Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 3 марта 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 марта 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Диаковской Н.В.,
судей: Иевлева П.А., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Ефремовым А.А.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Областная эксплуатационная компания" - Захаров В.В., по доверенности от 24 февраля 2016 года,
от главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" - Козлова Л.В., по доверенности от 5 октября 2015 года N 08исх-8020/с,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Областная эксплуатационная компания"
на решение Арбитражного суда Московской области
от 22 декабря 2015 года по делу N А41-97870/15, принятое судьей Обарчуком А.А.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Областная эксплуатационная компания"
к главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области"
об оспаривании предписаний,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Областная эксплуатационная компания" (далее - общество, ООО "ОЭК") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - управление, административный орган) о признании недействительными предписаний от 30 сентября 2015 года N 08ОГ-49628-34-10-2015, 08ОГ-49628-34-10-2015/3, 08ОГ-49628-34-10-2015/1, 08ОГ-49628-34-10-2015/2, 08ОГ-49628-34-10-2015/4, 08ОГ-49628-34-10-2015/5, 08ОГ-49628-34-2015/6, 08ОГ-49628-34-10-2015/7.
Решением Арбитражного суда Московской области от 22 декабря 2015 года по делу N А41-97870/15 в удовлетворении заявления отказано (том 2, л.д. 186 - 190).
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "ОЭК" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что решение суда принято с нарушением норм материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения суда первой инстанции проверены арбитражным апелляционным судом порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель общества в полном объеме поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, заявленное требование удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица возражал против доводов заявителя, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 30 сентября 2015 года сотрудниками управления на основании распоряжения от 28 сентября 2015 года N 08ОГ-49628-34-10-2015 в связи с поступившим коллективным обращением граждан проведена внеплановая проверка деятельности общества при управлении многоквартирными домами, расположенными по адресам: Московская область, Ленинский район, п. Новодрожжино, д. 3, д. 6 к. 1, д. 13, д. 2, д. 6 к. 2, д. 11, д. 12, д. 15.
В ходе проверки выявлено нарушение части 2.3 статьи 161, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 4.8.12, 4.8.5, 3.2.6, 3.2.8, 3.2.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170.
В связи с выявленными нарушениями обществу выданы предписания от 30 сентября 2015 года N 08ОГ-49628-34-10-2015, 08ОГ-49628-34-10-2015/3 (п. Новодрожжино, д. 6 к. 1), 08ОГ-49628-34-10-2015/1, 08ОГ-49628-34-10-2015/2, 08ОГ-49628-34-10-2015/4, 08ОГ-49628-34-10-2015/5, 08ОГ-49628-34-2015/6, 08ОГ-49628-34-10-2015/7, которыми в срок до 30 ноября 2015 года указано на необходимость устранить выявленные нарушения, а именно:
- - по предписанию от 30 сентября 2015 года N 08ОГ-49628-34-10-2015 входная дверь в подъездах (1, 2, 3) (тамбурная пружина сорвана, на осветительных приборах нет плафонов, остекление на окнах и дверях отсутствует, нет в наличии фурнитуры на окнах и дверях (ручки, скобянка), освещение лестничной клетки частичная (через этаж), подъезд (1, 2, 3) размещение на лестничных площадках бытовых вещей, оборудования, инвентаря и других предметов, подъезд (1, 2, 3) не обеспечена регулярная уборка: обметание окон, подоконников, отопительных приборов; подъезд 9 этаж поврежденных и закрепление отслоившихся керамических плиток на лестничных площадках; в холле батарея не окрашена;
- - по предписанию от 30 сентября 2015 года N 08ОГ-49628-34-10-2015/3 наружные входные двери в подъездах и лестничные клетки не имеют самозакрывающих устройств (доводчики), входная дверь в подъездах (тамбурная пружина сорвана, на осветительных приборах нет плафонов, остекление на окнах и дверях отсутствует, нет в наличии фурнитуры на окнах и дверях (ручки, скобянка), освещение лестничной клетки частичная, размещение на лестничных площадках бытовых вещей, оборудования, инвентаря и других предметов, поврежденных и закрепление отслоившихся керамических плиток на лестничных площадках, разрушение, просадка отмостки;
