Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2016 года
Постановление в полном объеме изготовлено 23 августа 2016 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Морозова В.А.,
судей Деминой Е.Г., Шадриной О.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сердитовой Д.Д.,
с участием:
- от истца - Сафронова М.С., представитель (доверенность от 16.08.2016);
- от ответчика - Захаров Ю.М., нач. правового отдела (доверенность N 1д от 11.01.2016),
рассмотрев в открытом судебном заседании 16 августа 2016 года в зале N 2 помещения суда апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "N 81" на решение Арбитражного суда Самарской области от 31 мая 2016 года по делу N А55-5817/2016 (судья Лукин А.Г.)
по иску товарищества собственников жилья "N 81" (ОГРН 1116311003907, ИНН 6311129907), г. Самара,
к Администрации Железнодорожного района городского округа Самара (ОГРН 1026300528979, ИНН 6311029028), г. Самара,
об определении условий соглашения по санитарному содержанию,
установил:
Товарищество собственников жилья "N 81" (далее - ТСЖ "N 81", истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Администрации Железнодорожного района городского округа Самара (далее - Администрация, ответчик) об урегулировании разногласий, возникших при заключении соглашения N 114 по санитарному содержанию прилегающей территории, организации вывоза мусора, содержанию и уходу за зелеными насаждениями на прилегающей территории, в части пункта 1.1. и абзаца 2 пункта 1.3. и принятии данных пунктов в редакции истца, а именно:
- - пункт 1.1.: "В соответствии с настоящим Соглашением Администрация поручает, а Организация принимает на себя обязательства на выполнение работ по санитарному содержанию прилегающей территории, организации вывоза мусора, содержанию и уходу за зелеными насаждениями на прилегающей территории, расположенной по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Тухачевского, 241, площадью 1062 кв. м";
- - абзац 2 пункта 1.3.: "утвержденного плана границ и кадастрового паспорта земельного участка по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Тухачевского, 241, площадью 1062 кв. м".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 31.05.2016 урегулированы разногласия, возникшие при заключении соглашения N 114 по санитарному содержанию прилегающей территории, организации вывоза мусора, содержанию и уходу за зелеными насаждениями на прилегающей территории, а именно:
- пункт 1.1. изложен в следующей редакции:
- "В соответствии с настоящим Соглашением Администрация поручает, а Организация принимает на себя обязательства на выполнение работ по санитарному содержанию прилегающей территории, организации вывоза мусора, содержанию и уходу за зелеными насаждениями на - прилегающей территории, расположенной по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Тухачевского, 241, площадью 2960,0 кв. м";
- - абзац 2 пункта 1.3. изложен в следующей редакции:
"для многоквартирных жилых домов (за исключением нежилых помещений в многоквартирных домах) - содержанию и уборке подлежит участок, предназначенный для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, по периметру от жилого дома шириной не более 50 метров. Площадь закрепляемой территории не должна превышать общей площади помещений жилого дома. При наличии в этой зоне дороги, за исключением игровых проездов, - до проезжей части дороги. При перекрытии зон двух обозначенных объектов граница содержания и уборки территории определяется пропорционально общей площади помещений жилого дома.".
Истец с решением суда не согласился и подал апелляционную жалобу, в которой просит обжалуемое решение отменить как незаконное и необоснованное и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В судебном заседании представитель истца доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал и просил ее удовлетворить.
Ответчик отзыв на апелляционную жалобу не представил. В судебном заседании представитель ответчика с доводами жалобы не согласился и просил обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе истца, заслушав выступления присутствующих в судебном заседании представителей сторон, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации г. Самары N 1133 от 04.12.1992 ЖСК-81 предоставлен в постоянное пользование земельный участок площадью 0,1062 га, фактически занимаемый жилым домом по ул. Тухачевского д. 241 в Железнодорожном районе, о чем 12.08.1993 выдано свидетельство N 70445.
На основании данного свидетельства в 2005 году ЖСК-81 произведены межевание, согласование границ и постановка на кадастровый учет земельного участка площадью 1062 кв. м, кадастровый номер 63:01:0110004:25, расположенного под многоквартирным домом по адресу: г. Самара, ул. Тухачевского, д. 241.
