Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.12.2015 N 17АП-16451/2015-АК ПО ДЕЛУ N А60-33720/2015

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 декабря 2015 г. N 17АП-16451/2015-АК

Дело N А60-33720/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 декабря 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Грибиниченко О.Г.,
судей Муравьевой Е.Ю., Щеклеиной Л.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Безденежных М.К.,
при участии:
- от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Жилищные услуги населению" (ОГРН 1126684002576, ИНН 6684002149): не явились;
- от заинтересованного лица Администрации городского округа Дегтярск (ОГРН 1026601643419, ИНН 6627003996), комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности городского округа Дегтярск: не явились;
- от третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "РемСтройКомплекс", общества с ограниченной ответственностью "ЖилКомСервис", общества с ограниченной ответственностью "МУК", общества с ограниченной ответственностью "Антек": не явились;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Администрации городского округа Дегтярск
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 08 октября 2015 года
по делу N А60-33720/2015,
принятое судьей Водолазской С.Н.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилищные услуги населению"
к Администрации городского округа Дегтярск, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности городского округа Дегтярск
с участием третьи лиц: общества с ограниченной ответственностью "РемСтройКомплекс", общества с ограниченной ответственностью "ЖилКомСервис", общества с ограниченной ответственностью "МУК", общества с ограниченной ответственностью "Антек",
о признании недействительными решения и постановления,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Жилищные услуги населению" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения N 4 от 30.06.2015 Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности городского округа Дегтярск, постановления N 569-ПА от 30.06.2015 Администрации городского округа Дегтярск.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 08.10.2015 (резолютивная часть решения объявлена 01.10.2015) заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества.
В жалобе приводит доводы о том, что комиссия, принимая решение об установлении местного уровня реагирования, действовала исключительно в интересах жителей городского округа Дегтярск, руководствовалась письмом Министерства строительства и ЖКХ России N 12258-АЧ/04 от 24.04.2015. Относительно выводов суда о нарушении порядка действий для выбора новой управляющей организации, указывает, что информацию, изложенную в газете "За Большую Дегтярку" (N 26 от 09.07.2015), а также на официальном сайте городского округа Дегтярск, необходимо рассматривать как выполнение условия ЖК РФ о необходимости созыва органом местного самоуправления общего собрания собственников жилых домов; непроведение данного собрания, в свою очередь, не является нарушением действующего жилищного законодательства.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу ООО "МУК" выражает несогласие с доводами апелляционной жалобы администрации, просит отказать в ее удовлетворении, ссылаясь на законность и обоснованность принятого судебного акта.
От иных лиц, участвующих в деле, отзывов не поступило.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили, что в силу ч.ч. 3, 5 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, установлено судом 30.06.2015 комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности городского округа Дегтярск принято решение N 4:
1. Установить местный уровень реагирования в порядке, определенном пунктом 3 ст. 4.1 Федерального закона N 68-ФЗ и определить организацию ООО "РемСтройКомплекс", имеющую лицензию на управление многоквартирными домами.
2. Возложить на ООО "РемСтройКомплекс" ответственность за выполнение услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов на период проведения конкурса, объявленного в соответствии с Правилами N 75, и заключить временные договоры обслуживания с собственниками помещений".
3. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения муниципального жилого фонда должен соответствовать размеру, установленному администрацией городского округа Дегтярск.
4. Предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах в указанный период осуществляется в соответствии с подпунктом "б" пункта 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354.
5. Администрации городского округа Дегтярск в установленном Федеральным законом N 68-ФЗ порядке, проинформировать собственников помещений в многоквартирных домах о решениях, принятых комиссией КЧС и ОПБ городского округа Дегтярск и обязательности их исполнения.
На основании решения N 4 Администрацией городского округа Дегтярск принято Постановление N 569-ПА от 30.06.2015, в соответствии с которым многоквартирные дома, находившиеся в управлении ООО "ЖУН", ООО "МУК", ООО "ЖилКомСервис", ООО "Антек", переданы в управление обществу с ограниченной ответственностью "РемСтройКомплекс".
Не согласившись с вынесенными решением и постановлением, общество с ограниченной ответственностью "Жилищные услуги населению" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для признания оспариваемых решения и постановления недействительными, в связи с чем, удовлетворил требования общества.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменного отзыва, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 198, 201 АПК РФ для признания ненормативного правового акта недействительным необходима совокупность двух условий: несоответствие его закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту в силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ возложена на орган или лицо, принявший данный акт.
Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности городского округа Дегтярск является координационным органом единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Деятельность Комиссии основывается на положениях Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 N 794, Закона Свердловской области от 27.12.2004 N 221-ОЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Свердловской области", Постановления Правительства Свердловской области от 28.02.2005 N 139-ПП "О Свердловской областной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", постановления Администрации городского округа Дегтярск от 30.09.2013 N 1229 "Об утверждении положения и состава комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности городского округа Дегтярск", постановления Администрации городского округа Дегтярск от 24.10.2013 N 1341 "Об утверждении Положения "О городском звене областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций городского округа Дегтярск".
Согласно п. 6 ст. 4.1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций могут функционировать в одном из следующих режимов:
а) повседневной деятельности - при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации;
б) повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;
в) чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации. Режим повышенной готовности и чрезвычайной ситуации для Комиссии муниципального уровня вводится на основании решения органа местного самоуправления (п. "м" ст. 11 Закона).
