Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.06.2017 N 17АП-5231/2017-ГК ПО ДЕЛУ N А60-45554/2016

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 июня 2017 г. N 17АП-5231/2017-ГК

Дело N А60-45554/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 июня 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Масальской Н.Г.,
судей Гладких Д.Ю., Назаровой В.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Корепановой Е.Г.,
при участии:
от истца, общества с ограниченной ответственностью УК "Даниловское"; от ответчиков, общества с ограниченной ответственностью "Свердловская теплоснабжающая компания", Муниципального образования городской округ Первоуральск в лице Администрации городского округа Первоуральск - не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, Муниципального образования городской округ Первоуральск в лице Администрации городского округа Первоуральск,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 02 марта 2017 года
по делу N А60-45554/2016,
принятое судьей Зориной Н.Л.,
по иску общества с ограниченной ответственностью УК "Даниловское" (ОГРН 1096625000856, ИНН 6625052243)
к обществу с ограниченной ответственностью "Свердловская теплоснабжающая компания" (ОГРН 1076673010150, ИНН 6673162327), Муниципальному образованию городской округ Первоуральск в лице Администрации городского округа Первоуральск (ОГРН 1036601476922, ИНН 6625004730)
о понуждении восстановить наружный циркуляционный трубопровод горячего водоснабжения,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью УК "Даниловское" (далее - ООО "Даниловское", истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Свердловская теплоснабжающая компания" (далее - ООО "СТК", ответчик), муниципальному образованию городской округ Первоуральск в лице Администрации городского округа Первоуральск (далее - МО "городской округ Первоуральск", ответчик) о понуждении восстановить наружный циркуляционный трубопровод горячего водоснабжения от центрального теплового пункта N 23 в г. Первоуральск до ввода в многоквартирный дом N 21 по ул. Вайнера г. Первоуральск (т. 1 л.д. 16-18, определение Арбитражного суда Свердловской области от 01.12.2016 о привлечении соответчика - т. 1 л.д. 182-184).
До принятия судом решения истец заявил ходатайство об отказе от исковых требований к ООО "СТК", которое судом первой инстанции удовлетворено.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 02 марта 2017 года (резолютивная часть решения объявлена 21 февраля 2017 года, судья Н.Л.Зорина) исковые требования удовлетворены. На МО "городской округ Первоуральск" в лице Администрации городского округа Первоуральск возложена обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу восстановить наружный циркуляционный трубопровод горячего водоснабжения от центрального теплового пункта N 23 в г. Первоуральск до ввода в многоквартирный дом N 21 по ул. Вайнера в г. Первоуральск. С ответчика в пользу истца в возмещение расходов по уплате государственной пошлины взыскано 6 000 руб. 00 коп. В отношении ООО "СТК" производство по делу прекращено (т. 2 л.д. 199-209).
Ответчик, МО "городской округ Первоуральск", не согласившись с решением суда, обратился с апелляционной жалобой. Находя решение незаконным и необоснованным, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении иска отказать.
Заявитель считает, что судом необоснованно отклонен довод ответчика о том, что ООО "Даниловское" является ненадлежащим истцом по делу, так как у него отсутствует статус исполнителя коммунальных услуг в отношении жилого дома N 21 по ул. Вайнера.
Апеллянт утверждает, что материалами дела подтвержден факт неисполнения ООО "СТК" обязательств по поставке горячей воды надлежащего качества, при этом отсутствуют доказательства, дающие основания полагать, что ненадлежащий температурный режим горячей воды, поступающей в жилые помещения спорного многоквартирного дома, обусловлен отсутствием циркуляционного трубопровода, а непосредственное восстановление циркуляционного трубопровода не приведет к наличию температуры в точках разбора водоснабжения 60-75 градусов.
