Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16.02.2016
Постановление изготовлено в полном объеме 24.02.2016
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Еремичевой Н.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Лаврухиной А.Н., при участии представителей муниципального унитарного предприятия "Комбинат коммунальных предприятий" муниципального образования "город Десногорск" Смоленской области - Зайцева Т.Н. (доверенность от 06.11.2015 N 134), Борисов Ю.В. (доверенность от 06.11.2015 N 133), в отсутствие надлежаще извещенных акционерного общества "АтомЭнергосбыт", Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области и Чернявской О.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "АтомЭнергосбыт" и муниципального унитарного предприятия "Комбинат коммунальных предприятий" муниципального образования "город Десногорск" Смоленской области на решение Арбитражного суда Смоленской области от 14.10.2015 по делу N А62-4863/2015, принятого по заявлению акционерного общества "АтомЭнергосбыт" (г. Смоленск, ОГРН 1027700050278, ИНН 7704228075) и муниципального унитарного предприятия "Комбинат коммунальных предприятий" муниципального образования "город Десногорск" Смоленской области (Смоленская область, г. Десногорск, ОГРН 1026700924744, ИНН 6724002162) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области (г. Смоленск, ОГРН 1026701444615, ИНН 6730031796) о признании недействительными предписания от 02.07.2015 N 04-01/02-2015, решения от 01.07.2015 N 04-01/02-2015, решения от 01.07.2015 N 04-01/02-2015, третье лицо: Чернявская Ольга Леонидовна,
следующее.
Акционерное общество "АтомЭнергосбыт" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлениями к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области (далее - Управление) о признании недействительными предписания от 02.07.2015 N 04-01/02-2015, решения от 01.07.2015 N 04-01/02-2015 (дела N А62-4971/2015 и N А62-5831/2015).
Муниципальное унитарное предприятие "Комбинат коммунальных предприятий" муниципального образования "город Десногорск" Смоленской области (далее - предприятие) также обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению о признании недействительным решения от 01.07.2015 N 04-01/02-2015.
Определениями суда от 30.07.2015, 21.08.2015 в соответствии с положениями пункта 2.1 статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) указанные дела, как связанные единым предметом доказывания, объединены в одно производство для совместного рассмотрения, объединенному делу присвоен номер А62-4863/2015.
Определением суда от 02.09.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Чернявская Ольга Леонидовна (далее - Чернявская О.Л.).
Решением суда от 07.10.2015 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований. В обоснование своей позиции, общество указывает, что заключение с предприятием соглашения не привело к возложению на потребителей обязанности по оплате коммунальной услуги по электроснабжению на расчетный счет общества, не привело к отказу предприятия от самостоятельного исполнения договора управления и, соответственно, не привело к изменению обращения товара на товарном рынке, в результате чего данное соглашение не нарушает запрет, установленный пунктом 1 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135). Полагает, что общество, осуществляя функции платежного агента, единолично допустило ситуацию, в которой формально нарушены положения пункта 14 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Закон N 103-ФЗ), не свидетельствует о противоречии соглашения антимонопольному законодательству.
Предприятие, также не согласившись с решением суда, обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований. Мотивируя позицию, предприятием указывает, что совершенное правонарушение подпадает под действие части 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и должно рассматривается в административном порядке.
Чернявская О.Л. и Управление в отзывах на апелляционные жалобы возражают против их доводов, решение суда просят оставить без изменения, а жалобы - без удовлетворения.
Чернявская Ольга Леонидовна, управление и общество в судебное заседание явку представителей не обеспечили. Судебное заседание проведено в отсутствие их представителей на основании статьи 156 Кодекса.
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 и 268 Кодекса в пределах доводов апелляционной жалобы.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Кодекса, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, в Управление поступило заявление Чернявской О.Л., касающееся требования предприятия о перечислении платы за коммунальную услугу по электроснабжению на расчетный счет общества.
По результатам рассмотрения заявления комиссией Управления установлено, что предприятие, являясь в соответствии с заключенным договором управляющей организаций дома N 11 2-го микрорайона г. Десногорска, заключило с обществом агентский договор от 01.06.2014 N 24-100/07ад, в соответствии с условиями которого агент (общество) от имени и за счет принципала (предприятие) осуществляет расчеты путем выставления платежных документов, с предъявлением к оплате собственникам и нанимателям помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении принципала (согласно приложению N 3 к агентскому договору), суммы за коммунальную услугу по электроснабжению помещений данных многоквартирных домов.
