Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.11.2017 N 17АП-13957/2017-АК ПО ДЕЛУ N А60-25426/2017

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 ноября 2017 г. N 17АП-13957/2017-АК

Дело N А60-25426/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 ноября 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н.В.
судей Трефиловой Е.М., Щеклеиной Л.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Останиной М.П.
при неявке лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя общества с ограниченной ответственностью "Чистый домъ"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 31 июля 2017 года по делу N А60-25426/2017,
принятое судьей Ковалевой М.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Чистый домъ" (ИНН 6677006512, ОГРН 1146677001437)
к отделу контроля по Восточному управленческому округу Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131)
об оспаривании предписания,
установил:

Общество с ограниченной ответственностью ООО "Чистый домъ" (далее - ООО "Чистый домъ") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением об оспаривании предписания Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области в лице отдела контроля по Восточному управленческому округу (далее - заинтересованное лицо) от 16.05.2017 N 29-21-04-170.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 31.07.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "Чистый домъ" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе ссылается на то, что в материалах дела отсутствуют данные о признании недействительным в установленном законом порядке решения собрания собственников об отказе включить в состав общего имущества многоквартирного дома установку мусоросборных контейнеров на специализированных контейнерных площадках в счет содержания жилья, принятого по результатам заочного голосования (протокол от 01.03.2016). Также указывает, что вступившими в законную силу судебными актами суда общей юрисдикции обязанность организовать обустройство контейнерных площадок на территории жилой застройки, предусматривающая, в том числе, приобретение и установку мусорных контейнеров, возложена на Администрацию Артемовского городского округа. Кроме того, отмечает, что при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции не приняты во внимание вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по делу N А60-5571/2016, которыми требования Администрации Артемовского городского округа о возложении на ООО "Чистый домъ" обязанности приобрести и установить мусорные контейнеры признаны направленными по существу на уклонение от исполнения вступившего в законную силу судебного акта.
Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области в лице отдела контроля по Восточному управленческому округу с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласен по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу; просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заявитель и заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представителей для участия в судебном заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании ч. 2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие их представителей.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в связи с поступлением обращения Администрации Артемовского городского округа об организации сбора, вывоза и транспортировки твердых бытовых отходов, на основании приказа от 10.05.2017 N 29-21-20-170 Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области в период с 12.05.2017 по 16.05.2017 в отношении ООО "Чистый домъ" проведена внеплановая выездная проверка на предмет соблюдения обязательных требований к содержанию общего имущества в многоквартирных домах г. Артемовский, ул. Полярников, 29, ул. Энгельса, 13. В ходе проверки установлено (акт проверки N 29-21-03-170 от 16.05.2017):
- в многоквартирном доме N 13 по ул. Энгельса: контейнерная площадка для установления мусоросборников на прилегающей территории указанного дома, находящегося в управлении проверяемой управляющей организации, не оборудована; зафиксировано отсутствие специально отведенных площадок или бункеров-накопителей для крупногабаритных отходов; на обслуживаемой территории сборники (мусоросборники) для твердых отходов отсутствуют; не организованы места для сбора и накопления отходов I-IV класса опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передача в специализированные организации, имеющие лицензию, что является нарушением обязательных требований, установленных пунктами 3.7, 1, 3.7, 4. 3.7.15 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, п. 26 (1) Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения)".
- в многоквартирном доме N 29 по ул. Полярников на обслуживаемой территории сборники (мусоросборники) для твердых отходов отсутствуют; не организованы места для сбора и накопления отходов I-IV класса опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передача в специализированные организации, имеющие лицензию, что является нарушением обязательных, установленных п. 3.7.1. Правил N 170, п. 26 (1) Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 N 290.
