Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2016 года
В полном объеме постановление изготовлено 02 августа 2016 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Юдкина А.А., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Скороходовым П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 01.08.2016 в помещении суда апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пензенской области на решение Арбитражного суда Пензенской области от 28.04.2016 по делу N А49-14517/2015 (судья Столяр Е.Л.), принятое по заявлению Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Пензенской области (ИНН 5836900772, ОГРН 1135800001424), г. Пенза, к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пензенской области, г. Пенза, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью "МеталлСнаб+" (ИНН 5835080615, ОГРН 1095835000733), г. Пенза, общества с ограниченной ответственностью "Новоил" (ИНН 5836309552, ОГРН 1055803002144), г. Пенза, общества с ограниченной ответственностью "Лаборатория судебной экспертизы" (ИНН 5835101174, ОГРН 1135835001280), г. Пенза,
об оспаривании представления и предписания,
в судебном заседании приняли участие представители Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Пензенской области Котова С.А. (доверенность от 08.06.2015), Моисеева Н.В. (директор, паспорт),
в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Пензенской области (далее - Фонд капремонта МКД ПО) обратился в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о признании недействительными представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пензенской области (далее - Теруправление Росфиннадзора) от 26.11.2015 N 42 и его предписания от 26.11.2015 N 10 об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют общество с ограниченной ответственностью "МеталлСнаб+", общество с ограниченной ответственностью "Новоил", общество с ограниченной ответственностью "Лаборатория судебной экспертизы".
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 28.04.2016 по делу N А49-14517/2015 оспариваемые представление и предписание признаны недействительными.
В апелляционной жалобе Теруправление Росфиннадзора просило отменить указанное судебное решение и принять новый судебный акт об отказе Фонду капремонта МКД ПО в удовлетворении заявленных требований. По мнению Теруправления Росфиннадзора, обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.
Фонд капремонта МКД ПО в отзыве апелляционную жалобу отклонил.
Рассмотрение дела было отложено с 04.07.2016 на 01.08.2016.
Управление Федерального казначейства по Пензенской области (далее - УФК по Пензенской области), которому в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 02.02.2016 N 41 "О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере" переданы функции упраздняемого Теруправления Росфиннадзора в сфере контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере и которое согласно пункту 3 данного Указа является правопреемником Теруправления Росфиннадзора, было извещено судом апелляционной инстанции о времени и месте проведения судебного заседания.
В связи с нахождением судьи Поповой Е.Г. в отпуске в составе суда в судебном заседании, назначенном на 01.08.2016, произведена замена судьи Поповой Е.Г. на судью Юдкина А.А., о чем вынесено соответствующее определение.
В соответствии с частью 2 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) после замены судьи рассмотрение дела произведено с самого начала.
УФК по Пензенской области представило письменные пояснения по делу, в которых просило отменить указанное судебное решение и принять новый судебный акт об отказе Фонду капремонта МКД ПО в удовлетворении заявленных требований.
Фонд капремонта МКД ПО представил дополнение к отзыву на апелляционную жалобу.
В судебных заседаниях представители Фонда капремонта МКД ПО отклонили апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве и дополнении к нему.
На основании статей 156 и 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей других лиц, участвующих в деле, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебных заседаний.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Приказом Теруправления Росфиннадзора от 31.08.2015 N 108-о назначена выездная проверка соблюдения законодательства Российской Федерации при использовании средств, полученных в 2014 г. в качестве государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта в Фонде капремонта МКД ПО.
Актом выездной проверки от 29.09.2015 установлено, что в нарушение пункта 4 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), статьи 711, части 1 статьи 720, части 1 статьи 721, части 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пункта 1 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", пунктов 6.4, 6.5 договоров строительного подряда от 29.08.2014 N 1/СП 2014 и от 01.09.2014 N 4/СП Фондом капремонта МКД ПО приняты к учету и оплачены фактически невыполненные подрядными организациями работы по капитальному ремонту мягкой кровли многоквартирного дома по ул. Молодогвардейская, 32, и капитальному ремонту кровли многоквартирного дома по ул. Чехова, 46, в г. Пензе на общую сумму 124500 руб. 70 коп.
В связи с поступившими от Фонда капремонта МКД ПО возражениями приказом Теруправления Росфиннадзора от 13.10.2015 N 120-о назначена выездная внеплановая проверка.
Актом внеплановой выездной проверки от 15.10.2015 установлены финансовые нарушения, аналогичные тем, которые выявлены актом выездной проверки от 29.09.2015.
По результатам проведения внеплановой выездной проверки Теруправлением Росфиннадзора 26.11.2015 вынесены представление N 42 и предписание N 10 об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации.
В представлении от 26.11.2015 N 42 Теруправление Росфиннадзора в качестве нарушений указано следующее: Фондом капремонта МКД ПО были приняты и оплачены фактически невыполненные подрядными организациями работы по капитальному ремонту мягкой кровли многоквартирного дома по ул. Молодогвардейская, 32, и капитальному ремонту кровли многоквартирного дома по ул. Чехова в г. Пензе на сумму 8458 руб. 50 коп. Теруправление Росфиннадзора потребовало рассмотреть информацию об указанном в представлении нарушении законодательства Российской Федерации и принять меры по недопущению их в дальнейшем.
В предписании от 26.11.2015 N 10 об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации Теруправление Росфиннадзора в качестве нарушений указало следующее: Фондом капремонта МКД ПО были приняты и оплачены фактически невыполненные подрядными организациями работы по капитальному ремонту мягкой кровли многоквартирного дома по ул. Молодогвардейская, 32, и капитальному ремонту кровли многоквартирного дома по ул. Чехова, 46 в г. Пензе на сумму 116042 руб. 20 коп. Теруправление Росфиннадзора предписало Фонду капремонта МКД ПО до 01.05.2016 принять меры к выполнению подрядными организациями в добровольном либо судебном порядке работ: ООО "МеталлСнаб+" - устройство изоляции обмазочной в один слой, масляной окраски металлических поверхностей отливов многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Пенза, ул. Молодогвардейская, 32, на сумму 1582 руб. 40 коп.; ООО "Новоил" - закрепления створок слуховых окон с использованием двух петель накладных каждая, установки пароизоляционного слоя из пленки полиэтиленовой многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Пенза, ул. Чехова, 46, на сумму 114459 руб. 80 коп.
