Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 октября 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Балинской И.И., Песковой Т.Д.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мамонтовой Н.А.
при участии в заседании:
- от ООО "Амурская Управляющая Компания": не явились;
- от Государственной жилищной инспекции по Амурской области: не явились;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Амурская Управляющая Компания"
на решение от 02.08.2016 по делу N А04-6091/2016
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Чумаковым П.А.
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Амурская Управляющая Компания"
к Государственной жилищной инспекции Амурской области
о признании частично недействительным предписания
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Амурская Управляющая Компания" (ОГРН 1132801007272, ИНН 2801187883; далее - общество, управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Амурской области (далее - жилищная инспекция, уполномоченный орган) N 226 от 24.03.2016 в части возложения обязанности по изготовлению технического паспорта на многоквартирный дом N 24/2 по улице Больничная в городе Благовещенске и произвести перерасчет размера платы за электроэнергию на ОДН с учетом площади, указанной в данном техпаспорте.
Решением суда от 02.08.2016 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, общество подало в суд апелляционной инстанции жалобу, в которой просило его отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. При этом заявитель жалобы считает, что у него отсутствует обязанность по восстановлению технической документации на спорный дом, поскольку это должная была сделать управляющая компания, которая осуществляла управление спорным домом до заключения договора его собственников с обществом.
В заседании суда представитель заявителя участия не принимал.
Жилищная инспекция доводы жалобы не признала по основаниям, изложенным в представленном отзыве.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе с учетом опубликования соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, представителей в судебное заседание не направили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы с учетом отзыва, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для ее удовлетворения и отмены судебного акта исходя из следующего.
По материалам дела установлено, что жилищной инспекцией проведена внеплановая проверка общества, осуществляющего управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Благовещенск, ул. Больничная, д. 24/1, по результатам которой 24.03.2016 выдано предписание N 326 об устранении выявленных нарушений. Так инспекция потребовала от управляющей компании заключить с ресурсоснабжающей организацией договор энергоснабжения (пункт 1), изготовить технический паспорт на управляемый жилой дом (пункт 2); произвести перерасчет размера платы по ОДН с учетом площади, указанной в техническом паспорте (пункт 3).
Полагая, что предписание в части возложения обязанности по изготовлению технического паспорта на многоквартирный дом N 24/2 по улице Больничной в городе Благовещенске и проведению перерасчета размера платы за электроэнергию на ОДН с учетом площади, указанной в данном техпаспорте, является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, закон предусматривает совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному правовому акту и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Разрешая спор, арбитражный суд первой инстанции отказал в заявленных требованиях ввиду отсутствия совокупности таких условий.
В силу части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Пунктом 2.3 статьи 161 ЖК РФ установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома.
В соответствии с пунктом 24 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом. Техническая документация на многоквартирный дом включает в себя: документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества; документы (акты) о приемке результатов работ; акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического оборудования; инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по установленной форме.
Документом технического учета жилищного фонда является технический паспорт на многоквартирный дом (приложение 12 к Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя от 04.08.1998 N 37).
Содержащаяся в техническом паспорте информация должна иметь актуальный характер, поскольку она необходима для расчета платы за коммунальные ресурсы и коммунальные услуги, в том числе предоставляемые для общедомовых нужд. Указание на необходимость использования данных технического паспорта при расчете платы за ресурсы и услуги, поставляемые на общедомовые нужды, содержится и в письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 22.11.2012 N 29433-ВК/19.
В силу подпункта "а" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением таких стандартов, как прием, хранение и передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов, предусмотренных Правилами N 491, в порядке, установленном настоящими Правилами, а также их актуализация и восстановление (при необходимости).
Нормативное регулирование технической эксплуатации жилищного фонда предусматривает, что ответственное лицо, в данном случае управляющая организация обязано в установленном законодательством порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию (пункт 27 Правил N 491).
Таким образом, отсутствие или утрата технической документации, отсутствие волеизъявления собственников помещений в жилом доме не могут являться основанием для прекращения данной обязанности. В этом случае техническая документация подлежит восстановлению за счет обязанного лица.