Заявитель полагает, что исходя из заявленного предмета иска, соответствующего способам защиты гражданских прав, предусмотренных статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, сама возможность восстановления материального объекта предполагает его физическое наличие. Вместе с тем, такой объект как наружный циркуляционный трубопровод от ЦТП N 23 до ввода в многоквартирный дом N 21 по ул. Вайнера отсутствует, что подтверждено результатами обследования технического состояния циркуляционных трубопроводов горячего водоснабжения. Указал, что Федеральным законом от 07.12.2011 N 16-ФЗ "О водоснабжении и водоотведение" такое понятие, как восстановление линейного объекта (инженерных сетей) не предусмотрено.
Ответчик отметил, что основным мотивом заявленных истцом требований указано нарушение прав потребителей на качественную услугу. Вместе с тем, получение такой услуги вызывает необходимость принятия не отдельных (фрагментарных) мер, а всего комплекса мероприятий, связанных с доведением ее до потребителя. В противном случае правовая цель инициируемых истцом требований не будет достигнута, чем прямо нарушается принцип исполнимости судебного акта. То есть, наличие наружного циркуляционного трубопровода, по мнению ответчика, не обеспечит жителей многоквартирного дома N 21 по ул. Вайнера горячей водой надлежащего качества. Более того, как установлено судом и оспаривается ответчиком, при наличии системы циркуляции может быть выполнена единая функция по поставке тепловой энергии надлежащего качества (температуры). Однако, ни суд, ни истец не рассматривают иные альтернативные методы поставки данной коммунальной услуги надлежащего качества, в частности строительство индивидуального теплового пункта, которое является менее затратным и энергетически эффективным.
Заявитель оспаривает вывод суда о доказанности факта нахождения наружного циркуляционного трубопровода горячего водоснабжения от ЦТП N 23 до стены многоквартирного дома N 21 по ул. Вайнера в муниципальной собственности городского округа. Утверждает, что в казне городского округа такое имущество не числится.
Ссылаясь на положения статей 1, 2, 4, 6, 24, 25 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", применимые при разрешении настоящего спора, ответчик считает, что обязанность осуществлять поставку ресурса надлежащего качества возложена на ООО "СТК". Последнее к Администрации городского округа Первоуральск с заявлением о невозможности исполнения своих обязательств не обращалось, предложение о включении в инвестиционную программу мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованной системы горячего водоснабжения от ЦТП N 23, не представляло.
В силу норм Федерального закона от 06.10.2013 N 131, статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, Устава ГО Первоуральск, а также ввиду отсутствия в казне ГО Первоуральск такого имущества как наружный циркуляционный трубопровод от ЦТП N 23 до многоквартирного дома N 21 по ул. Вайнера, ответчик считает, что Администрация ГО Первоуральск является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу.
Истец, ООО "Даниловское", и ответчик (ООО "СТК") представили письменные отзывы, в которых доводы жалобы отклонили как несостоятельные. Находя решение законным и обоснованным, просили оставить его без изменения.
В заседание суда апелляционной инстанции 08.06.2017 стороны явку представителей не обеспечили.
Апелляционная жалоба судом рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в соответствии с решением, принятым 18.08.2013 собственниками многоквартирного жилого дома N 21 по ул. Вайнера г. Первоуральска на общем собрании, о выборе в качестве управляющей организации ООО "Даниловское" и заключении с ним договора управления, истец осуществляет управление спорным многоквартирным домом (протокол по результатам голосования на общем собрании собственников помещений, проведенного в форме заочного голосования от 18.08.2013 - т. 1 л.д. 47).
На основании договоров аренды от 22.09.2009 N 1, 2 (т. 1, л.д. 141-146) находящийся в собственности городского округа Первоуральск комплекс магистральных и внутриквартальных тепловых сетей с расположенным на них оборудованием, в том числе, центральные тепловые пункты и наружные циркуляционные трубопроводы горячего водоснабжения, переданы в аренду ООО "СТК". Последнее с использованием указанного имущества осуществляет изготовление и продажу потребителям горячей воды по тарифам, утвержденным в установленном законом порядке, таким образом, является организацией, осуществляющей горячее водоснабжение.
Поставку горячей воды ООО "СТК" осуществляет в частности в многоквартирный жилой дом N 21 по ул. Вайнера г. Первоуральска.
