Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 мая 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.
судей Смотровой Н.Н., Сурмаляна Г.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Жилищно-строительного кооператива "Новая Кубань"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 28.12.2017 г. по делу N А32-33357/2016
по заявлению Жилищно-строительного кооператива "Новая Кубань"
к заинтересованному лицу Департаменту по надзору в строительной сфере Краснодарского края
о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении,
принятое в составе судьи Гонзуса И.П.,
установил:
Жилищно-строительный кооператив "Новая Кубань" обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту по надзору в строительной сфере Краснодарского края об отмене постановления от 25.08.16 и прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Решением суда от 28.12.2017 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован наличием в деянии кооператива состава вменяемого ему правонарушения.
Не согласившись с принятым решением, Жилищно-строительный кооператив "Новая Кубань" обжаловал его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что строительство дома окончено ЖСК на основании судебного акта, экспертное заключение подтверждает возможность увеличения габаритных размеров здания на том же фундаменте.
Департамент отзыв на апелляционную жалобу не представил.
В судебное заседание представители сторон, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства, не явились, дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в соответствии с приказом (распоряжением) о проведении внеплановой выездной проверки от 18.05.16 N 09-1737 департаментом проведена проверка соблюдения градостроительного законодательства при строительстве объекта капитального строительства "Многоэтажный многоквартирный жилой дом", расположенном по адресу: г. Краснодар, ул. Куликова Поля, 14. С копией данного приказа (распоряжения) ознакомлен представитель кооператива по доверенности. Кроме того, кооператив уведомлен о предстоящей внеплановой проверке объекта телеграммой департамента от 24.05.16 N 69-6268/16-01.
В соответствии с требованиями части 6 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации по результатам проведенной внеплановой выездной проверки должностным лицом департамента заместителем начальника отдела государственного строительного надзора по г. Краснодару Кучерявским Н.Л. в установленном порядке.
17.06.16 составлен акт проверки N 09-Ю-427-КН, согласно которому: "Департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар Жилищно-строительному кооперативу "Новая Кубань" выдано разрешение от 25.11.14 N RU2330600-3731-р на строительство объекта капитального строительства "Малоэтажный многоквартирный жилой дом по ул. Куликова Поля, 14 в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодар", 3-этажный 3-секционный жилой дом с эксплуатируемой кровлей. Срок действия разрешения до 25.05.16.
На момент проверки, визуальным осмотром установлено, что на объекте капитального строительства выполнены несущие конструкции фундаментов, стен и перекрытий цокольного этажа, монолитный железобетонный каркас стен и перекрытий 3 надземных этажей, железобетонные конструкции стен 4 этажа здания (блок секция 1), фундаментов, стен и перекрытий цокольного этажа из монолитного железобетона и 1 надземный этаж (блок секция 2). На 3 блок секции выполнена подготовка под основание фундаментов из гравийно-песчаной смеси.
1. Нарушены требованиям СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования":
- п. 6.2.2. Производственные территории и участки работ в населенных пунктах или на территории организаций, примыкающие к местам массового прохода людей, должны иметь высоту не менее 2 м и оборудованы сплошным защитным козырьком Конструкция защитных ограждений должна удовлетворять следующим требованиям; ограждения, примыкающие к местам массового прохода людей, должны иметь высоту не менее 2 м, и оборудованы сплошным защитным козырьком. Фактически в местах массового прохода людей, отсутствует защитное ограждение, оборудованное сплошным защитным козырьком (фото N 298, 299).
- п. п. 4.10, 6.2.16 на границах зон постоянно действующих опасных производственных факторов должны быть установлены защитные ограждения, а зон потенциально опасных производственных факторов - сигнальные ограждения и знаки безопасности.
Рабочие места и проходы к ним расположенные на перекрытиях, покрытиях на высоте более 1.3 м и на расстоянии менее 2 м от границы перепада по высоте, должны быть ограждены защитными или страховочными ограждениями, а при расстоянии более 2 м - сигнальными ограждениями, соответствующими требованиям государственных стандартов. Фактически ограждения зон постоянно действующих и потенциально опасных производственных факторов не установлены по всему периметру: в некоторых местах отсутствуют ограждения открытых проемов, перекрытий на всех этажах здания (фото N 245, 247, 253, 269, 270).