В период проведения проверки полномочия Федеральной службы финансово-бюджетного надзора были закреплены Положением о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2014 N 77, согласно которому Росфиннадзор осуществляет полномочия по контролю в финансово-бюджетной сфере в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 186 ЖК РФ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации: 1) осуществляет контроль за использованием региональным оператором средств, полученных в качестве государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; 2) направляет региональному оператору представления и (или) предписания об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092 "О порядке осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере" утверждены Правила осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере" (далее - Правила).
Согласно подпункту "в" пункта 6 Правил (в редакции, действовавшей в период проведения проверки) Росфиннадзор при осуществлении деятельности в финансово- бюджетной сфере осуществлял контроль за использованием средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд), направленных на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда и предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местном бюджете на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда и модернизации системы коммунальной инфраструктуры.
В силу подпункта "н" пункта 7 Правил объектом контроля в финансово-бюджетной сфере являются региональные операторы.
В соответствии с пунктами "а" и "б" пункта 68 Правил при осуществлении полномочий, предусмотренных подпунктом "в" пункта 6 данных Правил, Росфиннадзор (территориальный орган) направляет: а) представления, содержащие обязательную для рассмотрения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений; б) предписания об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений (в редакции, действующей в период проведения проверки).
Согласно пункту 70 Правил при осуществлении полномочий по контролю за использованием региональными операторами средств, полученных в качестве государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете (счетах) регионального оператора, Росфиннадзор (территориальный орган) направляет региональному оператору представления и (или) предписания об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации.
В соответствии с нормами статьи 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетное законодательство состоит из БК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах (далее - закон (решение) о бюджете), иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих бюджетные правоотношения.
В силу пункта 1 статьи 1 БК РФ к бюджетным правоотношениям относятся: отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга; отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
Понятие бюджетного нарушения приведено в пункте 1 статьи 306.1 БК РФ, согласно которому бюджетным правонарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 БК РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
Виды бюджетных нарушений и бюджетные меры принуждения, применяемые за их совершение, указаны в главе 30 БК РФ, к числу которых относятся следующие: нецелевое использование бюджетных средств; невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита; неперечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом; нарушение условий предоставления бюджетного кредита; нарушение условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов.
Принципы бюджетной системы Российской Федерации изложены в статье 28 БК РФ, в соответствии с которой одним из таких принципов является принцип эффективности использования бюджетных средств.
В соответствии с нормами статьи 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Как указал Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 23 Постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" (в редакции от 26.02.2009), участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.
В связи с этим конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.
Как видно из материалов дела, в целях реализации Закона Пензенской области от 01.07.2013 N 2403-ЗПО "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пензенской области" разработана Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пензенской области", утвержденная постановлением Правительства Пензенской области от 19.02.2014 N 95-пП (далее - Региональная программа).
Согласно Паспорту Региональной программы участниками данной программы являются: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области, некоммерческая организация "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Пензенской области", муниципальные образования Пензенской области. Сроки реализации Региональной программы - 2014-2044 годы.
Ресурсное обеспечение Региональной программы: средства фонда капитального ремонта, сформированные собственниками помещений в соответствии со статьей 170 Жилищного кодекса Российской Федерации; средства Государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, средства бюджетов муниципальных образований Пензенской области; средства членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо собственников помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией, предоставленные на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирного дома.
Фонд капремонта МКД ПО создан в целях обеспечения организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе финансового обеспечения, формирования средств и имущества для такого ремонта на территории Пензенской области.
Согласно пункту 2.2 Устава Фонда предметом деятельности Регионального фонда является выполнение функций регионального оператора, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами Пензенской области, настоящим Уставом, в том числе: 2.2.1. Аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах Регионального фонда; 2.2.3. Осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах Регионального фонда; 2.2.4. Финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах Регионального фонда, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе областного бюджета и (или) местного бюджета; 2.2.6. Осуществление контроля за целевым использованием средств Регионального фонда, направленных на проведение капитального ремонта.
За период с 01.01.2014 по 31.12.2014 на счета регионального оператора на проведение капитального ремонта многоквартирных домов поступили денежные средства в общей сумме 38295 тыс.руб., в том числе: - средства государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства - 4867,40 тыс.руб.; - средства местных бюджетов - 3857,10 тыс.руб.; - возврат средств от подрядчика - 489,1 тыс.руб.; - средства собственников жилья - 29081,40 тыс.руб.
В проверяемом периоде Фонд капремонта МКД ПО направил средства в сумме 10550,94 тыс.руб. на проведение капитального ремонта многоквартирных домов по 6 заключенным договорам строительного подряда, в том числе: договор строительного подряда от 29.08.2014 N 1/СП2014, заключенный с ООО "МеталлСнаб+", по капитальному ремонту мягкой кровли многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Пенза, ул. Молодогвардейская, 32; договор строительного подряда от 01.09.2014 N 4/СП2014, заключенный с ООО "Новоил" на выполнение работ по капитальному ремонту кровли многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Пенза, ул. Чехова, 46.
Согласно договору строительного подряда от 29.08.2014, заключенному между Фондом капремонта МКД ПО (заказчик) и ООО "МеталлСнаб+" (подрядчик), подрядчик обязался выполнить работы по капитальному ремонту мягкой кровли многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Пенза, ул. Молодогвардейская, 32, а заказчик - оплатить выполненные работы (т. 1 л.д. 107-119). Перечень работ определен в технической и сметной документации, являющейся Приложением N 1 к данному договору.
Общая стоимость работ по договору определена сторонами в сумме 1149538 руб. (с учетом дополнительного соглашения к договору от 26.09.2014 N 1). В стоимость работ входят все затраты, необходимые для осуществления всех обязательств подрядчика в соответствии с договором, в том числе: стоимость необходимых для выполнения работ (оказания услуг) материалов, стоимость доставки материалов до объекта, стоимость эксплуатации машин и механизмов, заработная плата машинистов, стоимость необходимой рабочей силы и персонала подрядчика, накладные расходы и плановая прибыль подрядчика и другие затраты подрядчика, определяемые в соответствии с технической и сметной документацией, а также техническими условиями и нормами, определенными действующей на территории Российской Федерации сметно-нормативной базой ценообразования в строительстве, все налоги, пошлины, сборы в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, затраты на устранение дефектов в выполненных работах подрядчика (пункт 2.2 договора).
Сроки выполнения работ определены в пункте 3.2 договора: срок начала работ - 30.08.2014, срок окончания работ - 06.10.2014 (с учетом дополнительного соглашения от 26.09.2014 N 1).
