Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.06.2017 N 06АП-2158/2017 ПО ДЕЛУ N А73-2095/2017

Разделы:
ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 июня 2017 г. N 06АП-2158/2017


Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 июня 2017 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Абрамовым Д.А.
при участии в заседании:
- от Дальневосточного управления Ростехнадзора: Сергоян Л.А.;
- от ТСЖ "Прогрессивная 25": Филипповой Н.Н.;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья "Прогрессивная 25"
на решение от 27.03.2017 по делу N А73-2095/2017
Арбитражного суда Хабаровского края, принятое судьей Шестак Ж.Г.
по заявлению Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
к Товариществу собственников жилья "Прогрессивная 25"
о привлечении к административной ответственности
установил:

Дальневосточное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края о привлечении Товарищества собственников жилья "Прогрессивная 25" (ИНН 2723103467, ОГРН 1082723001657; далее - ТСЖ "Прогрессивная 25", общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 27.03.2017 заявленное требование удовлетворено и общество привлечено к административной ответственности с учетом статьи 4.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с данным судебным актом, ТСЖ "Прогрессивная 25" подало в арбитражный апелляционный суд жалобу, в которой просило изменить решение и, в соответствии с положениями статьи 4.1.1 КоАП РФ, заменить меру наказания на предупреждение. При этом в жалобе указывает, что обществом правонарушение совершено впервые, нет причинения имущественного ущерба, вреда жизни и здоровью людей.
Доводы жалобы поддержаны представителем общества в полном объеме в заседании апелляционного суда.
Управление в отзыве и судебном заседании отклонило требования общества, ссылаясь на законность решения суда.
Повторно исследовав материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы и отзыва, заслушав представителей общества и управления, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что в период с 14 по 16 февраля 2017 года управлением на основании распоряжения от 24.01.2017 N Р-А71-58 проведена плановая выездная проверка в отношении ТСЖ "Прогрессивная 25" на предмет соблюдения обязательных требований Технического регламента Таможенного союза "Безопасность лифтов" ТР ТС 011/2011 (далее - ТР ТС 011/2011), Правил и методов оценки соответствия лифта в течение назначенного срока службы и по окончании назначенного срока службы.
В ходе данной проверки управлением выявлены нарушения обязательных требований безопасности при эксплуатации лифтов, а именно:
- - в нарушение статьи 5 ТР ТС 011/2011, пункта 11.2.3. ГОСТ Р 55964-2014 не назначен специалист, ответственный за организацию эксплуатации лифтов, прошедший обучение в учебном центре;
- - в нарушение статьи 5 ТР ТС 011/2011, пункта 5.1. ГОСТ Р 55964-2014 не обеспечено наличие Правил пользования лифтом" в кабинах лифтов (рег. NN Л-1528; Л-1529; Л-1530; Л-1531) и (или) на основных посадочных местах;
- - в нарушение пункта 1 статьи 4 ТР ТС 011/2011, п. 1.27. приложения 1 к этому ТР ТС не обеспечена реализация мер и (или) средств по предотвращению травмирования персонала элементами лифтового оборудования: ремнями, шкивами, блоками, выступающим валом двигателя, шестернями, звездочками, приводными цепями при их движении на лифте(ах) (рег. NN Л-1528; Л-1529; Л-1530; Л-1531);
- - в нарушение статьи 5 ТР ТС 011/2011, пункта 5.4.1.11. ГОСТ Р 53780-2010 зазоры между створками и обвязкой проема превышают 8 мм (рег. NN Л-1528; Л-1529; Л-1530; Л-1531);
- - в нарушение пункта 1 статьи 4 ТР ТС 011/2011, пункта 1.6. приложения 1 к ТР ТС 011/2011 не исправны средства для освещения кабины, при перебое в электроснабжении (рег. NN Л-1528; Л-1529; Л-1530; Л-1531);
- - в нарушение статьи 5 ТР ТС 011/2011, пункта 5.4.3.9. ГОСТ Р 53780-2010 не предусмотрены меры по предотвращению спадания канатов с приводных и элементов лифтов (рег. NN Л-1528; Л-1529; Л-1530; Л-1531);
- - в нарушение статьи 5 ТР ТС 011/2011 и пункта 5.5.3.20. ГОСТ Р 53780-2010 лифты (рег. NN Л-1528; Л-1529; Л-1530; Л-1531) не оборудованы устройством, размыкающим цепь безопасности при несанкционированном открывании дверей шахты в режиме "нормальная работа";