Письменный договор между ООО "Даниловское" (исполнитель коммунальных услуг) и ООО "СТК" не заключен.
Расчеты за горячую воду между истцом и ООО "СТК" производятся на основании показаний общедомового прибора учета (акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя - т. 1 л.д. 50, 65).
Как видно из почасовых показаний общедомового прибора учета за период с 01.04.2016 по 18.07.2016 (т. 1 л.д. 67-122), температура горячей воды, поставляемой в дом N 21 по ул. Вайнера г. Первоуральска не достигает нормативно установленного нижнего параметра +60°С.
Для установления причин подачи потребителям горячей воды ненадлежащего качества (с нарушением температурного режима) ООО "Даниловское" совместно со специализированной проектной организацией ООО "Проект-12" и с участием представителя Управления ЖКХ и строительства городского округа Первоуральск провело обследование технического состояния циркуляционных трубопроводов горячего водоснабжения, проходящих от центрального теплового пункта N 23 до стены многоквартирного дома N 21 по ул. Вайнера, а также внутридомовой системы горячего водоснабжения.
По результатам данного обследования, актом N 29 от 04.05.2016 установлены следующие обстоятельства:
1) жилой дом не оборудован локальными бойлерами и иным теплообменным оборудованием для приготовления горячей воды;
2) количество проживающего населения в жилом доме - 103 человек;
3) ввод трубопроводов отопления (подающего и обратного) расположен в подвале N 1, горячего водоснабжения и циркуляции горячей воды во внутридомовые сети - в подвале N 1;
4) трубопроводы отопления (подающий и обратный) и трубопровод горячего водоснабжения функционируют;
5) внутридомовой циркуляционный трубопровод горячего водоснабжения отсутствует, однако в местах прокладки магистральных трубопроводов санитарно-технических сетей по подвалу наблюдается предусмотренное для его прокладки место;
6) наружный циркуляционный трубопровод горячего водоснабжения на вводе отсутствует, однако в месте его ввода наблюдается предусмотренное для прокладки место;
7) техническая возможность восстановления наружного циркуляционного трубопровода ГВС присутствует (т. 1 л.д. 127-129).
По мнению истца, для обеспечения собственников и нанимателей помещений в спорном многоквартирном доме коммунальной услугой по горячему водоснабжению надлежащего качества необходимо восстановить наружный циркуляционный трубопровод горячего водоснабжения от центрального теплового пункта N 23 до ввода в указанный многоквартирный дом.
Претензия истца, адресованная ответчикам, о досудебном урегулировании вопроса обеспечения надлежащего качества коммунальной услуги по горячему водоснабжению граждан, о восстановлении наружных циркуляционных трубопроводов горячего водоснабжения оставлена без ответа и удовлетворения.
Данные обстоятельства явились основанием для обращения ООО "Даниловское" в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, исходил из того, что восстановление работы наружного циркуляционного трубопровода горячего водоснабжения позволит обеспечить потребителей ресурсом надлежащего качества; из наличия у МО "городской округ Первоуральск" (собственника сетей горячего водоснабжения) предусмотренной законом обязанности организовать в границах городского округа горячее водоснабжение населения надлежащего качества, нести бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд оснований для удовлетворения жалобы не установил.
В силу статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве способов защиты гражданских прав называет присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Согласно статье 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547), применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.
Принимая во внимание то, что поставка горячей воды истцу осуществляется в целях предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном, находящемся в управлении истца, к регулированию спорных правоотношений подлежат применению нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Из содержания пункта 2.3 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации Правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно подп. "в" пункта 3 Правил N 354 при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
Учитывая изложенные нормы права, а также то, что представленными в дело доказательствами (протокол по результатам голосования на общем собрании собственников помещений, проведенного в форме заочного голосования от 18.08.2013 - т. 1 л.д. 47, согласно которому ООО "Даниловское" выбрано управляющей организацией спорным многоквартирным домом; перечень многоквартирных домов к лицензии - т. 1 л.д. 48-49, из которого видно, что дом N 21 по ул. Вайнера г. Первоуральска включен в перечень домов к лицензии истца) подтвержден статус ООО "Даниловское" как управляющей организации и исполнителя коммунальных услуг (пункты 2, 3, 8, 13 Правил N 354), суд первой инстанции, вопреки доводам жалобы, пришел к правильному выводу о том, что ООО "Даниловское" является надлежащим истцом по настоящему делу.
Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 1 к Правилам N 354.
В пункте 5 приложения N 1 к Правилам N 354 установлены требования к качеству коммунальной услуги "Горячее водоснабжение", в частности: обеспечение соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20 утверждены СанПиН 2.1.4.2496-09" (вместе с "СанПиН 2.1.4.2496-09. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы). Указанные Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы устанавливают гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения (далее - СЦГВ), а также правила контроля качества воды, подаваемой СЦГВ, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности и являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и(или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения (п. 1.2). Санитарные правила распространяются на централизованное горячее водоснабжение при закрытых и открытых системах теплоснабжения, на системы теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения, а также автономные системы горячего водоснабжения на объектах повышенного эпидемического риска (лечебные, школьные, дошкольные учреждения и др.) (п. 1.3.).
Настоящие Санитарно-эпидемиологические правила направлены на обеспечение эпидемиологической безопасности, безвредности химического состава, а также благоприятные органолептические свойства горячей воды, используемой населением для хозяйственно-бытовых нужд (п. 2.1).
В соответствии с пунктами 2.3 и 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60°С и не выше 75°С. Допустимые отклонения температуры горячей воды в точке водоразбора от температуры горячей воды в точке водоразбора, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании: в ночное время (с 0.00 до 5.00 часов) - не более чем на 5°С; в дневное время (с 5.00 до 00.00 часов) - не более чем на 3°С.
В соответствии с требованиями пункта 9.5.8 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115 при эксплуатации системы горячего водоснабжения необходимо поддерживать температуру горячей воды в местах водоразбора для систем централизованного горячего водоснабжения: не ниже 60 °C - в открытых системах теплоснабжения, не ниже 50 °C - в закрытых системах теплоснабжения и не выше 75 °C - для обеих систем.
В подтверждение факта предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества в дело представлены посуточные показания общедомового прибора учета.
На основании представленных в дело доказательств судом первой инстанции правильно установлено, что горячая вода, подаваемая от центрального теплового пункта N 23 в г. Первоуральске до ввода в многоквартирный жилой дом N 21 по ул. Вайнера на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности не соответствует изложенным ранее требованиям к качеству коммунальной услуги по показателю "температура".
Причина подачи потребителям горячей воды ненадлежащей температуры установлена в ходе обследования, проведенного комиссией в составе представителя ООО УК "Даниловское", представителя Управления ЖКХ и строительства городского округа Первоуральск, представителя специализированной проектной организации ООО "Проект-12", по результатам которого составлен акт N 29 от 04.05.2016.
Также в материалы дела представлено техническое заключение специализированной проектной организации ООО "Проект-12" "Обследование и оценка технического состояния циркуляционных трубопроводов системы горячего водоснабжения многоквартирного дома по адресу: Свердловская область, пород Первоуральск, улица Вайнера, дом 21", согласно которому по результатам обследования циркуляционного трубопровода системы горячего водоснабжения указанного многоквартирного дома, рассмотрения типового проекта 1-467, предусматривающего централизованную подачу горячей воды и наличие циркуляционного трубопровода для нее, с учетом того, что жилой дом не оборудован локальными бойлерами, иным теплообменным оборудованием для приготовления горячей воды, установлена прямая причинно-следственная связь между неисправностью наружного циркуляционного трубопровода горячего водоснабжения и ненадлежащей температурой горячей воды в точках водоразбора (менее + 60 градусов). Причинно-следственная связь обусловлена характером водоразбора горячей воды, который в дневное время является непостоянным, а в ночное время - практически прекращается.