Порядок расчета по договору установлен в пункте 2.3.2, согласно которому окончательный расчет производится после приемки результата работ, подписания акта унифицированной формы КС-2 и справки по форме КС-3, предоставления подрядчиком исполнительной документации, перечень которой приведен в Приложении N 3 к данному договору, и счета-фактуры, с учетом суммы авансового платежа, в срок не позднее 31.12.2014 включительно (с учетом дополнительного соглашения N 2 к договору от 06.10.2014).
Пунктом 5.29 договора также предусмотрено, что подрядчик обязан устранить все дефекты в своих работах, которые произошли по причине неисполнения либо ненадлежащего исполнения подрядчиком своих обязательств по договору, выявленные в процессе производства, приемки работ и в гарантийный период.
Актами о приемке выполненных работ от 06.10.2014 N N 1, 2 заказчик принял от подрядчика выполненные работы, в том числе: устройство покрытия из рулонных материалов насухо без промазки кромок площадью 8 кв. м (пункт 10 акта N 1); устройство гидроизоляции верхнего слоя металлического фартука (пункты 36, 37, 54, 55, 61, 62 акта N 1); масляная окраска металлических поверхностей отливов на парапетах, пилонах, подъездных козырьках и покрытиях лоджий, количество окрасок 2 (пункт 41 акта N 1) (т. 1 л.д. 134-143).
Актом приемки выполненных работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, расположенного по адрес: г. Пенза, ул. Молодогвардейская, 32, от 06.10.2014, подписанного представителями Фонда капремонта МКД ПО, Управления ЖКХ г. Пензы, ООО "МеталлСнаб+", ООО "УО "Жилье 7-1", собственником одной из квартир дома, депутатом Пензенской городской Думы, подтверждено, что подрядчиком выполнены работы по ремонту кровли на общую сумму 1149538 руб.
Платежными поручениями от 01.09.2014 N 316, 28.11.2014 N 477 и N 475 МКД ПО перечислило ООО "МеталлСнаб+" денежные средства в сумме 1149538 руб.
Согласно договору строительного подряда от 01.09.2014 N 4/СП2014, заключенному между Фондом капремонта МКД ПО (заказчик) и ООО "Новоил" (подрядчик), подрядчик обязался выполнить работы по капитальному ремонту кровли многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Пенза, ул. Чехова, 46, а заказчик - оплатить выполненные работы (т. 2 л.д. 30-37).
Перечень работ определен в технической и сметной документации, являющейся Приложением N 1 к данному договору.
Общая стоимость работ по договору определена сторонами в сумме 1716728 руб. (с учетом дополнительного соглашения к договору от 29.09.2014 N 1). В стоимость работ входят все затраты, необходимые для осуществления всех обязательств подрядчика в соответствии с договором, в том числе: стоимость необходимых для выполнения работ (оказания услуг) материалов, стоимость доставки материалов до объекта, стоимость эксплуатации машин и механизмов, заработная плата машинистов, стоимость необходимой рабочей силы и персонала подрядчика, накладные расходы и плановая прибыль подрядчика и другие затраты подрядчика, определяемые в соответствии с технической и сметной документацией, а также техническими условиями и нормами, определенными действующей на территории Российской Федерации сметно-нормативной базой ценообразования в строительстве, все налоги, пошлины, сборы в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, затраты на устранение дефектов в выполненных работах подрядчика (пункт 2.2 договора).
Сроки выполнения работ определены в пункте 3.2 договора: срок начала работ - 02.09.2014, срок окончания работ - 06.10.2014 (с учетом дополнительного соглашения от 29.09.2014 N 1).
Порядок расчета по договору установлен в пункте 2.3.2, согласно которому окончательный расчет производится после приемки результата работ, подписания акта унифицированной формы КС-2 и справки по форме КС-3, предоставления подрядчиком исполнительной документации, перечень которой приведен в Приложении N 3 к настоящему договору, и счета-фактуры, с учетом суммы авансового платежа, в срок не позднее 31.12.2014 включительно (с учетом дополнительного соглашения N 2 к договору от 06.10.2014).
Пунктом 5.29 договора также предусмотрено, что подрядчик обязан устранить все дефекты в своих работах, которые произошли по причине неисполнения либо ненадлежащего исполнения подрядчиком своих обязательств по договору, выявленные в процессе производства, приемки работ и в гарантийный период.
Актами о приемке выполненных работ от 06.10.2014 N N 1, 2 заказчик принял от подрядчика выполненные работы, в том числе: скобяные изделия для оконных блоков с раздельными двойными переплетами жилых зданий двустворных (независимо от высоты) (пункт 22 акта N 1); расчет затрат на устройство пароизоляционного слоя из пленки ЮТАФОЛ (под утеплитель и над утеплителем) произведен на основании расценки Е26-01-055-01 (пункт 50 акта N 1) (т. 2 л.д. 55-59).
Актом приемки выполненных работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, расположенного по адрес: г. Пенза, ул. Молодогвардейская, 46, от 06.10.2014, подписанного представителями Фонда капремонта МКД ПО, ООО "Новоил", Управления ЖКХ г. Пензы, ООО "УО "Жилье 21-1", собственниками квартир дома, подтверждено, что подрядчиком выполнены работы по ремонту кровли на общую сумму 1716728 руб.
Платежными поручениями от 02.09.2014 N 317, 25.11.2014, 28.11.2014 N 457 МКД ПО перечислило ООО "Новоил" денежные средства в сумме 1716728 руб.
В состав проверяющих Теруправление Росфиннадзора включило эксперта ООО "Лаборатория судебной экспертизы" Максимова А.В., который провел строительно-техническую экспертизу выполненных работ по капитальному ремонту много квартирных домов.
Экспертным исследованием от 23.09.2015 N 454/16 установлено следующее: при проведении ремонта кровли многоквартирного дома по ул. Молодогвардейская, 32, фактически выполненные работы не соответствуют заявленным в акте выполненных работ: 1) над одним из двух выходов на кровлю отсутствует покрытие площадью 4 кв. м из рулонных материалов, в связи с чем объем принятых работ по пункту 10 акта выполненных работ N 1 является завышенным на 4 кв. м; 2) устройство гидроизоляции верхнего края металлического фартука произведено только частично (на половине покрытия), имеющаяся изоляция выполнена шириной до 5 мм вместо предусмотренной актом выполненных работ в 50 мм. В связи с этим объем принятых работ по пунктам 36, 37, 54, 55, 61, 62 акта выполненных работ N 1 является завышенным; 3) масляная краска металлических поверхностей отливов выполнена в один слой с многочисленными пропусками и не прокрашенными местами, в связи с чем объем принятых работ с количеством окрасок по пункту 41 акта выполненных работ N 1 является завышенным.
