Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Административные истцы ссылаются на то, что решениями общего собрания собственников помещений домов выбран способ формирования фонда капитального ремонта дома путем перечисления взносов на специальный счет в кредитной организации. В связи с чем у административного ответчика отсутствовали основания для принятия оспариваемого распоряжения.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Карсакова Н.Г.
Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Стаховой Т.М.
судей Ильичевой Е.В., Чуфистова И.В.
при секретаре З.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-4088/2017 по апелляционной жалобе А. и У. на решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 13 марта 2017 года, принятое по административному иску А. и У. к администрации Приморского района Санкт-Петербурга о признании незаконным распоряжение N 733-р от 20 февраля 2016 года в части внесения изменений в перечень многоквартирных домов, собственники которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не реализован.
Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М., объяснения административных истцов А., У. и их представителя - адвоката Клемазова В.И.; представителя административного заинтересованного лица НО "Фонд-региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" - В., Судебная коллегия
А. и У. обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации Приморского района Санкт-Петербурга (далее - администрация района), в котором просил признать незаконным распоряжение администрации N 733-р от 20 февраля 2016 года в части внесения изменений в перечень многоквартирных домов, собственники которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не реализован.
В обоснование требований указали, что решениями общего собрания собственников помещений многоквартирных домов, расположенных в Санкт-Петербурге по адресам: <адрес> и <адрес>, выбран способ формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома путем перечисления взносов на специальный счет, региональным оператором избран НО "Фонд-региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах". Во исполнение требований ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК Российской Федерации) собственники помещений многоквартирных домов своевременного реализовали решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете путем уведомления владельца специального счета о принятых ими решениях; НО "Фонд-региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" открыл специальный счет в кредитной организации и направил в орган государственного жилищного надзора уведомление об избранном собственниками способе формирования фонда капитального ремонта; собственники помещений многоквартирных домов частично перечислили денежные взносы на специальный счет регионального оператора. Задолженность по внесению платы на специальный счет для формирования фонда капитального ремонта возникла в результате бездействия регионального оператора, который в период с ноября 2014 года по 2016 год не направил собственникам помещений многоквартирных домов платежные документы (квитанции) для перечисления взносов на специальный счет. Таким образом, собственниками перечисленных многоквартирных домов решения о способе формирования фонда капитального ремонта приняты и реализованы, следовательно, у администрации Приморского района Санкт-Петербурга отсутствовали основания для издания оспариваемого распоряжения.
Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 13 марта 2017 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе административные истцы просят отменить решение, указав, что при разрешении спора судом неправильно применены нормы материального права.
По мнению административных истцов, вывод суда о пропуске У. срока, установленного Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации для оспаривания распоряжения администрации района, противоречит доказательствам по делу.
Также административные истцы указали, что суд, признавая законность распоряжения администрации, указал на его соответствие как ч. 7 ст. 170 ЖК Российской Федерации, так и ч. 10 ст. 173 ЖК Российской Федерации. Между тем процедуры изменения способа формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома, установленные приведенными правовым нормами, являются разными, исключающими друг друга. В связи с этим административные истцы считают, что разрешая спор, суд неправильно применил нормы материального права.
В судебном заседании апелляционной инстанции административные истцы и их представитель, каждый в отдельности, настаивали на удовлетворении апелляционной жалобы.
Представитель заинтересованного лица, полагая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Администрация Приморского района Санкт-Петербурга, Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, представитель администрации района в суд не явился, доказательств уважительности причин неявки и (или) ходатайства об отложении судебного разбирательства не представил. Представитель Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Согласно ч. 6 ст. 226, ч. 1 ст. 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела.
Выслушав объяснения участников судебного разбирательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта.
Пункта 1 - 2 ч. 3 ст. 170 ЖК Российской Федерации установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
Согласно ч. 5 ст. 170 ЖК Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 417-ФЗ) решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение.
Отношения, связанные с проведением в Санкт-Петербурге капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются Законом Санкт-Петербурга от 11 декабря 2013 года N 690-120 "О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге".
В соответствии с ч. 1 ст. 2 приведенного Закона Санкт-Петербурга решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (далее - фонд капитального ремонта) должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18 февраля 2014 года N 84 утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге. Программа опубликована 21 февраля 2014 года. Следовательно, решение собственников помещений многоквартирного дома, принявших решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, надлежало реализовать свое решение до 21 августа 2014 года.
