Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена: 17 июля 2017 года
Постановление в полном объеме изготовлено: 24 июля 2017 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Юдкина А.А., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лаврской Е.В.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Жилищная компания "Навигатор" - до и после перерыва не явился, извещено,
от администрации города Ульяновска - до и после перерыва представителя Бошковой Т.В. (доверенность от 07.04.2017 N 39-01-12),
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ПАРК" - представителя Мишалова А.В. (доверенность от 09.01.2017), после перерыва представитель не явился, извещено,
от Жилищного кооператива "Товарищество собственников жилья "Навигатор" - до и после перерыва представитель не явился, извещено,
от Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области - до и после перерыва представитель не явился, извещен,
от Департамента архитектуры и градостроительства Ульяновской области - до и после перерыва представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе администрации города Ульяновска
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 20 октября 2016 года по делу N А72-9253/2016 (судья Леонтьев Д.А.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ПАРК" (ОГРН 1027301171446, ИНН 7303014573), г. Ульяновск,
к администрации города Ульяновска (ОГРН 1027301171446, ИНН 7303014573), г. Ульяновск,
с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Жилищный кооператив "Товарищество собственников жилья "Навигатор",
общества с ограниченной ответственностью "Жилищная компания "Навигатор",
Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, Департамент архитектуры и градостроительства Ульяновской области,
о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ПАРК" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к администрации города Ульяновска (далее - ответчик), с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Жилищный кооператив "Товарищество собственников жилья "Навигатор", Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, Департамент архитектуры и градостроительства Ульяновской области, (далее - третьи лица), о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 20 октября 2016 года заявленные требования удовлетворены. Признан незаконным отказ в выдаче разрешения на строительство многоквартирного жилого дома западнее жилого дома N 16/26 по ул. Луначарского в Железнодорожном районе города Ульяновска, изложенный в письме Администрации города Ульяновска от 22.03.2016 N 4077-01. На ответчика возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. С Администрации города Ульяновска в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ПАРК" взысканы расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3 000 (три тысячи) рублей 00 коп.
Не согласившись с выводами суда, администрация города Ульяновска подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый акт, отказав ООО "Управляющая компания "ПАРК" в удовлетворении заявленных требований.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2017 решение Арбитражного суда Ульяновской области от 20.10.2016 по делу N А72-9253/2016 отменено. По делу принят новый судебный акт. В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ПАРК" отказано.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 29.05.2017 постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2017 по делу N А72-9253/2016 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд.
Направляя дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции указал на ошибочность выводов суда апелляционной инстанции о том, что ответ, выраженный в письме от 22.03.2016 N 4077-01, не является отказом в выдаче разрешения на строительство, а по сути является информацией о ранее выданном отказе в разрешении на строительство многоквартирного жилого дома.
Суд кассационной инстанции счел обоснованным довод заявителя о том, что в письме от 22.03.2016 N 4077-01 администрация анализирует предоставленные документы, дает им правовую оценку, указывает на недостатки предоставленных документов, что свидетельствует о рассмотрении обращения по существу.
Поскольку, как указал окружной суд, судом апелляционной инстанции, посчитавшим, что данное письмо не является отказом, спор по существу не рассмотрен, а компетенция суда кассационной инстанции ограничена статьями 286, 287 АПК РФ, дело подлежит отмене с направлением на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции по существу.
При новом рассмотрении в суде апелляционной инстанции представитель администрации города Ульяновска поддержал доводы своей апелляционной жалобы.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ПАРК" в судебном заседании с доводами жалобы не согласился, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание 10.07.2017 представители общества с ограниченной ответственностью "Жилищная компания "Навигатор", Жилищного кооператива "Товарищество собственников жилья "Навигатор", Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, Департамента архитектуры и градостроительства Ульяновской области не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
В судебном заседании 10.07.2017 в соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 12 час. 10 мин. на 17.07.2017. Информация о перерыве была опубликована на официальном сайте суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru.
После перерыва рассмотрение дела продолжено.
Представитель администрации города Ульяновска в судебном заседании поддержал доводы своей апелляционной жалобы.
