Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.12.2015 ПО ДЕЛУ N А33-9473/2015

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 декабря 2015 г. по делу N А33-9473/2015


Резолютивная часть постановления объявлена "16" декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен "23" декабря 2015 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борисова Г.Н.,
судей: Морозовой Н.А., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания Елистратовой О.М.,
при участии:
- от заявителя (ТСЖ "Аэропорт") - Муромцевой Л.Г., представителя по доверенности от 05.12.2015, Андреева Ю.А., председателя ТСЖ "Аэропорт" на основании протокола от 07.11.2014 N 1;
- от ответчика (Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края) - Комаровой Ю.С., представителя по доверенности от 12.01.2015 N 1, Капошко Е.Г., представителя по доверенности от 22.01.2015 N 30,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Аэропорт"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "14" августа 2015 года по делу N А33-9473/2015, принятое судьей Раздобреевой И.А.,

установил:

товарищество собственников жилья "Аэропорт" ИНН 2411018992, ОГРН 1082411001441 (далее - заявитель, ТСЖ "Аэропорт") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края ИНН 2460071727, ОГРН 1052460100582 (далее - ответчик, служба) о признании незаконным предписания от 13.02.2015 N 2574-пр.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 14 августа 2015 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
ТСЖ "Аэропорт" обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новый судебный акт.
Из апелляционной жалобы следует, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Красноярского края от 04.02.2015 по делу N А33-23540/2013 признано недействующим решение Емельяновского поселкового Совета депутатов от 28.12.2007 N 19-3Р в части установления нормативов потребления коммунальных услуг для населения, проживающего в жилом фонде, находящемся в р.п. Емельяново, мкр. Аэропорт. В связи с этим и ссылаясь на часть 5 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявитель считает, что использование таких нормативов в расчетах для определения стоимости оказанных населению коммунальных услуг невозможно независимо от момента признания нормативного правового акта недействующим. При этом судом не учтено, что общим собранием ТСЖ "Аэропорт" от 28.07.2014 принято решение не производить начисление платы на холодную воду на общедомовые нужды.
Также заявитель указывает, что акт проверки и оспариваемое предписание не содержат расчета платы на общедомовые нужды по холодной воде; выполненный ТСЖ "Аэропорт" расчет выявил отрицательную разницу, поэтому в соответствии с пунктом 46 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), у заявителя отсутствовали основания для начисления платы на общедомовые нужды по холодной воде.
Кроме того, холодная вода использовалась для оказания коммунальной услуги отопления, поэтому при расчете платы на общедомовые нужды по холодной воде необходимо учитывать нормативы потребления холодного водоснабжения, которые признаны недействующими и не могут быть применены.
По мнению заявителя, оспариваемое предписание является неисполнимым, так как до установления удельного показателя распределения тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях горячего водоснабжения, невозможно рассчитать размер платы за услуги по холодному и горячему водоснабжению, предоставленные в конкретном жилом (нежилом) помещении и на общедомовые нужды.
Служба в отзыве на апелляционную жалобу не согласилась с изложенными в ней доводами, просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на то, что оспариваемое предписание выдано по результатам внеплановой проверки ранее выданного предписания, законность которого подтверждена вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-6578/2014.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значения для рассмотрения спора обстоятельства.
Заявитель управляет многоквартирным домом N 3 по улице Аэропорт в поселке Емельяново Емельяновского района Красноярского края. Многоквартирный дом оборудован общедомовым прибором учета холодной воды, общедомовой прибор учета тепловой энергии отсутствует, ТСЖ "Аэропорт" самостоятельно производит коммунальную услугу горячего водоснабжения с использованием оборудования, входящего в общий состав имущества многоквартирного дома.
На основании приказа от 13.01.2014 N 05-гжн службой в отношении ТСЖ "Аэропорт" проведена проверка соблюдения порядка определения платы за коммунальные услуги в указанном многоквартирном доме, результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 31.01.2014 N 05-гжн.
Предписанием службы об устранении выявленных нарушений от 31.01.2014 N 05-жн заявителю предписано устранить следующие нарушения:
- - пункта 38 Правил N 354, выразившегося в предъявлении на оплату платежных документов собственникам и пользователям жилых помещений многоквартирного дома с заниженными тарифами по холодному водоснабжению, водоотведению и отоплению (пункт 1);
- - пунктов 44 - 47 Правил N 354, выразившегося в том, что ТСЖ "Аэропорт" при наличии общедомового прибора учета холодной воды не производило начисление размера платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению на общедомовые нужды собственникам и пользователям жилых помещений многоквартирного дома за период с сентября 2012 года по декабрь 2013 года (пункт 2);
- - пункта 54 Правил N 354, выразившегося в том, что заявитель не определяет размер платы по горячей воде при самостоятельном производстве такой коммунальной услуги с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома (пункт 3);
- - пункта 69 Правил N 354, выразившегося в том, что ТСЖ "Аэропорт" предъявляет собственникам и пользователям жилых помещений многоквартирного дома некорректные платежные документы на оплату жилищно-коммунальных услуг (пункт 4).