Как следует из ч. 5 ст. 170 ЖК Российской Федерации, а также разъяснений жилищного законодательства, изложенных в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2016 года N 10-П "По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы" решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете реализуется в следующем порядке: собственники помещений в многоквартирном доме должны уведомить потенциального владельца специального счета о принятом ими решении, открыть специальный счет в кредитной организации, а владелец специального счета - направить в орган государственного жилищного надзора уведомление об избранном собственниками способе формирования фонда капитального ремонта, документы, подтверждающие принятие соответствующего решения собственниками и открытие специального счета; если собственники помещений в многоквартирном доме принимают решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, или на счете регионального оператора, то они направляют в адрес регионального оператора копии протокола общего собрания, которым оформлено это решение.
Согласно ч. 7 ст. 170 ЖК Российской Федерации в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных ч. 7 ст. 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления в течение месяца со дня получения от органа государственного жилищного надзора информации, предусмотренной ч. 4 ст. 172 настоящего Кодекса, принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что собственниками помещений многоквартирных домов в Санкт-Петербурге по <адрес>., по <адрес> принято и своевременно реализовано решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта дома путем перечисления взносов на специальный счет.
С учетом изложенного, Судебная коллегия соглашается с доводами апелляционной жалобы о том, что избранный собственниками многоквартирных домов способ формирования фонда капитального ремонта не может изменяться в порядке, установленном ч. 7 ст. 170 ЖК Российской Федерации.
Вместе с тем Судебная коллегия считает, что администрация района имела право на изменение избранного собственниками способа формирования фонда капитального ремонта в порядке и на основаниях, установленных ч. 10 ст. 173 ЖК Российской Федерации.
Так, согласно ч. 3 ст. 172 ЖК Российской Федерации владелец специального счета обязан представлять в орган государственного жилищного надзора в порядке и в сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации, сведения о размере средств, начисленных в качестве взносов на капитальный ремонт, сведения о размере средств, поступивших в качестве взносов на капитальный ремонт, сведения о размере израсходованных средств на капитальный ремонт со специального счета, сведения о размере остатка средств на специальном счете, сведения о заключении договора займа и (или) кредитного договора на проведение капитального ремонта с приложением заверенных копий таких договоров.
Частью 8 ст. 173 ЖК Российской Федерации установлено, что в случае, если на основании сведений, полученных в соответствии с ч. 3 ст. 172 настоящего Кодекса, размер фактических поступлений взносов на капитальный ремонт составляет менее чем 50% от размера начисленных взносов на капитальный ремонт, орган государственного жилищного надзора в письменной форме или с использованием системы уведомляет владельца специального счета о необходимости информирования собственников помещений в многоквартирном доме о наличии задолженности, о необходимости погашения такой задолженности в срок не более чем пять месяцев с момента поступления владельцу специального счета соответствующего уведомления органа государственного жилищного надзора и о последствиях, предусмотренных настоящим Кодексом в связи с непогашением задолженности в установленный срок.
В соответствии с ч. 9 ст. 173 ЖК Российской Федерации владелец специального счета, получивший уведомление органа государственного жилищного надзора, указанное в ч. 8 настоящей статьи, не позднее чем в течение пяти дней информирует в письменной форме и с использованием системы собственников помещений в данном многоквартирном доме, имеющих задолженность, послужившую основанием для направления указанного уведомления органа государственного жилищного надзора, о необходимости погашения задолженности и предпринимает меры, направленные на ее погашение. В случае отсутствия погашения такой задолженности за два месяца до истечения срока, установленного в соответствии с ч. 8 настоящей статьи, владелец специального счета обязан инициировать проведение общего собрания собственников помещений в данном многоквартирном доме в целях принятия решения о порядке погашения задолженности.
Согласно ч. 10 ст. 173 ЖК Российской Федерации, если в течение пяти месяцев с даты получения уведомления, указанного в ч. 8 настоящей статьи, задолженность не была погашена в размере, указанном в уведомлении органа государственного жилищного надзора, и последнему не представлены документы, подтверждающие погашение такой задолженности, орган государственного жилищного надзора уведомляет об этом орган местного самоуправления, который в течение месяца принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и направляет такое решение владельцу специального счета. Владелец специального счета обязан перечислить средства, находящиеся на специальном счете, на счет регионального оператора в течение одного месяца с момента получения такого решения органа местного самоуправления.
Судом первой инстанции установлено, что во исполнение решения N 5 от 11 августа 2014 года общего собрания собственников помещений многоквартирного дома <адрес> о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, Региональным оператором - НО "Фонд-региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах", 03 сентября 2014 года открыт счет в <...>, о чем в адрес председателя совета дома - административного истца А. направлено уведомление.
