Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 17 ноября 2016 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марченковой Н.В.,
судей Диаковской Н.В., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания Дорохиным Д.С.,
при участии в заседании:
- от истца, Товарищества собственников жилья "Дубки": Бакулин А.А. по доверенности от 01.08.16 б/н;
- от ответчика, ГУ МО "Госжилинспекция МО": Солженицина Е.С. по доверенности от 09.11.16 N 261-и; Гирин Д.В. по доверенности от 29.01.16 N 54-и;
- от 3-их лиц, Васильевой Н.Е.: Васильев А.И. по доверенности от 12.08.16 N 50 АА 8766448; Васильева А.И.: лично,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ТСЖ "Дубки" на решение Арбитражного суда Московской области от 15 сентября 2016 года по делу N А41-36651/16, принятое судьей Голубковым П.А., по заявлению Товарищества собственников жилья "Дубки" к ГУ МО "Госжилинспекция МО" об оспаривании предписания N 08ВХ/04-1644-35-2016 в части пунктов 1, 2, 3 и 5,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Васильевой Н.Е. и г-на Васильева А.И.,
установил:
Товарищество собственников жилья "Дубки" (далее "товарищество", "заявитель") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее "заинтересованное лицо", "административный орган") об оспаривании предписания N 08ВХ/04-1644-35-2016 в части пунктов 1, 2, 3 и 5.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены граждане Васильева Н.Е. и г-на Васильев А.И.
Решением Арбитражного суда Московской области от 15 сентября 2016 года по делу N А41-36651/16 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, ТСЖ "Дубки" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статье 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя апелляционной жалобы поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
Представитель ответчика возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно заявлению, в связи с обращением гр. на Васильева А.И. на основании распоряжения от 17.03.2016 года N 08ВХ/04-1644-35-2016 заинтересованным лицом в отношении заявителя проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой составлен Акт проверки от 11.04.2016 года.
При проведении проверки было установлено, что товариществом при начислении платы за отопление и горячее водоснабжение для жителей многоквартирного жилого дома по адресу: Московская обл., г. Химки, ул. Лавочкина, д. 13, корп. 2 - допущены нарушения, выразившееся, в т.ч. в следующем:
1) неправомерном учете вероятных потерь тепла в коммуникационных трубопроводах;
2) неправомерном включении стоимости электричества, используемого в индивидуальном тепловом пункте (далее "ИТП");
3) неправомерном определении совокупного объема тепловой энергии потребленной не только на нужды д. 13 корп. 2, но и д. 13 корп. 1 и корп. 5 по указанному адресу;
4) отсутствии в платежных документах сведений об объеме оказанных услуг на общедомовые нужды и объеме потребления коммунальной услуг по отоплению.
В связи с указанными обстоятельствами товариществу выдано предписание N 08ВХ/04-1644-35-2016 от 11.04.2016, в котором указано на необходимость в срок до 01.07.2016 года устранить выявленные нарушения.
Не согласившись с данным предписанием в части пунктов 1, 2, 3 и 5, товарищество обратилось в Арбитражный суд Московской области с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции, с учетом положений ст. ст. 198, 200 АПК РФ, правомерно исходил из нижеследующего.
В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации определены полномочия должностных лиц органов государственного жилищного надзора, которые вправе, в том числе: выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдению обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья обязательным требованиям.
Постановлением Правительства Московской области от 19 ноября 2003 года N 674/43 образованна Государственная жилищная инспекция Московской области.
Пунктом 1 Постановления Правительства Московской области от 12 сентября 2007 года N 674/28 Государственная жилищная инспекция Московской области преобразована в центральный исполнительный орган государственной власти Московской области - Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области".
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Московской области от 02 июля 2013 года N 485/27 утверждено Положение о Главном управлении Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области".
Госжилинспекция Московской области (должностные лица Госжилинспекции Московской области) в целях реализации полномочий имеет право давать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
На основании изложенного, суд первой инстанции, пришел к правомерному выводу, что предписание выдано уполномоченным лицом в установленном законом порядке.
Согласно части 4 статьи 154 ЖК РФ в структуру платы за коммунальные услуги включены: плата за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение).
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 N 354 (ред. 27.08.2012), в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии - пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
При этом общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определяется по показаниям приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению и (или) горячему водоснабжению, а при отсутствии таких приборов учета - как сумма объемов (количества) тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных по показаниям индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей, объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных в порядке, установленном настоящими Правилами для потребителей, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета, и объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды, определенных исходя из нормативов потребления горячей воды на общедомовые нужды и нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях горячего водоснабжения. Объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления многоквартирного дома или жилого дома, определяется с учетом положений пункта 42(1) настоящих Правил.
При определении размера платы потребителя за коммунальную услугу по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) объем использованного при производстве коммунального ресурса распределяется между всеми жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирном доме пропорционально размеру общей площади принадлежащего (находящегося в пользовании) каждому потребителю жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулой 18 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20(1) приложения N 2 к настоящим Правилам как сумма 2 составляющих: произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду; произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа на коммунальный ресурс.
При этом объем (количество) коммунального ресурса определяется исходя из удельного расхода коммунального ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в объеме, равном объему горячей воды, потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении и на общедомовые нужды.
