Судебные решения, арбитраж
Членство в жилищном и жилищно-строительном кооперативе; ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июня 2016 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Малых Е.Г.,
судей Поляковой С.Г., Савельева А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Богатыревой Н.Н.,
при участии в судебном заседании:
представителя истца - Хромова В.Н., по доверенности от 05.10.2015
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Многофункциональная управляющая компания N 5"
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 19.02.2016 по делу N А17-7253/2015, принятое судом в составе судьи Герасимова В.Д.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Многофункциональная управляющая компания N 5" (ОГРН 1143702003917; ИНН 3702721538)
к Администрации города Иванова (ОГРН 1023700543624; ИНН 3728012487)
третье лицо: Ивановский городской комитет по управлению имуществом (ОГРН 1023700533504; ИНН 3728012631)
о признании незаконным бездействия Администрации, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет участка тепловые сети от центрального теплового пункта (ул. Садовая, д. 75-А) до дома N 75 по ул. Садовая в г. Иваново в качестве бесхозяйной и определению теплоснабжающей организации, обязанной его содержать и об обязании Администрации принять меры по постановке на учет участка тепловой сети от центрального теплового пункта (ул. Садовая, д. 75-А) до дома N 75 по ул. Садовая в г. Иваново в качестве бесхозяйной и определению теплоснабжающей организации, обязанной его содержать,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Многофункциональная управляющая компания N 5" (далее - истец, ООО "МУК N 5", управляющая организация) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с иском к Администрации города Иванова о признании незаконным бездействия Администрации, выразившегося в непринятии мер по признанию права собственности на бесхозяйные тепловые сети от центрального теплового пункта (ул. Садовая, д. 75-А) до дома N 75 по ул. Садовая г. Иванова и определению теплоснабжающей организации, обязанной их содержать и об обязании Администрации принять меры по признанию права собственности на бесхозяйные тепловые сети от центрального теплового пункта (ул. Садовая, д. 75-А) (далее ЦТП) до дома N 75 по ул. Садовая г. Иванова и определению теплоснабжающей организации, обязанной их содержать.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса ООО "МУК N 5" уточнило предмет заявленных требований сформулировав его следующим образом: признать незаконным бездействия Администрации, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет участка тепловые сети от центрального теплового пункта (ул. Садовая, д. 75-А) до дома N 75 по ул. Садовая в г. Иваново в качестве бесхозяйной и определению теплоснабжающей организации, обязанной его содержать и об обязании Администрации принять меры по постановке на учет участка тепловой сети от центрального теплового пункта (ул. Садовая, д. 75-А) до дома N 75 по ул. Садовая в г. Иваново в качестве бесхозяйной и определению теплоснабжающей организации, обязанной его содержать.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 19.02.2016 в удовлетворении заявления ООО "Многофункциональная управляющая компания N 5" отказано.
ООО "Многофункциональная управляющая компания N 5" с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя жалобы, решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным, основанном на предположении о возможности нахождения спорного участка тепловой сети в собственности ЖСК "Самойловец-4" и последующей передачи спорного участка тепловой сети в общую долевую собственность собственников помещений многоквартирного дома N 75 по ул. Садовая, г. Иваново, а также на неверном толковании норм права.
Заявитель жалобы указывает, что бездействие Администрации г. Иваново о признании спорного участка тепловых сетей в качестве бесхозяйных и определению теплоснабжающей организации, обязанной их содержать приводит к отсутствию должного контроля за состоянием этих сетей, может повлечь аварии на нем и нарушение режима предоставления коммунальных услуг жителям многоквартирного дома.
Администрация г. Иваново, Ивановский городской комитет по управлению имуществом в отзывах на апелляционную жалобу просят оставить решение в силе, рассмотреть дело без участия своего представителей.
Ответчик, третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей указанных сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "МУК N 5" на основании решения собственников помещений в многоквартирном доме N 75 по ул. Садовая, г. Иванова (далее МКД N 75) от 26.12.2014 является управляющей организацией по отношению имущества названного дома.
В ходе ликвидации авария на участке сетей горячего водоснабжения управляющая организация установила, что участок сети теплоснабжения от центрального теплового пункта (далее - ЦТП), расположенный по адресу: г. Иваново, ул. Садовая, д. 75-А до ввода в дом N 75 по ул. Садовой является бесхозяйным.