С июня 2014 года общество начало выставлять собственникам (нанимателям) помещений МКД N 11 платежные документы на оплату коммунальной услуги по электроснабжению помещений указанного многоквартирного дома с указанием в них получателем платежа общества.
При рассмотрении дела Комиссией установлено, что согласия общего собрания собственников помещений МКД N 11 на перечисление денежных средств в оплату коммунальной услуги электроснабжения непосредственно ресурсоснабжающей организации (пункт 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) не принималось, при этом общество, собирая платежи населения не может быть признано платежным агентом, так как осуществляет сбор денежных средств не на специальный счет агента с последующим перечислением на расчетный счет поставщика (МУП КПП), а непосредственно на свой расчет счет (расчетный счет ресурсоснабжающей организации).
Решением Управления от 01.07.2015 N 04-01/02-2015 соглашение между предприятием и обществом о навязывании собственникам (нанимателям) помещений многоквартирных домов в г. Десногорске Смоленской области, находящихся в управлении предприятия и не принявших на общих собраниях собственников помещений многоквартирного дома решений о перечислении денежных средств за коммунальную услугу по электроснабжению помещений многоквартирного дома на расчетный счет общества, признано недопустимым в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 11 Закона N 135-ФЗ.
Предприятию и обществу выданы предписания об отказе от дальнейшего участия в соглашении о навязывании собственникам (нанимателям) помещений многоквартирных домов требований о внесении платы за коммунальную услугу по электроснабжению на расчетный счет общества; исключить из выставляемых обществом по агентскому договору платежных документов на оплату коммунальной услуги по электроснабжению информацию об обществе, как о получателе платежа и его банковских реквизитах.
Считая данные акты незаконными, общество и предприятие обратились в суд с заявлением о признании их незакоными.
Суд апелляционной инстанции полагает, что судом первой инстанции в удовлетворении заявления отказано правомерно, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции данный Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции он распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Согласно пункту 1 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами, если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены в частности, соглашения о навязывании контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованное требование о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе, имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования).
Согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции" под признаками ограничения конкуренции понимаются сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
При этом в силу пункта 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции под соглашением понимается как договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, так и договоренность в устной форме.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 ЖК РФ, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 ЖК РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Частью 2 статьи 155 ЖК РФ предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 ЖК РФ (часть 7 статьи 155 ЖК РФ).
Согласно части 6.2 статьи 155 ЖК РФ управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 7.1 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Согласно пункту 2 Правил N 354 в смысле понятий, используемых в настоящих Правилах, "потребитель" - это лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги; "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; "коммунальные услуги" - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Пунктом 67 Правил N 354 установлено, что плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.
Пунктом 69 Правил N 354 установлено требование к оформлению платежного документа, и перечислена информации, которая подлежит указанию в платежных документах.
Согласно пункту 32 Правил N 354 исполнитель имеет право: требовать внесения платы за потребленные коммунальные услуги, а также в случаях, установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, уплаты неустоек (штрафов, пеней); приостанавливать или ограничивать в порядке, установленном настоящими Правилами, подачу потребителю коммунальных ресурсов; привлекать на основании соответствующего договора, содержащего условие об обеспечении требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных, организацию или индивидуального предпринимателя: для снятия показаний индивидуальных, общих (квартирных), коллективных (общедомовых) приборов учета; для доставки платежных документов потребителям; для начисления платы за коммунальные услуги и подготовки доставки платежных документов потребителям.
В соответствии с частью 15 статьи 155 ЖК РФ наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с ЖК РФ вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
С данной нормой права корреспондируется требование, изложенное в пункте 63 Правил N 354.
Таким образом, в расчетах собственников помещений многоквартирных домов, осуществляющих управление с помощью управляющей организации, могут принимать участие привлеченные такой управляющей организацией платежные агенты и банковские платежные агенты.
Из пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Федеральный закон N 103-ФЗ) следует, что платежный агент - это юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона N 103-ФЗ положения данного закона не применяются к отношениям, связанным деятельностью по проведению расчетов: осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного настоящим Федеральным законом; между юридическими лицами, и (или) индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими предпринимательской деятельности, и (или) лицами, занимающимися частной практикой и не являющимися индивидуальными предпринимателями, которая не связана с выполнением функций платежных агентов; в пользу иностранных юридических лиц; осуществляемых в безналичном порядке; осуществляемых в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
В соответствии с частями 14, 15 статьи 4 Федерального закона N 103-ФЗ платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов и сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).
