Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 декабря 2017 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Сапрыкиной Е.И., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутенко А.А.
при участии в заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания ремонт, эксплуатация, управление -7": не явились;
- от Государственной жилищной инспекции Магаданской области: не явились;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания ремонт, эксплуатация, управление-7"
на решение от 19.09.2017
по делу N А37-1067/2017
Арбитражного суда Магаданской области
принятое судьей Липиным В.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания ремонт, эксплуатация, управление -7"
к Государственной жилищной инспекции Магаданской области
о признании недействительным предписания, о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя в сумме 35 000 руб.
общество с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания ремонт, эксплуатация, управление - 7" (далее - заявитель, ООО "ГУК РЭУ-7", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственной жилищной инспекции Магаданской области (далее - ГЖИ, инспекция) о признании недействительным предписания N 97 от 27.04.2017.
Решением суда от 19.09.2017 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с судебным актом, общество обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда, принятого с нарушением норм материального права, при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, просит его отменить, принять новое решение, которым признать предписание инспекции недействительным.
Инспекция в представленных возражениях на жалобу, выразила несогласие с ее доводами, просила оставить судебный акт в иле, как законный и обоснованный.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения жалобы, участия в заседании апелляционного суда не принимали, в связи с чем, жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьей 156 АПК РФ.
01.12.2017 в апелляционный суд от общества поступило ходатайство о прекращении производства по жалобе.
Учитывая, что ходатайство поступило после рассмотрения апелляционной жалобы по существу (судебное заседание состоялось 29.11.2017), то данное ходатайство рассмотрению не подлежит.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы и возражений на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения руководителя ГЖИ Магаданской области от 27.03.2017 N 185 в отношении ООО "Городская управляющая компания ремонт, эксплуатация, управление-7" проведена внеплановая проверка с целью проверки соблюдения обществом лицензионных требований, установленных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ, частью 2 статьи 162 ЖК РФ в связи с обращениями граждан, проживающих по адресу: <...>.
По результатам проверки составлен акт от 27.04.2017 N 247 и выдано предписание от 27.04.2017 N 97 об устранении выявленных нарушений жилищного законодательства Российской Федерации.
Согласно данному предписанию при проведении проверки заинтересованным лицом выявлены нарушения обществом обязательных требований жилищного законодательства Российской Федерации: подпунктов "а", "б", "в" пункта 3 "Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110; пунктов 2, 21 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 731; части 10 статьи 161, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктов 17, 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
Обществу в срок до 05.06.2017 предписано:
- 1. обеспечить прием, регистрацию и рассмотрение заявлений (обращений, претензий, требований) граждан в соответствии с пунктами 2, 21 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N 731 от 23.09.2010, подпункта "з" пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации N 416 от 15.05.2013 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами";
- 2. обеспечить прекращение нарушения прав собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме N 4, корп. 3 по Колымскому шоссе в г. Магадане, а именно:
- - производить, в текущем году расчет платы за содержание и ремонт общего имущества указанного многоквартирного дома в соответствии с размером, установленным на общем собрании собственников (протокол от 25.02.2014), то есть с учетом индекса потребительских цен на 2017 год;
- - обеспечить указание в направляемых жителям дома N 4, корп. 3 по Колымскому шоссе в г. Магадане платежных документах достоверной информации о тарифе за содержание и ремонт жилого помещения;
- - обеспечить указание в направляемых жителям дома N 4, корп. 3 по Колымскому шоссе в г. Магадане платежных документах указание правильно начисленного размера платы (с учетом перерасчета) за услуги по содержанию и текущему ремонту данного многоквартирного дома.
Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Из положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ следует, что основанием для принятия решения суда о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются одновременно два условия, несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия условий, предусмотренных статьей 198 АПК РФ, необходимых для признания оспариваемого предписания недействительным.
В соответствии с частью 1 статьи 196 ЖК РФ к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) и положения Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) с учетом особенности проведения внеплановой проверки, установленной частью 3 настоящей статьи.
В части 1 статьи 8 Федерального закона N 99-ФЗ определено, что лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 3 части 1 статьи 7 Федерального закона N 99-ФЗ и пункта 13 Положения N 1110, должностные лица лицензирующих органов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при осуществлении лицензирования имеют право выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований к осуществлению предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Таким образом, оспариваемое предписание выдано инспекцией в пределах предоставленных ей законом полномочий.