На основании произведенных расчетов эксперт пришел к выводу, что стоимость фактически выполненных работ не соответствует стоимости работ, заявленным в акте о приемке выполненных работ, вследствие невыполнения части принятых работ на сумму 10040 руб. 90 коп.
При проведении ремонта кровли многоквартирного дома по ул. Чехова, 46, установлены отдельные несоответствия фактически выполненных работ и заявленных в акте выполненных работ: 1) створки слуховых окон закреплены с использованием двух петель накладных каждая, а не с помощью скобяных изделий для оконных блоков с раздельными двойными переплетами жилых зданий двустворных, как это предусмотрено в пункте 22 акта выполненных работ N 1. В связи с фактической заменой материала стоимость принятых материалов по пункту 22 акта выполненных работ N 1 является завышенной; 2) согласно расценке Е26-01-055-01, учтенной в пункте 50 акта выполненных работ N 1 должны быть выполнены следующие виды работ по устройству пароизоляционного слоя утеплителя: 01. Раскрой пленки полиэтиленовой на полотнища. 02. Обертывание поверхности изоляции пленкой. 03. Проклейка швов липкой лентой. 04. Устройство защитного слоя пароизоляции из стекловолокнистых материалов. Фактически же работы произведены по расценке Е12-01-055-01 "Устройство прокладочной изоляции из рулонных кровельных материалов". В связи с фактической заменой видов работ стоимость принятых работ по пункту 50 акта выполненных работ N 1 является завышенной.
На основании произведенных расчетов эксперт пришел к выводу, что стоимость фактически выполненных работ не соответствует стоимости работ, заявленным в акте о приемке выполненных работ на объекте "Капитальный ремонт крыши жилого дома N 46 по ул. Чехова", вследствие невыполнения части принятых работ на сумму 114459 руб. 80 коп.
В ходе проведения проверки Региональный фонд МКД ПО направил претензию ООО "МеталлСнаб+" об устранении недоделок по капитальному ремонту кровли многоквартирного дома по ул. Молодогвардейская, 32, в срок до 01.10.2015 в рамках гарантийных обязательств по договору.
Письмом от 15.10.2015 N 5 ООО "МеталлСнаб+" сообщило Региональному фонду МКД ПО о выполнении недоделок. Актом проверки выполнения работ по объекту, расположенному по адресу: г. Пенза, ул. Молодогвардейская, 32, стороны подтвердили, что недоделки устранены: выполнено устройство рубероида "на сухо" на площади кровли 4 кв. м; произведено восстановление верхнего слоя металлического фартука силиконовым герметиком в местах отслоения (т. 3 л.д. 101).
Масляная окраска произведена не 70 кв. м, как указано в акте выполненных работ N 1, а 112 кв. м. Данное увеличение произошло вследствие того, что покрытие лоджий выполнено из разного профилированного листа (С09, R21, НС34, НС45). Вместе с тем, оплата произведена за 70 кв. м, как предусмотрено в локальной смете N 1 (т. 1 л.д. 120-131).
В ходе проведения проверки ООО "Новоил" также сообщило о том, что в процессе выполнения работ по устройству слуховых окон внесены изменения в конструкцию слуховых окон, которые не ухудшают их качественные характеристики, и произведены в пределах сметной стоимости.
Из сравнительной локальной сметы видно, что стоимость примененных ООО "Новоил" в ремонте скобяных изделий для блоков дверей, встроенных шкафов однопольных - 79,61 руб., а заложенных в смете и указанных в акте выполненных работ N 1 скобяных изделий для оконных блоков с раздельными двойными переплетами жилых зданий двустворных - 75,75 руб.
Однако, несмотря на увеличение стоимости примененных скобяных изделий, ООО "Новоил" выполнило работы по сметной стоимости без ее увеличения.
Кроме того, расценка, приведенная в экспертном заключении "Е12-01-055-01" и акте контрольного обмера работ, выполненных по капитальному ремонту кровли многоквартирного дома по ул. Чехова, 46, отсутствует в сметно-нормативной базе ТЕР- 2001 Пензенской области в редакции 2010 г., утвержденной приказом Департамента градостроительства Пензенской области от 03.08.2010 N 258/ОД.
Вопрос о применении определенной расценки (по ул. Чехова, 46) при производстве строительных работ перед экспертом не ставился.
Суд первой инстанции также учел, что эксперт проводил проверку спустя год после производства работ.
Как указано в оспариваемых представлении и предписании, Региональный фонд МКД ПО нарушило пункт 4 части 2 статьи 182 ЖК РФ, статью 711, часть 1 статьи 720, часть 1 статьи 721, часть 2 статьи 763 ГК РФ, пункт 1 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", пункты 6.4, 6.5 договоров строительного подряда от 29.08.2014 N 1/СП 2014, от 01.09.2014 N 4/СП.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан, в том числе, контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации.
Статья 711 ГК РФ предусматривает порядок оплаты работы, а статьи 720 и 721 ГК РФ соответственно порядок приемки заказчиком работы, выполненной подрядчиком, и ее качество.
В соответствии с пунктом 2 статьи 763 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
В силу пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.
Вышеуказанные правовые нормы, нарушение которых вменено Региональному фонду МКД ПО, не относятся к бюджетному законодательству.
Теруправлением Росфиннадзора не приведены конкретные нормы бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, которые бы свидетельствовали о нарушении бюджетного законодательства Региональным фондом МКД ПО.
Более того, Теруправление Росфиннадзора не доказало, что поставленные перед Региональным фондом МКД ПО задачи по ремонту многоквартирных домов могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или, что используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата, что свидетельствовало бы о неэффективном расходовании бюджетных средств.
При таких обстоятельствах и с учетом положений части 2 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования, заявленные Фондом капремонта МКД ПО.
Таким образом, обжалованное судебное решение является законным и обоснованным. Суд первой инстанции исследовал все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, и правильно оценил их. Нарушений норм процессуального права судом первой инстанции не допущено.
