Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Обществу (управляющая организация) предписано выполнить текущий ремонт асфальтобетонного покрытия проезжей части придомовой территории со стороны фасада.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Алешкевича О.А. и Подвального И.О., рассмотрев 06.07.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по жилищной политики Администрации города Мурманска на решение Арбитражного суда Мурманской области от 12.12.2016 (судья Фокина О.С.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2017 (судьи Лопато И.Б., Есипова О.И., Семенова А.Б.) по делу N А42-6884/2016,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Мурманремстрой", место нахождения: г. Мурманск, ул. Достоевского, д. 3, ОГРН 1145190015629, ИНН 5190042171 (далее - Общество, ООО "УК Мурманремстрой"), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным предписания Комитета по жилищной политике Администрации города Мурманска, место нахождения: г. Мурманск, ул. Профсоюзов, д. 20, ОГРН 1115190008702, ИНН 5190932826 (далее - Комитет), от 29.09.2016 N 564.
Решением суда первой инстанции от 12.12.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 20.03.2017 заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты и отказать в удовлетворении заявления.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для ее рассмотрения.
Законность принятых по делу судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, на основании приказа от 26.09.2016 N 1059 Комитетом проведена внеплановая выездная проверка с целью рассмотрения обращения гражданина по поводу неудовлетворительного технического состояния асфальтобетонного покрытия придомовой территории многоквартирного дома N 9 по пр. Ледокольному в г. Мурманске.
В ходе проверки установлены нарушения Обществом пункта 3.6.29 "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), пункта 10 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), что выразилось в неудовлетворительном техническом состоянии асфальтобетонного покрытия проезжей части со стороны дворового фасада, а именно, нарушена целостность покрытия с удалением материала, имеются многочисленные выбоины и просадки.
Результаты проверки отражены в акте от 29.09.2016 N 1059. Заявителю выдано предписание от 29.09.2016 N 564 о выполнении текущего ремонта асфальтобетонного покрытия проезжей части придомовой территории со стороны фасада в срок до 25.11.2016.
Не согласившись с предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суды двух инстанций, установив, что земельный участок с асфальтобетонным покрытием в состав общего имущества многоквартирного дома не включен, сделали вывод об отсутствии у Общества обязанности по текущему ремонту асфальтобетонного покрытия проезжей части, расположенного на придомовой территории по адресу Мурманск, пр. Ледокольный, д. 9, и признали предписание Комитета недействительным.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции находит решение и постановление подлежащими отмене, дело направлению на новое рассмотрение, в связи со следующим.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
При этом управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами (часть 1 статьи 161 ЖК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 2 Правил N 491 в состав общего имущества включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
В соответствии с пунктом 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Согласно пункту 3.6.1 Правил N 170 уборка площадок, садов, дворов, дорог, тротуаров, дворовых и внутриквартальных проездов территорий должна производиться организациями по обслуживанию жилищного фонда.
В соответствии с пунктом 3.6.29 Правил N 170 покрытия территорий должны быть полностью отремонтированы до наступления заморозков, удалены материалы и предметы, которые могут вызывать поломку снегоочистителей или способствовать образованию заносов.
Просадки, щели и трещины, образовавшиеся в отмостках и тротуарах, необходимо заделывать материалами, аналогичными покрытию: битумом, асфальтом, мастикой или мятой глиной с предварительной расчисткой поврежденных мест и подсыпкой песком (пункт 4.1.7 Правил N 170).
В соответствии с пунктом 17 приложения N 7 к Правилам N 170 ремонт и восстановление разрушенных участков тротуаров, проездов, дорожек входит в перечень работ, относящихся к текущему ремонту.
Судами двух инстанций установлено и подтверждается материалами дела, что на основании договора от 04.06.2015 Общество осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: Мурманск, пр. Ледокольный, д. 9, в связи с чем сделан правомерный вывод о том, что именно Общество должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан в многоквартирном доме, в том числе обеспечивать надлежащее состояние тротуара и проезда к жилому дому, расположенных на придомовой территории.
При этом суды со ссылкой на пункт 1 части 3 статьи 162 ЖК РФ, подпункт "а" пункта 1 Правил N 491, пункты 3.1.2 и 3.1.2.1 договора управления от 04.06.2015 установили, что земельный участок с асфальтобетонным покрытием в состав общего имущества многоквартирного дома не включен и сделали противоположный вывод о том, что у Общества отсутствует обязанность по текущему ремонту асфальтобетонного покрытия проезжей части, расположенного на придомовой территории по адресу Мурманск, пр. Ледокольный, д. 9.