В судебное заседание 17.07.2017 представители общества с ограниченной ответственностью "Жилищная компания "Навигатор", Жилищного кооператива "Товарищество собственников жилья "Навигатор", Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, Департамента архитектуры и градостроительства Ульяновской области не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Ульяновской области рассмотрена в порядке, установленном ст. ст. 266 - 268 АПК РФ.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 03.10.2011 заключен договор аренды земельного участка N 24-1-1528 между мэрией г. Ульяновска в лице начальника отдела по оформлению прав на землю Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии г. Ульяновска Сапожниковой Р.В. и ООО "Управляющая компания "ПАРК" о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 73:24:010903:31 из земель населенных пунктов, площадью 1290 кв. м, находящийся по адресу: западнее жилого дома N 16/26 по ул. Луначарского в Железнодорожном районе, сроком до 29.09.2014 и согласно соглашению о продлении договора аренды земельного участка от 03.10.2011 N 24-1-1528 от 13.11.2014 N 751 сроком до 12.11.2015.
Земельный участок предоставлен для использования под строительство многоквартирного жилого дома до шести этажей.
27.01.2014 ООО "Управляющая компания "ПАРК" представило пакет документов, необходимый для получения разрешения на строительство, согласно ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ в администрацию города Ульяновска.
05.02.2014 администрация города Ульяновска отказала в выдаче разрешения на строительство N 850-01, поскольку представленная проектная документация не соответствует требованиям градостроительного плана земельного участка от 19.07.2012 NRU73304000-321, а именно: согласно схеме планировочной организации земельного участка проектируемый объект выходит за зону допустимого размещения объекта; проектом не предусмотрен вынос инженерных сетей из зоны застройки; проектируемые подъезды, разворотные площадки, стоянка автомобильного транспорта, детская, спортивная и хозяйственная площадки размещены на земельных участках не свободных от прав третьих лиц.
ООО "Управляющая компания "ПАРК", полагая, что обстоятельства, препятствующие выдаче разрешения на строительства были им устранены, повторно представило документы, необходимые для получения разрешения на строительство, согласно ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.
08.12.2014 от администрации города Ульяновска получен отказ в выдаче разрешения на строительство N 16562-01 в связи с тем, что проезд к земельному участку расположен за границами земельного участка на территории не свободной от прав третьих лиц.
Заявитель неоднократно корректировал проектную документацию и обращался с заявлениями о выдаче разрешения на строительство, но получал от Администрации города Ульяновска аналогичные отказы, в том числе от 10.03.2015, 20.05.2015, 03.07.2015, 21.08.2015.
Заявитель 01.03.2016 обратился в адрес администрации с письмом N 232, в котором просил сообщить какое решение принято по результатам пересмотра заявления ООО "УК "Парк" от 26.06.2015 г. о выдаче разрешения на строительство.
Письмом от 22.03.2016 N 4077-01 администрация города Ульяновска разъяснила обществу причины ранее выданного отказа в выдаче разрешения на строительство многоквартирного жилого дома западнее жилого дома N 16/26 по ул. Луначарского в Железнодорожном районе г. Ульяновска ((т. 1, л.д. 73).
Сообщив ООО "Управляющая компания "ПАРК", что при рассмотрении представленного пакета документов на строительство вышеуказанного объекта были выявлены следующие замечания: представленная проектная документация не соответствует требованиям градостроительного плана земельного участка от 19.07.2012 NRU73304000-321, а именно: подъезды к земельному участку, разворотные площадки, расположены за границами земельного участка на территории не свободной от прав третьих лиц (на земельных участках, сформированных под многоквартирными жилыми домами N 16/26, 18, 20 по ул. Луначарского; застройщиком было представлено согласие Жилищного кооператива "ТСЖ "Навигатор" о том, что он не возражает против использования проезда к домам N 16/26, 18, 20 по ул. Луначарского, расположенном на земельным участке, принадлежащем ЖК "ТСЖ "Навигатор" как проезд общего пользования к проектируемому жилому дому, однако в администрацию города Ульяновска поступили жалобы от жильцов вышеуказанных домов по вопросу предстоящего строительства многоквартирного жилого дома по ул. Луначарского, 16/26 в Железнодорожном районе г. Ульяновска.
Заявитель, полагая, что отказ в выдаче разрешения на строительство, оформленный письмом от 22.03.2016 N 4077-01, противоречит закону и нарушает его права, обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с требованием о признании его незаконным и о возложении на администрацию города Ульяновска обязанности устранить допущенное нарушение прав ООО "Управляющая компания "ПАРК" путем выдачи разрешения на строительство многоквартирного жилого дома западнее жилого дома N 16/26 по ул. Луначарского в Железнодорожном районе, сроком на 17 месяцев, согласно проектной документации N 0612-ПЗ том 1, разработанной ООО "Атриум".
