Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОННОГО СУДА Г. ХАБАРОВСКА ОТ 31.08.2017 ПО ДЕЛУ N 2А-3951/2017

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ РАЙОННЫЙ СУД Г. ХАБАРОВСКА

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 31 августа 2017 г. по делу N 2а-3951/2017


Центральный районный суд г. Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Костюченко С.А.,
с участием представителя административного истца ФИО2,
представителей административного ответчика ФИО4, ФИО5, действующих на основании доверенностей N от N N от ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре Гусевой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> к Администрации <адрес> о признании нормативного акта недействительным в части,
установил:

Прокурор <адрес> обратился в суд с административным иском к Администрации <адрес> о признании нормативного акта недействительным в части, ссылаясь на то, что прокуратурой <адрес> рассмотрено обращение ФИО6 по вопросу реализации мероприятий подпрограммы "Формирование городской среды" на ДД.ММ.ГГГГ год. При рассмотрении обращения установлено, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования городской среды", постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N-пр "О внесении изменений в государственную программу <адрес> "Повышение качества жилищно-коммунального обслуживания населения <адрес>", утвержденную. Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N-пр", постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N утвержден Порядок представления, рассмотрения и оценки предложений заинтересованных лиц о включении дворовой территории в муниципальную программу "Повышение качества жилищно-коммунального хозяйства на ДД.ММ.ГГГГ годы", утвержденную постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N. Постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N опубликовано в газете "Хабаровские вести", N, ДД.ММ.ГГГГ В соответствии со ст. 132 Бюджетного кодекса РФ постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современного городской среды". Подпунктом "е" ч. 11 указанных Правил установлено, что под заинтересованными лицами понимаются собственники помещений в многоквартирных домах, собственники иных зданий и сооружений, расположенных в границах дворовой территории, подлежащей благоустройству. В соответствии с п. 3.1 Порядка представления, рассмотрения и оценки предложений заинтересованных лиц о включении дворовой территории в муниципальную программу "Повышение качества жилищно-коммунального хозяйства на ДД.ММ.ГГГГ года" от имени заинтересованных лиц предложение о включении дворовой территории в муниципальную программу (далее - заявка) по форме согласно приложение N к настоящему порядку, с приложением документов согласно пункту 3.2 настоящего Порядка представляют управляющие организации; товарищества собственников жилья, товарищества собственников недвижимости, жилищно-строительные кооперативы, жилищные кооперативы, организации осуществившие содержание и ремонт при непосредственном способе управления. Установленный перечень лиц имеющих право обратиться с предложением о включении дворовой территории, не соответствует понятию заинтересованных лиц, установленному постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, ограничивает права собственников иных зданий и сооружений, расположенных в границах дворовой территории, а также права собственников помещений многоквартирных домов, избравших непосредственный способ управления. Административный истец полагает, что в соответствии с действующим законодательством Порядок предоставления, рассмотрения и оценки предложений заинтересованных лиц о включении дворовой территории в муниципальную программу "Повышение качества жилищно-коммунального хозяйства на 2014-2020 годы" противоречит правилам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N в части определения лиц, имеющих право на участие в конкурсном отборе. В целях устранения выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ и.о. прокурора <адрес> мэру <адрес> принесен протест, ДД.ММ.ГГГГ на протест принесен ответ, согласно которому требования прокурора отклонены. Просит суд признать незаконным п. 3.1 Порядка представления, рассмотрения и оценки предложений заинтересованных лиц о включении дворовой территории в муниципальную программу "Повышение качества жилищно-коммунального хозяйства на ДД.ММ.ГГГГ годы", утвержденного постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N. Обязать администрацию в течение месяца со дня вступления решения в законную силу привести п. 3.1 Порядка представления, рассмотрения и оценки предложений заинтересованных лиц о включении дворовой территории в муниципальную программу "Повышение качества жилищно-коммунального хозяйства на ДД.ММ.ГГГГ годы", утвержденного постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N, в соответствии действующему законодательству. Указать на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления согласно требованиям п. 2 ч. 4 ст. 215 КАС РФ.
В судебном заседании представитель истца ФИО2 исковые требования поддержала в полном объеме, подтвердила изложенное в исковом заявлении.
В судебном заседании представители административного ответчика ФИО4, ФИО5, исковые требования не признали, ссылаясь на основания и доводы, изложенные в возражениях, дополнениях к ним.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных отношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Глава 21 КАС РФ предусматривает порядок и особенности рассмотрения административных дел об оспаривании нормативных правовых актов. К лицам, участвующим в деле, по делам об оспаривании нормативных правовых актов относятся орган государственной власти, орган местного самоуправления или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения.