- - по предписанию от 30 сентября 2015 года N 08ОГ-49628-34-10-2015/1 входная дверь в подъездах (тамбурная пружина сорвана, на осветительных приборах нет плафонов, остекление на окнах и дверях отсутствует, нет в наличии фурнитуры на окнах и дверях (ручки, скобянка), освещение лестничной клетки частичная, размещение на лестничных площадках бытовых вещей, оборудования, инвентаря и других предметов, поврежденных и закрепление отслоившихся керамических плиток на лестничных площадках;
- - по предписанию от 30 сентября 2015 года N 08ОГ-49628-34-10-2015/2 входная дверь в подъездах (тамбурная пружина сорвана, на осветительных приборах нет плафонов, остекление на окнах и дверях отсутствует, нет в наличии фурнитуры на окнах и дверях (ручки, скобянка), освещение лестничной клетки частичная, загромождение балконов предметами домашнего обихода (мебелью, тарой, дровами и другими), размещение на лестничных площадках бытовых вещей, оборудования, инвентаря и других предметов, не обеспечена регулярная уборка: обметание окон, подоконников, отопительных приборов, на 10 этаже (кв. 48 - 49) примыкание пола и стены сквозное отверстие шириной 40 см, поврежденных и закрепление отслоившихся керамических плиток на лестничных площадках;
- - по предписанию от 30 сентября 2015 года N 08ОГ-49628-34-10-2015/4 входная дверь в подъездах (тамбурная пружина сорвана, на осветительных приборах нет плафонов, остекление на окнах и дверях отсутствует, нет в наличии фурнитуры на окнах и дверях (ручки, скобянка), освещение лестничной клетки частичная, загромождение балконов предметами домашнего обихода (мебелью, тарой, дровами и другими), размещение на лестничных площадках бытовых вещей, оборудования, инвентаря и других предметов, поврежденных и закрепление отслоившихся керамических плиток на лестничных площадках;
- - по предписанию от 30 сентября 2015 года N 08ОГ-49628-34-10-2015/5 входная дверь в подъездах (тамбурная пружина сорвана, на осветительных приборах нет плафонов, остекление на окнах и дверях отсутствует, нет в наличии фурнитуры на окнах и дверях (ручки, скобянка), освещение лестничной клетки частичная, загромождение балконов предметами домашнего обихода (мебелью, тарой, дровами и другими), размещение на лестничных площадках бытовых вещей, оборудования, инвентаря и других предметов, не обеспечена регулярная уборка: обметание окон, подоконников, отопительных приборов, поврежденных и закрепление отслоившихся керамических плиток на лестничных площадках;
- - по предписанию от 30 сентября 2015 года N 08ОГ-49628-34-10-2015/6 входная дверь в подъездах (тамбурная пружина сорвана, на осветительных приборах нет плафонов, остекление на окнах и дверях отсутствует, нет в наличии фурнитуры на окнах и дверях (ручки, скобянка), освещение лестничной клетки частичная, загромождение балконов предметами домашнего обихода (мебелью, тарой, дровами и другими), размещение на лестничных площадках бытовых вещей, оборудования, инвентаря и других предметов, не обеспечена регулярная уборка: обметание окон, подоконников, отопительных приборов, поврежденных и закрепление отслоившихся керамических плиток на лестничных площадках, подвальное помещение подтоплено;
- - по предписанию от 30 сентября 2015 года N 08ОГ-49628-34-10-2015/7 входная дверь в подъездах (тамбурная пружина сорвана, на осветительных приборах нет плафонов, остекление на окнах и дверях отсутствует, нет в наличии фурнитуры на окнах и дверях (ручки, скобянка), освещение лестничной клетки частичная, загромождение балконов предметами домашнего обихода (мебелью, тарой, дровами и другими), размещение на лестничных площадках бытовых вещей, оборудования, инвентаря и других предметов, не обеспечена регулярная уборка: обметание окон, подоконников, отопительных приборов, поврежденных и закрепление отслоившихся керамических плиток на лестничных площадках, подвальное помещение подтоплено.
Не согласившись с выданными предписаниями, общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании их незаконными и отмене.
Арбитражный апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявления ООО "ОЭК" в связи со следующим.
В соответствии с частями 2.3 статьи 161, частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В качестве выявленных нарушений обществу как управляющей компании вменяется не только размещение на лестничных клетках бытовых вещей, но и нарушения пунктов 4.8.12, 4.8.14, 4.8.5, 3.2.6, 3.2.8, 3.2.9, 4.10.2.1, 3.4.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, выразившиеся в:
- отсутствии тамбурной пружины, плафонов на осветительных приборах, остекления на окнах и дверях, фурнитуры на окнах и дверях (ручки, скобянка),
- частичном освещении лестничной клетки,
- не обеспечении регулярной уборки (обметания окон, подоконников, отопительных приборов),
- наличии поврежденных керамических плиток на лестничных площадках,
- - отсутствии окраски батареи, не окрашена;
- - разрушении, просадки отмостки,
- подтоплении подвального помещения.
