Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 04.12.2017 ПО ДЕЛУ N 33-15833/2017

Требование: О возложении обязанности по исключению начисления по коммунальной услуге.

Разделы:
Управление многоквартирным домом; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Прокурор указал, что у ресурсоснабжающей организации отсутствуют правовые основания на взыскание напрямую с истца стоимости коммунальной услуги отопления.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 декабря 2017 г. по делу N 33-15833/2017


Судья Панченко Л.В.
2.124

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Провалинской Т.Б.,
судей Русанова Р.А., Сидоренко Е.А.,
с участием прокурора Андреева А.И.,
при секретаре Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Боготольского межрайонного прокурора в интересах Х. к Акционерному обществу "Красноярской региональной энергетической компании" о возложении обязанности,
по апелляционной жалобе представитель АО "Красноярской региональной энергетической компании" - С.
на решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 14 июля 2017 года, которым постановлено:
"Исковые требования Боготольского межрайонного прокурора удовлетворить.
Возложить на Акционерное общество "Красноярская региональная энергетическая компания" обязанность по исключению начисления за июль 2016 г. по коммунальной услуге - тепловая энергия в размере 1624 рубля 45 копеек за жилое помещение по адресу: <данные изъяты>".
Заслушав доклад судьи Русанова Р.А., судебная коллегия

установила:

Боготольский межрайонный прокурор в интересах Х. обратился в суд иском к АО "КрасЭко" о возложении обязанности. Требования мотивированы, тем, что в ходе проведения проверки по обращению Х. о нарушении ее жилищных прав в части необоснованного начисления и предъявления к оплате АО "КрасЭко" за коммунальную услугу - отопление за июль 2016 года, установлено, что Х. проживает по адресу: <адрес> на основании договора социального найма жилого помещения от 15.11.2007 года. На основании протокола N<данные изъяты> от 25.12.2013 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме <данные изъяты> управляющей организацией избрана ООО "Жилкомсервис", заключен договор управления от 01.12.2013 года. Согласно протоколу общего собрания собственников помещений указанного многоквартирного дома от 18.07.2016 года принято решение о расторжении договора управления от 01.12.2013 года, заключенного с управляющей организацией ООО "Жилкомсервис". Также согласно данному договору, выбрана новая управляющая организация ООО "УКЖФ". 01.08.2016 года между новой управляющей компанией ООО "Управляющая компания жилищным фондом г. Боготола" и собственниками многоквартирного дома <адрес> заключен договор на оказание услуг и выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, в силу пункта 2.1 которого ООО "Управляющая компания жилищным фондом г. Боготола" приняла на себя обязательства по выполнению работ по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и текущему ремонту общего имущества вышеуказанного многоквартирного дома. С 01.08.2016 года предоставление коммунального ресурса по отоплению и горячему водоснабжению жильцам данного дома осуществляет ресурсоснабжающая организация АО "КрасЭКо". Также проверкой установлено, что управляющая организация ООО "Жилкомсервис" предъявила истице к оплате стоимость за жилищно-коммунальные услуги за июль 2016 года в размере 1625,50 рублей. Согласно платежного документа за жилищно-коммунальные услуги за июль 2016 года, в стоимость коммунальных услуг входило отопление. 01.08.2016 года истец оплатила стоимость за жилищно-коммунальные услуги в кассу управляющей организации ООО "Жилкомсервис" в полном объеме, что подтверждается квитанцией к приходно-кассовому ордеру от 01.08.2016 года. В конце августа 2016 года истец получила от АО "КрасЭКо" платежный документ об оплате тепловой энергии за июль 2016 года в размере 1624,45 руб. Таким образом, управляющая компания ООО "Жилкомсервис" до 01.08.2016 года являлась ответственной перед потребителями за предоставляемые коммунальные услуги и начисление оплаты за их потребление, а перед ресурсоснабжающей организацией ответственной за оплату таких услуг в силу закона. Действующим законодательством ресурсоснабжающим организациям не предоставлено право взыскивать с потребителей плату за коммунальные услуги, а следовательно, такие организации не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирных домов, обслуживаемых управляющими компаниями, плату за коммунальные ресурсы, поскольку они не являются исполнителями и не управляют многоквартирными домами. Поскольку у ресурсоснабжающей организации АО "КрасЭКо" отсутствуют правовые основания на взыскание напрямую с истца стоимости коммунальной услуги за отопление за июль 2016 года., прокурор просил возложить обязанность на АО "КрасЭКо" исключить начисления за июль 2016 года по коммунальной услуге - тепловая энергия в размере 1624,45 рублей за жилое помещение по адресу: <адрес>
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представителя АО "Красноярской региональной энергетической компании" С. просит решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать, указывая, что денежные средства жителей, оплаченные за отопление и горячее водоснабжение, в силу закона в любом случае должны быть получены ресурсоснабжающей организацией, поставляющей ресурс. Случаи, когда ресурс поставлен, а посредник выбыл из взаимоотношений по оказанию коммунальных услуг, не предусмотрены действующим законодательством как основание для освобождения граждан от обязанности оплатить поставленные услуги. Выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела, судом не применен закон, подлежащий применению, а именно пункт 14 Правил N 354, пункт 30 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 года N 124, в связи с чем решение подлежит отмене.
Проверив материалы дела и решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав представителя АО "КрасЭко" К., поддержавшую апелляционную жалобу, прокурора Андреева А.И. и Х., полагавших решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений Боготольского межрайонного прокурора, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу пункта 1 статьи 153 Жилищного кодекса РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно части 2 статьи 54 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 7 статьи 155 Жилищного кодекса РФ, собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.
Пунктом 14 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов N 354 (далее Правила) предусмотрено, что управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Как установлено пунктом 17 указанных Правил, ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях: при непосредственном управлении многоквартирным домом; в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления или если способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 настоящих Правил; в жилых домах (домовладениях).
При этом, в силу подпункта "б" пункта 17 Правил N 354, ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида, если собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 настоящих Правил, - со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 настоящих Правил. Пунктом 14 Правил предусмотрены случаи и порядок предоставления коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом.
В остальных случаях, согласно пунктам 8, 9 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом.
Судом установлено и из материалов дела следует, что квартира <адрес> принадлежащая муниципальному образованию г. Боготол, предоставлена Х. в бессрочное владение и пользование, на основании договора социального найма жилого помещения от 15.11.2007 года с дополнительным соглашением от 28.09.2016 года.
В соответствии с актом N<данные изъяты>, в квартире <адрес> 20.07.2016 года был установлен прибор учета тепловой энергии (ГВС).
Согласно договору управления многоквартирным домом N<данные изъяты> от 01.12.2013 года, заключенного сроком на 5 лет между ООО "Жилкомсервис" г. Боготола и собственниками многоквартирного дома по <данные изъяты> в лице Х., Общество приняло на себя обязательства за плату осуществлять комплекс работ и услуг по управлению многоквартирным домом, включающий оказание услуг по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и предоставление коммунальных услуг, путем заключения от своего имени, но за счет собственника помещений соответствующих договоров с исполнителями и ресурсоснабжающими организациями (п. п. 2.1, 7.1, 7.2. договора).
