Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Башкортостан Латыпова З.У., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении жалобу генерального директора ООО Управляющая компания "Уютный дом" С., поданную на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 6 судебного района Калининский район г. Уфы Республики Башкортостан от 19 августа 2015 года и решение судьи Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 21 января 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.23.3 КоАП РФ, в отношении ООО Управляющая компания "Уютный дом",
установила:
постановлением мирового судьи судебного участка N 6 судебного района Калининский район г. Уфы Республики Башкортостан от 19 августа 2015 года, оставленным без изменения решением судьи Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 21 января 2016 года, ООО УК "Уютный дом" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.3 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
В жалобе генеральный директор ООО Управляющая компания "Уютный дом" С. ставит вопрос об отмене вышеуказанных судебных постановлений в связи с их незаконностью и необоснованностью и прекращении производства по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, нахожу постановление мирового судьи судебного участка N 6 судебного района Калининский район г. Уфы Республики Башкортостан от 19 августа 2015 года и решение судьи Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 21 января 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.23.3 КоАП РФ, в отношении ООО Управляющая компания "Уютный дом", подлежащими отмене по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товариществ собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно пункту 6.2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации. Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляют расчеты за оказанную услугу с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которым такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
Стандарты и порядок осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом определены Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года N 416.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 4 Правил N 416 управление многоквартирными домами обеспечивается путем организации и осуществления расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе:
организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе:
- начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
- оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме;
- осуществление управляющими организациями, товариществами и кооперативами расчетов с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам ресурсоснабжения в целях обеспечения предоставления в установленном порядке собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида;
- ведение претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, предусмотренную жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 1 статьи 7.23.3 КоАП РФ нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договоров управления многоквартирными домами, правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в адрес Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору поступило обращение жителей адрес в адрес о нарушении прав потребителей и нарушении правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
На основании данного обращения Государственным комитетом Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее - Комитет) издано распоряжение N ... от дата о проведении внеплановой документальной проверки ООО УК "Уютный дом".
По результатам проверки составлен акт проверки N N ... от дата, согласно которому установлено, что ООО УК "Уютный дом" расчеты с ООО "БашРТС" за коммунальные ресурсы (тепловая энергия и горячая вода), поставленные по договорам ресурсоснабжения в целях обеспечения предоставления в установленном порядке собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения, производит в неполном объеме в нарушение порядка и сроков, предусмотренных договором теплоснабжения N .../РТС от дата и договором горячего водоснабжения N .../ГВС от дата, тем самым нарушает обязательные требования, предусмотренные абзацем 4 подпункта "ж" пункта 4 Правил 416, "неперечисление ресурсоснабжающей организации сумм, полученных от потребителей за коммунальные услуги".
Так, согласно договору теплоснабжения N .../РТС от дата, заключенному между ООО УК "Уютный дом" и ООО "БашРТС", "абонент" обязан производить оплату горячего водоснабжения в порядке, размере и в сроки, которые определены договором. Приложением 7 к указанному договору, сторонами подписан порядок расчетов по договору теплоснабжения, в соответствии с пунктом 6 которого предусмотрено, что оплата за потребленную тепловую энергию и теплоноситель производится до 15-ого числа текущего месяца следующего за расчетным периодом. Стороны производят ежеквартальную сверку расчетов с оформлением соответствующего акта.
Согласно договору горячего водоснабжения N .../ГВС от дата, заключенному между ООО УК "Уютный дом" и ООО "БашРТС", "абонент" обязан производить оплату горячего водоснабжения в порядке, размере и в сроки, которые определены договором. В соответствии с пунктом 10 договора "абонент" оплачивает полученную горячую воду в объеме потребленной горячей воды до 10-го числа месяца, следующего за расчетным, на основании счет-фактур, выставляемых организацией, осуществляющей горячее водоснабжение. Сверка производится не реже 1 раза в год, по инициативе любой из сторон, но не чаще 1 раза в квартал путем составления акта сверки расчетов.
Вместе с тем согласно информации, представленной ООО "БашРТС", за коммунальный ресурс "тепловая энергия" задолженность управляющей организации перед ООО "БашРТС" по состоянию на дата составляет ... рублей, за период с дата по дата задолженность за потребленную энергию увеличилась на ...
Согласно информации, представленной ООО "БашРТС", за коммунальный ресурс "горячая вода" задолженность управляющей организации перед ООО "БашРТС" по состоянию на дата составляет 2 746 332,00 рублей, за период с дата по дата задолженность за потребленную горячую воду увеличилась на ...
