Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 09 июня 2016 года. Решение в полном объеме изготовлено 15 июня 2016 года.
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи О.А. Сидоренко, протокол судебного заседания составлен помощником судьи Сайгушевой И.Ю., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску некоммерческой организации "Товарищество собственников жилья - К. Либкнехта, 26", г. Ижевск (ОГРН 1101841001943, ИНН 1841009765) к обществу с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы", г. Ижевск (ОГРН 1051801824876, ИНН 1833037470) об обязании в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу снизить размер платы за горячее водоснабжение на сумму 724 164,95 руб., 20 000 руб. судебных расходов на оплату услуг представителя.
В присутствии представителей сторон:
От истца: Стаценко А.В. по доверенности от 01.05.2016, Караваев Б.Г. - представитель по доверенности от 07.04.2016
От ответчика: Николаев Н.Н. по доверенности от 09.03.2016
Некоммерческой организацией "Товарищество собственников жилья - К. Либкнехта, 26", г. Ижевск заявлен иск об обязании общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы", г. Ижевск в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу снизить размер платы за горячее водоснабжение на сумму 724 164,95 руб., 20 000 руб. судебных расходов на оплату услуг представителя.
Заявленные требования истцом поддержаны.
Ответчик исковые требования оспаривает, представил отзыв на иск. Возражения по иску мотивирует тем, что расчет платы правомерно произведен исходя из показаний общедомового прибора учета.
На основании статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с согласия сторон, суд завершил предварительное судебное заседание и перешел к судебному разбирательству, поскольку представленные доказательства позволяют рассмотреть дело по существу.
Как следует из материалов дела, между истцом (ресурсоснабжающая организация) и ответчиком (потребитель) заключен договор отопления и горячего водоснабжения N К2338 от 01.06.2013, по условиям которого, ресурсоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей сетевой воде и горячую воду питьевого качества (далее - горячая вода), а потребитель обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию и принятую горячую воду, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления.
Согласно п. 3.3 договора, потребитель рассчитывается за отпущенную тепловую энергию по допущенным в эксплуатацию представителем ресурсоснабжающей организации коммерческим приборам учета потребителя, указанным в приложении N 5 к договору.
Указывая, что в многоквартирном доме, находящемся в управлении истца, отсутствуют индивидуальные (поквартирные) приборы учета, позволяющие вести отдельный учет тепловой энергии на подогрев воды поступающей для нужд горячего водоснабжения холодной воды, в связи с чем, ответчиком необоснованно предъявлена к взысканию плата 724 146,95 руб., рассчитанная только по показаниям общедомовых приборов учета без учета положений распоряжения Правительства Удмуртской Республики от 27.01.2014 N 38-р "О временных мерах по организации расчетов за коммунальные услуги по горячему водоснабжению", истец обратился с настоящим иском в суд.
Изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с п. 2 ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (ст.ст. 539 - 547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В силу п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В рассматриваемом случае ООО "УКС" для ТСЖ "К. Либкнехта, 26" (исполнитель коммунальных услуг) является ресурсоснабжающей организацией.
Истец осуществляет приобретение энергоресурсов не с целью перепродажи, а для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном домах, находящихся в его управлении.
Таким образом, отношения сторон в спорный период (с января по декабрь 2014 года) регулировались, в том числе, положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 124 от 14.02.2012 (далее - Правила N 124).
Спор по объектам теплоснабжения в 2014 года, объему и стоимости поставленной тепловой энергии между сторонами отсутствует.
Разногласия касаются порядка определения стоимости горячей воды, поставленной в многоквартирный дом N 26 по ул. К. Либкнехта, 26, оборудованный общедомовым прибором учета.
Учитывая наличие на границе балансовой принадлежности между ООО "УКС" и ТСЖ "К. Либкнехта, 26" общедомового прибора учета, обеспечивающего раздельный учет компонентов (тепловая энергия и холодная вода), ООО "УКС" стоимость горячей воды определяет исходя из показаний приборов учета и двухкомпонентного тарифа на горячую воду, утвержденного постановлением РЭК Удмуртской Республики от 17.12.2013 N 21/8.
