Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Администрацией отказано в перераспределении ранее выданных товариществу и неизрасходованных средств на проведение капитального ремонта, так как такое перераспределение является нецелевым использованием выделенных средств.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 февраля 2016 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: И.М. Луговой
Судей: Т.Г. Брагиной, И.А. Мильчиной
при участии:
- от заявителя: ТСЖ "Толстовцы" - представитель не явился;
- от администрации города Владивостока - Бадаева А.В., представитель по доверенности от 27.01.2016 N 1-3/269;
- рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Толстовцы"
на решение от 25.08.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного 10.11.2015
по делу N А51-10471/2015 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья А.К. Калягин; в суде апелляционной инстанции судьи: С.В. Гуцалюк, Н.Н. Анисимова, А.В. Гончарова
по заявлению товарищества собственников жилья "Толстовцы" (ОГРН 1082536003857, ИНН 2536200301, место нахождения: 690014, Приморский край, г. Владивосток, ул. Толстого, 38, 29)
к администрации города Владивостока (ОГРН 1022501302955, ИНН 2504001783, место нахождения: 690091, Приморский край, г. Владивосток, Океанский пр-кт, 20)
о признании незаконным бездействия, отказа
Товарищество собственников жилья "Толстовцы" (далее - заявитель, ТСЖ "Толстовцы", товарищество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании незаконным бездействия администрации города Владивостока (далее - администрация), выразившегося в невнесении изменений в ведомственную целевую адресную программу "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов г. Владивостока на 2010-2011 годы" о перераспределении денежных средств в размере 2 239 535,80 руб. на проведение работ по капитальному ремонту подвальных помещений, относящихся к общему имуществу многоквартирных жилых домов по ул. Льва Толстого в г. Владивостоке; о признании незаконным решения администрации, изложенного в письме от 07.05.2015 N 4102Д, об отказе внесения изменений в ведомственную целевую адресную программу "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов г. Владивостока на 2010-2011 годы" о перераспределении денежных средств в размере 2 239 535,80 руб. на проведение работ по капитальному ремонту подвальных помещений, относящихся к общему имуществу многоквартирных жилых домов по ул. Льва Толстого в г. Владивостоке; об обязании администрации устранить допущенные нарушения и внести изменения в ведомственную целевую адресную программу "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов г. Владивостока на 2010-2011 годы" в части перераспределения денежных средств в размере 2 239 535,80 руб. на проведение работ по капитальному ремонту подвальных помещений, относящихся к общему имуществу многоквартирных жилых домов по ул. Льва Толстого в г. Владивостоке.
Решением суда от 25.08.2015, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме. Судебные акты мотивированы тем, что работы по капитальному ремонту подвальных помещений в жилых домах по ул. Льва Толстого в г. Владивостоке не были включены в целевую программу "Адресная программа по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в Приморском крае на 2010-2011 годы", заявитель не предпринял заблаговременно и в установленном порядке необходимые для такого включения меры, а обратился тогда, когда срок реализации и финансирования программы истек (в 2015 году).
Законность принятых судебных актов проверяется по кассационной жалобе товарищества, которое просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить с передачей дела на новое рассмотрение на основании несоответствие выводов суда, содержащихся в судебных актах, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам.
ТСЖ "Толстовцы", надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в его отсутствие.
Администрация в отзыве на кассационную жалобу и в судебном заседании суда кассационной инстанции в лице своего представителя, возражая относительно приведенных в ней доводов, просило оставить ее без удовлетворения.
Суд округа, изучив материалы дела, заслушав представителя администрации, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Судами из материалов дела установлено следующее.
Постановлением администрации города Владивостока от 06.04.2010 N 359 многоквартирные жилые дома NN 38, 40, 42, 44 по ул. Толстого в г. Владивостоке включены в ведомственную целевую адресную программу "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов города Владивостока на 2010-2011 годы" в рамках исполнения Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закона N 185-ФЗ).
На основании заключенных ТСЖ "Толстовцы" и ОАО "Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации" договоров банковского счета от 12.07.2010 NN 00402, 00403, 00404, 00405, товариществу открыты банковские счета, на которые администрацией в соответствии с Законом N 185-ФЗ перечислены денежные средства в размере 12 168 412,73 руб.
