Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.08.2017 N 17АП-4993/2017-АК ПО ДЕЛУ N А71-16285/2016

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 августа 2017 г. N 17АП-4993/2017-АК

Дело N А71-16285/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 августа 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Риб Л.Х.,
судей Варакса Н.В., Трефиловой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Останиной М.П.,
при неявке лиц, участвующих в деле,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Вест-Снаб",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 16 февраля 2017 года по делу N А71-16285/2016,
принятое судьей Кудрявцевым М.Н.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Вест-Снаб" (ИНН 1831106135, ОГРН 1051800616284)
к Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска (ИНН 1826001137, ОГРН 1031800554400)
о признании недействительным предписания,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Вест-Снаб" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным предписания Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска (далее - заинтересованное лицо, Управление ЖКХ) N 1487-06-02 от 18.10.2016 (с учетом уточнения предмета заявленных требований).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16.02.2017 (резолютивная часть объявлена 13.02.2017) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, ООО "УК "Вест-Снаб" обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе общество указывает, что ОАО "Энергосбыт Плюс", являющийся поставщиком электроэнергии собственникам жилых помещений в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Ижевск, ул. К.Маркса, 397, в нарушение договора энергоснабжения N Р2113 от 01.08.2011 не предоставляло управляющей организации показания индивидуальных приборов учета, что не позволяло определить месячный объем потребления электроэнергии ОДН иначе, как по нормативу. Податель жалобы считает, что предписание является неисполнимым ввиду неконкретности изложенных в нем формулировок.
Заинтересованное лицо, Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска с изложенными в апелляционной жалобе доводами не согласно, возражения на жалобу изложены в отзыве, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Управлением ЖКХ по жалобе потребителя на нарушения порядка расчетов за электроэнергию на ОДН проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой установлены следующие обстоятельства.
ООО "УК "Вест-Снаб" является управляющей организацией многоквартирного жилого дома N 397 по ул. К. Маркса в г. Ижевске. Обществом заключен договор энергоснабжения от 01.08.2011 N Р2113 с ОАО "Энергосбыт Плюс", по условиям которого заявитель оплачивает по данному дому электрическую энергию ОДН. Собственники квартир самостоятельно оплачивают электроэнергию по поквартирным (индивидуальным) приборам учета непосредственно поставщику электроэнергии. Согласно предоставленной копии технического паспорта на многоквартирный дом общая площадь жилых помещений составляет 6975,7 кв. м, нежилых помещений нет.
ООО УК "Вест-Снаб" применяет для расчета размера платы за коммунальные услуги площадь мест общего пользования - 912,3 кв. м.
Многоквартирный жилой дом по вышеуказанному адресу оборудован узлами учета электрической энергии: - общедомовая группа учета (МОП, Лифт) - Тип счетчика ЦЭ 6803В, заводской номер 096505; - общедомовая группа учета (квартирах) - Тип счетчика ЦЭ 6803В, заводской номер 011068072002810.
В соответствии с Постановлением Правительства УР от 14.01.2013 N 17 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению в УР" расчетный нормативный объем потребления электроэнергии, предоставленной на общедомовые нужды, для данного многоквартирного дома составляет 3129,19 кВт (3,43 кВт/м2x912,3 м2).
С учетом объема потребления электроэнергии по общедомовым приборам учета за минусом количества потребленной электроэнергии по поквартирным приборам учетам (на основании запрошенных у энергоснабжающей организации данных) определено количество электроэнергии подлежащей распределению по ОДН с мая по август 2016 года и установлено, что ООО УК "Вест-Снаб" по квартире N 99 излишне, с превышением норматива, предъявлено к оплате 277,66 руб., по квартире N 102 излишне предъявлено к оплате 190,35 руб.
Указанные обстоятельства зафиксированы в акте проверки (л.д. 13) и послужили основанием для выдачи предписания от 18.10.2016 N 1487-06-02, которым обществу предложено в срок до 30.11.2016 привести в порядок соблюдение требований исполнения обязанностей по договору управления многоквартирным домом, связанных с выполнением работ и (или) оказанием услуг по управлению многоквартирным домом с предоставлением коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам и осуществлением иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности, в соответствии с установленными требованиями; произвести перерасчет платы за коммунальную услугу "электроснабжение ОДН" за период с мая по август 2016 года (л.д. 12).
Не согласившись с данным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании предписания недействительным.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований, мотивируя данное решение выводами об отсутствии необходимой совокупности оснований для признания предписания недействительным.
Повторно исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 16 ст. 12 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относятся, в том числе установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 1 Закона Удмуртской Республики от 30.06.2014 N 40-РЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Удмуртской Республики по государственному жилищному надзору и лицензионному контролю и внесении изменения в статью 35 Закона Удмуртской Республики "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений" (далее Закон N 40-РЗ) органы местного самоуправления муниципальных образований, образованных на территории Удмуртской Республики, наделяются государственными полномочиями Удмуртской Республики по государственному жилищному надзору, в том числе по организации и проведению проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к определению размера и внесению платы за коммунальные услуги.
