Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.08.2016 N 12АП-7119/2016 ПО ДЕЛУ N А57-19076/2015

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 августа 2016 г. по делу N А57-19076/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 августа 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Акимовой М.А.,
судей Александровой Л.Б., Веряскиной С.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Храмовой Д.М.
при участии в судебном заседании представителя публичного акционерного общества "Т Плюс" Сумневич Л.А., действующей по доверенности от 24.05.2016 N 1-1811, представителя комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов Бондаренко С.Е., действующей по доверенности от 11.01.2016 N 02-62-02/5,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" (410012, г. Саратов, ул. им. Горького, д. 48)
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 28 мая 2016 года по делу N А57-19076/2015 (судья Землянникова В.В.)
по заявлению публичного акционерного общества "Т Плюс" (143421, Московская область, Красногорский район, автодорога Балтия, территория бизнес-центр Рига-Ленд, стр. 3, ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946)
заинтересованные лица: комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" (410012, г. Саратов, ул. им. Горького, д. 48),
общество с ограниченной ответственностью "Фаворит" (410005, г. Саратов, ул. Университетская, д. 56, ОГРН 1136450010784, ИНН 6452105049),
общество с ограниченной ответственностью "УК "Авангард" (410005, г. Саратов, ул. Аткарская, д. 45/47, ОГРН 1126450018056, ИНН 6452101622)
о признании недействительным предписаний,
установил:

в Арбитражный суд Саратовской области обратилось публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее - ПАО "Т Плюс", заявитель) с заявлением о признании недействительными предписаний комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - комитет) от 30.07.2015 N 110 и от 24.10.2015 N 155.
Решением суда от 28.05.2016 заявленные требования удовлетворены, оспоренные предписания признаны недействительными.
Кроме того, с комитета в пользу ПАО "Т Плюс" взысканы судебные расходы в сумме 36 000 руб.
Комитет не согласился с решением суда первой инстанции и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт, об отказе в удовлетворении заявленных требований.
ПАО "Т Плюс" возражает против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных пояснениях.
Общество с ограниченной ответственностью "Фаворит", общество с ограниченной ответственностью "УК "Авангард" явку представителей в судебное заседание не обеспечили. О месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ, что подтверждено конвертами с уведомлениями о вручении почтовых отправлений N 410031 99 89305 4, N 410031 99 89304 7. Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда 05 июля 2016 года, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела, заслушав участников процесса, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения комитета от 24.07.2015 N 306-р с целью рассмотрения обращения нанимателя жилого помещения, расположенного о адресу: г. Саратов, ул. Рахова, д. 146, кв. 24 от 21.05.2015 N 02-56/52п/2 проведена внеплановая выездная проверка ПАО "Т Плюс", по результатам которой составлен акт проверки от 30.07.2015 N 257.
В ходе проверки комитетом выявлены нарушения ПАО "Т Плюс" подпункта "д" пункта 3 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05. (далее - Правила N 354), пункта 5 приложения N 1 к Правилам N 354, пункта 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", а именно температура горячей воды на момент проверки составила в муниципальной квартире N 24 в ванной комнате в точке водоразбора 40,0 градусов °C.
30 июля 2015 года комитетом ПАО "Т Плюс" выдано предписание N 110 об устранении нарушений обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда законодательством Российской Федерации, законодательством области и муниципальными правовыми актами, согласно которому обществу в срок до 24 августа 2015 года надлежит во исполнение требований пункта 5 раздела II приложения N 1 Правил предоставления коммунальных услуг восстановить потребительские свойства коммунальной услуги "горячее водоснабжение" в соответствии с установленными нормативами, в том числе в квартире N 24.
10 сентября 2015 года комитетом издано распоряжение N 408-о о проведении проверки в отношении ПАО "Т Плюс" в целях проверки исполнения обществом предписания от 30.07.2015 N 110.
В ходе проверки выявлено, что предписание от 30.07.2015 N 110 не исполнено, а температура горячей воды в системе горячего водоснабжения не соответствует требованиям подпункта "д" пункта 3 Правил N 354, а также пункту 5 приложения N 1 к Правилам N 354, пункту 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" и составила на вводе в многоквартирный доме N 146 по ул. Челюскинцев - 51,0 °C, в муниципальной квартире N 24 температура горячей воды в ванной комнате в точке водоразбора составила 27,5 градусов °C.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 22.09.2015 N 342.