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, исходил из положений статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которой установлен порядок выдачи разрешения на строительство.
В соответствии с частью 1 указанной статьи, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.
Согласно части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.
Судом сделан вывод о представлении заявителем полного комплекта документов для получения разрешения на строительство, что ответчиком не оспаривалось.
Согласно части 11 статьи 51 Градостроительного Кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Исходя из содержания вышеуказанных норм, суд первой инстанции сделал вывод о том, что действующим законодательством не предусмотрено право Администрации г. Ульяновска проверять проектную документацию на предмет соответствия строительным нормам и правилам, и что данные полномочия отнесены к полномочиям юридических лиц аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы соответствующего вида.
А поскольку ООО "Управляющая компания "ПАРК", получено положительное заключение негосударственной экспертизы N 73-1-2-0066-13 от 04.12.2013 о соответствии проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов, суд счел возможным удовлетворить заявленные требования.
Однако, судом не учтено следующее.
Порядок выдачи разрешения на строительство и состав документов, прилагаемых к заявлению о выдаче разрешения на строительство на территории муниципального образования "город Ульяновск" регламентирован часть 7 статьи 51 градостроительного кодекса Российской Федерации и административным регламентом предоставления муниципальной услуги по подготовке и выдаче разрешений на строительство объектов капитального строительства на территории муниципального образования "город Ульяновск", утвержденным постановлением мэрии города Ульяновска от 19.10.2010 N 5553.
В соответствии с частью 1 указанной статьи, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.
Согласно части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.
Арбитражный суд Ульяновской области в своем решение сослался на то, что в отказе администрации города Ульяновска не указаны основания, предусмотренные пунктом 2.9. административного регламента предоставления муниципальной услуги по подготовке и выдаче разрешении на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства на территории муниципального образования "город Ульяновск", утвержденного постановлением мэрии города Ульяновска от 19.10.2010 N 5553, а именно:
- - выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства относится к компетенции уполномоченных федеральных органов исполнительной власти либо исполнительных органов государственной власти Ульяновской области в соответствии с частями 5 и 6 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ;
- - непредставление всех или хотя бы одного из документов, указанных в пункте 2.6.1 настоящего Административного регламента:
- - документы поданы лицом, не уполномоченным заявителем на осуществление таких действий;
- - представленные документы не соответствуют требованиям градостроительного плана земельного участка или, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (после 31.12.2012), а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
- - в представленных документах имеются серьезные повреждения, наличие которых не, позволяет однозначно истолковать их содержание;
- - тексты документов написаны неразборчиво, в документах имеются подчистки, приписки, зачеркнутые слова и иные, неоговоренные исправления.
Однако, судом не учтено, что основанием отказа послужило то, что проектная документация, представленная ООО "Управляющая компания "ПАРК" в администрацию города Ульяновска в составе документом, приложенных к заявлению о выдаче разрешения на строительство, не соответствует требованиям градостроительного плана земельного участка от 19.07.2012 N RU73304000-321, а именно: подъезды к земельному участку, разворотные площадки расположены за границами земельного участка на территории не свободной от прав третьих лиц, что соответствует четвертому основанию, предусмотренному пунктом 2.9 Регламента.
Судом первой инстанции в решении сделан вывод о том, что администрация города Ульяновска не имеет права проверять проектную документацию на соответствие строительным нормам и правилам.
Однако, частью 11 статьи 51 Градостроительного Кодекса Российской Федерации прямо предусмотрена обязанность уполномоченных на выдачу разрешений на строительство органов провести проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, что и было сделано ответчиком, несоответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка послужило основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Так, согласно пункту 2.2.4. Градостроительного плана земельного участка от 19.07.2012 N RU73304000-321 проектной документацией необходимо было предусмотреть благоустроенные, освещенные проходы, проезды и подъезды (в том числе для пожарной автомашины), пешеходные дорожки, разворотные площадки (в том числе для пожарной техники), стоянки для временного и постоянного хранения транспорта согласно нормам.