ТСЖ "К. Либкнехта, 26" исходит из отсутствия оснований для применения двухкомпонентного тарифа при определении стоимости горячей воды, поставленной в многоквартирные дома, оборудованные общедомовыми приборами учета, позволяющими учитывать количество ресурса по каждому компоненту в случае отсутствия аналогичных приборов учета в жилых и нежилых помещениях таких домов. Полагает, что расчет платы за горячее водоснабжение должен производиться в соответствии с распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 27.01.2014 N 38-р "О временных мерах по организации расчетов за коммунальные услуги по горячему водоснабжению.
Проанализировав доводы сторон, суд признал, что расчеты между сторонами в ситуации, когда многоквартирные дома оборудованы общедомовыми приборами учета, позволяющими вести учет по двум компонентам (тепловая энергия, холодная вода), но не оборудованы аналогичными приборами учета в жилых и нежилых помещениях таких домов (индивидуальными (поквартирными)), должны производиться в соответствии с порядком, установленным распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 27.01.2014 N 38-р.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Согласно части 9 статьи 32 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" тарифы в сфере горячего водоснабжения устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 47 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 (далее - Основы ценообразования), предусмотрено, что тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, обеспечивающих горячее водоснабжение с использованием закрытой системы горячего водоснабжения или открытой системы горячего водоснабжения (теплоснабжения).
Под закрытой системой горячего водоснабжения понимается комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения, осуществляемого путем отбора холодной воды из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева холодной воды с использованием центрального теплового пункта (без отбора горячей воды из тепловой сети).
Тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения состоит из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Компонент на холодную воду принимается равным тарифу на холодную воду, установленному и применяемому в соответствии с названным документом.
Компонент на тепловую энергию устанавливается органом регулирования равным сумме следующих составляющих: тарифа на тепловую энергию (мощность), установленного и применяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения; финансовых потребностей организации коммунального комплекса на содержание централизованных систем горячего водоснабжения на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе, центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности потребителя и указанной организации, отнесенных на единицу тепловой энергии (мощности), - в случае, если такие расходы не учтены в тарифе на тепловую энергию (мощность); стоимости потерь тепловой энергии в трубопроводах на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности потребителя и организации коммунального комплекса, отнесенной на единицу тепловой энергии, - в случае, если такие потери не учтены при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) (пункт 48 Основ ценообразования).
Правила N 354 установление тарифов на коммунальные услуги не регулируют.
Согласно пункту 1 Правил N 354 предмет их регулирования составляют общественные отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе, отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Подпунктом 2 пункта 31 Правил N 354 обязанность производить расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги возложена на исполнителя.
При этом, в силу пунктов 36, 38, 67, 69 Правил N 354 расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном этими же Правилами, но по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Постановлением РЭК Удмуртской Республики от 17.12.2013 N 21/8 с 01.01.2014 для ООО "УКС" установлен двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения для категории "население" на 1-е полугодие 2014 года в размере 1 368 руб. 80 коп. /Гкал (компонент на тепловую энергию), 11 руб. 62 коп. /куб. м (компонент на холодную воду); на 2-е полугодие 2014 года в размере 1 426 руб. 33 коп. /Гкал (компонент на тепловую энергию), 12 руб. 10 коп. /куб. м (компонент на холодную воду).
Вместе с тем, Правилами N 354 не определена методика расчета платы за горячее водоснабжение по двухкомпонентному тарифу.
Таким образом, доводы истца относительно применения в расчетах между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг рекомендаций по порядку определения количества тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения, установленных распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 27.01.2014 N 38-р, которым в отсутствие норматива на подогрев воды утверждены временные показатели удельного расхода тепловой энергии на подогрев воды, обоснованы.
