Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 октября 2017 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яремчук Л.А.
судей Елоева А.М., Сазоновой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Валежной Е.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Публичного акционерного общества "МОЭК"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.04.2017 г.
по делу N А40-200516/16,
принятое судьей Ждановой Ю.А. (шифр судьи 57-1216)
по иску Публичного акционерного общества "МОЭК" (ИНН 7720518494)
к Жилищно- строительному кооперативу "Дружба" (ИНН 7732048324)
о взыскании денежных средств
при участии в судебном заседании:
- от истца: Иванов И.В. по доверенности от 01.02.2016;
- от ответчика: Третьяков А. по доверенности от 23.11.2016.
установил:
ПАО "МОЭК", с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском о взыскании с ЖСК "Дружба" задолженности за потребленную тепловую энергию в сумме 2 297 747 руб. 86 коп., за горячее водоснабжение в сумме 423 558 руб. 54 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 249 990 руб. 52 коп.
Решением суда от 25.04.2017 года с ЖСК "Дружба" в пользу ПАО "МОЭК" взыскана задолженность по ГВС в сумме 423 558 руб. 54 руб. и проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 50 000 руб., задолженность за отопление в сумме 1 203 930 руб. 99 коп. и проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 100 000 руб., а также расходы по оплате государственной пошлины по иску в сумме 30 775 руб., в удовлетворении остальной части исковых требований отказано; ПАО "МОЭК" из федерального бюджета возвращена государственная пошлина по иску в сумме 8 862 руб. 59 коп.
ПАО "МОЭК" не согласилось с решением суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда в обжалуемой части отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме, указав на неправильное применение судом норм материального права, и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
ЖСК "Дружба" представило письменный отзыв, в котором считает доводы апелляционной жалобы необоснованными и просит решение суда оставить без изменения.
Рассмотрев дело в порядке статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав объяснение представителей сторон, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в обжалуемой части, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда подлежит изменению в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела (п. 1 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, 01.01.2012 года между сторонами заключены договоры теплоснабжения N 08.701537-ТЭ и поставки горячей воды N 08.701537-ГВС, во исполнение условий которых истцом поставлена, а ответчиком потреблена через присоединенную тепловую сеть тепловая энергия по договору N 08.701537-ТЭ за период с сентября 2014 года по апрель 2016 года, и горячая вода по договору N 08.701537-ГВС за период с июня 2015 года по май 2016 года, что подтверждается актами приема-передачи.
Расчет стоимости определен сторонами в разделе 6 договоров, порядок оплаты в разделе 7 договоров.
По условиям пункта 7.1 договоров, оплата поставляемой потребителю в расчетном периоде тепловой энергии производится потребителем в срок до 20 числа месяца, следующего за расчетным.
В силу ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также пункта 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N 307, пункта 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354 нормативное регулирование отношений по теплоснабжению жилых домов допускает учет фактического потребления тепловой энергии либо по показаниям прибора учета либо расчетным путем по нормативам потребления коммунальных ресурсов, установленных для граждан.
Как следует из материалов дела, спор между сторонами возник в связи с определением стоимости поставленной тепловой энергии в период с сентября 2014 года по декабрь 2014 года, с января 2015 года по июнь 2015 года, с октября 2015 года по декабрь 2015 года, с января 2016 года по апрель 2016 года по договору теплоснабжения N 08.701537-ТЭ в многоквартирный дом по адресу: г. Москва, ул. Главмосстроя, дом 1, в котором был неисправным общедомовой прибор учета.
ЖСК "Дружба" считает неправомерным увеличение норматива потребления коммунальной услуги на коэффициент 12/7, и неправомерное начисление ответчиком задолженности за отопление в сумме 2 297 747 руб. 86 коп.
Принимая контррасчет ответчика, суд первой инстанции пришел к выводу, что размер платы за отопление в спорный период составляет 1 203 930 руб. 99 коп., и должен определяется с применением коэффициента периодичности внесения потребителями платы за коммунальные услуги по отоплению 7/12, где 7 - количество месяцев отопительного сезона, 12 - количество месяцев в году.