23.06.2015 ООО "МУК N 5" обратилось в Администрацию г. Иванова с заявлением о необходимости ликвидации аварии указанного участка тепловых сетей по причине их бесхозности. Из содержания ответа от 24.07.2015 г. N 02-12/9-2881 следует, что Администрация г. Иванова считает тепловые сети от ЦТП до д. N 75 по ул. Садовая в г. Иваново собственностью жильцов данного дома. ООО "МУК N 5" предложено инициировать проведения собрания собственников помещений ООО "МУК N 5" для принятия решения о переводе участка теплотрассы на обслуживание или в собственность специализированных организаций.
01.09.2015 г. ООО "МУК N 5" повторно обратилось в Администрацию г. Иванова с заявлением о необходимости принятия бесхозяйного участка теплотрассы в муниципальную собственность и определению теплоснабжающей организации, обязанной их содержать.
Письмом от 24.09.2015 г. Администрация г. Иванова также отказала в удовлетворении заявления и предложила ООО "МУК N 5" инициировать проведение собрания собственников помещений д. N 75 для принятия решения о переде ЦТП и участка теплотрассы до д. N 75 по ул. Садовая в г. Иваново в муниципальную собственность.
Полагая, что отказ в совершении действий по принятию бесхозяйного участка теплотрассы в муниципальную собственность является незаконным и нарушающими его права и законные интересы, ООО "МУК N 5" обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя управляющей организации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Пунктом 3 статьи 225 ГК РФ установлено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Согласно пункту 6 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей.
Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относятся содержание муниципального жилищного фонда, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Принятие решения, указанного в пункте 6 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", имеет существенное значение для организации, осуществляющей управление многоквартирным домом, присоединенным к тепловым сетям через участок, который соответствует признакам бесхозяйного; следовательно, отказ в совершении указанных в этой норме юридических действий затрагивает права такой организации, которая вправе обратиться в арбитражный суд с соответствующим требованием.
Из материалов дела следует, что спорный участок тепловой сети расположен между ЦТП (с насосной станцией) по адресу: г. Иваново, ул. Садовая, д. 75-А, и наружной стеной многоквартирного дома по адресу: г. Иваново, ул. Садовая, д. 75; участок тепловой сети частично находится за пределами земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
При этом дом N 75 был построен в период с 1990 по 1993 годы за счет средств ЖСК "Самойловец-4" (л.д. 54).
Управляющая организация не оспаривала, что спорный участок тепловой сети был построен одновременно с ЦТП (по адресу: г. Иваново, ул. Садовая, д. 75-А) и многоквартирным домом N 75 по ул. Садовой; однако указывает на то, что через указанные сетевые объекты (ЦТП, тепловая сеть) осуществлялось также теплоснабжение многоквартирного дома N 37 по ул. Колотилова, схема теплоснабжения которого была изменена лишь в 2008 году. При этом в 1993 году указанные сетевые объекты эксплуатировались одним лицом - АО "ХБК им.Самойлова".
Приведенные доводы заявителя находят свое подтверждение в материалах дела (л.д. 40, 64, 65), достоверность которых не была оспорена.
В соответствии с пунктом 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Пунктом 3 статьи 225 ГК РФ установлено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что доводы истца о бесхозяйном характере спорного участка тепловой трассы опровергаются материалами дела.
Суд первой инстанции исходил из того, что многоквартирный жилой дом был построен в период с 1990 по 1993 годы за счет средств ЖСК "Самойловец-4".
Сославшись на нормы части 1 статьи 5, статей 7, 51 Закона СССР от 26.05.1988 N 8998-X1 "О кооперации в СССР", пункт 3 Постановления Совета министров СССР от 20.03.1958 N 320 "О жилищно-строительной и дачно-строительной кооперации", суд принял во внимание строительство теплотрассы для теплоснабжения дома N 75 по ул. Садовой и пришел к выводу "о возможном строительстве теплотрассы за счет средств членов кооператива".
Факт принадлежности участка от теплотрассы от ЦТП до ввода в дом N 75 по ул. Садовой г. Иванова ЖСК "Самойловец-4" суд признал подтвержденным следующими доказательствами: постановлением Главы г. Иванова от 25.12.2008 N 3940 "О принятии в муниципальную собственность города Иванова участка теплотрассы, расположенного по улице Садовой, 75", письмом ОАО "Многофункциональная управляющая компания" от 13.12.2010, письмом ОАО "Многофункциональная управляющая компания" от 12.01.2011 г. N 06-06-5577, договором энергоснабжения N 379н от 28.04.2009 между МУП "Ивановская городская теплосбытовая компания" и ЖСК "Самойловец-4".