Товариществом в рамках исполнения Закона N 185-ФЗ заключены для выполнения работ по капитальному ремонту жилых домов NN 38, 40, 42, 44 по ул. Льва Толстого в г. Владивостоке договоры подряда по ремонту внутридомовых инженерных сетей, кровли, фасада, отмостков, а также на выполнение работ по замене лифтов домов.
Стоимость выполненных по договорам подряда работ составила 9 928 876,93 руб.
Администрация письмами от 14.02.2012 N 29-р/360, от 13.05.2014 N 29-8/2864, направленными в адрес заявителя, предложила товариществу представить акты о приемке выполненных работ по форме КС-2, справки о стоимости выполненных работ по форме КС-3, а также вернуть в местный бюджет неизрасходованные денежные средства, выделенные в соответствии с Законом N 185-ФЗ.
Денежные средства товариществом возвращены не были, вместе с тем, 24.07.2012 собственниками квартир в вышеуказанных домах на общем собрании собственников принято решение о перераспределении остатка выделенных в рамках реализации Закона N 185-ФЗ денежных средств в размере 2 239 535,80 руб. на проведение работ по капитальному ремонту подвальных помещений, относящихся к общему имуществу многоквартирных жилых домов по ул. Толстого в г. Владивостоке.
ТСЖ "Толстовцы" направило в адрес администрации письмо от 13.04.2015, содержащее требования о перераспределении денежных средств в размере 2 239 535,80 руб. на проведение работ по капитальному ремонту подвальных помещений и внесении изменений в ведомственную целевую адресную программу "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов города Владивостока на 2010-2011 годы" по многоквартирным жилым домам NN 38, 40, 42, 44 по ул. Льва Толстого в г. Владивостоке.
Письмом от 15.04.2015 товарищество направило администрации дополнительные документы для принятия решения по вопросу внесения изменений в ведомственную целевую адресную программу "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов города Владивостока на 2010-2011 годы".
В ответ на указанное заявление администрация приняла решение, изложенное в письме от 07.05.2015 N 4102Д, об отказе в удовлетворении заявления, указав, что товарищество обязано возвратить неизрасходованные денежные средства в размере 2 239 535,80 руб. на расчетный счет администрации, так как использование заявителем неизрасходованных денежных средств на проведение работ по капитальному ремонту подвальных помещений в указанной сумме является нецелевым использованием средств и влечет последствия, предусмотренные Законом N 185-ФЗ.
Не согласившись с решением администрации об отказе внесения изменений в ведомственную целевую адресную программу "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов г. Владивостока на 2010-2011 годы" о перераспределении денежных средств в размере 2 239 535,80 руб. на проведение работ по капитальному ремонту подвальных помещений, относящихся к общему имуществу многоквартирных жилых домов по ул. Льва Толстого в г. Владивостоке, изложенным в письме от 07.05.2015 N 4102Д, и полагая, что бездействие администрации по невнесению таких изменений в ведомственную целевую адресную программу "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов города Владивостока на 2010-2011 годы" не соответствует закону и нарушает права и законные интересы товарищества в сфере экономической деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В соответствии со статьей 1 Закона N 185-ФЗ в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Перечень работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в рамках реализации положений Закона N 185-ФЗ установлен частью 3 статьи 15 указанного Закона.
Частью 5 статьи 15 Закона N 185-ФЗ установлено, что направляемые на проведение капитального ремонта многоквартирных домов средства Фонда, средства долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов, средств товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов либо собственников помещений в многоквартирных домах в пределах минимального объема, установленного соответственно частью 2 статьи 18 и пунктом 2 части 6 статьи 20 настоящего Федерального закона, могут использоваться только на проведение работ, указанных в части 3 настоящей статьи, а также на разработку проектной документации для капитального ремонта указанных в пункте 1 части 2 настоящей статьи многоквартирных домов, виды работ по которому установлены частью 3 настоящей статьи, проведение энергетического обследования многоквартирного дома, если региональной адресной программой по проведению капитального ремонта многоквартирных домов предусмотрено проведение этого обследования, и проведение государственной экспертизы такой документации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Как предусмотрено частью 8 статьи 20 Закона N 185-ФЗ, порядок привлечения товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома с использованием средств, предоставляемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, может устанавливаться субъектом Российской Федерации; порядок выплаты товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо собственниками помещений в многоквартирном доме средств на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирного дома, в том числе порядок, предусматривающий возможность предоставления рассрочки выплаты таких средств, определяется органом местного самоуправления.
