Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.09.2017 N 12АП-10258/2017 ПО ДЕЛУ N А06-2532/2017

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 сентября 2017 г. по делу N А06-2532/2017


Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 сентября 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Кузьмичева С.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Храмовой Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Город Астрахань"
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 19 июля 2017 года по делу N А06-2532/2017 (судья Бочарникова Г.Н.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Квартал Сервис" (ОГРН 1083017002100, ИНН 3017056504, 414024, г. Астрахань, ул. Набережная Приволжского Затона, 15, 100)
к Администрации муниципального образования "Город Астрахань" (ОГРН 1033000821809, ИНН 3015009178, 414000, г. Астрахань, ул. Чернышевского, 6),
главному специалисту отдела муниципального жилищного контроля Управления муниципального контроля администрации муниципального образования "Город Астрахань" Сафиной Аделе Ильдаровне,
о признании незаконным предписания,
при участии в судебном заседании представителя Администрации муниципального образования "Город Астрахань" - Точилиной В.И., действующей на основании доверенности от 10.01.2017 N 30-09-03,
другие участники процесса явку представителей в судебное заседание не обеспечили, извещены надлежащим образом,

установил:

в Арбитражный суд Астраханской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Квартал Сервис" (далее - ООО "Квартал Сервис") с заявлением к главному специалисту отдела муниципального жилищного контроля Управления муниципального контроля администрации муниципального образования "Город Астрахань" Сафиной Аделе Ильдаровне (далее - главный специалист отдела муниципального жилищного контроля Сафина А.И.) о признании незаконным предписания об устранении выявленных нарушений от 15.02.2017 N 589.
Определением от 07.04.2017 судом первой инстанции к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление муниципального контроля администрации муниципального образования "Город Астрахань".
Определением от 15.05.2017 суд первой инстанции заменил Управление муниципального контроля администрации муниципального образования "Город Астрахань" на Администрацию муниципального образования "Город Астрахань" (т. 1 л.д. 78-79).
Решением от 19 июля 2017 года Арбитражный суд Астраханской области заявление общества с ограниченной ответственностью "Квартал-Сервис" удовлетворил.
Суд признал незаконным предписание Администрации муниципального образования "Город Астрахань" от 15.02.2017 N 589 об устранении выявленных нарушений жилищного законодательства.
Кроме того, суд взыскал с Администрации муниципального образования "Город Астрахань" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Квартал Сервис" судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб.
Администрация муниципального образования "Город Астрахань" не согласилась с принятым решением и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
Письменные отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
ООО "Квартал Сервис" и главный специалист отдела муниципального жилищного контроля Сафина А.И. извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений N 726627 и N 726634), явку представителей не обеспечили.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 25.08.2017, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании был объявлен перерыв до 27.09.2017 до 14 час. 50 мин.
Протокольное определение об объявлении перерыва оглашено в открытом судебном заседании; в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) размещена информация о времени и месте продолжения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Администрации, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 15.02.2017 на основании распоряжения о назначении внеплановой проверки от 24.01.2017 N 40-17/жк главным специалистом отдела муниципального жилищного контроля Сафиной А.И. проведена внеплановая документарно-выездная проверка в отношении ООО "Квартал Сервис" по адресу: г. Астрахань ул. Боевая 66 "в", результаты которой отражены в акте проверки N 1380, в котором указано, что в ходе проверки выявлены нарушения: ст. 162 ЖК РФ, п. п. 4.1.3, 4.1.15, 3.4.3, 4.1.1, 4.2.1.3, 3.2.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170. Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731, а именно: в подъездах N 1 и N 2 наблюдаются отслоения штукатурного и окрасочного слоев (местами отсутствие штукатурного слоя), нарушена целостность защитного слоя бетона лестничных маршей (местами с оголением верхней арматуры), местами неровность полов, нарушена целостность верхнего слоя бетона полов лестничных площадок, отсутствует часть переплетов оконных блоков. Однако, согласно представленному Обществом техническому заключению о состоянии основных строительных конструкций мест общего пользования подъездов МКД, подготовленному ООО "КС Студия" от 2017 г., данные виды работ относятся к работам по капитальному ремонту.