Между тем выводы суда первой инстанции в обжалуемой истцом части не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Правовое регулирование отношений энергоснабжения предусмотрено § 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации. Помимо правил § 6 гл. 30 Гражданского кодекса Российской Федерации, к договору энергоснабжения как одному из видов договора купли-продажи в силу пункта 5 статьи 454 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат применению общие положения о купле-продаже (§ 1 гл. 30 Гражданского кодекса Российской Федерации).
С учетом публичного характера фактических договорных отношений энергоснабжения, сложившихся в спорный период между ПАО "МОЭК" как ресурсоснабжающей организацией и ЖСК как абонентом, к отношениям сторон также подлежат применению обязательные правила, изданные Правительством Российской Федерации (п. 4 ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Отношения по поставке коммунальных ресурсов (определение объема, порядка учета, сроков оплаты и др.) для предоставления коммунальных услуг регулируются Жилищным кодексом Российской Федерации и изданными в соответствии с ним нормативно-правовыми актами.
Действующее нормативное регулирование отношений по теплоснабжению жилых домов допускает учет фактического потребления энергоресурсов либо по показаниям прибора учета либо расчетным путем по нормативам потребления коммунальных ресурсов, установленных для граждан (пункт 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N 307, пункт 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354, пункт 21 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья, либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 года N 124, Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.07.2010 года N 2380/10).
Иных способов определения стоимости коммунальных услуг (коммунальных ресурсов), поставленных в целях предоставления гражданам - потребителям коммунальных услуг, действующее законодательство не предусматривает.
В силу подпункта "в" п. 21 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 года N 124, объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется по формуле, предполагающей учет показаний индивидуальных приборов учета, а при их отсутствии - использование норматива потребления соответствующего коммунального ресурса.
Согласно приложению N 1 к Постановлению Правительства Москвы от 11.01.1994 года N 41 "О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам жилищных субсидий", норматив расхода тепловой энергии на отопление жилых помещений составляет 0,016 Гкал/м2 в месяц.
Величина приведенного ежемесячного норматива потребления тепловой энергии определена путем деления среднегодового объема тепловой энергии, потребляемой в период отопительного сезона (составляющего 7 месяцев), путем деления на площадь жилого фонда и на 12 месяцев.
Норматив потребления тепловой энергии на отопление определяется как 1/12 среднегодового объема тепловой энергии и подлежит применению ежемесячно в течение всего календарного года, в том числе и летнего неотопительного периода.
Пунктами 21, 25 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам предусмотрено, что собственники (наниматели) жилых помещений многоквартирного дома оплачивают коммунальную услугу по отоплению в течение всего года равными долями (1/12) от фактического потребления прошлого года, при этом раз в год проводится корректировка размера платы за отопление (подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к Правилам).
Норматив расхода тепловой энергии на отопление жилых помещений утвержден Постановлением Правительства Москвы от 11.01.1994 года N 41 и составляет 0.016 Гкал на 1 квадратный метр. Указанный норматив установлен в размере 1/12 от общего среднегодового потребления тепловой энергии и предназначен для случаев оплаты тепловой энергии в течение 12 месяцев, а не отопительного периода. Это позволяет потребителям вносить плату равномерно в течение 12 месяцев, что исключает существенное возрастание расходов населения на оплату коммунальных услуг в отопительный сезон.
Постановлением Правительства Москвы от 14.07.2015 года N 435-ПП Постановление от 11.01.1994 года N 41 дополнено примечанием, согласно которому объем поставленной в отопительный период тепловой энергии для нужд отопления определяется как произведение норматива (0.016 Гкал на 1 кв. м) и отношения продолжительности календарного года в месяцах к продолжительности отопительного периода в месяцах (12/7). При этом оплата за отопление населением производится ежемесячно (равными долями) в течение всего календарного года.
