Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 июня 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Назаровой В.Ю.
судей Гладких Д.Ю., Яринского С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коноваловой К.П.,
при участии:
от истца, ООО "Управляющая компания Кама" представители не явились,
от ответчика, ООО "Удмуртские коммунальные системы": Калинина Т.Ю. на основании доверенности N 51400-04-27/2006 от 20.10.2015, паспорта, от ответчика - Администрации Муниципального Образования "Город Ижевск"; от третьих лиц: МО "Город Ижевск" в лице Управления имущественных отношений Администрации, МО "Город Ижевск" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации, МО "Город Ижевск" в лице Управления строительства Администрации, муниципальное унитарное предприятие г. Ижевска "Ижводоканал", ФГУП "Главное управление специального строительства по территории Урала при Федеральном агентстве специального строительства" филиал "Управление промышленных предприятий N 821" ФГУП "ГУССТ N 8 при Спецстрое России" представители не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 АПК РФ, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы: истца, общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Кама"; ответчика, общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы", на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 11 марта 2016 года
по делу N А71-12588/2015, принятое судьей Н.М.Морозовой
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Кама" (ОГРН 1061831042877, ИНН 1831119430)
к обществу с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" (ОГРН 1051801824876, ИНН 1833037470), муниципальному образованию "Город Ижевск" в лице Администрации муниципального образования "Город Ижевск" (ОГРН 10318000554400, ИНН 1826001137)
третьи лица: муниципальное образование "Город Ижевск" в лице Управления имущественных отношений Администрации, муниципальное образование "Город Ижевск" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации, муниципальное образование "Город Ижевск" в лице Управления строительства Администрации, муниципальное унитарное предприятие г. Ижевска "Ижводоканал", Федеральное государственное унитарное предприятие "Главное управление специального строительства по территории Урала при Федеральном агентстве специального строительства" филиал "Управление промышленных предприятий N 821" ФГУП "ГУССТ N 8 при Спецстрое России"
об обязании обеспечить бесперебойное круглосуточное горячее водоснабжение в многоквартирных домах,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Кама" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением об обязании общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" (далее - ответчик 1), муниципального образования "Город Ижевск" в лице Администрации муниципального образования "Город Ижевск" (далее - ответчик 2) обеспечить бесперебойное круглосуточное круглогодичное горячее водоснабжение в многоквартирных домах N N 48, 50, 52, 56, 58, 59, 65, 67, по ул. Ст.Разина, N 42 по ул. Партизанская в соответствии с нормами СанПиН 2.1.4.2496-09.
Определениями от 29.10.2015 и от 18.11.2015 на основании статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: МУП г. Ижевска "Ижводоканал", муниципальное образование "Город Ижевск в лице Управления имущественных отношений Администрации г. Ижевска, муниципальное образование "Город Ижевск в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Ижевска, муниципальное образование "Город Ижевск" в лице Управления строительства Администрации г. Ижевска, Федеральное государственное унитарное предприятие "Главное управление специального строительства по территории Урала при Федеральном агентстве специального строительства" филиал "Управление промышленных предприятий N 821" ФГУП "ГУССТ N 8 при Спецстрое России" г. Ижевск.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11 марта 2016 года (резолютивная часть от 10.03.2016, судья Т.М.Морозова) в удовлетворении исковых требований к МО "город Ижевск" в лице Администрации города Ижевска отказано. ООО "УКС" обязано обеспечить бесперебойное круглосуточное круглогодичное горячее водоснабжение в многоквартирных домах N 48, 50, 52, 56, 58, 59, 65, 67, по ул. Ст.Разина, N 42 по ул. Партизанская в соответствии с нормами СанПиН 2.1.4.2496-09. С ответчика 1 в пользу истца взыскано 6000 руб. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.
Истец, не согласившись с принятым решением, подал апелляционную жалобу, в доводах которой указал, ссылаясь на раздел 2 Приложения N 1 Правил N 354, п. 3.1.11 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 N 20, ст. 309, 539 ГК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 6, ст. 24 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ, договор аренды N 518 от 05.12.2007 на то, что спорные участки теплотрассы подвергались неоднократному ремонту, однако надлежащее водоснабжение данных МКД восстанавливалось лишь на непродолжительный срок, соответственно, необходимо произвести неотделимые улучшения данного участка транзитного трубопровода (т.е. произвести капитальные вложения), при этом, такие улучшения производятся, согласно условиям договора аренды, только с письменного согласия ответчика 2. Соответственно, требования подлежали удовлетворению, в том числе к ответчику 2.
Ссылаясь на ст. 210, 12 ГК РФ, подп. 4 п. 1 ст. 14, 16 Федерального закона от 06.11.2003 N 131-ФЗ, полагает, что передаче сетей в аренду не означает, что орган местного самоуправления освобождается от обязанности осуществления контроля за их состоянием, иное означает освобождение ответчика 2 обязанности по обеспечению жизнедеятельности населения, что противоречит цели создания органом местного самоуправления. Также ссылается на судебную практику.
Просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить к обоим ответчикам.
Ответчик 1, не согласившись с принятым решением, подал апелляционную жалобу, в доводах которой указал на то, что требования подлежали удовлетворению, в том числе и в отношении ответчика 2.
Ссылаясь на ст. 210 ГК РФ, п. 1.1., 1.8., 3.3.2., 3.3.3., 3.4.4. договора аренды, п. 3.4.11., 3.4.18. договора аренды в редакции дополнительного соглашения N 3, п. 1 ч. 1 ст. 6, 24 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ, указывая на то, что поскольку неотделимые улучшения должны производиться только с согласия ответчика 2, учитывая, что судом в удовлетворении требований к ответчику 2 отказано, оспариваемым решением исключается обязанность собственника - ответчика 2 нести обязанность по содержанию сетей, а также по обеспечению жизнедеятельности населения г. Ижевска в части ГВС. Также ссылается на судебную практику, в подтверждение своей позиции по делу.
Полагает, что судом не учтено, что наиболее продолжительные сроки отключения ГВС, превышающие допустимые, допущены не по вине ответчика 1, а в связи с отключением подачи теплоносителя от котельной ФГУП "ГУССТ N 8 при Спецстрое России".
Просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ответчика 1 в судебном заседании доводы апелляционных жалоб поддержал в полном объеме. При этом указал на то, что ООО "УКС" в адрес ответчика 2 в соответствии с условиями договора N 518 о проведении необходимых улучшений не обращался.