Между тем судами не учтено следующее.
Согласно пункту 42 Правил N 491 управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29.09.2010 N 6464/10, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре управления многоквартирным домом в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Таким образом само по себе отсутствие указания в договоре управления от 04.06.2015 обязанности по надлежащему содержанию придомовой территории не может служить основанием для освобождения Общества от нее.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", "если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем, по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В приведенных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 Гражданского кодекса Российской Федерации имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка".
Таким образом наличие государственного учета земельного участка под многоквартирным жилым домом и прилегающей к нему территории имеет значение для определения собственника земельного участка, но не изменяет круг обязанностей управляющей организации, в частности предусмотренных положениями пункта 3.6.29 Правил N 170 и пункта 10 Правил N 491.
В соответствии с пунктом 25 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
В соответствии с пунктом 9.1.5. "Правил благоустройства территории муниципального образования город Мурманск", утвержденных решением Совета депутатов города Мурманска от 26.12.2013 N 68-971 (Правила N 68-971) придомовая территория - территория, сформированная в границах, установленных при выполнении кадастровых работ по участку застройки, а в случаях, когда кадастровые работы не выполнены, - в границах земельного участка, учтенного в техническом паспорте на здание (сооружение).
Судебными инстанциями Технический паспорт в отношении спорного объекта не исследовался, выводов относительно данного доказательства судебные акты не содержат. Судами не исследовался вопрос о муниципальном правовом регулировании спорных правоотношений.
Также судебные акты не содержат выводов об обстоятельствах, послуживших основанием для вынесения оспариваемого предписания.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции полностью и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено или изменено, если выводы, содержащиеся в обжалуемых решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
Исходя из данных правомочий, суд кассационной инстанции считает принятые судебные акты подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду с учетом изложенного установить имеющие значение обстоятельства и принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 12.12.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2017 по делу N А42-6884/2016 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Мурманской области.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 12.07.2017 N Ф07-6197/2017 ПО ДЕЛУ N А42-6884/2016
Требование: О признании недействительным предписания Комитета по жилищной политике.Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Обществу (управляющая организация) предписано выполнить текущий ремонт асфальтобетонного покрытия проезжей части придомовой территории со стороны фасада.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 июля 2017 г. по делу N А42-6884/2016
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Алешкевича О.А. и Подвального И.О., рассмотрев 06.07.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по жилищной политики Администрации города Мурманска на решение Арбитражного суда Мурманской области от 12.12.2016 (судья Фокина О.С.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2017 (судьи Лопато И.Б., Есипова О.И., Семенова А.Б.) по делу N А42-6884/2016,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Мурманремстрой", место нахождения: г. Мурманск, ул. Достоевского, д. 3, ОГРН 1145190015629, ИНН 5190042171 (далее - Общество, ООО "УК Мурманремстрой"), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным предписания Комитета по жилищной политике Администрации города Мурманска, место нахождения: г. Мурманск, ул. Профсоюзов, д. 20, ОГРН 1115190008702, ИНН 5190932826 (далее - Комитет), от 29.09.2016 N 564.
Решением суда первой инстанции от 12.12.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 20.03.2017 заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты и отказать в удовлетворении заявления.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для ее рассмотрения.
Законность принятых по делу судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, на основании приказа от 26.09.2016 N 1059 Комитетом проведена внеплановая выездная проверка с целью рассмотрения обращения гражданина по поводу неудовлетворительного технического состояния асфальтобетонного покрытия придомовой территории многоквартирного дома N 9 по пр. Ледокольному в г. Мурманске.
В ходе проверки установлены нарушения Обществом пункта 3.6.29 "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), пункта 10 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), что выразилось в неудовлетворительном техническом состоянии асфальтобетонного покрытия проезжей части со стороны дворового фасада, а именно, нарушена целостность покрытия с удалением материала, имеются многочисленные выбоины и просадки.
Результаты проверки отражены в акте от 29.09.2016 N 1059. Заявителю выдано предписание от 29.09.2016 N 564 о выполнении текущего ремонта асфальтобетонного покрытия проезжей части придомовой территории со стороны фасада в срок до 25.11.2016.