В плату за коммунальную услугу по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенную исполнителем с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не включаются расходы на содержание и ремонт такого оборудования.
Расходы на содержание и ремонт такого оборудования подлежат включению в плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В целях отопления многоквартирного жилого дома по адресу: Московская обл., г. Химки, ул. Лавочкина, д. 13, корп. 2, управление которым осуществляет товарищество, используется ИТП.
В указанном ИТП подогрев холодной воды для целей отопления осуществляется за счет теплообмена с горячей водой.
Указанный ИТП также используется для отопления иных близлежащих строений, собственники которых также являются членами товарищества.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что оспоренное предписание в части пунктов 1 - 3 полностью соответствует требованиям п. 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 N 354.
Заявитель апелляционной жалобы указывает на то, что порядок начисления платы определен собственниками многоквартирного дома на общем собрании 07.06.2013 года, а учет потребления коммунального ресурса соответствовал заключенным с ресурсоснабжающей организацией - ООО "ТСК Мосэнерго".
Данная ссылка заявителя апелляционной жалобы подлежит отклоняю, в связи со следующим.
Как указывалось ранее, порядок предоставления коммунальных услуг и расчета платы за них в соответствии со ст. 157 ЖК РФ определен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 (далее Правила N 354).
Названные нормы являются императивными, поэтому решением собрания собственников дома они не могут быть изменены.
Согласно отчетам потребления тепловой энергии (Ткал) всеми корпусами по ул. Лавочкина д. 13 (размещены на официальном сайте ТСЖ: http://www.tsi-dubki.ru) к расчету платы по отоплению и ГВС принимается не объем тепловой энергии, зафиксированный прибором учета SA-94/2M N 024530, а объем, увеличенный на вероятные потери.
Согласно сравнительной таблице, на основании отчетов ТСЖ по потреблению тепловой энергии при расчете платы за отопление и ГВС (т. 3, л.д. 49-85), объем тепловой энергии, зафиксированный указанным прибором учета увеличен:
во втором полугодии 2012 г. на 53,63 Гкал; в 2013 г. на 101,67 Гкал; в 2014 г. на 316,13 Гкал; за январь - февраль 2015 г. на 5,46 Гкал., а согласно договору N 247 от 01.01.2014 объем потерь ТЭ подлежащий оплате составляет 44,7 Гкал. за весь год. (т. 1, л.д. 57).
Следовательно, довод заявителя апелляционной жалобы о применении для расчетов платежей показания единого счетчика тепловой энергии является необоснованным.
В соответствии с нормами, установленными п. п. 6 и 7 Правил N 354, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется по устному или письменному договору, условия которых должны соответствовать этим правилам.
Согласно абзацу 2 пункта 54 Правил N 354 "объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется исходя из показаний прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса... При этом общий объем (количество) произведенной исполнителем (а не поставленной по договору) за расчетный период тепловой энергии на цели отопления или горячего водоснабжения рассчитывается по показаниям фиксирующих такие объемы приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению или горячему водоснабжению...".
Многоквартирный жилой дом - корпус 2 дом 13 по ул. Лавочкина, так же как и все корпуса (кроме 5) "комплекса" оснащены общедомовыми многоканальными приборами учета произведенных исполнителем (ТСЖ "Дубки") коммунальных услуг (отопление, ГВС), что подтверждено Актами ввода этих приборов в эксплуатацию (т. 2 л.д. 75-80, т. 3 л.д. 7).
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на положения заключенных с поставщиком договоров поставки ТЭ и теплоносителя несостоятельна, так как названные договоры противоречат требованиям ст. 157 ЖК РФ и п. 54 Правил N 354, признанных решением Верховного Суда Российской Федерации от 11.04.2014 N АКПИ14-98, не противоречащим закону и п. 4 статьи 421 ГК РФ.
Согласно названным нормам условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иным правовым актом.
В соответствии с п. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иным правовым актом.
В соответствии со ст. 426, п. 4 ст. 539, ст. 548 ГК РФ приобретение исполнителем (ТСЖ "Дубки") у ресурсоснабжающей организации коммунальных ресурсов с целью обеспечения потребителя (собственников помещений) коммунальными услугами осуществляется на основании публичного договора энергоснабжения (ресурсоснабжения), при заключении и исполнении которого являются для сторон обязательными требования Жилищного кодекса РФ, Правил N 354 и Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее Правила N 124).
В соответствии с подпунктом "Г" пункта 21 названных Правил в совокупном объеме коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, выделяется объем коммунального ресурса, использованного для предоставления коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям нежилых помещений, подлежащий оплате этими собственниками и пользователями.
Из этого следует, что учет потребленного жилыми помещениями коммунального ресурса при самостоятельном изготовлении коммунальной услуги (п. 54 Правил N 354) должен осуществляться приборами, установленными на оборудовании, с использованием которого исполнителем (ТСЖ) была произведена коммунальная услуга по отоплению или горячему водоснабжению раздельно от потребленного коммунального ресурса нежилыми помещениями.
Однако эти требования закона и иных правовых актов, обязательных при заключении договоров о поставке коммунального ресурса сторонами не соблюдены.