Согласно п. 12 Положения о комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности городского округа Дегтярск", п. 22 постановления Администрации городского округа Дегтярск от 24.10.2013 N 1341 "Об утверждении Положения "О городском звене областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций городского округа Дегтярск" решение о введении режима повышенной готовности и чрезвычайной ситуации принимается главой городского округа Дегтярск.
Уровни реагирования (объектовый, местный, региональный и федеральный) устанавливаются только при введении режима чрезвычайной ситуации (п. 8 ст. 4.1 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"). Местный уровень реагирования устанавливается решением главы поселения при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций и органов местного самоуправления, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает территорию одного поселения.
Как установлено судом и не оспорено заинтересованным лицом, на территории городского округа Дегтярск на момент принятия решения комиссии N 4 действовал режим повседневной деятельности органов управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, поскольку иного решениями главы городского округа Дегтярск не предусматривалось.
Таким образом, правильными являются выводы суда первой инстанции о том, что принимая решение об установлении местного уровня реагирования, комиссия вышла за пределы своих полномочий, поскольку законодательством указанное полномочие отнесено к ведению главы городского округа Дегтярск.
Пунктом 13 Положения о комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности городского округа Дегтярск установлены полномочия Комиссии в режиме повседневной деятельности, которые не предполагают возможности возложения комиссией дополнительных обязанностей на граждан и организации.
Кроме того, пунктом 8 Положения о комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности городского округа Дегтярск установлено, что заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее половины ее членов.
Пунктом 2 постановления Администрации городского округа Дегтярск от 30.09.2013 N 1229 "Об утверждении положения и состава комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности городского округа Дегтярск" утвержден состав комиссии в количестве 22 человек. Таким образом, для признания заседания комиссии правомочным, необходимо присутствие на собрании не менее 11 членов комиссии. Решение N 4 принято комиссией в количестве 7 членов.
Следовательно, решение комиссии N 4 недействительно и в силу нарушения процедуры его принятия и не может быть основанием для принятия постановления N 569-ПА Администрации городского округа Дегтярск.
Более того, согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ в случае, если в срок до 1 апреля 2015 года юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на день вступления в силу настоящего Федерального закона, не обратились в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный жилищный надзор, с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление данной деятельности либо такому юридическому лицу или такому индивидуальному предпринимателю отказано в ее выдаче, орган местного самоуправления в порядке, установленном статьей 197 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), обязан уведомить об этом собственников помещений в многоквартирном доме, предпринимательскую деятельность по управлению которым осуществляет такое лицо. В течение пятнадцати дней орган местного самоуправления также обязан созвать собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа управления, а в случае, если решение о выборе способа управления не принято и (или) не реализовано или данное собрание не проведено, обязан объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации и провести этот конкурс в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в соответствии с частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации в течение одного месяца со дня объявления о проведении этого конкурса.
В материалах дела отсутствуют доказательства принятия Администрацией городского округа Дегтярск мер по информированию собственников помещений в многоквартирных домах, находившихся под управлением заявителя, а также мер, направленных на организацию проведения общих собраний собственников таких домов.
Информирование посредством размещения информации на сайте в газете, апелляционный суд не считает достаточными мерами, обеспечивающими соблюдение вышеобозначенных положений ЖК РФ. Кроме того, публикация в газете осуществлена 09.07.2015, тогда как оспариваемые решение, постановление датированы 30.06.2015.
Таким образом, обоснованы выводы суда о нарушении администрацией порядка действий, предусмотренного законом для выбора новой управляющей организации многоквартирного дома.
Законом не предусмотрена возможность назначения органом местного самоуправления управляющей организации для управления многоквартирными домами вне конкурсной процедуры.
Пунктом 3 ст. 200 ЖК РФ предусмотрено, что лицензиат, действие лицензии которого прекращено или лицензия которого аннулирована в соответствии со статьей 199 настоящего Кодекса, обязан надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до дня: 1) возникновения в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса обязательств по управлению таким домом у управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или отобранной по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса; 2) возникновения обязательств по договору управления многоквартирным домом, заключенному управляющей организацией с товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) возникновения обязательств по договорам, указанным в частях 1 и 2 статьи 164 настоящего Кодекса; 4) государственной регистрации товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Названная норма Закона подлежит применению и в случае, когда управляющая организация не обратилась за получением лицензии в срок до 1 апреля 2015 года либо ей отказано в выдаче лицензии (см. п. 5 Письма Минстроя России от 24.02.2015 N 4745-АЧ/04).
Судом установлено и администрацией не опровергнуто, что общество с ограниченной ответственностью "Жилищные услуги населению" как управляющая организация, которой было отказано в выдаче лицензии, до настоящего момента продолжает исполнять в соответствии с п. 3 ст. 200 ЖК РФ обязанности по управлению многоквартирными домами, оказанию услуг и выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах. На момент подачи заявления фактическая деятельность заявителя в этой части не прекращалась и осуществляется в штатном режиме.
Проанализировав нормы действующего законодательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для принятия и удовлетворения доводов заявителя апелляционной жалобы, оспариваемые решение и постановление правомерно признаны судом недействительными.
Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы судом апелляционной инстанции отклонены в полном объеме, так как не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права, не опровергают выводов суда первой инстанции, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, оснований для которой суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены принятого по делу решения апелляционная инстанция не находит, апелляционную жалобу администрации следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 08 октября 2015 года по делу N А60-33720/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации городского округа Дегтярск - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий
О.Г.ГРИБИНИЧЕНКО

Судьи
Е.Ю.МУРАВЬЕВА
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)