Истец, ответчик 2 и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей для участия в процессе не обеспечили, письменных отзывов не представили.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между ООО "УКС" (арендатор) и Управлением имущественных отношений Администрации г. Ижевска (арендодатель) заключен договор аренды имущества (краткосрочный) от 05.12.2007 N 518, на основании которого во временное владение и пользование, за плату, для производства и бесперебойной передачи тепловой энергии и горячей воды, эксплуатации и обслуживания отопительной инфраструктуры г. Ижевска, ответчику предоставлено имущество согласно приложению N 1 и Приложению N 2, в том числе тепловые сети, проложенные дому N 94 по ул. Молодежная в г. Ижевске.
Пунктом 3.4.4 договора аренды на ответчика возложена обязанность по поддержанию арендованного имущества в исправном состоянии, производству текущего, капитального ремонта и реконструкции а также по несению расходов на содержание имущества.
Согласно дополнительному соглашению N 3 к договору аренды арендатор обязуется обслуживать переданные арендодателем объекты инженерной инфраструктуры, обеспечивать по ним транспортировку тепловой энергии, осуществлять преобразование вида теплоносителя или изменение его параметров, обеспечивать поставку тепловой энергии в горячей воде до границы эксплуатационной ответственности и надлежащего качества.
ООО "УК "Кама" является управляющей организацией, оказывающей предоставление коммунальных услуг в отношении многоквартирных домов, расположенных по адресу: г. Ижевск, ул. Ст.Разина, 48, 50, 52, 56, 58, 59, 65, 67; ул. Партизанская, 42.
ООО "УКС" является энергоснабжающей организацией по отношению к вышеуказанным МКД, поставляя тепловую энергию для целей отопления и горячего водоснабжения.
В межотопительный период 2015 года, до 23.09.2015 в домах от ЦТП Ст.Разина отсутствовала ГВС, по причине отключения подачи теплоносителя от котельной ФГУП "ГУССТ N 8 при Спецстрое России", что подтверждается письмами ФГУП "ГУССТ N 8 при Спецстрое России" (л.д. 102-106 т. 1).
По отдельным адресам с конца отопительного сезона горячая вода отсутствовала 93 дня. С учетом планового отключения до 25.09.2015 это количество возросло - до 96 дней.
В адрес истца поступили многочисленные обращения граждан по поводу систематического нарушения их прав некачественным предоставлением услуги ГВС.
Письменные обращения в адрес ООО "УКС" и Администрации г. Ижевска разобраться в ситуации и обеспечить бесперебойное круглосуточное горячее водоснабжение по указанным адресам результатов не дали.
Указанные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные истцом к ответчику 1 требования, суд первой инстанции исходил из доказанности факта поставки ООО "УКС" горячей воды, не соответствующей требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09, а также обязанности ООО "УКС", установленной статьей 542 ГК РФ, подавать ресурс, соответствующий требованиям государственных стандартов и обязательных правил. При этом, судом не установлено уклонения ответчика 2 от исполнения условий договора аренды N 518, в связи с чем отказано в удовлетворении требования к данному ответчику.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы и обстоятельства дела, рассмотрев доводы апелляционных жалоб в совокупности в соответствии со статьей 71 АПК РФ, оснований для удовлетворения апелляционных жалоб, отмены либо изменения решения суда не усматривает, считает принятое судом решение законным и обоснованным.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 542 ГК РФ качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 N 20 утверждены СанПиН 2.1.4.2496-09 (вместе с СанПиН 2.1.4.2496-09. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы).
Указанные Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы устанавливают гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения (далее - СЦГВ), а также правила контроля качества воды, подаваемой СЦГВ, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности и являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения (пункт 1.2). Санитарные правила распространяются на централизованное горячее водоснабжение при закрытых и открытых системах теплоснабжения, на системы теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения, а также автономные системы горячего водоснабжения на объектах повышенного эпидемического риска (лечебные, школьные, дошкольные учреждения и др.) (пункт 1.3.).
Настоящие Санитарно-эпидемиологические правила направлены на обеспечение эпидемиологической безопасности, безвредности химического состава, а также благоприятные органолептические свойства горячей воды, используемой населением для хозяйственно-бытовых нужд (пункт 2.1).
Горячая вода, поступающая к потребителю, должна отвечать требованиям технических регламентов, санитарных правил и нормативов, определяющих ее безопасность (пункт 2.4).
В соответствии с п. 3.1.11 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 N 20 "Об утверждении СанПиН 2.1.4.2496-09" в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток.
В соответствии с разделом II приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа подряд; продолжительность перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями законодательства РФ о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).
ООО "УК Кама" является исполнителем коммунальных услуг, ООО "УКС" - ресурсоснабжающей организацией в отношении спорных многоквартирных домов. Указанное обстоятельство сторонами не оспаривается и подтверждается документально.
Судом установлено, что ежегодно ООО "УКС" прекращает подачу горячей воды в межотопительный период (многоквартирные дома 48, 50, 52, 56, 58, 59, 65, 67 по ул. Ст.Разина; 42 по ул. Партизанская), в связи с отключением подачи теплоносителя от котельной ФГУП "ГУССТ N 8 при Спецстрое России". Указанные обстоятельства подтверждены копиями писем ФГУП "ГУССТ N 8 при Спецстрое России", имеющимися в материалах дела.
В соответствии с пунктом 1 статьи 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
На основании статьи 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В силу статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, устанавливают обязанность исполнителя коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организации по бесперебойной подаче горячей воды в целях оказания коммунальных услуг населению.
Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая, что несмотря на принятые ООО "УКС" добровольно обязательства производить подачу горячей воды надлежащего качества бесперебойно, в нарушение статей 309, 310, 546 ГК РФ ответчик 1 систематически приостанавливает подачу тепловой энергии для целей горячего водоснабжения на длительные периоды, суд первой инстанции пришел к верному выводу о необходимости удовлетворения требования ООО "УК Кама" о понуждении обеспечить бесперебойную круглосуточную в течение всего года подачу горячей воды в многоквартирные дома, поскольку такое требование заявлено правомерно, направлено на пресечение действий ответчика, нарушающих права потребителей коммунальных услуг.
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно подпункту 4.2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении".