При этом суд сослался на правовую позицию, приведенную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 N 1150/13, согласно которой имущество не может быть признано бесхозяйным при наличии фактического владения данным имуществом каким-либо лицом.
Однако суд первой инстанции не принял во внимание следующее.
Сама по себе возможность приобретения ЖСК "Самойловец-4" спорного объекта в собственность в результате строительства многоквартирного дома в период 1990-1993 гг. не свидетельствует о фактическом приобретении спорного имущества в собственность. При этом в письме ОАО "Водоканал" от 20.03.2015 N 1152 указывалось на то, что в 1993 году ответственным за эксплуатацию водопровода после насосной станции к домам N 75 по ул. Садовой и N 37 по ул. Колотилова согласно акту пуска в эксплуатацию вновь проложенного водопровода являлось АО "ХБК им.Самойлова" (л.д. 40).
В материалы дела администрация не представила каких-либо доказательств, которые бы подтверждали факт и основание передачи спорного участка тепловой сети от названного акционерного общества в ЖСК "Самойловец-4", в связи с чем заключение последним договора энергоснабжения N 379н от 28.04.2009 с МУП "Ивановская городская теплосбытовая компания" не могло рассматриваться как доказательство законного владения спорным объектом.
Отсутствие передачи кооперативом спорного объекта в собственность муниципального образования в 2008 году (постановление Главы г. Иванова от 25.12.2008 N 3940), а также выраженное ОАО "Многофункциональная управляющая компания" в письме от 12.01.2011 N 06-06-5577 согласие на принятие на баланс объекта сами по себе не являются обстоятельствами, имеющими существенное значение для решения вопроса о соответствии спорного объекта признакам бесхозяйного имущества в настоящее время.
Из общедоступных сведений Единого государственного реестра юридических лиц следует, что ЖСК "Самойловец-4" ликвидирован 26.06.2012; запись внесена на основании статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", т.е. как в отношении недействующего юридического лица.
Заявитель отрицает то обстоятельство, что до ликвидации ЖСК "Самойловец-4" либо до фактического прекращения им деятельности, связанной с эксплуатацией многоквартирного дома, спорный участок тепловой сети был передан от ЖСК какому-либо иному лицу.
Вопреки выводам суда первой инстанции, отнесение спорного объекта к общему имуществу многоквартирного дома не может поставлено в зависимость от согласованного сторонами в договоре теплоснабжения разграничения границ ответственности, а устанавливается в настоящее время исключительно в силу закона - статьи 36, 39 Жилищного кодекса РФ (вступившего в силу с 01.03.2005) и статьи 290 Гражданского кодекса РФ (вступившего в силу с 01.01.1995).
В силу положений пункта 3 статьи 39 Жилищного кодекса РФ, пункта 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме, утв. Постановлением Правительства РФ N 491 от 13.08.2006, пункта 2 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 N 808, границей эксплуатационной и балансовой ответственности по сетям теплоснабжения, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, является внешняя граница стены дома.
Предназначение спорного участка теплотрассы (с момента ее возведения в 1993 году и по 2008 год) для теплоснабжения исключительно дома N 75 по ул. Садовой опровергается указанными доказательствами.
Таким образом, в материалы дела не представлены доказательства, из которых бы следовало, что спорный участок тепловой сети в период с 1993 года по 2012 год находился в законном владении ЖСК "Самойловец-4" и был передан последним другому лицу, в том числе в связи с прекращением фактической деятельности, связанной с оказанием коммунальных услуг; составлял часть общего имущества многоквартирного дома N 75 по ул. Садовой; в настоящее время находится во владении какого-либо конкретного лица.
Изложенные обстоятельства указывают на то, что собственник спорного объекта в настоящее время неизвестен.
Отказ при изложенных обстоятельствах от совершения администрацией действий, указанных в пункте 6 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", нарушает положения названного закона, а также права и законные интересы управляющей организации в области осуществления ею предпринимательской деятельности, в связи с чем в удовлетворении заявления управляющей организации не могло быть отказано (части 2, 5 статьи 201 АПК РФ).