Рекомендации, утвержденные указанным распоряжением, разработаны в целях расчетов за горячее водоснабжение между гражданами и исполнителями коммунальных услуг в многоквартирных и жилых домах, а также между исполнителями коммунальных услуг на нужды граждан в многоквартирных и жилых домах и ресурсоснабжающими организациями при отсутствии приборов учета коммунальных услуг (ресурсов), обеспечивающих учет по каждому компоненту.
Подпунктом 1 пункта 1 распоряжении Правительства Удмуртской Республики от 27.01.2014 N 38-р разъяснено, что под приборами учета коммунальных услуг (ресурсов), указанными в абзаце первом временных методических рекомендаций, следует понимать приборы коллективного (общедомового) учета и индивидуальные или общие (квартиры) приборы учета, обеспечивающие учет горячей воды по двум компонентам (компонент на холодную воду и компонент на тепловую энергию).
В целях расчетов за горячее водоснабжение временные методические рекомендации подлежат применению: при отсутствии в МКД любого из указанных в подпункте 1 пункта 1 настоящего распоряжения видов приборов учета; при расчетах между исполнителями коммунальных услуг на нужды граждан МКД и ресурсоснабжающими организациями при наличии в МКД жилых помещений, не оборудованных ИПУ или общими (квартирными) приборами учета, обеспечивающими учета горячей воды по двум компонентам (подпункт 2 пункта 1).
При этом согласно пункту 2 распоряжения его действие распространено на отношения, начиная с 01.01.2014.
Председателем Правительства Удмуртской Республики принято распоряжение "Об официальном разъяснении отдельных положений распоряжения Правительства Удмуртской Республики от 27.01.2014 N 38-р "О временных мерах по организации расчетов за коммунальные услуги по горячему водоснабжению".
Временный показатель удельного расхода тепловой энергии на подогрев воды для ООО "УКС" установлен в размере 0,051965.
Согласно формуле, изложенной в распоряжении Правительства Удмуртской Республики от 27.01.2014 N 38-р, стоимость горячей воды (одноставочный тариф на горячую воду) рассчитывается как сумма тарифа на холодную воду и произведения установленного для ресурсоснабжающей организации удельного расхода тепловой энергии на подогрев воды и тарифа на тепловую энергию, утвержденного для ресурсоснабжающей организации уполномоченным органом.
В установленном законом порядке распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 27.01.2014 N 38-р недействительным не признано, в связи с чем, изложенные в нем положения подлежат применению к отношениям сторон в рамках настоящего спора.
Истец и ответчик не оспаривают то обстоятельство, что жилые помещения многоквартирных домов не оборудованы приборами учета горячей воды, позволяющими определять количество ресурса по каждому компоненту (тепловая энергия, холодная вода).
Учитывая, что на управляющую организацию не может быть возложена обязанность по оплате приобретаемого им ресурса в большем по объему и стоимости размере, чем это предусмотрено для проживающих в домах граждан-потребителей, а также то обстоятельство, что в 2014 году норматив потребления коммунальной услуги, определяющий расход тепловой энергии на подогрев воды, не был утвержден, суд признал, что расчет объема обязательств управляющей организации перед ООО "УКС" должен производиться в соответствии с порядком, предусмотренным распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 27.01.2014 N 38-р.
Межтарифная разница, возникшая у управляющей организации в случае применения ею двухкомпонентного тарифа, не может быть компенсирована за счет граждан-потребителей. При этом, какой-либо порядок (механизм) компенсации возможных убытков вследствие применения распоряжения Правительства Удмуртской Республики от 27.01.2014 N 38-р исполнителям коммунальных услуг за счет средств соответствующего бюджета также не установлен.
Пунктом 15 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406, а также статьей 32 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" для ресурсоснабжающей организации предусмотрена возможность компенсации расходов при установлении тарифа на следующий период регулирования при предоставлении подтверждающих документов.
При таких обстоятельствах возражения ответчика в указанной части несостоятельны.