В подпункте "е" пункта 6 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, установлена обязанность управляющей организации по предоставлению в ресурсоснабжающую организацию при заключении договора на поставку коммунального ресурса документов, содержащих сведения о размере площади каждого жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме, а также об общей площади помещений в многоквартирном доме, включая помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, или о размере площади жилого дома и отапливаемых помещений надворных построек, а также размере площади земельного участка, не занятого жилым домом и надворными постройками.
Из материалов дела установлено и не отрицается заявителем по делу, что технический паспорт на спорный дом МКД отсутствует.
Учитывая то, что общество добровольно приняло на себя обязательства по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома, и как следствие, обязанность по хранению и восстановлению недостающей документации (в случае утраты) на спорный дом, то предписание в упомянутой части не возлагает на заявителя незаконных обязанностей и ограничений в осуществлении экономической деятельности.
Отсутствие объективной технической документации о составе и состоянии объекта, в том числе общей площади жилых и нежилых помещений, а также помещений, не являющимися частями квартир и предназначенных для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме, не позволяет производить расчет платы за коммунальные ресурсы и коммунальные услуги, в том числе для общедомовых нужд, с учетом требований статьи 156 ЖК РФ.
При таких обстоятельствах, предписание выдано уполномоченным на то органом, соответствует действующему законодательству, поэтому правовых оснований для его признания в части пунктов 2 и 3 в данном случае недействительным, у арбитражного суда не имелось.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что уполномоченный орган не на законных основаниях возложил на управляющую компанию обязанность заключить договор с ресурсоснабжающей организацией, не принимается во внимание, поскольку этот довод не приводился в заявлении, поданном в суд первой инстанции и не был предметом правовой оценки арбитражного суда при вынесении обжалуемого судебного решения.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Амурской области от 02.08.2016 по делу N А04-6091/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.10.2016 N 06АП-5434/2016 ПО ДЕЛУ N А04-6091/2016
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 октября 2016 г. N 06АП-5434/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 октября 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Балинской И.И., Песковой Т.Д.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мамонтовой Н.А.
при участии в заседании:
- от ООО "Амурская Управляющая Компания": не явились;
- от Государственной жилищной инспекции по Амурской области: не явились;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Амурская Управляющая Компания"
на решение от 02.08.2016 по делу N А04-6091/2016
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Чумаковым П.А.
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Амурская Управляющая Компания"
к Государственной жилищной инспекции Амурской области
о признании частично недействительным предписания
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Амурская Управляющая Компания" (ОГРН 1132801007272, ИНН 2801187883; далее - общество, управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Амурской области (далее - жилищная инспекция, уполномоченный орган) N 226 от 24.03.2016 в части возложения обязанности по изготовлению технического паспорта на многоквартирный дом N 24/2 по улице Больничная в городе Благовещенске и произвести перерасчет размера платы за электроэнергию на ОДН с учетом площади, указанной в данном техпаспорте.
Решением суда от 02.08.2016 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, общество подало в суд апелляционной инстанции жалобу, в которой просило его отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. При этом заявитель жалобы считает, что у него отсутствует обязанность по восстановлению технической документации на спорный дом, поскольку это должная была сделать управляющая компания, которая осуществляла управление спорным домом до заключения договора его собственников с обществом.
В заседании суда представитель заявителя участия не принимал.
Жилищная инспекция доводы жалобы не признала по основаниям, изложенным в представленном отзыве.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе с учетом опубликования соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, представителей в судебное заседание не направили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы с учетом отзыва, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для ее удовлетворения и отмены судебного акта исходя из следующего.
По материалам дела установлено, что жилищной инспекцией проведена внеплановая проверка общества, осуществляющего управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Благовещенск, ул. Больничная, д. 24/1, по результатам которой 24.03.2016 выдано предписание N 326 об устранении выявленных нарушений. Так инспекция потребовала от управляющей компании заключить с ресурсоснабжающей организацией договор энергоснабжения (пункт 1), изготовить технический паспорт на управляемый жилой дом (пункт 2); произвести перерасчет размера платы по ОДН с учетом площади, указанной в техническом паспорте (пункт 3).