Частью 4 статьи 8 Федерального закона N 103-ФЗ установлено, что прием платежей без зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств на специальный банковский счет, указанный в частях 14 и 15 статьи 4 Федерального закона N 103-ФЗ, а также получение поставщиком денежных средств, принятых платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами, указанными в части 18 статьи 4 Федерального закона N 103-ФЗ, не допускаются.
Как следует из материалов дела, предприятие, являясь в соответствии с заключенным договором управляющей организаций дома N 11 2-го микрорайона г. Десногорска, заключило с обществом агентский договор от 01.06.2014 N 24-100/07ад, в соответствии с условиями которого агент (общество) от имени и за счет принципала (предприятие) осуществляет расчеты путем выставления платежных документов, с предъявлением к оплате собственникам и нанимателям помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении принципала (согласно приложению N 3 к агентскому договору), суммы за коммунальную услугу по электроснабжению помещений данных многоквартирных домов.
Как следует из представленных в Управление копий платежных документов за июнь - октябрь 2014 года, предъявленных обществом к оплате потребителям, исполнителем коммунальной услугу по электроснабжению названо - предприятие, получателем платежей за данную коммунальную услугу - общество, с указанием специального банковского счета общества N 40821810723250000012.
Управлением при рассмотрении дела была произведена проверка возможности оплаты коммунальной услуги по электроснабжению на расчетный счет предприятия по платежному документу за июнь 2014 года, предъявленному обществом к оплате Чернявской О.Л. (л/сч. 67260211092), через банкомат ОАО "Сбербанк России", о чем был составлен акт от 29.05.2015 (т. 2, л. д. 81).
Согласно данному акту денежные средства в счет оплаты коммунальной услуги по электроснабжению, в случае оплаты абонентом Чернявской О.Л. через кредитную организацию, поступили бы не на специальный счет общества, указанный в платежном документе, а на расчетный счет общества - N 40702810700050000909.
Также согласно сведениям, предоставленным УФПС Смоленской области - филиала ФГУП "Почта России" и ОАО "Газэнергобанк", денежные средства, принятые от абонента Чернявской О.Л. в счет оплаты коммунальной услуги электроснабжения по предъявленному ей платежному документу, поступили на открытые в филиале ОАО Банк ВТБ в г. Воронеже банковские счета общества: при оплате через УФПС Смоленской области - филиала ФГУП "Почта России" - на специальный счет N 40821810423250000011; при оплате через ОАО "Газэнергобанк" - на расчетный счет N 4070281023250000996.
Факт поступления денежных средств от потребителей на расчетный (а не на специальный) счет общества в счет коммунальной услуги по электроснабжению, оказанной предприятием, подтвержден самим обществом, представившим по требованию Управления сведения об общей сумме денежных средств, поступивших на банковские счета общества в счет оказанной предприятием услуги. В соответствии с указанными сведениями (т. 2, л.д. 91 (оборот) на расчетный счет общества за период с июня 2014 года по май 2015 года поступили денежные средства в размере 9 171 950,72 руб., на специальный счет платежного агента - 2 964 022,13 руб.
В соответствии с ответом ОАО "Газэнергобанк" от 16.06.2015 (т. 2, л.д. 92) банк переводит денежные средства получаемые от граждан за электроэнергию на расчетный счет общества.
Таким образом, без учета мнения потребителей жилищно-коммунальных услуг стороны агентского договора пришли к соглашению о том, что собираемые обществом, несмотря на то, что агент согласно агентскому договору действует от имени принципала, денежные средства за оказанные предприятием коммунальные услуги по электроснабжению поступают не на расчетный счет принципала (предприятия), а на расчетный счет агента (общества).
В данном случае, исполнение сторонами заключенного Агентского договора в нарушение вышеназванных положений, позволяет осуществлять прием денежных средств от собственников жилых помещений непосредственно на расчетный счет ресурсоснабжающей организации, в связи с чем суд соглашается с выводом Управления о том, что указанное взаимодействие между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией противоречит жилищному законодательству и положениям Федерального закона N 103-ФЗ.
При этом для квалификации нарушения по пункту 1 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции достаточно установить, что в случае реализации соглашения возможно навязывание контрагентам невыгодных условий исполнения договора управления, что нарушает принцип обеспечения прозрачности расчетов за оказанные коммунальные услуги, направленный на защиту интересов потребителя.