Оплата работ по капитальному ремонту многоквартирного дома за счет размещенных на банковских счетах и указанных в части 7 настоящей статьи средств производится с учетом требований, установленных частью 5 статьи 15 настоящего Федерального закона, на основании актов приемки работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, согласованных с органом местного самоуправления и подписанных лицами, которые уполномочены действовать от имени товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организации, за исключением случая, установленного частью 11 настоящей статьи (часть 9 статьи 20 Закона N 185-ФЗ).
Судами из материалов дела установлено, что постановлением администрации Приморского края от 28.05.2010 N 197-па утверждена краевая программа "Адресная программа по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в Приморском крае на 2010-2011 годы".
В соответствии с пунктами 204, 205, 207, 208 Приложения N 1 к "Адресной программе по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в Приморском крае на 2010-2011 годы" многоквартирные жилые дома NN 38, 40, 42, 44 по ул. Льва Толстого в г. Владивостоке включены в перечень многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту в рамках программы.
Согласно пунктам 204, 205, 207, 208 реестра многоквартирных домов, участвующих в программе, с указанием стоимости по видам работ (Приложение N 3 к "Адресной программе по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в Приморском крае на 2010-2011") в отношении вышеуказанных многоквартирных домов предусмотрены виды работ: ремонт внутридомовых инженерных систем, ремонт крыши, ремонт или замена лифтового оборудования, утепление и ремонт фасадов.
06.04.2010 главой г. Владивостока принято постановление N 359 "Об утверждении ведомственной целевой адресной программы "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов города Владивостока" на 2010-2011 годы".
В Приложении N 1 к ведомственной целевой адресной программе "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов города Владивостока на 2010-2011 годы" установлен перечень многоквартирных домов, на проведение капитального ремонта которых выделялись денежные средства, в который включены, в том числе, жилые дома NN 38, 40, 42, 44 по ул. Льва Толстого в г. Владивостоке.
В пунктах 173, 174, 176, 177 Реестра многоквартирных домов по видам ремонта (Приложение N 3 к ведомственной целевой адресной программе) в отношении вышеуказанных жилых домов по ул. Толстого предусмотрены следующие виды работ: ремонт внутридомовых инженерных систем, ремонт крыши, ремонт или замена лифтового оборудования, утепление и ремонт фасадов.
Из вышеизложенного следует, что условием выделения денежных средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, регионального и местного бюджетов для производства капитального ремонта домов являлось включение определенного вида работ, предусмотренного частью 3 статьи 15 Закона N 185-ФЗ в целевую программу капитального ремонта.
Вместе с тем, ни постановление администрации Приморского края от 28.05.2010 N 197-па, которым утверждена краевая программа "Адресная программа по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в Приморском крае на 2010-2011 годы", ни постановление главы города Владивостока от 06.04.2010 N 359, которым утверждена ведомственная целевая адресная программа "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов города Владивостока на 2010-2011 годы", не предусматривали возможность направления ТСЖ "Толстовцы" средств субсидии на выполнение работ по капитальному ремонту подвальных помещений спорных многоквартирных домов, и не определяли размер такой субсидии.
В связи с тем, что перечень и стоимость работ по капитальному ремонту спорных многоквартирных домов, то есть целевой характер бюджетных денежных средств на момент перечисления ТСЖ "Толстовцы" субсидии уже были определены постановлением администрации Приморского края от 28.05.2010 N 197-па, а также постановлением главы города Владивостока от 06.04.2010 N 359, неизрасходованные заявителем денежные средства в размере 2 239 535,80 руб. могли быть направлены на выполнение работ по капитальному ремонту подвальных помещений спорных домов только при условии предварительного внесения изменений в вышеуказанные программы капитального ремонта.