В соответствии с положениями подпункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Путем заключения договора аренды имущества N 518 от 05.12.2007 (далее - Договор) Администрация города Ижевска в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска и Управления имущественных отношений Администрации города Ижевска исполнила возложенную на нее указанными выше федеральными законами обязанность по организации обеспечения теплоснабжения потребителей МО "город Ижевск".
Согласно пункту 1.1. договора Арендодатель обязуется предоставить Арендатору имущество в составе согласно Приложению N 1 во временное владение и пользование за плату для производства и бесперебойной передачи тепловой энергии и горячей воды, эксплуатации и обслуживания отопительной инфраструктуры г. Ижевска.
Договор вступает в силу с 01.01.2008 и действует по 30.11.2008 (пункт 1.6. договора).
На основании пункта 1.7. договора договор аренды имущества считается пролонгированным на новый срок на прежних условиях, если Арендатор не позднее, чем за один месяц до даты прекращения настоящего договора письменно не уведомит арендодателя о желании отказаться от аренды Имущества, т.е. пролонгирован на неопределенный срок.
Имущество передано в фактическом состоянии по акту приема передачи, содержащим перечень передаваемого имущества, техническое состояние имущества, первоначальную стоимость (восстановительную) и остаточную стоимость с целевым назначением имущества - использование в хозяйственной деятельности, связанной с обеспечением потребителей тепловой энергией на территории города Ижевска (п.п. 1.2., 1.3., 1.4. договора).
В силу пункта 2 статьи 616 ГК РФ арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
ООО "УКС" как арендатор приняло на себя обязательство поддерживать арендованное имущество в исправном состоянии, производить текущий, капитальный ремонт и реконструкцию, а также нести расходы на содержание имущества (пункт 3.4.4. договора).
Согласно положениям статьи 28.3 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" арендатор по договору аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обязан: эксплуатировать данные объекты теплоснабжения в целях и в порядке, которые установлены договором аренды, предоставлять потребителям товары, оказывать услуги в сфере теплоснабжения, обеспечивать при осуществлении деятельности с использованием данных объектов возможность получения потребителями соответствующих товаров, услуг, а также подключать потребителей к данным объектам и (или) новым объектам теплоснабжения; поддерживать данные объекты в исправном состоянии, проводить их текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на их содержание; вносить арендодателю арендную плату в объеме и в сроки, которые предусмотрены договором аренды; разрешать осуществлять осмотр имущества представителям арендодателя в соответствии с условиями, установленными договором аренды.
Согласно положениям "МДК 4-02.2001. Типовая инструкция по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения" (утверждена Приказом Госстроя РФ от 13.12.2000 N 285), а именно пунктам 2.1, 2.27, 29, 6.1 содержание тепловых сетей, тепловых пунктов, насосных станций и других сооружений в работоспособном, технически исправном состоянии, организация технического обслуживания, ремонт тепловых сетей является основной обязанностью организации, эксплуатирующей тепловые сети.
Кроме того, организация, эксплуатирующая тепловые сети, обязана осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий и других нарушений; принимать участие в расследовании причин аварий, принимать меры по их устранению, профилактике и учету.
В соответствии с пунктами 2.7.1, 2.7.2, 6.1.6, 6.1.23, 6.2.25 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 N 115, при эксплуатации тепловых энергоустановок необходимо обеспечить их техническое обслуживание, ремонт, модернизацию и реконструкцию; объем технического обслуживания и ремонта определяется необходимостью поддержания исправного, работоспособного состояния и периодического восстановления тепловых энергоустановок с учетом их фактического технического состояния; на вводах трубопроводов тепловых сетей в здания необходимо предусматривать устройства, предотвращающие проникновение воды и газа в здания; при текущей эксплуатации тепловых сетей необходимо поддерживать в исправном состоянии все оборудование, строительные и другие конструкции тепловых сетей, проводя своевременно их осмотр и ремонт, а также принимать меры к предупреждению, локализации и ликвидации аварий и инцидентов в работе тепловой сети и осуществлять контроль за коррозией.
Согласно акту приема-передачи имущества во временное владение и пользование ООО УКС" переданы тепловые сети до спорных МКД г. Ижевска.
Таким образом, на ООО "УКС" действующим законодательством возложена обязанность по содержанию тепловых сетей.
Решением Комиссии по чрезвычайным ситуациям Администрации Первомайского района от 11.03.2015 N 6 ООО "УКС" рекомендовано в срок до 14.03.2015 найти и локализовать все порывы на квартальных теплотрассах Первомайского района, в том числе по адресам: ул. Ст.Разина, 50, 52, 56, 58, 65, 67; ул. Партизанская, 42 (л.д. 50 том 1).
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности в соответствии с положениями статей 67, 68, 71 АПК РФ, суд первой инстанции, учитывая, что факт отсутствия бесперебойной, круглосуточной подачи ГВС в отношении спорных МКД подтвержден и ООО "УКС" не оспорен, обоснованно пришел к выводу, что в нарушение принятых обязательств по договору аренды (пункт 3.4.4), пунктов 2.7.1, 2.7.2, 6.1.6, 6.1.23 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утв. Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 N 115, ООО "УКС", как арендатор и эксплуатирующая организация спорных тепловых сетей, не обеспечило их надлежащее техническое состояние.
Доказательств того, что горячая вода поступала не из сетей теплоснабжения, находящихся в эксплуатации и на обслуживании ООО "УКС", в материалы дела не представлено (статья 65 АПК РФ).
Истец, являясь управляющей домом организацией, в силу статьи 161 ЖК РФ должен обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами; в том числе осуществлять надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей.
Поскольку поступающая подача ГВС не бесперебойно, не круглосуточно приводит к возникновению неблагоприятных и небезопасных условий проживания граждан, истец, как управляющая организация, имеет право на предъявление в суд настоящих исковых требований.
Таким образом, на основании вышеизложенного, заявленные требования к ответчику 1 судом первой инстанции признаны обоснованными и законными и правомерно удовлетворены.
Основания для принятия доводов истца и ответчика 1 о том, что требования подлежали удовлетворению, в том числе по отношению к ответчику 2, отсутствуют.
Ответчик 1 и истец основывают свои доводы на том, что фактически судом при отказе в удовлетворении требования к ответчику 2, тем самым ответчик 2 исключен из процесса содержания сетей (как их собственник), основаны на неверном толковании норма права.