Во исполнение решения N 3 от 15 июля 2014 года общего собрания собственников помещений многоквартирного дома <адрес> о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, Региональным оператором - НО "Фонд-региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах", 01 сентября 2014 года открыт счет в <...>, о чем в адрес председателя совета дома - административного истца У. направлено уведомление.
В соответствии с ч. 2 ст. 173 ЖК Российской Федерации 18 августа 2015 года Региональному оператору - НО "Фонд-региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" из Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга поступило письмо, в котором указано на обязанность регионального оператора проинформировать собственников помещений перечисленных многоквартирных домов о наличии задолженности по уплате взносов на формирование фонда капитального ремонта домов, и о необходимости ее погашения в установленный законом срок.
Во исполнение ч. 9 ст. 173 ЖК Российской Федерации региональный оператор направил уведомления председателю совета дома <адрес> - У. и председателю совета дома <адрес> - А., в которых указал на возникновение задолженности по уплате взносов и на необходимость погашения задолженности.
Получение такого уведомления регионального опера административный истец А. подтвердила в суде апелляционной инстанции. Сообщила, что информацию о наличии задолженности по уплате взносов до сведения собственников помещений многоквартирного дома не довела, т.к. в уведомлении отсутствовали сведения о размере задолженности и о собственниках, которые не исполнили обязанность по уплате взносов на формирование фонда капитального ремонта дома.
Административный истец У. отрицала факт получения указанного уведомления регионального оператора.
Кроме того, административные истцы считают, что у них отсутствует обязанность информировать собственников помещений многоквартирных домов о наличии задолженности и необходимости ее погашения, региональный оператор самостоятельно обязан оповестить каждого собственника помещений многоквартирных домов о возникновении задолженности по уплате взносов и предложить ее погасить.
Между тем, административными истцами не принято во внимание то обстоятельство, что председатель совета многоквартирного дома осуществляет руководство текущей деятельностью совета многоквартирного дома и подотчетен общему собранию собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 7 ст. 161.1 ЖК Российской Федерации). В свою очередь Совет многоквартирного дома обеспечивает выполнение решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (п. 1 ч. 5 ст. 161.1 ЖК Российской Федерации).
Таким образом, у председателей советов многоквартирных домов - административных истцов А. и У. имелась обязанность известить собственников помещений многоквартирных домов о наличии задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт, предложив ее погасить с целью надлежащего исполнения каждым собственником помещений многоквартирного дома обязанности по внесению денежных взносов на капитальный ремонт дом (ч. 1 ст. 158 ЖК Российской Федерации), а также надлежащего исполнения решений собственников N 5 от 11 августа 2014 года и N 3 от 15 июля 2014 года о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, однако, свои обязанности А. и У. не исполнили.
Утверждение административных истцов о наличии у регионального оператора обязанности направлять каждому собственнику помещений многоквартирного дома <адрес> и дома <адрес> в Санкт-Петербурге платежные документы для внесение платы на формирование фонда капитального ремонта, и о необоснованном неисполнении региональным оператором своих обязанностей, основано на ошибочном толковании жилищного законодательства Российской Федерации.
Так, согласно ч. 1 ст. 171 ЖК Российской Федерации региональный оператор обязан направлять платежные документы для уплаты взносов на капитальный ремонт только тем собственникам, которые избрали способом формирования фонда капитального ремонта - на счете регионального оператора.
Обязанность направлять платежные документы собственникам, которые, как и административные истцы, избрали другой способ формирования фонда капитального ремонта, а именно на специальном счете, жилищным кодексом Российской Федерации на регионального оператора не возложена.
В редакции ч. 2 ст. 171 ЖК Российской Федерации, действующей с 04 июля 2016 года предусмотрено, что в случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя лица, указанного в ч. 3 ст. 175 настоящего Кодекса, взносы на капитальный ремонт уплачиваются на такой специальный счет в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Взносы на капитальный ремонт уплачиваются собственниками жилых помещений на основании платежного документа, предоставляемого в порядке и на условиях, которые установлены ч. 2 ст. 155 настоящего Кодекса, если иные порядок и условия не определены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Одновременно с этим ст. 175 ЖК Российской Федерации в июне 2015 года дополнена частью 3.1 (Федеральный закон от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ), согласно которой решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете должно содержать также решение о выборе лица, уполномоченного на оказание услуг по представлению платежных документов, в том числе с использованием системы, на уплату взносов на капитальный ремонт на специальный счет, об определении порядка представления платежных документов и о размере расходов, связанных с представлением платежных документов, об определении условий оплаты этих услуг. При этом выбор уполномоченного лица, указанного в настоящем пункте, осуществляется по согласованию с ним.