Как следует из представленного в материалы дела письма от 30.03.2015 N 29-8/1634 Управления содержания жилищного фонда администрации города Владивостока, заявитель не обращался в администрацию города Владивостока по вопросу направления неизрасходованных денежных средств в размере 2 239 535,80 руб. на проведение капитального ремонта подвальных помещений многоквартирных домов NN 38, 40, 42, 44 по ул. Льва Толстого в г. Владивостоке, изменения в адресную программу по проведению капитального ремонта в связи с направлением денежных средств на проведение капитального ремонта подвальных помещений вышеуказанных многоквартирных домов не вносились.
Доказательств того, что заявитель обращался в орган местного самоуправления по вопросу направления неизрасходованных денежных средств на выполнение капитального ремонта подвальных помещений до заключения им соответствующего договора подряда и выполнения указанных работ, в материалах дела не имеется.
Кроме того, правомочность направления ТСЖ "Толстовцы" остатка денежных средств в размере 2 239 535,80 руб. на выполнение капитального ремонта подвальных помещений спорных многоквартирных домов уже являлась предметом судебного разбирательства между администрацией и товариществом (дело N А51-2448/2015), в рамках которого судом уже оценивались доводы товарищества о возможности расходования вышеуказанных денежных средств в отсутствие внесенных изменений в программу капитального ремонта.
Согласно части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Таким образом, с учетом того обстоятельства, что работы по капитальному ремонту подвальных помещений в жилых домах по ул. Толстого г. Владивостока не были включены в целевую программу "Адресная программа по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в Приморском крае" на 2010-2011 годы, а заявитель не предпринял заблаговременно (в 2010-2011 г.г.) в установленном порядке необходимые для такого включения действия и доказательств этому обстоятельству заявителем в материалы дела не представлено, а также принимая во внимание то, что срок реализации и финансирования программы истек в 2011 году, суд округа считает, что суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным решения администрации, изложенного в письме от 07.05.2015 N 4102Д, и, следовательно, правомерно не усмотрели предусмотренной нормами главы 24 АПК РФ возможности удовлетворения заявленных требований, поскольку оспариваемый отказ администрации не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов товарищества.
Также судами обоснованно отказано в удовлетворении требований заявителя о признании незаконным бездействия администрации города Владивостока, поскольку направление заявителю письма от 07.05.2015 N 4102Д свидетельствует о том, что орган местного самоуправления совершил действия, направленные на рассмотрение требований заявителя о внесении изменений в целевую адресную программу, дал на требования заявителя мотивированный ответ, в связи с чем, у арбитражных судов отсутствовали основания для вывода о наличии бездействия администрации по рассмотрению требований заявителя.
Поскольку в удовлетворении требований товариществу отказано, то у судов обоснованно отсутствовали основания для восстановления прав последнего путем понуждения администрации устранить допущенные нарушения и внести изменения в ведомственную целевую адресную программу "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов г. Владивостока на 2010-2011 годы" в части перераспределения денежных средств в размере 2 239 535,80 руб. на проведение работ по капитальному ремонту подвальных помещений, относящихся к общему имуществу многоквартирных жилых домов NN 38, 40, 42, 44 по ул. Льва Толстого в г. Владивостоке.
На основании изложенного, суд округа соглашается с выводами судебных инстанций, поскольку они соответствуют действующему законодательству и основаны на полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательством и правильном установлении всех фактических обстоятельств рассматриваемого дела.
Доводы, изложенные в жалобе, выводы судов не опровергают и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что не может являться основанием для отмены или изменения судебных.