В соответствии пунктом 3 Положения N 1110 лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона N 99-ФЗ, являются: а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ; б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ; в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 ЖК РФ.
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: 1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; 2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; 3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; 4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц (часть 1.1 статьи 161 ЖК РФ).
В части 2.3 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Пунктами 16 и 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правил) определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.
Как следует из статьи 158 ЖК РФ, пунктов 28 и 31 Правил, в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией бремя расходов на содержание общего имущества обязаны нести собственники помещений в этом многоквартирном доме, причем размер причитающейся с них платы определяется решением общего собрания собственников с учетом предложений управляющей организации.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения.
Плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (часть 1 статьи 156 ЖК РФ).
В соответствии с частью 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Таким образом, изменение размера платы с учетом индекса роста цен на жилищно-коммунальные услуги возможно лишь после принятия такого решения на общем собрании собственников помещений.
Из материалов дела усматривается, что управляющая компания и собственники многоквартирного жилого дома N 4, корпус 3, по Колымскому шоссе в городе Магадане заключили договор управления многоквартирным домом от 01.03.2014 сроком на пять лет.
Решением общего собрания собственников дома от 25.02.2014 размер платы по статье содержание и ремонт общего имущества дома утвержден в размере 21 руб. 49 коп. за 1 кв. метр.
Кроме этого, собственники жилья также решили, что на каждый последующий год действия договора размер платы повышается на базовый индекс потребительских цен Магаданской области, при этом, проведение общего собрания о повышении на базовый индекс потребительских цен не требуется, изменение размера платы является акцептом собственников жилых (нежилых) помещений, в связи с чем, дополнительных уведомлений собственников и дополнительных соглашений к договору управления многоквартирным домом не требуется.
Как видно из материалов дела, ежегодное повышение размера платы в 2015 и 2016 на базовый индекс потребительских цен управляющей компанией не производилось.
Учитывая отсутствие повышения платы в 2015 и 2016 годах, управляющая компания повысила в 2017 году размер платы на 16,6%, что составило - 25 руб. 06 коп. за 1 кв. метр.
По мнению общества, указанные действия не нарушают прав и интересов собственников МКД.
Вместе с тем такая позиция является ошибочной и обоснованно не принята судом первой инстанции.
В соответствии с положениями пунктов I.1, I.2. II.1, II.2 Постановления Госкомстата РФ от 25.03.2002 N 23 "Об утверждении "Основных положений о порядке наблюдения за потребительскими ценами и тарифами на товары и платные услуги, оказанные населению, и определения индекса потребительских цен" индекс потребительских цен (ИПЦ) характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. Он измеряет отношение стоимости фиксированного набора товаров и услуг в ценах текущего периода к его стоимости в ценах предыдущего (базисного) периода. Расчет ИПЦ осуществляется в целом по Российской Федерации, федеральным округам и субъектам Российской Федерации по единому набору товаров (услуг) - представителей.
ИПЦ является одним из важнейших показателей, характеризующих инфляционные процессы в стране, и используется в целях осуществления государственной финансовой и денежно - кредитной политики, анализа и прогноза ценовых процессов в экономике, пересмотра минимальных социальных гарантий населению, решения отдельных правовых споров. ИПЦ применяется при пересчете макроэкономических показателей из текущих цен в сопоставимые цены. Он исчисляется также с целью характеристики изменения потребительских расходов населения на товары и платные услуги в текущем периоде по сравнению с предыдущим (базисным) периодом под влиянием изменения цен на эти товары и услуги по отдельным регионам и Российской Федерации в целом.
Таким образом, как верно отметил суд первой инстанции, индекс потребительских цен не может накапливаться за несколько лет, применяется однократно в конкретном временном периоде.
Следовательно, если управляющая организация посчитала возможным, экономически обоснованным, не повышать в течение двух лет размер платы за содержание и ремонт общего имущества, установленный на уровне 2014 года в размере 21,49 руб. /м кв., то соответственно, последующее повышение размера платы на 2017 год в соответствии с протоколом собрания собственников жилья от 08.02.2014, может производиться на индекс потребительских цен, установленный на 2017 год в размере 104,67% (размещен на официальном сайте в сети Интернет Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Магаданской области) и соответственно, размер платы составит, в размере 22 руб. 50 коп. (21,49 х 104,67/100).