При таких обстоятельствах ссылка на договоры теплоснабжения N 247 от 01.01.2013 и от 01.01 2014 г. необоснованна.
Объем потребляемых многоквартирным домом (корпус 2) коммунальных услуг по отоплению и ГВС определяется, как обоснованно указано в оспариваемом Предписании общедомовым (корпус 2 дома 13) многоканальным прибором учета тепловой энергии ТС-5 00-0-6-3 N 05216, фиксирующим объем коммунальной услуги по отоплению жилых помещений и многоканальным прибором учета ТС-100-0-2-1 N 05186 - фиксирующим объем коммунальной услуги по отоплению нежилых помещений.
Кроме того в соответствии с п. 3.1.19 договора от 01.01.2014 ТСЖ "Дубки" обязуется "в целях учета поставленной потребителю (в данном случае ТСЖ) тепловой энергии использовать коллективные (общедомовые), а также индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета", а в соответствии с п. 3.1.32 передавать показания этих приборов учета для определения объема поданной в расчетном периоде тепловой энергии...".
В соответствии с п. 4.1 указанного договора "Объем поданной РЕСУРСОСНАБЖАЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ тепловой энергии в многоквартирные дома, оборудованные коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии (а не ресурса), определяется потребителем на основании показаний указанного прибора".
В соответствии с п. 4.3 этого же договора "для определения объема (количества) поданной тепловой энергии ПОТРЕБИТЕЛЬ в срок до 1 числа месяца, следующего за расчетным, передает в РЕСУРСОСНАБЖАЮЩУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ показания ПРИБОРОВ УЧЕТА ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ...".
В этой связи, названные договоры поставки тепловой энергии и теплоносителя вовсе не освобождают ТСЖ от обязанности установки ОПУ на каждый корпус.
Утверждение заявителя апелляционной жалобы о невозможности исполнения предписания ГЖИ в части производства расчета платы за отопление по корпусу 2 без совокупного объема тепловой энергии, потребленных корпусами 1 и 5, не основано на фактических обстоятельствах, противоречит материалам дела.
Согласно отчетам по потреблению тепла (Гкал) жилым комплексом, содержащим раздел "Расчет платы за отопление по корпусам многоквартирного жилого комплекса "Дубки" (размещены на официальном сайте ТСЖ: http://www.tsi-dubki.ru) в период 2012, 2013, 2014 годов и до ноября 2015 года указанный расчет производился по каждому корпусу отдельно.
С февраля 2014 года при расчете платы за отопление в нежилом корпусе 6 из общего объема потребленной ТЭ этим корпусом выделяется объем потребляемой ТЭ пользователем одного из помещений этого корпуса - Страховой компанией "РЕСО-гарантия".
Расчет платы за отопление в корпусе 2 в совокупном объеме с ТЭ потребляемой корпусами 1 (жилой дом) и 5 (нежилое помещение торгового назначения) стал осуществляться лишь с ноября 2015 года.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы о том, что корпус 2 дома 13 по ул. Лавочкина является составной частью единого недвижимого комплекса и к нему должны применяться правила о неделимой вещи, противоречит нормам закона.
Закон не содержит понятия "многоквартирный жилой комплекс", тем более в форме "единого неделимого объекта недвижимости".
В соответствии с ЖК РФ даже многоквартирный жилой дом не является единым объектом недвижимости, тем более не могут быть "единым объектом недвижимости" здания, принадлежащие разным собственникам и имеющим разноплановое назначение.
Статья 133.1 ГК РФ дает четкое определение единому недвижимому комплексу.
Из смысла указанной нормы следует, что взаимосвязанность между собой отдельных объектов недвижимости строительными конструкциями и инженерными коммуникациями, расположение их на едином земельном участке, огороженном общим забором, не являются основанием для признания этих объектов в качестве единого объекта недвижимости.
В соответствии с названной нормой единым объектом недвижимости может быть признана совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.
Корпусы: 3, 4, 5 и 6 дома 13 по ул. Лавочкина, являющиеся нежилыми зданиями, не имеют единого с жилыми корпусами (N 1 и N 2) назначения.
Все названные объекты физически и технологически не связаны, так как имеют различное социально-бытовое назначение, являются отдельно стоящими зданиями, имеют собственные свободные доступы (входы, выходы), самостоятельную транспортную доступность, лишь частично (корпус N 3) связан конструктивно с корпусами N 1 и N 2 подземной частью.
Все эти объекты в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрированы самостоятельно (отдельно друг от друга) и имеют своих собственников.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на положения Устава ТСЖ "Дубки" также подлежит отклонению, в связи со следующим.
В соответствии с положениями ст. ст. 135 и 136 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается объединение собственников помещений в многоквартирном доме или в нескольких многоквартирных домах для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме (домах).
Многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме.
Из этого следует, что собственники помещений в корпусах N 3 - 6 не могут объединяться в товарищество собственников жилья, поскольку эти объекты не являются жилыми, а поэтому собственники этих зданий не имеют права на общее имущество иных зданий, тем более жилых, и не могут принимать участие в совместном его управлении.
Договор на поставку тепловой энергии, заключенный ТСЖ с ресурсоснабжающей организацией содержит сведения о поставке ее именно в многоквартирные жилые дома (п. 1.1 Договора от 01.01 2014 N 247, приложения 1 и 2 к указанному договору) (т. 1, л.д. 54).