Судами правильно применены нормы материального права, нарушений процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Учитывая, что государственная пошлина за рассмотрение кассационной жалобы составляет 1 500 руб., а заявителем уплачено 3 000 руб., госпошлина в сумме 1 500 руб. подлежит возврату товариществу собственников жилья "Толстовцы" в соответствии со статьей 104 АПК РФ, статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 104, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 25.08.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного 10.11.2015 по делу N А51-10471/2015 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить товариществу собственников жилья "Толстовцы" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению N 804 от 19.08.2015 за рассмотрение кассационной жалобы.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
И.М.ЛУГОВАЯ
Судьи
Т.Г.БРАГИНА
И.А.МИЛЬЧИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 18.02.2016 N Ф03-389/2016 ПО ДЕЛУ N А51-10471/2015
Требование: О признании незаконными бездействия по невнесению изменений в ведомственную программу по проведению капитального ремонта подвальных помещений, отказа внести изменения в ведомственную программу, обязании внести изменения.Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Администрацией отказано в перераспределении ранее выданных товариществу и неизрасходованных средств на проведение капитального ремонта, так как такое перераспределение является нецелевым использованием выделенных средств.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 февраля 2016 г. N Ф03-389/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 февраля 2016 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: И.М. Луговой
Судей: Т.Г. Брагиной, И.А. Мильчиной
при участии:
- от заявителя: ТСЖ "Толстовцы" - представитель не явился;
- от администрации города Владивостока - Бадаева А.В., представитель по доверенности от 27.01.2016 N 1-3/269;
- рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Толстовцы"
на решение от 25.08.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного 10.11.2015
по делу N А51-10471/2015 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья А.К. Калягин; в суде апелляционной инстанции судьи: С.В. Гуцалюк, Н.Н. Анисимова, А.В. Гончарова
по заявлению товарищества собственников жилья "Толстовцы" (ОГРН 1082536003857, ИНН 2536200301, место нахождения: 690014, Приморский край, г. Владивосток, ул. Толстого, 38, 29)
к администрации города Владивостока (ОГРН 1022501302955, ИНН 2504001783, место нахождения: 690091, Приморский край, г. Владивосток, Океанский пр-кт, 20)
о признании незаконным бездействия, отказа
Товарищество собственников жилья "Толстовцы" (далее - заявитель, ТСЖ "Толстовцы", товарищество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании незаконным бездействия администрации города Владивостока (далее - администрация), выразившегося в невнесении изменений в ведомственную целевую адресную программу "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов г. Владивостока на 2010-2011 годы" о перераспределении денежных средств в размере 2 239 535,80 руб. на проведение работ по капитальному ремонту подвальных помещений, относящихся к общему имуществу многоквартирных жилых домов по ул. Льва Толстого в г. Владивостоке; о признании незаконным решения администрации, изложенного в письме от 07.05.2015 N 4102Д, об отказе внесения изменений в ведомственную целевую адресную программу "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов г. Владивостока на 2010-2011 годы" о перераспределении денежных средств в размере 2 239 535,80 руб. на проведение работ по капитальному ремонту подвальных помещений, относящихся к общему имуществу многоквартирных жилых домов по ул. Льва Толстого в г. Владивостоке; об обязании администрации устранить допущенные нарушения и внести изменения в ведомственную целевую адресную программу "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов г. Владивостока на 2010-2011 годы" в части перераспределения денежных средств в размере 2 239 535,80 руб. на проведение работ по капитальному ремонту подвальных помещений, относящихся к общему имуществу многоквартирных жилых домов по ул. Льва Толстого в г. Владивостоке.
Решением суда от 25.08.2015, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме. Судебные акты мотивированы тем, что работы по капитальному ремонту подвальных помещений в жилых домах по ул. Льва Толстого в г. Владивостоке не были включены в целевую программу "Адресная программа по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в Приморском крае на 2010-2011 годы", заявитель не предпринял заблаговременно и в установленном порядке необходимые для такого включения меры, а обратился тогда, когда срок реализации и финансирования программы истек (в 2015 году).
Законность принятых судебных актов проверяется по кассационной жалобе товарищества, которое просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить с передачей дела на новое рассмотрение на основании несоответствие выводов суда, содержащихся в судебных актах, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам.
ТСЖ "Толстовцы", надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в его отсутствие.
Администрация в отзыве на кассационную жалобу и в судебном заседании суда кассационной инстанции в лице своего представителя, возражая относительно приведенных в ней доводов, просило оставить ее без удовлетворения.
Суд округа, изучив материалы дела, заслушав представителя администрации, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Судами из материалов дела установлено следующее.
Постановлением администрации города Владивостока от 06.04.2010 N 359 многоквартирные жилые дома NN 38, 40, 42, 44 по ул. Толстого в г. Владивостоке включены в ведомственную целевую адресную программу "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов города Владивостока на 2010-2011 годы" в рамках исполнения Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закона N 185-ФЗ).