Учитывая изложенное, возложение на общество обязанности производить расчет платы за содержание и ремонт общего имущества указанного многоквартирного дома в соответствии с размером, установленным на общем собрании собственников (протокол от 08.02.2014) с учетом индекса потребительских цен на 2017 год, а также указание в платежных документах достоверной информации о тарифе за содержание и ремонт жилого помещения прав и законных интересов общества не нарушает.
Также, в ходе проверки инспекцией были установлены нарушения в Порядке подачи, принятия и учета заявлений, обращений, требований, претензий граждан в ООО "ГУК "РЭО-7" (далее - Порядок).
В соответствии с указанным Порядком, с января 2017 прием заявлений, обращений, требований, жалоб и претензий от потребителей чьи многоквартирные дома находятся в управлении ООО "ГУК "РЭУ-7" осуществляется два раза в неделю (вторник и четверг) по месту нахождения офиса организации - г. Магадан, пр. Карла Маркса, д. 67.
Из пунктов 2, 3, 4 указанного Порядка следует, что любые обращения, заявления, требования, жалобы, претензии, предложения принимаются только при предоставлении документов, удостоверяющих личность, позволяющих установить наличие у заявителя прав в отношении помещения. При отсутствии указанных документов предусмотрен отказ в приеме заявления, обращения, требования, жалобы, претензии, предложения.
Информация о порядке обращения граждан в ООО "ГУК "РЭУ-7" размещена на информационном стенде в помещении офиса организации, а также была доведена до сведения потребителей путем размещения соответствующего объявления в газете "Вечерний Магадан" 29.12.2016-05.01.2017.
При осмотре информационных стендов и стоек, расположенных в помещении ООО "ГУК "РЭУ-7" инспекцией установлено, что стенды располагаются в офисе, в месте доступном для ознакомления неограниченному кругу лиц, на стендах и стойках имеется следующая информация:
- - объявление о графике приема граждан руководителем ООО "ГУК "РЭУ-7" (каждую пятницу месяца с 17.00 до 18.00);
- - график приема обращений (два раза в неделю вторник, четверг);
- - регистрация и прием обращений (заявлений, претензий, жалоб) осуществляется ООО "ГУК "РЭУ-7" только при предъявлении паспорта, свидетельства о регистрации права на жилое/нежилое помещение (при первичном обращении), либо договора служебного, коммерческого, социального найма, либо по нотариально заверенной доверенности на представление интересов собственника, наниматели;
- - обращения, заявления, претензии, жалобы посредством электронной почты, а также через мессенджер WhatsApp принимаются ежедневно.
Изучив, полученную в ходе проверки информацию, ГЖИ пришла к выводу, что установленные ограничения не предусмотрены положениями пунктов 2, 21 Стандарта раскрытия информации N 731.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации одним из лицензионных требований является соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации, установленных частью 10 статьи 161 данного Кодекса.
В силу данной нормы управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Во исполнение предписаний федерального закона Правительство Российской Федерации издало 23.09.2010 постановление N 731, которым утвердило стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (далее - Стандарт).
Абзацем вторым пункта 2 Стандарта установлено, что под раскрытием информации понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.
Пункт 3 Стандарта устанавливает, какую информацию обязана раскрывать управляющая организация.
Способы раскрытия информации приведены в пункте 5 Стандарта. Помимо обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации (подпункт "а"), информация раскрывается путем опубликования в полном объеме в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации осуществляют свою деятельность, в случае если на территории муниципального образования отсутствует доступ к сети Интернет (подпункт "б"), размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации (подпункт "в"), предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде (подпункт "г").
Пунктом 17 названного Стандарта предусмотрено, что раскрытие информации может осуществляться на основании письменного запроса и запроса в электронном виде.
В случае если запрашиваемая информация раскрыта в необходимом объеме на официальном сайте в сети Интернет и(или) в официальных печатных изданиях, управляющая организация вправе, не раскрывая запрашиваемую информацию, сообщить адрес указанного официального сайта и(или) наименования и реквизиты официальных печатных изданий, где размещена информация.