В соответствии с абзацем 3 пункта 11.6. "СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*" в конце проезжих частей тупиковых улиц и дорог следует устраивать площадки с островками диаметром не менее 16 м для разворота автомобилей и не менее 30 м при организации конечного пункта для разворота средств общественного пассажирского транспорта. Использование поворотных площадок для стоянки автомобилей не допускается.
Согласно части 1 статьи 46 Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:
- защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
- охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений:
- предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей;
- обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
В соответствии с пунктом 30 перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 N 1521 пункт 11.6. СП 42.13330.2011. является обязательным к применению.
Согласно пункту 7.1. Свода правил "СП 4.13130.2013. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" (далее - СП 4.13130.2013) для зданий и сооружений должно быть обеспечено устройство пожарных проездов и подъездных путей к зданиям и сооружениям для пожарной техники, специальных или совмещенных с функциональными проездами и подъездами.
Согласно пункту 8.13. СП 4.13130.2013 тупиковые проезды должны заканчиваться площадками для разворота пожарной техники размером не менее чем 15 х 15 метров. Максимальная протяженность тупикового проезда не должна превышать 150 метров.
Согласно представленной заявителем схеме планировочной организации участка подъезды к земельному участку и проектируемому многоквартирному жилому дому, разворотные площадки расположены за границами земельного участка, предоставленного заявителю.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка.
По сведениям публичной кадастровой карты земельный участок с кадастровым номером 73:24:010903:31, расположенный по адресу: г. Ульяновск, район Железнодорожный, западнее жилого дома N 16/26 по ул. Луначарского, является смежным с земельными участками со следующими кадастровыми номерами: 73:24:010903:63, 73:24:010903:11, 73:24:010903:12. на которых расположены многоквартирные жилые дома N 16/26, 18, 20 по ул. Луначарского в Железнодорожном районе г. Ульяновска.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
В соответствии с частью 2 статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации, если земельный участок не огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику.
Заявителем представлено согласие жилищного кооператива "Товарищество собственников жилья "Навигатор" на использование имеющихся проездов к домам N 16/26, 18. 20 по ул. Луначарского в Железнодорожном районе г. Ульяновска.
Однако, заявителем не представлены доказательства наличия зарегистрированного права собственности у жилищного кооператива "Товарищество собственников жилья "Навигатор" на указанные земельные участки, либо доказательства, подтверждающие наличие полномочий на выдачу такого согласия от имени собственников помещений в многоквартирных жилых домах.
В соответствии с частью 5 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, может быть обременен правом ограниченного пользования другими лицами. Не допускается запрет на установление обременения земельного участка в случае необходимости обеспечения доступа других лиц к объектам, существовавшим до дня введения в действие настоящего Кодекса. Новое обременение земельного участка правом ограниченного пользования устанавливается по соглашению между лицом, требующим такого обременения земельного участка, и собственниками помещений в многоквартирном доме.
Соглашение на ограниченное пользование вышеуказанными земельными участками заявителем не представлено.
Также представителем третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований в Арбитражный суд Ульяновской области представлено решение суда о ликвидации жилищного кооператива "Товарищество собственников жилья "Навигатор", что свидетельствует о том, что данный жилищный кооператив не может представлять интересы собственников помещений в многоквартирных жилых домах N 16/26, 18, 20 по ул. Луначарского в Железнодорожном районе г. Ульяновска.
Кроме того, в администрацию города Ульяновска поступило обращение жителей домов 16/26.18. 20. отправленное на имя Главы города Ульяновска по поводу несогласия со строительством жилого дома, в котором, помимо прочего, была выражена озабоченность использованием внутриквартальных проездов, указано на невозможность подъезда автомобилей экстренных служб.
Исходя из совокупности изложенных обстоятельств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о законности оспариваемого отказа в выдаче разрешения на строительство.
Таким образом, решение Арбитражного суда Ульяновской области от 20 октября 2016 года по делу N А72-9253/2016 следует отменить, в связи с неправильным применением норм материального права, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ПАРК".