В силу п. 2.1.1, 2.13 решения Городской Думы города Ижевска от 30.10.2007 N 314 "Об учреждении отраслевого органа - структурного подразделения Администрации города Ижевска - Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска" Управление осуществляет функции муниципального жилищного контроля, а также осуществляет отдельные государственные полномочия по государственному жилищному надзору.
Таким образом, Управление ЖКХ Администрации города Ижевска наделено полномочиями по государственному и муниципальному жилищному надзору, вправе осуществлять проверки за соблюдением порядка предоставления коммунальных услуг, правильности определения размера платы за коммунальные услуги.
Управлению ЖКХ для осуществления возложенных на него полномочий и функций предоставляется право, в том числе, выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений требований при предоставлении коммунальных услуг гражданам.
В силу ч. 1 ст. 157 Жилищного Кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.
Порядок расчета размера платы за коммунальные услуги с 01.09.2012 установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 (далее - Правила 354).
Согласно п. 40 Правил 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Порядок расчета размера платы за коммунальные услуги, предоставленные за расчетный период на общедомовые нужды установлен разделом III приложения N 2 Правил 354. Расчет размера платы за коммунальную услугу "электроснабжение" на общедомовые нужды выполняется по формулам N 10, 11, 12 приложения N 2 к Правилам 354.
Пунктом 44 Правил 354 определено, что распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения. В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
В соответствии с п. 46, 47 Правил 354 плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, потребителям не начисляется, если при расчете объема коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, будет установлено, что объем коммунального ресурса, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета за этот расчетный период, меньше чем сумма определенных в соответствии с пунктами 42 и 43 Правил 354 объемов соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной за этот расчетный период потребителям во всех жилых и нежилых помещениях, и определенных в соответствии с пунктом 54 Правил 354 объемов соответствующего вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за этот расчетный период при самостоятельном производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению.
В случае, указанном в пункте 46 Правил 354, объем коммунального ресурса в размере образовавшейся разницы исполнитель обязан: 1
а) распределить между всеми жилыми помещениями (квартирами) пропорционально размеру общей площади каждого жилого помещения (квартиры) - в отношении отопления и газоснабжения для нужд отопления либо пропорционально количеству человек, постоянно и временно проживающих в каждом жилом помещении (квартире) - в отношении холодного и горячего водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения для приготовления пищи и (или) подогрева воды;
б) уменьшить на объем коммунального ресурса, отнесенный в ходе распределения на жилое помещение (квартиру), объем аналогичного коммунального ресурса, определенный для потребителя в жилом помещении за этот расчетный период в соответствии с пунктом 42 Правил 354, вплоть до нуля и использовать полученный в результате такого уменьшения объем коммунального ресурса при расчете размера платы потребителя за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной в жилое помещение (квартиру) за этот расчетный период. Б случае если объем коммунального ресурса, приходящийся на какого-либо потребителя в результате распределения в соответствии с подпунктом "а", превышает объем коммунального ресурса, определенный для потребителя в соответствии с пунктом 42 Правил 354, излишек коммунального ресурса на следующий расчетный период не переносится и при расчете размера платы в следующем расчетном периоде не учитывается.
Как указано выше, согласно Постановлению Правительства Удмуртской Республики "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению в УР" расчетный нормативный объем потребления электроэнергии, предоставленной на общедомовые нужды, для спорного многоквартирного дома составляет 3129,19 кВт.
В ходе проверки Управлением ЖКХ установлено, что обществом при предъявлении платы за электроэнергию на ОДН превышен расчетный норматив потребления, что не оспаривается обществом. В целях устранения установленного нарушения обществу выдано законное, обязательное для исполнения предписание.
Общество в апелляционной жалобе указывает, что нарушение имело место по вине поставщика электроэнергии в связи с непередачей им управляющей компании данных по индивидуальным приборам учета электрической энергии.
Данные доводы апелляционным судом не принимается.
Правилами N 354 (в редакции, действующей до 01.01.2017) императивно прописан порядок определения размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению на ОДН.
Данный порядок обществом был нарушен.
При этом Правилами N 354 не предусмотрено право управляющей компании осуществлять расчеты с потребителями исходя из норматива в случае невозможности определить объем потребления электрической энергии потребителями жилых и нежилых помещений из-за несвоевременной передачи информации ресурсоснабжающей организацией.
Доводы ООО "УК "Вест-Снаб" о том, что оспариваемое предписание является неисполнимым поскольку не содержит конкретных действий, которые необходимо совершить заявителю, отклоняются, поскольку в предписании отражены выявленные нарушения, в предписании указан способ устранения нарушений (производство перерасчета), неисполнимых указания, неясности из содержания предписания не усматривается.
В целом апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, считает, что оспариваемое предписание не нарушает права заявителя при осуществлении экономической деятельности, изложенные в апелляционной жалобе доводы отмены обжалуемого решения не влекут.
При отсутствии нарушений, указанных в ст. 270 АПК РФ, решение суда первой инстанции отмене, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16 февраля 2017 года по делу N А71-16285/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Вест-Снаб" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий
Л.Х.РИБ

Судьи
Е.М.ТРЕФИЛОВА
Н.В.ВАРАКСА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)