Не согласившись с предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суды двух инстанций, установив, что земельный участок с асфальтобетонным покрытием в состав общего имущества многоквартирного дома не включен, сделали вывод об отсутствии у Общества обязанности по текущему ремонту асфальтобетонного покрытия проезжей части, расположенного на придомовой территории по адресу Мурманск, пр. Ледокольный, д. 9, и признали предписание Комитета недействительным.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции находит решение и постановление подлежащими отмене, дело направлению на новое рассмотрение, в связи со следующим.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
При этом управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами (часть 1 статьи 161 ЖК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 2 Правил N 491 в состав общего имущества включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
В соответствии с пунктом 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Согласно пункту 3.6.1 Правил N 170 уборка площадок, садов, дворов, дорог, тротуаров, дворовых и внутриквартальных проездов территорий должна производиться организациями по обслуживанию жилищного фонда.
В соответствии с пунктом 3.6.29 Правил N 170 покрытия территорий должны быть полностью отремонтированы до наступления заморозков, удалены материалы и предметы, которые могут вызывать поломку снегоочистителей или способствовать образованию заносов.
Просадки, щели и трещины, образовавшиеся в отмостках и тротуарах, необходимо заделывать материалами, аналогичными покрытию: битумом, асфальтом, мастикой или мятой глиной с предварительной расчисткой поврежденных мест и подсыпкой песком (пункт 4.1.7 Правил N 170).
В соответствии с пунктом 17 приложения N 7 к Правилам N 170 ремонт и восстановление разрушенных участков тротуаров, проездов, дорожек входит в перечень работ, относящихся к текущему ремонту.
Судами двух инстанций установлено и подтверждается материалами дела, что на основании договора от 04.06.2015 Общество осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: Мурманск, пр. Ледокольный, д. 9, в связи с чем сделан правомерный вывод о том, что именно Общество должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан в многоквартирном доме, в том числе обеспечивать надлежащее состояние тротуара и проезда к жилому дому, расположенных на придомовой территории.
При этом суды со ссылкой на пункт 1 части 3 статьи 162 ЖК РФ, подпункт "а" пункта 1 Правил N 491, пункты 3.1.2 и 3.1.2.1 договора управления от 04.06.2015 установили, что земельный участок с асфальтобетонным покрытием в состав общего имущества многоквартирного дома не включен и сделали противоположный вывод о том, что у Общества отсутствует обязанность по текущему ремонту асфальтобетонного покрытия проезжей части, расположенного на придомовой территории по адресу Мурманск, пр. Ледокольный, д. 9.
Между тем судами не учтено следующее.
Согласно пункту 42 Правил N 491 управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29.09.2010 N 6464/10, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре управления многоквартирным домом в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Таким образом само по себе отсутствие указания в договоре управления от 04.06.2015 обязанности по надлежащему содержанию придомовой территории не может служить основанием для освобождения Общества от нее.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", "если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем, по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В приведенных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 Гражданского кодекса Российской Федерации имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка".
Таким образом наличие государственного учета земельного участка под многоквартирным жилым домом и прилегающей к нему территории имеет значение для определения собственника земельного участка, но не изменяет круг обязанностей управляющей организации, в частности предусмотренных положениями пункта 3.6.29 Правил N 170 и пункта 10 Правил N 491.
В соответствии с пунктом 25 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
В соответствии с пунктом 9.1.5. "Правил благоустройства территории муниципального образования город Мурманск", утвержденных решением Совета депутатов города Мурманска от 26.12.2013 N 68-971 (Правила N 68-971) придомовая территория - территория, сформированная в границах, установленных при выполнении кадастровых работ по участку застройки, а в случаях, когда кадастровые работы не выполнены, - в границах земельного участка, учтенного в техническом паспорте на здание (сооружение).
Судебными инстанциями Технический паспорт в отношении спорного объекта не исследовался, выводов относительно данного доказательства судебные акты не содержат. Судами не исследовался вопрос о муниципальном правовом регулировании спорных правоотношений.
Также судебные акты не содержат выводов об обстоятельствах, послуживших основанием для вынесения оспариваемого предписания.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции полностью и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено или изменено, если выводы, содержащиеся в обжалуемых решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
Исходя из данных правомочий, суд кассационной инстанции считает принятые судебные акты подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду с учетом изложенного установить имеющие значение обстоятельства и принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 12.12.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2017 по делу N А42-6884/2016 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Мурманской области.
Председательствующий
А.Г.КУДИН
Судьи
О.А.АЛЕШКЕВИЧ
И.О.ПОДВАЛЬНЫЙ
А.Г.КУДИН
Судьи
О.А.АЛЕШКЕВИЧ
И.О.ПОДВАЛЬНЫЙ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)