Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.08.2016 N 04АП-3746/2016 ПО ДЕЛУ N А19-19015/2015

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 августа 2016 г. по делу N А19-19015/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 августа 2016 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Никифорюк Е.О., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Туголуковым И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Западное управление жилищно-коммунальными системами" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 мая 2016 года по делу N А19-19015/2015 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Западное управление жилищно-коммунальными системами" (ОГРН 1153850030509; ИНН 3812114470; место нахождения: 664082, г. Иркутск, микрорайон Университетский, 4 Б) к службе государственного жилищного надзора Иркутской области (ОГРН 1083808000715; ИНН 3808171877; место нахождения: 664011, г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36 литер А) о признании недействительным предписания N 3435/15 об устранении выявленных нарушений от 24.07.2015,
(суд первой инстанции: судья Мусихина Т.Ю.),
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Западное управление жилищно-коммунальными системами" - Прокопьевой Ю.А. - представителя по доверенности от 08.10.2015, Казимировой Е.А. - представителя по доверенности от 05.04.2016,
от службе государственного жилищного надзора Иркутской области - Рудаковой К.А. - представителя по доверенности от 04.05.2016, Потаповой О.В. - представителя по доверенности от 04.05.2016,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Западное управление жилищно-коммунальными системами" (далее - заявитель, общество, управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Службе государственного жилищного надзора Иркутской области (далее - Служба) о признании недействительным предписания N 3435/15 об устранении выявленных нарушений от 24.07.2015.
Решением Арбитражного Республики Бурятия от 05 ноября 2015 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
Из апелляционной жалобы общества следует, что общество несогласно с тем, что суд первой инстанции указал в решении следующее: "В судебном заседании ответчик указал, что обществом не были представлены справки о теплопотреблении с общим расходом по общедомовому прибору учета, заверенные ресурсоснабжающей организацией, и поэтому Службой был произведен расчет в соответствии с данными, указанными в товарных накладных, которые являются подтверждающими документами о фактическом потреблении тепловой энергии и теплоносителя многоквартирного дома, выставленного поставщиком за минусом расхода на нежилое помещение. В товарных накладных указано потребление тепловой энергии и теплоносителя по спорному дому N 12А бул. Рябикова".
Как указывает общество, при проведении проверки по запросу Службы, были представлены справки о теплопотреблении. О данном факте общество заявило в судебном заседании, однако судом данное обстоятельство не отражено в решении.
Также общество не согласно с выводом суда о том, что его довод, что ответчик при расчете не применяет формулу, установленную Постановлением Правительства N 307, не соответствует материалам дела. По мнению общества, Служба, выполняя расчет по формуле, применяет неверные исходные данные, а именно объем тепловой энергии (из товарных накладных) и площадь многоквартирного дома (исключает площадь нежилого помещения), что противоречит действующему законодательству.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что заявитель при расчете корректировки платы за коммунальную услугу "отопление" учитывает площадь всех помещений многоквартирного дома, в том числе и нежилых помещений, не учитывая, что собственник нежилого помещения ООО "Добрый век" напрямую заключил договор на теплоснабжение с ресурсоснабжающей организацией и плата за тепловую энергию, потребляемую нежилым помещением, производится непосредственно ресурсоснабжающей организации.
Общество с данным выводом суда несогласно. Из апелляционной жалобы следует, что при определении суммы корректировки платы по коммунальной услуге "отопление", управляющая организация руководствуется Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 (формула 1). При расчете корректировки используется площадь всех помещений многоквартирного дома, в том числе и нежилых помещений, вне зависимости от того, заключены ли у управляющей организации договоры на теплоснабжение с данными помещениями или нет.
Суд первой инстанции указал, что заявитель при расчете корректировки платы за коммунальную услугу "отопление" за 2013, 2014 годы распределяет весь фактический объем потребленной тепловой энергии жилыми и нежилыми помещениями только на площадь жилых помещений, которая согласно техническому паспорту дома N 12 А (инв. номер 23709) составляет 1 860,1 м2.
Общество в жалобе указывает, что общая площадь многоквартирного дома составляет 1860,1 м2. Кроме этого, площадь, принятая судом, не соответствует техническому паспорту.
Общество также не согласно с выводом суда о том, что в данном конкретном случае при наличии в МКД N 12 А по бульвару Рябикова в г. Иркутске нежилого помещения такой способ произведения корректировки платы за отопление приводит к задваиванию оплаты за нежилое помещение, то есть бремя по содержанию нежилого помещения (коммунальная услуга "отопление") вторично легло на собственников жилых помещений.