Доводы, приведенные Теруправлением Росфиннадзора в апелляционной жалобе и УФК по Пензенской области в письменных пояснениях, не основаны на законе, не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции, и в этой связи не могут быть приняты во внимание.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 28 апреля 2016 года по делу N А49-14517/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.08.2016 N 11АП-7900/2016 ПО ДЕЛУ N А49-14517/2015
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 августа 2016 г. по делу N А49-14517/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2016 года
В полном объеме постановление изготовлено 02 августа 2016 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Юдкина А.А., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Скороходовым П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 01.08.2016 в помещении суда апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пензенской области на решение Арбитражного суда Пензенской области от 28.04.2016 по делу N А49-14517/2015 (судья Столяр Е.Л.), принятое по заявлению Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Пензенской области (ИНН 5836900772, ОГРН 1135800001424), г. Пенза, к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пензенской области, г. Пенза, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью "МеталлСнаб+" (ИНН 5835080615, ОГРН 1095835000733), г. Пенза, общества с ограниченной ответственностью "Новоил" (ИНН 5836309552, ОГРН 1055803002144), г. Пенза, общества с ограниченной ответственностью "Лаборатория судебной экспертизы" (ИНН 5835101174, ОГРН 1135835001280), г. Пенза,
об оспаривании представления и предписания,
в судебном заседании приняли участие представители Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Пензенской области Котова С.А. (доверенность от 08.06.2015), Моисеева Н.В. (директор, паспорт),
в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Пензенской области (далее - Фонд капремонта МКД ПО) обратился в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о признании недействительными представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пензенской области (далее - Теруправление Росфиннадзора) от 26.11.2015 N 42 и его предписания от 26.11.2015 N 10 об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют общество с ограниченной ответственностью "МеталлСнаб+", общество с ограниченной ответственностью "Новоил", общество с ограниченной ответственностью "Лаборатория судебной экспертизы".
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 28.04.2016 по делу N А49-14517/2015 оспариваемые представление и предписание признаны недействительными.
В апелляционной жалобе Теруправление Росфиннадзора просило отменить указанное судебное решение и принять новый судебный акт об отказе Фонду капремонта МКД ПО в удовлетворении заявленных требований. По мнению Теруправления Росфиннадзора, обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.
Фонд капремонта МКД ПО в отзыве апелляционную жалобу отклонил.
Рассмотрение дела было отложено с 04.07.2016 на 01.08.2016.
Управление Федерального казначейства по Пензенской области (далее - УФК по Пензенской области), которому в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 02.02.2016 N 41 "О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере" переданы функции упраздняемого Теруправления Росфиннадзора в сфере контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере и которое согласно пункту 3 данного Указа является правопреемником Теруправления Росфиннадзора, было извещено судом апелляционной инстанции о времени и месте проведения судебного заседания.
В связи с нахождением судьи Поповой Е.Г. в отпуске в составе суда в судебном заседании, назначенном на 01.08.2016, произведена замена судьи Поповой Е.Г. на судью Юдкина А.А., о чем вынесено соответствующее определение.
В соответствии с частью 2 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) после замены судьи рассмотрение дела произведено с самого начала.
УФК по Пензенской области представило письменные пояснения по делу, в которых просило отменить указанное судебное решение и принять новый судебный акт об отказе Фонду капремонта МКД ПО в удовлетворении заявленных требований.
Фонд капремонта МКД ПО представил дополнение к отзыву на апелляционную жалобу.
В судебных заседаниях представители Фонда капремонта МКД ПО отклонили апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве и дополнении к нему.
На основании статей 156 и 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей других лиц, участвующих в деле, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебных заседаний.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Приказом Теруправления Росфиннадзора от 31.08.2015 N 108-о назначена выездная проверка соблюдения законодательства Российской Федерации при использовании средств, полученных в 2014 г. в качестве государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта в Фонде капремонта МКД ПО.
Актом выездной проверки от 29.09.2015 установлено, что в нарушение пункта 4 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), статьи 711, части 1 статьи 720, части 1 статьи 721, части 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пункта 1 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", пунктов 6.4, 6.5 договоров строительного подряда от 29.08.2014 N 1/СП 2014 и от 01.09.2014 N 4/СП Фондом капремонта МКД ПО приняты к учету и оплачены фактически невыполненные подрядными организациями работы по капитальному ремонту мягкой кровли многоквартирного дома по ул. Молодогвардейская, 32, и капитальному ремонту кровли многоквартирного дома по ул. Чехова, 46, в г. Пензе на общую сумму 124500 руб. 70 коп.
В связи с поступившими от Фонда капремонта МКД ПО возражениями приказом Теруправления Росфиннадзора от 13.10.2015 N 120-о назначена выездная внеплановая проверка.
Актом внеплановой выездной проверки от 15.10.2015 установлены финансовые нарушения, аналогичные тем, которые выявлены актом выездной проверки от 29.09.2015.
По результатам проведения внеплановой выездной проверки Теруправлением Росфиннадзора 26.11.2015 вынесены представление N 42 и предписание N 10 об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации.
В представлении от 26.11.2015 N 42 Теруправление Росфиннадзора в качестве нарушений указано следующее: Фондом капремонта МКД ПО были приняты и оплачены фактически невыполненные подрядными организациями работы по капитальному ремонту мягкой кровли многоквартирного дома по ул. Молодогвардейская, 32, и капитальному ремонту кровли многоквартирного дома по ул. Чехова в г. Пензе на сумму 8458 руб. 50 коп. Теруправление Росфиннадзора потребовало рассмотреть информацию об указанном в представлении нарушении законодательства Российской Федерации и принять меры по недопущению их в дальнейшем.
В предписании от 26.11.2015 N 10 об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации Теруправление Росфиннадзора в качестве нарушений указало следующее: Фондом капремонта МКД ПО были приняты и оплачены фактически невыполненные подрядными организациями работы по капитальному ремонту мягкой кровли многоквартирного дома по ул. Молодогвардейская, 32, и капитальному ремонту кровли многоквартирного дома по ул. Чехова, 46 в г. Пензе на сумму 116042 руб. 20 коп. Теруправление Росфиннадзора предписало Фонду капремонта МКД ПО до 01.05.2016 принять меры к выполнению подрядными организациями в добровольном либо судебном порядке работ: ООО "МеталлСнаб+" - устройство изоляции обмазочной в один слой, масляной окраски металлических поверхностей отливов многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Пенза, ул. Молодогвардейская, 32, на сумму 1582 руб. 40 коп.; ООО "Новоил" - закрепления створок слуховых окон с использованием двух петель накладных каждая, установки пароизоляционного слоя из пленки полиэтиленовой многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Пенза, ул. Чехова, 46, на сумму 114459 руб. 80 коп.