Таким образом, Постановлением Правительства Москвы от 14.07.2015 года N 435-ПП, в отличие от Правил расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, регулируется тот случай, когда норматив расхода тепловой энергии на отопление жилых помещений рассчитан не на отопительный период, а на весь календарный год, в связи с чем, объем поставленной в отопительный период тепловой энергии для нужд отопления определяется с учетом коэффициента 12/7, а не 7/12.
Названное примечание не направлено на пересмотр значения норматива потребления коммунальной услуги по отоплению и не изменяет его величину. Внесенные в Постановление Правительства Москвы от 11.01.1994 года N 41 изменения определяют объем поставленного коммунального ресурса в отопительный период и распространяются на ресурсоснабжающие организации и исполнителей коммунальных услуг (товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющую организацию).
Согласно ст. 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон, равно как и порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Вместе с тем, поставку тепловой энергии истцу ПАО "МОЭК" осуществляет исключительно в течение отопительного сезона, т.е. в течение 7 календарных месяцев, а не как истец населению - в течение 12 месяцев.
В связи с отсутствием (неисправностью) у истца прибора учета по спорному дому и в соответствующие периоды, определение количества поставленной тепловой энергии на нужды отопления осуществлено исходя из норматива расхода тепловой энергии на отопление жилого помещения в размере 0,016 Гкал/м2.
Как следует из материалов дела, объем и стоимость поставленной тепловой энергии по договору N 08.701537-ТЭ за период с сентября 2014 года по декабрь 2014 года, с января 2015 года по июнь 2015 года, с октября 2015 года по декабрь 2015 года, с января 2016 года по апрель 2016 года были согласованы между истцом и ответчиком, без разногласий подписаны акты приемки-передачи энергоресурсов.
В силу положений ст. ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
За неисполнение денежного обязательства наступает ответственность в соответствии со ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Представленный истцом расчет задолженности за поставленную по договору теплоснабжения N 08.701537-ТЭ тепловую энергию в спорный период и процентов за пользование чужими денежными средствами по договору теплоснабжения N 08.701537-ТЭ, а также по договору горячего водоснабжения N 08.701537-ГВС проверен судом апелляционной инстанции, является правильным и обоснованным, соответствующим обстоятельствам дела, и требованиям действующего законодательства.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что требования истца обоснованные и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Судебные расходы распределяются в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 270 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.04.2017 г. по делу N А40-200516/16 изменить.
Взыскать с Жилищно-строительного кооператива "Дружба" (ИНН 7732048324) в пользу Публичного акционерного общества "МОЭК" (ИНН 7720518494) задолженность по договору теплоснабжения N 08.701537-ТЭ от 01.01.2012 года в сумме 2 297 747 (два миллиона двести девяносто семь тысяч семьсот сорок семь) руб. 86 коп. и проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 193 310 (сто девяносто три тысячи триста десять) руб. 54 коп., задолженность по договору горячего водоснабжения N 08.701537-ГВС от 01.01.2012 года в сумме 423 558 (четыреста двадцать три тысячи пятьсот пятьдесят восемь) руб. 54 коп. и проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 56 679 (пятьдесят шесть тысяч шестьсот семьдесят девять) руб. 98 коп., а также расходы по оплате государственной пошлины по иску в сумме 37 856 (тридцать семь тысяч восемьсот пятьдесят шесть) руб. и по апелляционной жалобе в сумме 3 000 (три тысячи) руб.
Возвратить Публичному акционерному обществу "МОЭК" (ИНН 7720518494) из федерального бюджета государственную пошлину, излишне уплаченную по иску в сумме 1 781 (одна тысяча семьсот восемьдесят один) руб. 59 коп.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.10.2017 N 09АП-28610/2017 ПО ДЕЛУ N А40-200516/16
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 октября 2017 г. по делу N А40-200516/16
Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 октября 2017 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яремчук Л.А.
