Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 ноября 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н.В.
судей Трефиловой Е.М., Щеклеиной Л.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Останиной М.П.
при неявке лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя общества с ограниченной ответственностью "Чистый домъ"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 31 июля 2017 года по делу N А60-25426/2017,
принятое судьей Ковалевой М.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Чистый домъ" (ИНН 6677006512, ОГРН 1146677001437)
к отделу контроля по Восточному управленческому округу Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131)
об оспаривании предписания,
Общество с ограниченной ответственностью ООО "Чистый домъ" (далее - ООО "Чистый домъ") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением об оспаривании предписания Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области в лице отдела контроля по Восточному управленческому округу (далее - заинтересованное лицо) от 16.05.2017 N 29-21-04-170.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 31.07.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "Чистый домъ" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе ссылается на то, что в материалах дела отсутствуют данные о признании недействительным в установленном законом порядке решения собрания собственников об отказе включить в состав общего имущества многоквартирного дома установку мусоросборных контейнеров на специализированных контейнерных площадках в счет содержания жилья, принятого по результатам заочного голосования (протокол от 01.03.2016). Также указывает, что вступившими в законную силу судебными актами суда общей юрисдикции обязанность организовать обустройство контейнерных площадок на территории жилой застройки, предусматривающая, в том числе, приобретение и установку мусорных контейнеров, возложена на Администрацию Артемовского городского округа. Кроме того, отмечает, что при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции не приняты во внимание вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по делу N А60-5571/2016, которыми требования Администрации Артемовского городского округа о возложении на ООО "Чистый домъ" обязанности приобрести и установить мусорные контейнеры признаны направленными по существу на уклонение от исполнения вступившего в законную силу судебного акта.
Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области в лице отдела контроля по Восточному управленческому округу с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласен по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу; просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заявитель и заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представителей для участия в судебном заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании ч. 2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие их представителей.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в связи с поступлением обращения Администрации Артемовского городского округа об организации сбора, вывоза и транспортировки твердых бытовых отходов, на основании приказа от 10.05.2017 N 29-21-20-170 Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области в период с 12.05.2017 по 16.05.2017 в отношении ООО "Чистый домъ" проведена внеплановая выездная проверка на предмет соблюдения обязательных требований к содержанию общего имущества в многоквартирных домах г. Артемовский, ул. Полярников, 29, ул. Энгельса, 13. В ходе проверки установлено (акт проверки N 29-21-03-170 от 16.05.2017):
- в многоквартирном доме N 13 по ул. Энгельса: контейнерная площадка для установления мусоросборников на прилегающей территории указанного дома, находящегося в управлении проверяемой управляющей организации, не оборудована; зафиксировано отсутствие специально отведенных площадок или бункеров-накопителей для крупногабаритных отходов; на обслуживаемой территории сборники (мусоросборники) для твердых отходов отсутствуют; не организованы места для сбора и накопления отходов I-IV класса опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передача в специализированные организации, имеющие лицензию, что является нарушением обязательных требований, установленных пунктами 3.7, 1, 3.7, 4. 3.7.15 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, п. 26 (1) Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения)".
- в многоквартирном доме N 29 по ул. Полярников на обслуживаемой территории сборники (мусоросборники) для твердых отходов отсутствуют; не организованы места для сбора и накопления отходов I-IV класса опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передача в специализированные организации, имеющие лицензию, что является нарушением обязательных, установленных п. 3.7.1. Правил N 170, п. 26 (1) Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 N 290.
По итогам проверки Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области в лице отдела контроля по Восточному управленческому округу в адрес ООО "Чистый Домъ" предписание от 16.05.2017, которым в срок до 24.05.2017 предписано обеспечить оборудование контейнерной площадки для установки мусоросборников; обеспечить установку бункеров-накопителей для крупногабаритных отходов, обеспечить установку сборников (мусоросборников) для твердых отходов; организовать места для сборов и накопления отходов I-IV класса опасности (многоквартирный дом N 13 по ул. Энгельса); обеспечить установку сборников (мусоросборников) для твердых отходов, организовать места для сборов и накопления отходов I-IV класса опасности (многоквартирный дом N 29 по ул. Полярников).
Не согласившись с указанным предписанием, ООО "Чистый домъ" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из отсутствия оснований для признания предписания недействительным.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 3 ст. 7 Федерального закона от 10.02.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к полномочиям органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, в части вопросов местного значения городского округа, относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В силу ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. В ч. 1.1 названной статьи определено, что надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 1.2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 26 (1) минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.04.2013 N 290, в данный перечень включены работы по содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов: организация и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок; организация сбора отходов I-IV классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передача в организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов.