- - в нарушение статьи 5 ТР ТС 011/2011, пункта 5.5.3.13. ГОСТ Р 53780-2010 не предусмотрена возможность управления лифтом(ами) (рег. NN Л-1528; Л-1529; Л-1530; Л-1531) с крыши кабины в режиме "ревизия";
- - в нарушение статьи 5 ТР ТС 011/20110, пункта 5.5.4.30. ГОСТ Р 53780-2010 отсутствует несамовозвратное электрическое устройство безопасности, устанавливаемое в шахте лифтов (рег. NN Л-1528; Л-1529; Л-1530; Л-1531), и размыкающие цепь безопасности от ручного воздействия;
- - в нарушение статьи 5 ТР ТС 011/2011, пункта 5.4.4.5. ГОСТ Р 53780-2010 под порогами кабин лифтов на всю ширину дверного проема не установлены вертикальные щиты заподлицо с передними кромками порогов;
- - в нарушение статьи 5 ТР ТС 011/2011, пункта 5.3.4.11. ГОСТ Р 53780-2010 для выполнения работ по эвакуации пассажиров не предусмотрена двухсторонняя связь между пассажиром в кабине и обслуживающим персоналом, находящимся около устройства управления (рег. NN Л-1528; Л-1529; Л-1530; Л-1531).
Управлением по итогам проверки составлен акт проверки от 16.02.2017 N А-Р-А71-58-02-02 и выдано предписание N П-Р-А71-58-02-02 об устранении выявленных нарушений.
20.02.2017 уполномоченным органом составлен протокол N 09-02/02 и материалы дела с заявлением направлены в арбитражный суд о привлечении ТСЖ "Прогрессивная 25" к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
В соответствии с данной нормой нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно Примечанию к статье 14.43 КоАП РФ, под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в данной статье КоАП РФ понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1. 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Основу правового регулирования указанных правоотношений составляет Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" пунктом 1 статьи 1 которого предусмотрено, что названный Закон регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Указанный Федеральный закон также определяет права и обязанности участников регулируемых законом отношений.
Безопасность продукции и связанных с ней процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (далее - безопасность) - состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений (статья 2 Закона).
В силу пункта 1 статьи 46 Закона N 184-ФЗ требования к продукции или к связанным с ней процессам производства, хранения, реализации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
В силу статьи 1 ТР ТС 011/2011 его действие распространяется на лифты и устройства безопасности лифтов, предназначенные для использования и используемые на территории государств - членов Таможенного союза.
Действие этого Технического регламента распространяется на все лифты и устройства безопасности лифтов (буферы, ловители, ограничители скорости, замки дверей шахты, гидроаппараты безопасности).
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 названного Регламента настоящий Технический регламент Таможенного союза устанавливает требования к лифтам и устройствам безопасности лифтов в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей (пользователей) относительно их назначения и безопасности.
Согласно пункту 2 статьи 3 ТР ТС 011/2011, лифты, устройства безопасности лифтов, выпускаемые в обращение, должны отвечать требованиям безопасности в течение всего назначенного изготовителем срока службы, при условии использования лифта, устройств безопасности по назначению, выполнении требований сопроводительной документации изготовителя в соответствии с пунктом 2 статьи 4 настоящего Технического регламента.
Статьей 5 ТР ТС 011/2011 предусмотрено, что соответствие лифтов и устройств безопасности лифтов настоящему техническому регламенту Таможенного союза обеспечивается выполнением его требований безопасности непосредственно либо выполнением требований взаимосвязанных с настоящим техническим регламентом Таможенного союза стандартов. Выполнение на добровольной основе требований взаимосвязанных с настоящим техническим регламентом стандартов свидетельствует о соответствии лифтов и устройств безопасности лифтов требованиям настоящего технического регламента.