ЖСК-81 был реорганизован 05.05.2011 в ТСЖ "N 81" путем преобразования.
Из материалов дела усматривается, что ответчик направил на подписание истцу соглашение N 114 по санитарному содержанию прилегающей территории, организации вывоза мусора, содержанию и уходу за зелеными насаждениями на прилегающей территории (далее - соглашение).
В соответствии с пунктом 1.1. соглашения Администрация поручает, а ТСЖ "N 81" принимает на себя обязательства на выполнение работ по санитарному содержанию прилегающей территории, организации вывоза мусора, содержанию и уходу за зелеными насаждениями на прилегающей территории, расположенной по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Тухачевского, 241, площадью 2960,0 кв. м.
В абзаце 2 пункта 1.3. соглашения предусмотрено, что для многоквартирных жилых домов (за исключением нежилых помещений в многоквартирных домах) - содержанию и уборке подлежит участок, предназначенный для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, по периметру от жилого дома шириной не более 50 метров. Площадь закрепляемой территории не должна превышать общей площади помещений жилого дома. При наличии в этой зоне дороги, за исключением игровых проездов, - до проезжей части дороги. При перекрытии зон двух обозначенных объектов граница содержания и уборки территории определяется пропорционально общей площади помещений жилого дома.
ТСЖ "N 81" не согласилось с редакцией пункта 1.1. и абзаца 2 пункта 1.3. соглашения и направило 11.02.2016 в адрес Администрации протокол разногласий, в котором просило изложить пункт 1.1. и абзац 2 пункта 1.3. соглашения в следующей редакции:
- - пункт 1.1.: "В соответствии с настоящим Соглашением Администрация поручает, а Организация принимает на себя обязательства на выполнение работ по санитарному содержанию прилегающей территории, организации вывоза мусора, содержанию и уходу за зелеными насаждениями на прилегающей территории, расположенной по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Тухачевского, 241, площадью 1062 кв. м";
- - абзац 2 пункта 1.3.: "утвержденного плана границ и кадастрового паспорта земельного участка по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Тухачевского, 241, площадью 1062 кв. м".
Ответчик письмом N 5-01/528 от 15.02.2016 отказался от подписания протокола разногласий, что и послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Исковые требования мотивированы тем, что соглашение не соответствует жилищному законодательству и предусматривает обязанность по содержанию имущества, которое не является собственностью ТСЖ "N 81" и не находиться в его пользовании на каком-либо праве.
Истец полагает, что в соответствии с определением придомовой территорий, изложенным в пункте 2 главы 2 Правил благоустройства территории городского округа Самара и территорий внутригородских районов городского округа Самара, утвержденных постановлением главы города Самары N 404 от 10.06.2008 (далее - Правила N 404), и в совокупности с нормами федерального законодательства границы и площадь земельного участка, подлежащего содержанию, должны соответствовать правоустанавливающим документам на земельный участок. Пункт 3 главы 3 Правил N 404, по мнению истца, обязывает содержать только тот земельный участок, который принадлежит собственникам многоквартирного дома.
При этом истец считает, что положения пункта 8 главы 3 Правил N 404 в той части, в которой они позволяют вменять управляющим организациям содержание прилегающей территории, которая не является общим имуществом собственников многоквартирного дома, противоречат федеральному законодательству.
Также истец, обосновывая заявленные требования, указал, что общим собранием членов ТСЖ "N 81" принято решение об отказе в подписании соглашения по содержанию территории площадью 2960 кв. м.
Таким образом, со ссылкой на вышеуказанные Правила N 404, иные нормативно-правовые акты, а также на решение общего собрания членов ТСЖ "N 81" истец в своих исковых требованиях фактически просит закрепить за ним для санитарного содержания только площадь земельного участка, расположенного под самим домом и отмосткой, составляющую 1062 кв. м.
Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик сослался на то, что доводы истца основаны на ошибочном толковании норм материального права.
По мнению ответчика, наличие государственного кадастрового учета земельного участка под многоквартирным жилым домом и прилегающей к нему территории имеет значение для определения собственника земельного участка, но не влияет на обязанность ТСЖ "N 81" поддерживать порядок на придомовой территории, обеспечивать ее надлежащее санитарное состояние.