- п. 5.13. Все лица, находящиеся на строительной площадке, обязаны носить защитные каски. Работники без защитных касок и других необходимых средств индивидуальной защиты к выполнению работ не допускаются.
Фактически рабочие на строительной площадке находятся без защитных касок (фото N 31, 32).
...3. Нарушены требования части 1 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ. Проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе.
Положительное заключение экспертизы проектной документации по объекту "Многоэтажный многоквартирный жилой дом" (количество этажей 5) - не представлено.
4. Согласно требований части 15 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ. Проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком. В случаях, предусмотренных статьей 49 Градостроительного Кодекса, застройщик или технический заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на экспертизу. При этом проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации.
Фактически утвержденная застройщиком или техническим заказчиком проектная документация, получившая положительное заключение экспертизы - не представлена, в связи, с чем не представляется возможным дать оценку соответствия фактически выполненных работ проектной документации утвержденной в установленном порядке.
5. Нарушены требования СП 70.13330.2012 "Несущие и ограждающие конструкции". Актуализированная редакция СНиП 3.03.01-87:
- п. 3.23. Производственный контроль качества строительно-монтажных работ надлежит осуществлять в соответствии с СП 48.13330.
При приемочном контроле должна быть представлена следующая документация: исполнительные чертежи с внесенными (при их наличии) отступлениями, допущенными предприятием - изготовителем конструкций, а также монтажной организацией, согласованными с проектными организациями - разработчиками чертежей, и документы об их согласовании; заводские технические паспорта на стальные, железобетонные и деревянные конструкции; документы (сертификаты, паспорта), удостоверяющие качество материалов, примененных при производстве строительно-монтажных работ; акты освидетельствования скрытых работ; акты промежуточной приемки ответственных конструкций; исполнительные геодезические схемы положения конструкций; журналы работ; документы о контроле качества сварных соединений; акты испытания конструкций (если испытания предусмотрены дополнительными правилами настоящего свода правил или рабочими чертежами); другие документы, указанные в дополнительных правилах или рабочих чертежах.
Фактически исполнительная документация по объекту капитального строительства - не представлена.
6. Нарушены требования СП 70.13330.2012 "Несущие и ограждающие конструкции".
п. 5.3.4. Бетонную смесь следует укладывать по утвержденному проекту производства работ (ППР). При этом бетонную смесь укладывают в форму или опалубку горизонтальными слоями без технологических разрывов с направлением укладки в одну сторону во всех слоях.
п. 5.3.7. Каждый следующий слой бетонной смеси необходимо укладывать до начала схватывания бетона в предыдущем уложенном слое. Если перерыв в бетонировании превысил время начала схватывания бетона в уложенном слое (бетон потерял способность к тиксотропному разжижению при имеющихся средствах виброуплотнения), необходимо устроить рабочий шов. В этом случае бетон в уложенном слое должен быть выдержан до приобретения прочности не менее указанной в таблице 5.2 (в зависимости от способа очистки от цементной пленки). Срок возобновления укладки бетона после перерыва определяется лабораторией.
п. 5.3.9. Укладка следующего слоя бетонной смеси допускается до начала схватывания бетона предыдущего слоя. Продолжительность перерыва между укладкой смежных слоев бетонной смеси без образования рабочего шва устанавливается строительной лабораторией. Верхний уровень уложенной бетонной смеси должен быть на 50 - 70 мм ниже верха щитов опалубки.
Фактически бетонная смесь в монолитных железобетонных конструкциях стен уложена не горизонтальными слоями и с технологическими перерывами с образованием рабочих швов (фото N 241, 242).
7. Нарушены требования СП 63.13330.2012 "Бетонные железобетонные конструкции".
п. 10.3.1. Защитный слой бетона должен обеспечивать: совместную работу арматуры с бетоном; сохранность арматуры от воздействий окружающей среды (в том числе при наличии агрессивных воздействий); огнестойкость конструкций.
п. 10.3.2. Толщину защитного слоя бетона следует принимать исходя из требований настоящего раздела с учетом роли арматуры в конструкциях (рабочая или конструктивная), типа конструкций (колонны, плиты, балки, элементы фундаментов, стены и т.п.), диаметра и вида арматуры.