На основании заключенных ТСЖ "Толстовцы" и ОАО "Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации" договоров банковского счета от 12.07.2010 NN 00402, 00403, 00404, 00405, товариществу открыты банковские счета, на которые администрацией в соответствии с Законом N 185-ФЗ перечислены денежные средства в размере 12 168 412,73 руб.
Товариществом в рамках исполнения Закона N 185-ФЗ заключены для выполнения работ по капитальному ремонту жилых домов NN 38, 40, 42, 44 по ул. Льва Толстого в г. Владивостоке договоры подряда по ремонту внутридомовых инженерных сетей, кровли, фасада, отмостков, а также на выполнение работ по замене лифтов домов.
Стоимость выполненных по договорам подряда работ составила 9 928 876,93 руб.
Администрация письмами от 14.02.2012 N 29-р/360, от 13.05.2014 N 29-8/2864, направленными в адрес заявителя, предложила товариществу представить акты о приемке выполненных работ по форме КС-2, справки о стоимости выполненных работ по форме КС-3, а также вернуть в местный бюджет неизрасходованные денежные средства, выделенные в соответствии с Законом N 185-ФЗ.
Денежные средства товариществом возвращены не были, вместе с тем, 24.07.2012 собственниками квартир в вышеуказанных домах на общем собрании собственников принято решение о перераспределении остатка выделенных в рамках реализации Закона N 185-ФЗ денежных средств в размере 2 239 535,80 руб. на проведение работ по капитальному ремонту подвальных помещений, относящихся к общему имуществу многоквартирных жилых домов по ул. Толстого в г. Владивостоке.
ТСЖ "Толстовцы" направило в адрес администрации письмо от 13.04.2015, содержащее требования о перераспределении денежных средств в размере 2 239 535,80 руб. на проведение работ по капитальному ремонту подвальных помещений и внесении изменений в ведомственную целевую адресную программу "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов города Владивостока на 2010-2011 годы" по многоквартирным жилым домам NN 38, 40, 42, 44 по ул. Льва Толстого в г. Владивостоке.
Письмом от 15.04.2015 товарищество направило администрации дополнительные документы для принятия решения по вопросу внесения изменений в ведомственную целевую адресную программу "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов города Владивостока на 2010-2011 годы".
В ответ на указанное заявление администрация приняла решение, изложенное в письме от 07.05.2015 N 4102Д, об отказе в удовлетворении заявления, указав, что товарищество обязано возвратить неизрасходованные денежные средства в размере 2 239 535,80 руб. на расчетный счет администрации, так как использование заявителем неизрасходованных денежных средств на проведение работ по капитальному ремонту подвальных помещений в указанной сумме является нецелевым использованием средств и влечет последствия, предусмотренные Законом N 185-ФЗ.
Не согласившись с решением администрации об отказе внесения изменений в ведомственную целевую адресную программу "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов г. Владивостока на 2010-2011 годы" о перераспределении денежных средств в размере 2 239 535,80 руб. на проведение работ по капитальному ремонту подвальных помещений, относящихся к общему имуществу многоквартирных жилых домов по ул. Льва Толстого в г. Владивостоке, изложенным в письме от 07.05.2015 N 4102Д, и полагая, что бездействие администрации по невнесению таких изменений в ведомственную целевую адресную программу "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов города Владивостока на 2010-2011 годы" не соответствует закону и нарушает права и законные интересы товарищества в сфере экономической деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В соответствии со статьей 1 Закона N 185-ФЗ в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Перечень работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в рамках реализации положений Закона N 185-ФЗ установлен частью 3 статьи 15 указанного Закона.
Частью 5 статьи 15 Закона N 185-ФЗ установлено, что направляемые на проведение капитального ремонта многоквартирных домов средства Фонда, средства долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов, средств товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов либо собственников помещений в многоквартирных домах в пределах минимального объема, установленного соответственно частью 2 статьи 18 и пунктом 2 части 6 статьи 20 настоящего Федерального закона, могут использоваться только на проведение работ, указанных в части 3 настоящей статьи, а также на разработку проектной документации для капитального ремонта указанных в пункте 1 части 2 настоящей статьи многоквартирных домов, виды работ по которому установлены частью 3 настоящей статьи, проведение энергетического обследования многоквартирного дома, если региональной адресной программой по проведению капитального ремонта многоквартирных домов предусмотрено проведение этого обследования, и проведение государственной экспертизы такой документации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Как предусмотрено частью 8 статьи 20 Закона N 185-ФЗ, порядок привлечения товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома с использованием средств, предоставляемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, может устанавливаться субъектом Российской Федерации; порядок выплаты товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо собственниками помещений в многоквартирном доме средств на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирного дома, в том числе порядок, предусматривающий возможность предоставления рассрочки выплаты таких средств, определяется органом местного самоуправления.