Сведений о наличии иных потребителей, кроме жилых домов, договор не содержит.
В соответствии с п. 4.14 названного договора ТСЖ должно производить расчеты с субпотребителями по заключенным с ними договорам.
Кроме того, п. 4.11 названного Договора обязывает ТСЖ, как потребителя тепловой энергии (это вытекает из положений подпункта "Г" пункта 21 Правил N 124) вести раздельный учет потребления тепловой энергии нежилыми помещениями многоквартирного жилого дома, которая подлежит оплате собственниками этих помещений.
Утверждение заявителя апелляционной жалобы о едином неделимом жилом комплексе противоречит и положениям Правил N 354, поскольку названные правила регламентируют правоотношения в сфере предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, понятие которых дано в ранее упомянутом Постановлении Правительства РФ и к каковым корпуса 3-6 не относятся.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции не верно применил положения п. 54 постановления Правительства N 354 и исключил из платы за отопление, размер потребленной энергии для нужд услуги отопления и ГВС, подлежит отклонению в связи со следующим.
ТСЖ "Дубки", являясь исполнителем коммунальных услуг по ГВС и отоплению, осуществляет начисление платежей на основании решения общего собрания от 10.03.2011 г., протокол N 18 (т. 2, л.д. 47).
Согласно названному решению общего собрания плата за отопление увеличивается:
- - "на стоимость электроэнергии ЦТП и ВНС (годовой объем электропотребления распределяется пропорционально площади, находящейся в собственности);
- - на стоимость тепловой энергии, использованной на подогрев холодной воды для нужд ГВС превышающей стоимость тепловой энергии использованной для нужд ГВС в соответствии с тарифами и нормативами, установленными Главой городского округа Химки (распределяется пропорционально площади, находящейся в собственности)".
Этим же решением установлено, расчет платы за ГВС производит по тарифам и нормативам, установленным Постановлением администрации городского округа Химки".
Этот порядок начисления платежей по ГВС и отоплению, сохраняющийся до настоящего времени (письма ТСЖ от 21.04.2015 N 1077, от 23.10.2014 б/н), как указывалось ранее, не соответствует положениям ст. 157 ЖК РФ и п. 54 Правил 354.
В соответствии с п. 54 Правил N 354 (абз. 1) расчет платы за отопление и ГВС осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса, использованного при производстве коммунальной услуги по отоплению и ГВС.
В состав общего имущества многоквартирного дома входят теплообменники, обеспечивающие нагрев воды для нужд отопления и ГВС с использованием тепловой энергии. Электрическая энергия для подогрева теплоносителя не используется. Это обстоятельство подтверждается к договорами N 247 от 01.01.2013 и от 01.01.2014 с ООО "ТСК Мосэнерго" к от 15.07.2013 N 80018489 с ОАО "Мосэнергосбыт".
Согласно п. 1.1 договора N 247 и п. 1.3 договор N 80018489 ООО "ТСК Мосэнерго" поставляет тепловую энергию для целей обеспечения потребителем (ТСЖ) коммунальными услугами по отоплению и ГВС, а ОАО "Мосэнергосбыт" поставляет электрическую энергию для целей обеспечения коммунальной услугой по электроснабжению.
Из этого следует, что электрическая энергия для обеспечения коммунальной услуги по отоплению и ГВС не используется, а используется тепловая энергия.
Формула N 20 Приложения 2 к Правилам N 354 содержит прямое указание, что при определении размера платежей учитывается коммунальный ресурс, используемый для подогрева воды.
Электрическая энергия, используемая для освещения ИТП, обеспечения работы водонасосной станции относится к эксплуатационным расходам, обеспечивающим функционирование общего имущества многоквартирного дома.
При этом потребляемая электроэнергия не используется на цели подогрева воды для отопления и ГВС, а насосная станция, кроме прочего, обеспечивает подачу и холодной воды для нужд ХВС, что противоречит положениям абз. 5 п. 54 Правил N 354 и распоряжения Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 09.12.2014 N 162 РВ.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы не невозможности исполнить пункт 5 оспариваемого Предписания, подлежит отклонению в связи со следующим.
Согласно предписанию ТСЖ "Дубки" обязано:
- - в платежных документах указывать объем потребления электроэнергии на общедомовые нужды;
- - в платежных документах указывать объем коммунальной услуги по отоплению в Гкал, а не в квадратных метрах, как это делается сейчас.
Названное требование жилищной инспекции полностью соответствует требованиям ст. 157 ЖК РФ, Правилам N 354, Постановлению Правительства Московской области от 27.12.2013 г. N 1161/57.
Таким образом, у административного органа имелись необходимые и достаточные основания для выдачи оспоренного предписания, процедура проведения проверки и выдачи предписания соблюдена.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда Московской области.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, так как доводы, изложенные в ней не подтверждаются материалами дела.