Суду не представлены доказательства принятия собственниками помещений многоквартирного дома <адрес> и дома <адрес> в Санкт-Петербурге решений, соответствующих ч. 3.1 ст. 175 ЖК Российской Федерации; заинтересованное лицо - НО "Фонд-региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" не избрано лицом, уполномоченным на оказание услуг по представлению платежных документов на уплату взносов на капитальный ремонт на специальный счет, а также не решен вопрос о порядке предоставления платежных документов и о размере расходов, связанных с предоставлением платежных документов.
С учетом изложенного, Судебная коллегия считает обоснованными доводы представителя НО "Фонд-региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" об отсутствии бездействия заинтересованного лица в связи с отсутствием у Фонда обязанности по представлению собственникам указанных многоквартирных домов платежных документов на уплату взносов на капитальный ремонт на специальный счет.
Более того, несмотря на отсутствие обязанности по направлению собственникам платежных документов на уплату взносов на капитальный ремонт на специальный счет, в ноябре 2015 года НО "Фонд-региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" и Санкт-Петербургское городское унитарное предприятие "Вычислительный центр коллективного пользования многоотраслевого комплекса жилищного хозяйства" (ВЦКП) достигли договоренности о включении для собственников указанных многоквартирных домов в ежемесячные квитанции на оплату жилой площади и коммунальных услуг информации о сумме начисленных взносов на капитальный ремонт.
Доказательств того, что собственниками многоквартирных домов погашена задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт, суду первой инстанции и Судебной коллегии не представлено.
В связи с непогашением задолженности и во исполнение требований ч. 10 ст. 173 ЖК Российской Федерации 29 января 2016 года и 08 февраля 2016 года региональный оператор направил в Государственную жилищную инспекцию Санкт-Петербурга информацию о наличии задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт, сумма которой составила более 50% от размера представленных к оплате счетов: дом <адрес> - <...> (92,5%); дом <адрес> - <...> (98,8%).
С учетом непогашения задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт, оспариваемым распоряжением администрации Приморского района Санкт-Петербурга от 20 февраля 2016 года N 733-р внесены изменения в распоряжение администрации от 23 октября 2014 года N 2805-р, из Перечня многоквартирных домов исключены дом <адрес> и дом <адрес>, поскольку собственники не выбрали или не реализовали выбранный способ формирования фонда капитального ремонта.
Из разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлении от 12 апреля 2016 года N 10-П "По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы" следует, что принятие органом местного самоуправления решения об изменении способа формирования фонда капитального ремонта, избранного собственниками помещений многоквартирного дома, возможно лишь при условии, что собственники помещений в многоквартирном доме по тем или иным причинам - как зависящим, так и не зависящим от их воли - не совершают предписанных законом действий, направленных на исполнение возложенной на них обязанности по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, а именно не формируют фонд капитального ремонта или, если ими принято решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, не обеспечивают оказание услуг и (или) выполнение работ в соответствии с региональной программой капитального ремонта, что со временем приводит к ухудшению состояния самого дома. Негативные последствия такого бездействия в нарушение ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации затрагивают права и законные интересы других лиц, создают угрозу возможного причинения вреда их здоровью.
На основании изложенного Судебная коллегия считает законным и обоснованным вывод суда первой инстанции о правомерном применении администрацией района положений ч. 10 ст. 173 ЖК Российской Федерации путем издания распоряжения N 733-р от 20 февраля 2016 года.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд необоснованно отказал в принятии измененного административного иска, в котором, оспаривая вышеуказанное распоряжение администрации района, административные истцы также просили признать незаконным бездействие регионального оператора, выразившееся в ненаправлении собственникам платежных документов на уплату взносов на капитальный ремонт, не влечет отмену решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции, изменить основание или предмет административного иска.
При этом одновременное изменение, как предмета, так и основания административного иска, законом не предусмотрено.
Изучив содержание измененного административного иска (Л.д. 98-103), Судебная коллегия считает правильным вывод суда о том, что в нарушение ч. 1 ст. 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административные истцы изменили и предмет и основания иска одновременно. В связи с этим суд обоснованно отказал в принятии измененного иска и разъяснил административным истцам право обратиться в суд с самостоятельными требованиями к региональному оператору.
Другие доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, сводятся к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, и в связи с этим не являются основаниями для отмены правильного решения.