Восстановление нарушенных прав возможно лишь путем судебного признания бездействия администрации незаконным и обязания совершить предписанные Законом действия.
Таким образом, решение суда первой инстанции основано на выводах, не соответствующих действительным обстоятельствам дела и представленным доказательствам, а также на неправильном применении норм законодательства, что является основанием для отмены решения и принятия по делу нового судебного акта (пункт 2 статьи 269, пункты 2, 3 части 1, пункты 1, 3 части 2 статьи 270 АПК РФ).
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта (часть 4 статьи 270 АПК РФ), не установлено.
В силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации понесенные управляющей организацией судебные расходы подлежат возмещению за счет ответчика.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Многофункциональная управляющая компания N 5" удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Ивановской области от 19.02.2016 по делу N А17-7253/2015 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Исковые требования общества с ограниченной ответственностью "Многофункциональная управляющая компания N 5" (ИНН: 3702721538, ОГРН: 1143702003917) удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации города Иваново, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет участка тепловые сети от центрального теплового пункта (ул. Садовая, д. 75-А) до дома N 75 по ул. Садовая в г. Иваново в качестве бесхозяйной и определению теплоснабжающей организации, обязанной его содержать.
Обязать Администрацию города Иваново принять меры по постановке на учет участка тепловой сети от центрального теплового пункта (ул. Садовая, д. 75-А) до дома N 75 по ул. Садовая в г. Иваново в качестве бесхозяйной и определению теплоснабжающей организации, обязанной его содержать.
Взыскать с Администрации города Иванова (ИНН: 3728012487, ОГРН: 1023700543624) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Многофункциональная управляющая компания N 5" (ИНН: 3702721538, ОГРН: 1143702003917) 6 000 (шесть тысяч) рублей в возмещение судебных расходов на уплату государственной пошлины.
Арбитражному суду Ивановской области выдать исполнительные листы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ивановской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий
Е.Г.МАЛЫХ
Судьи
С.Г.ПОЛЯКОВА
А.Б.САВЕЛЬЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.06.2016 N 02АП-2886/2016 ПО ДЕЛУ N А17-7253/2015
Разделы:Членство в жилищном и жилищно-строительном кооперативе; ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 июня 2016 г. по делу N А17-7253/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июня 2016 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Малых Е.Г.,
судей Поляковой С.Г., Савельева А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Богатыревой Н.Н.,
при участии в судебном заседании:
представителя истца - Хромова В.Н., по доверенности от 05.10.2015
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Многофункциональная управляющая компания N 5"
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 19.02.2016 по делу N А17-7253/2015, принятое судом в составе судьи Герасимова В.Д.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Многофункциональная управляющая компания N 5" (ОГРН 1143702003917; ИНН 3702721538)
к Администрации города Иванова (ОГРН 1023700543624; ИНН 3728012487)
третье лицо: Ивановский городской комитет по управлению имуществом (ОГРН 1023700533504; ИНН 3728012631)
о признании незаконным бездействия Администрации, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет участка тепловые сети от центрального теплового пункта (ул. Садовая, д. 75-А) до дома N 75 по ул. Садовая в г. Иваново в качестве бесхозяйной и определению теплоснабжающей организации, обязанной его содержать и об обязании Администрации принять меры по постановке на учет участка тепловой сети от центрального теплового пункта (ул. Садовая, д. 75-А) до дома N 75 по ул. Садовая в г. Иваново в качестве бесхозяйной и определению теплоснабжающей организации, обязанной его содержать,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Многофункциональная управляющая компания N 5" (далее - истец, ООО "МУК N 5", управляющая организация) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с иском к Администрации города Иванова о признании незаконным бездействия Администрации, выразившегося в непринятии мер по признанию права собственности на бесхозяйные тепловые сети от центрального теплового пункта (ул. Садовая, д. 75-А) до дома N 75 по ул. Садовая г. Иванова и определению теплоснабжающей организации, обязанной их содержать и об обязании Администрации принять меры по признанию права собственности на бесхозяйные тепловые сети от центрального теплового пункта (ул. Садовая, д. 75-А) (далее ЦТП) до дома N 75 по ул. Садовая г. Иванова и определению теплоснабжающей организации, обязанной их содержать.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса ООО "МУК N 5" уточнило предмет заявленных требований сформулировав его следующим образом: признать незаконным бездействия Администрации, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет участка тепловые сети от центрального теплового пункта (ул. Садовая, д. 75-А) до дома N 75 по ул. Садовая в г. Иваново в качестве бесхозяйной и определению теплоснабжающей организации, обязанной его содержать и об обязании Администрации принять меры по постановке на учет участка тепловой сети от центрального теплового пункта (ул. Садовая, д. 75-А) до дома N 75 по ул. Садовая в г. Иваново в качестве бесхозяйной и определению теплоснабжающей организации, обязанной его содержать.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 19.02.2016 в удовлетворении заявления ООО "Многофункциональная управляющая компания N 5" отказано.