В силу пункта 1 статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Изучив представленные сторонами разногласия к соглашению, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что они направлены на установление в соглашении площади прилегающей территории к многоквартирному дому, обязанность по санитарному содержанию которой, организации вывоза мусора, содержанию и уходу за зелеными насаждениями на которой возлагается на истца.
Отказывая в удовлетворении исковых требований и принимая спорные пункты соглашения в редакции ответчика, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирного домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать безопасность жизни и здоровье граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, соблюдению прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.
При управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья указанные товарищества несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном домах и жилых домах. Указанные товарищества могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности.
В силу статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен данный дом с элементами озеленения и благоустройства и иные, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Аналогичные положения содержатся в подпункте "е" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 491 от 13.08.2006 (далее - Правила N 491), согласно которым в состав общего имущества включаются земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
В соответствии с пунктом 1.8. Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу N 170 от 27.09.2003 (далее - Правила N 170), к технической эксплуатации жилищного фонда относится осуществление мер по его санитарному содержанию, которое включает в себя уход за зелеными насаждениями и уборку мест прилегающей территории.
В целях обеспечения благоустройства территории городского округа Самара постановлением Главы городского округа Самара N 404 от 10.06.2008 утверждены Правила благоустройства территории городского округа Самара и территорий внутригородских районов городского округа Самара (далее - Правила N 404).
Данные Правила устанавливают единые и обязательные требования к созданию и содержанию объектов внешнего благоустройства, надлежащему содержанию территорий городского округа для всех юридических (независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности) и физических лиц (пункт 1 главы 2 раздела 1 Правил N 404).
В соответствии с пунктами 1 - 7 главы 3 раздела 2 Правил N 404 физические лица и юридические лица всех организационно-правовых форм, индивидуальные предприниматели должны соблюдать чистоту, поддерживать порядок и принимать меры для сохранения объектов благоустройства на всей территории городского округа Самара, на территориях внутригородских районов городского округа Самара.
Работы по содержанию и благоустройству территорий проводятся в соответствии с требованиями настоящих Правил, инструкций и технологических рекомендаций, а также соответствующих ГОСТов и СНиПов.
Физические лица и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, индивидуальные предприниматели обязаны обеспечивать своевременную и качественную очистку и уборку принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве земельных участков и прилегающих территорий в соответствии с действующим законодательством.
В целях закрепления территории городского округа Самара, в том числе территорий внутригородских районов городского округа Самара, для содержания и благоустройства между администрациями внутригородских районов городского округа Самара и физическими, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями заключается соглашение о содержании прилегающей территории (далее - Соглашение).
Неотъемлемой частью Соглашения является план-схема, содержащая сведения о границах прилегающей территории, закрепленной для содержания и благоустройства.
Граница прилегающей территории устанавливается на основании сформированных администрациями внутригородских районов городского округа Самара и согласованных физическими, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями планов-схем.
Физические, юридические лица, индивидуальные предприниматели заключают Соглашение в течение 10 рабочих дней со дня его получения.
Согласно подпункту 5 пункта 8 главы 3 раздела 2 Правил N 404 при составлении плана-схемы и заключении Соглашения размер прилегающей территории определяется исходя из следующего:
для многоквартирных жилых домов (за исключением нежилых помещений в многоквартирных домах) - содержанию и уборке подлежит участок, предназначенный для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, по периметру от жилого дома шириной не более 50 метров. Площадь закрепляемой территории не должна превышать общей площади помещений жилого дома. При наличии в этой зоне дороги, за исключением дворовых проездов, - до проезжей части дороги. При перекрытии зон двух обозначенных объектов граница содержания и уборки территории определяется пропорционально общей площади помещений жилого дома.
Доводы истца о том, что положения Правил N 404, позволяющие обязать управляющую компанию содержать территорию, не являющуюся общим имуществом собственников многоквартирного дома и расположенную за пределами границ, земельного участка, которые утверждены на основании межевого дела, противоречат положениям статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил N 491, обоснованно отклонены судом первой инстанции как несостоятельные, поскольку несоответствия Правил N 404 иным имеющим большую юридическую силу нормативным правовым актам не усматривается.