Предоставление информации по письменному запросу осуществляется управляющей организацией, товариществом или кооперативом в течение 10 рабочих дней со дня его поступления посредством направления почтового отправления в адрес потребителя, либо выдачи запрашиваемой информации лично потребителю по месту нахождения управляющей организации, органов управления товарищества или кооператива, либо направления информации по адресу электронной почты потребителя в случае указания такого адреса в запросе (пункт 21 Стандарта раскрытия информации).
В письменном запросе, подписанном потребителем, указываются управляющая организация, товарищество или кооператив, в адрес которых направляется запрос, фамилия, имя и отчество (наименование юридического лица) потребителя, излагается суть заявления, а также в случае направления письменного запроса управляющей организации указывается почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, и способ получения информации (посредством почтового отправления или выдачи лично потребителю) (пункт 23 Стандарта).
При этом, из названных нормоположений не следует обязанность лица, подающего письменный запрос, предъявления документов удостоверяющих личность и документов, подтверждающих наличие права собственности, либо договора служебного, коммерческого, социального найма или нотариально заверенной доверенности на представление интересов собственника, нанимателя.
Поскольку правом на обращение в управляющую организацию для доступа к информации (независимо от цели ее получения) наделен неограниченный круг лиц, следовательно, отсутствуют основания предъявления заявителем различных документов, удостоверяющих личность или подтверждающих правовой статус заявителя на этапе подачи заявления предусмотренным законом способом.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание вынесено уполномоченным органом, соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку не возлагает на заявителя незаконную обязанность исходя из содержательно-правового смысла статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное обществом не доказано.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы судом апелляционной инстанции рассмотрены и признаны несостоятельными, не опровергающими установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно отказал обществу в удовлетворении требования.
Основания для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба общества по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Магаданской области от 19.09.2017 по делу N А37-1067/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.12.2017 N 06АП-6503/2017 ПО ДЕЛУ N А37-1067/2017
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 декабря 2017 г. N 06АП-6503/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 декабря 2017 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Сапрыкиной Е.И., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутенко А.А.
при участии в заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания ремонт, эксплуатация, управление -7": не явились;
- от Государственной жилищной инспекции Магаданской области: не явились;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания ремонт, эксплуатация, управление-7"
на решение от 19.09.2017
по делу N А37-1067/2017
Арбитражного суда Магаданской области
принятое судьей Липиным В.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания ремонт, эксплуатация, управление -7"
к Государственной жилищной инспекции Магаданской области
о признании недействительным предписания, о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя в сумме 35 000 руб.
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания ремонт, эксплуатация, управление - 7" (далее - заявитель, ООО "ГУК РЭУ-7", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственной жилищной инспекции Магаданской области (далее - ГЖИ, инспекция) о признании недействительным предписания N 97 от 27.04.2017.
Решением суда от 19.09.2017 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с судебным актом, общество обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда, принятого с нарушением норм материального права, при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, просит его отменить, принять новое решение, которым признать предписание инспекции недействительным.
Инспекция в представленных возражениях на жалобу, выразила несогласие с ее доводами, просила оставить судебный акт в иле, как законный и обоснованный.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения жалобы, участия в заседании апелляционного суда не принимали, в связи с чем, жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьей 156 АПК РФ.
01.12.2017 в апелляционный суд от общества поступило ходатайство о прекращении производства по жалобе.
Учитывая, что ходатайство поступило после рассмотрения апелляционной жалобы по существу (судебное заседание состоялось 29.11.2017), то данное ходатайство рассмотрению не подлежит.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы и возражений на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения руководителя ГЖИ Магаданской области от 27.03.2017 N 185 в отношении ООО "Городская управляющая компания ремонт, эксплуатация, управление-7" проведена внеплановая проверка с целью проверки соблюдения обществом лицензионных требований, установленных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ, частью 2 статьи 162 ЖК РФ в связи с обращениями граждан, проживающих по адресу: <...>.
По результатам проверки составлен акт от 27.04.2017 N 247 и выдано предписание от 27.04.2017 N 97 об устранении выявленных нарушений жилищного законодательства Российской Федерации.