По данному факту Комитетом выдано предписание N ЦО-256-118 от дата, согласно которому обществу предписано в срок до дата:
- произвести расчет с ООО "БашРТС" за поставленную тепловую энергию согласно договору теплоснабжения N .../РТС от дата;
- произвести расчет с ООО "БашРТС" за поставленное горячее водоснабжение согласно договору горячего водоснабжения N .../ГВС от дата;
- представить подтверждающие документы, письменную информацию в Комитет в трехдневный срок с момента истечения указанного в предписании срока.
Старшим государственным жилищным инспектором ФИО2 дата по факту допущенных нарушений в отношении ООО УК "Уютный дом" составлен протокол об административном правонарушении N ..., предусмотренном частью 1 статьи 7.23.3 КоАП РФ.
Мировой судья судебного участка N 6 судебного района Калининский район г. Уфы Республики Башкортостан от 19 августа 2015 года, рассматривая дело об административном правонарушении, пришел к выводу о достаточности собранных по делу доказательств и доказанности вины ООО УК "Уютный дом" в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.3 КоАП РФ.
С выводами мирового судьи согласился судья Калининского районного суда г. Уфы, рассмотревший жалобу генерального директора ООО УК "Уютный дом".
Вместе с тем с данными выводами судебных инстанций согласиться нельзя в связи со следующим.Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулирует Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее Федеральный закон о защите прав юридических лиц).
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона о защите прав юридических лиц государственный контроль (надзор) - деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
Согласно части 1 статьи 14 названного Федерального закона проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Согласно статьям 9 и 10 Федерального закона о защите прав юридических лиц проверки могут быть плановыми и внеплановыми.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона о защите прав юридических лиц положения данного Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются:
1) к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля;
2) при проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве дознания, проведении предварительного следствия;
3) при осуществлении прокурорского надзора (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок по требованию прокурора), правосудия и проведении административного расследования;
4) при производстве по делам о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации;
5) при расследовании причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинения вреда окружающей среде, имуществу граждан и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу;
6) при расследовании причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий;
7) к мероприятиям по контролю, направленным на противодействие неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.
Однако поводов, перечисленных в части 3 статьи 1 Федерального закона о защите прав юридических лиц, позволяющих не применять положения данного Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не установлено.
В силу части 1 статьи 20 Федерального закона о защите прав юридических лиц результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что поводом к проведению проверки в отношении ООО УК "Уютный дом" послужило обращение жителей адрес в адрес о нарушении прав потребителей и нарушении правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, поступившее в адрес Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от дата по делу ... удовлетворены требования ООО УК "Уютный дом" о признании незаконным и отмене предписания Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору N N ... от дата.
Арбитражным судом Республики Башкортостан установлено, что обращение жителей адрес в адрес, послужившее основанием для проведения внеплановой документальной проверки, не подписано.
Согласно части 3 статьи 10 Федерального закона о защите прав юридических лиц обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в части 2 настоящей статьи, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.
На основании изложенного Арбитражный суд Республики Башкортостан пришел к выводу, что указанное предписание Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору N N ... от дата вынесено с грубым нарушением требований, предусмотренных статьей 10 Федерального закона N 294-ФЗ от дата "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", нарушает права и законные интересы ООО УК "Уютный дом" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку основания для проведения внеплановой документальной проверки у Комитета отсутствовали.
Таким образом, учитывая конкретные обстоятельства дела, выводы мирового судьи и судьи районного суда о наличии в действиях ООО УК "Уютный дом" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.3 КоАП РФ, нельзя признать обоснованными, поскольку они основаны на недопустимых доказательствах, полученных с нарушением закона.
В соответствии с частью 3 статьи 26.2 КоАП РФ использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, не допускается.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 данного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 6 судебного района Калининский район г. Уфы Республики Башкортостан от 19 августа 2015 года и решение судьи Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 21 января 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.23.3 КоАП РФ, в отношении ООО Управляющая компания "Уютный дом" подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.23.3 КоАП РФ, в отношении ООО Управляющая компания "Уютный дом" подлежит прекращению на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 названного Кодекса - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу судебные постановления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 КоАП РФ
постановила:
жалобу генерального директора ООО Управляющая компания "Уютный дом" С. удовлетворить частично.
Постановление мирового судьи судебного участка N 6 судебного района Калининский район г. Уфы Республики Башкортостан от 19 августа 2015 года и решение судьи Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 21 января 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.23.3 КоАП РФ, в отношении ООО Управляющая компания "Уютный дом" отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.23.3 КоАП РФ, в отношении ООО Управляющая компания "Уютный дом" прекратить на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Российской Федерации или его заместители.