Оплата работ по капитальному ремонту многоквартирного дома за счет размещенных на банковских счетах и указанных в части 7 настоящей статьи средств производится с учетом требований, установленных частью 5 статьи 15 настоящего Федерального закона, на основании актов приемки работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, согласованных с органом местного самоуправления и подписанных лицами, которые уполномочены действовать от имени товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организации, за исключением случая, установленного частью 11 настоящей статьи (часть 9 статьи 20 Закона N 185-ФЗ).
Судами из материалов дела установлено, что постановлением администрации Приморского края от 28.05.2010 N 197-па утверждена краевая программа "Адресная программа по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в Приморском крае на 2010-2011 годы".
В соответствии с пунктами 204, 205, 207, 208 Приложения N 1 к "Адресной программе по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в Приморском крае на 2010-2011 годы" многоквартирные жилые дома NN 38, 40, 42, 44 по ул. Льва Толстого в г. Владивостоке включены в перечень многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту в рамках программы.
Согласно пунктам 204, 205, 207, 208 реестра многоквартирных домов, участвующих в программе, с указанием стоимости по видам работ (Приложение N 3 к "Адресной программе по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в Приморском крае на 2010-2011") в отношении вышеуказанных многоквартирных домов предусмотрены виды работ: ремонт внутридомовых инженерных систем, ремонт крыши, ремонт или замена лифтового оборудования, утепление и ремонт фасадов.
06.04.2010 главой г. Владивостока принято постановление N 359 "Об утверждении ведомственной целевой адресной программы "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов города Владивостока" на 2010-2011 годы".
В Приложении N 1 к ведомственной целевой адресной программе "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов города Владивостока на 2010-2011 годы" установлен перечень многоквартирных домов, на проведение капитального ремонта которых выделялись денежные средства, в который включены, в том числе, жилые дома NN 38, 40, 42, 44 по ул. Льва Толстого в г. Владивостоке.
В пунктах 173, 174, 176, 177 Реестра многоквартирных домов по видам ремонта (Приложение N 3 к ведомственной целевой адресной программе) в отношении вышеуказанных жилых домов по ул. Толстого предусмотрены следующие виды работ: ремонт внутридомовых инженерных систем, ремонт крыши, ремонт или замена лифтового оборудования, утепление и ремонт фасадов.
Из вышеизложенного следует, что условием выделения денежных средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, регионального и местного бюджетов для производства капитального ремонта домов являлось включение определенного вида работ, предусмотренного частью 3 статьи 15 Закона N 185-ФЗ в целевую программу капитального ремонта.
Вместе с тем, ни постановление администрации Приморского края от 28.05.2010 N 197-па, которым утверждена краевая программа "Адресная программа по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в Приморском крае на 2010-2011 годы", ни постановление главы города Владивостока от 06.04.2010 N 359, которым утверждена ведомственная целевая адресная программа "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов города Владивостока на 2010-2011 годы", не предусматривали возможность направления ТСЖ "Толстовцы" средств субсидии на выполнение работ по капитальному ремонту подвальных помещений спорных многоквартирных домов, и не определяли размер такой субсидии.
В связи с тем, что перечень и стоимость работ по капитальному ремонту спорных многоквартирных домов, то есть целевой характер бюджетных денежных средств на момент перечисления ТСЖ "Толстовцы" субсидии уже были определены постановлением администрации Приморского края от 28.05.2010 N 197-па, а также постановлением главы города Владивостока от 06.04.2010 N 359, неизрасходованные заявителем денежные средства в размере 2 239 535,80 руб. могли быть направлены на выполнение работ по капитальному ремонту подвальных помещений спорных домов только при условии предварительного внесения изменений в вышеуказанные программы капитального ремонта.