Вопреки доводам общества указанными правилами прямо предусмотрено, что обязанность по их соблюдению возлагается на собственников жилищного фонда или на управляющие компании.
В силу пунктов 4.8.12 и 4.8.14 Правил входные двери должны иметь плотные притворы, уплотняющие прокладки, самозакрывающие устройства (доводчики, пружины), ограничители хода дверей (остановы).
Лестничные клетки:
- должно быть исправным остекление; наличие фурнитуры на окнах и дверях (ручки, скобянка), освещение лестничной клетки;
- помещение должно регулярно проветриваться, температура воздуха - не менее +16 град. C;
- должна быть обеспечена регулярная уборка: обметание окон, подоконников, отопительных приборов - не реже 1 раза в 5 дней; стены - не менее 2 раз в месяц; мытье - не реже 1 раза в месяц;
- рекомендуется перед наружными входными дверями устанавливать скребки и металлические решетки для очистки обуви от грязи и снега;
- входы из лестничных клеток на чердак или кровлю (при бесчердачных крышах) должны быть закрыты на замок.
Согласно пункту 4.8.5 Правил замена поврежденных и закрепление отслоившихся керамических плиток на лестничных площадках новыми должна производиться немедленно после обнаружения дефектов.
Пунктами 3.2.6, 3.2.8 и 3.2.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда предусмотрено, что освещенность искусственным светом лестничных клеток должна приниматься по установленным нормам.
- Окраску лестничных клеток допускается производить улучшенными высококачественными, безводными составами;
- поверхности, окрашенные малярными, безводными составами, должны иметь однотонную глянцевую или матовую поверхность;
- не допускается просвечивание нижележащих слоев краски, отслоения, пятна, потеки;
- не допускается в местах сопряжения поверхностей, искривления линий, закраски высококачественной окраски в различные цвета.
Периодичность ремонта подъездов должна быть соблюдена один раз в пять или три года в зависимости от классификации зданий и физического износа.
В силу пункта 4.10.2.1 Правил организации по обслуживанию жилищного фонда в процессе эксплуатации жилых домов должны регулярно осуществлять мероприятия по устранению причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций (поддержание надлежащего температурно-влажностного режима и воздухообмена в жилых и вспомогательных помещениях, включая чердаки и подполья; содержание в исправном состоянии санитарно-технических систем, кровли и внутренних водостоков, гидро- и пароизоляционных слоев стен, перекрытий, покрытий и пола, герметизации стыков и швов полносборных зданий, утепление дефектных ограждающих конструкций, тепло- и пароизоляции трубопроводов, на поверхности которых образуется конденсат, обеспечение бесперебойной работы дренажей, просушивание увлажненных мест, содержание в исправном состоянии отмосток и водоотводящих устройств и др.)
Подвалы и технические подполья должны проветриваться регулярно в течение всего года с помощью вытяжных каналов, вентиляционных отверстий в окнах и цоколе или других устройств при обеспечении не менее чем однократного воздухообмена.
Продухи в цоколях зданий должны быть открыты. Проветривание подполья следует проводить в сухие и неморозные дни (пункт 3.4.3 Правил).
Факты выявленных нарушений подтверждается актами проверки от 30 сентября 2015 года N 08ОГ-49628-34-10-2015, 08ОГ-49628-34-10-2015/3, 08ОГ-49628-34-10-2015/1, 08ОГ-49628-34-10-2015/2, 08ОГ-49628-34-10-2015/4, 08ОГ-49628-34-10-2015/5, 08ОГ-49628-34-2015/6, 08ОГ-49628-34-10-2015/7, приложенными фотоматериалами и по существу обществом не оспариваются.
Вопреки доводам заявителя нарушения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) допущены не были.
Основанием для проведения внеплановой проверки послужило поступившее в административный орган коллективное обращение жителей проверенных многоквартирных домов о несоблюдении требований жилищного законодательства при предоставлении услуг управляющей компанией, что предусмотрено подпунктом "в" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ и не требует согласования с органами прокуратуры.
В распоряжении от 28 сентября 2015 года N 08ОГ-49628-34-10-2015 отражен предмет проверки, подлежащие проведению мероприятия (осмотр инженерных систем, проверка документов, проверка содержания и эксплуатации жилищного фонда, проверка соблюдения лицензиатом лицензионных требований, выезд на место, визуальный осмотр, фотосъемка) и конкретные адреса многоквартирных домов, где необходимо мероприятия по контролю осуществить.