В период проведения проверки полномочия Федеральной службы финансово-бюджетного надзора были закреплены Положением о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2014 N 77, согласно которому Росфиннадзор осуществляет полномочия по контролю в финансово-бюджетной сфере в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 186 ЖК РФ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации: 1) осуществляет контроль за использованием региональным оператором средств, полученных в качестве государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; 2) направляет региональному оператору представления и (или) предписания об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092 "О порядке осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере" утверждены Правила осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере" (далее - Правила).
Согласно подпункту "в" пункта 6 Правил (в редакции, действовавшей в период проведения проверки) Росфиннадзор при осуществлении деятельности в финансово- бюджетной сфере осуществлял контроль за использованием средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд), направленных на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда и предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местном бюджете на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда и модернизации системы коммунальной инфраструктуры.
В силу подпункта "н" пункта 7 Правил объектом контроля в финансово-бюджетной сфере являются региональные операторы.
В соответствии с пунктами "а" и "б" пункта 68 Правил при осуществлении полномочий, предусмотренных подпунктом "в" пункта 6 данных Правил, Росфиннадзор (территориальный орган) направляет: а) представления, содержащие обязательную для рассмотрения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений; б) предписания об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений (в редакции, действующей в период проведения проверки).
Согласно пункту 70 Правил при осуществлении полномочий по контролю за использованием региональными операторами средств, полученных в качестве государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете (счетах) регионального оператора, Росфиннадзор (территориальный орган) направляет региональному оператору представления и (или) предписания об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации.
В соответствии с нормами статьи 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетное законодательство состоит из БК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах (далее - закон (решение) о бюджете), иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих бюджетные правоотношения.
В силу пункта 1 статьи 1 БК РФ к бюджетным правоотношениям относятся: отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга; отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
Понятие бюджетного нарушения приведено в пункте 1 статьи 306.1 БК РФ, согласно которому бюджетным правонарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 БК РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
Виды бюджетных нарушений и бюджетные меры принуждения, применяемые за их совершение, указаны в главе 30 БК РФ, к числу которых относятся следующие: нецелевое использование бюджетных средств; невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита; неперечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом; нарушение условий предоставления бюджетного кредита; нарушение условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов.
Принципы бюджетной системы Российской Федерации изложены в статье 28 БК РФ, в соответствии с которой одним из таких принципов является принцип эффективности использования бюджетных средств.
В соответствии с нормами статьи 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Как указал Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 23 Постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" (в редакции от 26.02.2009), участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.
В связи с этим конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.
Как видно из материалов дела, в целях реализации Закона Пензенской области от 01.07.2013 N 2403-ЗПО "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пензенской области" разработана Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пензенской области", утвержденная постановлением Правительства Пензенской области от 19.02.2014 N 95-пП (далее - Региональная программа).
Согласно Паспорту Региональной программы участниками данной программы являются: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области, некоммерческая организация "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Пензенской области", муниципальные образования Пензенской области. Сроки реализации Региональной программы - 2014-2044 годы.
Ресурсное обеспечение Региональной программы: средства фонда капитального ремонта, сформированные собственниками помещений в соответствии со статьей 170 Жилищного кодекса Российской Федерации; средства Государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, средства бюджетов муниципальных образований Пензенской области; средства членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо собственников помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией, предоставленные на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирного дома.
Фонд капремонта МКД ПО создан в целях обеспечения организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе финансового обеспечения, формирования средств и имущества для такого ремонта на территории Пензенской области.
Согласно пункту 2.2 Устава Фонда предметом деятельности Регионального фонда является выполнение функций регионального оператора, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами Пензенской области, настоящим Уставом, в том числе: 2.2.1. Аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах Регионального фонда; 2.2.3. Осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах Регионального фонда; 2.2.4. Финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах Регионального фонда, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе областного бюджета и (или) местного бюджета; 2.2.6. Осуществление контроля за целевым использованием средств Регионального фонда, направленных на проведение капитального ремонта.
За период с 01.01.2014 по 31.12.2014 на счета регионального оператора на проведение капитального ремонта многоквартирных домов поступили денежные средства в общей сумме 38295 тыс.руб., в том числе: - средства государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства - 4867,40 тыс.руб.; - средства местных бюджетов - 3857,10 тыс.руб.; - возврат средств от подрядчика - 489,1 тыс.руб.; - средства собственников жилья - 29081,40 тыс.руб.
В проверяемом периоде Фонд капремонта МКД ПО направил средства в сумме 10550,94 тыс.руб. на проведение капитального ремонта многоквартирных домов по 6 заключенным договорам строительного подряда, в том числе: договор строительного подряда от 29.08.2014 N 1/СП2014, заключенный с ООО "МеталлСнаб+", по капитальному ремонту мягкой кровли многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Пенза, ул. Молодогвардейская, 32; договор строительного подряда от 01.09.2014 N 4/СП2014, заключенный с ООО "Новоил" на выполнение работ по капитальному ремонту кровли многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Пенза, ул. Чехова, 46.
Согласно договору строительного подряда от 29.08.2014, заключенному между Фондом капремонта МКД ПО (заказчик) и ООО "МеталлСнаб+" (подрядчик), подрядчик обязался выполнить работы по капитальному ремонту мягкой кровли многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Пенза, ул. Молодогвардейская, 32, а заказчик - оплатить выполненные работы (т. 1 л.д. 107-119). Перечень работ определен в технической и сметной документации, являющейся Приложением N 1 к данному договору.
Общая стоимость работ по договору определена сторонами в сумме 1149538 руб. (с учетом дополнительного соглашения к договору от 26.09.2014 N 1). В стоимость работ входят все затраты, необходимые для осуществления всех обязательств подрядчика в соответствии с договором, в том числе: стоимость необходимых для выполнения работ (оказания услуг) материалов, стоимость доставки материалов до объекта, стоимость эксплуатации машин и механизмов, заработная плата машинистов, стоимость необходимой рабочей силы и персонала подрядчика, накладные расходы и плановая прибыль подрядчика и другие затраты подрядчика, определяемые в соответствии с технической и сметной документацией, а также техническими условиями и нормами, определенными действующей на территории Российской Федерации сметно-нормативной базой ценообразования в строительстве, все налоги, пошлины, сборы в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, затраты на устранение дефектов в выполненных работах подрядчика (пункт 2.2 договора).
Сроки выполнения работ определены в пункте 3.2 договора: срок начала работ - 30.08.2014, срок окончания работ - 06.10.2014 (с учетом дополнительного соглашения от 26.09.2014 N 1).