Руководствуясь статьями 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 15.09.2016 года по делу N А41-36651/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.11.2016 N 10АП-14901/2016 ПО ДЕЛУ N А41-36651/16
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 ноября 2016 г. по делу N А41-36651/16
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 17 ноября 2016 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марченковой Н.В.,
судей Диаковской Н.В., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания Дорохиным Д.С.,
при участии в заседании:
- от истца, Товарищества собственников жилья "Дубки": Бакулин А.А. по доверенности от 01.08.16 б/н;
- от ответчика, ГУ МО "Госжилинспекция МО": Солженицина Е.С. по доверенности от 09.11.16 N 261-и; Гирин Д.В. по доверенности от 29.01.16 N 54-и;
- от 3-их лиц, Васильевой Н.Е.: Васильев А.И. по доверенности от 12.08.16 N 50 АА 8766448; Васильева А.И.: лично,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ТСЖ "Дубки" на решение Арбитражного суда Московской области от 15 сентября 2016 года по делу N А41-36651/16, принятое судьей Голубковым П.А., по заявлению Товарищества собственников жилья "Дубки" к ГУ МО "Госжилинспекция МО" об оспаривании предписания N 08ВХ/04-1644-35-2016 в части пунктов 1, 2, 3 и 5,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Васильевой Н.Е. и г-на Васильева А.И.,
установил:
Товарищество собственников жилья "Дубки" (далее "товарищество", "заявитель") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее "заинтересованное лицо", "административный орган") об оспаривании предписания N 08ВХ/04-1644-35-2016 в части пунктов 1, 2, 3 и 5.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены граждане Васильева Н.Е. и г-на Васильев А.И.
Решением Арбитражного суда Московской области от 15 сентября 2016 года по делу N А41-36651/16 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, ТСЖ "Дубки" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статье 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя апелляционной жалобы поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
Представитель ответчика возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно заявлению, в связи с обращением гр. на Васильева А.И. на основании распоряжения от 17.03.2016 года N 08ВХ/04-1644-35-2016 заинтересованным лицом в отношении заявителя проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой составлен Акт проверки от 11.04.2016 года.
При проведении проверки было установлено, что товариществом при начислении платы за отопление и горячее водоснабжение для жителей многоквартирного жилого дома по адресу: Московская обл., г. Химки, ул. Лавочкина, д. 13, корп. 2 - допущены нарушения, выразившееся, в т.ч. в следующем:
1) неправомерном учете вероятных потерь тепла в коммуникационных трубопроводах;
2) неправомерном включении стоимости электричества, используемого в индивидуальном тепловом пункте (далее "ИТП");
3) неправомерном определении совокупного объема тепловой энергии потребленной не только на нужды д. 13 корп. 2, но и д. 13 корп. 1 и корп. 5 по указанному адресу;
4) отсутствии в платежных документах сведений об объеме оказанных услуг на общедомовые нужды и объеме потребления коммунальной услуг по отоплению.
В связи с указанными обстоятельствами товариществу выдано предписание N 08ВХ/04-1644-35-2016 от 11.04.2016, в котором указано на необходимость в срок до 01.07.2016 года устранить выявленные нарушения.
Не согласившись с данным предписанием в части пунктов 1, 2, 3 и 5, товарищество обратилось в Арбитражный суд Московской области с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции, с учетом положений ст. ст. 198, 200 АПК РФ, правомерно исходил из нижеследующего.
В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации определены полномочия должностных лиц органов государственного жилищного надзора, которые вправе, в том числе: выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдению обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья обязательным требованиям.
Постановлением Правительства Московской области от 19 ноября 2003 года N 674/43 образованна Государственная жилищная инспекция Московской области.
Пунктом 1 Постановления Правительства Московской области от 12 сентября 2007 года N 674/28 Государственная жилищная инспекция Московской области преобразована в центральный исполнительный орган государственной власти Московской области - Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области".
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Московской области от 02 июля 2013 года N 485/27 утверждено Положение о Главном управлении Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области".
Госжилинспекция Московской области (должностные лица Госжилинспекции Московской области) в целях реализации полномочий имеет право давать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
На основании изложенного, суд первой инстанции, пришел к правомерному выводу, что предписание выдано уполномоченным лицом в установленном законом порядке.
Согласно части 4 статьи 154 ЖК РФ в структуру платы за коммунальные услуги включены: плата за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение).
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 N 354 (ред. 27.08.2012), в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии - пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
При этом общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определяется по показаниям приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению и (или) горячему водоснабжению, а при отсутствии таких приборов учета - как сумма объемов (количества) тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных по показаниям индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей, объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных в порядке, установленном настоящими Правилами для потребителей, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета, и объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды, определенных исходя из нормативов потребления горячей воды на общедомовые нужды и нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях горячего водоснабжения. Объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления многоквартирного дома или жилого дома, определяется с учетом положений пункта 42(1) настоящих Правил.
При определении размера платы потребителя за коммунальную услугу по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) объем использованного при производстве коммунального ресурса распределяется между всеми жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирном доме пропорционально размеру общей площади принадлежащего (находящегося в пользовании) каждому потребителю жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулой 18 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20(1) приложения N 2 к настоящим Правилам как сумма 2 составляющих: произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду; произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа на коммунальный ресурс.
При этом объем (количество) коммунального ресурса определяется исходя из удельного расхода коммунального ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в объеме, равном объему горячей воды, потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении и на общедомовые нужды.