судей Елоева А.М., Сазоновой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Валежной Е.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Публичного акционерного общества "МОЭК"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.04.2017 г.
по делу N А40-200516/16,
принятое судьей Ждановой Ю.А. (шифр судьи 57-1216)
по иску Публичного акционерного общества "МОЭК" (ИНН 7720518494)
к Жилищно- строительному кооперативу "Дружба" (ИНН 7732048324)
о взыскании денежных средств
при участии в судебном заседании:
- от истца: Иванов И.В. по доверенности от 01.02.2016;
- от ответчика: Третьяков А. по доверенности от 23.11.2016.
установил:
ПАО "МОЭК", с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском о взыскании с ЖСК "Дружба" задолженности за потребленную тепловую энергию в сумме 2 297 747 руб. 86 коп., за горячее водоснабжение в сумме 423 558 руб. 54 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 249 990 руб. 52 коп.
Решением суда от 25.04.2017 года с ЖСК "Дружба" в пользу ПАО "МОЭК" взыскана задолженность по ГВС в сумме 423 558 руб. 54 руб. и проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 50 000 руб., задолженность за отопление в сумме 1 203 930 руб. 99 коп. и проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 100 000 руб., а также расходы по оплате государственной пошлины по иску в сумме 30 775 руб., в удовлетворении остальной части исковых требований отказано; ПАО "МОЭК" из федерального бюджета возвращена государственная пошлина по иску в сумме 8 862 руб. 59 коп.
ПАО "МОЭК" не согласилось с решением суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда в обжалуемой части отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме, указав на неправильное применение судом норм материального права, и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
ЖСК "Дружба" представило письменный отзыв, в котором считает доводы апелляционной жалобы необоснованными и просит решение суда оставить без изменения.
Рассмотрев дело в порядке статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав объяснение представителей сторон, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в обжалуемой части, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда подлежит изменению в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела (п. 1 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, 01.01.2012 года между сторонами заключены договоры теплоснабжения N 08.701537-ТЭ и поставки горячей воды N 08.701537-ГВС, во исполнение условий которых истцом поставлена, а ответчиком потреблена через присоединенную тепловую сеть тепловая энергия по договору N 08.701537-ТЭ за период с сентября 2014 года по апрель 2016 года, и горячая вода по договору N 08.701537-ГВС за период с июня 2015 года по май 2016 года, что подтверждается актами приема-передачи.
Расчет стоимости определен сторонами в разделе 6 договоров, порядок оплаты в разделе 7 договоров.
По условиям пункта 7.1 договоров, оплата поставляемой потребителю в расчетном периоде тепловой энергии производится потребителем в срок до 20 числа месяца, следующего за расчетным.
В силу ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также пункта 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N 307, пункта 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354 нормативное регулирование отношений по теплоснабжению жилых домов допускает учет фактического потребления тепловой энергии либо по показаниям прибора учета либо расчетным путем по нормативам потребления коммунальных ресурсов, установленных для граждан.
Как следует из материалов дела, спор между сторонами возник в связи с определением стоимости поставленной тепловой энергии в период с сентября 2014 года по декабрь 2014 года, с января 2015 года по июнь 2015 года, с октября 2015 года по декабрь 2015 года, с января 2016 года по апрель 2016 года по договору теплоснабжения N 08.701537-ТЭ в многоквартирный дом по адресу: г. Москва, ул. Главмосстроя, дом 1, в котором был неисправным общедомовой прибор учета.
ЖСК "Дружба" считает неправомерным увеличение норматива потребления коммунальной услуги на коэффициент 12/7, и неправомерное начисление ответчиком задолженности за отопление в сумме 2 297 747 руб. 86 коп.
Принимая контррасчет ответчика, суд первой инстанции пришел к выводу, что размер платы за отопление в спорный период составляет 1 203 930 руб. 99 коп., и должен определяется с применением коэффициента периодичности внесения потребителями платы за коммунальные услуги по отоплению 7/12, где 7 - количество месяцев отопительного сезона, 12 - количество месяцев в году.