Вместе с тем на фасаде цокольного этажа наблюдаются разрушения и выветривания стенового материала. В подвальном помещении присутствует вода, имеется капельная течь, имеется смрадный запах. Учитывая данные обстоятельства, обследовать подвальное помещение в полном объеме, не представилось возможным. Также не представилось возможным произвести обследование кровельного ковра, ввиду необеспечения доступа со стороны ООО "Квартал Сервис". В подъездах отсутствует радиаторы.
На основании акта проверки заявителю было выдано предписание от 15.02.2017 N 589 об устранении выявленных нарушений жилищного законодательства, а именно: произвести работы по осушению подвального помещения многоквартирного дома N 66 "в" по ул. Боевая; организовать проветривание подвального помещения; выполнить работы по восстановлению стенового материала на фасаде цокольного этажа; восстановить радиаторы в подъездах данного дома; на официальном сайте в сети интернет разместить информацию, подлежащую раскрытию.
Полагая, что проверка проведена с нарушениями действующего законодательства, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что оспариваемое предписание выдано по результатам проверки, проведенной с нарушением действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Из положений статей 197, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Согласно частям 1.1, 2.1 статьи 20 ЖК РФ под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами. Муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
Пунктом 3 части 2 статьи 19 ЖК РФ определено, что под муниципальным жилищным фондом понимается совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Из толкования указанных выше норм ЖК РФ во взаимосвязи, следует, что наличие в многоквартирном доме жилого помещения, относящегося к муниципальному жилому фонду, является основанием для проведения органом муниципального жилищного контроля проверки, как в отношении этого помещения, так и в отношении общего имущества многоквартирного дома, принадлежащего в порядке статьи 36 ЖК РФ на праве общей долевой собственности, в том числе, муниципальному образованию.
Согласно представленным Администрацией выпискам из реестра муниципального имущества МО "Город Астрахань" квартиры N 99, N 67, N 53, N 12, N 118 и N 1 в доме 66в по ул. Боевой находятся в муниципальной собственности.
Таким образом, Администрации обладает полномочиями по осуществлению муниципального жилищного контроля общего имущества в этом доме.
В целях реализации полномочий органов местного самоуправления по проведению муниципального жилищного контроля в соответствии с требованиями ЖК РФ Постановлением Администрации муниципального образования "Город Астрахань" от 07.06.2016 N 3622 утверждено Положение об управлении муниципального контроля администрации муниципального образования "Город Астрахань" и его отделах (далее - Положение).
Указанным Положением в редакции на дату выдачи оспариваемого предписания установлено, что Управление осуществляет следующие полномочия: осуществляет муниципальный жилищный контроль (2.1.3.), осуществление мероприятий по выявлению фактов невыполнения или нарушения законов и иных нормативных правовых актов Астраханской области, нормативных правовых актов органов местного самоуправления гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в рамках муниципального контроля (2.1.7.), взаимодействует при организации и осуществлении муниципального жилищного контроля с уполномоченными соответствующими органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный жилищный надзор, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации (2.1.9.), обеспечивает в пределах своей компетенции защиту прав и интересов муниципального образования "Город Астрахань" по каждому факту нарушений, выявленных при проведении муниципального контроля, путем составления протоколов, выдачи предписаний, предъявления заявлений в суд (2.1.11).
Таким образом, Управление муниципального контроля администрации муниципального образования "Город Астрахань" является уполномоченным структурным подразделением органа местного самоуправления, правомочным на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда, и вправе выдавать предписания о прекращении нарушения обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения вышеуказанных требований.
При таких обстоятельствах положения статей 14, 19, 20, 36 ЖК РФ и Положения, подтверждают возможность осуществления Управлением муниципального жилищного контроля как в отношении непосредственно вышеуказанных жилых помещений, так и в отношении общего имущества рассматриваемого многоквартирного дома.
Как следует из части 1.1 статьи 20 ЖК РФ, под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации уполномоченные органы местного самоуправления отдельными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.