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 20 октября 2016 года по делу N А72-9253/2016 отменить. Принять новый судебный акт.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ПАРК" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.07.2017 N 11АП-8253/2017 ПО ДЕЛУ N А72-9253/2016
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июля 2017 г. по делу N А72-9253/2016
Резолютивная часть постановления объявлена: 17 июля 2017 года
Постановление в полном объеме изготовлено: 24 июля 2017 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Юдкина А.А., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лаврской Е.В.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Жилищная компания "Навигатор" - до и после перерыва не явился, извещено,
от администрации города Ульяновска - до и после перерыва представителя Бошковой Т.В. (доверенность от 07.04.2017 N 39-01-12),
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ПАРК" - представителя Мишалова А.В. (доверенность от 09.01.2017), после перерыва представитель не явился, извещено,
от Жилищного кооператива "Товарищество собственников жилья "Навигатор" - до и после перерыва представитель не явился, извещено,
от Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области - до и после перерыва представитель не явился, извещен,
от Департамента архитектуры и градостроительства Ульяновской области - до и после перерыва представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе администрации города Ульяновска
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 20 октября 2016 года по делу N А72-9253/2016 (судья Леонтьев Д.А.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ПАРК" (ОГРН 1027301171446, ИНН 7303014573), г. Ульяновск,
к администрации города Ульяновска (ОГРН 1027301171446, ИНН 7303014573), г. Ульяновск,
с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Жилищный кооператив "Товарищество собственников жилья "Навигатор",
общества с ограниченной ответственностью "Жилищная компания "Навигатор",
Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, Департамент архитектуры и градостроительства Ульяновской области,
о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ПАРК" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к администрации города Ульяновска (далее - ответчик), с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Жилищный кооператив "Товарищество собственников жилья "Навигатор", Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, Департамент архитектуры и градостроительства Ульяновской области, (далее - третьи лица), о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 20 октября 2016 года заявленные требования удовлетворены. Признан незаконным отказ в выдаче разрешения на строительство многоквартирного жилого дома западнее жилого дома N 16/26 по ул. Луначарского в Железнодорожном районе города Ульяновска, изложенный в письме Администрации города Ульяновска от 22.03.2016 N 4077-01. На ответчика возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. С Администрации города Ульяновска в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ПАРК" взысканы расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3 000 (три тысячи) рублей 00 коп.
Не согласившись с выводами суда, администрация города Ульяновска подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый акт, отказав ООО "Управляющая компания "ПАРК" в удовлетворении заявленных требований.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2017 решение Арбитражного суда Ульяновской области от 20.10.2016 по делу N А72-9253/2016 отменено. По делу принят новый судебный акт. В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ПАРК" отказано.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 29.05.2017 постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2017 по делу N А72-9253/2016 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд.
Направляя дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции указал на ошибочность выводов суда апелляционной инстанции о том, что ответ, выраженный в письме от 22.03.2016 N 4077-01, не является отказом в выдаче разрешения на строительство, а по сути является информацией о ранее выданном отказе в разрешении на строительство многоквартирного жилого дома.
Суд кассационной инстанции счел обоснованным довод заявителя о том, что в письме от 22.03.2016 N 4077-01 администрация анализирует предоставленные документы, дает им правовую оценку, указывает на недостатки предоставленных документов, что свидетельствует о рассмотрении обращения по существу.
Поскольку, как указал окружной суд, судом апелляционной инстанции, посчитавшим, что данное письмо не является отказом, спор по существу не рассмотрен, а компетенция суда кассационной инстанции ограничена статьями 286, 287 АПК РФ, дело подлежит отмене с направлением на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции по существу.
При новом рассмотрении в суде апелляционной инстанции представитель администрации города Ульяновска поддержал доводы своей апелляционной жалобы.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ПАРК" в судебном заседании с доводами жалобы не согласился, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание 10.07.2017 представители общества с ограниченной ответственностью "Жилищная компания "Навигатор", Жилищного кооператива "Товарищество собственников жилья "Навигатор", Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, Департамента архитектуры и градостроительства Ульяновской области не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
В судебном заседании 10.07.2017 в соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 12 час. 10 мин. на 17.07.2017. Информация о перерыве была опубликована на официальном сайте суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru.
После перерыва рассмотрение дела продолжено.
Представитель администрации города Ульяновска в судебном заседании поддержал доводы своей апелляционной жалобы.
