Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: По результатам проверки деятельности управляющей организации надзорным органом выявлено отсутствие в многоквартирном жилом доме общедомового прибора учета тепловой энергии, предписано устранить допущенное нарушение.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 октября 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Закировой И.Ш., Мосунова С.В.
при участии:
ответчика - Ильиной Ю.С., доверенность от 29.09.2017 N 1-15-1313,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 01.02.2017 (судья Стрелкова Е.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2017 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Юдкин А.А., Семушкин В.С.)
по делу N А49-12754/2016
по заявлению закрытого акционерного общества "ЦентрМетроКом-Энерго" о признании недействительным предписания Управления государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области от 23.08.2016 N ПР-714 с формулировкой: "Установить общедомовой прибор учета тепловой энергии в многоквартирном доме N 16 по ул. Советская г. Сердобска Сердобского района Пензенской области за счет средств, полученных в результате разницы при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению с применением повышающих коэффициентов", с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью "Тот",
установил:
закрытое акционерное общество "ЦентрМетроКом-Энерго" (далее - ЗАО "ЦентрМетроКом-Энерго", общество) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области (далее - Госжилстройтехинспекция Пензенской области, инспекция) от 23.08.2016 N ПР-714.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 01.02.2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2017, заявленные требования ЗАО "ЦентрМетроКом-Энерго" удовлетворены частично. Предписание инспекции от 23.08.2016 N ПР-714 в части слов: "...за счет средств, полученных в результате разницы при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению с применением повышающих коэффициентов" признано недействительным, как противоречащее Федеральному закону "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В удовлетворении остальной части заявленных требований обществу отказано.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Госжилстройтехинспекция Пензенской области обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального права и несоответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам, просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований общества отказать.
В предоставленном отзыве на кассационную жалобу общество, полагая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в заседании суда объявлялся перерыв до 14 часов 40 минут 14 сентября 2017 года.
Определением Арбитражного суда Поволжского округа от 14.09.2017 рассмотрение кассационной жалобы инспекции отложено на 03 октября 2017 на 11 часов 00 минут в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Определением Арбитражного суда Поволжского округа от 03.10.2017 рассмотрение кассационной жалобы инспекции отложено на 19 октября 2017 на 10 часов 10 минут в порядке статьи 158 АПК РФ.
В связи с нахождением в отпуске судьи Савкиной М.А., ранее участвовавшей в рассмотрении кассационной жалобы Госжилстройтехинспекции Пензенской области, в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 18 АПК РФ произведена ее замена на судью Мосунова С.В. В силу пункта 5 данной статьи судебное производство в кассационной инстанции произведено с самого начала.
Представитель Госжилстройтехинспекции Пензенской области, явившийся в судебное заседание, поддержал доводы кассационной жалобы, просил отменить обжалуемые судебные акты.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, правильность применения судами норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения явившегося в судебное заседание представителя участвующего в деле лица, судебная коллегия установила следующее.
ЗАО "ЦентрМетроКом-Энерго" является ресурсоснабжающей организацией и одновременно выполняет функции исполнителя коммунальных услуг по теплоснабжению в отношении многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Сердобска Пензенской области, ул. Советской, дом N 16.
В связи с поступившей коллективной жалобой жителей многоквартирного дома по вышеуказанному адресу о незаконном применении повышающих коэффициентов при начислении платы за отопление инспекцией инициирована проверка фактов, изложенных в заявлении.
В ходе проверки контролирующим органом выявлено отсутствие в многоквартирном жилом доме общедомового прибора учета тепловой энергии. Установив наличие технической возможности установки прибора учета, инспекция пришла к выводу о правомерном начислении платы за отопление с применением повышающих коэффициентов.
По результатам проверки 23.08.2016 инспекция составила акт N 1744 и выдала предписание, которым на общество возложена обязанность установить общедомовой прибор учета тепловой энергии в многоквартирном доме N 16 по ул. Советской г. Сердобска за счет средств, полученных в результате разницы при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению с применением повышающих коэффициентов.
Полагая вынесенное предписание незаконным, ЗАО "ЦентрМетроКом-Энерго" обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с настоящим заявлением.
Суды согласились с выводами проверяющих в части возложения на управляющую компанию обязанности по установке в многоквартирном доме N 16 по ул. Советской г. Сердобска общедомового прибора учета тепловой энергии.
