Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.07.2016 N 06АП-3085/2016 ПО ДЕЛУ N А73-356/2016

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 июля 2016 г. N 06АП-3085/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 июля 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Песковой Т.Д., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Абрамовым Д.А.
при участии в заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Регионстрой": Градобоева А.Г. представитель по доверенности от 11.01.2016;
- от управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края: Мучкаева И.М. представитель по доверенности от 22.12.2015;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края
на решение от 29.04.2016
по делу N А73-356/2016
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Леоновым Д.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Регионстрой"
к управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края
о признании незаконным предписания от 17.11.2015 N 689
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Регионстрой" (ОГРН 1082724006089, ИНН 2724122261, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (далее - управление) о признании незаконным предписания от 17.11.2015 N 689.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 29.04.2016 по делу N А73-356/2016 заявленные обществом требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, управление обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 29.04.2016 по делу N А73-356/2016 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы управление ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель управления доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель общества против доводов апелляционной жалобы возражал. Просил решение Арбитражного суда Хабаровского края от 29.04.2016 по делу N А73-356/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов (часть 1); расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию (часть 2); собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию (часть 5).
Согласно пункту 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной, горячей воды, электрической энергии и газа, размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению газоснабжению, представленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 Правил исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
Пунктом 5 (1) Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306) предусмотрено, что при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению или норматив потребления горячей воды в жилых помещениях определяется по формуле 6 с учетом повышающего коэффициента.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 09.06.2015 N 130-пр утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по холодному (горячему) водоснабжению в жилых помещениях для городского округа "Город Хабаровск", в том числе и с учетом повышающего коэффициента при наличии технической возможности установки индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета.
При отсутствии технической возможности установки прибора учета в жилом помещении, подтвержденной соответствующим актом, составленном по форме и в порядке, установленном приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 N 627 "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения", при расчете размера платы за соответствующую коммунальную услугу применяется "базовый норматив".
Общество является управляющей организацией, осуществляющей на основании договора от 01.03.2015 управление многоквартирным домом N 64 по Амурскому бульвару в г. Хабаровске.
В управление 24.09.2015 обратился собственник квартиры N 42 данного дома с жалобой на применение при расчетах за коммунальные услуги холодного и горячего водоснабжения повышающего коэффициента.
Распоряжением от 16.10.2015 N 3945-р управлением назначено проведение внеплановой документарной проверки в отношении общества по соблюдению данной управляющей организацией лицензионных требований по осуществлению деятельности по управлению МКД.
В ходе проверки управлением установлено, что потребителю жилого помещения N 42 в доме N 64 по Амурскому бульвару общество неправомерно начисляет платы за коммунальные услуги по холодному и горячему водоснабжению с применением повышающих коэффициентов, при этом акт наличия технической возможности установки прибора учета составлен в не соответствующей форме требованиям приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 N 627.
Данные обстоятельства отражены в акте проверки от 17.11.2015 N 1211.
По результатам проверки обществу выдано предписание от 17.11.2015 N 689 в котором предписано в срок до 10.12.2015 устранить допущенные нарушения путем прекращения взимания платы за коммунальные услуги по холодному и горячему водоснабжению с учетом повышающих коэффициентов, а также произвести перерасчет платы без учета повышающего коэффициента.
Не согласившись с данным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд, который обосновано удовлетворил требование общества.
Суд первой инстанции на основании указанных выше нормативных актов верно установил, что в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию (часть 5). Таким образом, собственник помещения должен первоначально осуществить действие, направленное на установку прибора учета.
В соответствии с пунктом 2 приложения N 1 к приказу Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 N 627 техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 настоящего документа, отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев:
а) установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования);
б) при установке прибора учета соответствующего вида невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании;
в) в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены.
Техническая возможность установки в помещении многоквартирного дома, за исключением многоквартирного дома, указанного в пункте 5 настоящего документа, индивидуального, общего (квартирного) прибора учета тепловой энергии отсутствует, если по проектным характеристикам многоквартирный дом имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления (пункт 3 приложения N 1).
Согласно пункту 6 приложения N 1, результаты обследования на техническую возможность установки прибора учета соответствующего вида указываются в акте обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета.
Определение норматива с учетом повышающего коэффициента обусловлено отсутствием приборов учета, но при наличии технической возможности их установки.
Управление ошибочно полагает, что независимо от намерения собственников помещений выполнить обязанность по установке приборов учета, исполнитель коммунальной услуги должен инициировать обследование всех квартир на наличие технической возможности их установки. И после предварительного составления исполнителем коммунальных услуг акта о наличии технической возможности начислять плату с учетом повышающего коэффициента.
Между тем установление законодателем повышающего коэффициента оплаты направлено на понуждение собственника помещения исполнить свою обязанность по установке приборов. Апелляционным судом установлено, что материалы дела не подтверждают в какой-либо форме заявку исполнителю на установку прибора собственника квартиры, обратившегося в контролирующие органы. Но пункт 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, предусматривает оснащение помещения приборами учета собственником помещения. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника помещения, поданной исполнителю, с указанием соответствующей информации.
В акте проверки и предписании управления, указано о нарушении обществом составления не по установленной форме акта обследования (л.д. 8,60) квартиры N 42 в доме N 64 по Амурскому бульвару, утвержденного директором ООО "Регионстрой" 06.11.2015. В акте отражено необходимость работы в обследуемой квартире по выравниванию стояков ХВС и ГВС на кухне, а в туалете имеется техническая возможность установки приборов учета.
Однако, само по себе формальное несоответствие акта утвержденной форме, при не представлении собственником предусмотренной информации, не может являться основанием для не начисления платы с учетом повышающего коэффициента. Управление полагая, что запись о необходимости выравнивания и укрепления стояков холодного и горячего водоснабжения на кухне подтверждает отсутствие технической возможности установки приборов учета, не представило обоснования соответствия этого критериям, установленных приказом от 29.12.2011 N 627. В то же время в акте зафиксирована техническая возможность установки приборов учета в туалете, но при этом собственник квартиры не предпринял меры по установке там прибора.
На основании изложенного апелляционный суд считает правильным вывод суда первой инстанции о противоречии предписания управления законодательству. Соответственно в данном случае начисление повышающего коэффициента правомерно.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 29.04.2016 по делу N А73-356/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.Г.ХАРЬКОВСКАЯ
Судьи
Т.Д.ПЕСКОВА
Е.И.САПРЫКИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)