Согласно частям 2.1 и 2.2 статьи 20 ЖК РФ муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
Под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации уполномоченные органы местного самоуправления отдельными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.
При организации и осуществлении муниципального жилищного контроля органы муниципального жилищного контроля взаимодействуют с уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный жилищный надзор, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
В силу положения части 3 статьи 20 ЖК РФ к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 настоящей статьи. К отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора в отношении деятельности региональных операторов, организацией и проведением их проверок, применяются положения указанного Федерального закона с учетом особенностей, предусмотренных частью 4.3 настоящей статьи.
Частью 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ, являются поступления, в частности посредством системы, в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан о фактах нарушения требований к порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в данном доме, о фактах нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.
В соответствии с частью 7 статьи 20 ЖК РФ государственный жилищный надзор не осуществляется в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление.
Вместе с тем, из содержания статьи 20 ЖК РФ следует, что государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль являются самостоятельными видами деятельности разных уполномоченных органов.
Таким образом, положения части 7 статьи 20 ЖК РФ устанавливают в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление, запрет лишь в отношении государственного жилищного надзора, но никак в отношении муниципального жилищного контроля.
Порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируется нормами Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Статьей 14 Закона N 294-ФЗ определен порядок организации проверки, в соответствии с частью 1 которой установлено, что проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Как было указано выше, внеплановая документарно-выездная проверка в отношении ООО "Квартал Сервис" по адресу: г. Астрахань ул. Боевая 66 "в" проведена главным специалистом отдела муниципального жилищного контроля Сафиной А.И. на основании распоряжения о назначении внеплановой проверки от 24.01.2017 N 40-17/жк.
Согласно распоряжению, основанием для проверки послужили обращения жильцов спорного МКД.
Как следует из материалов дела, обращения жильцов вышеуказанного МКД поступили в Службу жилищного надзора Астраханской области и связаны с нарушением ООО "Квартал Сервис" требований к порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в данном доме, влекущим неблагоприятные условия проживания для граждан.
Поскольку положениями части 7 статьи 20 ЖК РФ установлен запрет лишь в отношении государственного жилищного надзора, органом местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществлен муниципальный жилищный контроль.
Заявитель был надлежащим образом извещен о проведении проверки.
Как следует из материалов дела, распоряжение от 24.01.2017 N 40-17/ж о проведении проверки и уведомление от 24.01.2017 N 30-03-01-276 о необходимости прибытия представителя 02.02.2017 в 09 час. 30 мин. по адресу: ул. Боевая, д. 66в, получено ООО "Квартал Сервис" 30.01.2017 (т. 1 л.д. 67).
В распоряжении указаны основания и период проверки.
Срок и время проведения проверки не нарушены.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки проведено обследование многоквартирного дома, результаты которого отражены в актах обследования от 02.02.2017 и от 10.02.2017.
Акты обследования многоквартирного дома представлены в материалы дела в нечеткой копии, однако представляется возможным определить, что представитель Общества Оськин В.Н. присутствовал в ходе проверки, о чем свидетельствует его подпись в указанных актах.
Результаты осмотра и выявленные нарушения также отражены в акте проверки от 15.02.2017 N 138.
В соответствии с частью 4 статьи 16 Закона N 294-ФЗ акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля.
В акте проверки имеется отметка о направлении акта почтовым отправлением.
Факт представления акта проверки Обществом не оспаривается.
В течение 15 дней с момента получения акта проверки Общество не представило письменные возражения в отношении акта проверки и зафиксированных в нем нарушений в соответствии с частью 12 статьи 16 Закона N 294-ФЗ.
При таких обстоятельствах, акт проверки является надлежащим доказательством по делу, так как, является первичным документом, подтверждающим совершение юридическим лицом правонарушения, содержит имеющие существенное значение для рассмотрения административного дела сведения.
Отсутствие в акте сведений о продолжительности проверки не является грубым нарушением установленных требований к его составлению.
При таких обстоятельствах, нарушений требований Закона N 294-ФЗ в ходе проведения внеплановой проверки в отношении заявителя судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного выводы суда первой инстанции о том, что оспариваемое предписание выдано по результатам проверки, проведенной с нарушением действующего законодательства, являются неправомерными.