Службой 28.04.2014 проверено исполнение выданного предписания от 31.01.2014 N 05-гжн и установлен факт его неисполнения, о чем составлен акт проверки от 28.04.2014 N 512-пр, вынесено предписание от 28.04.2014 N 512-пр, совпадающее по содержанию с ранее выданным предписанием от 31.01.2014 N 05-гжн.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Красноярского края от 25 июня 2014 года по делу N А33-6578/2014 подтверждена законность пунктов 2 - 4 предписаний службы от 31.01.2014 N 05-гжн, от 28.04.2014 N 512-пр.
На основании приказов от 24.12.2014 N 2574-пр и от 28.01.2015 N 120-пр службой в отношении ТСЖ "Аэропорт" проведена внеплановая документарная проверка исполнения ранее выданных предписаний от 31.01.2014 N 05-гжн, от 28.04.2014 N 512-пр. Результаты проверки зафиксированы в соответствующем акте от 13.02.2015 N 2574-пр.
Предписанием службы об устранении выявленных нарушений от 13.02.2015 N 2574-пр ТСЖ "Аэропорт" предписано в срок до 18.05.2015 устранить следующие нарушения:
- - пунктов 44 - 47 Правил N 354, выразившегося в том, что при наличии общедомового прибора учета холодной воды ТСЖ "Аэропорт" не производило начисление размера платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению на общедомовые нужды собственникам и пользователям жилых помещений многоквартирного дома за период с сентября 2012 года по декабрь 2013 года (пункт 1);
- - пункта 69 Правил N 354, выразившегося в том, что заявитель предъявляет собственникам и пользователям жилых помещений многоквартирного дома платежные документы на оплату жилищно-коммунальных услуг без указания объема коммунальной услуги по холодной воде, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды в расчете на каждого потребителя; размера платы за вышеуказанную коммунальную услугу; общего объема коммунальной услуги по холодной воде на общедомовые нужды, предоставленной в многоквартирный дом за расчетный период; суммарного объема вышеуказанной услуги, предоставленной во всех жилых помещениях многоквартирного дома; объема каждого вида коммунального ресурса, использованного за расчетный период при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению (пункт 2).
ТСЖ "Аэропорт" оспорило предписание службы от 13.02.2015 N 2574-пр в судебном порядке, ссылаясь на его неисполнимость в результате признания решением арбитражного суда недействующими нормативов потребления коммунальных услуг и отсутствия удельного показателя распределения тепловой энергии, использованной при производстве коммунальной услуги горячего водоснабжения.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого предписания недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктами 1.1, 3.3 Положения о службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 03.04.2012 N 143-п, признал, что оспариваемое предписание вынесено службой в пределах предоставленных ей полномочий.
Также суд апелляционной инстанции согласен с выводом суда о том, что нарушений требований, предусмотренных Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при проведении указанной внеплановой документарной проверки не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 44 Правил N 354 предусмотрено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам. Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения. В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств. Установленный абзацами вторым и третьим настоящего пункта порядок расчета не распространяется на случаи, при которых в соответствии с настоящими Правилами исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация. В указанных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Если объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, составит ноль, то согласно пункту 45 Правил N 354 плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за такой расчетный период потребителям не начисляется.
В соответствии с пунктом 46 Правил N 354 плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, потребителям не начисляется, если при расчете объема коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, будет установлено, что объем коммунального ресурса, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета за этот расчетный период, меньше чем сумма определенных в соответствии с пунктами 42 и 43 настоящих Правил объемов соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной за этот расчетный период потребителям во всех жилых и нежилых помещениях, и определенных в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил объемов соответствующего вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за этот расчетный период при самостоятельном производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению.
В случае, указанном в пункте 46 настоящих Правил, объем коммунального ресурса в размере образовавшейся разницы исполнитель согласно пункту 47 Правил N 354 обязан:
а) распределить между всеми жилыми помещениями (квартирами) пропорционально размеру общей площади каждого жилого помещения (квартиры) - в отношении отопления и газоснабжения для нужд отопления либо пропорционально количеству человек, постоянно и временно проживающих в каждом жилом помещении (квартире) - в отношении холодного и горячего водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения для приготовления пищи и (или) подогрева воды;
б) уменьшить на объем коммунального ресурса, отнесенный в ходе распределения на жилое помещение (квартиру), объем аналогичного коммунального ресурса, определенный для потребителя в жилом помещении за этот расчетный период в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил, вплоть до нуля и использовать полученный в результате такого уменьшения объем коммунального ресурса при расчете размера платы потребителя за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной в жилое помещение (квартиру) за этот расчетный период. В случае если объем коммунального ресурса, приходящийся на какого-либо потребителя в результате распределения в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, превышает объем коммунального ресурса, определенный для потребителя в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил, излишек коммунального ресурса на следующий расчетный период не переносится и при расчете размера платы в следующем расчетном периоде не учитывается.