Уведомлением от 28 сентября 2015 года N 08ОГ-49628-34-10-2015, врученным за вх. N 54 от 28 сентября 2015 года, общество было в установленном порядке извещено о проведении внеплановой выездной проверки.
В ходе проверки участвовал представитель общества Кондакова Т.В., действующая по доверенности б/н от 28 июля 2015 года.
В установленном порядке в течение 3-х дней с даты составления актов проверки возражения обществом представлены не были.
Составление нескольких актов проверки в соответствии с одним и тем же распоряжением руководителя управления не позволяет признать какой-либо один из этих актов составленным в отсутствие распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора).
Федеральный закон N 294-ФЗ не содержит требований о необходимости вынесения органом государственного контроля (надзора) отдельного распоряжения о проведении внеплановой проверки для осуществления проверки деятельности одной и той же организации по каждому из объектов, а равно не предусматривает требования о составлении одного (общего) акта проверки по всем этим объектам, равно как и запрета составлять два или более актов при проверке нескольких таких объектов. Более того, какой-либо смысл в подобных ограничениях не усматривается.
Таким образом, оспариваемые предписания выданы в пределах предоставленных управлению полномочий и при наличии к тому достаточных оснований.
Из содержания предписания следует, что обществу указано на необходимость "произвести мероприятия по устранению выявленных нарушений".
По смыслу статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ предписание выносится только в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо могут быть возложены только такие обязанности, соблюдение которых основано на требованиях закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
Поскольку предписание носит административно-властный характер, природа и назначение данного ненормативного акта, исходя из его названия и функций инспекции, заключается в необходимости обязательного выполнения всех пунктов выданного предписания лицом, допустившим нарушения законодательства, в установленный в нем срок и сообщения об этом контролирующему органу.
Выявленные нарушения являются достаточно многочисленными, свидетельствуют о различных недостатках в содержании общего имущества многоквартирного дома, предоставление возможности хозяйствующему субъекту выбрать наиболее целесообразный способ их устранения не может в данном случае нарушить права заявителя.
Вопреки доводам апелляционной жалобы о неисполнимости оспариваемого предписания ввиду того, что предписание не содержит конкретных указаний и четких формулировок относительно действий, необходимых совершить в целях устранения нарушений, апелляционный суд пришел к выводу, что оспариваемое предписание исполнимо и у общества фактически не имеется неясности в том, что ему необходимо предпринять в целях устранения выявленных нарушений законодательства.
Суд также учитывает, что четыре из восьми оспариваемых предписаний были обществом исполнены, в частности, убраны вещи с техничных площадок, выданы уведомления о необходимо убрать остатки бытовых вещей и конструкций.
Апелляционным судом отклоняется ссылка общества на неприменение административным органом положений Постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года N 290, которыми утвержден Минимальный перечень услуг и работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, в связи со следующим.
В Постановлении Верховного суда Российской Федерации от 10 февраля 2015 года по делу N 302-АД14-8304 указано, что, исходя из целей (пункт 1 статьи 161 ЖК РФ) и предмета (пункта 2 статьи 162 ЖК РФ) договора управления и с учетом требований к надлежащему содержанию общего имущества, управляющая компания обязана осуществлять все мероприятия, описанные в законах и подзаконных нормативных актах, обеспечивающие выполнение указанных требований. В частности, на уровне закона установлено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения (статья 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"). Относительно подзаконных актов, которые устанавливают перечень мероприятий, порядок их выполнения, а также параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома должны отвечать строительные конструкции этого дома, следует руководствоваться Правилами содержания общего имущества, Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом и Минимальным перечнем необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества работ и услуг. Таким образом, государство, исходя из баланса частных и публичных интересов, в нормативном порядке определило уровень состояния жилых домов, который необходимо поддерживать за счет средств собственников силами управляющих компаний.