Между тем, суды признали незаконными требования контролирующего органа в части указания способа устранения нарушения - за счет средств, полученных в результате разницы при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению с применением повышающих коэффициентов.
Как указали суды, обязанность по оборудованию многоквартирного жилого дома общедомовым прибором учета тепловой энергии возложена на собственников помещений такого многоквартирного дома. Непосредственно работы по оборудованию многоквартирного жилого дома общедомовым прибором учета тепловой энергии осуществляются ресурсоснабжающей организацией за счет средств собственников помещений многоквартирного дома. Эти работы должны быть окончены до 01.07.2012 года.
В случае неисполнения собственниками помещений в многоквартирных домах обязанности по оснащению дома общедомовым прибором учета тепловой энергии в срок до 01.07.2013 года, ресурсоснабжающая организация, выявившая этот факт, обязана принудительно осуществить установку общедомового прибора учета с отнесением расходов на собственников помещений многоквартирного дома.
В случае выявления ресурсоснабжающими организациями многоквартирных жилых домов, не оборудованных общедомовыми приборами учета после 01.07.2013 года, они обязаны осуществить действия по оборудованию таких домов общедомовыми приборами учета в течение двух месяцев с момента их выявления с последующим отнесением расходов на собственников помещений многоквартирного дома, вплоть до принудительного взыскания и отнесения на собственников всех расходов,
Заявитель является организацией, которая осуществляет снабжение тепловой энергией и сети инженерно-технического обеспечения которой имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования многоквартирного жилого дома N 16 по ул. Советской г. Сердобска Пензенской области, то есть ресурсоснабжающей организацией тепловой энергией в отношении многоквартирного дома N 6 по ул. Советская в г. Сердобске Пензенской области с 2015 года.
Как указали суды, в соответствии с частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении общество было обязано в течение 2 месяцев с момента выявления факта отсутствия общедомового прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме N 16 по ул. Советской г. Сердобска Пензенской области осуществить действия по оборудованию этого многоквартирного дома общедомовым прибором учета тепловой энергии с отнесением затрат на собственников помещений этого многоквартирного дома.
Судебная коллегия кассационной инстанции считает позицию судов нижестоящих инстанций в данной части ошибочной в связи со следующим.
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Законом об энергосбережении. Целью данного Закона является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В соответствии с частью 4 статьи 12 указанного Закона в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения.
Анализ положений вышеперечисленных норм права позволяет сделать вывод о том, что законодательство обязывает потребителей (собственников многоквартирных жилых домов в частности) устанавливать приборы учета энергоресурсов.
При этом, в силу требований пункта 5 статьи 13 Закона об энергосбережении многоквартирные дома должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии в срок до 01.07.2012.
Таким образом, законодатель отдает безусловный приоритет учетному способу определения объема поставленных энергоресурсов, основанному на их измерении приборами учета.
Заявитель как исполнитель коммунальных услуг по теплоснабжению в силу своего статуса должен был принять меры по установке и замене общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов за счет собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с нормами Закона об энергосбережении в целях стимулирования потребителей к установке индивидуальных, общих (квартирных), а также коллективных (общедомовых) приборов учета потребления коммунальных ресурсов и, соответственно, определения объема и стоимости полученных потребителями коммунальных услуг исходя из объемов соответствующих коммунальных ресурсов, определенных по показаниям данных приборов учета, были внесены изменения в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, введены повышающие коэффициенты, применяемые при определении нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и предоставленных на общедомовые нужды (за исключением коммунальной услуги по газоснабжению) при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета (пункт 3(1) приложения N 1 в редакции, действовавшей в спорный период).
В такой ситуации, как обоснованно указывает заявитель кассационной жалобы, полученные в качестве разницы при расчете размера платы за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов средства исполнитель коммунальных услуг обязан был направлять на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности (подпункт "у(1)" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг) (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений).