Согласно подп. "д" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", содержание общего имущества включает в себя, в том числе сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов.
В соответствии с п. 3.7.1 Правил N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Судом установлено, что в соответствии с Реестром лицензий Свердловской области в управлении ООО "Чистый домъ" находятся, в том числе, многоквартирные дома: г. Артемовский, ул. Полярников, 29 (на основании протокола общего собрания от 18.06.2015; договора управления от 01.07.2015); г. Артемовский ул. Энгельса, 13 (на основании протокола общего собрания от 18.06.2015, договора управления от 01.07.2015).
Как указано выше, Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области в лице отдела контроля по Восточному управленческому округу в адрес ООО "Чистый Домъ" предписание от 16.05.2017, которым в срок до 24.05.2017 предписано обеспечить оборудование контейнерной площадки для установления мусоросборников; обеспечить установку бункеров-накопителей для крупногабаритных отходов, обеспечить установку сборников (мусоросборников) для твердых отходов, организовать места для сборов и накопления отходов I-IV класса опасности (многоквартирный дом N 13 по ул. Энгельса); обеспечить установку сборников (мусоросборников) для твердых отходов, организовать места для сборов и накопления отходов I-IV класса опасности (многоквартирный дом N 29 по ул. Полярников).
Между тем вступившими в законную силу судебными актами судов общей юрисдикции (в частности, решение Артемовского городского суда по делу N 2-1458/2014 с учетом определения от 22.05.2017 о разъяснении судебного акта) на Администрацию Артемовского городского округа возложена обязанность организовать обустройство контейнерных площадок (в том числе, приобретение и установку мусорных контейнеров) на территории жилой застройки (домовладений) Артемовского городского округа в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест".
Согласно ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Кроме того, суд апелляционной инстанции полагает необходимым учитывать, что решением Арбитражного суда Свердловской области от 04.08.2016 по делу N А60-5571/2016, оставленным без изменения Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2016, Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 13.02.2017, отказано в удовлетворении требований Администрации Артемовского городского округа о возложении на ООО "Чистый домъ", обязанности установить контейнеры (мусоросборники) по адресам г. Артемовский, ул. Энгельса, 13 и г. Артемовский, ул. Полярников, 31; в вышеуказанных судебных актах принято во внимание решение Артемовского городского суда по делу N 2-1458/2014 от 30.12.2014, при этом арбитражные суд указали, что действия Администрации Артемовского городского округа фактически направлены на уклонение вступившего в законную силу судебного акта, что противоречит принципу обязательности исполнения вступивших в законную силу судебных актов. Также судами отмечено, что осуществление вывоза бытовых отходов с контейнерных площадок в соответствии с действующим законодательством возможно лишь при условии наличия оборудованных контейнерных площадок с установленными на них контейнерами; в отсутствие таковых вывоз бытовых отходов с указанных контейнерных площадок невозможен.
В силу ч. 1 ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что в рассматриваемом случае обращение Администрации Артемовского городского округа Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области и принятие Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области по результатам проверки данного обращения предписания о возложении на ООО "Чистый домъ" обязанности обеспечить оборудование контейнерной площадки для установления мусоросборников; обеспечить установку бункеров-накопителей для крупногабаритных отходов, обеспечить установку сборников (мусоросборников) для твердых отходов (многоквартирный дом N 13 по ул. Энгельса); обеспечить установку сборников (мусоросборников) для твердых отходов (многоквартирный дом N 29 по ул. Полярников), фактически направлено на преодоление вступивших в законную силу судебных актов суда общей юрисдикции и арбитражного суда, что недопустимо в силу действующего законодательства.
Относительно указанной в оспариваемом предписании обязанности организовать места для сборов и накопления отходов I-IV класса опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензию, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В суд первой инстанции заявителем ООО "Чистый домъ" представлены документы, в том числе, договор N 2890У/2017 от 01.04.2017 с ООО Урал-ЭКО", лицензия ООО Урал-ЭКО", уведомления жильцов многоквартирных домов от 03.04.2017, содержащие сведения о том, что ООО "Чистый домъ" организован пункт (место) приема ртутьсодержащих отходов (ртутных, ртутно-кварцевых, люминесцентных ламп, ртутных вентилей, ртутных термометров) от собственников и нанимателей жилых помещений многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении по месту осуществления деятельности ООО "Чистый домъ" (отдельно стоящее нежилое здание по адресу г. Артемовский, ул. 8 Марта, 53); собственники и наниматели (жильцы) в многоквартирных жилых домах соответствующим образом уведомлялись о пункте (месте) приема ртутьсодержащих ламп; с организацией, имеющей лицензию ООО "Урал-ЭКО" заключен соответствующий договор.