На основании изложенного, отсутствие в оспариваемом постановлении ссылок на положения Постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года N 290, не является основанием для отмены оспариваемых предписаний.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению. Доводы, изложенные в ней, являются несостоятельными.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 22 декабря 2015 года по делу N А41-97870/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий
Н.В.ДИАКОВСКАЯ
Судьи
П.А.ИЕВЛЕВ
Е.А.МИЩЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.03.2016 N 10АП-1387/2016 ПО ДЕЛУ N А41-97870/15
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 марта 2016 г. по делу N А41-97870/15
Резолютивная часть постановления объявлена 3 марта 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 марта 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Диаковской Н.В.,
судей: Иевлева П.А., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Ефремовым А.А.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Областная эксплуатационная компания" - Захаров В.В., по доверенности от 24 февраля 2016 года,
от главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" - Козлова Л.В., по доверенности от 5 октября 2015 года N 08исх-8020/с,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Областная эксплуатационная компания"
на решение Арбитражного суда Московской области
от 22 декабря 2015 года по делу N А41-97870/15, принятое судьей Обарчуком А.А.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Областная эксплуатационная компания"
к главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области"
об оспаривании предписаний,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Областная эксплуатационная компания" (далее - общество, ООО "ОЭК") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - управление, административный орган) о признании недействительными предписаний от 30 сентября 2015 года N 08ОГ-49628-34-10-2015, 08ОГ-49628-34-10-2015/3, 08ОГ-49628-34-10-2015/1, 08ОГ-49628-34-10-2015/2, 08ОГ-49628-34-10-2015/4, 08ОГ-49628-34-10-2015/5, 08ОГ-49628-34-2015/6, 08ОГ-49628-34-10-2015/7.
Решением Арбитражного суда Московской области от 22 декабря 2015 года по делу N А41-97870/15 в удовлетворении заявления отказано (том 2, л.д. 186 - 190).
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "ОЭК" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что решение суда принято с нарушением норм материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения суда первой инстанции проверены арбитражным апелляционным судом порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель общества в полном объеме поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, заявленное требование удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица возражал против доводов заявителя, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 30 сентября 2015 года сотрудниками управления на основании распоряжения от 28 сентября 2015 года N 08ОГ-49628-34-10-2015 в связи с поступившим коллективным обращением граждан проведена внеплановая проверка деятельности общества при управлении многоквартирными домами, расположенными по адресам: Московская область, Ленинский район, п. Новодрожжино, д. 3, д. 6 к. 1, д. 13, д. 2, д. 6 к. 2, д. 11, д. 12, д. 15.
В ходе проверки выявлено нарушение части 2.3 статьи 161, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 4.8.12, 4.8.5, 3.2.6, 3.2.8, 3.2.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170.
В связи с выявленными нарушениями обществу выданы предписания от 30 сентября 2015 года N 08ОГ-49628-34-10-2015, 08ОГ-49628-34-10-2015/3 (п. Новодрожжино, д. 6 к. 1), 08ОГ-49628-34-10-2015/1, 08ОГ-49628-34-10-2015/2, 08ОГ-49628-34-10-2015/4, 08ОГ-49628-34-10-2015/5, 08ОГ-49628-34-2015/6, 08ОГ-49628-34-10-2015/7, которыми в срок до 30 ноября 2015 года указано на необходимость устранить выявленные нарушения, а именно:
- - по предписанию от 30 сентября 2015 года N 08ОГ-49628-34-10-2015 входная дверь в подъездах (1, 2, 3) (тамбурная пружина сорвана, на осветительных приборах нет плафонов, остекление на окнах и дверях отсутствует, нет в наличии фурнитуры на окнах и дверях (ручки, скобянка), освещение лестничной клетки частичная (через этаж), подъезд (1, 2, 3) размещение на лестничных площадках бытовых вещей, оборудования, инвентаря и других предметов, подъезд (1, 2, 3) не обеспечена регулярная уборка: обметание окон, подоконников, отопительных приборов; подъезд 9 этаж поврежденных и закрепление отслоившихся керамических плиток на лестничных площадках; в холле батарея не окрашена;
- - по предписанию от 30 сентября 2015 года N 08ОГ-49628-34-10-2015/3 наружные входные двери в подъездах и лестничные клетки не имеют самозакрывающих устройств (доводчики), входная дверь в подъездах (тамбурная пружина сорвана, на осветительных приборах нет плафонов, остекление на окнах и дверях отсутствует, нет в наличии фурнитуры на окнах и дверях (ручки, скобянка), освещение лестничной клетки частичная, размещение на лестничных площадках бытовых вещей, оборудования, инвентаря и других предметов, поврежденных и закрепление отслоившихся керамических плиток на лестничных площадках, разрушение, просадка отмостки;