Перечень мероприятий для многоквартирного дома (группы многоквартирных домов) как в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, так и в отношении помещений в многоквартирном доме, проведение которых в большей степени способствует энергосбережению и повышению эффективности использования энергетических ресурсов был утвержден приказом Минрегиона РФ от 02.09.2010 N 394 (далее - Приказ N 394) (в действующей редакции на момент проведения проверки и вынесения судебного решения). В отношении системы отопления в многоквартирном доме в соответствии с пунктом 1 Приказа N 394 установлен перечень основных мероприятий в отношении общего имущества в многоквартирном доме, к которым относится в том числе установка коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Исходя из вышеприведенного перечня мероприятий по энергосбережению и энергетической эффективности в отношении системы отопления многоквартирного дома согласно Приказу N 394, а также указанных выше положений Закона об энергосбережении, которые указывают на применение приборов учета в качестве приоритетного способа определения фактически принятого абонентом количества энергии, установка общедомового прибора учета отопления в многоквартирном доме является важнейшим мероприятием по энергосбережению и энергетической эффективности в отношении системы отопления многоквартирного дома при отсутствии общедомового прибора учета отопления в многоквартирном доме.
Судебная коллегия кассационной инстанции соглашается с доводами заявителя кассационной жалобы, считающего, что установка общедомового прибора является именно той мерой, которая обеспечивает реальный учет объема используемых энергетических ресурсов и способствует достижению одной из основных целей законодательства об энергосбережении и энергетической эффективности - снижению стоимости оплаты за коммунальный ресурс.
Приказ Минстроя РФ от 15.02.2017 N 98/пр, изданный после отмены ранее действовавшего Приказа N 394, также содержит аналогичный перечень мероприятий по энергосбережению и энергетической эффективности.
Так, в соответствии с разделом 1 данного Приказа установка коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии отнесена к перечню основных мероприятий. Пункт 4 примечаний к перечню мероприятий для многоквартирного дома как в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, так и в отношении помещений в многоквартирном доме, проведение которых в большей степени способствует энергосбережению и повышению эффективности использования энергетических ресурсов указывает на то, что мероприятия, указанные в разделе 1 "Перечень основных мероприятий", предлагаются собственникам в первоочередном порядке.
В силу положений части 4 статьи 12 Закона об энергосбережении собственники помещений в многоквартирном доме несут расходы на проведение указанных мероприятий в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности на основании. При этом, в целях снижения расходов на проведение указанных мероприятий собственники помещений в многоквартирном доме вправе требовать от лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, осуществления действий, направленных на снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов, и (или) заключения этим лицом энергосервисного договора (контракта), обеспечивающего снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов.
Таким образом, собственники жилых помещений в многоквартирных домах, заплатив денежные средства в виде платы с учетом повышенного коэффициента, имеют право требовать от управляющих организаций, в том числе, установку общедомовых приборов учета.
По настоящему делу судами установлено, что обществом обязанность по установке общедомовых приборов учета не была исполнена, в связи с чем собственники помещений в многоквартирном доме N 16 по ул. Советской г. Сердобска Пензенской области были вынуждены обратиться в орган жилищного надзора за защитой своих нарушенных прав, что и послужило основанием для выдачи оспариваемого предписания.
Вывод судов о том, что на общество как на ресурсоснабжающую организацию требования Закона об энергосбережении могут быть возложены только после 01.01.2015 является ошибочным, поскольку, как установлено проверкой, не отрицается самим заявителем и подтверждено судебными инстанциями, заявитель, являясь ресурсоснабжающей организацией, является одновременно исполнителем коммунальной услуги по теплоснабжению в отношении многоквартирного жилого дома N 16 по ул. Советской г. Сердобска Пензенской области, в связи с чем к нему применяются вышеперечисленные нормы, регулирующие спорные правоотношения.
С учетом вышеизложенного, суд кассационной инстанции полагает, что использование средств, полученных от применения повышающих коэффициентов, на установку общедомовых приборов учета не противоречит законодательству, более того, является необходимым в целях исполнения требований Закона об энергосбережении, способствует достижению одной из основных целей законодательства об энергосбережении и энергетической эффективности - снижению стоимости оплаты за коммунальный ресурс.
Данный вывод также не противоречит статьям 11, 13 Закона об энергосбережении, в соответствии с которыми расходы на установку общедомовых приборов учета в многоквартирных жилых домах относятся на собственников помещений в этих многоквартирных домах, поскольку разницу при расчете размера платы за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов составляют именно денежные средства собственников помещений многоквартирного дома.