Выводы суда первой инстанции относительно данного нарушения и ссылки Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области на то, что указанные документы в его адрес не поступали, об обратном не свидетельствуют, поскольку данные мероприятия осуществлены ООО "Чистый домъ" еще до вынесения оспариваемого предписания от 16.05.2017; в то время как из материалов дела, в том числе, из содержания приказа о проведении внеплановой выездной проверки от 10.05.2015 следует, что у ООО "Чистый домъ" запрошена копия договора на вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов; при этом какие-либо документы об организации места для сбора отходов I-IV классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передаче в организации, имеющую соответствующую лицензию, не запрашивались и не рассматривались. Доказательств, опровергающих данные обстоятельства, заинтересованным лицом не представлено.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции полагает, что в рассматриваемом случае оспариваемое предписание Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области не может быть признано обоснованным; в связи с чем заявленные ООО "Чистый домъ" требования подлежат удовлетворению.
При обращении с апелляционной жалобой на решение арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных актов государственная пошлина составляет 1500 рублей (подп. 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 параграфа 2 раздела I Порядка подачи документов в арбитражные суды Российской Федерации в электронном виде, утвержденного Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.11.2013 N 80, вопрос о возврате излишне уплаченной государственной пошлины может быть решен только при наличии оригинала платежного документа.
При подаче апелляционной жалобы ООО "Чистый домъ" представлена копия платежного поручения N 852 от 24.05.2017 об оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 3000 рублей. В связи с чем вопрос о распределении судебных расходов по апелляционной жалобе не может быть рассмотрен судом апелляционной инстанции при вынесении настоящего судебного акта, что не лишает заявителя права на разрешение вопрос о распределении судебных расходов в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 104, 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 31 июля 2017 года по делу N А60-25426/2017 отменить.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным и отменить предписание Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области от 16.05.2017 N 29-21-04-170.
Взыскать с Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Чистый домъ" (ИНН 6677006512, ОГРН 1146677001437) в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины по заявлению в размере 3000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.11.2017 N 17АП-13957/2017-АК ПО ДЕЛУ N А60-25426/2017
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 ноября 2017 г. N 17АП-13957/2017-АК
Дело N А60-25426/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 ноября 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н.В.
судей Трефиловой Е.М., Щеклеиной Л.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Останиной М.П.
при неявке лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя общества с ограниченной ответственностью "Чистый домъ"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 31 июля 2017 года по делу N А60-25426/2017,
принятое судьей Ковалевой М.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Чистый домъ" (ИНН 6677006512, ОГРН 1146677001437)
к отделу контроля по Восточному управленческому округу Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131)
об оспаривании предписания,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью ООО "Чистый домъ" (далее - ООО "Чистый домъ") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением об оспаривании предписания Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области в лице отдела контроля по Восточному управленческому округу (далее - заинтересованное лицо) от 16.05.2017 N 29-21-04-170.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 31.07.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "Чистый домъ" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе ссылается на то, что в материалах дела отсутствуют данные о признании недействительным в установленном законом порядке решения собрания собственников об отказе включить в состав общего имущества многоквартирного дома установку мусоросборных контейнеров на специализированных контейнерных площадках в счет содержания жилья, принятого по результатам заочного голосования (протокол от 01.03.2016). Также указывает, что вступившими в законную силу судебными актами суда общей юрисдикции обязанность организовать обустройство контейнерных площадок на территории жилой застройки, предусматривающая, в том числе, приобретение и установку мусорных контейнеров, возложена на Администрацию Артемовского городского округа. Кроме того, отмечает, что при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции не приняты во внимание вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по делу N А60-5571/2016, которыми требования Администрации Артемовского городского округа о возложении на ООО "Чистый домъ" обязанности приобрести и установить мусорные контейнеры признаны направленными по существу на уклонение от исполнения вступившего в законную силу судебного акта.
Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области в лице отдела контроля по Восточному управленческому округу с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласен по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу; просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заявитель и заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представителей для участия в судебном заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании ч. 2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие их представителей.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в связи с поступлением обращения Администрации Артемовского городского округа об организации сбора, вывоза и транспортировки твердых бытовых отходов, на основании приказа от 10.05.2017 N 29-21-20-170 Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области в период с 12.05.2017 по 16.05.2017 в отношении ООО "Чистый домъ" проведена внеплановая выездная проверка на предмет соблюдения обязательных требований к содержанию общего имущества в многоквартирных домах г. Артемовский, ул. Полярников, 29, ул. Энгельса, 13. В ходе проверки установлено (акт проверки N 29-21-03-170 от 16.05.2017):
- в многоквартирном доме N 13 по ул. Энгельса: контейнерная площадка для установления мусоросборников на прилегающей территории указанного дома, находящегося в управлении проверяемой управляющей организации, не оборудована; зафиксировано отсутствие специально отведенных площадок или бункеров-накопителей для крупногабаритных отходов; на обслуживаемой территории сборники (мусоросборники) для твердых отходов отсутствуют; не организованы места для сбора и накопления отходов I-IV класса опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передача в специализированные организации, имеющие лицензию, что является нарушением обязательных требований, установленных пунктами 3.7, 1, 3.7, 4. 3.7.15 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, п. 26 (1) Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения)".
- в многоквартирном доме N 29 по ул. Полярников на обслуживаемой территории сборники (мусоросборники) для твердых отходов отсутствуют; не организованы места для сбора и накопления отходов I-IV класса опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передача в специализированные организации, имеющие лицензию, что является нарушением обязательных, установленных п. 3.7.1. Правил N 170, п. 26 (1) Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 N 290.
По итогам проверки Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области в лице отдела контроля по Восточному управленческому округу в адрес ООО "Чистый Домъ" предписание от 16.05.2017, которым в срок до 24.05.2017 предписано обеспечить оборудование контейнерной площадки для установки мусоросборников; обеспечить установку бункеров-накопителей для крупногабаритных отходов, обеспечить установку сборников (мусоросборников) для твердых отходов; организовать места для сборов и накопления отходов I-IV класса опасности (многоквартирный дом N 13 по ул. Энгельса); обеспечить установку сборников (мусоросборников) для твердых отходов, организовать места для сборов и накопления отходов I-IV класса опасности (многоквартирный дом N 29 по ул. Полярников).
Не согласившись с указанным предписанием, ООО "Чистый домъ" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из отсутствия оснований для признания предписания недействительным.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 3 ст. 7 Федерального закона от 10.02.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к полномочиям органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, в части вопросов местного значения городского округа, относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В силу ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. В ч. 1.1 названной статьи определено, что надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 1.2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 26 (1) минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.04.2013 N 290, в данный перечень включены работы по содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов: организация и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок; организация сбора отходов I-IV классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передача в организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов.
Согласно подп. "д" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", содержание общего имущества включает в себя, в том числе сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов.
В соответствии с п. 3.7.1 Правил N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Судом установлено, что в соответствии с Реестром лицензий Свердловской области в управлении ООО "Чистый домъ" находятся, в том числе, многоквартирные дома: г. Артемовский, ул. Полярников, 29 (на основании протокола общего собрания от 18.06.2015; договора управления от 01.07.2015); г. Артемовский ул. Энгельса, 13 (на основании протокола общего собрания от 18.06.2015, договора управления от 01.07.2015).
Как указано выше, Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области в лице отдела контроля по Восточному управленческому округу в адрес ООО "Чистый Домъ" предписание от 16.05.2017, которым в срок до 24.05.2017 предписано обеспечить оборудование контейнерной площадки для установления мусоросборников; обеспечить установку бункеров-накопителей для крупногабаритных отходов, обеспечить установку сборников (мусоросборников) для твердых отходов, организовать места для сборов и накопления отходов I-IV класса опасности (многоквартирный дом N 13 по ул. Энгельса); обеспечить установку сборников (мусоросборников) для твердых отходов, организовать места для сборов и накопления отходов I-IV класса опасности (многоквартирный дом N 29 по ул. Полярников).
Между тем вступившими в законную силу судебными актами судов общей юрисдикции (в частности, решение Артемовского городского суда по делу N 2-1458/2014 с учетом определения от 22.05.2017 о разъяснении судебного акта) на Администрацию Артемовского городского округа возложена обязанность организовать обустройство контейнерных площадок (в том числе, приобретение и установку мусорных контейнеров) на территории жилой застройки (домовладений) Артемовского городского округа в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест".
