Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.09.2016 N 18АП-9142/2016 ПО ДЕЛУ N А47-99/2016

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 сентября 2016 г. N 18АП-9142/2016

Дело N А47-99/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 сентября 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.А.,
судей Кузнецова Ю.А., Бояршиновой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Н.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания жилищным фондом "Звездный городок" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 30.05.2016 по делу N А47-99/2016 (судья Шабанова Т.В.).

Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищным фондом "Звездный городок" (далее - заявитель, ООО "УКЖФ "Звездный городок", общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, ГЖИ по Оренбургской области, Инспекция) о признании незаконным предписания N ПР-3576 от 13.10.2015 об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
Определением от 24.03.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора привлечен Юрьев Евгений Николаевич (далее - третье лицо, Юрьев Ю.Н.).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 30.05.2016 в удовлетворении требований отказано.
ООО "УКЖФ "Звездный городок" (далее также - податель жалобы) не согласилось с вынесенным решением и обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ООО "УКЖФ "Звездный городок" сослалось на то, что управляющая компания все свои обязанности, предусмотренные законодательством и договором управления, выполняет в полном объеме. Доказательств о том, что работы не проводятся, а также доказательств неисправности систем водоснабжения и отопления, не имеется.
Податель жалобы указывает, что ГЖИ по Оренбургской области в оспариваемом предписании е указало, какие именно работы не проведены управляющей компанией, которые должны быть проведены. Также не указано, каким образом проверялось выполнение или невыполнение таких работ. Какие методы исследования применялись для установления таких фактов невыполнения работ, каким образом эти факты доказываются. Общество считает, что доказательств, подтверждающих не проведение необходимых работ, в материалах дела не имеется.
Также общество обращает внимание, что заявителем самостоятельно, с привлечением независимой экспертной организации проведена экспертиза. Согласно выводам эксперта, работы возложенные на управляющую компанию предписанием, относятся к работам по реконструкции, а не к текущему ремонту, соответственно не входят в обязанности управляющей организации.
Таким образом, заявитель считает, что все необходимые и своевременные действия им предприняты и все работы выполнены надлежащим образом. Инженерные системы холодного водоснабжения, в том числе и насосное оборудование находится в исправленном состоянии. Инженерные системы обслуживаются и ремонтируются собственными силами управляющей организации профессиональными сотрудниками, имеющимися в штате общества.
К дате судебного заседания в суд апелляционной инстанции Инспекцией представлены возражения на апелляционную жалобу, в которых она указала, что решение суда является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена без участия сторон и их представителей.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании распоряжения от 05.10.2015 N 3576 и.о. заместителя начальника Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области проведена внеплановая выездная проверка ООО "УКЖФ "Звездный городок" с целью осуществления лицензионного контроля на основании обращения Юрьева Е.Н., проживающего по адресу: <...>, по вопросу нарушения правил содержания общего имущества: неисправное состояние насосного оборудования и системы холодного водоснабжения в подвальном помещении указанного дома (вх. N 38/944-ГЖИ от 11.03.2015).
О времени и месте проведения проверки ОАО "УКЖФ "Звездный городок" было извещено, что подтверждается уведомлением N У-3576 от 07.10.2015 (т. 1 л.д. 44).
По результатам проверки заинтересованным лицом составлен акт проверки от 13.10.2015 N А-3576, отразивший нарушения подпункта "а" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110; требований, установленных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 18 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290, пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, пунктом 5.8.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170.
Обществу выдано предписание от 13.10.2015 N ПР-3576 об устранении выявленных нарушений, согласно которому общество должно организовать проведение мероприятий по устранению нарушений в срок до 01.02.2016, а именно:
- - устранить дефекты в строительно-монтажных работах по монтажу системы холодного водоснабжения и насосной установки, провести работу по проверке исправности системы холодного водоснабжения и насосной установки;
- - предоставить акт выполненных работ за подписью председателя совета многоквартирным домом, измененную проектную документацию по системе холодного водоснабжения и насосной установке.