В соответствии с пунктом 5.2.5 СП 30.13330.2012 в системах централизованного горячего водоснабжения при необходимости поддержания в местах водоразбора температуры воды не ниже +60 градусов следует предусматривать систему циркуляции горячей воды в период отсутствия водоразбора. Без восстановления наружного циркуляционного трубопровода горячего водоснабжения обеспечить надлежащую температуру воды в точках водоразбора невозможно.
С учетом того, что акт N 29 от 04.05.2016 составлен с участием лиц, обладающих специальными познаниями и в присутствии представителя муниципального образования, подписавшего акт без замечаний; достоверность выводов технического заключения ответчиком не опровергнута, ходатайств о проведении экспертизы ответчик не заявлял, суд первой инстанции, вопреки доводам жалобы, пришел к правильному выводу о наличии причинно-следственной связи между предоставлением коммунальной услуги по горячему водоснабжению ненадлежащего качества и отсутствуем наружного циркуляционного трубопровода от ЦТП N 23 до стены дома N 21 по ул. Вайнера.
Изложенными ранее доказательствами подтверждено, что наружный циркуляционный водопровод изначально был предусмотрен при строительстве спорного многоквартирного дома, однако, по неустановленным причинам на сегодняшний день отсутствует.
ООО "СТК", являясь организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, исполняет обязанность по поставке с ЦТП N 23 горячей воды надлежащей температуры (не ниже 60 градусов), что подтверждается параметрами горячей воды с ЦТП (параметры с ЦТП за период октября, ноября 2016 - т. 1 л.д. 153-159, температурные графики - т. 2 л.д. 21-22).
Из материалов дела следует, что снижение температурного режима на границе балансовой принадлежности (внешней стене многоквартирного дома) обусловлено конструктивными особенностями схемы теплоснабжения на данном участке.
Наружный циркуляционный трубопровод в силу конструктивной и производственно-технической связанности, интегральности является неотъемлемой частью тепловой сети на участке от ЦТП N 23 до конечных потребителей и не имеет самостоятельного значения. Только при наличии системы циркуляции горячей воды в период отсутствия водоразбора теплоснабжающей организацией может быть выполнена единая функция по поставке тепловой энергии надлежащего качества (температуры).
Таким образом, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что для обеспечения собственников и нанимателей помещений в спорном многоквартирном доме коммунальной услугой по горячему водоснабжению надлежащего качества необходимо восстановить наружный циркуляционный трубопровод горячего водоснабжения от центрального теплового пункта до ввода в указанный многоквартирный дом.
Доводы ответчика о невозможности восстановить наружный циркуляционный водопровод к рассматриваемому многоквартирному дому признаются судом противоречащими имеющимся в материалах дела доказательствам.
Апелляционный суд отклоняет как противоречащий представленным в дело доказательствам и действующим нормам права довод ответчика о том, что лицом, обязанным восстановить наружный циркуляционный водопровод является ООО "СТК" на основании следующего.
Согласно статье 616 Гражданского кодекса Российской Федерации арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды.
В соответствии с пунктом 2 статьи 616 Гражданского кодекса Российской Федерации, арендатор обязан поддерживать полученное имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
Согласно пункту 3.2.3 договоров от 22.09.2009 N 1, 2 арендатор обязан обеспечить бесперебойное функционирование имущества в целях предоставления потребителям услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В силу пунктов 3.2.3, 3.2.4 указанных договоров арендатор также обязан разработать и согласовать с арендодателем и представить ему на утверждение программу капитальных ремонтов арендуемого имущества, инвестиционную программу.
Статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что существенным условием договора аренды является его предмет (имущество, которое арендодатель передал арендатору во временное владение и пользование).
С учетом изложенного, суд первой инстанции признал, что предусмотренная договорами аренды обязанность ООО "СТК" производить модернизацию, капитальный ремонт объектов коммунальной инфраструктуры распространяется лишь на то имущество, которое было передано по указанному договору. Доказательств передачи ООО "СТК" в аренду в составе арендованного имущества наружного циркуляционного трубопровода по спорному адресу в материалах дела не имеется.