Согласно п. 3.3.2 договора, собственник обязан вносить плату за жилищные и коммунальные услуги, предусмотренную договором, не позднее 10-го числа месяца, следующего за расчетным.
В своем уведомлении N<данные изъяты> от 28.06.2016 года АО "КрасЭКо" сообщило ООО "Жилкомсервис" г. Боготола о расторжении договора ресурснабжения от 02.07.2013 года N<данные изъяты> в связи с имеющейся задолженностью. Наличие задолженности нашло подтверждение в решениях Арбитражного суда Красноярского края по делу N<данные изъяты> года и постановлениях МОСП по ИОИП УФССП России по Красноярскому краю.
Как следует из протокола N<данные изъяты> общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес> от 18.07.2016 года решением собственников расторгнут договор управления с ООО "Жилкомсервис" г. Боготола с 01.08.2016 года в связи с неисполнением управляющей организацией договорных отношений.
01.08.2016 года между ООО "Управляющая компания жилищным фондом г. Боготола" и собственниками помещений в многоквартирном доме N<данные изъяты> заключен договор на оказание услуг и выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества, в том числе по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и текущему ремонту общего имущества. В соответствии с договором, на основании решения собственников выбран непосредственный способ управления.
Из квитанции к приходно-кассовому ордеру от 01.08.2016 года следует, что Х. было уплачено в ООО "Жилкомсервис" 1625 рублей 50 копеек - плата за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги за июль 2016 года, за жилое помещение по адресу: <адрес>, в том числе ГВС-11,17 руб., и отопление 986,53 руб.
Согласно счета на оплату за июль 2016 года, выставленного АО "КрасЭКо" Х. за указанное выше жилое помещение, ей необходимо уплатить за тепловую энергию 1624,45 руб.
Как следует из материалов дела, договора с собственником жилого помещения - администрацией г. Боготола у АО "КрасЭКо" о непосредственном предоставлении коммунального ресурса - тепловой энергии по спорному жилому помещению на 01.07.2016 года не имелось, такой договор не заключен и в настоящее время.
В ходе проверки обращений граждан, в том числе Х., по факту требования ответчиком платы за тепловую энергию за июль 2016 года Боготольский межрайонный прокурор в адрес АО "КрасЭКо" направил представление об устранении действующего законодательства, неисполнение которого послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Разрешая при изложенных обстоятельствах спор, оценив собранные по делу доказательства, руководствуясь положениями статей 153, 154, ч. 7.1 ст. 155, ч. 2 ст. 161 ЖК РФ, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354, ст. 1102 ГК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований Боготольского межрайонного прокурора, заявленных в интересах Х.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что несмотря на направление АО "КрасЭКо" 28.06.2016 года уведомления о расторжении договора ресурсоснабжения с исполнителем коммунальных услуг - ООО "Жилкомсервис", за спорный период - июль 2016 года именно ООО "Жилкомсервис" осталось ответственным перед потребителями за предоставляемые коммунальные услуги и начисление оплаты за их потребление, и перед ресурсоснабжающей организацией - за оплату таких услуг в силу закона.
Проанализировав нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, суд сделал правильный вывод о том, что собственникам помещений МКД предоставлено право принятия решения о выборе способа расчетов за коммунальные услуги (кроме потребляемых на общедомовые нужды): управляющей организации при отсутствии решения собственников помещений в МКД о выборе способа расчетов за коммунальные услуги или непосредственно ресурсоснабжающей организации при условии принятия соответствующего решения на общем собрании (пункт 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354).
Таким образом, порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирных домах зависит от выбранного жильцами способа управления.
Действующим законодательством ресурсоснабжающим организациям не предоставлено право взыскивать с потребителей плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, а следовательно такие организации не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирных домов, обслуживаемых управляющими компаниями, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды, а также компенсацию потерь, поскольку не являются исполнителями и не управляют многоквартирными домами, в связи с чем не отвечают за качество коммунальных услуг и услуг по содержанию общедомовых инженерных сетей.
Жилищное законодательство не допускает возможности прямой оплаты собственниками, нанимателями помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме (часть 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса РФ), за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом (часть 8 статьи 155 Жилищного кодекса РФ).
Никаких решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за водоснабжение непосредственно ресурсоснабжающей организации, либо о распределении сверхнормативного объема коммунальной услуги, представленной на общедомовые нужды, собственниками многоквартирного дома не принималось и судом апелляционной инстанции наличие таких решений не установлено.
В данном случае ООО "Жилкомсервис" вплоть до 31.07.2016 года, как исполнитель коммунальных услуг, в силу закона обязаны были оказывать весь комплекс коммунальных услуг жильцам многоквартирного дома, в котором проживает Х., принимать плату и производить расчеты за приобретенные коммунальные ресурсы с ресурсоснабжающей организацией АО "КрасЭКо".
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно возложил на АО "КрасЭКо" обязанность по исключению начисления Х. за июль 2016 года по коммунальной услуге "тепловая энергия" суммы в размере 1624,45 рублей за жилое помещение по адресу: <адрес>
Доводы апелляционной жалобы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем они не могут быть приняты во внимание судебной коллегией в качестве основания к отмене обжалуемого решения. Доводы жалобы ответчика не указывают на обстоятельства, свидетельствующие о допущенных судом нарушениях норм материального или процессуального права, на правильность выводов суда не влияют, основаны на неправильном толковании норм материального права, в связи с чем не могут повлечь отмену решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 14 июля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя АО "КрасЭко" - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)