Не согласившись с предписанием от 13.10.2015 N ПР-3576, ОАО "УКЖФ "Звездный городок" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением, в котором просит признать данное предписание незаконным.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что заявитель не обосновал и не представил доказательств нарушения оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает выводы арбитражного суда первой инстанции верными, соответствуют фактическим обстоятельствам и оснований для переоценки выводов арбитражного суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не находит.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 1 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Как следует из материалов дела и сторонами не оспаривается, ООО "УКЖФ "Звездный городок" осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Оренбург, ул. Транспортная, д. N 7а, на основании договора управления многоквартирным домом от 28.06.2014, заключенного с собственниками помещений указанного многоквартирного дома (т. 1 л.д. 58-64).
С учетом статьей 20, 192, 193, 196 Жилищного кодекса Российской Федерации, Положением о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, Положением о службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, утвержденным Постановлением Правительства Красноярского края от 03.04.2012 N 143-п, апелляционный суд считает, что оспариваемое предписание выдано уполномоченным на то органом на законных основаниях.
Внеплановая выездная проверка в отношении общества на предмет соблюдения требований жилищного законодательства проведена службой в соответствии с положениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и с учетом особенностей организации и проведения внеплановых проверок, установленных частью 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации. Данный факт заявителем не оспаривается.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Частью 2.3 указанной статьи предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Подпунктом "а" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства России от 28.10.2014 N 1110, предусмотрено, что лицензионными требованиями к лицензиату, в том числе является соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491).
Согласно пункту 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Правила N 491 являются одним из основополагающих нормативных актов в сфере содержания жилищного фонда, который подлежит обязательному исполнению.
В силу п. 18 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, общие работы, выполняемые для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах включают в себя, в том числе проверку исправности, работоспособности, регулировка и техническое обслуживание насосов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, автоматических регуляторов и устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета.
Согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным Постановлением Госстроя от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", система технического обслуживания (содержания и текущего ремонта) жилищного фонда должна обеспечивать нормальное функционирование зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы здания и включает в себя комплекс работ по контролю за его состоянием, поддержанием в исправности, работоспособности, наладке и регулированию, а также комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей. Организация планирования и выполнение указанных работ осуществляется организациями по обслуживанию жилищного фонда.
Пунктом 5.8.3 Правил и норм технической эксплуатации предусмотрено, что организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать, в том числе: проведение профилактических работ (осмотры, наладка систем), планово-предупредительных ремонтов, устранение крупных дефектов в строительно-монтажных работах по монтажу систем водопровода и канализации (установка уплотнительных гильз при пересечении трубопроводами перекрытий и др.) в сроки, установленные планами работ организаций по обслуживанию жилищного фонда.
Из акта проверки от 13.10.2015 N А-3576 следует, что должностными лицами в ходе визуального осмотра многоквартирного жилого дома (далее - МКД) N 7 по ул. Транспортная в г. Оренбурге установлено, что обществом не обеспечено устранение дефектов в строительно-монтажных работах по монтажу системы холодного водоснабжения и насосной установки, не проведена работа по проверке исправности системы холодного водоснабжения и насосной установки (отклонения фактического расположения трубопроводов системы холодного водоснабжения и насосной установки от проектного расположения (шифр 7650.1.01-81А-ВА2 от 2001 года, шифр 180.00-04 АВК от 2003 года) (помещение насосной установки между 2 и 3 подъездом в подвальном помещении).
Как следует из пункта 2.2 договора управления многоквартирным домом от 28.06.2014, Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания собственников; надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме; благоустройство, озеленение и содержание придомовой территории; обеспечение коммунальными услугами собственников жилых помещений согласно минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства.
Управляющая компания обязана, в том числе: самостоятельно или с привлечением третьих лиц обслуживать внутридомовые инженерные системы (п. 3.1.4 договора). При этом, в силу п. 6.2 договора управляющая организация несет ответственность, если по своей вине допускает факты неудовлетворительного состояния и эксплуатации внутридомовых сетей, конструктивных элементов здания и систем, находящихся в границах его обслуживания.