В плату за коммунальную услугу по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенную исполнителем с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не включаются расходы на содержание и ремонт такого оборудования.
Расходы на содержание и ремонт такого оборудования подлежат включению в плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В целях отопления многоквартирного жилого дома по адресу: Московская обл., г. Химки, ул. Лавочкина, д. 13, корп. 2, управление которым осуществляет товарищество, используется ИТП.
В указанном ИТП подогрев холодной воды для целей отопления осуществляется за счет теплообмена с горячей водой.
Указанный ИТП также используется для отопления иных близлежащих строений, собственники которых также являются членами товарищества.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что оспоренное предписание в части пунктов 1 - 3 полностью соответствует требованиям п. 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 N 354.
Заявитель апелляционной жалобы указывает на то, что порядок начисления платы определен собственниками многоквартирного дома на общем собрании 07.06.2013 года, а учет потребления коммунального ресурса соответствовал заключенным с ресурсоснабжающей организацией - ООО "ТСК Мосэнерго".
Данная ссылка заявителя апелляционной жалобы подлежит отклоняю, в связи со следующим.
Как указывалось ранее, порядок предоставления коммунальных услуг и расчета платы за них в соответствии со ст. 157 ЖК РФ определен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 (далее Правила N 354).
Названные нормы являются императивными, поэтому решением собрания собственников дома они не могут быть изменены.
Согласно отчетам потребления тепловой энергии (Ткал) всеми корпусами по ул. Лавочкина д. 13 (размещены на официальном сайте ТСЖ: http://www.tsi-dubki.ru) к расчету платы по отоплению и ГВС принимается не объем тепловой энергии, зафиксированный прибором учета SA-94/2M N 024530, а объем, увеличенный на вероятные потери.
Согласно сравнительной таблице, на основании отчетов ТСЖ по потреблению тепловой энергии при расчете платы за отопление и ГВС (т. 3, л.д. 49-85), объем тепловой энергии, зафиксированный указанным прибором учета увеличен:
во втором полугодии 2012 г. на 53,63 Гкал; в 2013 г. на 101,67 Гкал; в 2014 г. на 316,13 Гкал; за январь - февраль 2015 г. на 5,46 Гкал., а согласно договору N 247 от 01.01.2014 объем потерь ТЭ подлежащий оплате составляет 44,7 Гкал. за весь год. (т. 1, л.д. 57).
Следовательно, довод заявителя апелляционной жалобы о применении для расчетов платежей показания единого счетчика тепловой энергии является необоснованным.
В соответствии с нормами, установленными п. п. 6 и 7 Правил N 354, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется по устному или письменному договору, условия которых должны соответствовать этим правилам.
Согласно абзацу 2 пункта 54 Правил N 354 "объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется исходя из показаний прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса... При этом общий объем (количество) произведенной исполнителем (а не поставленной по договору) за расчетный период тепловой энергии на цели отопления или горячего водоснабжения рассчитывается по показаниям фиксирующих такие объемы приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению или горячему водоснабжению...".
Многоквартирный жилой дом - корпус 2 дом 13 по ул. Лавочкина, так же как и все корпуса (кроме 5) "комплекса" оснащены общедомовыми многоканальными приборами учета произведенных исполнителем (ТСЖ "Дубки") коммунальных услуг (отопление, ГВС), что подтверждено Актами ввода этих приборов в эксплуатацию (т. 2 л.д. 75-80, т. 3 л.д. 7).
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на положения заключенных с поставщиком договоров поставки ТЭ и теплоносителя несостоятельна, так как названные договоры противоречат требованиям ст. 157 ЖК РФ и п. 54 Правил N 354, признанных решением Верховного Суда Российской Федерации от 11.04.2014 N АКПИ14-98, не противоречащим закону и п. 4 статьи 421 ГК РФ.
Согласно названным нормам условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иным правовым актом.
В соответствии с п. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иным правовым актом.
В соответствии со ст. 426, п. 4 ст. 539, ст. 548 ГК РФ приобретение исполнителем (ТСЖ "Дубки") у ресурсоснабжающей организации коммунальных ресурсов с целью обеспечения потребителя (собственников помещений) коммунальными услугами осуществляется на основании публичного договора энергоснабжения (ресурсоснабжения), при заключении и исполнении которого являются для сторон обязательными требования Жилищного кодекса РФ, Правил N 354 и Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее Правила N 124).
В соответствии с подпунктом "Г" пункта 21 названных Правил в совокупном объеме коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, выделяется объем коммунального ресурса, использованного для предоставления коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям нежилых помещений, подлежащий оплате этими собственниками и пользователями.
Из этого следует, что учет потребленного жилыми помещениями коммунального ресурса при самостоятельном изготовлении коммунальной услуги (п. 54 Правил N 354) должен осуществляться приборами, установленными на оборудовании, с использованием которого исполнителем (ТСЖ) была произведена коммунальная услуга по отоплению или горячему водоснабжению раздельно от потребленного коммунального ресурса нежилыми помещениями.
Однако эти требования закона и иных правовых актов, обязательных при заключении договоров о поставке коммунального ресурса сторонами не соблюдены.
При таких обстоятельствах ссылка на договоры теплоснабжения N 247 от 01.01.2013 и от 01.01 2014 г. необоснованна.