Доводы ООО "УКС" о нарушении положений статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд отклоняет как несостоятельные, не усматривая несоответствия распоряжения Правительства Удмуртской Республики от 27.01.2014 N 38-р положениям Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил N 354.
С учетом изложенного, требования ТСЖ "К. Либкнехта, 26", г. Ижевск об обязании ООО "УКС" в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу снизить размер платы за горячее водоснабжение на сумму 724 164,95 руб. подлежат удовлетворению.
Кроме того истцом заявлены требования о взыскании 20 000 руб. судебных расходов на оплату услуг представителя.
Статьей 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся, в том числе, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Судебные расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
В пункте 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.12.2007 N 121 "Обзор судебной практики по вопросам, связанным с распределением между сторонами судебных расходов на оплату услуг адвокатов и иных лиц, выступающих в качестве представителей в арбитражных судах" разъяснено, что лицо, требующее возмещения расходов на оплату услуг представителя, доказывает их размер и факт выплаты, другая сторона вправе доказывать их чрезмерность.
В подтверждение обоснованности произведенных расходов, истцом представлен договор на оказание услуг юриста N 02/2016-ю от 05.04.2016, дополнительное соглашение N 01/02 от 05.04.2016 к договору, приказ о приеме на работу N 13-к от 07.04.2014, платежное поручение N 104 от 12.04.2016 на перечисление вознаграждения в сумме 20 000 руб.
Между тем, представленные документы не могут быть приняты судом как надлежащие доказательства, подтверждающие факт оказания юридических услуг в рамках рассматриваемого дела, в силу следующего.
По условиям договора на оказание услуг юриста N 02/2016-ю от 05.04.2016, заключенного между ТСЖ "К. Либкнехта, 26" (заказчик) и ООО "Дом сервис" (исполнитель), исполнитель обязался по заданию заказчика оказать услуги, указанные в дополнительном соглашении (пункт 1.1 договора).
Согласно дополнительному соглашению N 01/02 от 05.04.2016 к договору исполнитель представляет интересы заказчика в Арбитражном суде УР по иску ТСЖ "К. Либкнехта, 26" к ООО "УКС" о взыскании незаконно начисленных сумм по договору теплоснабжения, неустойки, госпошлины.
Между тем, предметом исковых требований в рамках настоящего дела являлись требования о снижении размер платы за горячее водоснабжение, в связи с чем, вышеуказанное дополнительное соглашение не подтверждает факт оказания услуг в рамках настоящего дела.
В платежном поручении N 104 от 12.04.2016 об оплате 20 000 руб. в назначении платежа указано: оплата по договору на оказание услуг юриста N 02/2016-ю от 05.04.2016.
В договоре на оказание услуг юриста N 02/2016-ю от 05.04.2016 ссылка на то, по какому делу, по каким исковым требованиям оказываются услуги, отсутствует.
Иных документов в подтверждение факта оказания услуг в рамах настоящего дела по иску о снижении размер платы за горячее водоснабжение, суду не представлено.
С учетом изложенного, требования истца в части требований о возмещении расходов на оплату услуг представителя, удовлетворению не подлежат, поскольку документально не подтверждены.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом принятого по делу решения, расходы по оплате госпошлины относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 167, 168, 169, 170, 174, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Требования истца удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы", г. Ижевск (ОГРН 1051801824876, ИНН 1833037470) в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу снизить размер платы за горячее водоснабжение на сумму 724 164,95 руб. за период с 1 января по 31 декабря 2014 года.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы", г. Ижевск (ОГРН 1051801824876, ИНН 1833037470) в пользу некоммерческой организации "Товарищество собственников жилья - К. Либкнехта, 26", г. Ижевск (ОГРН 1101841001943, ИНН 1841009765) госпошлину 6000 руб.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 15.06.2016 ПО ДЕЛУ N А71-4624/2016
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 15 июня 2016 г. по делу N А71-4624/2016
Резолютивная часть решения объявлена 09 июня 2016 года. Решение в полном объеме изготовлено 15 июня 2016 года.