По итогам проверки Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области в лице отдела контроля по Восточному управленческому округу в адрес ООО "Чистый Домъ" предписание от 16.05.2017, которым в срок до 24.05.2017 предписано обеспечить оборудование контейнерной площадки для установки мусоросборников; обеспечить установку бункеров-накопителей для крупногабаритных отходов, обеспечить установку сборников (мусоросборников) для твердых отходов; организовать места для сборов и накопления отходов I-IV класса опасности (многоквартирный дом N 13 по ул. Энгельса); обеспечить установку сборников (мусоросборников) для твердых отходов, организовать места для сборов и накопления отходов I-IV класса опасности (многоквартирный дом N 29 по ул. Полярников).
Не согласившись с указанным предписанием, ООО "Чистый домъ" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из отсутствия оснований для признания предписания недействительным.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 3 ст. 7 Федерального закона от 10.02.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к полномочиям органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, в части вопросов местного значения городского округа, относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В силу ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. В ч. 1.1 названной статьи определено, что надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 1.2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 26 (1) минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.04.2013 N 290, в данный перечень включены работы по содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов: организация и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок; организация сбора отходов I-IV классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передача в организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов.
Согласно подп. "д" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", содержание общего имущества включает в себя, в том числе сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов.
В соответствии с п. 3.7.1 Правил N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Судом установлено, что в соответствии с Реестром лицензий Свердловской области в управлении ООО "Чистый домъ" находятся, в том числе, многоквартирные дома: г. Артемовский, ул. Полярников, 29 (на основании протокола общего собрания от 18.06.2015; договора управления от 01.07.2015); г. Артемовский ул. Энгельса, 13 (на основании протокола общего собрания от 18.06.2015, договора управления от 01.07.2015).
Как указано выше, Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области в лице отдела контроля по Восточному управленческому округу в адрес ООО "Чистый Домъ" предписание от 16.05.2017, которым в срок до 24.05.2017 предписано обеспечить оборудование контейнерной площадки для установления мусоросборников; обеспечить установку бункеров-накопителей для крупногабаритных отходов, обеспечить установку сборников (мусоросборников) для твердых отходов, организовать места для сборов и накопления отходов I-IV класса опасности (многоквартирный дом N 13 по ул. Энгельса); обеспечить установку сборников (мусоросборников) для твердых отходов, организовать места для сборов и накопления отходов I-IV класса опасности (многоквартирный дом N 29 по ул. Полярников).
Между тем вступившими в законную силу судебными актами судов общей юрисдикции (в частности, решение Артемовского городского суда по делу N 2-1458/2014 с учетом определения от 22.05.2017 о разъяснении судебного акта) на Администрацию Артемовского городского округа возложена обязанность организовать обустройство контейнерных площадок (в том числе, приобретение и установку мусорных контейнеров) на территории жилой застройки (домовладений) Артемовского городского округа в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест".
Согласно ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Кроме того, суд апелляционной инстанции полагает необходимым учитывать, что решением Арбитражного суда Свердловской области от 04.08.2016 по делу N А60-5571/2016, оставленным без изменения Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2016, Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 13.02.2017, отказано в удовлетворении требований Администрации Артемовского городского округа о возложении на ООО "Чистый домъ", обязанности установить контейнеры (мусоросборники) по адресам г. Артемовский, ул. Энгельса, 13 и г. Артемовский, ул. Полярников, 31; в вышеуказанных судебных актах принято во внимание решение Артемовского городского суда по делу N 2-1458/2014 от 30.12.2014, при этом арбитражные суд указали, что действия Администрации Артемовского городского округа фактически направлены на уклонение вступившего в законную силу судебного акта, что противоречит принципу обязательности исполнения вступивших в законную силу судебных актов. Также судами отмечено, что осуществление вывоза бытовых отходов с контейнерных площадок в соответствии с действующим законодательством возможно лишь при условии наличия оборудованных контейнерных площадок с установленными на них контейнерами; в отсутствие таковых вывоз бытовых отходов с указанных контейнерных площадок невозможен.