Между тем выводы суда первой инстанции в обжалуемой истцом части не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Правовое регулирование отношений энергоснабжения предусмотрено § 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации. Помимо правил § 6 гл. 30 Гражданского кодекса Российской Федерации, к договору энергоснабжения как одному из видов договора купли-продажи в силу пункта 5 статьи 454 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат применению общие положения о купле-продаже (§ 1 гл. 30 Гражданского кодекса Российской Федерации).
С учетом публичного характера фактических договорных отношений энергоснабжения, сложившихся в спорный период между ПАО "МОЭК" как ресурсоснабжающей организацией и ЖСК как абонентом, к отношениям сторон также подлежат применению обязательные правила, изданные Правительством Российской Федерации (п. 4 ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Отношения по поставке коммунальных ресурсов (определение объема, порядка учета, сроков оплаты и др.) для предоставления коммунальных услуг регулируются Жилищным кодексом Российской Федерации и изданными в соответствии с ним нормативно-правовыми актами.
Действующее нормативное регулирование отношений по теплоснабжению жилых домов допускает учет фактического потребления энергоресурсов либо по показаниям прибора учета либо расчетным путем по нормативам потребления коммунальных ресурсов, установленных для граждан (пункт 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N 307, пункт 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354, пункт 21 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья, либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 года N 124, Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.07.2010 года N 2380/10).
Иных способов определения стоимости коммунальных услуг (коммунальных ресурсов), поставленных в целях предоставления гражданам - потребителям коммунальных услуг, действующее законодательство не предусматривает.
В силу подпункта "в" п. 21 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 года N 124, объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется по формуле, предполагающей учет показаний индивидуальных приборов учета, а при их отсутствии - использование норматива потребления соответствующего коммунального ресурса.
Согласно приложению N 1 к Постановлению Правительства Москвы от 11.01.1994 года N 41 "О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам жилищных субсидий", норматив расхода тепловой энергии на отопление жилых помещений составляет 0,016 Гкал/м2 в месяц.
Величина приведенного ежемесячного норматива потребления тепловой энергии определена путем деления среднегодового объема тепловой энергии, потребляемой в период отопительного сезона (составляющего 7 месяцев), путем деления на площадь жилого фонда и на 12 месяцев.
Норматив потребления тепловой энергии на отопление определяется как 1/12 среднегодового объема тепловой энергии и подлежит применению ежемесячно в течение всего календарного года, в том числе и летнего неотопительного периода.
Пунктами 21, 25 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам предусмотрено, что собственники (наниматели) жилых помещений многоквартирного дома оплачивают коммунальную услугу по отоплению в течение всего года равными долями (1/12) от фактического потребления прошлого года, при этом раз в год проводится корректировка размера платы за отопление (подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к Правилам).
Норматив расхода тепловой энергии на отопление жилых помещений утвержден Постановлением Правительства Москвы от 11.01.1994 года N 41 и составляет 0.016 Гкал на 1 квадратный метр. Указанный норматив установлен в размере 1/12 от общего среднегодового потребления тепловой энергии и предназначен для случаев оплаты тепловой энергии в течение 12 месяцев, а не отопительного периода. Это позволяет потребителям вносить плату равномерно в течение 12 месяцев, что исключает существенное возрастание расходов населения на оплату коммунальных услуг в отопительный сезон.
Постановлением Правительства Москвы от 14.07.2015 года N 435-ПП Постановление от 11.01.1994 года N 41 дополнено примечанием, согласно которому объем поставленной в отопительный период тепловой энергии для нужд отопления определяется как произведение норматива (0.016 Гкал на 1 кв. м) и отношения продолжительности календарного года в месяцах к продолжительности отопительного периода в месяцах (12/7). При этом оплата за отопление населением производится ежемесячно (равными долями) в течение всего календарного года.