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи О.А. Сидоренко, протокол судебного заседания составлен помощником судьи Сайгушевой И.Ю., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску некоммерческой организации "Товарищество собственников жилья - К. Либкнехта, 26", г. Ижевск (ОГРН 1101841001943, ИНН 1841009765) к обществу с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы", г. Ижевск (ОГРН 1051801824876, ИНН 1833037470) об обязании в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу снизить размер платы за горячее водоснабжение на сумму 724 164,95 руб., 20 000 руб. судебных расходов на оплату услуг представителя.
В присутствии представителей сторон:
От истца: Стаценко А.В. по доверенности от 01.05.2016, Караваев Б.Г. - представитель по доверенности от 07.04.2016
От ответчика: Николаев Н.Н. по доверенности от 09.03.2016
установил:
Некоммерческой организацией "Товарищество собственников жилья - К. Либкнехта, 26", г. Ижевск заявлен иск об обязании общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы", г. Ижевск в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу снизить размер платы за горячее водоснабжение на сумму 724 164,95 руб., 20 000 руб. судебных расходов на оплату услуг представителя.
Заявленные требования истцом поддержаны.
Ответчик исковые требования оспаривает, представил отзыв на иск. Возражения по иску мотивирует тем, что расчет платы правомерно произведен исходя из показаний общедомового прибора учета.
На основании статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с согласия сторон, суд завершил предварительное судебное заседание и перешел к судебному разбирательству, поскольку представленные доказательства позволяют рассмотреть дело по существу.
Как следует из материалов дела, между истцом (ресурсоснабжающая организация) и ответчиком (потребитель) заключен договор отопления и горячего водоснабжения N К2338 от 01.06.2013, по условиям которого, ресурсоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей сетевой воде и горячую воду питьевого качества (далее - горячая вода), а потребитель обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию и принятую горячую воду, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления.
Согласно п. 3.3 договора, потребитель рассчитывается за отпущенную тепловую энергию по допущенным в эксплуатацию представителем ресурсоснабжающей организации коммерческим приборам учета потребителя, указанным в приложении N 5 к договору.
Указывая, что в многоквартирном доме, находящемся в управлении истца, отсутствуют индивидуальные (поквартирные) приборы учета, позволяющие вести отдельный учет тепловой энергии на подогрев воды поступающей для нужд горячего водоснабжения холодной воды, в связи с чем, ответчиком необоснованно предъявлена к взысканию плата 724 146,95 руб., рассчитанная только по показаниям общедомовых приборов учета без учета положений распоряжения Правительства Удмуртской Республики от 27.01.2014 N 38-р "О временных мерах по организации расчетов за коммунальные услуги по горячему водоснабжению", истец обратился с настоящим иском в суд.
Изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с п. 2 ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (ст.ст. 539 - 547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В силу п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В рассматриваемом случае ООО "УКС" для ТСЖ "К. Либкнехта, 26" (исполнитель коммунальных услуг) является ресурсоснабжающей организацией.
Истец осуществляет приобретение энергоресурсов не с целью перепродажи, а для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном домах, находящихся в его управлении.
Таким образом, отношения сторон в спорный период (с января по декабрь 2014 года) регулировались, в том числе, положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 124 от 14.02.2012 (далее - Правила N 124).
Спор по объектам теплоснабжения в 2014 года, объему и стоимости поставленной тепловой энергии между сторонами отсутствует.
Разногласия касаются порядка определения стоимости горячей воды, поставленной в многоквартирный дом N 26 по ул. К. Либкнехта, 26, оборудованный общедомовым прибором учета.