Руководствуясь частью 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия
решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 13 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 22.08.2017 N 33А-17850/2017 ПО ДЕЛУ N 2А-4088/2017
Требование: Об оспаривании распоряжения о внесении изменений в перечень домов, собственники которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не реализован.Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Административные истцы ссылаются на то, что решениями общего собрания собственников помещений домов выбран способ формирования фонда капитального ремонта дома путем перечисления взносов на специальный счет в кредитной организации. В связи с чем у административного ответчика отсутствовали основания для принятия оспариваемого распоряжения.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 августа 2017 г. N 33а-17850/2017
Судья: Карсакова Н.Г.
Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Стаховой Т.М.
судей Ильичевой Е.В., Чуфистова И.В.
при секретаре З.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-4088/2017 по апелляционной жалобе А. и У. на решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 13 марта 2017 года, принятое по административному иску А. и У. к администрации Приморского района Санкт-Петербурга о признании незаконным распоряжение N 733-р от 20 февраля 2016 года в части внесения изменений в перечень многоквартирных домов, собственники которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не реализован.
Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М., объяснения административных истцов А., У. и их представителя - адвоката Клемазова В.И.; представителя административного заинтересованного лица НО "Фонд-региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" - В., Судебная коллегия
установила:
А. и У. обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации Приморского района Санкт-Петербурга (далее - администрация района), в котором просил признать незаконным распоряжение администрации N 733-р от 20 февраля 2016 года в части внесения изменений в перечень многоквартирных домов, собственники которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не реализован.
В обоснование требований указали, что решениями общего собрания собственников помещений многоквартирных домов, расположенных в Санкт-Петербурге по адресам: <адрес> и <адрес>, выбран способ формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома путем перечисления взносов на специальный счет, региональным оператором избран НО "Фонд-региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах". Во исполнение требований ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК Российской Федерации) собственники помещений многоквартирных домов своевременного реализовали решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете путем уведомления владельца специального счета о принятых ими решениях; НО "Фонд-региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" открыл специальный счет в кредитной организации и направил в орган государственного жилищного надзора уведомление об избранном собственниками способе формирования фонда капитального ремонта; собственники помещений многоквартирных домов частично перечислили денежные взносы на специальный счет регионального оператора. Задолженность по внесению платы на специальный счет для формирования фонда капитального ремонта возникла в результате бездействия регионального оператора, который в период с ноября 2014 года по 2016 год не направил собственникам помещений многоквартирных домов платежные документы (квитанции) для перечисления взносов на специальный счет. Таким образом, собственниками перечисленных многоквартирных домов решения о способе формирования фонда капитального ремонта приняты и реализованы, следовательно, у администрации Приморского района Санкт-Петербурга отсутствовали основания для издания оспариваемого распоряжения.
Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 13 марта 2017 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе административные истцы просят отменить решение, указав, что при разрешении спора судом неправильно применены нормы материального права.
По мнению административных истцов, вывод суда о пропуске У. срока, установленного Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации для оспаривания распоряжения администрации района, противоречит доказательствам по делу.
Также административные истцы указали, что суд, признавая законность распоряжения администрации, указал на его соответствие как ч. 7 ст. 170 ЖК Российской Федерации, так и ч. 10 ст. 173 ЖК Российской Федерации. Между тем процедуры изменения способа формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома, установленные приведенными правовым нормами, являются разными, исключающими друг друга. В связи с этим административные истцы считают, что разрешая спор, суд неправильно применил нормы материального права.
В судебном заседании апелляционной инстанции административные истцы и их представитель, каждый в отдельности, настаивали на удовлетворении апелляционной жалобы.
Представитель заинтересованного лица, полагая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Администрация Приморского района Санкт-Петербурга, Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, представитель администрации района в суд не явился, доказательств уважительности причин неявки и (или) ходатайства об отложении судебного разбирательства не представил. Представитель Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Согласно ч. 6 ст. 226, ч. 1 ст. 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела.
Выслушав объяснения участников судебного разбирательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта.
Пункта 1 - 2 ч. 3 ст. 170 ЖК Российской Федерации установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
Согласно ч. 5 ст. 170 ЖК Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 417-ФЗ) решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение.
Отношения, связанные с проведением в Санкт-Петербурге капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются Законом Санкт-Петербурга от 11 декабря 2013 года N 690-120 "О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге".
В соответствии с ч. 1 ст. 2 приведенного Закона Санкт-Петербурга решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (далее - фонд капитального ремонта) должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18 февраля 2014 года N 84 утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге. Программа опубликована 21 февраля 2014 года. Следовательно, решение собственников помещений многоквартирного дома, принявших решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, надлежало реализовать свое решение до 21 августа 2014 года.