Объем потребляемых многоквартирным домом (корпус 2) коммунальных услуг по отоплению и ГВС определяется, как обоснованно указано в оспариваемом Предписании общедомовым (корпус 2 дома 13) многоканальным прибором учета тепловой энергии ТС-5 00-0-6-3 N 05216, фиксирующим объем коммунальной услуги по отоплению жилых помещений и многоканальным прибором учета ТС-100-0-2-1 N 05186 - фиксирующим объем коммунальной услуги по отоплению нежилых помещений.
Кроме того в соответствии с п. 3.1.19 договора от 01.01.2014 ТСЖ "Дубки" обязуется "в целях учета поставленной потребителю (в данном случае ТСЖ) тепловой энергии использовать коллективные (общедомовые), а также индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета", а в соответствии с п. 3.1.32 передавать показания этих приборов учета для определения объема поданной в расчетном периоде тепловой энергии...".
В соответствии с п. 4.1 указанного договора "Объем поданной РЕСУРСОСНАБЖАЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ тепловой энергии в многоквартирные дома, оборудованные коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии (а не ресурса), определяется потребителем на основании показаний указанного прибора".
В соответствии с п. 4.3 этого же договора "для определения объема (количества) поданной тепловой энергии ПОТРЕБИТЕЛЬ в срок до 1 числа месяца, следующего за расчетным, передает в РЕСУРСОСНАБЖАЮЩУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ показания ПРИБОРОВ УЧЕТА ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ...".
В этой связи, названные договоры поставки тепловой энергии и теплоносителя вовсе не освобождают ТСЖ от обязанности установки ОПУ на каждый корпус.
Утверждение заявителя апелляционной жалобы о невозможности исполнения предписания ГЖИ в части производства расчета платы за отопление по корпусу 2 без совокупного объема тепловой энергии, потребленных корпусами 1 и 5, не основано на фактических обстоятельствах, противоречит материалам дела.
Согласно отчетам по потреблению тепла (Гкал) жилым комплексом, содержащим раздел "Расчет платы за отопление по корпусам многоквартирного жилого комплекса "Дубки" (размещены на официальном сайте ТСЖ: http://www.tsi-dubki.ru) в период 2012, 2013, 2014 годов и до ноября 2015 года указанный расчет производился по каждому корпусу отдельно.
С февраля 2014 года при расчете платы за отопление в нежилом корпусе 6 из общего объема потребленной ТЭ этим корпусом выделяется объем потребляемой ТЭ пользователем одного из помещений этого корпуса - Страховой компанией "РЕСО-гарантия".
Расчет платы за отопление в корпусе 2 в совокупном объеме с ТЭ потребляемой корпусами 1 (жилой дом) и 5 (нежилое помещение торгового назначения) стал осуществляться лишь с ноября 2015 года.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы о том, что корпус 2 дома 13 по ул. Лавочкина является составной частью единого недвижимого комплекса и к нему должны применяться правила о неделимой вещи, противоречит нормам закона.
Закон не содержит понятия "многоквартирный жилой комплекс", тем более в форме "единого неделимого объекта недвижимости".
В соответствии с ЖК РФ даже многоквартирный жилой дом не является единым объектом недвижимости, тем более не могут быть "единым объектом недвижимости" здания, принадлежащие разным собственникам и имеющим разноплановое назначение.
Статья 133.1 ГК РФ дает четкое определение единому недвижимому комплексу.
Из смысла указанной нормы следует, что взаимосвязанность между собой отдельных объектов недвижимости строительными конструкциями и инженерными коммуникациями, расположение их на едином земельном участке, огороженном общим забором, не являются основанием для признания этих объектов в качестве единого объекта недвижимости.
В соответствии с названной нормой единым объектом недвижимости может быть признана совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.
Корпусы: 3, 4, 5 и 6 дома 13 по ул. Лавочкина, являющиеся нежилыми зданиями, не имеют единого с жилыми корпусами (N 1 и N 2) назначения.
Все названные объекты физически и технологически не связаны, так как имеют различное социально-бытовое назначение, являются отдельно стоящими зданиями, имеют собственные свободные доступы (входы, выходы), самостоятельную транспортную доступность, лишь частично (корпус N 3) связан конструктивно с корпусами N 1 и N 2 подземной частью.
Все эти объекты в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрированы самостоятельно (отдельно друг от друга) и имеют своих собственников.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на положения Устава ТСЖ "Дубки" также подлежит отклонению, в связи со следующим.
В соответствии с положениями ст. ст. 135 и 136 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается объединение собственников помещений в многоквартирном доме или в нескольких многоквартирных домах для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме (домах).
Многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме.
Из этого следует, что собственники помещений в корпусах N 3 - 6 не могут объединяться в товарищество собственников жилья, поскольку эти объекты не являются жилыми, а поэтому собственники этих зданий не имеют права на общее имущество иных зданий, тем более жилых, и не могут принимать участие в совместном его управлении.
Договор на поставку тепловой энергии, заключенный ТСЖ с ресурсоснабжающей организацией содержит сведения о поставке ее именно в многоквартирные жилые дома (п. 1.1 Договора от 01.01 2014 N 247, приложения 1 и 2 к указанному договору) (т. 1, л.д. 54).