- - по предписанию от 30 сентября 2015 года N 08ОГ-49628-34-10-2015/1 входная дверь в подъездах (тамбурная пружина сорвана, на осветительных приборах нет плафонов, остекление на окнах и дверях отсутствует, нет в наличии фурнитуры на окнах и дверях (ручки, скобянка), освещение лестничной клетки частичная, размещение на лестничных площадках бытовых вещей, оборудования, инвентаря и других предметов, поврежденных и закрепление отслоившихся керамических плиток на лестничных площадках;
- - по предписанию от 30 сентября 2015 года N 08ОГ-49628-34-10-2015/2 входная дверь в подъездах (тамбурная пружина сорвана, на осветительных приборах нет плафонов, остекление на окнах и дверях отсутствует, нет в наличии фурнитуры на окнах и дверях (ручки, скобянка), освещение лестничной клетки частичная, загромождение балконов предметами домашнего обихода (мебелью, тарой, дровами и другими), размещение на лестничных площадках бытовых вещей, оборудования, инвентаря и других предметов, не обеспечена регулярная уборка: обметание окон, подоконников, отопительных приборов, на 10 этаже (кв. 48 - 49) примыкание пола и стены сквозное отверстие шириной 40 см, поврежденных и закрепление отслоившихся керамических плиток на лестничных площадках;
- - по предписанию от 30 сентября 2015 года N 08ОГ-49628-34-10-2015/4 входная дверь в подъездах (тамбурная пружина сорвана, на осветительных приборах нет плафонов, остекление на окнах и дверях отсутствует, нет в наличии фурнитуры на окнах и дверях (ручки, скобянка), освещение лестничной клетки частичная, загромождение балконов предметами домашнего обихода (мебелью, тарой, дровами и другими), размещение на лестничных площадках бытовых вещей, оборудования, инвентаря и других предметов, поврежденных и закрепление отслоившихся керамических плиток на лестничных площадках;
- - по предписанию от 30 сентября 2015 года N 08ОГ-49628-34-10-2015/5 входная дверь в подъездах (тамбурная пружина сорвана, на осветительных приборах нет плафонов, остекление на окнах и дверях отсутствует, нет в наличии фурнитуры на окнах и дверях (ручки, скобянка), освещение лестничной клетки частичная, загромождение балконов предметами домашнего обихода (мебелью, тарой, дровами и другими), размещение на лестничных площадках бытовых вещей, оборудования, инвентаря и других предметов, не обеспечена регулярная уборка: обметание окон, подоконников, отопительных приборов, поврежденных и закрепление отслоившихся керамических плиток на лестничных площадках;
- - по предписанию от 30 сентября 2015 года N 08ОГ-49628-34-10-2015/6 входная дверь в подъездах (тамбурная пружина сорвана, на осветительных приборах нет плафонов, остекление на окнах и дверях отсутствует, нет в наличии фурнитуры на окнах и дверях (ручки, скобянка), освещение лестничной клетки частичная, загромождение балконов предметами домашнего обихода (мебелью, тарой, дровами и другими), размещение на лестничных площадках бытовых вещей, оборудования, инвентаря и других предметов, не обеспечена регулярная уборка: обметание окон, подоконников, отопительных приборов, поврежденных и закрепление отслоившихся керамических плиток на лестничных площадках, подвальное помещение подтоплено;
- - по предписанию от 30 сентября 2015 года N 08ОГ-49628-34-10-2015/7 входная дверь в подъездах (тамбурная пружина сорвана, на осветительных приборах нет плафонов, остекление на окнах и дверях отсутствует, нет в наличии фурнитуры на окнах и дверях (ручки, скобянка), освещение лестничной клетки частичная, загромождение балконов предметами домашнего обихода (мебелью, тарой, дровами и другими), размещение на лестничных площадках бытовых вещей, оборудования, инвентаря и других предметов, не обеспечена регулярная уборка: обметание окон, подоконников, отопительных приборов, поврежденных и закрепление отслоившихся керамических плиток на лестничных площадках, подвальное помещение подтоплено.
Не согласившись с выданными предписаниями, общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании их незаконными и отмене.
Арбитражный апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявления ООО "ОЭК" в связи со следующим.
В соответствии с частями 2.3 статьи 161, частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В качестве выявленных нарушений обществу как управляющей компании вменяется не только размещение на лестничных клетках бытовых вещей, но и нарушения пунктов 4.8.12, 4.8.14, 4.8.5, 3.2.6, 3.2.8, 3.2.9, 4.10.2.1, 3.4.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, выразившиеся в:
- отсутствии тамбурной пружины, плафонов на осветительных приборах, остекления на окнах и дверях, фурнитуры на окнах и дверях (ручки, скобянка),
- частичном освещении лестничной клетки,
- не обеспечении регулярной уборки (обметания окон, подоконников, отопительных приборов),
- наличии поврежденных керамических плиток на лестничных площадках,
- - отсутствии окраски батареи, не окрашена;
- - разрушении, просадки отмостки,
- подтоплении подвального помещения.