Согласно пункту 1 статьи 4 ТР ТС 011/2011 для обеспечения безопасности лифта при проектировании, изготовлении, монтаже и в течение назначенного срока службы предусматриваются средства и (или) меры для выполнения общих требований безопасности и, с учетом назначения и условий эксплуатации лифта, специальных требований безопасности, установленных приложением 1. Класс энергетической эффективности указывается в технической документации на лифт и его маркировке.
Пунктом 3.1 статьи 4 ТР ТС 011/2011 установлено, что для обеспечения безопасности в период назначенного срока службы лифта должны выполняться следующие требования: использование лифта по назначению, проведение технического обслуживания, ремонта, осмотра лифта в соответствии с руководством по эксплуатации изготовителя.
В соответствии с пунктами 1.6, 1.27 Приложения 1 к ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов" для обеспечения безопасности лифта должны выполняться следующие общие требования:
- - необходимо наличие средств для освещения кабины, предназначенной для перевозки людей, в том числе при перебое в электроснабжении;
- - необходимо наличие мер и (или) средств по предотвращению травмирования персонала элементами лифтового оборудования: ремнями, шкивами, блоками, выступающим валом двигателя, шестернями, звездочками, приводными цепями при их движении.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.03.2010 N 41-ст утвержден и введен в действие ГОСТ Р 53780-2010 "Национальный стандарт Российской Федерации. Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке" (далее - ГОСТ Р 53780-2010).
В соответствии с пунктом 5.3.4.11 ГОСТ Р 53780-2010 устройства управления по 5.3.4.5 должны обеспечивать:
а) режим "управление из машинного помещения" по 5.5.3.12;
б) информацию о достижении зоны отпирания дверей;
в) возможность наблюдения за работой привода или информацию о направлении движения кабины.
Освещение устройств управления должно соответствовать требованиям 5.5.6.13. Перед устройствами управления должна быть свободная площадка размером не менее 500 х 600 мм и высотой в свету не менее 2000 мм.
Для выполнения работ по эвакуации пассажиров должна быть предусмотрена двухсторонняя связь между пассажиром в кабине и обслуживающим персоналом, находящимся около устройства управления.
Согласно пункту 5.4.1.11. ГОСТ Р 53780-2010, зазоры между сомкнутыми створками, а также между створками и обвязкой проема, между створками и порогом не должны превышать 8 мм. При приложении в любой точке нагрузки, равной 150 Н, в направлении открывания ведущей дверной панели (панелей) горизонтально-раздвижных или складчатых дверей указанные зазоры не должны превышать:
а) 30 мм - для дверей бокового открывания;
б) 45 мм - для дверей центрального открывания.
В силу пункта 5.4.3.9 ГОСТ Р 53780-2010 должны быть предусмотрены меры по предотвращению спадания канатов, ремней или цепей с приводных и направляющих элементов согласно 5.4.9.10.
В соответствии с пунктом 5.4.4.5 ГОСТ Р 53780-2010 под порогом кабины на всю ширину дверного проема должен быть установлен вертикальный щит заподлицо с передней кромкой порога.
Вертикальная часть щита должна заканчиваться скосом, угол которого с горизонтальной плоскостью должен быть не менее 60°. Проекция этого скоса на горизонтальную плоскость должна составлять не менее 20 мм.
Высота вертикальной части щита, включая высоту порога кабины, должна быть не менее 750 мм. У кабины лифта, перемещающейся по наклонно установленным направляющим (в пределах 15°), указанный щит должен быть установлен параллельно внутренней поверхности стены шахты со стороны входа в кабину. Допускается применение складного щита, положение которого следует контролировать электрическим устройством безопасности согласно 5.5.4.36. Вертикальный щит должен выдерживать нагрузку, равную 300 Н, равномерно распределенную по круглой или квадратной площадке площадью 5 см и приложенную под прямым углом в точке, отстоящей от края щита не менее чем на 200 мм, с деформацией, не превышающей 75 мм.