Во всех случаях толщину защитного слоя бетона следует также принимать не менее диаметра стержня арматуры и не менее 10 мм.
Фактически в наружной стене, выходящей на фасад 3 этажа укладка и уплотнение бетона не гарантирует в конструкции достаточную однородность и плотность бетона, отвечающих требованиям, предусмотренным для рассматриваемой строительной конструкции, не обеспечивается совместная работа арматуры и бетона. Рабочая арматура оголена, защитный слой менее 5 мм (фото N 271).
...9. Нарушены положения СП 48.13330.2011 "Организация строительства": п. 6.2.8. Лицо, осуществляющее строительство, до начала любых работ должно оградить строительную площадку и опасные зоны работ за ее пределами в соответствии с требованиями нормативных документов.
При въезде на площадку следует установить информационные щиты с указанием наименования объекта, названия застройщика (заказчика), исполнителя работ (подрядчика, генподрядчика), фамилии, должности и номеров телефонов ответственного производителя работ по объекту и представителя органа госстройнадзора (в случаях, когда надзор осуществляется) или местного самоуправления, курирующего строительство, сроков начала и окончания работ, схемы объекта.
Наименование и номер телефона исполнителя работ наносят также на щитах инвентарных ограждений мест работ вне стройплощадки, мобильных зданиях и сооружениях, крупногабаритных элементах оснастки, кабельных барабанах и т.п.
Фактически на въезде на площадку не установлен информационный щит с указанием наименования объекта, названия застройщика (заказчика), исполнителя работ (подрядчика, генподрядчика), фамилии, должности и номеров телефонов ответственного производителя работ по объекту и др.".
По факту выявленных нарушений Департаментом в отношении ЖСК составлен протокол от 17.06.2016 г. об административном правонарушении по ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ.
Постановлением от 25.08.16 N 9-Ю-442х ЖСК "Новая Кубань" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Считая постановление незаконным, ЖСК обжаловало его в судебном порядке.
Принимая решение, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в деянии кооператива состава вменяемого ему правонарушения.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ, составляет нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий).
Согласно пункту 16 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации застройщик - это физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
Пунктом 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В части 15 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что проектная документация утверждается застройщиком или заказчиком.
В случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, застройщик или заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на государственную экспертизу.
При этом проектная документация утверждается застройщиком или заказчиком при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации.
Частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо.
Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
Частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что материалами дела об административном правонарушении, в том числе актом проверки, протоколом об административном правонарушении, подтверждается наличие в действиях ЖСК "Новая Кубань" объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ, поскольку при производстве строительных работ допущено нарушение требований строительных регламентов и правил. Фактически утвержденная застройщиком или техническим заказчиком проектная документация, получившая положительное заключение экспертизы административному органу не представлена, в связи, с чем оценку соответствия фактически выполненных работ проектной документации утвержденной в установленном порядке сделать не представилось возможным.
В силу ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В нарушение ст. 65 АПК РФ обществом не представлено доказательств принятия всех возможных и необходимых мер по недопущению нарушения обязательных требований при строительстве объекта.
Таким образом, материалами дела подтверждается виновное совершение кооперативом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ.
Ссылка заявителя жалобы на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 26.11.2015 г. по делу N А-26262/2015, а также определение от 02.06.2016 г. по указанному делу, которым на ЖСК "Новая Кубань" возложена обязанность завершить строительство многоквартирного восьмиэтажного жилого дома с подвальным этажом и встроенными офисными помещениями, расположенного по адресу г. Краснодар, ул. Куликова Поля, 14, не принимается апелляционным судом в качестве основания к отмене оспариваемого ЖСК постановления, поскольку не опровергает факт строительства кооперативом указанного здания с нарушением требований законодательства РФ.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ЖСК не допущено.
Оснований для признания правонарушения малозначительным судом не установлено.
В этой связи суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных кооперативом требований.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.12.2017 г. по делу N А32-33357/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.05.2017 N 15АП-5654/2017 ПО ДЕЛУ N А32-33357/2016
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 мая 2017 г. N 15АП-5654/2017
Дело N А32-33357/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 мая 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.