Согласно акту проверки от 15.02.2017, в ходе проверки выявлены следующие нарушения: в подъездах N 1 и N 2 наблюдаются отслоения штукатурного и окрасочного слоев (местами отсутствие штукатурного слоя), нарушена целостность защитного слоя бетона лестничных маршей (местами с оголением верхней арматуры), местами неровность полов, нарушена целостность верхнего слоя бетона полов лестничных площадок, отсутствует часть переплетов оконных блоков. Однако, согласно представленному Обществом техническому заключению о состоянии основных строительных конструкций мест общего пользования подъездов МКД, подготовленному ООО "КС Студия" от 2017 г., данные виды работ относятся к работам по капитальному ремонту.
Вместе с тем, на фасаде цокольного этажа наблюдаются разрушения и выветривания стенового материала. В подвальном помещении присутствует вода, имеется капельная течь, имеется смрадный запах. Учитывая данные обстоятельства, обследовать подвальное помещение в полном объеме, не представилось возможным. Также не представилось возможным произвести обследование кровельного ковра, ввиду необеспечения доступа со стороны ООО "Квартал Сервис". В подъездах отсутствует радиаторы.
Оспариваемым предписанием от 15.02.2017 N 589 об устранении выявленных нарушений жилищного законодательства, на Общество возложена обязанность: произвести работы по осушению подвального помещения многоквартирного дома N 66 "в" по ул. Боевая (пункты 4.1.1, 4.1.3, 4.1.15 Правил N 170); организовать проветривание подвального помещения (пункты 4.1.1, 3.4.3 Правил N 170); выполнить работы по восстановлению стенового материала на фасаде цокольного этажа (пункт 4.2.1.3 Правил N 170); восстановить радиаторы в подъездах данного дома (пункт 3.2.2 Правил N 170).
Факт наличия данных нарушений подтвержден актом проверки и, как следует из заявления, поданного в суд, не оспаривается Обществом, как не оспаривается и факт нахождения указанного дома в управлении ООО "Квартал Сервис".
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно статье 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В пункте 10 Правил содержания общего имущества N 491 установлены требования к содержанию общего имущества, согласно которым общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В соответствии с пунктами 2, 13, 14, 39 и 42 Правил содержания общего имущества N 491 управляющей организацией проводятся осмотры общего имущества, результаты которых оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия управляющей организацией решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений), в том числе о необходимости проведения текущего или капитального ремонта общего имущества.
Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" утверждены правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее - Правила N 170), которые определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью: обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Данным постановлением утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, которые определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Согласно пункту 3.2.2 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние строительных конструкций, отопительных приборов и трубопроводов, расположенных на лестничных клетках; требуемое санитарное состояние лестничных клеток; нормативный температурно-влажностный режим на лестничных клетках.
В соответствии с пунктом 3.4.3. Правил N 170 подвалы и технические подполья должны проветриваться регулярно в течение всего года с помощью вытяжных каналов, вентиляционных отверстий в окнах и цоколе или других устройств при обеспечении не менее чем однократного воздухообмена.
Продухи в цоколях зданий должны быть открыты. Проветривание подполья следует проводить в сухие и неморозные дни.
Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить нормируемый температурно-влажностный режим подвалов и техподполий; исправное состояние фундаментов и стен подвалов зданий; устранение повреждений фундаментов и стен подвалов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; предотвращения сырости и замачивания грунтов оснований и фундаментов и конструкций подвалов и техподполий (пункт 4.1.1. Правил N 170).
Подвальные помещения должны быть сухими, чистыми, иметь освещение и вентиляцию (пункт 4.1.3. Правил N 170).
Согласно абзацу 1 пункта 4.1.15 Правил N 170 не допускается подтопление подвалов и техподполий из-за неисправностей и утечек от инженерного оборудования.
Пунктом 4.2.1.3 Правил установлено, что не допускаются деформации конструкций, отклонение конструкций от вертикали и осадка конструкций, расслоение рядов кладки, разрушение и выветривание стенового материала, провисания и выпадение кирпичей.