В судебное заседание 17.07.2017 представители общества с ограниченной ответственностью "Жилищная компания "Навигатор", Жилищного кооператива "Товарищество собственников жилья "Навигатор", Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, Департамента архитектуры и градостроительства Ульяновской области не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Ульяновской области рассмотрена в порядке, установленном ст. ст. 266 - 268 АПК РФ.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 03.10.2011 заключен договор аренды земельного участка N 24-1-1528 между мэрией г. Ульяновска в лице начальника отдела по оформлению прав на землю Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии г. Ульяновска Сапожниковой Р.В. и ООО "Управляющая компания "ПАРК" о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 73:24:010903:31 из земель населенных пунктов, площадью 1290 кв. м, находящийся по адресу: западнее жилого дома N 16/26 по ул. Луначарского в Железнодорожном районе, сроком до 29.09.2014 и согласно соглашению о продлении договора аренды земельного участка от 03.10.2011 N 24-1-1528 от 13.11.2014 N 751 сроком до 12.11.2015.
Земельный участок предоставлен для использования под строительство многоквартирного жилого дома до шести этажей.
27.01.2014 ООО "Управляющая компания "ПАРК" представило пакет документов, необходимый для получения разрешения на строительство, согласно ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ в администрацию города Ульяновска.
05.02.2014 администрация города Ульяновска отказала в выдаче разрешения на строительство N 850-01, поскольку представленная проектная документация не соответствует требованиям градостроительного плана земельного участка от 19.07.2012 NRU73304000-321, а именно: согласно схеме планировочной организации земельного участка проектируемый объект выходит за зону допустимого размещения объекта; проектом не предусмотрен вынос инженерных сетей из зоны застройки; проектируемые подъезды, разворотные площадки, стоянка автомобильного транспорта, детская, спортивная и хозяйственная площадки размещены на земельных участках не свободных от прав третьих лиц.
ООО "Управляющая компания "ПАРК", полагая, что обстоятельства, препятствующие выдаче разрешения на строительства были им устранены, повторно представило документы, необходимые для получения разрешения на строительство, согласно ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.
08.12.2014 от администрации города Ульяновска получен отказ в выдаче разрешения на строительство N 16562-01 в связи с тем, что проезд к земельному участку расположен за границами земельного участка на территории не свободной от прав третьих лиц.
Заявитель неоднократно корректировал проектную документацию и обращался с заявлениями о выдаче разрешения на строительство, но получал от Администрации города Ульяновска аналогичные отказы, в том числе от 10.03.2015, 20.05.2015, 03.07.2015, 21.08.2015.
Заявитель 01.03.2016 обратился в адрес администрации с письмом N 232, в котором просил сообщить какое решение принято по результатам пересмотра заявления ООО "УК "Парк" от 26.06.2015 г. о выдаче разрешения на строительство.
Письмом от 22.03.2016 N 4077-01 администрация города Ульяновска разъяснила обществу причины ранее выданного отказа в выдаче разрешения на строительство многоквартирного жилого дома западнее жилого дома N 16/26 по ул. Луначарского в Железнодорожном районе г. Ульяновска ((т. 1, л.д. 73).
Сообщив ООО "Управляющая компания "ПАРК", что при рассмотрении представленного пакета документов на строительство вышеуказанного объекта были выявлены следующие замечания: представленная проектная документация не соответствует требованиям градостроительного плана земельного участка от 19.07.2012 NRU73304000-321, а именно: подъезды к земельному участку, разворотные площадки, расположены за границами земельного участка на территории не свободной от прав третьих лиц (на земельных участках, сформированных под многоквартирными жилыми домами N 16/26, 18, 20 по ул. Луначарского; застройщиком было представлено согласие Жилищного кооператива "ТСЖ "Навигатор" о том, что он не возражает против использования проезда к домам N 16/26, 18, 20 по ул. Луначарского, расположенном на земельным участке, принадлежащем ЖК "ТСЖ "Навигатор" как проезд общего пользования к проектируемому жилому дому, однако в администрацию города Ульяновска поступили жалобы от жильцов вышеуказанных домов по вопросу предстоящего строительства многоквартирного жилого дома по ул. Луначарского, 16/26 в Железнодорожном районе г. Ульяновска.
Заявитель, полагая, что отказ в выдаче разрешения на строительство, оформленный письмом от 22.03.2016 N 4077-01, противоречит закону и нарушает его права, обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с требованием о признании его незаконным и о возложении на администрацию города Ульяновска обязанности устранить допущенное нарушение прав ООО "Управляющая компания "ПАРК" путем выдачи разрешения на строительство многоквартирного жилого дома западнее жилого дома N 16/26 по ул. Луначарского в Железнодорожном районе, сроком на 17 месяцев, согласно проектной документации N 0612-ПЗ том 1, разработанной ООО "Атриум".