Судом установлено, что доказательства того, что ответчик 2 не реагировал на запросы ответчика 1 о необходимости внесения капитальный вложений в ремонт спорных участков сети, в материалы дела не представлены (ст. 65 АПК РФ).
Соответственно, основания для вывода о том, что ответчик 2 самоустранился от исполнения обязанностей им, как собственников, в отношении содержания спорных сетей, не имеется, в том числе учитывая, что именно ответчик 1 является профессиональным участником процесса снабжения населения услугой - ГВС, и именно данное лицо, являясь арендатором сетей, обладает тем необходимым объемом информации, с помощью которой необходимо проводить те или иные мероприятия по снабжению МКД ГВС надлежащего качества, в том числе и капитального характера.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Трубопроводы, проложенные транзитом через помещения жилых домов и (или) объектов соцкультбыта, являются неотъемлемой частью тепловой сети на участке от центрального теплового пункта или тепловой камеры до конечных потребителей. Транзит с участков тепловых сетей до транзита и после являются сложным составным объектом, в силу их конструктивной и производственно-технической связанности, интегральности - выполнения единой функции по поставке тепловой энергии. Данный объект предназначен для передачи энергии от источника энергии (точки разделения) до потребителя, наиболее отдаленного от источника. Данные участки имеют друг к другу непосредственное присоединение. В случае их разделения трубопровод перестает существовать как объект, предназначенный для транспортировки энергии.
При этом, как следует п.п. 1.1, 1.8, 3.3.2, 3.3.3, 3.4.4 договора аренды N 518, имущество передается ООО "УКС" во временное владение и пользование за плату для производства и бесперебойной передачи тепловой энергии и горячей воды, эксплуатации и обслуживания отопительной инфраструктуры г. Ижевска. Арендатор имеет право производить по собственному усмотрению с письменного согласия арендодателя производить неотделимые улучшения имущества, поддерживать арендованное имущество в исправном состоянии, производить текущий, капитальный ремонт и реконструкцию, а также нести расходы на содержание имущества, обеспечить бесперебойную, безаварийную работу и эксплуатацию объектов в полном соответствии с действующим нормативными документами.
В случае выявления несоответствия качества подаваемого коммунального ресурса установленным нормативам статьей 24 Закона N 416-ФЗ изложен порядок совместных мероприятий, которые обязаны провести ресурсоснабжающая организация и органы местного самоуправления в целях обеспечения абонентов горячей водой надлежащего качества.
В случае выявления несоответствия качества подаваемого коммунального ресурса установленным нормативам статьей 24 Закона N 416-ФЗ изложен порядок совместных мероприятий, которые обязаны провести ресурсоснабжающая организация и органы местного самоуправления в целях обеспечения абонентов горячей водой надлежащего качества.
Как указано ранее, договором аренды от 05.12.2007 N 518 на ответчика 1 возложена обязанность по бесперебойному обеспечению потребителей г. Ижевска горячей водой, для этого 1 ответчик вправе производить капитальный и текущий ремонт, а также реконструкции отопительной инфраструктуры.
Вместе с тем, из материалов дела не следует, что спорный участок сети подвергался качественному ремонту, и надлежащее снабжение данного МКД ГВС возможно восстановить только путем производства неотделимых улучшений в виде замены данного участка транзитного трубопровода (т.е. произвести капитальные вложения).
Более того из материалов дела следует, что ответчик 1 не обращался к ответчику 2 с предложением о проведении замены спорного участка сети. Данное обстоятельство подтверждено представителем ответчика 1 в судебном заседании суда апелляционной инстанции (ч. 3.1. ст. 70 АПК РФ).
При этом, апелляционный суд находит значимым тот факт, что учитывая, что в удовлетворении требования, вопреки доводам жалоб, к ответчику 2 отказано не по мотиву, что данный ответчик является ненадлежащим, а также не по мотиву, что ответчик 2, как собственник спорного участка сети не должен нести ответственность за надлежащее содержание сетей и исполнение такой обязанности, не заключается только в передаче сетей в аренду ответчику 1, соответственно, ответчик 2 не устранен, как собственник сетей от участия в процессе по бесперебойному, круглосуточному, круглогодичному снабжению насечения ГВС надлежащего качества, поскольку мотив отказа в удовлетворении требования основан исключительно на отсутствии доказательств того, что ответчик 2 устранился от участия в процессе поставки надлежащей ГВС, поскольку он не информирован о необходимости капитальных вложений для проведения спорных ремонтных работ.
Таким образом, ответчик 2 обязан, в том числе исполнять условия договора аренды N 518, и, соответственно, учитывая, что условиями договора аренды от 05.12.2007 N 518 предусмотрено, что неотделимые улучшения системы тепловых сетей должны производиться только с письменного согласия собственника имущества, последний добросовестно исполняя возложенные на него законом обязанности не должен чинить препятствий в проведении таких работ арендатором, путем отказа в проведении работ. Иное влечет злоупотребление правом ответчиком 2 и неисполнение им возложенных на него законом обязанностей по надлежащему обеспечению населения (в том числе жителей спорных МКД) коммунальной услугой ГВС, надлежащего качества, что в свою очередь не исключает возможность предъявления к нему требований о взыскании убытков в ином судебном процессе.
Доводы ответчика 1 о том, что нарушена бесперебойность поставки ГВС действиями третьего лица, не принимаются, учитывая, что в обязанности РСО, входит поставка ГВС надлежащего качества, при этом, РСО должна принять все меры для обеспечения жителей МКД данной услугой, в том числе и путем устранения препятствий, созданных иными лицами (путем обращения в суд, направления претензий и т.д.).
Доводы со ссылками на иные дела, не принимаются, поскольку круг обстоятельств установленных в иных делах, а также предметы заявленных требований различны; более того, иные судебные акты не являются преюдициальными по отношению к настоящему делу.
Доводы апелляционных жалоб, по сути, направлены на переоценку верно установленных фактических обстоятельств по делу, при этом судом исследованы все представленные доказательства, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для отмены (изменения) решения суда, не установлено.
Таким образом, решение следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения. Госпошлина по апелляционным жалобам относится на заявителей (ст. 110 АПК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11 марта 2016 года по делу N А71-12588/2015 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий
В.Ю.НАЗАРОВА
Судьи
Д.Ю.ГЛАДКИХ
С.А.ЯРИНСКИЙ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.06.2016 N 17АП-5618/2016-ГК ПО ДЕЛУ N А71-12588/2015
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 июня 2016 г. N 17АП-5618/2016-ГК
Дело N А71-12588/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 июня 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Назаровой В.Ю.