судей Смотровой Н.Н., Сурмаляна Г.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Жилищно-строительного кооператива "Новая Кубань"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 28.12.2017 г. по делу N А32-33357/2016
по заявлению Жилищно-строительного кооператива "Новая Кубань"
к заинтересованному лицу Департаменту по надзору в строительной сфере Краснодарского края
о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении,
принятое в составе судьи Гонзуса И.П.,
установил:
Жилищно-строительный кооператив "Новая Кубань" обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту по надзору в строительной сфере Краснодарского края об отмене постановления от 25.08.16 и прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Решением суда от 28.12.2017 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован наличием в деянии кооператива состава вменяемого ему правонарушения.
Не согласившись с принятым решением, Жилищно-строительный кооператив "Новая Кубань" обжаловал его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что строительство дома окончено ЖСК на основании судебного акта, экспертное заключение подтверждает возможность увеличения габаритных размеров здания на том же фундаменте.
Департамент отзыв на апелляционную жалобу не представил.
В судебное заседание представители сторон, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства, не явились, дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в соответствии с приказом (распоряжением) о проведении внеплановой выездной проверки от 18.05.16 N 09-1737 департаментом проведена проверка соблюдения градостроительного законодательства при строительстве объекта капитального строительства "Многоэтажный многоквартирный жилой дом", расположенном по адресу: г. Краснодар, ул. Куликова Поля, 14. С копией данного приказа (распоряжения) ознакомлен представитель кооператива по доверенности. Кроме того, кооператив уведомлен о предстоящей внеплановой проверке объекта телеграммой департамента от 24.05.16 N 69-6268/16-01.
В соответствии с требованиями части 6 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации по результатам проведенной внеплановой выездной проверки должностным лицом департамента заместителем начальника отдела государственного строительного надзора по г. Краснодару Кучерявским Н.Л. в установленном порядке.
17.06.16 составлен акт проверки N 09-Ю-427-КН, согласно которому: "Департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар Жилищно-строительному кооперативу "Новая Кубань" выдано разрешение от 25.11.14 N RU2330600-3731-р на строительство объекта капитального строительства "Малоэтажный многоквартирный жилой дом по ул. Куликова Поля, 14 в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодар", 3-этажный 3-секционный жилой дом с эксплуатируемой кровлей. Срок действия разрешения до 25.05.16.
На момент проверки, визуальным осмотром установлено, что на объекте капитального строительства выполнены несущие конструкции фундаментов, стен и перекрытий цокольного этажа, монолитный железобетонный каркас стен и перекрытий 3 надземных этажей, железобетонные конструкции стен 4 этажа здания (блок секция 1), фундаментов, стен и перекрытий цокольного этажа из монолитного железобетона и 1 надземный этаж (блок секция 2). На 3 блок секции выполнена подготовка под основание фундаментов из гравийно-песчаной смеси.
1. Нарушены требованиям СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования":
- п. 6.2.2. Производственные территории и участки работ в населенных пунктах или на территории организаций, примыкающие к местам массового прохода людей, должны иметь высоту не менее 2 м и оборудованы сплошным защитным козырьком Конструкция защитных ограждений должна удовлетворять следующим требованиям; ограждения, примыкающие к местам массового прохода людей, должны иметь высоту не менее 2 м, и оборудованы сплошным защитным козырьком. Фактически в местах массового прохода людей, отсутствует защитное ограждение, оборудованное сплошным защитным козырьком (фото N 298, 299).
- п. п. 4.10, 6.2.16 на границах зон постоянно действующих опасных производственных факторов должны быть установлены защитные ограждения, а зон потенциально опасных производственных факторов - сигнальные ограждения и знаки безопасности.
Рабочие места и проходы к ним расположенные на перекрытиях, покрытиях на высоте более 1.3 м и на расстоянии менее 2 м от границы перепада по высоте, должны быть ограждены защитными или страховочными ограждениями, а при расстоянии более 2 м - сигнальными ограждениями, соответствующими требованиям государственных стандартов. Фактически ограждения зон постоянно действующих и потенциально опасных производственных факторов не установлены по всему периметру: в некоторых местах отсутствуют ограждения открытых проемов, перекрытий на всех этажах здания (фото N 245, 247, 253, 269, 270).