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, исходил из положений статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которой установлен порядок выдачи разрешения на строительство.
В соответствии с частью 1 указанной статьи, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.
Согласно части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.
Судом сделан вывод о представлении заявителем полного комплекта документов для получения разрешения на строительство, что ответчиком не оспаривалось.
Согласно части 11 статьи 51 Градостроительного Кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Исходя из содержания вышеуказанных норм, суд первой инстанции сделал вывод о том, что действующим законодательством не предусмотрено право Администрации г. Ульяновска проверять проектную документацию на предмет соответствия строительным нормам и правилам, и что данные полномочия отнесены к полномочиям юридических лиц аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы соответствующего вида.
А поскольку ООО "Управляющая компания "ПАРК", получено положительное заключение негосударственной экспертизы N 73-1-2-0066-13 от 04.12.2013 о соответствии проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов, суд счел возможным удовлетворить заявленные требования.
Однако, судом не учтено следующее.
Порядок выдачи разрешения на строительство и состав документов, прилагаемых к заявлению о выдаче разрешения на строительство на территории муниципального образования "город Ульяновск" регламентирован часть 7 статьи 51 градостроительного кодекса Российской Федерации и административным регламентом предоставления муниципальной услуги по подготовке и выдаче разрешений на строительство объектов капитального строительства на территории муниципального образования "город Ульяновск", утвержденным постановлением мэрии города Ульяновска от 19.10.2010 N 5553.
В соответствии с частью 1 указанной статьи, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.
Согласно части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.
Арбитражный суд Ульяновской области в своем решение сослался на то, что в отказе администрации города Ульяновска не указаны основания, предусмотренные пунктом 2.9. административного регламента предоставления муниципальной услуги по подготовке и выдаче разрешении на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства на территории муниципального образования "город Ульяновск", утвержденного постановлением мэрии города Ульяновска от 19.10.2010 N 5553, а именно:
- - выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства относится к компетенции уполномоченных федеральных органов исполнительной власти либо исполнительных органов государственной власти Ульяновской области в соответствии с частями 5 и 6 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ;
- - непредставление всех или хотя бы одного из документов, указанных в пункте 2.6.1 настоящего Административного регламента:
- - документы поданы лицом, не уполномоченным заявителем на осуществление таких действий;
- - представленные документы не соответствуют требованиям градостроительного плана земельного участка или, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (после 31.12.2012), а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
- - в представленных документах имеются серьезные повреждения, наличие которых не, позволяет однозначно истолковать их содержание;
- - тексты документов написаны неразборчиво, в документах имеются подчистки, приписки, зачеркнутые слова и иные, неоговоренные исправления.
Однако, судом не учтено, что основанием отказа послужило то, что проектная документация, представленная ООО "Управляющая компания "ПАРК" в администрацию города Ульяновска в составе документом, приложенных к заявлению о выдаче разрешения на строительство, не соответствует требованиям градостроительного плана земельного участка от 19.07.2012 N RU73304000-321, а именно: подъезды к земельному участку, разворотные площадки расположены за границами земельного участка на территории не свободной от прав третьих лиц, что соответствует четвертому основанию, предусмотренному пунктом 2.9 Регламента.
Судом первой инстанции в решении сделан вывод о том, что администрация города Ульяновска не имеет права проверять проектную документацию на соответствие строительным нормам и правилам.
Однако, частью 11 статьи 51 Градостроительного Кодекса Российской Федерации прямо предусмотрена обязанность уполномоченных на выдачу разрешений на строительство органов провести проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, что и было сделано ответчиком, несоответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка послужило основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Так, согласно пункту 2.2.4. Градостроительного плана земельного участка от 19.07.2012 N RU73304000-321 проектной документацией необходимо было предусмотреть благоустроенные, освещенные проходы, проезды и подъезды (в том числе для пожарной автомашины), пешеходные дорожки, разворотные площадки (в том числе для пожарной техники), стоянки для временного и постоянного хранения транспорта согласно нормам.