Вопреки доводам общества указанными правилами прямо предусмотрено, что обязанность по их соблюдению возлагается на собственников жилищного фонда или на управляющие компании.
В силу пунктов 4.8.12 и 4.8.14 Правил входные двери должны иметь плотные притворы, уплотняющие прокладки, самозакрывающие устройства (доводчики, пружины), ограничители хода дверей (остановы).
Лестничные клетки:
- должно быть исправным остекление; наличие фурнитуры на окнах и дверях (ручки, скобянка), освещение лестничной клетки;
- помещение должно регулярно проветриваться, температура воздуха - не менее +16 град. C;
- должна быть обеспечена регулярная уборка: обметание окон, подоконников, отопительных приборов - не реже 1 раза в 5 дней; стены - не менее 2 раз в месяц; мытье - не реже 1 раза в месяц;
- рекомендуется перед наружными входными дверями устанавливать скребки и металлические решетки для очистки обуви от грязи и снега;
- входы из лестничных клеток на чердак или кровлю (при бесчердачных крышах) должны быть закрыты на замок.
Согласно пункту 4.8.5 Правил замена поврежденных и закрепление отслоившихся керамических плиток на лестничных площадках новыми должна производиться немедленно после обнаружения дефектов.
Пунктами 3.2.6, 3.2.8 и 3.2.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда предусмотрено, что освещенность искусственным светом лестничных клеток должна приниматься по установленным нормам.
- Окраску лестничных клеток допускается производить улучшенными высококачественными, безводными составами;
- поверхности, окрашенные малярными, безводными составами, должны иметь однотонную глянцевую или матовую поверхность;
- не допускается просвечивание нижележащих слоев краски, отслоения, пятна, потеки;
- не допускается в местах сопряжения поверхностей, искривления линий, закраски высококачественной окраски в различные цвета.
Периодичность ремонта подъездов должна быть соблюдена один раз в пять или три года в зависимости от классификации зданий и физического износа.
В силу пункта 4.10.2.1 Правил организации по обслуживанию жилищного фонда в процессе эксплуатации жилых домов должны регулярно осуществлять мероприятия по устранению причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций (поддержание надлежащего температурно-влажностного режима и воздухообмена в жилых и вспомогательных помещениях, включая чердаки и подполья; содержание в исправном состоянии санитарно-технических систем, кровли и внутренних водостоков, гидро- и пароизоляционных слоев стен, перекрытий, покрытий и пола, герметизации стыков и швов полносборных зданий, утепление дефектных ограждающих конструкций, тепло- и пароизоляции трубопроводов, на поверхности которых образуется конденсат, обеспечение бесперебойной работы дренажей, просушивание увлажненных мест, содержание в исправном состоянии отмосток и водоотводящих устройств и др.)
Подвалы и технические подполья должны проветриваться регулярно в течение всего года с помощью вытяжных каналов, вентиляционных отверстий в окнах и цоколе или других устройств при обеспечении не менее чем однократного воздухообмена.
Продухи в цоколях зданий должны быть открыты. Проветривание подполья следует проводить в сухие и неморозные дни (пункт 3.4.3 Правил).
Факты выявленных нарушений подтверждается актами проверки от 30 сентября 2015 года N 08ОГ-49628-34-10-2015, 08ОГ-49628-34-10-2015/3, 08ОГ-49628-34-10-2015/1, 08ОГ-49628-34-10-2015/2, 08ОГ-49628-34-10-2015/4, 08ОГ-49628-34-10-2015/5, 08ОГ-49628-34-2015/6, 08ОГ-49628-34-10-2015/7, приложенными фотоматериалами и по существу обществом не оспариваются.
Вопреки доводам заявителя нарушения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) допущены не были.
Основанием для проведения внеплановой проверки послужило поступившее в административный орган коллективное обращение жителей проверенных многоквартирных домов о несоблюдении требований жилищного законодательства при предоставлении услуг управляющей компанией, что предусмотрено подпунктом "в" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ и не требует согласования с органами прокуратуры.