В целях устранения нарушений несоответствия температуры горячей воды в системе горячего водоснабжения, установленным законодательством требованиям, ПАО "Т Плюс" выдано предписание °C от 22.09.2015 °C, которым предписано в срок до 24 октября 2015 года восстановить потребительские свойства коммунальной услуги - горячее водоснабжение в соответствии с установленными нормативами (в том числе в квартире N 24).
ПАО "Т Плюс", полагая, что выданные комитетом предписания являются незаконными и нарушают права и законные интересы общества, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о том, что оспариваемые по делу предписания являются недействительными, поскольку оспариваемые предписания комитета фактически неисполнимы.
Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции обоснованными и подтвержденными собранными по делу доказательствами.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, как предусмотрено частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ и статьей 13 Гражданского кодекса РФ.
При этом согласно пункту 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию определены Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг).
В соответствии с пунктом 24 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг в нормативы потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению и горячему водоснабжению в жилых помещениях включается расход воды, исходя из расчета расхода холодной и горячей воды, необходимого для удовлетворения физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей человека в жилом помещении, а также исходя из того, что данные коммунальные услуги соответствуют требованиям к качеству, установленным правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "д" пункта 3 Правил N 354 определено, что одним из условий предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является соответствие качества предоставляемых коммунальных услуг требованиям, приведенным в приложении N 1 к данным Правилам.
В пункте 5 приложения N 1 к Правилам N 354 предоставления коммунальных услуг закреплено, что температура горячей воды в точке водоразбора должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09), допустимое отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора от температуры горячей воды в точке водоразбора, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании составляет в ночное время (с 0.00 до 5.00 часов) не более чем на 5 °C; в дневное время (с 5.00 до 00.00 часов) - не более чем на 3 °C.
Согласно пункту 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.
Пунктом 1.1 СанПиН 2.1.4.2496-09 определено, что санитарно-эпидемиологические правила и нормативы устанавливают гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения, а также правила контроля качества воды, подаваемой системами централизованного горячего водоснабжения, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.
В соответствии с пунктом 1.2 СанПиН 2.1.4.2496-09 указанные санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения.
Пункт 1.3 СанПиН 2.1.4.2496-09 определяет, что санитарные правила распространяются на централизованное горячее водоснабжение при закрытых и открытых системах теплоснабжения, на системы теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения, а также автономные системы горячего водоснабжения на объектах повышенного эпидемического риска (лечебные, школьные, дошкольные учреждения и др.).
Согласно пункту 5.1.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, для надежной и экономичной эксплуатации систем теплоснабжения организуется своевременное проведение планово-предупредительного ремонта и содержание в исправности системы горячего водоснабжения с подачей горячей воды требуемой температуры и давления во все водоразборные точки.
Часть 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации закрепляет, что организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
В силу пункта 21 Правилам предоставления коммунальных услуг договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемые с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида. Если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
Согласно абзацу 7 пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, данными Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В свою очередь, потребитель в силу подпункта "а" пункта 33 Правил предоставления коммунальных услуг имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
Пунктом 149 Правил предоставления коммунальных услуг установлено, что за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность.
В ходе проверки административным органом установлено и подтверждается материалами дела, температура горячей воды на момент проверки на основании распоряжения от 24.07.2015 N 306-Р составила в муниципальной квартире N 24 в ванной комнате в точке водоразбора 40,0 градусов °C.
Температура горячей воды на момент проверки на основании распоряжения от 10.09.2015 N 408-Р на вводе в многоквартирный доме N 146 по ул. Челюскинцев - 51,0 °C, в муниципальной квартире N 24 температура горячей воды в ванной комнате в точке водоразбора составила 27,5 градусов °C.
Судом первой инстанции по делу проведена судебная комиссионная теплотехническая экспертиза.
Из заключения эксперта от 26.04.2016 N 052/2016 следует, что в соответствии с проектной документацией, приготовление горячей воды для дома N 146 по ул. Рахова осуществляется в подвале дома N 175 по ул. Челюскинцев с помощью установленных там теплообменников и из сети непосредственно не отбирается. В соответствии с проектной документацией снабжение горячей водой дома N 146 по ул. Рахова должно осуществляться через кожухотрубные теплообменники, установленные в подвале жилого многоквартирного дома N 175 по ул. Челюскинцев.