Учитывая наличие на границе балансовой принадлежности между ООО "УКС" и ТСЖ "К. Либкнехта, 26" общедомового прибора учета, обеспечивающего раздельный учет компонентов (тепловая энергия и холодная вода), ООО "УКС" стоимость горячей воды определяет исходя из показаний приборов учета и двухкомпонентного тарифа на горячую воду, утвержденного постановлением РЭК Удмуртской Республики от 17.12.2013 N 21/8.
ТСЖ "К. Либкнехта, 26" исходит из отсутствия оснований для применения двухкомпонентного тарифа при определении стоимости горячей воды, поставленной в многоквартирные дома, оборудованные общедомовыми приборами учета, позволяющими учитывать количество ресурса по каждому компоненту в случае отсутствия аналогичных приборов учета в жилых и нежилых помещениях таких домов. Полагает, что расчет платы за горячее водоснабжение должен производиться в соответствии с распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 27.01.2014 N 38-р "О временных мерах по организации расчетов за коммунальные услуги по горячему водоснабжению.
Проанализировав доводы сторон, суд признал, что расчеты между сторонами в ситуации, когда многоквартирные дома оборудованы общедомовыми приборами учета, позволяющими вести учет по двум компонентам (тепловая энергия, холодная вода), но не оборудованы аналогичными приборами учета в жилых и нежилых помещениях таких домов (индивидуальными (поквартирными)), должны производиться в соответствии с порядком, установленным распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 27.01.2014 N 38-р.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Согласно части 9 статьи 32 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" тарифы в сфере горячего водоснабжения устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 47 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 (далее - Основы ценообразования), предусмотрено, что тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, обеспечивающих горячее водоснабжение с использованием закрытой системы горячего водоснабжения или открытой системы горячего водоснабжения (теплоснабжения).
Под закрытой системой горячего водоснабжения понимается комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения, осуществляемого путем отбора холодной воды из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева холодной воды с использованием центрального теплового пункта (без отбора горячей воды из тепловой сети).
Тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения состоит из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Компонент на холодную воду принимается равным тарифу на холодную воду, установленному и применяемому в соответствии с названным документом.
Компонент на тепловую энергию устанавливается органом регулирования равным сумме следующих составляющих: тарифа на тепловую энергию (мощность), установленного и применяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения; финансовых потребностей организации коммунального комплекса на содержание централизованных систем горячего водоснабжения на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе, центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности потребителя и указанной организации, отнесенных на единицу тепловой энергии (мощности), - в случае, если такие расходы не учтены в тарифе на тепловую энергию (мощность); стоимости потерь тепловой энергии в трубопроводах на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности потребителя и организации коммунального комплекса, отнесенной на единицу тепловой энергии, - в случае, если такие потери не учтены при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) (пункт 48 Основ ценообразования).
Правила N 354 установление тарифов на коммунальные услуги не регулируют.
Согласно пункту 1 Правил N 354 предмет их регулирования составляют общественные отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе, отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Подпунктом 2 пункта 31 Правил N 354 обязанность производить расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги возложена на исполнителя.
При этом, в силу пунктов 36, 38, 67, 69 Правил N 354 расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном этими же Правилами, но по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Постановлением РЭК Удмуртской Республики от 17.12.2013 N 21/8 с 01.01.2014 для ООО "УКС" установлен двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения для категории "население" на 1-е полугодие 2014 года в размере 1 368 руб. 80 коп. /Гкал (компонент на тепловую энергию), 11 руб. 62 коп. /куб. м (компонент на холодную воду); на 2-е полугодие 2014 года в размере 1 426 руб. 33 коп. /Гкал (компонент на тепловую энергию), 12 руб. 10 коп. /куб. м (компонент на холодную воду).
Вместе с тем, Правилами N 354 не определена методика расчета платы за горячее водоснабжение по двухкомпонентному тарифу.
Таким образом, доводы истца относительно применения в расчетах между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг рекомендаций по порядку определения количества тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения, установленных распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 27.01.2014 N 38-р, которым в отсутствие норматива на подогрев воды утверждены временные показатели удельного расхода тепловой энергии на подогрев воды, обоснованы.
