Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 05.09.2016 ПО ДЕЛУ N А71-8220/2016

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 5 сентября 2016 г. по делу N А71-8220/2016


Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи М.Н. Кудрявцева, рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное управление" муниципального образования "Город Глазов", г. Глазов к Государственной жилищной инспекции при Министерстве строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики, г. Ижевск о признании незаконным и отмене постановления от 24.05.2016 N И6-03-224 по делу об административном правонарушении, без вызова сторон, извещенных о начавшемся судебном процессе надлежащим образом
установил:

Муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальное управление" муниципального образования "Город Глазов" (далее МУП "ЖКУ" МО "Город Глазов", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции при Министерстве строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики (далее Госжилинспекция УР, административный орган, ответчик) от 24.05.2016 N И6-03-224 по делу об административном правонарушении.
Ответчик требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.
Судом приобщены к материалам дела дополнительные документы, представленные ответчиком в суд 26.07.2016. Возражений на отзыв ответчика от заявителя не поступило.
В соответствии со ст.ст. 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Как следует из представленных доказательств, 21.04.2016 ведущим специалистом-экспертом Управления ЖКХ Администрации г. Глазова по обращению граждан, проживающих по адресу г. Глазов, ул. Толстого, д. 40, подъезд 4, проведена внеплановая проверка содержания общего имущества многоквартирного дома, в ходе которой было установлено, что лифт N 9829, установленный в подъезде N 4 МКД N 40 по ул. Толстого, г. Глазова не функционирует и выведен из эксплуатации 14.04.2016.
Согласно акту N 005 периодического технического освидетельствования лифта от 27.01.2016, требуется произвести работы по замене канатоведущего шкива в срок до 27.02.2016, однако по состоянию на 21.04.2016 данные работы не произведены, что не соответствует соблюдению обязательных требований или требований установленных муниципальными правовыми актами, а именно: юридическим лицом управляющей организацией - МУП "ЖКУ" не приняты меры по своевременному ремонту лифтового оборудования, являющегося общедомовым имуществом и его надлежащему содержанию, чем нарушены п. 5.10.2 и Приложение N 2 "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденного постановлением государственного комитета по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 23.09.2003 г. N 170.
По результатам внеплановой проверки составлен акт от 21.04.2016 N 4316.
Вызовом от 21.04.2016 МУП "ЖКУ" МО "Город Глазов" извещено о дате, месте и времени составления протокола об административном правонарушении.
22.04.2016 в отсутствие законного представителя в отношении МУП "ЖКУ" МО "Город Глазов" составлен протокол об административном правонарушении по ст. 7.22 КоАП РФ.
Определением от 18.05.2016 МУП "ЖКУ" МО "Город Глазов" извещено о дате, месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении на 24.05.2016 в 13:30.
Рассмотрение дела об административном правонарушении назначено определением на 24.05.2016 в 13:30.
24.05.2016 в присутствии законного представителя управляющей компании, Госжилинспекцией рассмотрено дело об административном правонарушении в отношении МУП "ЖКУ" МО "Город Глазов" по ст. 7.22 КоАП РФ и вынесено постановление с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 руб. Представитель МУП "ЖКУ" приобщил к материалам дела письменные возражения на протокол от 22.04.2016.
Несогласие заявителя с вынесенным постановлением послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
В обоснование требований заявитель сослался на то, что в соответствии с требованиями постановления Госстроя N 170 - содержанием, обслуживанием и техническим надзором за лифтами должны заниматься специализированные организации, а также указывает на то, что ответственность за надлежащее обслуживание и ремонт лифтов лежит на специализированной эксплуатирующей организации, а не на управляющей компании МУП "ЖКУ". В г. Глазове такой специализированной эксплуатирующей организацией является ООО "Глазовлифт.
Возражая против заявленных требований, Госжилинспекция УР указала на то, что факт совершения ответчиком административного правонарушения материалами дела подтверждается, постановление вынесено в соответствии с требованиями Закона и является законным и обоснованным. Вина общества в совершении правонарушения установлена. Оспариваемое постановление вынесено в соответствии с требованиями процессуальных норм, санкция применена в пределах установленных законодательством с учетом степени общественной опасности правонарушения.
Оценив представленные по делу доказательства, арбитражный суд пришел к следующему.
Нарушение лицами, ответственными за содержание общего имущества в многоквартирном доме, содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, в соответствии со статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения являются установленные в законном порядке правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, направленные на создание комфортных и безопасных условий проживания.
Объективную сторону данного правонарушения образуют действия либо бездействие лица, повлекшие нарушение установленных Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, Жилищного кодекса РФ.