Полагая, что предписание в части возложения обязанности по изготовлению технического паспорта на многоквартирный дом N 24/2 по улице Больничной в городе Благовещенске и проведению перерасчета размера платы за электроэнергию на ОДН с учетом площади, указанной в данном техпаспорте, является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, закон предусматривает совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному правовому акту и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Разрешая спор, арбитражный суд первой инстанции отказал в заявленных требованиях ввиду отсутствия совокупности таких условий.
В силу части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Пунктом 2.3 статьи 161 ЖК РФ установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома.
В соответствии с пунктом 24 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом. Техническая документация на многоквартирный дом включает в себя: документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества; документы (акты) о приемке результатов работ; акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического оборудования; инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по установленной форме.
Документом технического учета жилищного фонда является технический паспорт на многоквартирный дом (приложение 12 к Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя от 04.08.1998 N 37).
Содержащаяся в техническом паспорте информация должна иметь актуальный характер, поскольку она необходима для расчета платы за коммунальные ресурсы и коммунальные услуги, в том числе предоставляемые для общедомовых нужд. Указание на необходимость использования данных технического паспорта при расчете платы за ресурсы и услуги, поставляемые на общедомовые нужды, содержится и в письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 22.11.2012 N 29433-ВК/19.
В силу подпункта "а" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением таких стандартов, как прием, хранение и передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов, предусмотренных Правилами N 491, в порядке, установленном настоящими Правилами, а также их актуализация и восстановление (при необходимости).
Нормативное регулирование технической эксплуатации жилищного фонда предусматривает, что ответственное лицо, в данном случае управляющая организация обязано в установленном законодательством порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию (пункт 27 Правил N 491).
Таким образом, отсутствие или утрата технической документации, отсутствие волеизъявления собственников помещений в жилом доме не могут являться основанием для прекращения данной обязанности. В этом случае техническая документация подлежит восстановлению за счет обязанного лица.
В подпункте "е" пункта 6 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, установлена обязанность управляющей организации по предоставлению в ресурсоснабжающую организацию при заключении договора на поставку коммунального ресурса документов, содержащих сведения о размере площади каждого жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме, а также об общей площади помещений в многоквартирном доме, включая помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, или о размере площади жилого дома и отапливаемых помещений надворных построек, а также размере площади земельного участка, не занятого жилым домом и надворными постройками.
Из материалов дела установлено и не отрицается заявителем по делу, что технический паспорт на спорный дом МКД отсутствует.
Учитывая то, что общество добровольно приняло на себя обязательства по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома, и как следствие, обязанность по хранению и восстановлению недостающей документации (в случае утраты) на спорный дом, то предписание в упомянутой части не возлагает на заявителя незаконных обязанностей и ограничений в осуществлении экономической деятельности.
Отсутствие объективной технической документации о составе и состоянии объекта, в том числе общей площади жилых и нежилых помещений, а также помещений, не являющимися частями квартир и предназначенных для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме, не позволяет производить расчет платы за коммунальные ресурсы и коммунальные услуги, в том числе для общедомовых нужд, с учетом требований статьи 156 ЖК РФ.
При таких обстоятельствах, предписание выдано уполномоченным на то органом, соответствует действующему законодательству, поэтому правовых оснований для его признания в части пунктов 2 и 3 в данном случае недействительным, у арбитражного суда не имелось.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что уполномоченный орган не на законных основаниях возложил на управляющую компанию обязанность заключить договор с ресурсоснабжающей организацией, не принимается во внимание, поскольку этот довод не приводился в заявлении, поданном в суд первой инстанции и не был предметом правовой оценки арбитражного суда при вынесении обжалуемого судебного решения.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Амурской области от 02.08.2016 по делу N А04-6091/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.И.САПРЫКИНА
Судьи
И.И.БАЛИНСКАЯ
Т.Д.ПЕСКОВА
Е.И.САПРЫКИНА
Судьи
И.И.БАЛИНСКАЯ
Т.Д.ПЕСКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)