Повторная подача жалобы по тем же основаниям в Верховный Суд Республики Башкортостан не допускается.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 28.07.2016 N 4А-822/2016
Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ст. 7.23.3 КоАП РФ (нарушение правил предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами).Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 июля 2016 года
Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Башкортостан Латыпова З.У., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении жалобу генерального директора ООО Управляющая компания "Уютный дом" С., поданную на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 6 судебного района Калининский район г. Уфы Республики Башкортостан от 19 августа 2015 года и решение судьи Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 21 января 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.23.3 КоАП РФ, в отношении ООО Управляющая компания "Уютный дом",
установила:
постановлением мирового судьи судебного участка N 6 судебного района Калининский район г. Уфы Республики Башкортостан от 19 августа 2015 года, оставленным без изменения решением судьи Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 21 января 2016 года, ООО УК "Уютный дом" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.3 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
В жалобе генеральный директор ООО Управляющая компания "Уютный дом" С. ставит вопрос об отмене вышеуказанных судебных постановлений в связи с их незаконностью и необоснованностью и прекращении производства по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, нахожу постановление мирового судьи судебного участка N 6 судебного района Калининский район г. Уфы Республики Башкортостан от 19 августа 2015 года и решение судьи Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 21 января 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.23.3 КоАП РФ, в отношении ООО Управляющая компания "Уютный дом", подлежащими отмене по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товариществ собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно пункту 6.2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации. Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляют расчеты за оказанную услугу с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которым такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
Стандарты и порядок осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом определены Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года N 416.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 4 Правил N 416 управление многоквартирными домами обеспечивается путем организации и осуществления расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе:
организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе:
- начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
- оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме;
- осуществление управляющими организациями, товариществами и кооперативами расчетов с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам ресурсоснабжения в целях обеспечения предоставления в установленном порядке собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида;
- ведение претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, предусмотренную жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 1 статьи 7.23.3 КоАП РФ нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договоров управления многоквартирными домами, правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в адрес Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору поступило обращение жителей адрес в адрес о нарушении прав потребителей и нарушении правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
На основании данного обращения Государственным комитетом Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее - Комитет) издано распоряжение N ... от дата о проведении внеплановой документальной проверки ООО УК "Уютный дом".
По результатам проверки составлен акт проверки N N ... от дата, согласно которому установлено, что ООО УК "Уютный дом" расчеты с ООО "БашРТС" за коммунальные ресурсы (тепловая энергия и горячая вода), поставленные по договорам ресурсоснабжения в целях обеспечения предоставления в установленном порядке собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения, производит в неполном объеме в нарушение порядка и сроков, предусмотренных договором теплоснабжения N .../РТС от дата и договором горячего водоснабжения N .../ГВС от дата, тем самым нарушает обязательные требования, предусмотренные абзацем 4 подпункта "ж" пункта 4 Правил 416, "неперечисление ресурсоснабжающей организации сумм, полученных от потребителей за коммунальные услуги".
Так, согласно договору теплоснабжения N .../РТС от дата, заключенному между ООО УК "Уютный дом" и ООО "БашРТС", "абонент" обязан производить оплату горячего водоснабжения в порядке, размере и в сроки, которые определены договором. Приложением 7 к указанному договору, сторонами подписан порядок расчетов по договору теплоснабжения, в соответствии с пунктом 6 которого предусмотрено, что оплата за потребленную тепловую энергию и теплоноситель производится до 15-ого числа текущего месяца следующего за расчетным периодом. Стороны производят ежеквартальную сверку расчетов с оформлением соответствующего акта.
Согласно договору горячего водоснабжения N .../ГВС от дата, заключенному между ООО УК "Уютный дом" и ООО "БашРТС", "абонент" обязан производить оплату горячего водоснабжения в порядке, размере и в сроки, которые определены договором. В соответствии с пунктом 10 договора "абонент" оплачивает полученную горячую воду в объеме потребленной горячей воды до 10-го числа месяца, следующего за расчетным, на основании счет-фактур, выставляемых организацией, осуществляющей горячее водоснабжение. Сверка производится не реже 1 раза в год, по инициативе любой из сторон, но не чаще 1 раза в квартал путем составления акта сверки расчетов.
Вместе с тем согласно информации, представленной ООО "БашРТС", за коммунальный ресурс "тепловая энергия" задолженность управляющей организации перед ООО "БашРТС" по состоянию на дата составляет ... рублей, за период с дата по дата задолженность за потребленную энергию увеличилась на ...
Согласно информации, представленной ООО "БашРТС", за коммунальный ресурс "горячая вода" задолженность управляющей организации перед ООО "БашРТС" по состоянию на дата составляет 2 746 332,00 рублей, за период с дата по дата задолженность за потребленную горячую воду увеличилась на ...