Таким образом, Управлением заключенное между обществом и предприятием соглашение правильно признано нарушающим антимонопольное законодательство.
На основании изложенного, оспариваемые акты соответствуют требованиям законодательства и не нарушают прав и законных интересов предприятия и общества, в связи с чем суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований.
Общество в апелляционной жалобе указывает, что заключение с предприятием соглашения не привело к возложению на потребителей обязанности по оплате коммунальной услуги по электроснабжению на расчетный счет общества не привело к отказу предприятия от самостоятельного исполнения договора управления. Полагает, что общество, осуществляя функции платежного агента, единолично допустило ситуацию, в которой формально нарушены положения пункта 14 статьи 4 Закона N 103-ФЗ, не свидетельствует о противоречии соглашения антимонопольному законодательству.
Вместе с тем определяющее значение в рассматриваемом случае имеет факт того, что без учета мнения потребителей жилищно-коммунальных услуг стороны агентского договора пришли к соглашению о том, что собираемые обществом, несмотря на то, что агент согласно агентскому договору действует от имени принципала, денежные средства за оказанные предприятием коммунальные услуги по электроснабжению поступают не на расчетный счет принципала (предприятия), а на расчетный счет агента (общества).
Предприятием в апелляционной жалобе указывает, что совершенное правонарушение подпадает под действие части 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и должно рассматривается в административном порядке по главе 25 Кодекса. Данный довод подлежит отклонению, поскольку заявления о признании решений и предписаний антимонопольного органа подлежат рассмотрению в порядке главы 24 Кодекса.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы, по существу, сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств дела и подтверждающих данные обстоятельства доказательств. Указанные доводы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Поскольку суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 270 Кодекса и влекущих отмену решения суда, то основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В силу статьи 110 Кодекса расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционных жалоб подлежат отнесению на их заявителей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Смоленской области от 14.10.2015 по делу N А62-4863/2015 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба на постановление суда подается через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.02.2016 N 20АП-7491/2015, 20АП-7503/2015 ПО ДЕЛУ N А62-4863/2015
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 февраля 2016 г. по делу N А62-4863/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 16.02.2016
Постановление изготовлено в полном объеме 24.02.2016
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Еремичевой Н.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Лаврухиной А.Н., при участии представителей муниципального унитарного предприятия "Комбинат коммунальных предприятий" муниципального образования "город Десногорск" Смоленской области - Зайцева Т.Н. (доверенность от 06.11.2015 N 134), Борисов Ю.В. (доверенность от 06.11.2015 N 133), в отсутствие надлежаще извещенных акционерного общества "АтомЭнергосбыт", Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области и Чернявской О.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "АтомЭнергосбыт" и муниципального унитарного предприятия "Комбинат коммунальных предприятий" муниципального образования "город Десногорск" Смоленской области на решение Арбитражного суда Смоленской области от 14.10.2015 по делу N А62-4863/2015, принятого по заявлению акционерного общества "АтомЭнергосбыт" (г. Смоленск, ОГРН 1027700050278, ИНН 7704228075) и муниципального унитарного предприятия "Комбинат коммунальных предприятий" муниципального образования "город Десногорск" Смоленской области (Смоленская область, г. Десногорск, ОГРН 1026700924744, ИНН 6724002162) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области (г. Смоленск, ОГРН 1026701444615, ИНН 6730031796) о признании недействительными предписания от 02.07.2015 N 04-01/02-2015, решения от 01.07.2015 N 04-01/02-2015, решения от 01.07.2015 N 04-01/02-2015, третье лицо: Чернявская Ольга Леонидовна,
установил:
следующее.
Акционерное общество "АтомЭнергосбыт" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлениями к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области (далее - Управление) о признании недействительными предписания от 02.07.2015 N 04-01/02-2015, решения от 01.07.2015 N 04-01/02-2015 (дела N А62-4971/2015 и N А62-5831/2015).
Муниципальное унитарное предприятие "Комбинат коммунальных предприятий" муниципального образования "город Десногорск" Смоленской области (далее - предприятие) также обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению о признании недействительным решения от 01.07.2015 N 04-01/02-2015.
Определениями суда от 30.07.2015, 21.08.2015 в соответствии с положениями пункта 2.1 статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) указанные дела, как связанные единым предметом доказывания, объединены в одно производство для совместного рассмотрения, объединенному делу присвоен номер А62-4863/2015.