Согласно доводам общества, бремя по содержанию нежилого помещения (коммунальная услуга "отопление") никак не отражается на собственниках жилых помещений, так как нежилое помещение производит расчет с ресурсоснабжающей организацией самостоятельно.
Судом первой инстанции установлено, что Служба представила расчет, в котором использована площадь МКД N 12 А за минусом площади нежилого помещения собственника, заключившего напрямую договор с ресурсоснабжающей организацией.
Общество утверждает, что площадь жилых помещений, на которую производятся начисления по услуге отопление, составляет 1 666,7 м2 + 193,4 м2 (ООО "Добрый Век") = 1 860,1 м2.
Судом первой инстанции также установлено, что на основании справки о теплопотреблении управляющей компании в товарных накладных предъявляется объем потребленной тепловой энергии по жилым помещениям МКД N 12А, расположенного по адресу: бульвар Рябикова в г. Иркутске, а объем, потребленный нежилым помещением, предъявляется в товарных накладных ООО "Добрый век".
Общество считает данный вывод суда ошибочным, поскольку, многоквартирный дом по адресу бульвар Рябикова, 12А оснащен общедомовым прибором учета тепловой энергии типа КМ-5-4 N 98354, который учитывает расходы еще одного многоквартирного дома N 12-Б бульвар Рябикова. Распределение объема тепловой энергии между домами обществом производится пропорционально общей площади помещений, попадающих под указанный выше прибор учета.
Суд первой инстанции, анализируя расчет, пришел к выводу о том, что данные в товарных накладных и справках о теплопотреблении жилыми помещениями (без учета нежилого помещения) не противоречат друг другу.
Общество утверждает, что справка о теплопотреблении и товарная накладная противоречат друг другу.
Также общество не согласно с выводом суда первой инстанции, что оспариваемое Предписание выдано Службой в пределах предоставленных ей законодательством полномочий, не имеющих отношения к гражданско-правовым требованиям по исполнителю договора о предоставлении коммунальных услуг.
Как указывает общество, надзорный орган вышел за пределы полномочий, предоставленных ему при выдаче предписаний, поскольку при отсутствии в действиях общества каких-либо нарушений, связанных с ненадлежащим использованием и содержанием жилого фонда, у Службы не имелось законных оснований выдавать заявителю предписание от 24.07.2015 N 3435/15, обязывающее его разрешить гражданско-правовой спор с собственником помещений в многоквартирном доме административно-правовым способом. Таким образом, предписание Службы государственного жилищного надзора Иркутской области от 24.07.2015 N 3435/15 не соответствуют закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Общество просит оспариваемое решение изменить, исключить из мотивировочной части решения перечисленные выводы суда первой инстанции.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней.
Служба представила отзыв на апелляционную жалобу и дополнение к нему, в которых выразила свое согласие с решением суда первой инстанции.
В судебном заседании представители Службы также выразили согласие с решением суда.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Западное управление жилищно-коммунальными системами" зарегистрировано 10.07.2015 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1153850030509.
На основании распоряжения заместителя руководителя Службы государственного жилищного надзора Иркутской области от 29.06.2015 N 3435-ср-п 24 июля 2015 года проведена внеплановая документарная проверка в отношении ОАО "Западное управление ЖКС" с целью проверки информации, содержащейся в обращении гражданина, проживающего по адресу: г. Иркутск, бульвар Рябикова, дом 12А, кв. <...>, поступившем в Службу 08.06.2015 (вх. N 86-38-04293/15) о нарушении прав потребителя при начислении платы за коммунальные услуги.