Согласно данному предписанию при проведении проверки заинтересованным лицом выявлены нарушения обществом обязательных требований жилищного законодательства Российской Федерации: подпунктов "а", "б", "в" пункта 3 "Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110; пунктов 2, 21 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 731; части 10 статьи 161, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктов 17, 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
Обществу в срок до 05.06.2017 предписано:
- 1. обеспечить прием, регистрацию и рассмотрение заявлений (обращений, претензий, требований) граждан в соответствии с пунктами 2, 21 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N 731 от 23.09.2010, подпункта "з" пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации N 416 от 15.05.2013 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами";
- 2. обеспечить прекращение нарушения прав собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме N 4, корп. 3 по Колымскому шоссе в г. Магадане, а именно:
- - производить, в текущем году расчет платы за содержание и ремонт общего имущества указанного многоквартирного дома в соответствии с размером, установленным на общем собрании собственников (протокол от 25.02.2014), то есть с учетом индекса потребительских цен на 2017 год;
- - обеспечить указание в направляемых жителям дома N 4, корп. 3 по Колымскому шоссе в г. Магадане платежных документах достоверной информации о тарифе за содержание и ремонт жилого помещения;
- - обеспечить указание в направляемых жителям дома N 4, корп. 3 по Колымскому шоссе в г. Магадане платежных документах указание правильно начисленного размера платы (с учетом перерасчета) за услуги по содержанию и текущему ремонту данного многоквартирного дома.
Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Из положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ следует, что основанием для принятия решения суда о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются одновременно два условия, несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия условий, предусмотренных статьей 198 АПК РФ, необходимых для признания оспариваемого предписания недействительным.
В соответствии с частью 1 статьи 196 ЖК РФ к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) и положения Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) с учетом особенности проведения внеплановой проверки, установленной частью 3 настоящей статьи.
В части 1 статьи 8 Федерального закона N 99-ФЗ определено, что лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 3 части 1 статьи 7 Федерального закона N 99-ФЗ и пункта 13 Положения N 1110, должностные лица лицензирующих органов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при осуществлении лицензирования имеют право выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований к осуществлению предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Таким образом, оспариваемое предписание выдано инспекцией в пределах предоставленных ей законом полномочий.
В соответствии пунктом 3 Положения N 1110 лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона N 99-ФЗ, являются: а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ; б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ; в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 ЖК РФ.
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: 1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; 2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; 3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; 4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц (часть 1.1 статьи 161 ЖК РФ).
В части 2.3 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Пунктами 16 и 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правил) определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.
Как следует из статьи 158 ЖК РФ, пунктов 28 и 31 Правил, в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией бремя расходов на содержание общего имущества обязаны нести собственники помещений в этом многоквартирном доме, причем размер причитающейся с них платы определяется решением общего собрания собственников с учетом предложений управляющей организации.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения.
Плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (часть 1 статьи 156 ЖК РФ).
В соответствии с частью 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Таким образом, изменение размера платы с учетом индекса роста цен на жилищно-коммунальные услуги возможно лишь после принятия такого решения на общем собрании собственников помещений.
Из материалов дела усматривается, что управляющая компания и собственники многоквартирного жилого дома N 4, корпус 3, по Колымскому шоссе в городе Магадане заключили договор управления многоквартирным домом от 01.03.2014 сроком на пять лет.
Решением общего собрания собственников дома от 25.02.2014 размер платы по статье содержание и ремонт общего имущества дома утвержден в размере 21 руб. 49 коп. за 1 кв. метр.
Кроме этого, собственники жилья также решили, что на каждый последующий год действия договора размер платы повышается на базовый индекс потребительских цен Магаданской области, при этом, проведение общего собрания о повышении на базовый индекс потребительских цен не требуется, изменение размера платы является акцептом собственников жилых (нежилых) помещений, в связи с чем, дополнительных уведомлений собственников и дополнительных соглашений к договору управления многоквартирным домом не требуется.
Как видно из материалов дела, ежегодное повышение размера платы в 2015 и 2016 на базовый индекс потребительских цен управляющей компанией не производилось.
Учитывая отсутствие повышения платы в 2015 и 2016 годах, управляющая компания повысила в 2017 году размер платы на 16,6%, что составило - 25 руб. 06 коп. за 1 кв. метр.