ООО "Многофункциональная управляющая компания N 5" с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя жалобы, решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным, основанном на предположении о возможности нахождения спорного участка тепловой сети в собственности ЖСК "Самойловец-4" и последующей передачи спорного участка тепловой сети в общую долевую собственность собственников помещений многоквартирного дома N 75 по ул. Садовая, г. Иваново, а также на неверном толковании норм права.
Заявитель жалобы указывает, что бездействие Администрации г. Иваново о признании спорного участка тепловых сетей в качестве бесхозяйных и определению теплоснабжающей организации, обязанной их содержать приводит к отсутствию должного контроля за состоянием этих сетей, может повлечь аварии на нем и нарушение режима предоставления коммунальных услуг жителям многоквартирного дома.
Администрация г. Иваново, Ивановский городской комитет по управлению имуществом в отзывах на апелляционную жалобу просят оставить решение в силе, рассмотреть дело без участия своего представителей.
Ответчик, третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей указанных сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "МУК N 5" на основании решения собственников помещений в многоквартирном доме N 75 по ул. Садовая, г. Иванова (далее МКД N 75) от 26.12.2014 является управляющей организацией по отношению имущества названного дома.
В ходе ликвидации авария на участке сетей горячего водоснабжения управляющая организация установила, что участок сети теплоснабжения от центрального теплового пункта (далее - ЦТП), расположенный по адресу: г. Иваново, ул. Садовая, д. 75-А до ввода в дом N 75 по ул. Садовой является бесхозяйным.
23.06.2015 ООО "МУК N 5" обратилось в Администрацию г. Иванова с заявлением о необходимости ликвидации аварии указанного участка тепловых сетей по причине их бесхозности. Из содержания ответа от 24.07.2015 г. N 02-12/9-2881 следует, что Администрация г. Иванова считает тепловые сети от ЦТП до д. N 75 по ул. Садовая в г. Иваново собственностью жильцов данного дома. ООО "МУК N 5" предложено инициировать проведения собрания собственников помещений ООО "МУК N 5" для принятия решения о переводе участка теплотрассы на обслуживание или в собственность специализированных организаций.
01.09.2015 г. ООО "МУК N 5" повторно обратилось в Администрацию г. Иванова с заявлением о необходимости принятия бесхозяйного участка теплотрассы в муниципальную собственность и определению теплоснабжающей организации, обязанной их содержать.
Письмом от 24.09.2015 г. Администрация г. Иванова также отказала в удовлетворении заявления и предложила ООО "МУК N 5" инициировать проведение собрания собственников помещений д. N 75 для принятия решения о переде ЦТП и участка теплотрассы до д. N 75 по ул. Садовая в г. Иваново в муниципальную собственность.
Полагая, что отказ в совершении действий по принятию бесхозяйного участка теплотрассы в муниципальную собственность является незаконным и нарушающими его права и законные интересы, ООО "МУК N 5" обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя управляющей организации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Пунктом 3 статьи 225 ГК РФ установлено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Согласно пункту 6 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей.
Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относятся содержание муниципального жилищного фонда, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Принятие решения, указанного в пункте 6 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", имеет существенное значение для организации, осуществляющей управление многоквартирным домом, присоединенным к тепловым сетям через участок, который соответствует признакам бесхозяйного; следовательно, отказ в совершении указанных в этой норме юридических действий затрагивает права такой организации, которая вправе обратиться в арбитражный суд с соответствующим требованием.
