Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.06.2017 N 05АП-3276/2017 ПО ДЕЛУ N А24-153/2017

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 июня 2017 г. по делу N А24-153/2017


Резолютивная часть постановления оглашена 08 июня 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 июня 2017 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.Н. Анисимовой,
судей А.В. Гончаровой, О.Ю. Еремеевой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания С.Г. Расторгуевым,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского",
апелляционное производство N 05АП-3276/2017
на решение от 15.03.2017
судьи А.А. Копыловой
по делу N А24-153/2017 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского" (ИНН 4101122429, ОГРН 1084101001203)
к Государственной жилищной инспекции Камчатского края (ИНН 4101102831, ОГРН 1054100065766)
об оспаривании предписания N 1633ЛК/1-8ж от 29.11.2016,
при участии: стороны не явились, извещены,
установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского" (далее - заявитель, общество, ООО "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского") обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Камчатского края (далее - инспекция, жилищная инспекция, административный орган) от 29.11.2016 N 1633ЛК/1-8ж на устранение нарушений законодательства.
Решением от 15.03.2017 суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт. Полагает, что ненадлежащее состояние, в котором находится многоквартирный дом N 20 по ул. Советская в г. Петропавловск-Камчатский, обусловлено ненадлежащим исполнением принятых на себя собственниками жилых помещений указанного дома обязательств по договору управления от 03.12.2013 N 67-ДУ-13 в части внесения платежей за жилое помещение. Указывает, что долг собственников жилых помещений перед обществом по состоянию на 01.02.2017 составил 428728,13 руб. Настаивает, что работы по текущему ремонту должны осуществляться управляющей компанией в плановом порядке на основании решения общего собрания собственников жилых помещений в многоквартирном доме.
Административный орган в представленном в материалы дела письменном отзыве на доводы апелляционной жалобы возразил, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явились, в связи с чем апелляционный суд на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрел апелляционную жалобу по делу в их отсутствие.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
23.11.2013 на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Советская, дом 20, по второму вопросу повестки дня было принято решение выбрать в качестве способа управления МКД - управляющая компания, по третьему вопросу - выбрать в качестве управляющей компании общество и по четвертому вопросу - утвердить условия договора с управляющей компанией.
03.12.2013 между заявителем и собственниками жилых (нежилых) помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Советская, 20, на основании протокола собрания от 23.11.2013 управления многоквартирным домом N 67-ДУ-13.
27.09.2016 в адрес жилищной инспекции поступило коллективное обращение собственников жилых помещений указанного многоквартирного дома о нарушении требований жилищного законодательства.
Приказом административного органа от 03.10.2016 N 1633ЛК было назначено проведение внеплановой выездной проверки общества с целью проверки фактов, указанных в обращении вх. Nкол-3754 от 27.09.2016, результаты которой были зафиксированы в акте проверки N 1633лк/1-8ж от 20.10.2016.
В ходе данной проверки жилищной инспекцией были выявлены нарушения обязательных требований или требований, в том числе:
1) в нарушение пунктов 4.6.1.1, 4.6.1.2, 4.6.1.13, 4.6.1.18 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), на кровле дома в районе расположения квартиры N 23 наблюдается неплотное примыкание кровельного покрытия к стенке конструкции вентшахты; на кровле дома наблюдается бытовой, строительный мусор (местами);
2) в нарушение пункта 4.2.3.2 Правил N 170 на фасаде здания, на торце наблюдается разрушение металлической облицовки, местное отсутствие металлических листов;
3) в нарушение пункта 4.2.3.1 Правил N 170 на фасаде дома наблюдается разрушение штукатурно-бетонного слоя: сколы, выбоины в районе квартиры N 17, над входом в подвальное помещение подъезда N 3;
4) в нарушение пунктов 4.8.1, 4.8.4, 4.8.7 Правил N 170 в помещении тамбура наблюдается разрушение ступеньки входа в тамбур и лестничного марша входа в подвальное помещение подъезда N 1, а именно: сколы, выбоины;
5) в нарушение пунктов 4.8.1, 4.8.2, 4.8.7 Правил N 170 на лестничном марше (1 этаж) наблюдается оголение арматуры, сколы, выбоины;
6) в нарушение пункта 3.2.8 Правил N 170 в лестничных клетках подъездов N 1, 2, 3 наблюдаются разрушения отделочных покрытий, сколы, выбоины, надписи.
По результатам данной проверки обществу было выдано предписание от 29.11.2016 N 1633ЛК/1-8ж об устранении нарушений обязательных требований, согласно которому заявителю необходимо в срок до 15.06.2017: выполнить ремонт кровли над квартирой N 23; произвести очистку кровли от строительного мусора; выполнить ремонт металлической облицовки торцевого фасада здания в районе расположения подъезда N 3; восстановить защитный штукатурный слой фасада дома в районе расположения квартиры N 17 и над входом в подвальное помещение подъезда N 3; выполнить ремонт лестничного марша входа в подвал подъезда N 1, площадки входа в подвальное помещение подъезда N 1; выполнить ремонт площадок и ступеней лестничных маршей в лестничной клетке подъезда N 1; выполнить ремонт отделочных покрытий лестничных клеток подъездов N 1, 2, 3.