Определением суда от 02.09.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Чернявская Ольга Леонидовна (далее - Чернявская О.Л.).
Решением суда от 07.10.2015 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований. В обоснование своей позиции, общество указывает, что заключение с предприятием соглашения не привело к возложению на потребителей обязанности по оплате коммунальной услуги по электроснабжению на расчетный счет общества, не привело к отказу предприятия от самостоятельного исполнения договора управления и, соответственно, не привело к изменению обращения товара на товарном рынке, в результате чего данное соглашение не нарушает запрет, установленный пунктом 1 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135). Полагает, что общество, осуществляя функции платежного агента, единолично допустило ситуацию, в которой формально нарушены положения пункта 14 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Закон N 103-ФЗ), не свидетельствует о противоречии соглашения антимонопольному законодательству.
Предприятие, также не согласившись с решением суда, обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований. Мотивируя позицию, предприятием указывает, что совершенное правонарушение подпадает под действие части 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и должно рассматривается в административном порядке.
Чернявская О.Л. и Управление в отзывах на апелляционные жалобы возражают против их доводов, решение суда просят оставить без изменения, а жалобы - без удовлетворения.
Чернявская Ольга Леонидовна, управление и общество в судебное заседание явку представителей не обеспечили. Судебное заседание проведено в отсутствие их представителей на основании статьи 156 Кодекса.
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 и 268 Кодекса в пределах доводов апелляционной жалобы.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Кодекса, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, в Управление поступило заявление Чернявской О.Л., касающееся требования предприятия о перечислении платы за коммунальную услугу по электроснабжению на расчетный счет общества.
По результатам рассмотрения заявления комиссией Управления установлено, что предприятие, являясь в соответствии с заключенным договором управляющей организаций дома N 11 2-го микрорайона г. Десногорска, заключило с обществом агентский договор от 01.06.2014 N 24-100/07ад, в соответствии с условиями которого агент (общество) от имени и за счет принципала (предприятие) осуществляет расчеты путем выставления платежных документов, с предъявлением к оплате собственникам и нанимателям помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении принципала (согласно приложению N 3 к агентскому договору), суммы за коммунальную услугу по электроснабжению помещений данных многоквартирных домов.
С июня 2014 года общество начало выставлять собственникам (нанимателям) помещений МКД N 11 платежные документы на оплату коммунальной услуги по электроснабжению помещений указанного многоквартирного дома с указанием в них получателем платежа общества.
При рассмотрении дела Комиссией установлено, что согласия общего собрания собственников помещений МКД N 11 на перечисление денежных средств в оплату коммунальной услуги электроснабжения непосредственно ресурсоснабжающей организации (пункт 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) не принималось, при этом общество, собирая платежи населения не может быть признано платежным агентом, так как осуществляет сбор денежных средств не на специальный счет агента с последующим перечислением на расчетный счет поставщика (МУП КПП), а непосредственно на свой расчет счет (расчетный счет ресурсоснабжающей организации).
Решением Управления от 01.07.2015 N 04-01/02-2015 соглашение между предприятием и обществом о навязывании собственникам (нанимателям) помещений многоквартирных домов в г. Десногорске Смоленской области, находящихся в управлении предприятия и не принявших на общих собраниях собственников помещений многоквартирного дома решений о перечислении денежных средств за коммунальную услугу по электроснабжению помещений многоквартирного дома на расчетный счет общества, признано недопустимым в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 11 Закона N 135-ФЗ.
Предприятию и обществу выданы предписания об отказе от дальнейшего участия в соглашении о навязывании собственникам (нанимателям) помещений многоквартирных домов требований о внесении платы за коммунальную услугу по электроснабжению на расчетный счет общества; исключить из выставляемых обществом по агентскому договору платежных документов на оплату коммунальной услуги по электроснабжению информацию об обществе, как о получателе платежа и его банковских реквизитах.
Считая данные акты незаконными, общество и предприятие обратились в суд с заявлением о признании их незакоными.
Суд апелляционной инстанции полагает, что судом первой инстанции в удовлетворении заявления отказано правомерно, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции данный Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции он распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Согласно пункту 1 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами, если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены в частности, соглашения о навязывании контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованное требование о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе, имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования).
Согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции" под признаками ограничения конкуренции понимаются сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
При этом в силу пункта 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции под соглашением понимается как договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, так и договоренность в устной форме.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 ЖК РФ, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 ЖК РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Частью 2 статьи 155 ЖК РФ предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 ЖК РФ (часть 7 статьи 155 ЖК РФ).