Из материалов дела следует, что спорный участок тепловой сети расположен между ЦТП (с насосной станцией) по адресу: г. Иваново, ул. Садовая, д. 75-А, и наружной стеной многоквартирного дома по адресу: г. Иваново, ул. Садовая, д. 75; участок тепловой сети частично находится за пределами земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
При этом дом N 75 был построен в период с 1990 по 1993 годы за счет средств ЖСК "Самойловец-4" (л.д. 54).
Управляющая организация не оспаривала, что спорный участок тепловой сети был построен одновременно с ЦТП (по адресу: г. Иваново, ул. Садовая, д. 75-А) и многоквартирным домом N 75 по ул. Садовой; однако указывает на то, что через указанные сетевые объекты (ЦТП, тепловая сеть) осуществлялось также теплоснабжение многоквартирного дома N 37 по ул. Колотилова, схема теплоснабжения которого была изменена лишь в 2008 году. При этом в 1993 году указанные сетевые объекты эксплуатировались одним лицом - АО "ХБК им.Самойлова".
Приведенные доводы заявителя находят свое подтверждение в материалах дела (л.д. 40, 64, 65), достоверность которых не была оспорена.
В соответствии с пунктом 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Пунктом 3 статьи 225 ГК РФ установлено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что доводы истца о бесхозяйном характере спорного участка тепловой трассы опровергаются материалами дела.
Суд первой инстанции исходил из того, что многоквартирный жилой дом был построен в период с 1990 по 1993 годы за счет средств ЖСК "Самойловец-4".
Сославшись на нормы части 1 статьи 5, статей 7, 51 Закона СССР от 26.05.1988 N 8998-X1 "О кооперации в СССР", пункт 3 Постановления Совета министров СССР от 20.03.1958 N 320 "О жилищно-строительной и дачно-строительной кооперации", суд принял во внимание строительство теплотрассы для теплоснабжения дома N 75 по ул. Садовой и пришел к выводу "о возможном строительстве теплотрассы за счет средств членов кооператива".
Факт принадлежности участка от теплотрассы от ЦТП до ввода в дом N 75 по ул. Садовой г. Иванова ЖСК "Самойловец-4" суд признал подтвержденным следующими доказательствами: постановлением Главы г. Иванова от 25.12.2008 N 3940 "О принятии в муниципальную собственность города Иванова участка теплотрассы, расположенного по улице Садовой, 75", письмом ОАО "Многофункциональная управляющая компания" от 13.12.2010, письмом ОАО "Многофункциональная управляющая компания" от 12.01.2011 г. N 06-06-5577, договором энергоснабжения N 379н от 28.04.2009 между МУП "Ивановская городская теплосбытовая компания" и ЖСК "Самойловец-4".
При этом суд сослался на правовую позицию, приведенную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 N 1150/13, согласно которой имущество не может быть признано бесхозяйным при наличии фактического владения данным имуществом каким-либо лицом.
Однако суд первой инстанции не принял во внимание следующее.
Сама по себе возможность приобретения ЖСК "Самойловец-4" спорного объекта в собственность в результате строительства многоквартирного дома в период 1990-1993 гг. не свидетельствует о фактическом приобретении спорного имущества в собственность. При этом в письме ОАО "Водоканал" от 20.03.2015 N 1152 указывалось на то, что в 1993 году ответственным за эксплуатацию водопровода после насосной станции к домам N 75 по ул. Садовой и N 37 по ул. Колотилова согласно акту пуска в эксплуатацию вновь проложенного водопровода являлось АО "ХБК им.Самойлова" (л.д. 40).
В материалы дела администрация не представила каких-либо доказательств, которые бы подтверждали факт и основание передачи спорного участка тепловой сети от названного акционерного общества в ЖСК "Самойловец-4", в связи с чем заключение последним договора энергоснабжения N 379н от 28.04.2009 с МУП "Ивановская городская теплосбытовая компания" не могло рассматриваться как доказательство законного владения спорным объектом.
Отсутствие передачи кооперативом спорного объекта в собственность муниципального образования в 2008 году (постановление Главы г. Иванова от 25.12.2008 N 3940), а также выраженное ОАО "Многофункциональная управляющая компания" в письме от 12.01.2011 N 06-06-5577 согласие на принятие на баланс объекта сами по себе не являются обстоятельствами, имеющими существенное значение для решения вопроса о соответствии спорного объекта признакам бесхозяйного имущества в настоящее время.