- п. 5.13. Все лица, находящиеся на строительной площадке, обязаны носить защитные каски. Работники без защитных касок и других необходимых средств индивидуальной защиты к выполнению работ не допускаются.
Фактически рабочие на строительной площадке находятся без защитных касок (фото N 31, 32).
...3. Нарушены требования части 1 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ. Проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе.
Положительное заключение экспертизы проектной документации по объекту "Многоэтажный многоквартирный жилой дом" (количество этажей 5) - не представлено.
4. Согласно требований части 15 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ. Проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком. В случаях, предусмотренных статьей 49 Градостроительного Кодекса, застройщик или технический заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на экспертизу. При этом проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации.
Фактически утвержденная застройщиком или техническим заказчиком проектная документация, получившая положительное заключение экспертизы - не представлена, в связи, с чем не представляется возможным дать оценку соответствия фактически выполненных работ проектной документации утвержденной в установленном порядке.
5. Нарушены требования СП 70.13330.2012 "Несущие и ограждающие конструкции". Актуализированная редакция СНиП 3.03.01-87:
- п. 3.23. Производственный контроль качества строительно-монтажных работ надлежит осуществлять в соответствии с СП 48.13330.
При приемочном контроле должна быть представлена следующая документация: исполнительные чертежи с внесенными (при их наличии) отступлениями, допущенными предприятием - изготовителем конструкций, а также монтажной организацией, согласованными с проектными организациями - разработчиками чертежей, и документы об их согласовании; заводские технические паспорта на стальные, железобетонные и деревянные конструкции; документы (сертификаты, паспорта), удостоверяющие качество материалов, примененных при производстве строительно-монтажных работ; акты освидетельствования скрытых работ; акты промежуточной приемки ответственных конструкций; исполнительные геодезические схемы положения конструкций; журналы работ; документы о контроле качества сварных соединений; акты испытания конструкций (если испытания предусмотрены дополнительными правилами настоящего свода правил или рабочими чертежами); другие документы, указанные в дополнительных правилах или рабочих чертежах.
Фактически исполнительная документация по объекту капитального строительства - не представлена.
6. Нарушены требования СП 70.13330.2012 "Несущие и ограждающие конструкции".
п. 5.3.4. Бетонную смесь следует укладывать по утвержденному проекту производства работ (ППР). При этом бетонную смесь укладывают в форму или опалубку горизонтальными слоями без технологических разрывов с направлением укладки в одну сторону во всех слоях.
п. 5.3.7. Каждый следующий слой бетонной смеси необходимо укладывать до начала схватывания бетона в предыдущем уложенном слое. Если перерыв в бетонировании превысил время начала схватывания бетона в уложенном слое (бетон потерял способность к тиксотропному разжижению при имеющихся средствах виброуплотнения), необходимо устроить рабочий шов. В этом случае бетон в уложенном слое должен быть выдержан до приобретения прочности не менее указанной в таблице 5.2 (в зависимости от способа очистки от цементной пленки). Срок возобновления укладки бетона после перерыва определяется лабораторией.
п. 5.3.9. Укладка следующего слоя бетонной смеси допускается до начала схватывания бетона предыдущего слоя. Продолжительность перерыва между укладкой смежных слоев бетонной смеси без образования рабочего шва устанавливается строительной лабораторией. Верхний уровень уложенной бетонной смеси должен быть на 50 - 70 мм ниже верха щитов опалубки.
Фактически бетонная смесь в монолитных железобетонных конструкциях стен уложена не горизонтальными слоями и с технологическими перерывами с образованием рабочих швов (фото N 241, 242).
7. Нарушены требования СП 63.13330.2012 "Бетонные железобетонные конструкции".
п. 10.3.1. Защитный слой бетона должен обеспечивать: совместную работу арматуры с бетоном; сохранность арматуры от воздействий окружающей среды (в том числе при наличии агрессивных воздействий); огнестойкость конструкций.
п. 10.3.2. Толщину защитного слоя бетона следует принимать исходя из требований настоящего раздела с учетом роли арматуры в конструкциях (рабочая или конструктивная), типа конструкций (колонны, плиты, балки, элементы фундаментов, стены и т.п.), диаметра и вида арматуры.