По мнению общества, указанные действия не нарушают прав и интересов собственников МКД.
Вместе с тем такая позиция является ошибочной и обоснованно не принята судом первой инстанции.
В соответствии с положениями пунктов I.1, I.2. II.1, II.2 Постановления Госкомстата РФ от 25.03.2002 N 23 "Об утверждении "Основных положений о порядке наблюдения за потребительскими ценами и тарифами на товары и платные услуги, оказанные населению, и определения индекса потребительских цен" индекс потребительских цен (ИПЦ) характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. Он измеряет отношение стоимости фиксированного набора товаров и услуг в ценах текущего периода к его стоимости в ценах предыдущего (базисного) периода. Расчет ИПЦ осуществляется в целом по Российской Федерации, федеральным округам и субъектам Российской Федерации по единому набору товаров (услуг) - представителей.
ИПЦ является одним из важнейших показателей, характеризующих инфляционные процессы в стране, и используется в целях осуществления государственной финансовой и денежно - кредитной политики, анализа и прогноза ценовых процессов в экономике, пересмотра минимальных социальных гарантий населению, решения отдельных правовых споров. ИПЦ применяется при пересчете макроэкономических показателей из текущих цен в сопоставимые цены. Он исчисляется также с целью характеристики изменения потребительских расходов населения на товары и платные услуги в текущем периоде по сравнению с предыдущим (базисным) периодом под влиянием изменения цен на эти товары и услуги по отдельным регионам и Российской Федерации в целом.
Таким образом, как верно отметил суд первой инстанции, индекс потребительских цен не может накапливаться за несколько лет, применяется однократно в конкретном временном периоде.
Следовательно, если управляющая организация посчитала возможным, экономически обоснованным, не повышать в течение двух лет размер платы за содержание и ремонт общего имущества, установленный на уровне 2014 года в размере 21,49 руб. /м кв., то соответственно, последующее повышение размера платы на 2017 год в соответствии с протоколом собрания собственников жилья от 08.02.2014, может производиться на индекс потребительских цен, установленный на 2017 год в размере 104,67% (размещен на официальном сайте в сети Интернет Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Магаданской области) и соответственно, размер платы составит, в размере 22 руб. 50 коп. (21,49 х 104,67/100).
Учитывая изложенное, возложение на общество обязанности производить расчет платы за содержание и ремонт общего имущества указанного многоквартирного дома в соответствии с размером, установленным на общем собрании собственников (протокол от 08.02.2014) с учетом индекса потребительских цен на 2017 год, а также указание в платежных документах достоверной информации о тарифе за содержание и ремонт жилого помещения прав и законных интересов общества не нарушает.
Также, в ходе проверки инспекцией были установлены нарушения в Порядке подачи, принятия и учета заявлений, обращений, требований, претензий граждан в ООО "ГУК "РЭО-7" (далее - Порядок).
В соответствии с указанным Порядком, с января 2017 прием заявлений, обращений, требований, жалоб и претензий от потребителей чьи многоквартирные дома находятся в управлении ООО "ГУК "РЭУ-7" осуществляется два раза в неделю (вторник и четверг) по месту нахождения офиса организации - г. Магадан, пр. Карла Маркса, д. 67.
Из пунктов 2, 3, 4 указанного Порядка следует, что любые обращения, заявления, требования, жалобы, претензии, предложения принимаются только при предоставлении документов, удостоверяющих личность, позволяющих установить наличие у заявителя прав в отношении помещения. При отсутствии указанных документов предусмотрен отказ в приеме заявления, обращения, требования, жалобы, претензии, предложения.
Информация о порядке обращения граждан в ООО "ГУК "РЭУ-7" размещена на информационном стенде в помещении офиса организации, а также была доведена до сведения потребителей путем размещения соответствующего объявления в газете "Вечерний Магадан" 29.12.2016-05.01.2017.