По данному факту Комитетом выдано предписание N ЦО-256-118 от дата, согласно которому обществу предписано в срок до дата:
- произвести расчет с ООО "БашРТС" за поставленную тепловую энергию согласно договору теплоснабжения N .../РТС от дата;
- произвести расчет с ООО "БашРТС" за поставленное горячее водоснабжение согласно договору горячего водоснабжения N .../ГВС от дата;
- представить подтверждающие документы, письменную информацию в Комитет в трехдневный срок с момента истечения указанного в предписании срока.
Старшим государственным жилищным инспектором ФИО2 дата по факту допущенных нарушений в отношении ООО УК "Уютный дом" составлен протокол об административном правонарушении N ..., предусмотренном частью 1 статьи 7.23.3 КоАП РФ.
Мировой судья судебного участка N 6 судебного района Калининский район г. Уфы Республики Башкортостан от 19 августа 2015 года, рассматривая дело об административном правонарушении, пришел к выводу о достаточности собранных по делу доказательств и доказанности вины ООО УК "Уютный дом" в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.3 КоАП РФ.
С выводами мирового судьи согласился судья Калининского районного суда г. Уфы, рассмотревший жалобу генерального директора ООО УК "Уютный дом".
Вместе с тем с данными выводами судебных инстанций согласиться нельзя в связи со следующим.Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулирует Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее Федеральный закон о защите прав юридических лиц).
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона о защите прав юридических лиц государственный контроль (надзор) - деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
Согласно части 1 статьи 14 названного Федерального закона проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Согласно статьям 9 и 10 Федерального закона о защите прав юридических лиц проверки могут быть плановыми и внеплановыми.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона о защите прав юридических лиц положения данного Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются:
1) к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля;
2) при проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве дознания, проведении предварительного следствия;
3) при осуществлении прокурорского надзора (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок по требованию прокурора), правосудия и проведении административного расследования;
4) при производстве по делам о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации;
5) при расследовании причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинения вреда окружающей среде, имуществу граждан и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу;
6) при расследовании причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий;
7) к мероприятиям по контролю, направленным на противодействие неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.
Однако поводов, перечисленных в части 3 статьи 1 Федерального закона о защите прав юридических лиц, позволяющих не применять положения данного Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не установлено.
В силу части 1 статьи 20 Федерального закона о защите прав юридических лиц результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что поводом к проведению проверки в отношении ООО УК "Уютный дом" послужило обращение жителей адрес в адрес о нарушении прав потребителей и нарушении правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, поступившее в адрес Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от дата по делу ... удовлетворены требования ООО УК "Уютный дом" о признании незаконным и отмене предписания Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору N N ... от дата.
Арбитражным судом Республики Башкортостан установлено, что обращение жителей адрес в адрес, послужившее основанием для проведения внеплановой документальной проверки, не подписано.
Согласно части 3 статьи 10 Федерального закона о защите прав юридических лиц обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в части 2 настоящей статьи, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.
На основании изложенного Арбитражный суд Республики Башкортостан пришел к выводу, что указанное предписание Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору N N ... от дата вынесено с грубым нарушением требований, предусмотренных статьей 10 Федерального закона N 294-ФЗ от дата "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", нарушает права и законные интересы ООО УК "Уютный дом" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку основания для проведения внеплановой документальной проверки у Комитета отсутствовали.
Таким образом, учитывая конкретные обстоятельства дела, выводы мирового судьи и судьи районного суда о наличии в действиях ООО УК "Уютный дом" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.3 КоАП РФ, нельзя признать обоснованными, поскольку они основаны на недопустимых доказательствах, полученных с нарушением закона.
В соответствии с частью 3 статьи 26.2 КоАП РФ использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, не допускается.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 данного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 6 судебного района Калининский район г. Уфы Республики Башкортостан от 19 августа 2015 года и решение судьи Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 21 января 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.23.3 КоАП РФ, в отношении ООО Управляющая компания "Уютный дом" подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.23.3 КоАП РФ, в отношении ООО Управляющая компания "Уютный дом" подлежит прекращению на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 названного Кодекса - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу судебные постановления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 КоАП РФ
постановила:
жалобу генерального директора ООО Управляющая компания "Уютный дом" С. удовлетворить частично.
Постановление мирового судьи судебного участка N 6 судебного района Калининский район г. Уфы Республики Башкортостан от 19 августа 2015 года и решение судьи Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 21 января 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.23.3 КоАП РФ, в отношении ООО Управляющая компания "Уютный дом" отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.23.3 КоАП РФ, в отношении ООО Управляющая компания "Уютный дом" прекратить на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Российской Федерации или его заместители.
Повторная подача жалобы по тем же основаниям в Верховный Суд Республики Башкортостан не допускается.
Заместитель председателя
Верховного Суда
Республики Башкортостан
З.У.ЛАТЫПОВА
Верховного Суда
Республики Башкортостан
З.У.ЛАТЫПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)