Согласно ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Кроме того, суд апелляционной инстанции полагает необходимым учитывать, что решением Арбитражного суда Свердловской области от 04.08.2016 по делу N А60-5571/2016, оставленным без изменения Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2016, Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 13.02.2017, отказано в удовлетворении требований Администрации Артемовского городского округа о возложении на ООО "Чистый домъ", обязанности установить контейнеры (мусоросборники) по адресам г. Артемовский, ул. Энгельса, 13 и г. Артемовский, ул. Полярников, 31; в вышеуказанных судебных актах принято во внимание решение Артемовского городского суда по делу N 2-1458/2014 от 30.12.2014, при этом арбитражные суд указали, что действия Администрации Артемовского городского округа фактически направлены на уклонение вступившего в законную силу судебного акта, что противоречит принципу обязательности исполнения вступивших в законную силу судебных актов. Также судами отмечено, что осуществление вывоза бытовых отходов с контейнерных площадок в соответствии с действующим законодательством возможно лишь при условии наличия оборудованных контейнерных площадок с установленными на них контейнерами; в отсутствие таковых вывоз бытовых отходов с указанных контейнерных площадок невозможен.
В силу ч. 1 ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что в рассматриваемом случае обращение Администрации Артемовского городского округа Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области и принятие Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области по результатам проверки данного обращения предписания о возложении на ООО "Чистый домъ" обязанности обеспечить оборудование контейнерной площадки для установления мусоросборников; обеспечить установку бункеров-накопителей для крупногабаритных отходов, обеспечить установку сборников (мусоросборников) для твердых отходов (многоквартирный дом N 13 по ул. Энгельса); обеспечить установку сборников (мусоросборников) для твердых отходов (многоквартирный дом N 29 по ул. Полярников), фактически направлено на преодоление вступивших в законную силу судебных актов суда общей юрисдикции и арбитражного суда, что недопустимо в силу действующего законодательства.
Относительно указанной в оспариваемом предписании обязанности организовать места для сборов и накопления отходов I-IV класса опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензию, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В суд первой инстанции заявителем ООО "Чистый домъ" представлены документы, в том числе, договор N 2890У/2017 от 01.04.2017 с ООО Урал-ЭКО", лицензия ООО Урал-ЭКО", уведомления жильцов многоквартирных домов от 03.04.2017, содержащие сведения о том, что ООО "Чистый домъ" организован пункт (место) приема ртутьсодержащих отходов (ртутных, ртутно-кварцевых, люминесцентных ламп, ртутных вентилей, ртутных термометров) от собственников и нанимателей жилых помещений многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении по месту осуществления деятельности ООО "Чистый домъ" (отдельно стоящее нежилое здание по адресу г. Артемовский, ул. 8 Марта, 53); собственники и наниматели (жильцы) в многоквартирных жилых домах соответствующим образом уведомлялись о пункте (месте) приема ртутьсодержащих ламп; с организацией, имеющей лицензию ООО "Урал-ЭКО" заключен соответствующий договор.
Выводы суда первой инстанции относительно данного нарушения и ссылки Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области на то, что указанные документы в его адрес не поступали, об обратном не свидетельствуют, поскольку данные мероприятия осуществлены ООО "Чистый домъ" еще до вынесения оспариваемого предписания от 16.05.2017; в то время как из материалов дела, в том числе, из содержания приказа о проведении внеплановой выездной проверки от 10.05.2015 следует, что у ООО "Чистый домъ" запрошена копия договора на вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов; при этом какие-либо документы об организации места для сбора отходов I-IV классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передаче в организации, имеющую соответствующую лицензию, не запрашивались и не рассматривались. Доказательств, опровергающих данные обстоятельства, заинтересованным лицом не представлено.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции полагает, что в рассматриваемом случае оспариваемое предписание Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области не может быть признано обоснованным; в связи с чем заявленные ООО "Чистый домъ" требования подлежат удовлетворению.
При обращении с апелляционной жалобой на решение арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных актов государственная пошлина составляет 1500 рублей (подп. 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 параграфа 2 раздела I Порядка подачи документов в арбитражные суды Российской Федерации в электронном виде, утвержденного Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.11.2013 N 80, вопрос о возврате излишне уплаченной государственной пошлины может быть решен только при наличии оригинала платежного документа.
При подаче апелляционной жалобы ООО "Чистый домъ" представлена копия платежного поручения N 852 от 24.05.2017 об оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 3000 рублей. В связи с чем вопрос о распределении судебных расходов по апелляционной жалобе не может быть рассмотрен судом апелляционной инстанции при вынесении настоящего судебного акта, что не лишает заявителя права на разрешение вопрос о распределении судебных расходов в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 104, 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 31 июля 2017 года по делу N А60-25426/2017 отменить.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным и отменить предписание Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области от 16.05.2017 N 29-21-04-170.
Взыскать с Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Чистый домъ" (ИНН 6677006512, ОГРН 1146677001437) в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины по заявлению в размере 3000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Н.В.ВАРАКСА
Н.В.ВАРАКСА
Судьи
Е.М.ТРЕФИЛОВА
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА
Е.М.ТРЕФИЛОВА
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)