Обществу с ограниченной ответственностью "Западное управление жилищно- коммунальными системами" Службой направлен запрос N 3435/15 от 29.06.2015 о предоставлении документов (информации), в соответствии с которым общество должно было представить документы (информацию) в 10-дневный срок с момента получения запроса в Службу государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области по адресу: 664011, г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36 А, офис 310:
по адресу: Иркутск, бульвар Рябикова, дом 12А, кв. 12:
- - договор управления с квартирой N 12;
- - платежные документы по квартире N 12 за период с января 2013 года по май 2015 года;
- - информацию о площадях многоквартирного дома: общую площадь жилых помещений, площадь мест общего пользования, наличие нежилых помещений с указанием наименования, наличием индивидуальных приборов учета (далее - ИПУ), договоров с ресурсоснабжающими организациями;
- - копии акта ввода общедомовых приборов учета (далее - ОДПУ) в эксплуатацию, свидетельства о поверке, акты технического осмотра, подтверждающие исправность ОДПУ (тепловой и электрической энергии, горячего водоснабжения (далее - ГВС);
- - информацию по показаниям ИПУ (объемах потребленных коммунальных ресурсов по ГВС) с января 2013 года по май 2015 года;
- - информацию о фактическом потреблении тепловой энергии и теплоносителя за 2014 год (в табличном виде с разбивкой по месяцам);
- - информацию о начислениях за коммунальные услуги "горячее водоснабжение", "отопление" за 2013-2015 годы по нормативу, среднему, индивидуальному потреблению (в табличном виде с разбивкой по месяцам);
- - копии товарных накладных за 2013-2015 годы, предъявленные ОАО "Иркутскэнерго" за потребленные Гкал и куб. м;
- - информацию о теплопотреблении за 2014 год (справки о теплопотреблении, заверенные ресурсоснабжающей организацией (далее - РСО);
- - справку о теплопотреблении, заверенную РСО за 2013-2015 годы;
- - справку о стоимости единицы ресурса (Гкал, куб. м, тонн).
Результаты проверочных мероприятий отражены Службой в акте внеплановой документарной проверки N 3435/15 от 24.07.2015.
24 июля 2015 года Службой государственного жилищного надзора Иркутской области обществу выдано Предписание N 3435/15 об устранении выявленных нарушений (далее - предписание).
Согласно Предписанию N 3435/15 от 24.07.2015 ООО "Западное управление жилищно-коммунальными системами" предписано в срок до 30.09.2015 устранить выявленные нарушения, предоставить в Службу документы, подтверждающие устранение нарушений.
Полагая предписание Службы N 3435/15 от 24.07.2015 недействительным, нарушающим права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о законности оспариваемого предписания правильными, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4).
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Служба пришла к выводу о том, что общество должно произвести корректировку начисления платы по коммунальной услуге "отопление" за период с января 2015 года по март 2015 года в размере 4,16 рублей/м2 в месяц и с апреля 2015 года 10,41 рублей /м2 в месяц.
Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Порядок определения объема коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома, определен Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307).
На основании подпункта "б" пункта 21 указанных Правил при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за отопление определяется в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 Приложения N 2 к данным Правилам.
При этом исполнитель проводит один раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 Приложения N 2 к Правилам N 307.
Пунктом 23 Правил N 307 установлено, что при наличии в многоквартирном доме коллективных (общедомовых) приборов учета потребления тепловой энергии и наличии во всех или в отдельных помещениях распределителей, размер платы за отопление рассчитывается исходя из среднемесячных объемов потребления тепловой энергии за предыдущий год, а в случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за предыдущий год - исходя из норматива потребления тепловой энергии и тарифа на тепловую энергию, утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом исполнитель производит один раз в год корректировку размера платы за отопление помещений, оборудованных распределителями, в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 Приложения N 2 к Правилам.
Исполнитель при расчетах с ресурсоснабжающей организацией за тепловую энергию руководствуется нормативами потребления коммунальных услуг, однако они применяются лишь для расчета текущих ежемесячных платежей. Итоговая сумма платы за коммунальные услуги исчисляется на основании не нормативов, а корректировок, предусмотренных пунктом 19 Правил N 307.
В соответствии с формулой 7 Приложения N 2 к Правилам N 307 при наличии ОДПУ начисление платы за отопление производится исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год с корректировкой платы один раз в год, а в случае отсутствии сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление определяется по формуле N 1 (по нормативам потребления тепловой энергии на отопление).
Из формулы 8 Приложения N 2 к Правилам N 307 следует, что размер платы за отопление в i-м жилом помещении многоквартирного дома один раз в год корректируется по формуле, которую составляют следующие величины: размер платы за тепловую энергию, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме; общая площадь i -го помещения в многоквартирном доме; общая площадь всех помещений в многоквартирном доме; общий размер платы за отопление за прошедший год.
С учетом приведенных выше норм права арбитражный суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что при наличии показаний прибора учета за период, равный календарному году (12 месяцев конкретного года), исполнителем один раз в год производится корректировка размера платы по формуле N 8 Приложения N 2 к Правилам N 307 исходя из совокупного объема тепловой энергии, измеренного показаниями общедомового прибора учета за соответствующий период, равный 12 месяцам.
