Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 31.07.2017 N Ф07-6406/2017 ПО ДЕЛУ N А21-9209/2016

Требование: Об оспаривании в части предписания жилищной инспекции.

Разделы:
Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: По результатам проверки управляющей компании предписано провести ремонт внутридомовой системы отопления в подвальном помещении, бетонных ступеней входного крыльца дома.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 июля 2017 г. по делу N А21-9209/2016


Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Самсоновой Л.А., Соколовой С.В., рассмотрев 25.07.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК РСУ-6" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 31.01.2017 (судья Ефименко С.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2017 (судьи Толкунов В.М., Зотеева Л.В., Сомова Е.А.) по делу N А21-9209/2016,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "УК РСУ-6", место нахождения: 236004, Калининград, Дюнная улица, дом 18, ОГРН 1143926032975, ИНН 3906336534 (далее - ООО "УК РСУ-6", Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным "Предписания" Государственной жилищной инспекции (Службы) Калининградской области, место нахождения: 236006, Калининград, Барнаульская улица, дом 4, ОГРН 1023901020021, ИНН 3906042319 (далее - Инспекция, ГЖИ), от 20.10.2016 N 1471/в-5776/АЕА об устранении выявленных со стороны Общества нарушений требований жилищного законодательства Российской Федерации (далее - Предписание ГЖИ).
Решением суда первой инстанции от 31.01.2017 в удовлетворении заявления ООО "УК РСУ-6" отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2017 указанное решение частично отменено: признан недействительным пункт 6 оспариваемого Предписания ГЖИ. В удовлетворении остальной части заявленных требований Обществу отказано.
В кассационной жалобе ООО "УК РСУ-6" ссылается на неправильное применение судами двух инстанций норм материального права и на несоответствие выводов обстоятельствам дела, в связи с чем просит указанные судебные акты отменить в части неудовлетворенных заявленных требований и принять новый - об удовлетворении заявления Общества в полном объеме. Податель жалобы настаивает на отсутствии доказательств необходимости проведения восстановительно-ремонтных работ именно Обществом как управляющей компанией. Так, ООО "УК РСУ-6" считает, что такие работы как ремонт внутридомовой системы отопления и горячего водоснабжения в подвальном помещении, а также ремонт бетонных ступеней входного крыльца многоквартирного жилого дома (далее - МКД), не предусмотрены договором от 13.01.2015 N 1-13/2015 по управлению МКД, расположенным по адресу: Калининград, улица З.Космодемьянской, дом N 29 (далее - Договор управления), а также не входят в "Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Постановление N 290).
ООО "УК РСУ-6" в данном случае ссылается на письмо Министерства регионального развития Российской Федерации от 14.10.2008 N 26084-СК/14, в связи с чем утверждает, что данные виды работ могут проводиться лишь на основании решения общего собрания собственников помещений МКД и за дополнительную плату. Ввиду изложенного заявитель в своей жалобе обращает также внимание на неправомерность (с его точки зрения) ссылки в Предписании ГЖИ и в обжалуемых судебных актах на "Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденные постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170). Принятое постановление апелляционного суда от 24.04.2017 в части вывода относительно признания недействительным пункта 6 оспоренного Предписания ГЖИ - в кассационном порядке не обжалуется.
Участвующие в деле лица надлежащим образом извещены о месте и времени судебного заседания, однако в суд своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно нормам части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность принятых судебных актов в обжалуемой части проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, на основании письменного обращения жителя вышеупомянутого МКД (а именно дома N 29) и приказа ГЖИ от 13.10.2016 N 3526 Инспекция провела внеплановую выездную проверку ООО "УК РСУ-6" (как компании, осуществляющей деятельность по управлению указанным МКД) по вопросам соблюдения Обществом обязательных требований жилищного законодательства Российской Федерации.
В ходе данной проверки Инспекцией в отношении ООО "УК РСУ-6" выявлены и зафиксированы в "Акте" от 14.10.2016 N 3526/АЕА следующие нарушения: части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ); части 2 статьи 162 ЖК РФ; пунктов 4.2.1.3, 3.2.18, 5.2.18 и 5.2.22 Правил N 170; пунктов 10 и 11 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), подпункта д) пункта 4 "Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416). Выявленные нарушения выразились в следующем: "отмостка многоквартирного дома - со стороны дворового фасада имеется участок увлажнения, обрастания мхом; бетонные ступеньки входного крыльца подъезда N 1 и 2 имеют повреждения, сколы; места общего пользования (лестничная клетка) - частичное нарушение окрасочного, штукатурного слоя; местами отсутствуют закрывающие устройства (замки) на межэтажных электрических щитках; теплоизоляция трубопроводов системы отопления нарушена, запорно-регулирующая арматура находится в технически неисправном состоянии (частично)".
Ввиду указанных нарушений Инспекция выдала Обществу упомянутое Предписание ГЖИ, согласно которому ООО "УК РСУ-6" надлежит в срок до 20.12.2016 выполнить в указанном МКД следующие работы: восстановить изоляцию трубопроводов горячего водоснабжения и отопления в местах ее отсутствия (пункт 1); восстановить и осуществить ремонт запорно-регулирующей арматуры системы отопления и горячего водоснабжения в подвальном помещении (пункт 2); работы по установке закрывающих устройств (замков) на этажных электрических щитках (пункт 3); очистить участок отмостки от растительности и обрастания мхом (пункт 4); отремонтировать бетонные ступеньки входного крыльца (пункт 5); инициировать проведение общего собрания собственников жилья многоквартирного дома по вопросу проведения капитального ремонта инженерных систем горячего водоснабжения, а также проведение специализированной организацией обследования данного дома с целью определения технического состояния инженерных сетей МКД N 29 (пункт 6).