Поскольку денежные средства, полученные в качестве разницы при расчете размера оплаты за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов, относятся к целевым поступлениям, то ресурсоснабжающая организация обязана использовать данные денежные средства на оснащение многоквартирного дома общедомовым прибором учета.
Таким образом, реализуя мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общество не направило целевые денежные средства на установку прибора учета, в связи с этим собственники помещений в многоквартирном доме были вынуждены обратиться в государственный орган жилищного надзора за защитой своих нарушенных прав, что послужило поводом к выдаче оспариваемого предписания.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ ненормативный правовой акт органа государственной власти может быть признан незаконным при наличии двух условий: ненормативный акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту; такой акт нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании вышеизложенного судебная коллегия полагает, что выводы судов о несоответствии оспариваемого предписания в части указания способа устранения нарушения - за счет средств, полученных в результате разницы при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению с применением повышающих коэффициентов требованиям закона, а также о нарушении прав ЗАО "ЦентрМетроКом-Энерго" его принятием, являются незаконными и необоснованными.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции отменяет ранее принятые судебные акты полностью и, не передавая дело на новое рассмотрение, принимает новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но судами неправильно применены нормы права.
Руководствуясь статьей 110, статьями 286 - 289, 319, 325 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 01.02.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2017 по делу N А49-12754/2016 изменить, кассационную жалобу - удовлетворить.
В части признания недействительным, как противоречащее Федеральному закону от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предписание Управления государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области от 23.08.2016 N ПР-714 в части "...за счет средств, полученных в результате разницы при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению с применением повышающих коэффициентов" - отменить.
В указанной части в удовлетворении заявленных требований закрытого акционерного общества "ЦентрМетроКом-Энерго" отказать.
В остальной части решение Арбитражного суда Пензенской области от 01.02.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2017 по настоящему делу оставить без изменения.
Поручить Арбитражному суду Пензенской области расходы по уплате государственной пошлины по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Лев" перераспределить в порядке статей 110, 319, 325 АПК РФ.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 26.10.2017 N Ф06-23322/2017 ПО ДЕЛУ N А49-12754/2016
Требование: О признании недействительным предписания надзорного органа.Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: По результатам проверки деятельности управляющей организации надзорным органом выявлено отсутствие в многоквартирном жилом доме общедомового прибора учета тепловой энергии, предписано устранить допущенное нарушение.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 октября 2017 г. N Ф06-23322/2017
Дело N А49-12754/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 октября 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Закировой И.Ш., Мосунова С.В.
при участии:
ответчика - Ильиной Ю.С., доверенность от 29.09.2017 N 1-15-1313,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 01.02.2017 (судья Стрелкова Е.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2017 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Юдкин А.А., Семушкин В.С.)
по делу N А49-12754/2016
по заявлению закрытого акционерного общества "ЦентрМетроКом-Энерго" о признании недействительным предписания Управления государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области от 23.08.2016 N ПР-714 с формулировкой: "Установить общедомовой прибор учета тепловой энергии в многоквартирном доме N 16 по ул. Советская г. Сердобска Сердобского района Пензенской области за счет средств, полученных в результате разницы при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению с применением повышающих коэффициентов", с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью "Тот",
установил:
закрытое акционерное общество "ЦентрМетроКом-Энерго" (далее - ЗАО "ЦентрМетроКом-Энерго", общество) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области (далее - Госжилстройтехинспекция Пензенской области, инспекция) от 23.08.2016 N ПР-714.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 01.02.2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2017, заявленные требования ЗАО "ЦентрМетроКом-Энерго" удовлетворены частично. Предписание инспекции от 23.08.2016 N ПР-714 в части слов: "...за счет средств, полученных в результате разницы при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению с применением повышающих коэффициентов" признано недействительным, как противоречащее Федеральному закону "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В удовлетворении остальной части заявленных требований обществу отказано.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Госжилстройтехинспекция Пензенской области обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального права и несоответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам, просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований общества отказать.
В предоставленном отзыве на кассационную жалобу общество, полагая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в заседании суда объявлялся перерыв до 14 часов 40 минут 14 сентября 2017 года.
Определением Арбитражного суда Поволжского округа от 14.09.2017 рассмотрение кассационной жалобы инспекции отложено на 03 октября 2017 на 11 часов 00 минут в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Определением Арбитражного суда Поволжского округа от 03.10.2017 рассмотрение кассационной жалобы инспекции отложено на 19 октября 2017 на 10 часов 10 минут в порядке статьи 158 АПК РФ.