Таким образом, Постановлением Правительства Москвы от 14.07.2015 года N 435-ПП, в отличие от Правил расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, регулируется тот случай, когда норматив расхода тепловой энергии на отопление жилых помещений рассчитан не на отопительный период, а на весь календарный год, в связи с чем, объем поставленной в отопительный период тепловой энергии для нужд отопления определяется с учетом коэффициента 12/7, а не 7/12.
Названное примечание не направлено на пересмотр значения норматива потребления коммунальной услуги по отоплению и не изменяет его величину. Внесенные в Постановление Правительства Москвы от 11.01.1994 года N 41 изменения определяют объем поставленного коммунального ресурса в отопительный период и распространяются на ресурсоснабжающие организации и исполнителей коммунальных услуг (товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющую организацию).
Согласно ст. 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон, равно как и порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Вместе с тем, поставку тепловой энергии истцу ПАО "МОЭК" осуществляет исключительно в течение отопительного сезона, т.е. в течение 7 календарных месяцев, а не как истец населению - в течение 12 месяцев.
В связи с отсутствием (неисправностью) у истца прибора учета по спорному дому и в соответствующие периоды, определение количества поставленной тепловой энергии на нужды отопления осуществлено исходя из норматива расхода тепловой энергии на отопление жилого помещения в размере 0,016 Гкал/м2.
Как следует из материалов дела, объем и стоимость поставленной тепловой энергии по договору N 08.701537-ТЭ за период с сентября 2014 года по декабрь 2014 года, с января 2015 года по июнь 2015 года, с октября 2015 года по декабрь 2015 года, с января 2016 года по апрель 2016 года были согласованы между истцом и ответчиком, без разногласий подписаны акты приемки-передачи энергоресурсов.
В силу положений ст. ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
За неисполнение денежного обязательства наступает ответственность в соответствии со ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Представленный истцом расчет задолженности за поставленную по договору теплоснабжения N 08.701537-ТЭ тепловую энергию в спорный период и процентов за пользование чужими денежными средствами по договору теплоснабжения N 08.701537-ТЭ, а также по договору горячего водоснабжения N 08.701537-ГВС проверен судом апелляционной инстанции, является правильным и обоснованным, соответствующим обстоятельствам дела, и требованиям действующего законодательства.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что требования истца обоснованные и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Судебные расходы распределяются в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 270 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.04.2017 г. по делу N А40-200516/16 изменить.
Взыскать с Жилищно-строительного кооператива "Дружба" (ИНН 7732048324) в пользу Публичного акционерного общества "МОЭК" (ИНН 7720518494) задолженность по договору теплоснабжения N 08.701537-ТЭ от 01.01.2012 года в сумме 2 297 747 (два миллиона двести девяносто семь тысяч семьсот сорок семь) руб. 86 коп. и проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 193 310 (сто девяносто три тысячи триста десять) руб. 54 коп., задолженность по договору горячего водоснабжения N 08.701537-ГВС от 01.01.2012 года в сумме 423 558 (четыреста двадцать три тысячи пятьсот пятьдесят восемь) руб. 54 коп. и проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 56 679 (пятьдесят шесть тысяч шестьсот семьдесят девять) руб. 98 коп., а также расходы по оплате государственной пошлины по иску в сумме 37 856 (тридцать семь тысяч восемьсот пятьдесят шесть) руб. и по апелляционной жалобе в сумме 3 000 (три тысячи) руб.
Возвратить Публичному акционерному обществу "МОЭК" (ИНН 7720518494) из федерального бюджета государственную пошлину, излишне уплаченную по иску в сумме 1 781 (одна тысяча семьсот восемьдесят один) руб. 59 коп.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
Л.А.ЯРЕМЧУК
Судьи
А.М.ЕЛОЕВ
Е.А.САЗОНОВА
Л.А.ЯРЕМЧУК
Судьи
А.М.ЕЛОЕВ
Е.А.САЗОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)