Данный договор не содержит условий, позволяющих сделать вывод о том, что ООО "СТК" несет обязанности по восстановлению и содержанию имущества, которое не отражено в приложении N 1 к договору или в актах приема-передачи.
Согласно пункту 14.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция линейных объектов - это изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.
В силу пункта 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под линейными объектами понимаются линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно статье 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований находится имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения.
Факт нахождения наружного циркуляционного трубопровода горячего водоснабжения от центрального теплового пункта N 23 до стены многоквартирного дома N 21 по ул. Вайнера в г. Первоуральске как составной части комплекса внутриквартальных тепловых сетей в муниципальной собственности городского округа Первоуральск ответчиком документально не опровергнут.
Согласно части 1 статьи 53 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
С учетом того, что одной из составляющих экономической основы местного самоуправления является муниципальная собственность (часть 1 статьи 49 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ), к расходным обязательствам местного бюджета относится содержание муниципального имущества. Данный вывод подтверждается реестром расходных обязательств городского округа Первоуральск на период 2015-2016, размещенным на сайте администрации городского округа Первоуральск.
Пунктами 3, 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что владение, пользование и распоряжением имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.
В силу пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) на органы местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях возложена обязанность по организации водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Органы местного самоуправления поселения, городского округа, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи горячей воды установленного качества (пункт 4 статьи 24 указанного Закона).
Кроме того, частью 1 статьи 24 Закона N 416-ФЗ предусмотрено, что организация, осуществляющая горячее водоснабжение с использованием централизованных и нецентрализованных (автономных) систем горячего водоснабжения, обязана подавать абонентам горячую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона.
В случае выявления несоответствия качества подаваемого коммунального ресурса установленным нормативам статьей 24 Закона N 416-ФЗ предусмотрен порядок совместных мероприятий, которые обязаны провести ресурсоснабжающая организация и органы местного самоуправления в целях обеспечения абонентов горячей водой надлежащего качества.
В силу пунктов 1, 2 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 указанного Кодекса.
Статьей 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Устава городского округа Первоуральск, утвержденного решением Первоуральского городского Совета от 23.06.2005 N 94 (далее - Устав городского округа Первоуральск) администрация городского округа Первоуральск является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, предусмотренных статье 6 указанного Устава, и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Свердловской области.
Согласно статье 6 Устава городского округа Первоуральск к вопросам местного значения городского округа Первоуральск относятся: владение, пользование, распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа Первоуральск (подп. 3); организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В пункте 1 статьи 31 Устава городского округа Первоуральск, утвержденного решением Первоуральского городского Совета от 23.06.2005 N 94, предусмотрены полномочия администрации по решению вопросов местного значения, в том числе:
- осуществление функций уполномоченного органа местного самоуправления на осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, в том числе: определение способов осуществления закупок, принятие решения о создании комиссии по осуществлению закупок, размещение извещений об осуществлении закупки в единой информационной системе, а также иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд;
- создание условий для организации в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
- управление имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
В соответствии с пунктом 2 статьи 60 Устава городского округа Первоуральск управление муниципальным имуществом городского округа осуществляется Администрацией городского округа Первоуральск в порядке, установленном Думой. Имущество, отнесенное к муниципальной казне городского округа в порядке, установленном Думой, содержится Администрацией городского округа.
Одновременно в соответствии с решением Первоуральской городской Думы от 22.12.2016 N 537 "О бюджете городского округа Первоуральск на 2017 года и плановый период 2018 и 2019 годов" Администрация городского округа Первоуральск является главным распорядителем бюджетах средств.
Как следует из части 2 статьи 31 Положения о бюджетном процессе и бюджетном устройстве в городском округе Первоуральск, утвержденного решения Первоуральской городской Думы от 29.05.2014 N 140 (далее - Положение о бюджетном процессе и бюджетном устройстве в городском округе Первоуральск), исполнение бюджета городского округа Первоуральск обеспечивается Администрацией городского округа Первоуральск.