В связи с нахождением в отпуске судьи Савкиной М.А., ранее участвовавшей в рассмотрении кассационной жалобы Госжилстройтехинспекции Пензенской области, в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 18 АПК РФ произведена ее замена на судью Мосунова С.В. В силу пункта 5 данной статьи судебное производство в кассационной инстанции произведено с самого начала.
Представитель Госжилстройтехинспекции Пензенской области, явившийся в судебное заседание, поддержал доводы кассационной жалобы, просил отменить обжалуемые судебные акты.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, правильность применения судами норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения явившегося в судебное заседание представителя участвующего в деле лица, судебная коллегия установила следующее.
ЗАО "ЦентрМетроКом-Энерго" является ресурсоснабжающей организацией и одновременно выполняет функции исполнителя коммунальных услуг по теплоснабжению в отношении многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Сердобска Пензенской области, ул. Советской, дом N 16.
В связи с поступившей коллективной жалобой жителей многоквартирного дома по вышеуказанному адресу о незаконном применении повышающих коэффициентов при начислении платы за отопление инспекцией инициирована проверка фактов, изложенных в заявлении.
В ходе проверки контролирующим органом выявлено отсутствие в многоквартирном жилом доме общедомового прибора учета тепловой энергии. Установив наличие технической возможности установки прибора учета, инспекция пришла к выводу о правомерном начислении платы за отопление с применением повышающих коэффициентов.
По результатам проверки 23.08.2016 инспекция составила акт N 1744 и выдала предписание, которым на общество возложена обязанность установить общедомовой прибор учета тепловой энергии в многоквартирном доме N 16 по ул. Советской г. Сердобска за счет средств, полученных в результате разницы при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению с применением повышающих коэффициентов.
Полагая вынесенное предписание незаконным, ЗАО "ЦентрМетроКом-Энерго" обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с настоящим заявлением.
Суды согласились с выводами проверяющих в части возложения на управляющую компанию обязанности по установке в многоквартирном доме N 16 по ул. Советской г. Сердобска общедомового прибора учета тепловой энергии.
Между тем, суды признали незаконными требования контролирующего органа в части указания способа устранения нарушения - за счет средств, полученных в результате разницы при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению с применением повышающих коэффициентов.
Как указали суды, обязанность по оборудованию многоквартирного жилого дома общедомовым прибором учета тепловой энергии возложена на собственников помещений такого многоквартирного дома. Непосредственно работы по оборудованию многоквартирного жилого дома общедомовым прибором учета тепловой энергии осуществляются ресурсоснабжающей организацией за счет средств собственников помещений многоквартирного дома. Эти работы должны быть окончены до 01.07.2012 года.
В случае неисполнения собственниками помещений в многоквартирных домах обязанности по оснащению дома общедомовым прибором учета тепловой энергии в срок до 01.07.2013 года, ресурсоснабжающая организация, выявившая этот факт, обязана принудительно осуществить установку общедомового прибора учета с отнесением расходов на собственников помещений многоквартирного дома.
В случае выявления ресурсоснабжающими организациями многоквартирных жилых домов, не оборудованных общедомовыми приборами учета после 01.07.2013 года, они обязаны осуществить действия по оборудованию таких домов общедомовыми приборами учета в течение двух месяцев с момента их выявления с последующим отнесением расходов на собственников помещений многоквартирного дома, вплоть до принудительного взыскания и отнесения на собственников всех расходов,
Заявитель является организацией, которая осуществляет снабжение тепловой энергией и сети инженерно-технического обеспечения которой имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования многоквартирного жилого дома N 16 по ул. Советской г. Сердобска Пензенской области, то есть ресурсоснабжающей организацией тепловой энергией в отношении многоквартирного дома N 6 по ул. Советская в г. Сердобске Пензенской области с 2015 года.
Как указали суды, в соответствии с частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении общество было обязано в течение 2 месяцев с момента выявления факта отсутствия общедомового прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме N 16 по ул. Советской г. Сердобска Пензенской области осуществить действия по оборудованию этого многоквартирного дома общедомовым прибором учета тепловой энергии с отнесением затрат на собственников помещений этого многоквартирного дома.