Кроме того, Правила N 404 действуют с 2008 года, ни кем, включая истца, в установленном порядке не оспорены и обязательны для всех юридических (независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности) и физических лиц.
Из материалов дела усматривается, что площадь земельного участка 2960 кв. м, закрепленная для благоустройства за истцом в спорном соглашении в редакции ответчика, рассчитана согласно Правилам N 404 с использованием специализированной географической информационной программы (ГИС) Mapinfo Proessional и включает в себя, в том числе, прилегающую территорию. Указанная площадь не превышает общую площадь многоквартирного дома истца, составляющую согласно сведениям электронного ЖКХ 3383,5 кв. м и не превышает закрепляемую площадь соседних домов.
Довод истца о том, что общим собранием членов ТСЖ "N 81" принято решение об отказе в подписании соглашения по содержанию территории площадью 2960 кв. м, обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку указанное решение не может служить основанием для изменения размера закрепляемой территории, рассчитываемой согласно вышеуказанным Правилам N 404, а также выходит за пределы компетенции общего собрания собственников, предусмотренной частью 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что законодательством не предусмотрено, иначе, как на договорной основе, возложение обязанностей органов местного самоуправления по содержанию, благоустройству территорий (земельных участков), находящихся в государственной или муниципальной собственности, на юридических и физических лиц, которые правами пользования, иными вещными правами на данные участки не обладают, является несостоятельной, поскольку предметом настоящего спора является требование об урегулировании разногласий, возникших при заключении соглашения, которые переданы на рассмотрение суда по соглашению сторон, а не требование о понуждении истца заключить данное соглашение.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
Оснований для иной оценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое истцом решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 31 мая 2016 года по делу N А55-5817/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья N 81 - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе отнести на заявителя жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.08.2016 N 11АП-9774/2016 ПО ДЕЛУ N А55-5817/2016
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 августа 2016 г. по делу N А55-5817/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2016 года
Постановление в полном объеме изготовлено 23 августа 2016 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Морозова В.А.,
судей Деминой Е.Г., Шадриной О.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сердитовой Д.Д.,
с участием:
- от истца - Сафронова М.С., представитель (доверенность от 16.08.2016);
- от ответчика - Захаров Ю.М., нач. правового отдела (доверенность N 1д от 11.01.2016),
рассмотрев в открытом судебном заседании 16 августа 2016 года в зале N 2 помещения суда апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "N 81" на решение Арбитражного суда Самарской области от 31 мая 2016 года по делу N А55-5817/2016 (судья Лукин А.Г.)
по иску товарищества собственников жилья "N 81" (ОГРН 1116311003907, ИНН 6311129907), г. Самара,
к Администрации Железнодорожного района городского округа Самара (ОГРН 1026300528979, ИНН 6311029028), г. Самара,
об определении условий соглашения по санитарному содержанию,
установил:
Товарищество собственников жилья "N 81" (далее - ТСЖ "N 81", истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Администрации Железнодорожного района городского округа Самара (далее - Администрация, ответчик) об урегулировании разногласий, возникших при заключении соглашения N 114 по санитарному содержанию прилегающей территории, организации вывоза мусора, содержанию и уходу за зелеными насаждениями на прилегающей территории, в части пункта 1.1. и абзаца 2 пункта 1.3. и принятии данных пунктов в редакции истца, а именно:
- - пункт 1.1.: "В соответствии с настоящим Соглашением Администрация поручает, а Организация принимает на себя обязательства на выполнение работ по санитарному содержанию прилегающей территории, организации вывоза мусора, содержанию и уходу за зелеными насаждениями на прилегающей территории, расположенной по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Тухачевского, 241, площадью 1062 кв. м";
- - абзац 2 пункта 1.3.: "утвержденного плана границ и кадастрового паспорта земельного участка по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Тухачевского, 241, площадью 1062 кв. м".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 31.05.2016 урегулированы разногласия, возникшие при заключении соглашения N 114 по санитарному содержанию прилегающей территории, организации вывоза мусора, содержанию и уходу за зелеными насаждениями на прилегающей территории, а именно:
- пункт 1.1. изложен в следующей редакции:
- "В соответствии с настоящим Соглашением Администрация поручает, а Организация принимает на себя обязательства на выполнение работ по санитарному содержанию прилегающей территории, организации вывоза мусора, содержанию и уходу за зелеными насаждениями на - прилегающей территории, расположенной по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Тухачевского, 241, площадью 2960,0 кв. м";
- - абзац 2 пункта 1.3. изложен в следующей редакции:
"для многоквартирных жилых домов (за исключением нежилых помещений в многоквартирных домах) - содержанию и уборке подлежит участок, предназначенный для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, по периметру от жилого дома шириной не более 50 метров. Площадь закрепляемой территории не должна превышать общей площади помещений жилого дома. При наличии в этой зоне дороги, за исключением игровых проездов, - до проезжей части дороги. При перекрытии зон двух обозначенных объектов граница содержания и уборки территории определяется пропорционально общей площади помещений жилого дома.".