Начисление платы за отопление производится в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 14.09.2012 N 495/1-пп "Об особенностях применения правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" и Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, согласно которым при наличии в многоквартирном доме коллективного (общедомового) прибора учета потребления тепловой энергии размер платы за отопление рассчитывается исходя из среднемесячных объемов потребления энергии за предыдущий год, а в случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за предыдущий год - исходя из нормативов потребления тепловой энергии и тарифа на тепловую энергию, утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом исполнитель производит один раз в год корректировку платы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 утверждены Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, в пункте 21 "а" которых установлено, что объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственниками нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета.
При проведении проверки Службой установлено, что в многоквартирном доме N 12А, расположенном по адресу: г. Иркутск, бульвар Рябикова, находится нежилое помещение площадью 193,4 м2. По данному нежилому помещению заключен договор с ресурсоснабжающей организацией напрямую о поставке тепловой энергии.
В рассматриваемом случае ресурсоснабжающая организация предъявляет управляющей компании расходы за тепловую энергию и теплоноситель в товарных накладных ежемесячно на основании справок о теплопотреблении, составленных в соответствии с показаниями общедомовых приборов учета, которые передает управляющая компания, в данном случае за вычетом расхода по нежилому помещению, расположенному в указанном доме.
Получая товарные накладные, управляющая компания должна произвести сверку выставленных расходов по каждому многоквартирному дому.
Вследствие того, что для всех потребителей в многоквартирном доме действующим законодательством в отношении платы за отопление предусмотрены одинаковые условия, управляющая компания должна произвести проверку выставленных расходов по тепловой энергии многоквартирному дому и, в случае появления разногласий, урегулировать спорные вопросы с поставщиком коммунальной услуги.
В судебном заседании в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции Служба указала, что обществом не были представлены справки о теплопотреблении с общим расходом по общедомовому прибору учета, заверенные ресурсоснабжающей организацией, и поэтому Службой был произведен расчет в соответствии с данными, указанными в товарных накладных, которые являются подтверждающими документами о фактическом потреблении тепловой энергии и теплоносителя многоквартирного дома, выставленному поставщиком за минусом расхода на нежилое помещение. В товарных накладных указано потребление тепловой энергии и теплоносителя по спорному дому N 12А.
Доказательства представления Службе справок о теплопотреблении с общим расходом по общедомовому прибору учета суду обществом не представлены.
Службой произведен расчет на основании данных товарных накладных за 2014 год по МКД N 12А.
Корректировка размера платы по коммунальной услуге "отопление" по многоквартирному дому N 12А за 2014 год произведена в соответствии с постановлением Правительства N 307 по формуле.
За 2014 года размер платы за тепловую энергию определен исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета и равен 398248 рублей 43 копейки.
Площадь жилых помещений многоквартирного дома N 12А равна 1860, 1 м2, площадь квартиры N 12-47,4 кв. м, общий размер платы за отопление по квартире 12 за 2014 год составила 12825 рублей 99 копеек. Корректировка по отоплению по МКД N 12А составила 56,49 рублей/м2 в сторону уменьшения.
Из платежного документа за май 2014 года по квартире N 12 по адресу: г. Иркутск, бульвар Рябикова, д. 12А, Службой установлено, что корректировка размера платы за коммунальную услугу "отопление" за 2013 год обществом произведена в размере 866 рублей 57 копеек в сторону уменьшения, то есть 24,88 рублей/м2. Согласно расчетам Службы корректировка должна составлять 2607 рублей 16 копеек в сторону уменьшения, то есть 55,00 рублей/м2.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, довод общества о том, что ответчик при расчете не применяет формулу, установленную постановлением Правительства N 307, не соответствует материалам дела.
Заявитель утверждает, что при определении суммы корректировки размера платы за коммунальную услугу "отопление" руководствуется Правилами предоставления коммунальных услуг гражданами, утвержденными постановлением Правительства от 23.05.2006 N 307, и при корректировке платы применяет формулу, установленную этими Правилами.
Но вместе с тем, является обоснованным вывод суда первой инстанции, что заявитель при расчете корректировки платы за коммунальную услугу "отопление" учитывает площадь всех помещений многоквартирного дома, в том числе и нежилых помещений, не учитывая, что собственник нежилого помещения ООО "Добрый век" заключил договор на теплоснабжение с ресурсоснабжающей организацией напрямую, и плата за тепловую энергию, потребляемую нежилым помещением, производится непосредственно ресурсоснабжающей организации.