Судебная коллегия кассационной инстанции считает позицию судов нижестоящих инстанций в данной части ошибочной в связи со следующим.
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Законом об энергосбережении. Целью данного Закона является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В соответствии с частью 4 статьи 12 указанного Закона в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения.
Анализ положений вышеперечисленных норм права позволяет сделать вывод о том, что законодательство обязывает потребителей (собственников многоквартирных жилых домов в частности) устанавливать приборы учета энергоресурсов.
При этом, в силу требований пункта 5 статьи 13 Закона об энергосбережении многоквартирные дома должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии в срок до 01.07.2012.
Таким образом, законодатель отдает безусловный приоритет учетному способу определения объема поставленных энергоресурсов, основанному на их измерении приборами учета.
Заявитель как исполнитель коммунальных услуг по теплоснабжению в силу своего статуса должен был принять меры по установке и замене общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов за счет собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с нормами Закона об энергосбережении в целях стимулирования потребителей к установке индивидуальных, общих (квартирных), а также коллективных (общедомовых) приборов учета потребления коммунальных ресурсов и, соответственно, определения объема и стоимости полученных потребителями коммунальных услуг исходя из объемов соответствующих коммунальных ресурсов, определенных по показаниям данных приборов учета, были внесены изменения в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, введены повышающие коэффициенты, применяемые при определении нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и предоставленных на общедомовые нужды (за исключением коммунальной услуги по газоснабжению) при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета (пункт 3(1) приложения N 1 в редакции, действовавшей в спорный период).
В такой ситуации, как обоснованно указывает заявитель кассационной жалобы, полученные в качестве разницы при расчете размера платы за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов средства исполнитель коммунальных услуг обязан был направлять на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности (подпункт "у(1)" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг) (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений).
Перечень мероприятий для многоквартирного дома (группы многоквартирных домов) как в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, так и в отношении помещений в многоквартирном доме, проведение которых в большей степени способствует энергосбережению и повышению эффективности использования энергетических ресурсов был утвержден приказом Минрегиона РФ от 02.09.2010 N 394 (далее - Приказ N 394) (в действующей редакции на момент проведения проверки и вынесения судебного решения). В отношении системы отопления в многоквартирном доме в соответствии с пунктом 1 Приказа N 394 установлен перечень основных мероприятий в отношении общего имущества в многоквартирном доме, к которым относится в том числе установка коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Исходя из вышеприведенного перечня мероприятий по энергосбережению и энергетической эффективности в отношении системы отопления многоквартирного дома согласно Приказу N 394, а также указанных выше положений Закона об энергосбережении, которые указывают на применение приборов учета в качестве приоритетного способа определения фактически принятого абонентом количества энергии, установка общедомового прибора учета отопления в многоквартирном доме является важнейшим мероприятием по энергосбережению и энергетической эффективности в отношении системы отопления многоквартирного дома при отсутствии общедомового прибора учета отопления в многоквартирном доме.
Судебная коллегия кассационной инстанции соглашается с доводами заявителя кассационной жалобы, считающего, что установка общедомового прибора является именно той мерой, которая обеспечивает реальный учет объема используемых энергетических ресурсов и способствует достижению одной из основных целей законодательства об энергосбережении и энергетической эффективности - снижению стоимости оплаты за коммунальный ресурс.
Приказ Минстроя РФ от 15.02.2017 N 98/пр, изданный после отмены ранее действовавшего Приказа N 394, также содержит аналогичный перечень мероприятий по энергосбережению и энергетической эффективности.
Так, в соответствии с разделом 1 данного Приказа установка коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии отнесена к перечню основных мероприятий. Пункт 4 примечаний к перечню мероприятий для многоквартирного дома как в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, так и в отношении помещений в многоквартирном доме, проведение которых в большей степени способствует энергосбережению и повышению эффективности использования энергетических ресурсов указывает на то, что мероприятия, указанные в разделе 1 "Перечень основных мероприятий", предлагаются собственникам в первоочередном порядке.
В силу положений части 4 статьи 12 Закона об энергосбережении собственники помещений в многоквартирном доме несут расходы на проведение указанных мероприятий в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности на основании. При этом, в целях снижения расходов на проведение указанных мероприятий собственники помещений в многоквартирном доме вправе требовать от лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, осуществления действий, направленных на снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов, и (или) заключения этим лицом энергосервисного договора (контракта), обеспечивающего снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов.