Согласно части 6.2 статьи 155 ЖК РФ управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 7.1 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Согласно пункту 2 Правил N 354 в смысле понятий, используемых в настоящих Правилах, "потребитель" - это лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги; "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; "коммунальные услуги" - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Пунктом 67 Правил N 354 установлено, что плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.
Пунктом 69 Правил N 354 установлено требование к оформлению платежного документа, и перечислена информации, которая подлежит указанию в платежных документах.
Согласно пункту 32 Правил N 354 исполнитель имеет право: требовать внесения платы за потребленные коммунальные услуги, а также в случаях, установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, уплаты неустоек (штрафов, пеней); приостанавливать или ограничивать в порядке, установленном настоящими Правилами, подачу потребителю коммунальных ресурсов; привлекать на основании соответствующего договора, содержащего условие об обеспечении требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных, организацию или индивидуального предпринимателя: для снятия показаний индивидуальных, общих (квартирных), коллективных (общедомовых) приборов учета; для доставки платежных документов потребителям; для начисления платы за коммунальные услуги и подготовки доставки платежных документов потребителям.
В соответствии с частью 15 статьи 155 ЖК РФ наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с ЖК РФ вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
С данной нормой права корреспондируется требование, изложенное в пункте 63 Правил N 354.
Таким образом, в расчетах собственников помещений многоквартирных домов, осуществляющих управление с помощью управляющей организации, могут принимать участие привлеченные такой управляющей организацией платежные агенты и банковские платежные агенты.
Из пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Федеральный закон N 103-ФЗ) следует, что платежный агент - это юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона N 103-ФЗ положения данного закона не применяются к отношениям, связанным деятельностью по проведению расчетов: осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного настоящим Федеральным законом; между юридическими лицами, и (или) индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими предпринимательской деятельности, и (или) лицами, занимающимися частной практикой и не являющимися индивидуальными предпринимателями, которая не связана с выполнением функций платежных агентов; в пользу иностранных юридических лиц; осуществляемых в безналичном порядке; осуществляемых в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
В соответствии с частями 14, 15 статьи 4 Федерального закона N 103-ФЗ платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов и сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).
Частью 4 статьи 8 Федерального закона N 103-ФЗ установлено, что прием платежей без зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств на специальный банковский счет, указанный в частях 14 и 15 статьи 4 Федерального закона N 103-ФЗ, а также получение поставщиком денежных средств, принятых платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами, указанными в части 18 статьи 4 Федерального закона N 103-ФЗ, не допускаются.
Как следует из материалов дела, предприятие, являясь в соответствии с заключенным договором управляющей организаций дома N 11 2-го микрорайона г. Десногорска, заключило с обществом агентский договор от 01.06.2014 N 24-100/07ад, в соответствии с условиями которого агент (общество) от имени и за счет принципала (предприятие) осуществляет расчеты путем выставления платежных документов, с предъявлением к оплате собственникам и нанимателям помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении принципала (согласно приложению N 3 к агентскому договору), суммы за коммунальную услугу по электроснабжению помещений данных многоквартирных домов.
Как следует из представленных в Управление копий платежных документов за июнь - октябрь 2014 года, предъявленных обществом к оплате потребителям, исполнителем коммунальной услугу по электроснабжению названо - предприятие, получателем платежей за данную коммунальную услугу - общество, с указанием специального банковского счета общества N 40821810723250000012.
Управлением при рассмотрении дела была произведена проверка возможности оплаты коммунальной услуги по электроснабжению на расчетный счет предприятия по платежному документу за июнь 2014 года, предъявленному обществом к оплате Чернявской О.Л. (л/сч. 67260211092), через банкомат ОАО "Сбербанк России", о чем был составлен акт от 29.05.2015 (т. 2, л. д. 81).
Согласно данному акту денежные средства в счет оплаты коммунальной услуги по электроснабжению, в случае оплаты абонентом Чернявской О.Л. через кредитную организацию, поступили бы не на специальный счет общества, указанный в платежном документе, а на расчетный счет общества - N 40702810700050000909.