Не согласившись с вынесенным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о том, что в ходе проведенной проверки инспекцией был установлен факт ненадлежащего состояния общедомового имущества спорного многоквартирного дома, в связи с чем административный орган правомерно в пределах предоставленных ему полномочий выдал оспариваемое предписание.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, судебная коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
По правилам части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении лицензионного контроля.
Согласно пункту 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
В силу пункта 3 Постановления Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее - Положение о лицензировании N 1110) лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми частью 1 статьи 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ, Кодекс);
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 ЖК РФ.
Как установлено частью 2.3 статьи 161 Кодекса, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Частью 2 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В пункте 13 Положения о лицензировании N 1110 указано, что при проведении лицензионного контроля должностные лица лицензирующего органа имеют право, в том числе выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензии. Аналогичное правило закреплено в части 1 статьи 7 Закона N 99-ФЗ.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции усматривает, что в отношении общества был осуществлен лицензионный контроль в форме внеплановой выездной проверки, целью которого являлась проверка административным органом соблюдения лицензионных (обязательных) требований к содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Советская, 20.
Соответственно оспариваемое предписание выдано инспекцией в пределах предоставленных ей полномочий.
По смыслу части 1 статьи 161 Кодекса управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, которым может являться управление управляющей организацией на основании заключенного с нею в соответствии со статьей 162 настоящего Кодекса договора управления многоквартирным домом.
В договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня (часть 3 статьи 162 ЖК РФ).
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 39 ЖК РФ).
В развитие указанной нормы права Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491), регулирующие отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
Пунктом 12 указанных Правил предусмотрено, что собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
Согласно пункту 16 этих же Правил надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления обеспечивается собственниками жилых помещений путем заключения договора управления многоквартирными домами с управляющей организацией.
Управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункт 42 Правил N 491).
Из материалов дела усматривается, что ООО "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского" осуществляет управление многоквартирным жилым домом N 20 по улице Советская в г. Петропавловске-Камчатском на основании договора управления многоквартирным домом N 67-ДУ-13.
Следовательно, именно общество является лицом, ответственным за содержание и обслуживание названного жилого дома, а значит, оно обязано с целью обеспечения безопасности и комфортных условий проживания для жителей дома исполнять требования действующего законодательства в жилищной сфере.
В соответствии с пунктом 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в числе прочего, соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом.
Нормативно-правовым документом в области эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечения сохранности и содержания жилищного фонда являются Правила N 170.
В соответствии с пунктом 4.6.1 указанных Правил организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода.
Кровельные покрытия в сопряжениях со стенами, вентиляционными блоками и другими выступающими над крышами устройствами следует заводить в штрабы и защищать фартуком из оцинкованной стали (при этом фартук должен быть выше кровли на 15 см, а в штрабе герметизирован), а в сопряжении с радиотрансляционными стойками и телеантеннами - устанавливать дополнительную стальную гильзу с фланцем (пункт 4.6.1.13).
После окончания работ по ремонту кровли, дымовых труб, парапетов и др. все остатки строительных материалов и мусора необходимо удалить и очистить кровлю (пункт 4.6.1.18).
В силу пункта 4.2.3.1 Правил N 170 местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке, выкрашивание раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки, разрушение герметизирующих заделок стыков полносборных зданий, повреждение или износ металлических покрытий на выступающих частях стен, разрушение водосточных труб, мокрые и ржавые пятна, потеки и высолы, общее загрязнение поверхности, разрушение парапетов и т.д. должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития.
С появлением на фасадах зданий отслоений и разрушений облицовочных слоев необходимо: облицовочные плитки и архитектурные детали, потерявшие связь со стеной, немедленно снять; отслоившуюся от поверхности стены штукатурку отбить сразу же после обнаружения отслоения; поврежденные места на фасаде восстановить с заменой всех дефектных архитектурных деталей или их реставрацией (пункт 4.2.3.2).
Как следует из пункта 4.8.1 Правил N 170, неисправное состояние лестниц (коррозия металлических косоуров, повышенные прогибы площадок и маршей, неплотное прилегание площадок и маршей к стенам, трещины, выбоины, отслоения пола в лестничных площадках и ступенях, углубления в ступенях от истирания, ослабление крепления ограждений, поручней и предохранительных сеток, повреждение перил, загнивание древесины, недостаточная прочность креплений тетив к подкосоурным балкам и т.п.) следует устранять по мере их появления и не допускать дальнейшего разрушения.
Заделку трещин, углублений, выбоин и сколов в конструкциях лестниц следует производить по мере появления дефектов с применением материалов, аналогичных материалу конструкций. Потерявшие прочность лестничные ступени в разборных маршах должны быть заменены новыми. Зазоры между лестничным маршем и стеной следует заделывать цементным раствором. Исправлять сколы в валиках проступей рекомендуется путем применения готовых вставок или бетонирования на месте. В каменных ступенях поврежденные места следует вырубать и заделывать вставками из камня (пункт 4.8.4).