Внеплановой документарной проверкой установлено, что при наличии общедомового прибора учета холодной воды ТСЖ "Аэропорт" не исполнено ранее выданное предписание об устранении нарушения пунктов 44 - 47 Правил N 354 об осуществлении расчетов (начисления) платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме за период с сентября 2012 года по декабрь 2013 года.
Ссылка заявителя на отсутствие расходов холодной воды на общедомовые нужды не может быть принята во внимание, поскольку нормы Правил N 354 возлагают на заявителя обязанность осуществления расчета (начисления) платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, независимо от размера этой платы.
В соответствии с пунктом 69 Правил N 354 в платежном документе указываются:
- - объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;
- - объем каждого вида коммунальных услуг, за исключением коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, произведенных исполнителем при отсутствии централизованных теплоснабжения и горячего водоснабжения, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;
- - общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения).
Следовательно, пунктом 69 Правил N 354 установлены обязательные требования к содержанию платежных документов на оплату жилищно-коммунальных услуг, которые должны исполняться заявителем.
В ранее выданных предписаниях, в акте внеплановой документарной проверки исполнения этих предписаний установлено, что в платежных документах, выставляемых ТСЖ "Аэропорт" не указаны объем коммунальной услуги по холодной воде, представленной за расчетный период на общедомовые нужды в расчете на каждого потребителя, и размер платы за данную коммунальную услугу; общий объем коммунальной услуги по холодной воде на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме за расчетный период; показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса; суммарный объем данной коммунальной услуги, предоставленной во всех жилых помещениях в многоквартирном доме; объем каждого вида коммунального ресурса, использованного за расчетный период при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Расчетными документами за декабрь 2014 года, январь 2015 года, выставленными заявителем собственникам (пользователям) жилых помещений по адресу: п. Емельяново, ул. Аэропорт, д. 3, кв. 10 и кв. 5, подтверждается несоответствие этих документов, требованиям подпунктов "д", "е", "и" пункта 69 Правил N 354. Данные обстоятельства не опровергнуты заявителем соответствующими доказательствами.
Заявитель указывает, что общим собранием ТСЖ "Аэропорт", проведенным путем заочного голосования, итоги которого подведены 28.07.2014, принято решение не производить начисление платы за холодную воду на общедомовые нужды при отсутствии доказательств существования расходов воды на такие нужды, а также платы на горячее водоснабжение до установления удельного показателя расходов на эти цели тепловой энергии и холодной воды.
Данный довод не может быть принят во внимание, так как указанные решения общего собрания ТСЖ "Аэропорт" противоречат положениям пунктов 44 - 47, 69 Правил N 354 и не подлежат применению, в связи с чем не исключают обязанность заявителя по осуществлению расчетов платы коммунальных ресурсов на общедомовые нужды и оформлению платежных документов за коммунальные услуги в соответствии с указанными пунктами.
Суд апелляционной инстанции считает, что признание вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Красноярского края от 04.02.2015 по делу N А33-23540/2013 недействующим решения Емельяновского поселкового Совета депутатов от 28.12.2007 N 19-3Р в части установления нормативов потребления коммунальных услуг для населения, проживающего в жилом фонде, находящемся в р.п. Емельяново, мкр. Аэропорт, не препятствует осуществлению заявителем расчетов платы за холодную воду на общедомовые нужды за период с сентября 2012 года по декабрь 2013 года в соответствии с пунктами 44 - 47 Правил N 354.
Также не может быть учтено отсутствие удельного показателя расходов холодной воды и тепловой энергии при оказании заявителем с использованием общедомового имущества коммунальной услуги горячего водоснабжения, поскольку данное обстоятельство не освобождает ТСЖ "Аэропорт" от обязанности оформления платежных документов в соответствии с пунктом 69 Правил N 354, заявителем не представлены доказательства невозможности определения объемов холодной воды и тепловой энергии, используемых для оказания услуги горячего водоснабжения.
При таких обстоятельствах отклоняется довод заявителя о неисполнимости оспариваемого предписания.
Кроме того, оспариваемое предписание выдано по результатам внеплановой проверки исполнения ранее выданных предписаний службы от 31.01.2014 N 05-гжн, от 28.04.2014 N 512-пр, законность пунктов 2 - 4 которых подтверждена вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Красноярского края от 25 июня 2014 года по делу N А33-6578/2014.
Статьей 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлен принцип обязательности вступивших в законную силу судебных актов арбитражного суда.
Следовательно, приведенные заявителем по настоящему делу доводы направлены на преодоление выводов, содержащихся в решении Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-6578/2014. Между тем, оспариваемое предписание основано на таких же правовых и фактических обстоятельствах, что и ранее выданные предписания, законность которых подтверждена решением арбитражного суда.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое предписание соответствует действующему законодательству Российской Федерации, прав и законных интересов заявителя не нарушает.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Красноярского края от 14 августа 2015 года по делу N А33-9473/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий
Г.Н.БОРИСОВ

Судьи
Н.А.МОРОЗОВА
Д.В.ЮДИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)