Субъектами данного правонарушения являются лица, на которых возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов, то есть их собственники или организации, принявшие на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющие организации).
Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной МУП "ЖКУ", которая выражается в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязанности по организации работ и услуг по содержанию и ремонту многоквартирного жилого дома.
Согласно пункту 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно пункту 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее по тексту Правила N 491).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 16 Правил N 491 надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 01.01.2016 МУП "ЖКУ" заключен договор управления N 05-11/86-16 по многоквартирному дому N 40 по ул. Толстого г. Глазова.
В соответствии с п. 3.2 договора управляющая компания обязана осуществлять комплекс работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества дома, в соответствии с перечнями работ по содержанию и текущему ремонту (Приложение N 2). Согласно Приложения N 2 вышеуказанного договора, пункта 119, в перечень услуг и работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД включен ремонт лифтов по мере необходимости.
Заявитель, являясь управляющей организацией указанного многоквартирного жилого дома, с момента подписания договора управления с 01.01.2016 несет ответственность за ненадлежащее содержание и эксплуатацию данного жилищного фонда.
Согласно подпункту "а" пункта 28 Правил N 491 собственники помещений несут бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений.
В силу пункта 2 Правил N 491 в состав общего имущества многоквартирного дома включаются, в том числе, помещения, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи и подвалы; крыши; механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
Пунктом 10 Правил N 491 предусмотрено, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
В пункте 11 Правил N 491 определены конкретные меры по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
Пунктом 42 Правил N 491 установлено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, установлены требования, предъявляемые к содержанию и ремонту жилых домов, в том числе, в соответствии с пунктом 5.10.2 Правил N 170 эксплуатирующая организация (владелец лифта - собственник здания, в котором находятся лифты, а также предприятия и организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся здания, в том числе кондоминиумы, товарищества, объединения собственников жилья и иные организации) обеспечивает содержание лифта в исправном состоянии и его безопасную эксплуатацию путем организации надлежащего обслуживания и ремонта.
Таким образом, в силу действующего законодательства на заявителя как на управляющую организацию, возложена обязанность по содержанию лифтов вышеуказанного многоквартирного дома.
МУП "ЖКУ" имеет договор с ООО "Глазовлифт" от 17.02.2016 N 08-16-81/3 на замену канатоведущего шкива на пассажирском лифте, установленном по адресу: ул. Толстого, д. 40, п. 4, рег. N 9829.
Согласно п. 22 минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 к работам, выполняемых в целях надлежащего содержания и ремонта лифта (лифтов) в многоквартирном доме относится - обеспечение проведение осмотров, технического обслуживания и ремонт лифта (лифтов).
МУП "ЖКУ" является управляющей организацией, в обязанности которой входит управление общим имуществом дома, данный факт подтверждается договором управления общим имуществом в МКД от 01.01.2016, куда входит ремонт лифтов по мере необходимости.
Следовательно, организацией, обязанной выполнять работы по содержанию и ремонту лифтов перед собственниками МКД N 40 по ул. Толстого, г. Глазова, является МУП "ЖКУ".
В соответствии с п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, материалами дела подтверждается вина МУП "ЖКУ", которая состоит в ненадлежащем выполнении взятых на себя обязательств по обеспечению собственников помещений услугами по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено, обществу была обеспечена возможность реализовать предоставленные законом права и гарантии. Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и постановление вынесены административным органом в присутствии представителя заявителя.
С учетом изложенного, постановление, вынесенное в отношении заявителя, признается судом законным, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении государственной пошлиной согласно ст. 208 АПК РФ и ст. 30.2 КоАП РФ не облагается. На основании ч. 1 ст. 333.40 НК РФ государственная пошлина подлежит возврату заявителю в размере 3000 руб., уплаченная по платежному поручению от 04.07.2016 N 3750.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики
решил:

1. В удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции при Министерстве строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики, г. Ижевск от 24.05.2016 N И6-03-224 по делу об административном правонарушении, вынесенного в отношении Муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное управление" муниципального образования "Город Глазов", отказать.
2. Выдать муниципальному унитарному предприятию "Жилищно-коммунальное управление" муниципального образования "Город Глазов" справку на возврат из федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 04.07.2016 N 3750.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья
М.Н.КУДРЯВЦЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)