Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 10.10.2017 ПО ДЕЛУ N А60-32130/2017

Разделы:
ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 10 октября 2017 г. по делу N А60-32130/2017


Резолютивная часть решения объявлена 04 октября 2017 года
Полный текст решения изготовлен 10 октября 2017 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи К.Н. Смагина, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания И.В. Закировой, рассмотрел в судебном заседании дело N А60-32130/2017
по заявлению товарищества собственников жилья "СОСЕДИ-1" (ИНН 6661076345 ОГРН 1036603990015) и товарищества собственников жилья "СОСЕДИ-2" (ИНН 6671452790, ОГРН 1146671013103)
к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (ИНН 6670225804, ОГРН 1086670029313)
о признании недействительным ненормативного правового акта,
с участием третьих лиц: Администрации города Екатеринбурга и ООО "Брусника.Екатеринбург",
при участии в судебном заседании
от заявителя: Щекочихина Е.П., представитель ТСЖ "СОСЕДИ-1" по доверенности от 01.06.2017 и представитель ТСЖ "СОСЕДИ-2" по доверенности от 09.09.2016,
от заинтересованного лица: Рожок Е.В., представитель по доверенности N 16 от 02.06.2017,
от третьих лиц: Золотарева М.А., представитель ООО "Брусника.Екатеринбург" по доверенности N 66АА3973881 от 29.05.2017; Деречин А.О., представитель Администрации города Екатеринбурга по доверенности N 573/05/01-12/0111 от 29.12.2016.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.

ТСЖ "СОСЕДИ-1" и ТСЖ "СОСЕДИ-2" обратились в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о признании недействительным Приказа Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области N 470-П от 26.04.2017 "Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории в границах улиц Фурманова - Московской - Амундсена - Шаумяна - Чкалова - Обувщиков" в части характеристик и расположения земельного участка по ул. Фурманова, 125 под многоквартирными домами, расположенными по ул. Фурманова, 125 и ул. Фурманова, 127.
Представитель заинтересованного лица в предварительном судебном заседании представил отзыв с приложенными поименованными документами, с заявленными требованиями не согласен по изложенным основаниям. Отзыв с приложениями приобщен судом к материалам дела.
Определением от 19.07.2017 суд на основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) привлек Администрацию города Екатеринбурга и ООО "Брусника.Екатеринбург" к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
12.09.2017 через канцелярию суда от заявителя поступили возражения на отзыв.
В судебном заседании 13.09.2017 от третьих лиц поступили отзывы с приложенными документами, с требованиями не согласны.
Представленные документы приобщены судом к материалам дела.
Протокольным определением от 13.09.2017 судебное заседание было отложено на 04.10.2017 для ознакомления с представленными документами.
В судебном заседании 04.10.2017 заявитель копию второго листа из генерального плана жилого дома по ул. Фурманова, 125.
Третье лицо - ООО "Брусника.Екатеринбург" представило выписку из ЕГРН от 03.10.2017 в отношении земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:542 (единое землепользование).
Представленные документы приобщены судом к материалам дела.
Рассмотрев материалы дела, суд

установил:

Как следует из материалов дела, Приказом Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области N 470-П от 26.04.2017 был утвержден проект планировки о проект межевания территории в квартале улиц Фурманова - Московской - Амундсена - Шаумяна - Чкалова - переулка Воронежского - улиц Громова - Шаумяна - Чкалова - Обувщиков.
Указанным проектом межевания территории были изменены конфигурации границ и размеры земельных участков застроенной территории. В частности, это касалось земельных участков, находящихся в пользовании собственников квартир, расположенных в многоэтажных жилых домах по ул. Фурманова, 125 и Фурманова, 127. Участки были объединены со значительным сокращением общей площади.
В этой связи заявители считают Приказ Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области N 470-П от 26.04.2017 "Об утверждении проекта планировки о проекта межевания территории в квартале улиц Фурманова - Московской - Амундсена - Шаумяна - Чкалова - переулка Воронежского - улиц Громова - Шаумяна - Чкалова - Обувщиков" в части характеристик и расположения земельного участка по ул. Фурманова, 125 под многоквартирными домами, расположенными по ул. Фурманова, 125 и ул. Фурманова, 127 незаконным, что и явилось причиной обращения в суд с настоящими требованиями.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд на основании ст. 71 АПК РФ оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, находит данное требование не обоснованным и не подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта недействительным, действия (бездействия) или решения государственного органа незаконным необходимо наличие двух условий в совокупности: несоответствие их закону или иному правовому акту и нарушение прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Согласно частям 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативно правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Кодексу.
Утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории относится, в соответствии с Законом Свердловской области от 12.10.2015 N 111-ОЗ "О перераспределении отдельных полномочий в сфере градостроительной деятельности между органами местного самоуправления и муниципального образования "города Екатеринбурга" и органами государственной власти Свердловской области" и Постановлением Правительства Свердловской области от 05.09.2012 N 963-ПП "Об утверждении Положения, структуры, предельного лимита штатной численности и фонда по должностным окладам в месяц Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области" (вместе с положением о Министерстве строительства и развития инфраструктуры Свердловской области)" - к полномочиям Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области.
Оспариваемый Приказ N 470-П от 26.04.2017, утвержден заинтересованным лицом, являющимся исполнительно-распорядительным органом Свердловской области, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов градостроительной деятельности, т.е. принят уполномоченным органом.
До принятия Приказа N 470-П от 26.04.2017, на основании протокола от 15.12.2015 N 10 о результатах аукциона на право заключить договор о развитии застроенной территории, между Администрацией города Екатеринбурга и ООО "Брусника.Екатеринбург" 28.12.2015 был заключен договор о развитии застроенной территории N 4-33-Р, предметом которого являются обязательства, перечисленные в его пунктах 8 - 10, по развитию застроенной территории в г. Екатеринбурге в районе улиц Шаумяна - Фурманова - Московской, площадью 274639,69 кв. м, границы которой определены в соответствии с планом границ территории от 12.10.2015 N 51311.
Пунктами 8 - 10 названного договора определены обязанности сторон, в том числе по подготовке и утверждению проекта планировки и проекта межевания застроенной территории, в соответствии с градостроительным регламентом и утвержденными расчетными показателями обеспечения застроенной территории объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной инфраструктуры.
Проект планировки и проект межевания территории были разработаны третьим лицом - ООО "Брусника.Екатеринбург" на основании соответствующего задания N 007/02/ПП/ПМ от 02.02.2016, а также ранее утвержденной градостроительной документации, а именно Проекта межевания территории в квартале улиц Фурманова - Московской - Хасановской - переулка Балтымского - улиц Автономных Республик - Обувщиков, утвержденного постановлением Администрации города Екатеринбурга от 14.10.2014 N 3130, определившего границы формирования земельного участка под многоквартирными домами по ул. Фурманова, 125 и Фурманова, 127 (далее - Постановление от 14.10.2014 N 3130). На момент подготовки и утверждения документации по планировке территории Постановление от 14.10.2014 N 3130 являлось действующим, подлежащим применению. Кроме того, и в настоящий момент оно никем не оспорено.
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территории, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных и подлежащих застройке территорий (ч. 2 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков (ч. 5 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории. Иными словами, в проекте планировки определяются, какие объекты могут быть размещены на той или иной территории, т.е. проект принимается на перспективу.
Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.
Основная часть проекта планировки территории включает в себя: чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии, границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры, границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства, положение о характеристиках планируемого развития территории, в том числе о плотности и параметрах застройки территории, о характеристиках объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и необходимых для развития территории в границах элемента планировочной структуры, положения об очередности планируемого развития территории, содержащие этапы проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и этапы строительства, реконструкции необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, в том числе объектов, включенных в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, программы комплексного развития социальной инфраструктуры (ч. 3 ст. 42 Градостроительного кодекса ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 1 ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны.
Подготовка проекта межевания территории осуществляется для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков (ч. 2 ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Проект межевания территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по обоснованию этого проекта. Основная часть проекта межевания территории включает в себя текстовую часть и чертежи межевания территории. Текстовая часть проекта межевания территории включает в себя: перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, в том числе возможные способы их образования; перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, которые будут отнесены к территориям общего пользования или имуществу общего пользования, в том числе в отношении которых предполагаются резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд; вид разрешенного использования образуемых земельных участков в соответствии с проектом планировки территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (части 3 - 5 ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