В соответствии с пунктом 4.8.7 Правил N 170 пришедшие в ветхое состояние тетивы, покрытия лестничных площадок, ступени и поврежденные части ограждений необходимо заменять, а расшатавшиеся ограждения укреплять.
Пунктом 3.2.8 этих же Правил установлено, что окраску лестничных клеток допускается производить улучшенными высококачественными, безводными составами; поверхности, окрашенные малярными, безводными составами, должны иметь однотонную глянцевую или матовую поверхность; не допускается просвечивание нижележащих слоев краски, отслоения, пятна, потеки; не допускается в местах сопряжения поверхностей, искривления линий, закраски высококачественной окраски в различные цвета.
Периодичность ремонта подъездов должна быть соблюдена один раз в пять или три года в зависимости от классификации зданий и физического износа (пункт 3.2.9).
Как уже отмечалось ранее, общество является ответственным лицом по организации оказания услуг и выполнения работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества, включая текущий ремонт общего имущества жилого дома N 20 по ул. Советская в г. Петропавловск-Камчатский.
Между тем в ходе контрольных мероприятий по вопросу соблюдения требований к содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном жилом доме инспекцией было установлено ненадлежащее состояние кровельного покрытия, фасада здания, разрушение ступенек входа в тамбур и лестничного марша входа в подвальное помещение подъезда N 1, разрушение отделочных покрытий в лестничных клетках подъездов, что не соответствует требованиям Правил N 491 и Правил N 170.
Соответственно у административного органа имелись основания для вынесения оспариваемого предписания в целях устранения выявленных нарушений указанных нормативных правовых актов.
Довод апелляционной жалобы о том, что общество не вправе самостоятельно без решения собственников проводить какие-либо ремонтные работы в многоквартирном доме по ул. Советская, 20, апелляционной коллегией отклоняется как необоснованный, поскольку обязанность содержания и ремонта общего имущества прямо предусмотрена договором управления многоквартирным домом от 03.12.2013 N 67-ДУ-13, действующим законодательством РФ и не ставится в зависимость от решения собственников жилых помещений в многоквартирном доме.
В спорных правоотношениях управляющие организации выступают как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности.
В этой связи все обязательные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания многоквартирного дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Как следует из подпункта 2.2.1 договора, управляющая организация обязана управлять многоквартирным жилым домом в соответствии с условиями настоящего договора, в пределах утвержденного плана-графика выполнения работ по текущему ремонту на основании фактического состояния общего имущества; разрабатывать планы работ по текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома.
В то же время, как установлено судебной коллегией, доказательств того, что общество предпринимало действия по надлежащему исполнению своих обязательств по договору управления, составляло перечень требуемых работ по текущему ремонту с согласованием перечня с собственниками жилых помещений, привлекало сторонние организации в целях обслуживания и ремонта многоквартирного дома, в материалы дела не представлены.
В свою очередь по смыслу части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
При таких обстоятельствах, учитывая, что заявитель осуществляет обслуживание жилого дома по спорному адресу, а также начисление и взимание платы за содержание и ремонт жилых помещений в спорном многоквартирном доме, он обязан соблюдать положения действующего законодательства в части порядка обслуживания и содержания жилищного фонда.
Ссылка управляющей компании на ненадлежащее исполнение жильцами дома обязанностей по оплате жилья и коммунальных услуг, не является основанием для невыполнения работ по содержанию и ремонту многоквартирного дома.
Отсутствие либо недостаточность денежных средств в необходимом размере не является обстоятельством, исключающим ответственность хозяйствующего субъекта за невыполнение установленных норм и правил, так как ни Жилищный кодекс Российской Федерации, ни Гражданский кодекс Российской Федерации, ни правила, ни нормы технической эксплуатации жилищного фонда не ставят исполнение заявителем своих обязанностей по обеспечению надлежащего санитарного и технического состояния общего имущества в многоквартирном доме в зависимость от наличия денежных средств на эти цели.
При этом нормы Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливают порядок взаимодействия управляющей компании и собственников жилых помещений по вопросам необходимости дополнительного финансирования на содержание общедомового имущества.
В материалы настоящего дела не представлено доказательств, что общество принимало соответствующие меры, и они оказались безрезультатны либо не могли быть выполнены.
Принимая во внимание, что нарушения, послужившие основанием для вынесения предписания, имели место, их наличие обществом не опровергнуто, полномочия по выдаче предписания у административного органа имелись, судебная коллегия считает, что оспариваемое предписание не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Нормы права применены судом первой инстанции правильно. Судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы в сумме 1500 руб. относятся судом на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Камчатского края от 15.03.2017 по делу N А24-153/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
Н.Н.АНИСИМОВА
Судьи
А.В.ГОНЧАРОВА
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)