Как следует из ч. 5 ст. 170 ЖК Российской Федерации, а также разъяснений жилищного законодательства, изложенных в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2016 года N 10-П "По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы" решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете реализуется в следующем порядке: собственники помещений в многоквартирном доме должны уведомить потенциального владельца специального счета о принятом ими решении, открыть специальный счет в кредитной организации, а владелец специального счета - направить в орган государственного жилищного надзора уведомление об избранном собственниками способе формирования фонда капитального ремонта, документы, подтверждающие принятие соответствующего решения собственниками и открытие специального счета; если собственники помещений в многоквартирном доме принимают решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, или на счете регионального оператора, то они направляют в адрес регионального оператора копии протокола общего собрания, которым оформлено это решение.
Согласно ч. 7 ст. 170 ЖК Российской Федерации в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных ч. 7 ст. 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления в течение месяца со дня получения от органа государственного жилищного надзора информации, предусмотренной ч. 4 ст. 172 настоящего Кодекса, принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что собственниками помещений многоквартирных домов в Санкт-Петербурге по <адрес>., по <адрес> принято и своевременно реализовано решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта дома путем перечисления взносов на специальный счет.
С учетом изложенного, Судебная коллегия соглашается с доводами апелляционной жалобы о том, что избранный собственниками многоквартирных домов способ формирования фонда капитального ремонта не может изменяться в порядке, установленном ч. 7 ст. 170 ЖК Российской Федерации.
Вместе с тем Судебная коллегия считает, что администрация района имела право на изменение избранного собственниками способа формирования фонда капитального ремонта в порядке и на основаниях, установленных ч. 10 ст. 173 ЖК Российской Федерации.
Так, согласно ч. 3 ст. 172 ЖК Российской Федерации владелец специального счета обязан представлять в орган государственного жилищного надзора в порядке и в сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации, сведения о размере средств, начисленных в качестве взносов на капитальный ремонт, сведения о размере средств, поступивших в качестве взносов на капитальный ремонт, сведения о размере израсходованных средств на капитальный ремонт со специального счета, сведения о размере остатка средств на специальном счете, сведения о заключении договора займа и (или) кредитного договора на проведение капитального ремонта с приложением заверенных копий таких договоров.
Частью 8 ст. 173 ЖК Российской Федерации установлено, что в случае, если на основании сведений, полученных в соответствии с ч. 3 ст. 172 настоящего Кодекса, размер фактических поступлений взносов на капитальный ремонт составляет менее чем 50% от размера начисленных взносов на капитальный ремонт, орган государственного жилищного надзора в письменной форме или с использованием системы уведомляет владельца специального счета о необходимости информирования собственников помещений в многоквартирном доме о наличии задолженности, о необходимости погашения такой задолженности в срок не более чем пять месяцев с момента поступления владельцу специального счета соответствующего уведомления органа государственного жилищного надзора и о последствиях, предусмотренных настоящим Кодексом в связи с непогашением задолженности в установленный срок.
В соответствии с ч. 9 ст. 173 ЖК Российской Федерации владелец специального счета, получивший уведомление органа государственного жилищного надзора, указанное в ч. 8 настоящей статьи, не позднее чем в течение пяти дней информирует в письменной форме и с использованием системы собственников помещений в данном многоквартирном доме, имеющих задолженность, послужившую основанием для направления указанного уведомления органа государственного жилищного надзора, о необходимости погашения задолженности и предпринимает меры, направленные на ее погашение. В случае отсутствия погашения такой задолженности за два месяца до истечения срока, установленного в соответствии с ч. 8 настоящей статьи, владелец специального счета обязан инициировать проведение общего собрания собственников помещений в данном многоквартирном доме в целях принятия решения о порядке погашения задолженности.
Согласно ч. 10 ст. 173 ЖК Российской Федерации, если в течение пяти месяцев с даты получения уведомления, указанного в ч. 8 настоящей статьи, задолженность не была погашена в размере, указанном в уведомлении органа государственного жилищного надзора, и последнему не представлены документы, подтверждающие погашение такой задолженности, орган государственного жилищного надзора уведомляет об этом орган местного самоуправления, который в течение месяца принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и направляет такое решение владельцу специального счета. Владелец специального счета обязан перечислить средства, находящиеся на специальном счете, на счет регионального оператора в течение одного месяца с момента получения такого решения органа местного самоуправления.
Судом первой инстанции установлено, что во исполнение решения N 5 от 11 августа 2014 года общего собрания собственников помещений многоквартирного дома <адрес> о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, Региональным оператором - НО "Фонд-региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах", 03 сентября 2014 года открыт счет в <...>, о чем в адрес председателя совета дома - административного истца А. направлено уведомление.