Истец с решением суда не согласился и подал апелляционную жалобу, в которой просит обжалуемое решение отменить как незаконное и необоснованное и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В судебном заседании представитель истца доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал и просил ее удовлетворить.
Ответчик отзыв на апелляционную жалобу не представил. В судебном заседании представитель ответчика с доводами жалобы не согласился и просил обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе истца, заслушав выступления присутствующих в судебном заседании представителей сторон, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации г. Самары N 1133 от 04.12.1992 ЖСК-81 предоставлен в постоянное пользование земельный участок площадью 0,1062 га, фактически занимаемый жилым домом по ул. Тухачевского д. 241 в Железнодорожном районе, о чем 12.08.1993 выдано свидетельство N 70445.
На основании данного свидетельства в 2005 году ЖСК-81 произведены межевание, согласование границ и постановка на кадастровый учет земельного участка площадью 1062 кв. м, кадастровый номер 63:01:0110004:25, расположенного под многоквартирным домом по адресу: г. Самара, ул. Тухачевского, д. 241.
ЖСК-81 был реорганизован 05.05.2011 в ТСЖ "N 81" путем преобразования.
Из материалов дела усматривается, что ответчик направил на подписание истцу соглашение N 114 по санитарному содержанию прилегающей территории, организации вывоза мусора, содержанию и уходу за зелеными насаждениями на прилегающей территории (далее - соглашение).
В соответствии с пунктом 1.1. соглашения Администрация поручает, а ТСЖ "N 81" принимает на себя обязательства на выполнение работ по санитарному содержанию прилегающей территории, организации вывоза мусора, содержанию и уходу за зелеными насаждениями на прилегающей территории, расположенной по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Тухачевского, 241, площадью 2960,0 кв. м.
В абзаце 2 пункта 1.3. соглашения предусмотрено, что для многоквартирных жилых домов (за исключением нежилых помещений в многоквартирных домах) - содержанию и уборке подлежит участок, предназначенный для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, по периметру от жилого дома шириной не более 50 метров. Площадь закрепляемой территории не должна превышать общей площади помещений жилого дома. При наличии в этой зоне дороги, за исключением игровых проездов, - до проезжей части дороги. При перекрытии зон двух обозначенных объектов граница содержания и уборки территории определяется пропорционально общей площади помещений жилого дома.
ТСЖ "N 81" не согласилось с редакцией пункта 1.1. и абзаца 2 пункта 1.3. соглашения и направило 11.02.2016 в адрес Администрации протокол разногласий, в котором просило изложить пункт 1.1. и абзац 2 пункта 1.3. соглашения в следующей редакции:
- - пункт 1.1.: "В соответствии с настоящим Соглашением Администрация поручает, а Организация принимает на себя обязательства на выполнение работ по санитарному содержанию прилегающей территории, организации вывоза мусора, содержанию и уходу за зелеными насаждениями на прилегающей территории, расположенной по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Тухачевского, 241, площадью 1062 кв. м";
- - абзац 2 пункта 1.3.: "утвержденного плана границ и кадастрового паспорта земельного участка по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Тухачевского, 241, площадью 1062 кв. м".
