4 о необходимости устранения допущенного нарушения при начислении платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, потребленному на общедомовые нужды, за период с октября 2015 по 13.01.2016 включительно по жилым помещениям многоквартирного дома N 84 по ул. Трехгорная в г. Хабаровске, с отражением в платежных документах потребителей выявленных нарушений, в срок до 10.03.2016.
Полагая, что данное предписание нарушает права и законные интересы управляющей компании, последнее оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для этого процессуальный закон предусматривает совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному правовому акту и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Разрешая спор, арбитражный суд первой инстанции отказал в заявленном требовании ввиду отсутствия совокупности таких условий.
Возражения ООО "УК "Северный округ" сводятся к несогласию с данным выводом суда.
В силу статей 153, 154 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей и собственников жилых помещений в многоквартирных домах включает плату за электроснабжение.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 ЖК РФ).
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов регулируют Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В пункте 40 Правил определено, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме, то есть за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды.
Согласно пункту 48 Правил N 354 при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Из содержания приведенных норм следует, что по общему правилу размер платы за коммунальные услуги устанавливается, прежде всего, исходя из фактических объемов потребления, определенных с использованием показаний индивидуальных и (или) общедомовых приборов учета.
Нормативы потребления применяются при расчете размера платы за коммунальные услуги только в случае отсутствия (не установления) в многоквартирном доме общедомового прибора учета.
Как следует из материалов дела, МКД N 84 по улице Трехгорная в городе Хабаровске оборудован общедомовым прибором учета холодного водоснабжения РМ - 5 N 322664 РМ - 5/50, что подтверждено актом приемки узла учета холодной воды от 23.12.2014.
В соответствии с актом проверки технического состояния системы учета холодного водоснабжения от 06.07.2015, данный прибор учета является неисправным с 02.07.2015.
В ходе проверочных мероприятий установлено, что с октября 2015 расчет размера платы за холодное водоснабжение на общедомовые нужды при выходе прибора учета из строя производился управляющей компанией потребителям спорного МКД на основании пункта 48 Правил N 354 в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам, исходя из нормативов потребления с учетом повышающего коэффициента.
Согласно пункту 59 (1) Правил N 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, с учетом положений пункта 44 настоящих Правил, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за период не менее шести месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше шести месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее трех месяцев (для отопления - не менее трех месяцев отопительного периода) - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовой) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более трех расчетных периодов подряд.
В соответствии с пунктом 60 (1) Правил N 354 при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и тепловой энергии (при наличии технической возможности установки таких приборов учета), а также по истечении указанного в пункте 59 (1) настоящих Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, в случае если собственники помещений в многоквартирном доме не обеспечили в установленном порядке оснащение и (или) введение в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета используемого коммунального ресурса, плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается с применением повышающих коэффициентов, предусмотренных утвержденными Правительством Российской Федерации Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
Поскольку общедомовой прибор учета холодного водоснабжения вышел из строя 02.07.2015 и с момента поломки общедомового прибора учета до расчетного периода - октября 2015 прошло менее шести месяцев, то арбитражный суд пришел к правильному выводу, что в спорной ситуации применению подлежал пункт 59 (1) Правил N 354. Следовательно, указание в спорном предписании о том, что расчет размера платы за холодное водоснабжение на общедомовые нужды необоснованно рассчитывался из нормативов потребления с учетом повышающего коэффициента, признается обоснованным.
Доводы заявителя жалобы, что арбитражный суд необоснованно не принял во внимание положения пункта 48 Правил N 354 в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к Правилам, судебная коллегия отклоняет, поскольку в силу требований Правил N 354 расчет объема потребления коммунального ресурса по нормативам потребления возможен лишь в случае отсутствия (не установления) общедомового прибора учета в МКД, тогда как материалами дела доказан факт оборудования МКД общедомовым прибором учета холодного водоснабжения, в связи с чем, в рассматриваемой ситуации использование нормативов потребления было бы возможно только по истечении периодов, указанных в пункте 59 (1) Правил N 354. Вместе с тем, ООО "УК "Северный округ" выставляло плату за коммунальную услугу по нормативам потребления до истечения указанных периодов.
Таким образом, вывод арбитражного суда, что спорное предписание соответствует закону и не нарушает права заявителя, признается правильным.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы, судебной коллегией отклоняются, так как не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права, не опровергают его выводов, а выражают лишь несогласие с установленными судом обстоятельствами, что не может являться основанием для отмены решения суда.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 16.05.2016 по делу N А73-3068/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.И.САПРЫКИНА
Е.И.САПРЫКИНА
Судьи
И.И.БАЛИНСКАЯ
Е.Г.ХАРЬКОВСКАЯ
И.И.БАЛИНСКАЯ
Е.Г.ХАРЬКОВСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)