В силу ч. 1 ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что в рассматриваемом случае обращение Администрации Артемовского городского округа Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области и принятие Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области по результатам проверки данного обращения предписания о возложении на ООО "Чистый домъ" обязанности обеспечить оборудование контейнерной площадки для установления мусоросборников; обеспечить установку бункеров-накопителей для крупногабаритных отходов, обеспечить установку сборников (мусоросборников) для твердых отходов (многоквартирный дом N 13 по ул. Энгельса); обеспечить установку сборников (мусоросборников) для твердых отходов (многоквартирный дом N 29 по ул. Полярников), фактически направлено на преодоление вступивших в законную силу судебных актов суда общей юрисдикции и арбитражного суда, что недопустимо в силу действующего законодательства.
Относительно указанной в оспариваемом предписании обязанности организовать места для сборов и накопления отходов I-IV класса опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензию, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В суд первой инстанции заявителем ООО "Чистый домъ" представлены документы, в том числе, договор N 2890У/2017 от 01.04.2017 с ООО Урал-ЭКО", лицензия ООО Урал-ЭКО", уведомления жильцов многоквартирных домов от 03.04.2017, содержащие сведения о том, что ООО "Чистый домъ" организован пункт (место) приема ртутьсодержащих отходов (ртутных, ртутно-кварцевых, люминесцентных ламп, ртутных вентилей, ртутных термометров) от собственников и нанимателей жилых помещений многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении по месту осуществления деятельности ООО "Чистый домъ" (отдельно стоящее нежилое здание по адресу г. Артемовский, ул. 8 Марта, 53); собственники и наниматели (жильцы) в многоквартирных жилых домах соответствующим образом уведомлялись о пункте (месте) приема ртутьсодержащих ламп; с организацией, имеющей лицензию ООО "Урал-ЭКО" заключен соответствующий договор.
Выводы суда первой инстанции относительно данного нарушения и ссылки Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области на то, что указанные документы в его адрес не поступали, об обратном не свидетельствуют, поскольку данные мероприятия осуществлены ООО "Чистый домъ" еще до вынесения оспариваемого предписания от 16.05.2017; в то время как из материалов дела, в том числе, из содержания приказа о проведении внеплановой выездной проверки от 10.05.2015 следует, что у ООО "Чистый домъ" запрошена копия договора на вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов; при этом какие-либо документы об организации места для сбора отходов I-IV классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передаче в организации, имеющую соответствующую лицензию, не запрашивались и не рассматривались. Доказательств, опровергающих данные обстоятельства, заинтересованным лицом не представлено.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции полагает, что в рассматриваемом случае оспариваемое предписание Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области не может быть признано обоснованным; в связи с чем заявленные ООО "Чистый домъ" требования подлежат удовлетворению.
При обращении с апелляционной жалобой на решение арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных актов государственная пошлина составляет 1500 рублей (подп. 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 параграфа 2 раздела I Порядка подачи документов в арбитражные суды Российской Федерации в электронном виде, утвержденного Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.11.2013 N 80, вопрос о возврате излишне уплаченной государственной пошлины может быть решен только при наличии оригинала платежного документа.
При подаче апелляционной жалобы ООО "Чистый домъ" представлена копия платежного поручения N 852 от 24.05.2017 об оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 3000 рублей. В связи с чем вопрос о распределении судебных расходов по апелляционной жалобе не может быть рассмотрен судом апелляционной инстанции при вынесении настоящего судебного акта, что не лишает заявителя права на разрешение вопрос о распределении судебных расходов в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 104, 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 31 июля 2017 года по делу N А60-25426/2017 отменить.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным и отменить предписание Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области от 16.05.2017 N 29-21-04-170.
Взыскать с Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Чистый домъ" (ИНН 6677006512, ОГРН 1146677001437) в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины по заявлению в размере 3000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Н.В.ВАРАКСА
Судьи
Е.М.ТРЕФИЛОВА
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)