В распоряжении от 28 сентября 2015 года N 08ОГ-49628-34-10-2015 отражен предмет проверки, подлежащие проведению мероприятия (осмотр инженерных систем, проверка документов, проверка содержания и эксплуатации жилищного фонда, проверка соблюдения лицензиатом лицензионных требований, выезд на место, визуальный осмотр, фотосъемка) и конкретные адреса многоквартирных домов, где необходимо мероприятия по контролю осуществить.
Уведомлением от 28 сентября 2015 года N 08ОГ-49628-34-10-2015, врученным за вх. N 54 от 28 сентября 2015 года, общество было в установленном порядке извещено о проведении внеплановой выездной проверки.
В ходе проверки участвовал представитель общества Кондакова Т.В., действующая по доверенности б/н от 28 июля 2015 года.
В установленном порядке в течение 3-х дней с даты составления актов проверки возражения обществом представлены не были.
Составление нескольких актов проверки в соответствии с одним и тем же распоряжением руководителя управления не позволяет признать какой-либо один из этих актов составленным в отсутствие распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора).
Федеральный закон N 294-ФЗ не содержит требований о необходимости вынесения органом государственного контроля (надзора) отдельного распоряжения о проведении внеплановой проверки для осуществления проверки деятельности одной и той же организации по каждому из объектов, а равно не предусматривает требования о составлении одного (общего) акта проверки по всем этим объектам, равно как и запрета составлять два или более актов при проверке нескольких таких объектов. Более того, какой-либо смысл в подобных ограничениях не усматривается.
Таким образом, оспариваемые предписания выданы в пределах предоставленных управлению полномочий и при наличии к тому достаточных оснований.
Из содержания предписания следует, что обществу указано на необходимость "произвести мероприятия по устранению выявленных нарушений".
По смыслу статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ предписание выносится только в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо могут быть возложены только такие обязанности, соблюдение которых основано на требованиях закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
Поскольку предписание носит административно-властный характер, природа и назначение данного ненормативного акта, исходя из его названия и функций инспекции, заключается в необходимости обязательного выполнения всех пунктов выданного предписания лицом, допустившим нарушения законодательства, в установленный в нем срок и сообщения об этом контролирующему органу.
Выявленные нарушения являются достаточно многочисленными, свидетельствуют о различных недостатках в содержании общего имущества многоквартирного дома, предоставление возможности хозяйствующему субъекту выбрать наиболее целесообразный способ их устранения не может в данном случае нарушить права заявителя.
Вопреки доводам апелляционной жалобы о неисполнимости оспариваемого предписания ввиду того, что предписание не содержит конкретных указаний и четких формулировок относительно действий, необходимых совершить в целях устранения нарушений, апелляционный суд пришел к выводу, что оспариваемое предписание исполнимо и у общества фактически не имеется неясности в том, что ему необходимо предпринять в целях устранения выявленных нарушений законодательства.
Суд также учитывает, что четыре из восьми оспариваемых предписаний были обществом исполнены, в частности, убраны вещи с техничных площадок, выданы уведомления о необходимо убрать остатки бытовых вещей и конструкций.
Апелляционным судом отклоняется ссылка общества на неприменение административным органом положений Постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года N 290, которыми утвержден Минимальный перечень услуг и работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, в связи со следующим.
В Постановлении Верховного суда Российской Федерации от 10 февраля 2015 года по делу N 302-АД14-8304 указано, что, исходя из целей (пункт 1 статьи 161 ЖК РФ) и предмета (пункта 2 статьи 162 ЖК РФ) договора управления и с учетом требований к надлежащему содержанию общего имущества, управляющая компания обязана осуществлять все мероприятия, описанные в законах и подзаконных нормативных актах, обеспечивающие выполнение указанных требований. В частности, на уровне закона установлено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения (статья 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"). Относительно подзаконных актов, которые устанавливают перечень мероприятий, порядок их выполнения, а также параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома должны отвечать строительные конструкции этого дома, следует руководствоваться Правилами содержания общего имущества, Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом и Минимальным перечнем необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества работ и услуг. Таким образом, государство, исходя из баланса частных и публичных интересов, в нормативном порядке определило уровень состояния жилых домов, который необходимо поддерживать за счет средств собственников силами управляющих компаний.
На основании изложенного, отсутствие в оспариваемом постановлении ссылок на положения Постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года N 290, не является основанием для отмены оспариваемых предписаний.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению. Доводы, изложенные в ней, являются несостоятельными.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 22 декабря 2015 года по делу N А41-97870/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий
Н.В.ДИАКОВСКАЯ
Судьи
П.А.ИЕВЛЕВ
Е.А.МИЩЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)