Порядок расчета по договору установлен в пункте 2.3.2, согласно которому окончательный расчет производится после приемки результата работ, подписания акта унифицированной формы КС-2 и справки по форме КС-3, предоставления подрядчиком исполнительной документации, перечень которой приведен в Приложении N 3 к данному договору, и счета-фактуры, с учетом суммы авансового платежа, в срок не позднее 31.12.2014 включительно (с учетом дополнительного соглашения N 2 к договору от 06.10.2014).
Пунктом 5.29 договора также предусмотрено, что подрядчик обязан устранить все дефекты в своих работах, которые произошли по причине неисполнения либо ненадлежащего исполнения подрядчиком своих обязательств по договору, выявленные в процессе производства, приемки работ и в гарантийный период.
Актами о приемке выполненных работ от 06.10.2014 N N 1, 2 заказчик принял от подрядчика выполненные работы, в том числе: устройство покрытия из рулонных материалов насухо без промазки кромок площадью 8 кв. м (пункт 10 акта N 1); устройство гидроизоляции верхнего слоя металлического фартука (пункты 36, 37, 54, 55, 61, 62 акта N 1); масляная окраска металлических поверхностей отливов на парапетах, пилонах, подъездных козырьках и покрытиях лоджий, количество окрасок 2 (пункт 41 акта N 1) (т. 1 л.д. 134-143).
Актом приемки выполненных работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, расположенного по адрес: г. Пенза, ул. Молодогвардейская, 32, от 06.10.2014, подписанного представителями Фонда капремонта МКД ПО, Управления ЖКХ г. Пензы, ООО "МеталлСнаб+", ООО "УО "Жилье 7-1", собственником одной из квартир дома, депутатом Пензенской городской Думы, подтверждено, что подрядчиком выполнены работы по ремонту кровли на общую сумму 1149538 руб.
Платежными поручениями от 01.09.2014 N 316, 28.11.2014 N 477 и N 475 МКД ПО перечислило ООО "МеталлСнаб+" денежные средства в сумме 1149538 руб.
Согласно договору строительного подряда от 01.09.2014 N 4/СП2014, заключенному между Фондом капремонта МКД ПО (заказчик) и ООО "Новоил" (подрядчик), подрядчик обязался выполнить работы по капитальному ремонту кровли многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Пенза, ул. Чехова, 46, а заказчик - оплатить выполненные работы (т. 2 л.д. 30-37).
Перечень работ определен в технической и сметной документации, являющейся Приложением N 1 к данному договору.
Общая стоимость работ по договору определена сторонами в сумме 1716728 руб. (с учетом дополнительного соглашения к договору от 29.09.2014 N 1). В стоимость работ входят все затраты, необходимые для осуществления всех обязательств подрядчика в соответствии с договором, в том числе: стоимость необходимых для выполнения работ (оказания услуг) материалов, стоимость доставки материалов до объекта, стоимость эксплуатации машин и механизмов, заработная плата машинистов, стоимость необходимой рабочей силы и персонала подрядчика, накладные расходы и плановая прибыль подрядчика и другие затраты подрядчика, определяемые в соответствии с технической и сметной документацией, а также техническими условиями и нормами, определенными действующей на территории Российской Федерации сметно-нормативной базой ценообразования в строительстве, все налоги, пошлины, сборы в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, затраты на устранение дефектов в выполненных работах подрядчика (пункт 2.2 договора).
Сроки выполнения работ определены в пункте 3.2 договора: срок начала работ - 02.09.2014, срок окончания работ - 06.10.2014 (с учетом дополнительного соглашения от 29.09.2014 N 1).
Порядок расчета по договору установлен в пункте 2.3.2, согласно которому окончательный расчет производится после приемки результата работ, подписания акта унифицированной формы КС-2 и справки по форме КС-3, предоставления подрядчиком исполнительной документации, перечень которой приведен в Приложении N 3 к настоящему договору, и счета-фактуры, с учетом суммы авансового платежа, в срок не позднее 31.12.2014 включительно (с учетом дополнительного соглашения N 2 к договору от 06.10.2014).
Пунктом 5.29 договора также предусмотрено, что подрядчик обязан устранить все дефекты в своих работах, которые произошли по причине неисполнения либо ненадлежащего исполнения подрядчиком своих обязательств по договору, выявленные в процессе производства, приемки работ и в гарантийный период.
Актами о приемке выполненных работ от 06.10.2014 N N 1, 2 заказчик принял от подрядчика выполненные работы, в том числе: скобяные изделия для оконных блоков с раздельными двойными переплетами жилых зданий двустворных (независимо от высоты) (пункт 22 акта N 1); расчет затрат на устройство пароизоляционного слоя из пленки ЮТАФОЛ (под утеплитель и над утеплителем) произведен на основании расценки Е26-01-055-01 (пункт 50 акта N 1) (т. 2 л.д. 55-59).
Актом приемки выполненных работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, расположенного по адрес: г. Пенза, ул. Молодогвардейская, 46, от 06.10.2014, подписанного представителями Фонда капремонта МКД ПО, ООО "Новоил", Управления ЖКХ г. Пензы, ООО "УО "Жилье 21-1", собственниками квартир дома, подтверждено, что подрядчиком выполнены работы по ремонту кровли на общую сумму 1716728 руб.
Платежными поручениями от 02.09.2014 N 317, 25.11.2014, 28.11.2014 N 457 МКД ПО перечислило ООО "Новоил" денежные средства в сумме 1716728 руб.
В состав проверяющих Теруправление Росфиннадзора включило эксперта ООО "Лаборатория судебной экспертизы" Максимова А.В., который провел строительно-техническую экспертизу выполненных работ по капитальному ремонту много квартирных домов.
Экспертным исследованием от 23.09.2015 N 454/16 установлено следующее: при проведении ремонта кровли многоквартирного дома по ул. Молодогвардейская, 32, фактически выполненные работы не соответствуют заявленным в акте выполненных работ: 1) над одним из двух выходов на кровлю отсутствует покрытие площадью 4 кв. м из рулонных материалов, в связи с чем объем принятых работ по пункту 10 акта выполненных работ N 1 является завышенным на 4 кв. м; 2) устройство гидроизоляции верхнего края металлического фартука произведено только частично (на половине покрытия), имеющаяся изоляция выполнена шириной до 5 мм вместо предусмотренной актом выполненных работ в 50 мм. В связи с этим объем принятых работ по пунктам 36, 37, 54, 55, 61, 62 акта выполненных работ N 1 является завышенным; 3) масляная краска металлических поверхностей отливов выполнена в один слой с многочисленными пропусками и не прокрашенными местами, в связи с чем объем принятых работ с количеством окрасок по пункту 41 акта выполненных работ N 1 является завышенным.