судей Гладких Д.Ю., Яринского С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коноваловой К.П.,
при участии:
от истца, ООО "Управляющая компания Кама" представители не явились,
от ответчика, ООО "Удмуртские коммунальные системы": Калинина Т.Ю. на основании доверенности N 51400-04-27/2006 от 20.10.2015, паспорта, от ответчика - Администрации Муниципального Образования "Город Ижевск"; от третьих лиц: МО "Город Ижевск" в лице Управления имущественных отношений Администрации, МО "Город Ижевск" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации, МО "Город Ижевск" в лице Управления строительства Администрации, муниципальное унитарное предприятие г. Ижевска "Ижводоканал", ФГУП "Главное управление специального строительства по территории Урала при Федеральном агентстве специального строительства" филиал "Управление промышленных предприятий N 821" ФГУП "ГУССТ N 8 при Спецстрое России" представители не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 АПК РФ, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы: истца, общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Кама"; ответчика, общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы", на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 11 марта 2016 года
по делу N А71-12588/2015, принятое судьей Н.М.Морозовой
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Кама" (ОГРН 1061831042877, ИНН 1831119430)
к обществу с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" (ОГРН 1051801824876, ИНН 1833037470), муниципальному образованию "Город Ижевск" в лице Администрации муниципального образования "Город Ижевск" (ОГРН 10318000554400, ИНН 1826001137)
третьи лица: муниципальное образование "Город Ижевск" в лице Управления имущественных отношений Администрации, муниципальное образование "Город Ижевск" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации, муниципальное образование "Город Ижевск" в лице Управления строительства Администрации, муниципальное унитарное предприятие г. Ижевска "Ижводоканал", Федеральное государственное унитарное предприятие "Главное управление специального строительства по территории Урала при Федеральном агентстве специального строительства" филиал "Управление промышленных предприятий N 821" ФГУП "ГУССТ N 8 при Спецстрое России"
об обязании обеспечить бесперебойное круглосуточное горячее водоснабжение в многоквартирных домах,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Кама" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением об обязании общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" (далее - ответчик 1), муниципального образования "Город Ижевск" в лице Администрации муниципального образования "Город Ижевск" (далее - ответчик 2) обеспечить бесперебойное круглосуточное круглогодичное горячее водоснабжение в многоквартирных домах N N 48, 50, 52, 56, 58, 59, 65, 67, по ул. Ст.Разина, N 42 по ул. Партизанская в соответствии с нормами СанПиН 2.1.4.2496-09.
Определениями от 29.10.2015 и от 18.11.2015 на основании статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: МУП г. Ижевска "Ижводоканал", муниципальное образование "Город Ижевск в лице Управления имущественных отношений Администрации г. Ижевска, муниципальное образование "Город Ижевск в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Ижевска, муниципальное образование "Город Ижевск" в лице Управления строительства Администрации г. Ижевска, Федеральное государственное унитарное предприятие "Главное управление специального строительства по территории Урала при Федеральном агентстве специального строительства" филиал "Управление промышленных предприятий N 821" ФГУП "ГУССТ N 8 при Спецстрое России" г. Ижевск.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11 марта 2016 года (резолютивная часть от 10.03.2016, судья Т.М.Морозова) в удовлетворении исковых требований к МО "город Ижевск" в лице Администрации города Ижевска отказано. ООО "УКС" обязано обеспечить бесперебойное круглосуточное круглогодичное горячее водоснабжение в многоквартирных домах N 48, 50, 52, 56, 58, 59, 65, 67, по ул. Ст.Разина, N 42 по ул. Партизанская в соответствии с нормами СанПиН 2.1.4.2496-09. С ответчика 1 в пользу истца взыскано 6000 руб. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.
Истец, не согласившись с принятым решением, подал апелляционную жалобу, в доводах которой указал, ссылаясь на раздел 2 Приложения N 1 Правил N 354, п. 3.1.11 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 N 20, ст. 309, 539 ГК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 6, ст. 24 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ, договор аренды N 518 от 05.12.2007 на то, что спорные участки теплотрассы подвергались неоднократному ремонту, однако надлежащее водоснабжение данных МКД восстанавливалось лишь на непродолжительный срок, соответственно, необходимо произвести неотделимые улучшения данного участка транзитного трубопровода (т.е. произвести капитальные вложения), при этом, такие улучшения производятся, согласно условиям договора аренды, только с письменного согласия ответчика 2. Соответственно, требования подлежали удовлетворению, в том числе к ответчику 2.
Ссылаясь на ст. 210, 12 ГК РФ, подп. 4 п. 1 ст. 14, 16 Федерального закона от 06.11.2003 N 131-ФЗ, полагает, что передаче сетей в аренду не означает, что орган местного самоуправления освобождается от обязанности осуществления контроля за их состоянием, иное означает освобождение ответчика 2 обязанности по обеспечению жизнедеятельности населения, что противоречит цели создания органом местного самоуправления. Также ссылается на судебную практику.
Просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить к обоим ответчикам.
Ответчик 1, не согласившись с принятым решением, подал апелляционную жалобу, в доводах которой указал на то, что требования подлежали удовлетворению, в том числе и в отношении ответчика 2.
Ссылаясь на ст. 210 ГК РФ, п. 1.1., 1.8., 3.3.2., 3.3.3., 3.4.4. договора аренды, п. 3.4.11., 3.4.18. договора аренды в редакции дополнительного соглашения N 3, п. 1 ч. 1 ст. 6, 24 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ, указывая на то, что поскольку неотделимые улучшения должны производиться только с согласия ответчика 2, учитывая, что судом в удовлетворении требований к ответчику 2 отказано, оспариваемым решением исключается обязанность собственника - ответчика 2 нести обязанность по содержанию сетей, а также по обеспечению жизнедеятельности населения г. Ижевска в части ГВС. Также ссылается на судебную практику, в подтверждение своей позиции по делу.
Полагает, что судом не учтено, что наиболее продолжительные сроки отключения ГВС, превышающие допустимые, допущены не по вине ответчика 1, а в связи с отключением подачи теплоносителя от котельной ФГУП "ГУССТ N 8 при Спецстрое России".
Просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ответчика 1 в судебном заседании доводы апелляционных жалоб поддержал в полном объеме. При этом указал на то, что ООО "УКС" в адрес ответчика 2 в соответствии с условиями договора N 518 о проведении необходимых улучшений не обращался.
Истец, ответчик 2 и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей для участия в процессе не обеспечили, письменных отзывов не представили.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между ООО "УКС" (арендатор) и Управлением имущественных отношений Администрации г. Ижевска (арендодатель) заключен договор аренды имущества (краткосрочный) от 05.12.2007 N 518, на основании которого во временное владение и пользование, за плату, для производства и бесперебойной передачи тепловой энергии и горячей воды, эксплуатации и обслуживания отопительной инфраструктуры г. Ижевска, ответчику предоставлено имущество согласно приложению N 1 и Приложению N 2, в том числе тепловые сети, проложенные дому N 94 по ул. Молодежная в г. Ижевске.
Пунктом 3.4.4 договора аренды на ответчика возложена обязанность по поддержанию арендованного имущества в исправном состоянии, производству текущего, капитального ремонта и реконструкции а также по несению расходов на содержание имущества.
Согласно дополнительному соглашению N 3 к договору аренды арендатор обязуется обслуживать переданные арендодателем объекты инженерной инфраструктуры, обеспечивать по ним транспортировку тепловой энергии, осуществлять преобразование вида теплоносителя или изменение его параметров, обеспечивать поставку тепловой энергии в горячей воде до границы эксплуатационной ответственности и надлежащего качества.
ООО "УК "Кама" является управляющей организацией, оказывающей предоставление коммунальных услуг в отношении многоквартирных домов, расположенных по адресу: г. Ижевск, ул. Ст.Разина, 48, 50, 52, 56, 58, 59, 65, 67; ул. Партизанская, 42.
ООО "УКС" является энергоснабжающей организацией по отношению к вышеуказанным МКД, поставляя тепловую энергию для целей отопления и горячего водоснабжения.
В межотопительный период 2015 года, до 23.09.2015 в домах от ЦТП Ст.Разина отсутствовала ГВС, по причине отключения подачи теплоносителя от котельной ФГУП "ГУССТ N 8 при Спецстрое России", что подтверждается письмами ФГУП "ГУССТ N 8 при Спецстрое России" (л.д. 102-106 т. 1).
По отдельным адресам с конца отопительного сезона горячая вода отсутствовала 93 дня. С учетом планового отключения до 25.09.2015 это количество возросло - до 96 дней.
В адрес истца поступили многочисленные обращения граждан по поводу систематического нарушения их прав некачественным предоставлением услуги ГВС.
Письменные обращения в адрес ООО "УКС" и Администрации г. Ижевска разобраться в ситуации и обеспечить бесперебойное круглосуточное горячее водоснабжение по указанным адресам результатов не дали.
Указанные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные истцом к ответчику 1 требования, суд первой инстанции исходил из доказанности факта поставки ООО "УКС" горячей воды, не соответствующей требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09, а также обязанности ООО "УКС", установленной статьей 542 ГК РФ, подавать ресурс, соответствующий требованиям государственных стандартов и обязательных правил. При этом, судом не установлено уклонения ответчика 2 от исполнения условий договора аренды N 518, в связи с чем отказано в удовлетворении требования к данному ответчику.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы и обстоятельства дела, рассмотрев доводы апелляционных жалоб в совокупности в соответствии со статьей 71 АПК РФ, оснований для удовлетворения апелляционных жалоб, отмены либо изменения решения суда не усматривает, считает принятое судом решение законным и обоснованным.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 542 ГК РФ качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 N 20 утверждены СанПиН 2.1.4.2496-09 (вместе с СанПиН 2.1.4.2496-09. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы).
Указанные Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы устанавливают гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения (далее - СЦГВ), а также правила контроля качества воды, подаваемой СЦГВ, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности и являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения (пункт 1.2). Санитарные правила распространяются на централизованное горячее водоснабжение при закрытых и открытых системах теплоснабжения, на системы теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения, а также автономные системы горячего водоснабжения на объектах повышенного эпидемического риска (лечебные, школьные, дошкольные учреждения и др.) (пункт 1.3.).
Настоящие Санитарно-эпидемиологические правила направлены на обеспечение эпидемиологической безопасности, безвредности химического состава, а также благоприятные органолептические свойства горячей воды, используемой населением для хозяйственно-бытовых нужд (пункт 2.1).
Горячая вода, поступающая к потребителю, должна отвечать требованиям технических регламентов, санитарных правил и нормативов, определяющих ее безопасность (пункт 2.4).
В соответствии с п. 3.1.11 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 N 20 "Об утверждении СанПиН 2.1.4.2496-09" в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток.
В соответствии с разделом II приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа подряд; продолжительность перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями законодательства РФ о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).
ООО "УК Кама" является исполнителем коммунальных услуг, ООО "УКС" - ресурсоснабжающей организацией в отношении спорных многоквартирных домов. Указанное обстоятельство сторонами не оспаривается и подтверждается документально.
Судом установлено, что ежегодно ООО "УКС" прекращает подачу горячей воды в межотопительный период (многоквартирные дома 48, 50, 52, 56, 58, 59, 65, 67 по ул. Ст.Разина; 42 по ул. Партизанская), в связи с отключением подачи теплоносителя от котельной ФГУП "ГУССТ N 8 при Спецстрое России". Указанные обстоятельства подтверждены копиями писем ФГУП "ГУССТ N 8 при Спецстрое России", имеющимися в материалах дела.
В соответствии с пунктом 1 статьи 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
На основании статьи 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В силу статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, устанавливают обязанность исполнителя коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организации по бесперебойной подаче горячей воды в целях оказания коммунальных услуг населению.
Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая, что несмотря на принятые ООО "УКС" добровольно обязательства производить подачу горячей воды надлежащего качества бесперебойно, в нарушение статей 309, 310, 546 ГК РФ ответчик 1 систематически приостанавливает подачу тепловой энергии для целей горячего водоснабжения на длительные периоды, суд первой инстанции пришел к верному выводу о необходимости удовлетворения требования ООО "УК Кама" о понуждении обеспечить бесперебойную круглосуточную в течение всего года подачу горячей воды в многоквартирные дома, поскольку такое требование заявлено правомерно, направлено на пресечение действий ответчика, нарушающих права потребителей коммунальных услуг.
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно подпункту 4.2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении".