Статьями 1, 7, 14, 34, 47 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Пунктом 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесены утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в том числе, установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по принятию устава муниципального образования и внесению в него изменений и дополнений, изданию муниципальных правовых актов.
Как установлено судом, Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды" утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды.
Согласно подп. "б" п. 12 указанного Постановления от ДД.ММ.ГГГГ N, определено разработать, утвердить и опубликовать не позднее ДД.ММ.ГГГГ (не позднее ДД.ММ.ГГГГ - в отношении субъектов Российской Федерации, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых более 1) порядок и сроки представления, рассмотрения и оценки предложений заинтересованных лиц о включении дворовой территории в муниципальную программу на 2017 год исходя из даты представления таких предложений и при условии их соответствия установленным требованиям, оформленных в соответствии с законодательством Российской Федерации в виде протоколов общих собраний собственников помещений в каждом многоквартирном доме, решений собственников каждого здания и сооружения, расположенных в границах дворовой территории, содержащих в том числе следующую информацию: решение об обращении с предложением по включению дворовой территории в муниципальную программу на ДД.ММ.ГГГГ год; перечень работ по благоустройству дворовой территории, сформированный исходя из минимального перечня работ по благоустройству; перечень работ по благоустройству дворовой территории, сформированный исходя из дополнительного перечня работ по благоустройству (в случае принятия такого решения заинтересованными лицами); форма участия (финансовое и (или) трудовое) и доля участия заинтересованных лиц в реализации мероприятий по благоустройству дворовой территории (в случае, если субъектом Российской Федерации принято решение о таком участии); представитель (представители) заинтересованных лиц, уполномоченных на представление предложений, согласование дизайн-проекта благоустройства дворовой территории, а также на участие в контроле за выполнением работ по благоустройству дворовой территории, в том числе
В соответствии подп. "е" п. 11 Правил, заинтересованные лица определены как собственников помещений в многоквартирных домах, собственников иных зданий и сооружений, расположенных в границах дворовой территории, подлежащей благоустройству.
Разъяснения по применению Правил, утвержденных настоящим Постановлением, дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.
В соответствие с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды", постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 61-пр "О внесении изменений в государственную программу <адрес> "Повышение качества жилищно-коммунального обслуживания населения <адрес>", утвержденную постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N-пр, постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N утвержден Порядок представления, рассмотрения и оценки предложений заинтересованных лиц о включении дворовой территории в муниципальную программу "Повышение качества жилищно-коммунального хозяйства на 2014 - 2020 годы", утвержденную постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N в рамках реализации мероприятий подпрограммы "Формирование современной городской среды" на 2017 год. Установлены сроки представления, рассмотрения и оценки предложений заинтересованных лиц о включении дворовой территории в муниципальную программу "Повышение качества жилищно-коммунального хозяйства на ДД.ММ.ГГГГ годы", утвержденную постановлением администрации города от ДД.ММ.ГГГГ N, в рамках реализации мероприятий подпрограммы "Формирование современной городской среды" на ДД.ММ.ГГГГ год в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N опубликовано в газете "Хабаровские вести" N ДД.ММ.ГГГГ.
Разделом 2 Порядка закреплено, что в Порядке понятия применяются в том же значении, что и в Правилах предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, в Бюджетном кодексе Российской Федерации, Жилищном кодексе Российской Федерации: - заинтересованные лица - собственники помещений в многоквартирных домах в лице организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, осуществляющие содержание и ремонт при непосредственном способе управления в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - Организации), собственники иных зданий и сооружений, расположенных в границах дворовой территории, подлежащей благоустройству.
Пунктом 3.1 Порядка установлено, что от имени заинтересованных лиц предложение о включении дворовой территории в муниципальную программу по форме согласно приложению N к настоящему порядку, с приложением документов согласно пункту 3.2 настоящего Порядка представляют: управляющие организации; товарищества собственников жилья (ТСЖ); товарищества собственников недвижимости (ТСН); жилищно-строительные кооперативы (ЖСК); жилищные кооперативы (ЖК); организации, осуществляющие содержание и ремонт при непосредственном способе управления.
Пунктом 3 Правил дано понятие дворовой территории, как совокупность территорий, прилегающих к многоквартирным домам, с расположенными на них объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации таких домов, и элементами благоустройства этих территорий, в том числе парковками (парковочными местами), тротуарами и автомобильными дорогами, включая автомобильные дороги, образующие проезды к территориям, прилегающим к многоквартирным домам.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса РФ принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, решение которого оформляется протоколом общего собрания собственников помещении в таком доме ст. 46 ЖК РФ.