Таким образом, управляющая компания должна следить за состоянием внутридомовых инженерных систем, выявлять установление возможных причин возникновения дефектов и вырабатывать меры по их устранению.
Круг обязанностей управляющей организации не освобождает ее от соблюдения общеобязательных требований, которые в соответствии с положениями действующего законодательства направлены на надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия, и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Вступая в правоотношения по управлению жилищным фондом, заявитель должен был знать о существовании установленных обязанностей, а также обеспечить их выполнение, то есть проявить ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения действующих норм и правил.
Следовательно, заявитель, будучи управляющей организацией, обязан надлежащим образом, в соответствии с требованиями Правил N 170, Перечня N 290, осуществлять содержание и ремонт общего имущества вышеуказанного жилого дома.
Общество осуществляет управление многоквартирным домом с момента создания, в связи с чем, могло (и должно было) предпринять все необходимые меры по систематическому, надлежащему и полному обследованию многоквартирного дома, выявлению дефектов, планированию работ по содержанию и ремонту, своевременному проведению планово-предупредительных работ по ремонту общего имущества.
Обязанность по своевременному выявлению неисправностей, дефектов общего имущества многоквартирного дома и обеспечению его нормативного состояния возникла у общества с момента заключения договора управления.
В рассматриваемом случае заявитель не доказал, что нарушение требований вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами, которые управляющая организация не могла предвидеть при обычной степени заботливости и осмотрительности.
Вместе с тем, устранив нарушения у управляющей компании есть право на предъявление регрессного иска к виновным лицам. Ссылка заявителя на представленные в материалы дела решения и постановления судов общей юрисдикции и мировых судей судом первой инстанции обоснованно не была принята, поскольку вынесены судами по результатам иных проверок.
Исходя из целей (пункт 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации) и предмета (пункта 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации) договора управления и с учетом требований к надлежащему содержанию общего имущества управляющая компания обязана осуществлять все мероприятия, описанные в законах и подзаконных нормативных актах, обеспечивающие выполнение указанных требований. В частности, на уровне закона установлено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения (статья 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"). Относительно подзаконных актов, которые устанавливают перечень мероприятий, порядок их выполнения, а также параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома должны отвечать строительные конструкции этого дома, следует руководствоваться Правилами содержания общего имущества, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом и Минимальным перечнем необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества работ и услуг.
Таким образом, государство, исходя из баланса частных и публичных интересов, в нормативном порядке определило уровень состояния жилых домов, который необходимо поддерживать за счет средств собственников силами управляющих компаний.
Указанные в оспариваемом предписании работы являются работами по устранению строительных дефектов и должны выполняться за счет средств, перечисленных жильцами в счет оплаты по договору.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 N 6464/10, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими организациями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности.
Из статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 28 и 31 Правил N 491, следует, что в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией бремя расходов на содержание общего имущества обязаны нести собственники помещений в этом многоквартирном доме.
Ежемесячно управляющая организация взимает с граждан, проживающих в данном доме плату за текущий ремонт и его содержание, следовательно, обязана выполнять обязанности, предусмотренные договором на управление, содержание и ремонт многоквартирного дома в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, управляющая компания как специализированная коммерческая организация, осуществляющая управление многоквартирным домом в качестве своей основной предпринимательской деятельности, должна надлежаще содержать общее имущество многоквартирного дома в целях обеспечения соблюдения прав и законных интересов собственников помещений этого дома, а также сохранности их имущества.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что оспоренное обществом предписание соответствует положениям Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилам N 491, Перечню N 290, Правилам N 170, иным нормам жилищного законодательства и не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поэтому не подлежит признанию недействительным в соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 30.05.2016 по делу N А47-99/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания жилищным фондом "Звездный городок" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Н.А.ИВАНОВА

Судьи
Ю.А.КУЗНЕЦОВ
Е.В.БОЯРШИНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)