В соответствии с положениями подпункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Путем заключения договора аренды имущества N 518 от 05.12.2007 (далее - Договор) Администрация города Ижевска в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска и Управления имущественных отношений Администрации города Ижевска исполнила возложенную на нее указанными выше федеральными законами обязанность по организации обеспечения теплоснабжения потребителей МО "город Ижевск".
Согласно пункту 1.1. договора Арендодатель обязуется предоставить Арендатору имущество в составе согласно Приложению N 1 во временное владение и пользование за плату для производства и бесперебойной передачи тепловой энергии и горячей воды, эксплуатации и обслуживания отопительной инфраструктуры г. Ижевска.
Договор вступает в силу с 01.01.2008 и действует по 30.11.2008 (пункт 1.6. договора).
На основании пункта 1.7. договора договор аренды имущества считается пролонгированным на новый срок на прежних условиях, если Арендатор не позднее, чем за один месяц до даты прекращения настоящего договора письменно не уведомит арендодателя о желании отказаться от аренды Имущества, т.е. пролонгирован на неопределенный срок.
Имущество передано в фактическом состоянии по акту приема передачи, содержащим перечень передаваемого имущества, техническое состояние имущества, первоначальную стоимость (восстановительную) и остаточную стоимость с целевым назначением имущества - использование в хозяйственной деятельности, связанной с обеспечением потребителей тепловой энергией на территории города Ижевска (п.п. 1.2., 1.3., 1.4. договора).
В силу пункта 2 статьи 616 ГК РФ арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
ООО "УКС" как арендатор приняло на себя обязательство поддерживать арендованное имущество в исправном состоянии, производить текущий, капитальный ремонт и реконструкцию, а также нести расходы на содержание имущества (пункт 3.4.4. договора).
Согласно положениям статьи 28.3 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" арендатор по договору аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обязан: эксплуатировать данные объекты теплоснабжения в целях и в порядке, которые установлены договором аренды, предоставлять потребителям товары, оказывать услуги в сфере теплоснабжения, обеспечивать при осуществлении деятельности с использованием данных объектов возможность получения потребителями соответствующих товаров, услуг, а также подключать потребителей к данным объектам и (или) новым объектам теплоснабжения; поддерживать данные объекты в исправном состоянии, проводить их текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на их содержание; вносить арендодателю арендную плату в объеме и в сроки, которые предусмотрены договором аренды; разрешать осуществлять осмотр имущества представителям арендодателя в соответствии с условиями, установленными договором аренды.
Согласно положениям "МДК 4-02.2001. Типовая инструкция по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения" (утверждена Приказом Госстроя РФ от 13.12.2000 N 285), а именно пунктам 2.1, 2.27, 29, 6.1 содержание тепловых сетей, тепловых пунктов, насосных станций и других сооружений в работоспособном, технически исправном состоянии, организация технического обслуживания, ремонт тепловых сетей является основной обязанностью организации, эксплуатирующей тепловые сети.
Кроме того, организация, эксплуатирующая тепловые сети, обязана осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий и других нарушений; принимать участие в расследовании причин аварий, принимать меры по их устранению, профилактике и учету.
В соответствии с пунктами 2.7.1, 2.7.2, 6.1.6, 6.1.23, 6.2.25 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 N 115, при эксплуатации тепловых энергоустановок необходимо обеспечить их техническое обслуживание, ремонт, модернизацию и реконструкцию; объем технического обслуживания и ремонта определяется необходимостью поддержания исправного, работоспособного состояния и периодического восстановления тепловых энергоустановок с учетом их фактического технического состояния; на вводах трубопроводов тепловых сетей в здания необходимо предусматривать устройства, предотвращающие проникновение воды и газа в здания; при текущей эксплуатации тепловых сетей необходимо поддерживать в исправном состоянии все оборудование, строительные и другие конструкции тепловых сетей, проводя своевременно их осмотр и ремонт, а также принимать меры к предупреждению, локализации и ликвидации аварий и инцидентов в работе тепловой сети и осуществлять контроль за коррозией.
Согласно акту приема-передачи имущества во временное владение и пользование ООО УКС" переданы тепловые сети до спорных МКД г. Ижевска.
Таким образом, на ООО "УКС" действующим законодательством возложена обязанность по содержанию тепловых сетей.
Решением Комиссии по чрезвычайным ситуациям Администрации Первомайского района от 11.03.2015 N 6 ООО "УКС" рекомендовано в срок до 14.03.2015 найти и локализовать все порывы на квартальных теплотрассах Первомайского района, в том числе по адресам: ул. Ст.Разина, 50, 52, 56, 58, 65, 67; ул. Партизанская, 42 (л.д. 50 том 1).
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности в соответствии с положениями статей 67, 68, 71 АПК РФ, суд первой инстанции, учитывая, что факт отсутствия бесперебойной, круглосуточной подачи ГВС в отношении спорных МКД подтвержден и ООО "УКС" не оспорен, обоснованно пришел к выводу, что в нарушение принятых обязательств по договору аренды (пункт 3.4.4), пунктов 2.7.1, 2.7.2, 6.1.6, 6.1.23 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утв. Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 N 115, ООО "УКС", как арендатор и эксплуатирующая организация спорных тепловых сетей, не обеспечило их надлежащее техническое состояние.
Доказательств того, что горячая вода поступала не из сетей теплоснабжения, находящихся в эксплуатации и на обслуживании ООО "УКС", в материалы дела не представлено (статья 65 АПК РФ).
Истец, являясь управляющей домом организацией, в силу статьи 161 ЖК РФ должен обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами; в том числе осуществлять надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей.
Поскольку поступающая подача ГВС не бесперебойно, не круглосуточно приводит к возникновению неблагоприятных и небезопасных условий проживания граждан, истец, как управляющая организация, имеет право на предъявление в суд настоящих исковых требований.
Таким образом, на основании вышеизложенного, заявленные требования к ответчику 1 судом первой инстанции признаны обоснованными и законными и правомерно удовлетворены.
Основания для принятия доводов истца и ответчика 1 о том, что требования подлежали удовлетворению, в том числе по отношению к ответчику 2, отсутствуют.
Ответчик 1 и истец основывают свои доводы на том, что фактически судом при отказе в удовлетворении требования к ответчику 2, тем самым ответчик 2 исключен из процесса содержания сетей (как их собственник), основаны на неверном толковании норма права.