Также согласно сведениям, предоставленным УФПС Смоленской области - филиала ФГУП "Почта России" и ОАО "Газэнергобанк", денежные средства, принятые от абонента Чернявской О.Л. в счет оплаты коммунальной услуги электроснабжения по предъявленному ей платежному документу, поступили на открытые в филиале ОАО Банк ВТБ в г. Воронеже банковские счета общества: при оплате через УФПС Смоленской области - филиала ФГУП "Почта России" - на специальный счет N 40821810423250000011; при оплате через ОАО "Газэнергобанк" - на расчетный счет N 4070281023250000996.
Факт поступления денежных средств от потребителей на расчетный (а не на специальный) счет общества в счет коммунальной услуги по электроснабжению, оказанной предприятием, подтвержден самим обществом, представившим по требованию Управления сведения об общей сумме денежных средств, поступивших на банковские счета общества в счет оказанной предприятием услуги. В соответствии с указанными сведениями (т. 2, л.д. 91 (оборот) на расчетный счет общества за период с июня 2014 года по май 2015 года поступили денежные средства в размере 9 171 950,72 руб., на специальный счет платежного агента - 2 964 022,13 руб.
В соответствии с ответом ОАО "Газэнергобанк" от 16.06.2015 (т. 2, л.д. 92) банк переводит денежные средства получаемые от граждан за электроэнергию на расчетный счет общества.
Таким образом, без учета мнения потребителей жилищно-коммунальных услуг стороны агентского договора пришли к соглашению о том, что собираемые обществом, несмотря на то, что агент согласно агентскому договору действует от имени принципала, денежные средства за оказанные предприятием коммунальные услуги по электроснабжению поступают не на расчетный счет принципала (предприятия), а на расчетный счет агента (общества).
В данном случае, исполнение сторонами заключенного Агентского договора в нарушение вышеназванных положений, позволяет осуществлять прием денежных средств от собственников жилых помещений непосредственно на расчетный счет ресурсоснабжающей организации, в связи с чем суд соглашается с выводом Управления о том, что указанное взаимодействие между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией противоречит жилищному законодательству и положениям Федерального закона N 103-ФЗ.
При этом для квалификации нарушения по пункту 1 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции достаточно установить, что в случае реализации соглашения возможно навязывание контрагентам невыгодных условий исполнения договора управления, что нарушает принцип обеспечения прозрачности расчетов за оказанные коммунальные услуги, направленный на защиту интересов потребителя.
Таким образом, Управлением заключенное между обществом и предприятием соглашение правильно признано нарушающим антимонопольное законодательство.
На основании изложенного, оспариваемые акты соответствуют требованиям законодательства и не нарушают прав и законных интересов предприятия и общества, в связи с чем суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований.
Общество в апелляционной жалобе указывает, что заключение с предприятием соглашения не привело к возложению на потребителей обязанности по оплате коммунальной услуги по электроснабжению на расчетный счет общества не привело к отказу предприятия от самостоятельного исполнения договора управления. Полагает, что общество, осуществляя функции платежного агента, единолично допустило ситуацию, в которой формально нарушены положения пункта 14 статьи 4 Закона N 103-ФЗ, не свидетельствует о противоречии соглашения антимонопольному законодательству.
Вместе с тем определяющее значение в рассматриваемом случае имеет факт того, что без учета мнения потребителей жилищно-коммунальных услуг стороны агентского договора пришли к соглашению о том, что собираемые обществом, несмотря на то, что агент согласно агентскому договору действует от имени принципала, денежные средства за оказанные предприятием коммунальные услуги по электроснабжению поступают не на расчетный счет принципала (предприятия), а на расчетный счет агента (общества).
Предприятием в апелляционной жалобе указывает, что совершенное правонарушение подпадает под действие части 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и должно рассматривается в административном порядке по главе 25 Кодекса. Данный довод подлежит отклонению, поскольку заявления о признании решений и предписаний антимонопольного органа подлежат рассмотрению в порядке главы 24 Кодекса.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы, по существу, сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств дела и подтверждающих данные обстоятельства доказательств. Указанные доводы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Поскольку суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 270 Кодекса и влекущих отмену решения суда, то основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В силу статьи 110 Кодекса расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционных жалоб подлежат отнесению на их заявителей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 14.10.2015 по делу N А62-4863/2015 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба на постановление суда подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.В.МОРДАСОВ
Е.В.МОРДАСОВ
Судьи
Н.В.ЕРЕМИЧЕВА
В.Н.СТАХАНОВА
Н.В.ЕРЕМИЧЕВА
В.Н.СТАХАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)