Заявитель при расчете корректировки платы за коммунальную услугу "отопление" за 2013, 2014 годы распределяет весь фактический объем потребленной тепловой энергии жилыми и нежилыми помещениями только на площадь жилых помещений, которая составляет 1860,1 м2.
Доказательства обратного обществом суду также не представлены.
Ошибочное указание суда первой инстанции технический паспорт дома N 12А (инвентарный номер 23709) при указанных обстоятельствах не влияет на данный вывод суда и не нарушает прав и законных интересов общества.
По мнению суда апелляционной инстанции, являются правомерными выводы суда первой инстанции, что в данном конкретном случае при наличии в МКД N 12А по бульвару Рябикова в г. Иркутске нежилого помещения такой способ произведения корректировки платы за отопление приводит к задваиванию оплаты за нежилое помещение, то есть бремя по содержанию нежилого помещения (коммунальная услуга "отопление") вторично легло на собственников жилых помещений.
Нежилое помещение занимает ООО "Добрый век", имеет свой прибор учета потребления тепловой энергии и оплачивает тепловую энергию непосредственно ресурсоснабжающей организации, а жилые помещения МКД N 12А, расположенного по бульвару Рябикова в г. Иркутске, - управляющей компании.
Служба же, в свою очередь, представила расчет, в котором использована площадь МКД N 12А за минусом площади нежилого помещения, заключившего напрямую договор с ресурсоснабжающей организацией.
Порядок коммерческого учета тепловой энергии установлен Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя".
В соответствии с пунктами 23, 24 названных Правил сбор сведений о показаниях приборов учета, о количестве поставленной (полученной, транспортируемой) тепловой энергии, теплоносителя, количестве тепловой энергии в составе поданной (полученной, транспортируемой) горячей воды, количестве и продолжительности нарушений, возникающих в работе приборов учета, и иных сведений, предусмотренных технической документацией, отображающихся приборами учета, а также снятие показаний приборов учета (в том числе с использованием телеметрических систем - систем дистанционного снятия показаний) осуществляются потребителем или теплосетевой организацией, если иное не предусмотрено договором с теплоснабжающей организацией.
Сверка потребленного коммунального ресурса оформляется справкой о теплопотреблении ежемесячно.
Справка о теплопотреблении является двусторонним документом, подписанным со стороны управляющей организации и ресурсоснабжающей организации об объемах потребленного коммунального ресурса, в соответствии с показаниями коллективного (общедомового) прибора учета.
Справкой о теплопотреблении ежемесячно подтверждается объем потребленного коммунального ресурса.
Согласно договору теплоснабжения и горячего водоснабжения N 8535 от 01.04.2014 установлен порядок определения количества поставленных коммунальных ресурсов, согласно которому стороны по окончании каждого расчетного периода подписывают накладные с указанием фактического количества поставленных коммунальных ресурсов.
Судом первой инстанции установлено, что на основании справки о теплопотреблении управляющей компании в товарных накладных предъявляется объем потребленной тепловой энергии по жилым помещениям МКД N 12А, расположенного по адресу: бульвар Рябикова в г. Иркутске, а объем, потребленный нежилым помещением, предъявляется в товарных накладных ООО "Добрый век".
Специалистами Службы произведен расчет по товарным накладным, предъявляемым ООО "Добрый век" и управляющей компании за январь 2014 года.
Из представленного расчета следует, что объем предъявляемый ресурсоснабжающей организацией обществу соответствует фактическому объему коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии без учета объема, предъявляемого нежилому помещению.
Расчет произведен Службой на основании исходных данных - документов, представленных ресурсоснабжающей организацией.
Службой произведена корректировка платы за коммунальную услугу отопление за 2013, 2014 годы по товарным накладным.
Анализируя указанный расчет, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что данные в товарных накладных и справках о теплопотреблении жилыми помещениями (без учета нежилого помещения) не противоречат друг другу.
Кроме того, судом в судебном заседании по ходатайству Службы опрошен в качестве свидетеля инженер расчетного отдела ООО "Иркутскэнергосбыт" Арбатская А.А., которая пояснила, что у ООО "Иркутскэнергосбыт" и ООО "Добрый век" заключен договор о теплопотреблении и горячем водоснабжении напрямую, расчеты производятся непосредственно между ними. Собственники же жилых помещений производят оплату управляющей компании, которая в свою очередь рассчитывается с ресурсоснабжающей организацией - ООО "Иркутскэнергосбыт".