Ответчик письмом N 5-01/528 от 15.02.2016 отказался от подписания протокола разногласий, что и послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Исковые требования мотивированы тем, что соглашение не соответствует жилищному законодательству и предусматривает обязанность по содержанию имущества, которое не является собственностью ТСЖ "N 81" и не находиться в его пользовании на каком-либо праве.
Истец полагает, что в соответствии с определением придомовой территорий, изложенным в пункте 2 главы 2 Правил благоустройства территории городского округа Самара и территорий внутригородских районов городского округа Самара, утвержденных постановлением главы города Самары N 404 от 10.06.2008 (далее - Правила N 404), и в совокупности с нормами федерального законодательства границы и площадь земельного участка, подлежащего содержанию, должны соответствовать правоустанавливающим документам на земельный участок. Пункт 3 главы 3 Правил N 404, по мнению истца, обязывает содержать только тот земельный участок, который принадлежит собственникам многоквартирного дома.
При этом истец считает, что положения пункта 8 главы 3 Правил N 404 в той части, в которой они позволяют вменять управляющим организациям содержание прилегающей территории, которая не является общим имуществом собственников многоквартирного дома, противоречат федеральному законодательству.
Также истец, обосновывая заявленные требования, указал, что общим собранием членов ТСЖ "N 81" принято решение об отказе в подписании соглашения по содержанию территории площадью 2960 кв. м.
Таким образом, со ссылкой на вышеуказанные Правила N 404, иные нормативно-правовые акты, а также на решение общего собрания членов ТСЖ "N 81" истец в своих исковых требованиях фактически просит закрепить за ним для санитарного содержания только площадь земельного участка, расположенного под самим домом и отмосткой, составляющую 1062 кв. м.
Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик сослался на то, что доводы истца основаны на ошибочном толковании норм материального права.
По мнению ответчика, наличие государственного кадастрового учета земельного участка под многоквартирным жилым домом и прилегающей к нему территории имеет значение для определения собственника земельного участка, но не влияет на обязанность ТСЖ "N 81" поддерживать порядок на придомовой территории, обеспечивать ее надлежащее санитарное состояние.
В силу пункта 1 статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Изучив представленные сторонами разногласия к соглашению, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что они направлены на установление в соглашении площади прилегающей территории к многоквартирному дому, обязанность по санитарному содержанию которой, организации вывоза мусора, содержанию и уходу за зелеными насаждениями на которой возлагается на истца.
Отказывая в удовлетворении исковых требований и принимая спорные пункты соглашения в редакции ответчика, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирного домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать безопасность жизни и здоровье граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, соблюдению прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.
При управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья указанные товарищества несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном домах и жилых домах. Указанные товарищества могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности.
В силу статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен данный дом с элементами озеленения и благоустройства и иные, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Аналогичные положения содержатся в подпункте "е" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 491 от 13.08.2006 (далее - Правила N 491), согласно которым в состав общего имущества включаются земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
В соответствии с пунктом 1.8. Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу N 170 от 27.09.2003 (далее - Правила N 170), к технической эксплуатации жилищного фонда относится осуществление мер по его санитарному содержанию, которое включает в себя уход за зелеными насаждениями и уборку мест прилегающей территории.
В целях обеспечения благоустройства территории городского округа Самара постановлением Главы городского округа Самара N 404 от 10.06.2008 утверждены Правила благоустройства территории городского округа Самара и территорий внутригородских районов городского округа Самара (далее - Правила N 404).
Данные Правила устанавливают единые и обязательные требования к созданию и содержанию объектов внешнего благоустройства, надлежащему содержанию территорий городского округа для всех юридических (независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности) и физических лиц (пункт 1 главы 2 раздела 1 Правил N 404).
В соответствии с пунктами 1 - 7 главы 3 раздела 2 Правил N 404 физические лица и юридические лица всех организационно-правовых форм, индивидуальные предприниматели должны соблюдать чистоту, поддерживать порядок и принимать меры для сохранения объектов благоустройства на всей территории городского округа Самара, на территориях внутригородских районов городского округа Самара.