В силу части 3 статьи 37 названного Положения проект решения о внесении изменений представляет в Думу Глава администрации городского округа Первоуральск.
Кроме того, согласно пункту 2 статьи 30 Устава городского округа Первоуральск Администрация городского округа Первоуральск обладает правами юридического лица.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Администрация городского округа Первоуральск, являясь исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа Первоуральск, представляет интересы МО "городской округ Первоуральск", непосредственно принимает решения по вопросам управления муниципальным имуществом, в том числе теплосетевым имуществом коммунальной инфраструктуры; обладает всеми полномочиями для обеспечения исполнения решения суда по рассматриваемому делу.
Ссылка ответчика на то, что ООО "СТК" не обращалось к нему с заявлением о невозможности исполнения своих обязательство в части поставки горячей воды и предложений о реконструкции и модернизации не представляло, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку на момент передачи сетей в аренду, наружная циркуляционная линия отсутствовала, и решение о ее восстановлении подлежало принятию именно ответчиком.
Передача тепловых сетей в аренду не может означать, что орган местного самоуправления освобождается от обязанности осуществления контроля за их состоянием, иное означает исключение обязанности муниципального образования по обеспечению жизнедеятельности населения, что противоречит цели создания органов местного самоуправления.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что уполномоченные органы местного самоуправления городского округа Первоуральск обращались к ООО "СТК" с предложением восстановить спорные циркуляционные трубопроводы в рамках договора аренды от 22.09.2009 N 1.
При таких обстоятельствах утверждение о том, что МО "городской округ Первоуральск" не является лицом, ответственным за восстановление наружного циркуляционного водопровода до многоквартирного дома, несостоятельно.
При этом, из материалов дела следует, что ответчик был информирован о сложившейся в городе ситуации относительно ненадлежащего качества горячей воды и о ее причинах, однако не принял каких-либо мер по восстановлению наружного циркуляционного трубопровода.
МО "городской округ Первоуральск" не вправе самоустраняться от выполнения своих функций по организации горячего водоснабжения жителей спорного МКД; отсутствие наружного циркуляционного водопровода создает неблагоприятные условия проживания для жителей, а также создает угрозу невозможности предоставления гражданам коммунальной услуги горячего водоснабжения.
Довод Администрации городского округа Первоуральск о том, что единственным способом исполнения решения суда по рассматриваемому делу является предусмотренный Законом N 416-ФЗ механизм реализации инвестиционной программы третьего лица, судом первой инстанции надлежащим образом исследован и правомерно отклонен.
Исходя из анализа изложенных ранее норм Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 1 части 1 статьи 6 Закона N 416-ФЗ, суд первой инстанции правильно признал, что обязанность ресурсоснабжающей организации по формированию инвестиционной программы, обоснованию инвестиционной надбавки к тарифу не свидетельствует об освобождении органов местного самоуправления от исполнения полномочий по организации горячего водоснабжения, предусмотренных указанным Федеральным законом, а также Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ.
Способ, который предлагает заявитель жалобы для устранения некачественного оказания услуг, ничем не подтвержден и не обоснован, а также не указаны его преимущества перед способом, рассматриваемым в настоящем деле. Кроме того циркуляционная линия не будет относиться к имуществу многоквартирного дома, а станет частью объектов сетевого хозяйства города. Аргументы ответчика о том, что возможно строительство индивидуального теплового пункта, судом отклоняются, поскольку указанный пункт будет относиться к общему имуществу в многоквартирном доме, и ответчик, таким образом, фактически предлагает переложить обязанность по организации горячего водоснабжения надлежащего качества на собственников многоквартирного дома в отсутствие на то их волеизъявления, что противоречит изложенным ранее нормам права.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Свердловской области от 02 марта 2017 года является законным и обоснованным. Оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены (изменения) судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Апелляционная жалоба ответчика удовлетворению не подлежит.
В силу подпункта 1.1. пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 02 марта 2017 года по делу N А60-45554/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Н.Г.МАСАЛЬСКАЯ

Судьи
Д.Ю.ГЛАДКИХ
В.Ю.НАЗАРОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)