Во исполнение решения N 3 от 15 июля 2014 года общего собрания собственников помещений многоквартирного дома <адрес> о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, Региональным оператором - НО "Фонд-региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах", 01 сентября 2014 года открыт счет в <...>, о чем в адрес председателя совета дома - административного истца У. направлено уведомление.
В соответствии с ч. 2 ст. 173 ЖК Российской Федерации 18 августа 2015 года Региональному оператору - НО "Фонд-региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" из Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга поступило письмо, в котором указано на обязанность регионального оператора проинформировать собственников помещений перечисленных многоквартирных домов о наличии задолженности по уплате взносов на формирование фонда капитального ремонта домов, и о необходимости ее погашения в установленный законом срок.
Во исполнение ч. 9 ст. 173 ЖК Российской Федерации региональный оператор направил уведомления председателю совета дома <адрес> - У. и председателю совета дома <адрес> - А., в которых указал на возникновение задолженности по уплате взносов и на необходимость погашения задолженности.
Получение такого уведомления регионального опера административный истец А. подтвердила в суде апелляционной инстанции. Сообщила, что информацию о наличии задолженности по уплате взносов до сведения собственников помещений многоквартирного дома не довела, т.к. в уведомлении отсутствовали сведения о размере задолженности и о собственниках, которые не исполнили обязанность по уплате взносов на формирование фонда капитального ремонта дома.
Административный истец У. отрицала факт получения указанного уведомления регионального оператора.
Кроме того, административные истцы считают, что у них отсутствует обязанность информировать собственников помещений многоквартирных домов о наличии задолженности и необходимости ее погашения, региональный оператор самостоятельно обязан оповестить каждого собственника помещений многоквартирных домов о возникновении задолженности по уплате взносов и предложить ее погасить.
Между тем, административными истцами не принято во внимание то обстоятельство, что председатель совета многоквартирного дома осуществляет руководство текущей деятельностью совета многоквартирного дома и подотчетен общему собранию собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 7 ст. 161.1 ЖК Российской Федерации). В свою очередь Совет многоквартирного дома обеспечивает выполнение решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (п. 1 ч. 5 ст. 161.1 ЖК Российской Федерации).
Таким образом, у председателей советов многоквартирных домов - административных истцов А. и У. имелась обязанность известить собственников помещений многоквартирных домов о наличии задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт, предложив ее погасить с целью надлежащего исполнения каждым собственником помещений многоквартирного дома обязанности по внесению денежных взносов на капитальный ремонт дом (ч. 1 ст. 158 ЖК Российской Федерации), а также надлежащего исполнения решений собственников N 5 от 11 августа 2014 года и N 3 от 15 июля 2014 года о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, однако, свои обязанности А. и У. не исполнили.
Утверждение административных истцов о наличии у регионального оператора обязанности направлять каждому собственнику помещений многоквартирного дома <адрес> и дома <адрес> в Санкт-Петербурге платежные документы для внесение платы на формирование фонда капитального ремонта, и о необоснованном неисполнении региональным оператором своих обязанностей, основано на ошибочном толковании жилищного законодательства Российской Федерации.
Так, согласно ч. 1 ст. 171 ЖК Российской Федерации региональный оператор обязан направлять платежные документы для уплаты взносов на капитальный ремонт только тем собственникам, которые избрали способом формирования фонда капитального ремонта - на счете регионального оператора.
Обязанность направлять платежные документы собственникам, которые, как и административные истцы, избрали другой способ формирования фонда капитального ремонта, а именно на специальном счете, жилищным кодексом Российской Федерации на регионального оператора не возложена.
В редакции ч. 2 ст. 171 ЖК Российской Федерации, действующей с 04 июля 2016 года предусмотрено, что в случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя лица, указанного в ч. 3 ст. 175 настоящего Кодекса, взносы на капитальный ремонт уплачиваются на такой специальный счет в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Взносы на капитальный ремонт уплачиваются собственниками жилых помещений на основании платежного документа, предоставляемого в порядке и на условиях, которые установлены ч. 2 ст. 155 настоящего Кодекса, если иные порядок и условия не определены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Одновременно с этим ст. 175 ЖК Российской Федерации в июне 2015 года дополнена частью 3.1 (Федеральный закон от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ), согласно которой решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете должно содержать также решение о выборе лица, уполномоченного на оказание услуг по представлению платежных документов, в том числе с использованием системы, на уплату взносов на капитальный ремонт на специальный счет, об определении порядка представления платежных документов и о размере расходов, связанных с представлением платежных документов, об определении условий оплаты этих услуг. При этом выбор уполномоченного лица, указанного в настоящем пункте, осуществляется по согласованию с ним.