Работы по содержанию и благоустройству территорий проводятся в соответствии с требованиями настоящих Правил, инструкций и технологических рекомендаций, а также соответствующих ГОСТов и СНиПов.
Физические лица и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, индивидуальные предприниматели обязаны обеспечивать своевременную и качественную очистку и уборку принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве земельных участков и прилегающих территорий в соответствии с действующим законодательством.
В целях закрепления территории городского округа Самара, в том числе территорий внутригородских районов городского округа Самара, для содержания и благоустройства между администрациями внутригородских районов городского округа Самара и физическими, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями заключается соглашение о содержании прилегающей территории (далее - Соглашение).
Неотъемлемой частью Соглашения является план-схема, содержащая сведения о границах прилегающей территории, закрепленной для содержания и благоустройства.
Граница прилегающей территории устанавливается на основании сформированных администрациями внутригородских районов городского округа Самара и согласованных физическими, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями планов-схем.
Физические, юридические лица, индивидуальные предприниматели заключают Соглашение в течение 10 рабочих дней со дня его получения.
Согласно подпункту 5 пункта 8 главы 3 раздела 2 Правил N 404 при составлении плана-схемы и заключении Соглашения размер прилегающей территории определяется исходя из следующего:
для многоквартирных жилых домов (за исключением нежилых помещений в многоквартирных домах) - содержанию и уборке подлежит участок, предназначенный для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, по периметру от жилого дома шириной не более 50 метров. Площадь закрепляемой территории не должна превышать общей площади помещений жилого дома. При наличии в этой зоне дороги, за исключением дворовых проездов, - до проезжей части дороги. При перекрытии зон двух обозначенных объектов граница содержания и уборки территории определяется пропорционально общей площади помещений жилого дома.
Доводы истца о том, что положения Правил N 404, позволяющие обязать управляющую компанию содержать территорию, не являющуюся общим имуществом собственников многоквартирного дома и расположенную за пределами границ, земельного участка, которые утверждены на основании межевого дела, противоречат положениям статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил N 491, обоснованно отклонены судом первой инстанции как несостоятельные, поскольку несоответствия Правил N 404 иным имеющим большую юридическую силу нормативным правовым актам не усматривается.
Кроме того, Правила N 404 действуют с 2008 года, ни кем, включая истца, в установленном порядке не оспорены и обязательны для всех юридических (независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности) и физических лиц.
Из материалов дела усматривается, что площадь земельного участка 2960 кв. м, закрепленная для благоустройства за истцом в спорном соглашении в редакции ответчика, рассчитана согласно Правилам N 404 с использованием специализированной географической информационной программы (ГИС) Mapinfo Proessional и включает в себя, в том числе, прилегающую территорию. Указанная площадь не превышает общую площадь многоквартирного дома истца, составляющую согласно сведениям электронного ЖКХ 3383,5 кв. м и не превышает закрепляемую площадь соседних домов.
Довод истца о том, что общим собранием членов ТСЖ "N 81" принято решение об отказе в подписании соглашения по содержанию территории площадью 2960 кв. м, обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку указанное решение не может служить основанием для изменения размера закрепляемой территории, рассчитываемой согласно вышеуказанным Правилам N 404, а также выходит за пределы компетенции общего собрания собственников, предусмотренной частью 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что законодательством не предусмотрено, иначе, как на договорной основе, возложение обязанностей органов местного самоуправления по содержанию, благоустройству территорий (земельных участков), находящихся в государственной или муниципальной собственности, на юридических и физических лиц, которые правами пользования, иными вещными правами на данные участки не обладают, является несостоятельной, поскольку предметом настоящего спора является требование об урегулировании разногласий, возникших при заключении соглашения, которые переданы на рассмотрение суда по соглашению сторон, а не требование о понуждении истца заключить данное соглашение.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
Оснований для иной оценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое истцом решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 31 мая 2016 года по делу N А55-5817/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья N 81 - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе отнести на заявителя жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий судья
В.А.МОРОЗОВ
Судьи
Е.Г.ДЕМИНА
О.Е.ШАДРИНА
В.А.МОРОЗОВ
Судьи
Е.Г.ДЕМИНА
О.Е.ШАДРИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)