На чертежах межевания территории в том числе отображаются: границы планируемых (в случае, если подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории) и существующих элементов планировочной структуры; красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории; границы образуемых и (или) изменяемых земельных участков, условные номера образуемых земельных участков, в том числе в отношении которых предполагаются их резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд; границы зон действия публичных сервитутов (ч. 6 ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В составе проекта планировки территории Приказом N 470-П от 26.04.2017 утверждены:
- Схема планировки территории (приложение 1) в соответствии с которой, многоквартирные дома по ул. Фурманова, 125 и Фурманова, 127 находятся в территории существующей многоэтажной жилой застройки.
В составе проекта межевании территории Приказом N 470-П от 26.04.2017 утверждены:
- - Схема межевания территории на расчетный срок (приложение N 11), в соответствии с которой земельный участок заявителя имеет условный номер 1.6 и границы которого повторяют границы по ранее утвержденной Администрацией города Екатеринбурга в соответствии с постановлением N 3130 от 14.10.2014;
- - Перечень и сведения о характеристиках образуемых земельных участков на расчетный срок (приложение N 12), в соответствии с которым земельный участок с условным номером 1.6 отнесен к землям населенных пунктов, с местоположением - Свердловская область, г. Екатеринбург, в границах улиц Фурманова - Московская - Шаумяна, с видом разрешенного использования земельного участка в соответствии с правилами землепользования и застройки - Многоэтажная жилая застройка (многоэтажные жилые дома этажностью от 9 до 25 этажей включительно); среднеэтажная жилая застройка (среднеэтажные жилые дома до 8 этажей включительно), площадью земельного участка в соответствии с проектом межевания - 15793 кв. м, что не противоречит действующему Постановлению N 3130 от 14.10.2014.
Согласно ч. 5 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с настоящим Кодексом, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.
В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов. При проведении публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории всем заинтересованным лицам должны быть обеспечены равные возможности для выражения своего мнения (части 7 - 8 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Участники публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта планировки территории или проекта межевания территории, для включения их в протокол публичных слушаний (ч. 9 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Приказом Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области N 221-П от 06.03.2017 "О назначении публичных слушаний по проекту планировки и проекту межевания территории в границах улиц Фурманова - Московской - Амундсена - Шаумяна - Чкалова - переулка Воронежского - улиц Громова - Шаумяна - Чкалова - Обувщиков" были назначены публичные слушания по данному вопросу путем проведения собрания участников публичных слушаний, которые состоялись 28.03.2017.
По результатам проведенных публичных слушаний подготовлено заключение от 05.04.2017 о результатах публичных слушаний по вопросу об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории, размещено на официальном интернет ресурсе Министерства строительства и развития инфраструктуры (ч. 10 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 13 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, министром Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области с учетом протокола публичных слушаний по вопросу утверждения проекта планировки и проекта межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний от 05.04.2017 принято решение в форме оспариваемого Приказа N 470-П от 26.04.2017.
Таким образом, Приказ N 470-П от 26.04.2017 вынесен уполномоченным органом в соответствии с требованиями градостроительного законодательства Российской Федерации, с соблюдением установленной процедуры, в том числе с проведением публичных слушаний, а также с учетом ранее утвержденной градостроительной документацией.
Доводы заявителей о том, что оспариваемый Приказ N 470-П от 26.04.2017 изменил существующие конфигурацию и размеры земельных участков с кадастровыми номерами 66:41:0000000:542 и 66:41:0403002:94, находящихся в пользовании собственников квартир, расположенных в многоквартирных жилых домах по ул. Фурманова, 125 и Фурманова, 127 отклоняются судом на основании следующего.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Как видно из представленных доказательств (выписку из ЕГРН) многоквартирные дома по ул. Фурманова, 125 и Фурманова, 127, расположены на земельных участках с кадастровыми номерами 66:41:0000000:542 и 66:41:0403002:94. Указанные земельные участки под многоквартирными домами - не сформированы, границы их не определены.
Конституционный Суд Российской Федерации, основываясь на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ), в пункте 2.1 постановления от 28.05.2010 N 12-П указал, что федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных жилых домах, установил в Жилищном кодексе РФ общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме на праве общей долевой собственности (статья 36 ЖК РФ), а во "Вводном законе" - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (статья 16).
Из частей 2 - 5 статьи 16 "Вводного закона", с учетом разъяснений, изложенных в пункте 66 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении вопросов, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", следует, что в случае, когда земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений считается возникшим в силу закона с момента введения в действие данного Кодекса.
Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие Жилищного кодекса РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета.
Таким образом, переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме связан с завершением процесса формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.
Многоквартирные жилые дома введены в эксплуатацию по ул. Фурманова, 125 - в 2006 году, по ул. Фурманова, 127 - в 2008 году. Соответственно, право общей долевой собственности собственников помещений возникает с момента завершения процесса формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.
Частью 4 статьи 16 "Вводного закона" предусмотрено, что формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Как указано выше, Постановлением Администрации города Екатеринбурга N 3130 от 14.10.2014 были утверждены формируемые границы земельного участка площадью 15771,83 кв. м под многоквартирными домами по ул. Фурманова, 125 и Фурманова, 127. Таким образом процесс формирования земельного участка под указанными домами был завершен в 2014 году.
Согласно ч. 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется, в том числе в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным в соответствии с Градостроительным кодексом РФ. На данный момент, земельный участок в соответствии с утвержденным Постановлением N 3130 от 14.10.2014 года не отмежеван, не поставлен на кадастровый учет.
При таких обстоятельствах, Приказ N 470-П от 26.04.2017 не противоречит нормам действующего законодательства и не нарушает прав заявителей, следовательно оснований для удовлетворения требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Заявленные требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.
Судья
К.Н.СМАГИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)