Рекомендации, утвержденные указанным распоряжением, разработаны в целях расчетов за горячее водоснабжение между гражданами и исполнителями коммунальных услуг в многоквартирных и жилых домах, а также между исполнителями коммунальных услуг на нужды граждан в многоквартирных и жилых домах и ресурсоснабжающими организациями при отсутствии приборов учета коммунальных услуг (ресурсов), обеспечивающих учет по каждому компоненту.
Подпунктом 1 пункта 1 распоряжении Правительства Удмуртской Республики от 27.01.2014 N 38-р разъяснено, что под приборами учета коммунальных услуг (ресурсов), указанными в абзаце первом временных методических рекомендаций, следует понимать приборы коллективного (общедомового) учета и индивидуальные или общие (квартиры) приборы учета, обеспечивающие учет горячей воды по двум компонентам (компонент на холодную воду и компонент на тепловую энергию).
В целях расчетов за горячее водоснабжение временные методические рекомендации подлежат применению: при отсутствии в МКД любого из указанных в подпункте 1 пункта 1 настоящего распоряжения видов приборов учета; при расчетах между исполнителями коммунальных услуг на нужды граждан МКД и ресурсоснабжающими организациями при наличии в МКД жилых помещений, не оборудованных ИПУ или общими (квартирными) приборами учета, обеспечивающими учета горячей воды по двум компонентам (подпункт 2 пункта 1).
При этом согласно пункту 2 распоряжения его действие распространено на отношения, начиная с 01.01.2014.
Председателем Правительства Удмуртской Республики принято распоряжение "Об официальном разъяснении отдельных положений распоряжения Правительства Удмуртской Республики от 27.01.2014 N 38-р "О временных мерах по организации расчетов за коммунальные услуги по горячему водоснабжению".
Временный показатель удельного расхода тепловой энергии на подогрев воды для ООО "УКС" установлен в размере 0,051965.
Согласно формуле, изложенной в распоряжении Правительства Удмуртской Республики от 27.01.2014 N 38-р, стоимость горячей воды (одноставочный тариф на горячую воду) рассчитывается как сумма тарифа на холодную воду и произведения установленного для ресурсоснабжающей организации удельного расхода тепловой энергии на подогрев воды и тарифа на тепловую энергию, утвержденного для ресурсоснабжающей организации уполномоченным органом.
В установленном законом порядке распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 27.01.2014 N 38-р недействительным не признано, в связи с чем, изложенные в нем положения подлежат применению к отношениям сторон в рамках настоящего спора.
Истец и ответчик не оспаривают то обстоятельство, что жилые помещения многоквартирных домов не оборудованы приборами учета горячей воды, позволяющими определять количество ресурса по каждому компоненту (тепловая энергия, холодная вода).
Учитывая, что на управляющую организацию не может быть возложена обязанность по оплате приобретаемого им ресурса в большем по объему и стоимости размере, чем это предусмотрено для проживающих в домах граждан-потребителей, а также то обстоятельство, что в 2014 году норматив потребления коммунальной услуги, определяющий расход тепловой энергии на подогрев воды, не был утвержден, суд признал, что расчет объема обязательств управляющей организации перед ООО "УКС" должен производиться в соответствии с порядком, предусмотренным распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 27.01.2014 N 38-р.
Межтарифная разница, возникшая у управляющей организации в случае применения ею двухкомпонентного тарифа, не может быть компенсирована за счет граждан-потребителей. При этом, какой-либо порядок (механизм) компенсации возможных убытков вследствие применения распоряжения Правительства Удмуртской Республики от 27.01.2014 N 38-р исполнителям коммунальных услуг за счет средств соответствующего бюджета также не установлен.
Пунктом 15 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406, а также статьей 32 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" для ресурсоснабжающей организации предусмотрена возможность компенсации расходов при установлении тарифа на следующий период регулирования при предоставлении подтверждающих документов.