Также, из заключения эксперта от 26.04.2016 N 052/2016 следует, что на момент осмотра обнаружено отсутствие кожухотрубчатых теплообменников в подвале жилого многоквартирного дома N 175 по ул. Челюскинцев. Горячее водоснабжение подключено по открытой схеме, то есть горячая вода отбирается непосредственно из системы теплоснабжения.
Апелляционная коллегия согласна с выводами суда о том, что оспариваемые предписания недействительны.
Апелляционной коллегией отклоняются доводы комитета о том, что отсутствие оформленного в письменном виде договора не может служить основанием для освобождения ПАО "Т Плюс" от обязанности предоставлять услугу "горячее водоснабжение" в соответствии с установленными к его качеству требованиями.
При проведении проверки комитетом не установлен субъект, обязанный нести ответственность за предоставление услуги "горячее водоснабжение" в соответствии с установленными к его качеству требованиями.
Из материалов дела видно, что договор горячего водоснабжения в отношении многоквартирного дома N 146 по ул. Рахова г. Саратова с ПАО "Т Плюс" не заключен, указанный объект в информационных базах договоров отсутствует, документы об оплате потребленной горячей воды жильцам данного многоквартирного дома со стороны ПАО "Т Плюс" не выставляются. По имеющейся информации данный многоквартирный дом не имеет технических условий на подключение к централизованной системе горячего водоснабжения, в связи с этим потребление горячей воды указанным многоквартирным домом осуществляется самовольно и бесконтрольно.
Из акта проверки от 22.09.2015 N 342 видно, что горячее водоснабжение в дом N 146 по ул. Рахова г. Саратова поступает через дом 175 по ул. Челюскинцев.
Учитывая изложенное, суд считает, что у ПАО "Т Плюс" в силу пункта 17 Правил N 354 обязанности по предоставлению коммунальной услуги горячее водоснабжение на момент проведения проверки не возникло.
Представленные комитетом платежные документы, на которые комитет ссылается в апелляционной жалобе, не являются доказательством фактически сложившихся договорных отношений между собственниками помещений и ПАО "Т Плюс".
Указанные платежные документы выставлены в адрес собственников помещений многоквартирного дома за расчетные месяцы декабрь 2015 года - апрель 2016 года, то есть после проведения проверки и выдачи оспариваемых предписаний. Доказательств фактически сложившихся договорных отношений между ПАО "Т Плюс" и собственниками многоквартирного дома до проведения проверки комитетом не представлено.
Кроме того, комитетом при проведении проверки на основании распоряжения от 24.07.2015 N 306-р распоряжения от 10.09.2015 N 408-р не произведен замер температуры теплоносителя на границе балансовой принадлежности между управляющей организацией и ПАО "Т Плюс".
В соответствии с пунктами 7.1, 7.2 Методическими указаниями "МУК 4.3.2900-11.4.3. Методы контроля. Физические факторы. Измерение температуры горячей воды систем централизованного горячего водоснабжения. Методические указания", утвержденных Роспотребнадзором 12.07.2011, отбор проб с целью проведения исследований для целей государственного санитарно-эпидемиологического надзора, производственного контроля осуществляется в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.2496-09 в местах водоразбора, для отбора воды выбирают не менее 4 точек: 2 в наиболее приближенном к вводу сети горячей воды в объект (здание) и 2 наиболее отдаленные от него. Выбор точек осуществляется по технической документации на объект, где производятся контрольные измерения.
Из акта проверки от 30.07.2015 года видно, что замер производился в ванной комнате в точке водоразбора муниципальной квартиры 24.
Согласно акту проверки от 22.09.2015 N 342 замер производился на вводе в многоквартирный доме N 146 по ул. Челюскинцев и в муниципальной квартире N 24 в ванной комнате в точке водоразбора.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оспариваемые ПАО "Т Плюс" предписания не соответствуют законодательству Российской Федерации, поскольку незаконно возлагают на общество определенные обязанности и, тем самым, создают препятствия для осуществления им экономический деятельности, нарушают права и законные интересы общества.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции, и не могут служить основаниями для отмены принятого решения.
Суд первой инстанции, установив нарушения норм закона и прав заявителя, обоснованно в соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ удовлетворил заявленные требования.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены обжалованного решения не имеется. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения спора обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 28.05.2016 по делу N А57-19076/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275 - 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
М.А.АКИМОВА
Судьи
Л.Б.АЛЕКСАНДРОВА
С.Г.ВЕРЯСКИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)