Сведений о наличии иных потребителей, кроме жилых домов, договор не содержит.
В соответствии с п. 4.14 названного договора ТСЖ должно производить расчеты с субпотребителями по заключенным с ними договорам.
Кроме того, п. 4.11 названного Договора обязывает ТСЖ, как потребителя тепловой энергии (это вытекает из положений подпункта "Г" пункта 21 Правил N 124) вести раздельный учет потребления тепловой энергии нежилыми помещениями многоквартирного жилого дома, которая подлежит оплате собственниками этих помещений.
Утверждение заявителя апелляционной жалобы о едином неделимом жилом комплексе противоречит и положениям Правил N 354, поскольку названные правила регламентируют правоотношения в сфере предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, понятие которых дано в ранее упомянутом Постановлении Правительства РФ и к каковым корпуса 3-6 не относятся.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции не верно применил положения п. 54 постановления Правительства N 354 и исключил из платы за отопление, размер потребленной энергии для нужд услуги отопления и ГВС, подлежит отклонению в связи со следующим.
ТСЖ "Дубки", являясь исполнителем коммунальных услуг по ГВС и отоплению, осуществляет начисление платежей на основании решения общего собрания от 10.03.2011 г., протокол N 18 (т. 2, л.д. 47).
Согласно названному решению общего собрания плата за отопление увеличивается:
- - "на стоимость электроэнергии ЦТП и ВНС (годовой объем электропотребления распределяется пропорционально площади, находящейся в собственности);
- - на стоимость тепловой энергии, использованной на подогрев холодной воды для нужд ГВС превышающей стоимость тепловой энергии использованной для нужд ГВС в соответствии с тарифами и нормативами, установленными Главой городского округа Химки (распределяется пропорционально площади, находящейся в собственности)".
Этим же решением установлено, расчет платы за ГВС производит по тарифам и нормативам, установленным Постановлением администрации городского округа Химки".
Этот порядок начисления платежей по ГВС и отоплению, сохраняющийся до настоящего времени (письма ТСЖ от 21.04.2015 N 1077, от 23.10.2014 б/н), как указывалось ранее, не соответствует положениям ст. 157 ЖК РФ и п. 54 Правил 354.
В соответствии с п. 54 Правил N 354 (абз. 1) расчет платы за отопление и ГВС осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса, использованного при производстве коммунальной услуги по отоплению и ГВС.
В состав общего имущества многоквартирного дома входят теплообменники, обеспечивающие нагрев воды для нужд отопления и ГВС с использованием тепловой энергии. Электрическая энергия для подогрева теплоносителя не используется. Это обстоятельство подтверждается к договорами N 247 от 01.01.2013 и от 01.01.2014 с ООО "ТСК Мосэнерго" к от 15.07.2013 N 80018489 с ОАО "Мосэнергосбыт".
Согласно п. 1.1 договора N 247 и п. 1.3 договор N 80018489 ООО "ТСК Мосэнерго" поставляет тепловую энергию для целей обеспечения потребителем (ТСЖ) коммунальными услугами по отоплению и ГВС, а ОАО "Мосэнергосбыт" поставляет электрическую энергию для целей обеспечения коммунальной услугой по электроснабжению.
Из этого следует, что электрическая энергия для обеспечения коммунальной услуги по отоплению и ГВС не используется, а используется тепловая энергия.
Формула N 20 Приложения 2 к Правилам N 354 содержит прямое указание, что при определении размера платежей учитывается коммунальный ресурс, используемый для подогрева воды.
Электрическая энергия, используемая для освещения ИТП, обеспечения работы водонасосной станции относится к эксплуатационным расходам, обеспечивающим функционирование общего имущества многоквартирного дома.
При этом потребляемая электроэнергия не используется на цели подогрева воды для отопления и ГВС, а насосная станция, кроме прочего, обеспечивает подачу и холодной воды для нужд ХВС, что противоречит положениям абз. 5 п. 54 Правил N 354 и распоряжения Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 09.12.2014 N 162 РВ.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы не невозможности исполнить пункт 5 оспариваемого Предписания, подлежит отклонению в связи со следующим.
Согласно предписанию ТСЖ "Дубки" обязано:
- - в платежных документах указывать объем потребления электроэнергии на общедомовые нужды;
- - в платежных документах указывать объем коммунальной услуги по отоплению в Гкал, а не в квадратных метрах, как это делается сейчас.
Названное требование жилищной инспекции полностью соответствует требованиям ст. 157 ЖК РФ, Правилам N 354, Постановлению Правительства Московской области от 27.12.2013 г. N 1161/57.
Таким образом, у административного органа имелись необходимые и достаточные основания для выдачи оспоренного предписания, процедура проведения проверки и выдачи предписания соблюдена.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда Московской области.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, так как доводы, изложенные в ней не подтверждаются материалами дела.
Руководствуясь статьями 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 15.09.2016 года по делу N А41-36651/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья
Н.В.МАРЧЕНКОВА
Судьи
Н.В.ДИАКОВСКАЯ
Е.Е.ШЕВЧЕНКО
Н.В.МАРЧЕНКОВА
Судьи
Н.В.ДИАКОВСКАЯ
Е.Е.ШЕВЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)