Суду не представлены доказательства принятия собственниками помещений многоквартирного дома <адрес> и дома <адрес> в Санкт-Петербурге решений, соответствующих ч. 3.1 ст. 175 ЖК Российской Федерации; заинтересованное лицо - НО "Фонд-региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" не избрано лицом, уполномоченным на оказание услуг по представлению платежных документов на уплату взносов на капитальный ремонт на специальный счет, а также не решен вопрос о порядке предоставления платежных документов и о размере расходов, связанных с предоставлением платежных документов.
С учетом изложенного, Судебная коллегия считает обоснованными доводы представителя НО "Фонд-региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" об отсутствии бездействия заинтересованного лица в связи с отсутствием у Фонда обязанности по представлению собственникам указанных многоквартирных домов платежных документов на уплату взносов на капитальный ремонт на специальный счет.
Более того, несмотря на отсутствие обязанности по направлению собственникам платежных документов на уплату взносов на капитальный ремонт на специальный счет, в ноябре 2015 года НО "Фонд-региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" и Санкт-Петербургское городское унитарное предприятие "Вычислительный центр коллективного пользования многоотраслевого комплекса жилищного хозяйства" (ВЦКП) достигли договоренности о включении для собственников указанных многоквартирных домов в ежемесячные квитанции на оплату жилой площади и коммунальных услуг информации о сумме начисленных взносов на капитальный ремонт.
Доказательств того, что собственниками многоквартирных домов погашена задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт, суду первой инстанции и Судебной коллегии не представлено.
В связи с непогашением задолженности и во исполнение требований ч. 10 ст. 173 ЖК Российской Федерации 29 января 2016 года и 08 февраля 2016 года региональный оператор направил в Государственную жилищную инспекцию Санкт-Петербурга информацию о наличии задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт, сумма которой составила более 50% от размера представленных к оплате счетов: дом <адрес> - <...> (92,5%); дом <адрес> - <...> (98,8%).
С учетом непогашения задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт, оспариваемым распоряжением администрации Приморского района Санкт-Петербурга от 20 февраля 2016 года N 733-р внесены изменения в распоряжение администрации от 23 октября 2014 года N 2805-р, из Перечня многоквартирных домов исключены дом <адрес> и дом <адрес>, поскольку собственники не выбрали или не реализовали выбранный способ формирования фонда капитального ремонта.
Из разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлении от 12 апреля 2016 года N 10-П "По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы" следует, что принятие органом местного самоуправления решения об изменении способа формирования фонда капитального ремонта, избранного собственниками помещений многоквартирного дома, возможно лишь при условии, что собственники помещений в многоквартирном доме по тем или иным причинам - как зависящим, так и не зависящим от их воли - не совершают предписанных законом действий, направленных на исполнение возложенной на них обязанности по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, а именно не формируют фонд капитального ремонта или, если ими принято решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, не обеспечивают оказание услуг и (или) выполнение работ в соответствии с региональной программой капитального ремонта, что со временем приводит к ухудшению состояния самого дома. Негативные последствия такого бездействия в нарушение ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации затрагивают права и законные интересы других лиц, создают угрозу возможного причинения вреда их здоровью.
На основании изложенного Судебная коллегия считает законным и обоснованным вывод суда первой инстанции о правомерном применении администрацией района положений ч. 10 ст. 173 ЖК Российской Федерации путем издания распоряжения N 733-р от 20 февраля 2016 года.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд необоснованно отказал в принятии измененного административного иска, в котором, оспаривая вышеуказанное распоряжение администрации района, административные истцы также просили признать незаконным бездействие регионального оператора, выразившееся в ненаправлении собственникам платежных документов на уплату взносов на капитальный ремонт, не влечет отмену решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции, изменить основание или предмет административного иска.
При этом одновременное изменение, как предмета, так и основания административного иска, законом не предусмотрено.
Изучив содержание измененного административного иска (Л.д. 98-103), Судебная коллегия считает правильным вывод суда о том, что в нарушение ч. 1 ст. 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административные истцы изменили и предмет и основания иска одновременно. В связи с этим суд обоснованно отказал в принятии измененного иска и разъяснил административным истцам право обратиться в суд с самостоятельными требованиями к региональному оператору.
Другие доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, сводятся к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, и в связи с этим не являются основаниями для отмены правильного решения.
Руководствуясь частью 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия
определила:
решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 13 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)