На основании произведенных расчетов эксперт пришел к выводу, что стоимость фактически выполненных работ не соответствует стоимости работ, заявленным в акте о приемке выполненных работ, вследствие невыполнения части принятых работ на сумму 10040 руб. 90 коп.
При проведении ремонта кровли многоквартирного дома по ул. Чехова, 46, установлены отдельные несоответствия фактически выполненных работ и заявленных в акте выполненных работ: 1) створки слуховых окон закреплены с использованием двух петель накладных каждая, а не с помощью скобяных изделий для оконных блоков с раздельными двойными переплетами жилых зданий двустворных, как это предусмотрено в пункте 22 акта выполненных работ N 1. В связи с фактической заменой материала стоимость принятых материалов по пункту 22 акта выполненных работ N 1 является завышенной; 2) согласно расценке Е26-01-055-01, учтенной в пункте 50 акта выполненных работ N 1 должны быть выполнены следующие виды работ по устройству пароизоляционного слоя утеплителя: 01. Раскрой пленки полиэтиленовой на полотнища. 02. Обертывание поверхности изоляции пленкой. 03. Проклейка швов липкой лентой. 04. Устройство защитного слоя пароизоляции из стекловолокнистых материалов. Фактически же работы произведены по расценке Е12-01-055-01 "Устройство прокладочной изоляции из рулонных кровельных материалов". В связи с фактической заменой видов работ стоимость принятых работ по пункту 50 акта выполненных работ N 1 является завышенной.
На основании произведенных расчетов эксперт пришел к выводу, что стоимость фактически выполненных работ не соответствует стоимости работ, заявленным в акте о приемке выполненных работ на объекте "Капитальный ремонт крыши жилого дома N 46 по ул. Чехова", вследствие невыполнения части принятых работ на сумму 114459 руб. 80 коп.
В ходе проведения проверки Региональный фонд МКД ПО направил претензию ООО "МеталлСнаб+" об устранении недоделок по капитальному ремонту кровли многоквартирного дома по ул. Молодогвардейская, 32, в срок до 01.10.2015 в рамках гарантийных обязательств по договору.
Письмом от 15.10.2015 N 5 ООО "МеталлСнаб+" сообщило Региональному фонду МКД ПО о выполнении недоделок. Актом проверки выполнения работ по объекту, расположенному по адресу: г. Пенза, ул. Молодогвардейская, 32, стороны подтвердили, что недоделки устранены: выполнено устройство рубероида "на сухо" на площади кровли 4 кв. м; произведено восстановление верхнего слоя металлического фартука силиконовым герметиком в местах отслоения (т. 3 л.д. 101).
Масляная окраска произведена не 70 кв. м, как указано в акте выполненных работ N 1, а 112 кв. м. Данное увеличение произошло вследствие того, что покрытие лоджий выполнено из разного профилированного листа (С09, R21, НС34, НС45). Вместе с тем, оплата произведена за 70 кв. м, как предусмотрено в локальной смете N 1 (т. 1 л.д. 120-131).
В ходе проведения проверки ООО "Новоил" также сообщило о том, что в процессе выполнения работ по устройству слуховых окон внесены изменения в конструкцию слуховых окон, которые не ухудшают их качественные характеристики, и произведены в пределах сметной стоимости.
Из сравнительной локальной сметы видно, что стоимость примененных ООО "Новоил" в ремонте скобяных изделий для блоков дверей, встроенных шкафов однопольных - 79,61 руб., а заложенных в смете и указанных в акте выполненных работ N 1 скобяных изделий для оконных блоков с раздельными двойными переплетами жилых зданий двустворных - 75,75 руб.
Однако, несмотря на увеличение стоимости примененных скобяных изделий, ООО "Новоил" выполнило работы по сметной стоимости без ее увеличения.
Кроме того, расценка, приведенная в экспертном заключении "Е12-01-055-01" и акте контрольного обмера работ, выполненных по капитальному ремонту кровли многоквартирного дома по ул. Чехова, 46, отсутствует в сметно-нормативной базе ТЕР- 2001 Пензенской области в редакции 2010 г., утвержденной приказом Департамента градостроительства Пензенской области от 03.08.2010 N 258/ОД.
Вопрос о применении определенной расценки (по ул. Чехова, 46) при производстве строительных работ перед экспертом не ставился.
Суд первой инстанции также учел, что эксперт проводил проверку спустя год после производства работ.
Как указано в оспариваемых представлении и предписании, Региональный фонд МКД ПО нарушило пункт 4 части 2 статьи 182 ЖК РФ, статью 711, часть 1 статьи 720, часть 1 статьи 721, часть 2 статьи 763 ГК РФ, пункт 1 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", пункты 6.4, 6.5 договоров строительного подряда от 29.08.2014 N 1/СП 2014, от 01.09.2014 N 4/СП.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан, в том числе, контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации.
Статья 711 ГК РФ предусматривает порядок оплаты работы, а статьи 720 и 721 ГК РФ соответственно порядок приемки заказчиком работы, выполненной подрядчиком, и ее качество.
В соответствии с пунктом 2 статьи 763 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
В силу пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.
Вышеуказанные правовые нормы, нарушение которых вменено Региональному фонду МКД ПО, не относятся к бюджетному законодательству.
Теруправлением Росфиннадзора не приведены конкретные нормы бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, которые бы свидетельствовали о нарушении бюджетного законодательства Региональным фондом МКД ПО.
Более того, Теруправление Росфиннадзора не доказало, что поставленные перед Региональным фондом МКД ПО задачи по ремонту многоквартирных домов могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или, что используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата, что свидетельствовало бы о неэффективном расходовании бюджетных средств.
При таких обстоятельствах и с учетом положений части 2 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования, заявленные Фондом капремонта МКД ПО.
Таким образом, обжалованное судебное решение является законным и обоснованным. Суд первой инстанции исследовал все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, и правильно оценил их. Нарушений норм процессуального права судом первой инстанции не допущено.
Доводы, приведенные Теруправлением Росфиннадзора в апелляционной жалобе и УФК по Пензенской области в письменных пояснениях, не основаны на законе, не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции, и в этой связи не могут быть приняты во внимание.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 28 апреля 2016 года по делу N А49-14517/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
В.С.СЕМУШКИН
Судьи
А.А.ЮДКИН
И.С.ДРАГОЦЕННОВА
В.С.СЕМУШКИН
Судьи
А.А.ЮДКИН
И.С.ДРАГОЦЕННОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)