В соответствии с п. 3.1 Приказа Генерального прокурора РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О совершенствовании прокурорского надзора за исполнением федерального законодательства органами государственной власти, местного самоуправления, иными органами и организациями" прокурорам предписано на постоянной основе осуществлять надзор за законностью нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления, оперативно реагируя на изменения федерального законодательства. При выявлении нарушений закона принимать исчерпывающие меры прокурорского реагирования.
Как следует из письма Прокуратуры <адрес> N А-Н от ДД.ММ.ГГГГ оспариваемый нормативно-правовой акт, в том числе, в части п. 3.1, до момента его принятия прошел экспертизу и получил положительное заключение.
Организация благоустройства территории городского округа отнесена к вопросам местного значения городского округ, благоустройство которого является самостоятельной областью муниципального правового регулирования и управления, где отсутствует вышестоящее государственное регулирование. Установление требований в данной сфере направлено на обеспечение публичных интересов, а также на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан.
Как следует из Постановления администрации города N "Об утверждении порядка и сроков представления, рассмотрения и оценки предложений заинтересованных лиц о включении дворовой территории в муниципальную программу "Повышение качества жилищно-коммунального хозяйства на 2014 - 2020 годы", данное постановление регулирует вопросы в области благоустройства в части дворовых территорий.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что администрация <адрес> правомочна устанавливать собственный порядок реализации прав заинтересованных лиц с учетом специфики сложившихся отношений в части вопросов касающихся организации управления многоквартирными домами.
Таким образом, во исполнение полномочий установленных администрация <адрес> вправе была разработать и утвердить порядок предоставления, рассмотрения и оценки предложений заинтересованных лиц о включении дворовой территории в муниципальную программу "Повышение качества жилищно-коммунального хозяйства на 2014-2020 годы.
Кроме того, п. 3.1 Порядка не устанавливает нового понятия заинтересованных лиц, имеющих право участвовать в конкурсе.
Исходя из содержания п. 3.1 Порядка судом не усматривается наличие нового понятия заинтересованных лиц, в указанном порядке определены лица, которые вправе действовать от имени заинтересованных лиц, в том числе, от имени собственников помещений многоквартирного дома в соответствии с действующим жилищным законодательством.
Согласно ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Деятельность по управлению должна отвечать указанным в ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ критериям независимо от выбранного собственниками помещений способа управления домом.
Таким образом, по смыслу ст. 161 Жилищного кодекса РФ публично-правовая обязанность по обеспечению благоприятных и безопасных условий проживания граждан, разрешением вопросов пользования общим имуществом являются лица, в управлении которых находятся многоквартирные дома.
Согласно разъяснениям Минстроя России подтверждением предложений собственников помещений в многоквартирных домах, зданий, сооружений о включении дворовых территорий в программу должно стать наличие протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащего решения, предусмотренные подп. "б" п. 12 Правил.
Проанализировав представленные доказательства, учитывая, что в оспариваемом пункте Порядка учтены все способы управления многоквартирными домами, в соответствии с позицией Минстроя России, а также установленных Жилищным кодексом РФ способов выражения воли собственников помещений в многоквартирном доме в отношении общего имущества, суд приходит к выводу, что доводы административного истца не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.
Изучив заявление ФИО6, проживающего по адресу: <адрес>, исходя из буквального толкования заявления, судом установлено, что гражданин ФИО6 по существу не согласен с перечнем установленных многочисленных документов и сроках их представления, необходимых для участия в утвержденной Постановлением Программе, Правилах и Порядке.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, Постановление администрации города N "Об утверждении порядка и сроков представления, рассмотрения и оценки предложений заинтересованных лиц о включении дворовой территории в муниципальную программу "Повышение качества жилищно-коммунального хозяйства на ДД.ММ.ГГГГ годы" на дату поступления административного иска ДД.ММ.ГГГГ мероприятия по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов завершены, то есть фактически Постановление N, которым утвержден Порядок и мероприятия, реализовано.
В силу ч. 6 ст. 208 КАС РФ административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
Таким образом, установив, что нормативный правовой акт в оспариваемой части не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, прав и законных интересов не нарушает, правомерно в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 215 КАС РФ, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 215 КАС РФ, суд
решил:

В удовлетворении исковых требований прокурора г. Хабаровска к Администрации г. Хабаровска о признании нормативного акта недействительным в части отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска путем подачи апелляционной жалобы.
Срок изготовления решения в окончательной форме 05.09.2017 г.
председательствующий:
С.А.КОСТЮЧЕНКО
Копия верна:
председательствующий
С.А.КОСТЮЧЕНКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)