Доводы Общества об отсутствии его вины в нарушении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, так как установленные в ходе проверки нарушения возникли до принятия дома в управление Обществом, а также ввиду того, что данные работы отнесены к капитальному ремонту, отклоняются апелляционной коллегией, поскольку с момента принятия многоквартирных домов в управление Общество несет всю ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязательств. Принимая на себя управления многоквартирными домами, заявитель знал о состоянии передаваемого жилья и объемах поступающих в его распоряжение денежных средств для его выполнения.
Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29 сентября 2010 года N 6464/10, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.
По решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления неисправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества проводится капитальный ремонт общего имущества.
ООО "Квартал Сервис" при принятии многоквартирного дома в управление и заключении с собственниками договора управления необходимо было рассчитать и предложить собственникам помещений в доме необходимый размер платы, который необходимо вносить для обеспечения надлежащего содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома, и внести предложения по размеру платы за содержание и ремонт жилья на общее собрание собственников, а также поставить на общих собраниях, в случае такой необходимости, вопрос о проведении капитального ремонта.
Согласно материалам дела, вопрос о сборе средств, для производства таких видов работ, в установленном порядке не решался. Управляющая организация не инициировала проведение общих собраний собственников жилых помещений по вышеуказанным вопросам и формированию источника финансирования работ по устранению имеющихся в жилом доме дефектов, доказательств обратного материалы дела не содержат.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции не принимает доводы заявителя о том, что оспоренным предписанием на заявителя возлагаются обязанности по выполнению работ, не отнесенных к компетенции управляющей компании.
При таких обстоятельствах, оспариваемое предписания в части пунктов 1 - 5 является законным, отмене, либо изменению не подлежит.
Кроме того, данным предписанием Обществу предписано в срок до 31.03.2017 на официальном сайте в сети интернет разместить информацию, подлежащую раскрытию (Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами).
В соответствии с частью 10 статьи 161 ЖК РФ управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации. Контроль за соблюдением этого стандарта раскрытия информации такими товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в части 2 статьи 20 настоящего Кодекса, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с частью 2 статьи 20 ЖК РФ жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства Астраханской области от 12.11.2014 N 500-П "О службе жилищного надзора Астраханской области" служба жилищного надзора Астраханской области является исполнительным органом государственной власти Астраханской области, уполномоченным на осуществление:
- - регионального государственного жилищного надзора в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации;
- - регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности на территории Астраханской области в пределах установленной компетенции;
- - лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Таким образом, Управление муниципального контроля администрации муниципального образования "Город Астрахань" не вправе было осуществлять контроль за соблюдением стандарта раскрытия информации управляющей организацией.
Следовательно, предписание в части обязания заявителя на официальном сайте в сети интернет разместить информацию, подлежащую раскрытию, вынесено Управлением с превышением полномочий и правомерно признано судом незаконным.
На основании изложенного, апелляционная коллегия пришла к выводу о необходимости изменения решения суда первой инстанции.
Поскольку предписание Администрации в части обязания заявителя на официальном сайте в сети интернет разместить информацию, подлежащую раскрытию является незаконным, суд правомерно взыскал Администрации муниципального образования "Город Астрахань" в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Квартал Сервис" судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 рублей.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 19 июля 2017 года по делу N А06-2532/2017 изменить.
Заявление Общества с ограниченной ответственностью "Квартал-Сервис" удовлетворить в части.
Признать незаконным предписание Администрации муниципального образования "Город Астрахань" N 589 от 15.02.2017 года об устранении выявленных нарушений жилищного законодательства в части обязания Общества с ограниченной ответственностью "Квартал Сервис" на официальном сайте в сети интернет разместить информацию, подлежащую раскрытию.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований - отказать.
В части взыскания с Администрации муниципального образования "Город Астрахань" в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Квартал Сервис" судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 рублей решение суда оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Ю.А.КОМНАТНАЯ

Судьи
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
А.В.СМИРНИКОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)