При осмотре информационных стендов и стоек, расположенных в помещении ООО "ГУК "РЭУ-7" инспекцией установлено, что стенды располагаются в офисе, в месте доступном для ознакомления неограниченному кругу лиц, на стендах и стойках имеется следующая информация:
- - объявление о графике приема граждан руководителем ООО "ГУК "РЭУ-7" (каждую пятницу месяца с 17.00 до 18.00);
- - график приема обращений (два раза в неделю вторник, четверг);
- - регистрация и прием обращений (заявлений, претензий, жалоб) осуществляется ООО "ГУК "РЭУ-7" только при предъявлении паспорта, свидетельства о регистрации права на жилое/нежилое помещение (при первичном обращении), либо договора служебного, коммерческого, социального найма, либо по нотариально заверенной доверенности на представление интересов собственника, наниматели;
- - обращения, заявления, претензии, жалобы посредством электронной почты, а также через мессенджер WhatsApp принимаются ежедневно.
Изучив, полученную в ходе проверки информацию, ГЖИ пришла к выводу, что установленные ограничения не предусмотрены положениями пунктов 2, 21 Стандарта раскрытия информации N 731.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации одним из лицензионных требований является соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации, установленных частью 10 статьи 161 данного Кодекса.
В силу данной нормы управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Во исполнение предписаний федерального закона Правительство Российской Федерации издало 23.09.2010 постановление N 731, которым утвердило стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (далее - Стандарт).
Абзацем вторым пункта 2 Стандарта установлено, что под раскрытием информации понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.
Пункт 3 Стандарта устанавливает, какую информацию обязана раскрывать управляющая организация.
Способы раскрытия информации приведены в пункте 5 Стандарта. Помимо обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации (подпункт "а"), информация раскрывается путем опубликования в полном объеме в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации осуществляют свою деятельность, в случае если на территории муниципального образования отсутствует доступ к сети Интернет (подпункт "б"), размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации (подпункт "в"), предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде (подпункт "г").
Пунктом 17 названного Стандарта предусмотрено, что раскрытие информации может осуществляться на основании письменного запроса и запроса в электронном виде.
В случае если запрашиваемая информация раскрыта в необходимом объеме на официальном сайте в сети Интернет и(или) в официальных печатных изданиях, управляющая организация вправе, не раскрывая запрашиваемую информацию, сообщить адрес указанного официального сайта и(или) наименования и реквизиты официальных печатных изданий, где размещена информация.
Предоставление информации по письменному запросу осуществляется управляющей организацией, товариществом или кооперативом в течение 10 рабочих дней со дня его поступления посредством направления почтового отправления в адрес потребителя, либо выдачи запрашиваемой информации лично потребителю по месту нахождения управляющей организации, органов управления товарищества или кооператива, либо направления информации по адресу электронной почты потребителя в случае указания такого адреса в запросе (пункт 21 Стандарта раскрытия информации).
В письменном запросе, подписанном потребителем, указываются управляющая организация, товарищество или кооператив, в адрес которых направляется запрос, фамилия, имя и отчество (наименование юридического лица) потребителя, излагается суть заявления, а также в случае направления письменного запроса управляющей организации указывается почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, и способ получения информации (посредством почтового отправления или выдачи лично потребителю) (пункт 23 Стандарта).
При этом, из названных нормоположений не следует обязанность лица, подающего письменный запрос, предъявления документов удостоверяющих личность и документов, подтверждающих наличие права собственности, либо договора служебного, коммерческого, социального найма или нотариально заверенной доверенности на представление интересов собственника, нанимателя.
Поскольку правом на обращение в управляющую организацию для доступа к информации (независимо от цели ее получения) наделен неограниченный круг лиц, следовательно, отсутствуют основания предъявления заявителем различных документов, удостоверяющих личность или подтверждающих правовой статус заявителя на этапе подачи заявления предусмотренным законом способом.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание вынесено уполномоченным органом, соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку не возлагает на заявителя незаконную обязанность исходя из содержательно-правового смысла статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное обществом не доказано.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы судом апелляционной инстанции рассмотрены и признаны несостоятельными, не опровергающими установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно отказал обществу в удовлетворении требования.
Основания для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба общества по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Магаданской области от 19.09.2017 по делу N А37-1067/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.А.ШВЕЦ
Е.А.ШВЕЦ
Судьи
Е.И.САПРЫКИНА
Е.Г.ХАРЬКОВСКАЯ
Е.И.САПРЫКИНА
Е.Г.ХАРЬКОВСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)