Согласно пункту 5.5.3.13 ГОСТ Р 53780-2010, при необходимости перемещения персонала на крыше кабины должна быть предусмотрена возможность управления лифтом с крыши кабины в режиме "ревизия", при этом скорость движения кабины должна быть не более 0,63 м/с.
Управление лифтом должно осуществляться с поста управления аппаратами, предназначенными для пуска кабины вверх и вниз.
Направление движения должно быть обозначено на аппарате управления или рядом с ним. Перевод из режима "нормальная работа" в режим "ревизия" должен осуществляться или из машинного помещения, или с устройства по 5.3.4.5, или с крыши кабины.
В соответствии с пунктом 5.5.3.20 ГОСТ Р 53780-2010 пассажирские лифты, установленные в жилищном фонде, должны быть оборудованы устройством, размыкающим цепь безопасности при несанкционированном открытии дверей шахты в режиме "нормальная работа", возврат в режим нормальной эксплуатации должен осуществлять обслуживающий персонал.
Пунктом 5.5.4.30 ГОСТ Р 53780-2010 предусмотрено, что электрическое устройство(а) безопасности, устанавливаемое(ые) в шахте по пункту 5.2.11.5, должно(ы) быть несамовозвратным(ыми) и размыкать цепь безопасности от ручного воздействия.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 06.03.2014 N 93-ст утвержден и введен в действие ГОСТ Р 55964-2014 "Национальный стандарт Российской Федерации. Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации", который устанавливает общие требования для обеспечения безопасности в период использования лифта по назначению в соответствии с требованиями технического регламента Таможенного союза "Безопасность лифтов".
- Согласно пункту 5.1 ГОСТ Р 55964-2014 для обеспечения безопасности лифта в период назначенного срока службы должны выполняться перечисленные в указанном пункте условия, в том числе, наличие "Правил пользования лифтом" в кабине лифта и (или) на основном посадочном этаже;
- В соответствии с пунктом 11.2.3. этого ГОСТа специалист, ответственный за организацию эксплуатации лифтов, проходит обучение в учебных центрах по учебным программам, разработанным на основе профессионального стандарта.
Из протокола об административном правонарушении усматривается и обществом не оспаривается, что им нарушены обязательные требования Технического регламента Таможенного союза "Безопасность лифтов" ТР ТС 011/2011, Правил и методов оценки соответствия лифта в течение назначенного срока службы и по окончании назначенного срока службы.
Собранными в ходе производства по делу об административном правонарушении и представленными в арбитражный суд доказательствами подтверждено событие рассматриваемого правонарушения.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
При этом лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Доказательства принятия всех зависящих мер по соблюдению требований действующего законодательства в области эксплуатации лифтов в материалы дела обществом не представлены.
Следовательно, в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции на законных основаниях привлек заявителя жалобы к административной ответственности.
Административная санкция назначена судом с учетом положения частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ и оценки конкретных обстоятельств дела, в размере 50 000 руб.
Существенных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности не установлено.
Учитывая конкретные обстоятельства дела, характер и степень правонарушения, обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности правонарушения, не установлено. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции не имеется.
Ссылка заявителя жалобы на возможность применения к спорным отношениям положений статьи 4.1.1 КоАП РФ и назначения наказания в виде предупреждения, не принимается во внимание.
В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба, а из материалов дела усматривается обратное.
В данном случае угроза причинения вреда жизни и здоровью людей выражается в не обеспечении обществом Правил безопасности лифтов и Правил пользования лифтами, что может привести к наступлению негативных последствий для жизни и здоровья пользователей спорных лифтов.
Таким образом, оснований для отмены ил изменения решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы у апелляционного суда не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 27.03.2017 по делу N А73-2095/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.И.САПРЫКИНА
Судьи
Е.В.ВЕРТОПРАХОВА
Е.А.ШВЕЦ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)