Не согласившись с Предписанием ГЖИ, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении данного заявления, так как пришел к выводу о правомерности и обоснованности оспариваемых пунктов указанного Предписания.
Апелляционный суд постановлением от 24.04.2017 отменил вынесенное решение от 31.01.2017 в отношении пункта 6 Предписания ГЖИ.
Несогласие с выводами судов первой и апелляционной инстанций в части признания законными пунктов 1 - 5 оспариваемого Предписания ГЖИ послужило ООО "УК РСУ-6" основанием для подачи кассационной жалобы.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права в обжалуемой части, считает жалобу Общества не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Материалами дела подтверждается, что обслуживание, содержание, эксплуатация и ремонт МКД по указанному выше адресу возложены именно на Общество, которое как управляющая компания - добровольно приняло на себя обязательства по управлению указанным домом N 29 по упомянутому Договору управления (листы дела 21-24).
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Стандарты и порядок осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом определены в упомянутых Правилах N 416.
В соответствии с пунктом 2.3 части 2 статьи 161 ЖК РФ управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 2 Правил N 491 определен состав общего имущества, а параграфом II данных Правил установлены требования к содержанию этого имущества, в пункте 10 которого указано, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
Требования по техническому регулированию к жилым зданиям в процессе их эксплуатации содержатся также и в статье 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и в Правилах N 170 (зарегистрированы в Минюсте РФ 15.10.2003 N 5176).
Проанализировав вышеназванные нормативные положения, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно признали, что управляющая организация в целях выполнения ею установленных норм по надлежащему содержанию жилищного фонда должна руководствоваться также и требованиями Правил N 170, которые изданы с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности, проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий, а равно обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда (пункт 1.1 Правил N 170).
В данных Правилах N 170 перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание; указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции дома независимо от желания собственников отдельных помещений и включения ими соответствующих услуг в договор с управляющей организацией.
Так, согласно Правилам N 170 располагаемые в лестничных клетках шкафы с электрощитками и электроизмерительными приборами, а также электромонтажные ниши должны быть всегда закрыты (пункт 3.2.18); не допускаются деформации конструкций, отклонение конструкций от вертикали и осадка конструкций, расслоение рядов кладки, разрушение и выветривание стенового материала, провисания и выпадение кирпичей (пункт 4.2.1.3); в соответствии с пунктом 5.2.18 проверку исправности запорно-регулирующей арматуры следует производить в соответствии с утвержденным графиком ремонта, а снятие задвижек для внутреннего осмотра и ремонта (шабрения дисков, проверки плотности колец, опрессовки) - не реже одного раза в три года; проверку плотности закрытия и смену сальниковых уплотнителей регулировочных кранов на нагревательных приборах следует производить не реже одного раза в год (запорно-регулировочные краны, имеющие дефект в конструкции должны заменяться на более совершенные); трубопроводы и арматура систем отопления, находящиеся в неотапливаемых помещениях, должны иметь тепловую изоляцию, исправность которой необходимо проверять не реже двух раз в год (пункт 5.2.22).
Нарушения со стороны ООО "УК РСУ-6" вышеперечисленных требований были установлены Инспекцией в рамках проверочного мероприятия с участием представителя Общества и подтверждаются материалами дела (в том числе "Актом проверки" от 14.10.2016 N 3526/АЕА). Заявитель не отрицает зафиксированные в данном "Акте" факты обнаруженных нарушений. Кроме того, указанный документ подписан представителем ООО "УК РСУ-6" без каких-либо замечаний.
Таким образом, должностным лицом органа государственного жилищного надзора на основании части 5 статьи 20 ЖК РФ обоснованно и правомерно выдано Предписание ГЖИ в адрес Общества о прекращении и устранении выявленных нарушений и о проведении мероприятий по обеспечению управляющей компанией соблюдения всех обязательных требований по содержанию МКД.
Приведенная в кассационной жалобе ссылка Общества на письмо Министерства регионального развития Российской Федерации от 14.10.2008 N 26084-СК/14 в обоснование довода заявителя об отсутствии у него обязанности по выполнению указанных в "Акте проверки" работ в отсутствии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в указанном доме N 29 - подлежит отклонению.
Упомянутое письмо не относится к нормативным правовым актам, применяемым при рассмотрении дел согласно части 1 статьи 13 АПК РФ. Согласно системному толкованию совокупности приведенных выше нормативных положений - на управляющую компанию возлагается прямая обязанность по соблюдению общеобязательных требований, направленных на обеспечение безопасного и благоприятного проживания граждан; причем независимо от того: прописаны ли в договоре управления соответствующие обязанности и имеется ли по данному вопросу решение общего собрания собственников помещений в доме.
Указанное также подтверждается позицией, высказанной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10, согласно которой все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Ввиду изложенных и рассмотренных обстоятельств дела обоснованными являются выводы двух судебных инстанций о законности Предписания ГЖИ в части эпизодов, указанных в пунктах 1 - 5, в связи с их документальной доказанностью.
Доводы, приведенные в жалобе Общества, фактически не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций, поэтому основания для отмены принятых судебных актов в обжалуемой части у кассационной инстанции отсутствуют, а кассационная жалоба ООО "УК РСУ-6" удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 31.01.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2017 по делу N А21-9209/2016 в обжалуемой части оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК РСУ-6" - без удовлетворения.
Председательствующий
И.Г.САВИЦКАЯ

Судьи
Л.А.САМСОНОВА
С.В.СОКОЛОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)