Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.10.2016 N 02АП-8645/2016 ПО ДЕЛУ N А31-4665/2016

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 октября 2016 г. по делу N А31-4665/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 октября 2016 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Ившиной Г.Г., Кононова П.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сысолятиной К.А.,
в отсутствие представителей сторон,
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Заволжье"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 13.07.2016 по делу N А31-4665/2016, принятое судом в составе судьи Максименко Л.А.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Заволжье" (ИНН: 4401060318, ОГРН: 1064401000289)
к государственной жилищной инспекции Костромской области (ИНН: 4401053670, ОГРН: 1054408637051)
о признании недействительным предписания,
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Заволжье" (далее - заявитель, ООО "Заволжье", Общество) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании недействительным предписания государственной жилищной инспекции Костромской области (далее - ответчик, Инспекция) от 16.02.2016 N 03-42 об устранении выявленных нарушений обязательных требований по определению размера и внесению платы за коммунальные услуги.
Решением суда от 13.07.2016 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
ООО "Заволжье" считает оспариваемое предписание Инспекции неисполнимым, поскольку используемая в нем формулировка предъявленного Обществу требования не дает четкого понимания тех действий, которые необходимо совершить, не содержит указания на периоды (месяцы), в которые было совершено правонарушение, подлежащее устранению. При этом заявитель находит недопустимым выдачу предписания в целях профилактики совершения аналогичных правонарушений в будущем. Также отмечает, что в акте проверки имеется лишь расчет нормативного объема электрической энергии на общедомовые нужды, однако отсутствует ссылка на нормативно-правовое обоснование расчета данного объема, на формулу, по которой он произведен; кроме того, указывает на отсутствие указания на фактически выставленный к оплате за проверяемый период объем электрической энергии сверх установленного норматива; данное обстоятельство, по убеждению заявителя, свидетельствует о недоказанности самого факта правонарушения, которое обязывает устранить оспариваемое предписание.
Инспекция представила письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором опровергает доводы Общества, настаивает на законности и обоснованности обжалуемого судебного акта и не усматривает правовых оснований для его отмены.
Стороны своих представителей в суд апелляционной инстанции не направили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; ответчик ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 21.01.2016 в Инспекцию поступило заявление Меньшенина Н.А., являющегося собственником жилого помещения в многоквартирном доме по адресу: Костромская область, г. Кострома, мкр-н Венеция, д. 27, кв. 33, по вопросу правильности начисления платы за электрическую энергию на общедомовые нужды за декабрь 2015 года.
В связи с поступлением данного обращения заместителем начальника Инспекции издан приказ от 27.01.2016 N 169 о проведении в отношении ООО "Заволжье" внеплановой документарной проверки на предмет соблюдения обязательных требований действующего законодательства в части, имеющей отношение к расчету платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды.
В ходе контрольных мероприятий установлено, что многоквартирный дом по адресу: Костромская область, г. Кострома, мкр-н Венеция, д. 27, находится в управлении Общества с 27.03.2015. Дом оборудован общедомовым прибором учета электрической энергии. В проверяемом периоде поставку электрической энергии в дом производило ПАО "Костромская сбытовая компания".
Начисление платы за электрическую энергию на общедомовые нужды производится исходя из фактических показаний прибора учета, установленного на доме, по тарифу, утвержденному для ПАО "Костромская сбытовая компания" постановлением департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от 23.12.20014 N 14/500, в размере 3,74 руб./кВт.ч.
Норматив потребления электроэнергии на общедомовые нужды для многоквартирных домов на территории Костромской области утвержден постановлением департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области от 16.10.2012 N 2-нп "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на территории Костромской области" и составляет 2,86 кВт.ч/кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, в месяц.
Проверяющими произведен расчет нормативного объема электрической энергии на общедомовые нужды для жилого помещения N 33 рассматриваемого многоквартирного дома, и установлено, что такой объем составляет 22,6 кВт.ч (2,86 кВт.ч/кв. м - 285,4 кв. м - 54,5 кв. м (площадь квартиры) /1968,4 кв. м), при этом фактически выставленные собственнику квартиры N 33 к оплате объемы электрической энергии на общедомовые нужды за декабрь 2015 года (148,444 кВт.ч) значительно превышают нормативный объем.
Таким образом, в ходе проверки выявлено, что в нарушение требований абзацев второго и третьего пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), абзаца второго подпункта "ж" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416), ООО "Заволжье" в отсутствие решения общего собрания собственников о распределении сверхнормативных объемов потребления электрической энергии на общедомовые нужды производило начисление платы за данную услугу в объемах, превышающих норматив потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды.
Результаты проверки и выявленные нарушения зафиксированы проверяющими в акте от 16.02.2016 N 04-42.
16.02.2016 в целях устранения данного нарушения в адрес Общества выдано обязательное для исполнения предписание N 03-42, в соответствии с которым ООО "Заволжье" надлежало в срок до 28.04.2016 устранить нарушение абзацев второго и третьего пункта 44 Правил N 354, абзаца второго подпункта "ж" пункта 4 Правил N 416, выразившееся в начислении платы за электрическую энергию на общедомовые нужды в объемах, превышающих утвержденный норматив потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды собственнику квартиры N 33 рассматриваемого многоквартирного дома.
Не согласившись с данным предписанием, Общество обратилось в Арбитражный суд Костромской области с требованием о признании его недействительным.
