Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.09.2016 N 09АП-36443/2016 ПО ДЕЛУ N А40-236343/15

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 сентября 2016 г. N 09АП-36443/2016

Дело N А40-236343/15

Резолютивная часть постановления оглашена 29.08.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 16.09.2016.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.,
судей Лепихина Д.Е., Поташовой Ж.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахтияровым Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Мосжилинспекции
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.03.2016
по делу N А40-236343/15, принятое судьей Ласкиным Л.В.
по заявлению ЖСК "Оранжерейный" (127276, Москва, улица Большая Марфинская, дом 2, кв. 40)
к Мосжилинспекции (129090, Москва, проспект Мира, дом 19)
- о признании незаконными и отмене предписаний;
- при участии:
- от заявителя - Александровская О.А. по доверенности от 19.11.2015;
- от заинтересованного лица - Баиров В.Н. по доверенности от 21.12.2015;

- установил:

решением Арбитражного суда г. Москвы от 03.03.2016 заявление ООО "Ветер перемен" о признании незаконным и отмене предписаний Государственной жилищной инспекции г. Москвы от 28.09.2015 N Р-О-СВ-11435, N Р-О-СВ-11434, удовлетворено.
Инспекция не согласилась с выводами суда первой инстанции, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представители лиц, участвующих в деле в судебное поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, ЖК "Оранжерейный" осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: 127276, Москва, улица Большая Марфинская, дома 2, 6; улица Малая Ботаническая, дом 3.
28.09.2015 по результатам проверок в отношении заявителя Государственной жилищной инспекцией г. Москвы вынесены предписание N Р-О-СВ-11435, которым предписано кооперативу исключить из ЕПД выставляемую по кв. 8 по ул. Малая Ботаническая д. 3 плату за дополнительные услуги, а именно: "эксплуатационные расходы" (членские взносы), резервный фонд и провести перерасчет за период с мая 2012 года по настоящее время; предписание N Р-О-СВ-11434, которым кооперативу предписано исключить из ЕПД выставляемую по кв. 12 по ул. Большая Марфинская, д. 6, плату за дополнительные услуги, а именно: "эксплуатационные расходы" (членские взносы), резервный фонд и провести перерасчет за период с декабря 2014 по настоящее время.
В предписания жилищная инспекция указывает на нарушение кооперативом ч. 6 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с указанными предписаниями, кооператив обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемые предписания вынесены с нарушением требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Рассмотрев материалы дела, суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 Положения о Государственной жилищной инспекции г. Москвы, утвержденного постановлением Правительства г. Москвы от 26.07.2011 N 336-ПП, инспекция является функциональным органом исполнительной власти г. Москвы, осуществляющим, в том числе, функции по региональному государственному жилищному надзору в пределах своей компетенции.
Частью 3 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации на собственника квартиры в многоквартирном доме возложено бремя содержания данного помещения и общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
В соответствии со ст. ст. 153 - 158 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
При этом плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со ст. 171 настоящего Кодекса.
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном ч. 1.1 настоящей статьи.
Таким образом, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести не только расходы на содержание принадлежащего ему помещения, но и также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии с п. 6 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за содержание жилого помещения и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со ст. 171 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
В соответствии со ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.
Согласно ч. 1 ст. 37 Жилищного кодекса Российской Федерации, доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Протоколами и решениями отчетно-выборного собрания членов ЖК "Оранжерейный" от 29.01.2012 (л.д. 34 - 36) и собрания от 01.02.2014 (л.д. 37 - 40) утвержден размер платы по спорным платежам.
Порядок распределения расходов между собственниками помещений, установленный ст. ст. 37, 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, соблюден. Установление спорных платежей отнесено законодателем к компетенции собрания членов кооператива.
В соответствии с ч. 8 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива.
Пунктом 33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 определено, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
Таким образом, действующим законодательством установлено, что размер платежей собственников, связанных с управлением многоквартирным домом, содержанием и текущим ремонтом общего имущества, устанавливается органами управления кооператива и обязателен для всех собственников, в том числе и не являющимися членами кооператива.
Отсутствие договоров не освобождает собственника, не являющихся членами кооператива, не освобождает их от бремени несения расходов на содержание общего имущества.
Ссылка жилищной инспекции на п. 15 постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (в редакции от 17.12.2014) необоснованная, поскольку предметом правового регулирования данного постановления является поставка холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии, тогда как предоставление услуг по содержанию и управлению общего имущества регулируется постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
Согласно ч. ч. 2, 4 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации. Предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, в том числе требований к созданию и деятельности юридических лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, порядка предоставления коммунальных услуг, требований к осуществлению оценки соответствия жилых домов, многоквартирных домов требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.
Статьей 1 Положения о Государственной жилищной инспекции г. Москвы, утвержденного постановлением Правительства г. Москвы от 26.07.2011 N 336-ПП предусмотрено, что Государственная жилищная инспекция г. Москвы является функциональным органом исполнительной власти г. Москвы, осуществляющим, в том числе функции по региональному государственному жилищному надзору в пределах своей компетенции.
Согласно п. 4.2.10 Положения Мосжилинспекция осуществляет свои полномочия в установленной сфере деятельности посредством принятия решений, в том числе, о выдаче предписаний о прекращении нарушений обязательных требований, устранения выявленных нарушений, проведения мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) регулируются положениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей, установленных ч. ч. 4.1 и 4.2 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства г. Москвы от 28.01.2014 N 15-ПП "Об утверждении Порядка осуществления регионального государственного жилищного надзора в г. Москве, образца удостоверения государственного жилищного инспектора Государственной жилищной инспекции г. Москвы и о внесении изменений в правовые акты Правительства г. Москвы", постановление Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493 "О государственном жилищном надзоре".
Согласно 14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Указанное требование содержится и в п. 3.3.1 постановления Правительства г. Москвы от 28.12.2011 N 655-ПП "Об утверждении Административного регламента исполнения Государственной жилищной инспекцией г. Москвы государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора в г. Москве", согласно которому основанием начала выполнения административной процедуры является распоряжение Мосжилинспекции о проведении проверки.
Проведение проверки начинается с вручения под роспись лицу (его уполномоченному представителю), в отношении которого осуществляется исполнение государственной функции, заверенной печатью копии распоряжения Мосжилинспекции о проведении проверки должностными лицами Мосжилинспекции, проводящими проверку, с предъявлением служебных удостоверений.
Административным органом допущены процессуальные нарушения при проведении проверки.
В нарушение п. 3 ст. 14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" копия распоряжения или приказа руководителя, на основании которого проведена проверка, в адрес кооператива не направлялась. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Кроме того, в предписании должно содержаться описание нарушения, наименования нормативных правовых актов, требования которых нарушены. Вместе с тем, в рассматриваемом случае оспариваемые предписания не конкретизированы, поскольку не содержат вид нарушений установленных требований, наименование нормативного акта, требования которого нарушены.
При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы отклоняются, оснований, предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.03.2016 по делу N А40-236343/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
Т.Т.МАРКОВА

Судьи
Д.Е.ЛЕПИХИН
Ж.В.ПОТАШОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)