Судом установлено, что доказательства того, что ответчик 2 не реагировал на запросы ответчика 1 о необходимости внесения капитальный вложений в ремонт спорных участков сети, в материалы дела не представлены (ст. 65 АПК РФ).
Соответственно, основания для вывода о том, что ответчик 2 самоустранился от исполнения обязанностей им, как собственников, в отношении содержания спорных сетей, не имеется, в том числе учитывая, что именно ответчик 1 является профессиональным участником процесса снабжения населения услугой - ГВС, и именно данное лицо, являясь арендатором сетей, обладает тем необходимым объемом информации, с помощью которой необходимо проводить те или иные мероприятия по снабжению МКД ГВС надлежащего качества, в том числе и капитального характера.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Трубопроводы, проложенные транзитом через помещения жилых домов и (или) объектов соцкультбыта, являются неотъемлемой частью тепловой сети на участке от центрального теплового пункта или тепловой камеры до конечных потребителей. Транзит с участков тепловых сетей до транзита и после являются сложным составным объектом, в силу их конструктивной и производственно-технической связанности, интегральности - выполнения единой функции по поставке тепловой энергии. Данный объект предназначен для передачи энергии от источника энергии (точки разделения) до потребителя, наиболее отдаленного от источника. Данные участки имеют друг к другу непосредственное присоединение. В случае их разделения трубопровод перестает существовать как объект, предназначенный для транспортировки энергии.
При этом, как следует п.п. 1.1, 1.8, 3.3.2, 3.3.3, 3.4.4 договора аренды N 518, имущество передается ООО "УКС" во временное владение и пользование за плату для производства и бесперебойной передачи тепловой энергии и горячей воды, эксплуатации и обслуживания отопительной инфраструктуры г. Ижевска. Арендатор имеет право производить по собственному усмотрению с письменного согласия арендодателя производить неотделимые улучшения имущества, поддерживать арендованное имущество в исправном состоянии, производить текущий, капитальный ремонт и реконструкцию, а также нести расходы на содержание имущества, обеспечить бесперебойную, безаварийную работу и эксплуатацию объектов в полном соответствии с действующим нормативными документами.
В случае выявления несоответствия качества подаваемого коммунального ресурса установленным нормативам статьей 24 Закона N 416-ФЗ изложен порядок совместных мероприятий, которые обязаны провести ресурсоснабжающая организация и органы местного самоуправления в целях обеспечения абонентов горячей водой надлежащего качества.
В случае выявления несоответствия качества подаваемого коммунального ресурса установленным нормативам статьей 24 Закона N 416-ФЗ изложен порядок совместных мероприятий, которые обязаны провести ресурсоснабжающая организация и органы местного самоуправления в целях обеспечения абонентов горячей водой надлежащего качества.
Как указано ранее, договором аренды от 05.12.2007 N 518 на ответчика 1 возложена обязанность по бесперебойному обеспечению потребителей г. Ижевска горячей водой, для этого 1 ответчик вправе производить капитальный и текущий ремонт, а также реконструкции отопительной инфраструктуры.
Вместе с тем, из материалов дела не следует, что спорный участок сети подвергался качественному ремонту, и надлежащее снабжение данного МКД ГВС возможно восстановить только путем производства неотделимых улучшений в виде замены данного участка транзитного трубопровода (т.е. произвести капитальные вложения).
Более того из материалов дела следует, что ответчик 1 не обращался к ответчику 2 с предложением о проведении замены спорного участка сети. Данное обстоятельство подтверждено представителем ответчика 1 в судебном заседании суда апелляционной инстанции (ч. 3.1. ст. 70 АПК РФ).
При этом, апелляционный суд находит значимым тот факт, что учитывая, что в удовлетворении требования, вопреки доводам жалоб, к ответчику 2 отказано не по мотиву, что данный ответчик является ненадлежащим, а также не по мотиву, что ответчик 2, как собственник спорного участка сети не должен нести ответственность за надлежащее содержание сетей и исполнение такой обязанности, не заключается только в передаче сетей в аренду ответчику 1, соответственно, ответчик 2 не устранен, как собственник сетей от участия в процессе по бесперебойному, круглосуточному, круглогодичному снабжению насечения ГВС надлежащего качества, поскольку мотив отказа в удовлетворении требования основан исключительно на отсутствии доказательств того, что ответчик 2 устранился от участия в процессе поставки надлежащей ГВС, поскольку он не информирован о необходимости капитальных вложений для проведения спорных ремонтных работ.
Таким образом, ответчик 2 обязан, в том числе исполнять условия договора аренды N 518, и, соответственно, учитывая, что условиями договора аренды от 05.12.2007 N 518 предусмотрено, что неотделимые улучшения системы тепловых сетей должны производиться только с письменного согласия собственника имущества, последний добросовестно исполняя возложенные на него законом обязанности не должен чинить препятствий в проведении таких работ арендатором, путем отказа в проведении работ. Иное влечет злоупотребление правом ответчиком 2 и неисполнение им возложенных на него законом обязанностей по надлежащему обеспечению населения (в том числе жителей спорных МКД) коммунальной услугой ГВС, надлежащего качества, что в свою очередь не исключает возможность предъявления к нему требований о взыскании убытков в ином судебном процессе.
Доводы ответчика 1 о том, что нарушена бесперебойность поставки ГВС действиями третьего лица, не принимаются, учитывая, что в обязанности РСО, входит поставка ГВС надлежащего качества, при этом, РСО должна принять все меры для обеспечения жителей МКД данной услугой, в том числе и путем устранения препятствий, созданных иными лицами (путем обращения в суд, направления претензий и т.д.).
Доводы со ссылками на иные дела, не принимаются, поскольку круг обстоятельств установленных в иных делах, а также предметы заявленных требований различны; более того, иные судебные акты не являются преюдициальными по отношению к настоящему делу.
Доводы апелляционных жалоб, по сути, направлены на переоценку верно установленных фактических обстоятельств по делу, при этом судом исследованы все представленные доказательства, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для отмены (изменения) решения суда, не установлено.
Таким образом, решение следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения. Госпошлина по апелляционным жалобам относится на заявителей (ст. 110 АПК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11 марта 2016 года по делу N А71-12588/2015 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий
В.Ю.НАЗАРОВА
Судьи
Д.Ю.ГЛАДКИХ
С.А.ЯРИНСКИЙ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)