В соответствии с абзацем 3 пункта 11.6. "СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*" в конце проезжих частей тупиковых улиц и дорог следует устраивать площадки с островками диаметром не менее 16 м для разворота автомобилей и не менее 30 м при организации конечного пункта для разворота средств общественного пассажирского транспорта. Использование поворотных площадок для стоянки автомобилей не допускается.
Согласно части 1 статьи 46 Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:
- защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
- охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений:
- предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей;
- обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
В соответствии с пунктом 30 перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 N 1521 пункт 11.6. СП 42.13330.2011. является обязательным к применению.
Согласно пункту 7.1. Свода правил "СП 4.13130.2013. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" (далее - СП 4.13130.2013) для зданий и сооружений должно быть обеспечено устройство пожарных проездов и подъездных путей к зданиям и сооружениям для пожарной техники, специальных или совмещенных с функциональными проездами и подъездами.
Согласно пункту 8.13. СП 4.13130.2013 тупиковые проезды должны заканчиваться площадками для разворота пожарной техники размером не менее чем 15 х 15 метров. Максимальная протяженность тупикового проезда не должна превышать 150 метров.
Согласно представленной заявителем схеме планировочной организации участка подъезды к земельному участку и проектируемому многоквартирному жилому дому, разворотные площадки расположены за границами земельного участка, предоставленного заявителю.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка.
По сведениям публичной кадастровой карты земельный участок с кадастровым номером 73:24:010903:31, расположенный по адресу: г. Ульяновск, район Железнодорожный, западнее жилого дома N 16/26 по ул. Луначарского, является смежным с земельными участками со следующими кадастровыми номерами: 73:24:010903:63, 73:24:010903:11, 73:24:010903:12. на которых расположены многоквартирные жилые дома N 16/26, 18, 20 по ул. Луначарского в Железнодорожном районе г. Ульяновска.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
В соответствии с частью 2 статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации, если земельный участок не огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику.
Заявителем представлено согласие жилищного кооператива "Товарищество собственников жилья "Навигатор" на использование имеющихся проездов к домам N 16/26, 18. 20 по ул. Луначарского в Железнодорожном районе г. Ульяновска.
Однако, заявителем не представлены доказательства наличия зарегистрированного права собственности у жилищного кооператива "Товарищество собственников жилья "Навигатор" на указанные земельные участки, либо доказательства, подтверждающие наличие полномочий на выдачу такого согласия от имени собственников помещений в многоквартирных жилых домах.
В соответствии с частью 5 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, может быть обременен правом ограниченного пользования другими лицами. Не допускается запрет на установление обременения земельного участка в случае необходимости обеспечения доступа других лиц к объектам, существовавшим до дня введения в действие настоящего Кодекса. Новое обременение земельного участка правом ограниченного пользования устанавливается по соглашению между лицом, требующим такого обременения земельного участка, и собственниками помещений в многоквартирном доме.
Соглашение на ограниченное пользование вышеуказанными земельными участками заявителем не представлено.
Также представителем третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований в Арбитражный суд Ульяновской области представлено решение суда о ликвидации жилищного кооператива "Товарищество собственников жилья "Навигатор", что свидетельствует о том, что данный жилищный кооператив не может представлять интересы собственников помещений в многоквартирных жилых домах N 16/26, 18, 20 по ул. Луначарского в Железнодорожном районе г. Ульяновска.
Кроме того, в администрацию города Ульяновска поступило обращение жителей домов 16/26.18. 20. отправленное на имя Главы города Ульяновска по поводу несогласия со строительством жилого дома, в котором, помимо прочего, была выражена озабоченность использованием внутриквартальных проездов, указано на невозможность подъезда автомобилей экстренных служб.
Исходя из совокупности изложенных обстоятельств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о законности оспариваемого отказа в выдаче разрешения на строительство.
Таким образом, решение Арбитражного суда Ульяновской области от 20 октября 2016 года по делу N А72-9253/2016 следует отменить, в связи с неправильным применением норм материального права, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ПАРК".
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 20 октября 2016 года по делу N А72-9253/2016 отменить. Принять новый судебный акт.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ПАРК" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
И.С.ДРАГОЦЕННОВА
Судьи
А.А.ЮДКИН
Е.Г.ПОПОВА
И.С.ДРАГОЦЕННОВА
Судьи
А.А.ЮДКИН
Е.Г.ПОПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)