Суд первой инстанции согласился с выводами Инспекции о том, что при отсутствии решения собственников помещений в доме о распределении сверхнормативного расхода электрической энергии на общедомовые нужды начисление им платы за холодное водоснабжение на общедомовые нужды сверх установленного норматива является неправомерным и должно оплачиваться исполнителем за счет собственных средств, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленного требования.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Отсутствие указанной совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказ в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
По смыслу пункта 44 Правил N 354 объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме. При этом отсутствие фактического пользования общим имуществом не является основанием для освобождения собственников нежилых помещений от оплаты коммунального ресурса, поставленного в места общего пользования в многоквартирном жилом доме.
Вместе с тем абзацами вторым и третьим пункта 44 Правил N 354 определено, что распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения. В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
Закрепленный указанными абзацами пункта 44 Правил N 354 порядок фактически сводится к тому, что полностью распределить между собственниками помещений объем потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды, рассчитанный исходя из показаний общедомовых приборов учета, несмотря на его превышение над нормативной величиной, можно только по решению самих собственников, принятому в соответствующем порядке на общем собрании. Отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом и оказывающего коммунальные услуги, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижению целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг, путем наиболее грамотного управления жилым фондом, что является основой хозяйственной деятельности таких организаций.
В материалы дела не представлено доказательств того, что собственниками помещений многоквартирного дома принято решение по вопросу о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
При таких обстоятельствах ООО "Заволжье" не имело правовых оснований для начисления платы за электрическую энергию на общедомовые нужды сверх установленного уполномоченным органом норматива.
Довод заявителя о неисполнимости предписания ввиду неясности содержащихся в нем формулировок суд апелляционной инстанции считает необоснованным. Из текста оспариваемого предписания, содержащего ссылку на абзацы второй и третий пункта 44 Правил N 354, абзац второй подпункта "ж" пункта 4 Правил N 416, следует, что на управляющую организацию возложена обязанность по устранению нарушения, выразившегося в начислении платы за электрическую энергию на общедомовые нужды в объемах, превышающих утвержденный норматив потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды. Таким образом, в целях исполнения предписания Обществу надлежало устранить нарушение порядка начисления обратившемуся в Инспекцию собственнику помещения в доме платы за коммунальную услугу на общедомовые нужды, то есть начислять плату за данную коммунальную услугу в пределах утвержденного норматива.
Таким образом, используемая в оспариваемом предписании формулировка требования надзорного органа дает четкое понимание относительно действий, которые необходимо совершить управляющей организации.
Факт допущенного Обществом нарушения отражен в акте проверки и подтверждается совокупностью имеющихся в деле доказательств. Норматив потребления электрической энергии, который надлежало использовать при расчете платы за коммунальную услугу, установлен нормативным правовым актом и должен быть известен заявителю; проверяющими выявлено, что фактически выставленные к оплате объемы электрической энергии на общедомовые нужды значительно превышают нормативный объем. Указанные значения, использованные для сравнения, явственно следуют из платежных документов, выставленных ООО "Заволжье" и, соответственно, известных ему. Отсутствие в акте проверки данных значений не свидетельствует об ошибочности выводов надзорного органа.
Формула, по которой рассчитывается нормативный объем электрической энергии на общедомовые нужды (формула N 15), приведена в приложении N 2 к Правилам N 354. Заявитель, имея лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, являясь профессиональным участником данного рынка, не может не знать о нормативном регулировании порядка расчета объема коммунального ресурса, предоставленного на общедомовые нужды в многоквартирном доме. Отсутствие в акте проверки указания на формулу, по которой проверяющими сделан расчет, не свидетельствует о недоказанности наличия нарушения.
Целью выдачи предписания вопреки мнению Общества являлось устранение допущенного нарушения, а не профилактика совершения аналогичных правонарушений, на чем настаивает заявитель в апелляционной жалобе. В ходе проверки, проведенной Инспекцией в мае 2016 года, ООО "Заволжье" представило надзорному органу доказательства того, что расчет платы за электрическую энергию на общедомовые нужды производится им в соответствии с требованиями действующего законодательства, при этом обращавшемуся ранее к ответчику Меньшенину Н.А. - собственнику квартиры N 33 в многоквартирном доме по адресу: Костромская область, г. Кострома, мкр-н Венеция, д. 27, по вопросу правильности начисления платы за электроэнергию на общедомовые нужды за декабрь 2015 года сделан перерасчет платы. С учетом изложенного проверяющие пришли к выводу об исполнении предписания от 16.02.2016 N 03-42 в полном объеме. Таким образом, доводы о неконкретности и неисполнимости оспариваемого предписания опровергаются действиями самого Общества.
Предписание Инспекции, обязывающее управляющую организацию устранить нарушение, выразившееся в начислении платы за электрическую энергию на общедомовые нужды без учета положений абзацев второго и третьего пункта 44 Правила N 354, абзаца второго подпункта "ж" пункта 4 Правил N 416, соответствует положениям действующего законодательства и, как следствие, не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем в данном случае отсутствуют в совокупности условия, предусмотренные статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, необходимые для признания его недействительным.
При таких условиях решение суда следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО "Заволжье" - без удовлетворения. Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате госпошлины остаются на заявителе жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Костромской области от 13.07.2016 по делу N А31-4665/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Заволжье" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Костромской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий
Г.Г.БУТОРИНА
Судьи
Г.Г.ИВШИНА
П.И.КОНОНОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)