Из общедоступных сведений Единого государственного реестра юридических лиц следует, что ЖСК "Самойловец-4" ликвидирован 26.06.2012; запись внесена на основании статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", т.е. как в отношении недействующего юридического лица.
Заявитель отрицает то обстоятельство, что до ликвидации ЖСК "Самойловец-4" либо до фактического прекращения им деятельности, связанной с эксплуатацией многоквартирного дома, спорный участок тепловой сети был передан от ЖСК какому-либо иному лицу.
Вопреки выводам суда первой инстанции, отнесение спорного объекта к общему имуществу многоквартирного дома не может поставлено в зависимость от согласованного сторонами в договоре теплоснабжения разграничения границ ответственности, а устанавливается в настоящее время исключительно в силу закона - статьи 36, 39 Жилищного кодекса РФ (вступившего в силу с 01.03.2005) и статьи 290 Гражданского кодекса РФ (вступившего в силу с 01.01.1995).
В силу положений пункта 3 статьи 39 Жилищного кодекса РФ, пункта 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме, утв. Постановлением Правительства РФ N 491 от 13.08.2006, пункта 2 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 N 808, границей эксплуатационной и балансовой ответственности по сетям теплоснабжения, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, является внешняя граница стены дома.
Предназначение спорного участка теплотрассы (с момента ее возведения в 1993 году и по 2008 год) для теплоснабжения исключительно дома N 75 по ул. Садовой опровергается указанными доказательствами.
Таким образом, в материалы дела не представлены доказательства, из которых бы следовало, что спорный участок тепловой сети в период с 1993 года по 2012 год находился в законном владении ЖСК "Самойловец-4" и был передан последним другому лицу, в том числе в связи с прекращением фактической деятельности, связанной с оказанием коммунальных услуг; составлял часть общего имущества многоквартирного дома N 75 по ул. Садовой; в настоящее время находится во владении какого-либо конкретного лица.
Изложенные обстоятельства указывают на то, что собственник спорного объекта в настоящее время неизвестен.
Отказ при изложенных обстоятельствах от совершения администрацией действий, указанных в пункте 6 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", нарушает положения названного закона, а также права и законные интересы управляющей организации в области осуществления ею предпринимательской деятельности, в связи с чем в удовлетворении заявления управляющей организации не могло быть отказано (части 2, 5 статьи 201 АПК РФ).
Восстановление нарушенных прав возможно лишь путем судебного признания бездействия администрации незаконным и обязания совершить предписанные Законом действия.
Таким образом, решение суда первой инстанции основано на выводах, не соответствующих действительным обстоятельствам дела и представленным доказательствам, а также на неправильном применении норм законодательства, что является основанием для отмены решения и принятия по делу нового судебного акта (пункт 2 статьи 269, пункты 2, 3 части 1, пункты 1, 3 части 2 статьи 270 АПК РФ).
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта (часть 4 статьи 270 АПК РФ), не установлено.
В силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации понесенные управляющей организацией судебные расходы подлежат возмещению за счет ответчика.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Многофункциональная управляющая компания N 5" удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Ивановской области от 19.02.2016 по делу N А17-7253/2015 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Исковые требования общества с ограниченной ответственностью "Многофункциональная управляющая компания N 5" (ИНН: 3702721538, ОГРН: 1143702003917) удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации города Иваново, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет участка тепловые сети от центрального теплового пункта (ул. Садовая, д. 75-А) до дома N 75 по ул. Садовая в г. Иваново в качестве бесхозяйной и определению теплоснабжающей организации, обязанной его содержать.
Обязать Администрацию города Иваново принять меры по постановке на учет участка тепловой сети от центрального теплового пункта (ул. Садовая, д. 75-А) до дома N 75 по ул. Садовая в г. Иваново в качестве бесхозяйной и определению теплоснабжающей организации, обязанной его содержать.
Взыскать с Администрации города Иванова (ИНН: 3728012487, ОГРН: 1023700543624) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Многофункциональная управляющая компания N 5" (ИНН: 3702721538, ОГРН: 1143702003917) 6 000 (шесть тысяч) рублей в возмещение судебных расходов на уплату государственной пошлины.
Арбитражному суду Ивановской области выдать исполнительные листы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ивановской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий
Е.Г.МАЛЫХ
Судьи
С.Г.ПОЛЯКОВА
А.Б.САВЕЛЬЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)