Как следует из представленного в материалы дела письма от 30.03.2015 N 29-8/1634 Управления содержания жилищного фонда администрации города Владивостока, заявитель не обращался в администрацию города Владивостока по вопросу направления неизрасходованных денежных средств в размере 2 239 535,80 руб. на проведение капитального ремонта подвальных помещений многоквартирных домов NN 38, 40, 42, 44 по ул. Льва Толстого в г. Владивостоке, изменения в адресную программу по проведению капитального ремонта в связи с направлением денежных средств на проведение капитального ремонта подвальных помещений вышеуказанных многоквартирных домов не вносились.
Доказательств того, что заявитель обращался в орган местного самоуправления по вопросу направления неизрасходованных денежных средств на выполнение капитального ремонта подвальных помещений до заключения им соответствующего договора подряда и выполнения указанных работ, в материалах дела не имеется.
Кроме того, правомочность направления ТСЖ "Толстовцы" остатка денежных средств в размере 2 239 535,80 руб. на выполнение капитального ремонта подвальных помещений спорных многоквартирных домов уже являлась предметом судебного разбирательства между администрацией и товариществом (дело N А51-2448/2015), в рамках которого судом уже оценивались доводы товарищества о возможности расходования вышеуказанных денежных средств в отсутствие внесенных изменений в программу капитального ремонта.
Согласно части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Таким образом, с учетом того обстоятельства, что работы по капитальному ремонту подвальных помещений в жилых домах по ул. Толстого г. Владивостока не были включены в целевую программу "Адресная программа по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в Приморском крае" на 2010-2011 годы, а заявитель не предпринял заблаговременно (в 2010-2011 г.г.) в установленном порядке необходимые для такого включения действия и доказательств этому обстоятельству заявителем в материалы дела не представлено, а также принимая во внимание то, что срок реализации и финансирования программы истек в 2011 году, суд округа считает, что суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным решения администрации, изложенного в письме от 07.05.2015 N 4102Д, и, следовательно, правомерно не усмотрели предусмотренной нормами главы 24 АПК РФ возможности удовлетворения заявленных требований, поскольку оспариваемый отказ администрации не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов товарищества.
Также судами обоснованно отказано в удовлетворении требований заявителя о признании незаконным бездействия администрации города Владивостока, поскольку направление заявителю письма от 07.05.2015 N 4102Д свидетельствует о том, что орган местного самоуправления совершил действия, направленные на рассмотрение требований заявителя о внесении изменений в целевую адресную программу, дал на требования заявителя мотивированный ответ, в связи с чем, у арбитражных судов отсутствовали основания для вывода о наличии бездействия администрации по рассмотрению требований заявителя.
Поскольку в удовлетворении требований товариществу отказано, то у судов обоснованно отсутствовали основания для восстановления прав последнего путем понуждения администрации устранить допущенные нарушения и внести изменения в ведомственную целевую адресную программу "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов г. Владивостока на 2010-2011 годы" в части перераспределения денежных средств в размере 2 239 535,80 руб. на проведение работ по капитальному ремонту подвальных помещений, относящихся к общему имуществу многоквартирных жилых домов NN 38, 40, 42, 44 по ул. Льва Толстого в г. Владивостоке.
На основании изложенного, суд округа соглашается с выводами судебных инстанций, поскольку они соответствуют действующему законодательству и основаны на полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательством и правильном установлении всех фактических обстоятельств рассматриваемого дела.
Доводы, изложенные в жалобе, выводы судов не опровергают и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что не может являться основанием для отмены или изменения судебных.
Судами правильно применены нормы материального права, нарушений процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Учитывая, что государственная пошлина за рассмотрение кассационной жалобы составляет 1 500 руб., а заявителем уплачено 3 000 руб., госпошлина в сумме 1 500 руб. подлежит возврату товариществу собственников жилья "Толстовцы" в соответствии со статьей 104 АПК РФ, статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 104, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 25.08.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного 10.11.2015 по делу N А51-10471/2015 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить товариществу собственников жилья "Толстовцы" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению N 804 от 19.08.2015 за рассмотрение кассационной жалобы.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
И.М.ЛУГОВАЯ
Судьи
Т.Г.БРАГИНА
И.А.МИЛЬЧИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)