Таким образом, собственники жилых помещений в многоквартирных домах, заплатив денежные средства в виде платы с учетом повышенного коэффициента, имеют право требовать от управляющих организаций, в том числе, установку общедомовых приборов учета.
По настоящему делу судами установлено, что обществом обязанность по установке общедомовых приборов учета не была исполнена, в связи с чем собственники помещений в многоквартирном доме N 16 по ул. Советской г. Сердобска Пензенской области были вынуждены обратиться в орган жилищного надзора за защитой своих нарушенных прав, что и послужило основанием для выдачи оспариваемого предписания.
Вывод судов о том, что на общество как на ресурсоснабжающую организацию требования Закона об энергосбережении могут быть возложены только после 01.01.2015 является ошибочным, поскольку, как установлено проверкой, не отрицается самим заявителем и подтверждено судебными инстанциями, заявитель, являясь ресурсоснабжающей организацией, является одновременно исполнителем коммунальной услуги по теплоснабжению в отношении многоквартирного жилого дома N 16 по ул. Советской г. Сердобска Пензенской области, в связи с чем к нему применяются вышеперечисленные нормы, регулирующие спорные правоотношения.
С учетом вышеизложенного, суд кассационной инстанции полагает, что использование средств, полученных от применения повышающих коэффициентов, на установку общедомовых приборов учета не противоречит законодательству, более того, является необходимым в целях исполнения требований Закона об энергосбережении, способствует достижению одной из основных целей законодательства об энергосбережении и энергетической эффективности - снижению стоимости оплаты за коммунальный ресурс.
Данный вывод также не противоречит статьям 11, 13 Закона об энергосбережении, в соответствии с которыми расходы на установку общедомовых приборов учета в многоквартирных жилых домах относятся на собственников помещений в этих многоквартирных домах, поскольку разницу при расчете размера платы за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов составляют именно денежные средства собственников помещений многоквартирного дома.
Поскольку денежные средства, полученные в качестве разницы при расчете размера оплаты за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов, относятся к целевым поступлениям, то ресурсоснабжающая организация обязана использовать данные денежные средства на оснащение многоквартирного дома общедомовым прибором учета.
Таким образом, реализуя мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общество не направило целевые денежные средства на установку прибора учета, в связи с этим собственники помещений в многоквартирном доме были вынуждены обратиться в государственный орган жилищного надзора за защитой своих нарушенных прав, что послужило поводом к выдаче оспариваемого предписания.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ ненормативный правовой акт органа государственной власти может быть признан незаконным при наличии двух условий: ненормативный акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту; такой акт нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании вышеизложенного судебная коллегия полагает, что выводы судов о несоответствии оспариваемого предписания в части указания способа устранения нарушения - за счет средств, полученных в результате разницы при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению с применением повышающих коэффициентов требованиям закона, а также о нарушении прав ЗАО "ЦентрМетроКом-Энерго" его принятием, являются незаконными и необоснованными.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции отменяет ранее принятые судебные акты полностью и, не передавая дело на новое рассмотрение, принимает новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но судами неправильно применены нормы права.
Руководствуясь статьей 110, статьями 286 - 289, 319, 325 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 01.02.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2017 по делу N А49-12754/2016 изменить, кассационную жалобу - удовлетворить.
В части признания недействительным, как противоречащее Федеральному закону от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предписание Управления государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области от 23.08.2016 N ПР-714 в части "...за счет средств, полученных в результате разницы при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению с применением повышающих коэффициентов" - отменить.
В указанной части в удовлетворении заявленных требований закрытого акционерного общества "ЦентрМетроКом-Энерго" отказать.
В остальной части решение Арбитражного суда Пензенской области от 01.02.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2017 по настоящему делу оставить без изменения.
Поручить Арбитражному суду Пензенской области расходы по уплате государственной пошлины по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Лев" перераспределить в порядке статей 110, 319, 325 АПК РФ.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Э.Г.БАШИРОВ
Судьи
И.Ш.ЗАКИРОВА
С.В.МОСУНОВ
Э.Г.БАШИРОВ
Судьи
И.Ш.ЗАКИРОВА
С.В.МОСУНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)