Во всех случаях толщину защитного слоя бетона следует также принимать не менее диаметра стержня арматуры и не менее 10 мм.
Фактически в наружной стене, выходящей на фасад 3 этажа укладка и уплотнение бетона не гарантирует в конструкции достаточную однородность и плотность бетона, отвечающих требованиям, предусмотренным для рассматриваемой строительной конструкции, не обеспечивается совместная работа арматуры и бетона. Рабочая арматура оголена, защитный слой менее 5 мм (фото N 271).
...9. Нарушены положения СП 48.13330.2011 "Организация строительства": п. 6.2.8. Лицо, осуществляющее строительство, до начала любых работ должно оградить строительную площадку и опасные зоны работ за ее пределами в соответствии с требованиями нормативных документов.
При въезде на площадку следует установить информационные щиты с указанием наименования объекта, названия застройщика (заказчика), исполнителя работ (подрядчика, генподрядчика), фамилии, должности и номеров телефонов ответственного производителя работ по объекту и представителя органа госстройнадзора (в случаях, когда надзор осуществляется) или местного самоуправления, курирующего строительство, сроков начала и окончания работ, схемы объекта.
Наименование и номер телефона исполнителя работ наносят также на щитах инвентарных ограждений мест работ вне стройплощадки, мобильных зданиях и сооружениях, крупногабаритных элементах оснастки, кабельных барабанах и т.п.
Фактически на въезде на площадку не установлен информационный щит с указанием наименования объекта, названия застройщика (заказчика), исполнителя работ (подрядчика, генподрядчика), фамилии, должности и номеров телефонов ответственного производителя работ по объекту и др.".
По факту выявленных нарушений Департаментом в отношении ЖСК составлен протокол от 17.06.2016 г. об административном правонарушении по ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ.
Постановлением от 25.08.16 N 9-Ю-442х ЖСК "Новая Кубань" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Считая постановление незаконным, ЖСК обжаловало его в судебном порядке.
Принимая решение, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в деянии кооператива состава вменяемого ему правонарушения.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ, составляет нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий).
Согласно пункту 16 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации застройщик - это физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
Пунктом 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В части 15 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что проектная документация утверждается застройщиком или заказчиком.
В случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, застройщик или заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на государственную экспертизу.
При этом проектная документация утверждается застройщиком или заказчиком при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации.
Частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо.
Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
Частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что материалами дела об административном правонарушении, в том числе актом проверки, протоколом об административном правонарушении, подтверждается наличие в действиях ЖСК "Новая Кубань" объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ, поскольку при производстве строительных работ допущено нарушение требований строительных регламентов и правил. Фактически утвержденная застройщиком или техническим заказчиком проектная документация, получившая положительное заключение экспертизы административному органу не представлена, в связи, с чем оценку соответствия фактически выполненных работ проектной документации утвержденной в установленном порядке сделать не представилось возможным.
В силу ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В нарушение ст. 65 АПК РФ обществом не представлено доказательств принятия всех возможных и необходимых мер по недопущению нарушения обязательных требований при строительстве объекта.
Таким образом, материалами дела подтверждается виновное совершение кооперативом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ.
Ссылка заявителя жалобы на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 26.11.2015 г. по делу N А-26262/2015, а также определение от 02.06.2016 г. по указанному делу, которым на ЖСК "Новая Кубань" возложена обязанность завершить строительство многоквартирного восьмиэтажного жилого дома с подвальным этажом и встроенными офисными помещениями, расположенного по адресу г. Краснодар, ул. Куликова Поля, 14, не принимается апелляционным судом в качестве основания к отмене оспариваемого ЖСК постановления, поскольку не опровергает факт строительства кооперативом указанного здания с нарушением требований законодательства РФ.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ЖСК не допущено.
Оснований для признания правонарушения малозначительным судом не установлено.
В этой связи суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных кооперативом требований.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.12.2017 г. по делу N А32-33357/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий
С.С.ФИЛИМОНОВА
Судьи
Н.Н.СМОТРОВА
Г.А.СУРМАЛЯН
С.С.ФИЛИМОНОВА
Судьи
Н.Н.СМОТРОВА
Г.А.СУРМАЛЯН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)