При таких обстоятельствах возражения ответчика в указанной части несостоятельны.
Доводы ООО "УКС" о нарушении положений статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд отклоняет как несостоятельные, не усматривая несоответствия распоряжения Правительства Удмуртской Республики от 27.01.2014 N 38-р положениям Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил N 354.
С учетом изложенного, требования ТСЖ "К. Либкнехта, 26", г. Ижевск об обязании ООО "УКС" в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу снизить размер платы за горячее водоснабжение на сумму 724 164,95 руб. подлежат удовлетворению.
Кроме того истцом заявлены требования о взыскании 20 000 руб. судебных расходов на оплату услуг представителя.
Статьей 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся, в том числе, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Судебные расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
В пункте 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.12.2007 N 121 "Обзор судебной практики по вопросам, связанным с распределением между сторонами судебных расходов на оплату услуг адвокатов и иных лиц, выступающих в качестве представителей в арбитражных судах" разъяснено, что лицо, требующее возмещения расходов на оплату услуг представителя, доказывает их размер и факт выплаты, другая сторона вправе доказывать их чрезмерность.
В подтверждение обоснованности произведенных расходов, истцом представлен договор на оказание услуг юриста N 02/2016-ю от 05.04.2016, дополнительное соглашение N 01/02 от 05.04.2016 к договору, приказ о приеме на работу N 13-к от 07.04.2014, платежное поручение N 104 от 12.04.2016 на перечисление вознаграждения в сумме 20 000 руб.
Между тем, представленные документы не могут быть приняты судом как надлежащие доказательства, подтверждающие факт оказания юридических услуг в рамках рассматриваемого дела, в силу следующего.
По условиям договора на оказание услуг юриста N 02/2016-ю от 05.04.2016, заключенного между ТСЖ "К. Либкнехта, 26" (заказчик) и ООО "Дом сервис" (исполнитель), исполнитель обязался по заданию заказчика оказать услуги, указанные в дополнительном соглашении (пункт 1.1 договора).
Согласно дополнительному соглашению N 01/02 от 05.04.2016 к договору исполнитель представляет интересы заказчика в Арбитражном суде УР по иску ТСЖ "К. Либкнехта, 26" к ООО "УКС" о взыскании незаконно начисленных сумм по договору теплоснабжения, неустойки, госпошлины.
Между тем, предметом исковых требований в рамках настоящего дела являлись требования о снижении размер платы за горячее водоснабжение, в связи с чем, вышеуказанное дополнительное соглашение не подтверждает факт оказания услуг в рамках настоящего дела.
В платежном поручении N 104 от 12.04.2016 об оплате 20 000 руб. в назначении платежа указано: оплата по договору на оказание услуг юриста N 02/2016-ю от 05.04.2016.
В договоре на оказание услуг юриста N 02/2016-ю от 05.04.2016 ссылка на то, по какому делу, по каким исковым требованиям оказываются услуги, отсутствует.
Иных документов в подтверждение факта оказания услуг в рамах настоящего дела по иску о снижении размер платы за горячее водоснабжение, суду не представлено.
С учетом изложенного, требования истца в части требований о возмещении расходов на оплату услуг представителя, удовлетворению не подлежат, поскольку документально не подтверждены.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом принятого по делу решения, расходы по оплате госпошлины относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 167, 168, 169, 170, 174, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Требования истца удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы", г. Ижевск (ОГРН 1051801824876, ИНН 1833037470) в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу снизить размер платы за горячее водоснабжение на сумму 724 164,95 руб. за период с 1 января по 31 декабря 2014 года.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы", г. Ижевск (ОГРН 1051801824876, ИНН 1833037470) в пользу некоммерческой организации "Товарищество собственников жилья - К. Либкнехта, 26", г. Ижевск (ОГРН 1101841001943, ИНН 1841009765) госпошлину 6000 руб.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru.
Судья
О.А.СИДОРЕНКО
О.А.СИДОРЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)