В рассматриваемом случае, как правильно указал суд первой инстанции, при распределении фактического объема потребленной тепловой энергии всеми помещениями по нежилым и жилым помещениям, общество не может производить корректировку платы по нежилому помещению в составе жилых помещений в связи в расчетами нежилого помещения напрямую с ресурсоснабжающей организацией - ООО "Иркутскэнергосбыт".
Службой запрошены у ресурсоснабжающей организацией - ООО "Иркутскэнергосбыт" справки о теплопотреблении, на основании которых произведен расчет для определения фактического объема потребленного жилыми помещениями МКД N 12А и 12 Б и нежилого помещения ООО "Добрый век".
Из данного расчета следует, что корректировки за 2014 год, представленные заявителем не соответствуют объемам, предъявляемым ресурсоснабжающей организацией, то есть не соответствуют справкам о теплопотреблении.
Довод заявителя о том, что у Службы отсутствуют полномочия для вынесения оспариваемого предписания в связи с тем, что отношения по оплате коммунальных услуг имеют гражданско-правовой характер, суд первой инстанции правомерно признал необоснованным ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Согласно части 7 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации государственный жилищный надзор не осуществляется в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление.
В соответствии со статьей 201 Жилищного кодекса Российской Федерации предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами с 1 мая 2015 года осуществляется на основании лицензии. Лицензия выдается на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Порядок формирования лицензионной комиссии Иркутской области, а также Положение о лицензионной комиссии Иркутской области утверждены указом Губернатора Иркутской области от 22 января 2015 года N 4-уг. Лицензионная комиссия Иркутской области сформирована, состав ее утвержден распоряжением Губернатора Иркутской области от 25 февраля 2015 года N 15-р.
На территории Иркутской области лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами, а также дальнейший лицензионный контроль осуществляет Служба государственного жилищного надзора Иркутской области.
В связи с тем, что ОАО "Западное управление жилищно-коммунальными системами" 29.07.2015 получена лицензия N 000032 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, проверка проводилась в рамках лицензионного контроля.
В рамках Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" ОАО "Западное управление жилищно-коммунальными системами" преобразовалось в общество с ограниченной ответственностью.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 20 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" общество вправе преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив с соблюдением требований, установленных федеральными законами Российской Федерации.
При преобразовании общества к вновь возникшему юридическому лицу переходят все права и обязанности реорганизованного общества в соответствии с передаточным актом.
Согласно статье 2 Федерального закона от 26.12.2008 N 94-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля государственный контроль (надзор) - это деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленных Федеральным законом N 9-ФЗ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и(или) устранению последствий выявленных нарушений. Результат проверки оформляется актом.
В соответствии с пунктами 1, 7 Положения о службе государственного жилищного надзора Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 26.11.2014 N 594-пп, Служба государственного жилищного надзора Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по региональному государственному жилищному надзору.
Служба в соответствии с возложенной на нее задачей в установленном порядке осуществляет проверки, предметом которых является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к выполнению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами (в том числе управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирными домами, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по выполнению услуг по содержанию и (или) работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме), услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах; определению размера и внесению платы за коммунальные услуги, в том числе к ограничениям изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги (применению предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги); порядку и условиям заключения договоров управления многоквартирными домами и иных договоров, обеспечивающих управление многоквартирным домом, в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, и договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 12 Положения о службе государственного жилищного надзора Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 26.11.2014 N 594-пп, Служба организует и проводит проверки выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований и принимает предусмотренные законодательством меры по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, в том числе должностные лица службы, являющиеся государственными жилищными инспекторами, выдают предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Таким образом, оспариваемое предписание выдано Службой в пределах предоставленных ей законодательством полномочий, не имеющих отношения к гражданско-правовым требованиям по исполнителю договора о предоставлении коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.
Таким образом, является правильным вывод суда первой инстанции, что Служба наделена полномочиями на выдачу предписаний об устранении нарушений в случае выявления нарушений при начислении платы за коммунальные услуги.
На основании вышеизложенного суд первой инстанции пришел к правомерному и обоснованному выводу, что заявленные требования общества не подлежат удовлетворению.
Не оспаривая решение суда первой инстанции, общество просит его изменить, исключив из мотивировочной части правомерные и обоснованные выводы суда первой инстанции, на основании которых суд принял решение.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 мая 2016 года по делу N А19-19015/2015 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.

Председательствующий судья
В.А.СИДОРЕНКО

Судьи
Д.В.БАСАЕВ
Е.О.НИКИФОРЮК




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)